Civilization 6 скифия гайд
Firaxis представила очередного лидера из игры Sid Meier’s Civilization VI. Ей стала царица Томирис.
Томирис возглавила кочевые племена пастухов примерно в середине VI века до н.э. после смерти своего мужа, а ее деяния, как царицы Скифов, упоминаются в трудах многих великих древних писателей.
Скифы будут сильной и агрессивной цивилизацией во время начальных этапов игры. Помочь в этом призваны конные лучники саки - уникальное мобильное подразделение, не требующее траты лошадей на производство.
Курган – строение, доступное лишь скифам, увеличит приток золота и очков веры, позволив получить бонусы пантеона быстрее соперников. Если расположить его рядом с пастбищами, то можно получить дополнительные бонусы.
Курганы служили памятниками на месте захоронений. Часто их было легко заметить из далека, ведь некоторые из них были поистине велики – более 500 метров в ширину и 27 в высоту.
Скифия − держава в игре Civilization VI.
Игровое описание [ ]
Скифы были свободным (очень свободным) союзом не имевших письменности кочевых скотоводов, которые бродили по степям Центральной Азии в течение примерно тысячи лет. Большая часть информации о них известна от горстки древних историков, вроде Геродота и Страбона. Ещё есть несколько упоминаний в индуистских текстах – не так уж и много. В период расцвета скифы жили по всей Понтийско-Каспийской степи и за её пределами – от сегодняшней Украины до Маньчжурии. Они обслуживали срединную часть Шёлкового пути, богатели за счет работорговли, разработали особый художественный стиль и оставили цивилизации легенды о кентаврах и амазонках… и всё, пожалуй.
Современные исследователи отмечают, что термин «скиф» был использован древними писателями для обозначения самых разных степных всадников, никак не связанных, но имеющих несколько общих черт в образе жизни и языке. Геродот утверждал, что скифы прибыли из восточных степей, где безуспешно воевали с близкородственными массагетами. В связи с этим скифские племена мигрировали на запад, переправились через реку Аракс и в течение 30 лет вытеснили киммерийцев (которые мигрировали в Ассирию и бесчинствовали там). Будучи опытными наездниками и лучниками, скифские племена распространились по всему региону и проводили время, устраивая набеги на македонские и персидские поселения.
Через несколько десятилетий такой жизни в 530 году до н.э. персидский царь Кир Великий послал предложение руки и сердца правительнице массагетско-скифской орды Томирис. Когда она отвергла его предложение, Кир разбил лагерь на реке Сырдарье и начал строить лодки. Томирис это не понравилось, и она предложила Киру сойтись в честном бою в дне пути от реки на открытой местности (идеально подходящей для атак конницы). Кир принял вызов и покинул лагерь со своими лучшими воинами. Зная, что скифы не знакомы с опьяняющим эффектом вина, царь оставил в лагере огромное количество алкоголя под охраной небольшого отряда. Основные силы скифов во главе с сыном Томирис Спаргаписом разгромили лагерь, но, празднуя победу, напились вина, после чего были перебиты вернувшимся Киром. Спаргапис покончил с собой. Узнав о катастрофе, Томирис объявила тактику персов «нечестной» и повела на них вторую волну атаки. В завязавшейся битве Кир был убит, а его армия разгромлена. Томирис приказала найти тело персидского царя, обезглавила его и опустила голову в чан с кровью в знак символической мести. Об этом повествуют записи Геродота. На самом деле всё могло быть не так захватывающе.
В 513 году до н.э. основательно раздражённые персы под командованием лично Дария Великого вновь вторглись в скифские земли, на сей раз с армией в 700 тысяч человек. Так как у скифов не было полей и городов, которые нужно защищать, они пользовались большими пространствами и подвижностью конницы, мудро не вступая в открытый бой. Конные лучники просто нападали на медленную колонну, уничтожали отставших и неповоротливые обозы. Геродот сообщает, что в какой-то момент большой скифский лагерь наконец-то выстроился для битвы, но вдруг раздался громкий возглас, и скифы ускакали, погнавшись за зайцами. Дарий, должно быть, сказал что-то вроде «Да эти ребята нас ни капельки не уважают!» Сильно поредевшее войско Дария в конце концов вышло к Волге. Там оставшиеся без еды и припасов разочарованные персы повернули назад и вернулись в свою империю, не солоно хлебавши. А скифы продолжили развлекаться набегами на границы.
Археологические находки в больших погребальных холмах, которые называются курганы (кроме них скифы ничего не строили), говорят о том, что около 470 года до н.э. вождь Ариапиф (так его звали греки, настоящее имя неизвестно) смог объединить множество скифских племен и провозгласил себя «царём». Его преемники правили скифами до 340 года до н.э., когда династия была свергнута великим Атеем (ещё одно греческое имя). По словам Страбона, объединив все скифские племена между Дунаем и дельтой Дона, Атей вскоре вступил в конфликт с Филиппом II из Македонии. 90-летний Атей был убит в бою в 339 году до н.э., и его царство распалось. Десять лет спустя сын Филиппа Александр снова сразился со скифами и выиграл решающий бой на реке Сырдарье, окончательно обезопасив границы. После этого греки смогли двинуться на юг, навстречу славе. Вскоре после этого расхрабрившиеся кельты вытеснили скифов с Балкан. Есть подозрение, что в горах всадники не так успешны, как в степи.
В то же время несколько скифских племен (ныне известных как индо-скифы) под предводительством царя Мая мигрировали на юго-запад в Бактрию, Согдиану и Арахозию. Во время правления Азеса II в 35 году до н.э. они серьёзно потеснили индо-греков в Пенджабе и Кашмире. Тем не менее Азес был последним индо-скифским царём, и вскоре после его смерти индо-скифы были захвачены кушанами, а затем парфяне вторглись с запада, и упоминания о скифах исчезли из индийских источников.
На западе в степях Крыма и Украины остальные скифские племена ещё три века жили по-прежнему: скакали верхом и грабили. Иногда они даже основывали города, например, Неаполь Скифский (возле современного Симферополя) был крупным торговым центром крымских скифов. Но экспансия Римской империи испортила скифам всю малину. Готы оттеснили сарматов от римской границы, а те в свою очередь ринулись на земли скифов, хотя это была скорее ассимиляция, чем завоевание. В середине III века готы разграбили Неаполь Скифский, и на этом скифскому царству официально пришёл конец (хотя римляне и греки имели неприятную привычку называть любых степных кочевников скифами. Например, Приск, византийский дипломат, постоянно называл скифами воинов Аттилы).
Таким образом, скифы исчезли, оставив на память о себе лишь курганы, разбросанные по всей степи. Невзрачные бугорки для простых кочевников, огромные «царские» курганы для вождей и великих воинов; эти последние были не просто кучей грязи над телом, а состояли из слоёв дёрна, окружавших центральную камеру; дёрн нужен был для того, чтобы на нём в загробной жизни паслись лошади, захороненные вместе с умершими. В одном из таких курганов археологи нашли более 400 лошадиных скелетов, образующих геометрический рисунок вокруг умершего вождя. Не только лошадей убивали вместе со знатным скифом. Его подданные и вассалы также получали сомнительную привилегию сопровождать умершего в загробный мир. Самый большой из курганов высотой с шестиэтажный дом и более 90 метров в ширину у основания. Довольно продвинутая постройка для каких-то наездников-варваров.
Согласно записям Геродота, на скифский обряд погребения стоило посмотреть. Присутствующие на похоронах пронзали стрелой свою левую руку (разумеется, не правую, которой натягивали тетиву), резали себе руки и грудь, а иногда даже отрезали часть ушей. В годовщину похорон некоторых вождей 50 лошадей и 50 рабов убивали, потрошили, а затем насаживали на колья вокруг кургана, так, чтобы мёртвые рабы сидели на мёртвых лошадях. Такие запоминающиеся мероприятия, возможно, легли в основу греческих легенд об амазонках. Во многих курганах (около двадцати процентов) в низовьях Дона и Волги захоронены женщины, одетые в боевые доспехи и вооружённые луками и мечами «словно они были мужчинами». Несмотря на то, что настоящими амазонками они не были, это доказывает, что среди скифов, действительно, было немало женщин-воительниц, таких например, как легендарная Томирис.
Если так, этим воительницам следовало быть очень крепкими духом, ведь обычаи скифских воинов наводили ужас на их цивилизованных соседей. Небритые и татуированные скифские конные лучники обычно были вооружены коротким композитным луком с зазубренными стрелами, оставлявшими рваные незаживающие раны. Кочевники смачивали наконечники стрел смесью змеиного яда, разложившейся крови и конского навоза, чтобы обеспечить раненому скорую смерть. Согласно преданиям, после битвы скифы пили кровь убитых врагов, а затем обезглавливали их – только сделав это, они могли претендовать на свою долю трофеев. В то время как первая традиция (пить кровь) была довольно широко распространена среди варваров, вторая, определённо, встречалась редко. Скальпы мёртвых врагов украшали уздечки, щиты и колчаны. Черепа особенно доблестных (по скифским понятиям) врагов покрывались позолотой и использовались в качестве кубков на торжествах.
Скифы вызывали такой ужас у греков, что вдохновили их на создание мифов о кентаврах, полулюдях-полужеребцах, вооружённых смертоносными стрелами. Учёные полагают, что библейский пророк Иеремия говорил именно о печально известных скифских всадниках, когда предупреждал израильтян, что на них снизойдут воины, которые «жестоки и не имеют никакого милосердия, голос их шумит, как море, и несутся они на конях, убивая всех». Кстати говоря, у скифов тоже был пантеон богов, довольно заурядный: солнце, луна, война, смерть, охота и так далее – что ещё можно было ожидать от непросвещённых язычников. Но слишком религиозными они не были. Заветы их богов, кажется, были менее строгими, чем те, что высекали на каменных скрижалях.
Конечно, кроме скальпов и черепов после битвы оставались и трофеи. Скифы часто захватывали золото и серебро во время набегов на персов и македонцев, а также получали в обмен на рабов. Скифские мастера знали толк в дизайне. Особенно им удавались животные – волки, олени, грифоны, барсы, орлы, и, конечно, лошади – изображённые в момент смертельной схватки. Животные всех видов появлялись в большинстве их работ: на керамике, бронзовых изделиях, высеченных из камня идолах и других предметах (иногда спокойные, иногда сцепившиеся в бою). Оба варианта изображений часто появлялись на брошах, ремнях, шлемах, серьгах, ожерельях, браслетах и других безделушках, найденных в курганах.
Существует множество теорий (это вообще основной продукт жизнедеятельности учёных) о причинах упадка и исчезновения скифов. В конце концов, ни один цивилизованный народ не хотел жить в степи. Некоторые учёные предполагают, что они постепенно стали переходить к оседлому образу жизни, жениться на женщинах из близлежащих районов и отказались от скотоводства и грабежей. Несколько курганов конца III века содержат печи – символ домашнего очага. Да при одной мысли об этом любой настоящий скиф перевернётся в гробу. Другие теории предполагают, что скифов заставила осесть длительная засуха или лошадиная чума. Третьи уверены, что исчезновению скифов способствовало их пристрастие к алкоголю (помните Спаргаписа?) так как пастбища стали использоваться для выращивания зерновых.
Как бы то ни было, скифы определённо оживили унылые ландшафты степей Восточной Европы, установив стандарт чистого варварства и кровожадности, к которому появившиеся позже сарматы, гунны, монголы, Тимуриды и казаки могли только стремиться.
Все юниты получают +5 к боевой мощи при атаке повреждённых юнитов. При уничтожении юнита восстанавливают до 30 ОЗ.
Историческая цель
Неприязнь к предательствам:Симпатизирует цивилизациям, которые объявляет друзьями. Не любит предателей, объявляющих внезапные войны.
Томирис — лидер в игре Civilization VI.
Игровая информация [ ]
Царица скифов Томирис – серьёзная угроза. Она действует быстро и решительно, особенно в Древний и Классический периоды. К счастью, у Томирис строгий кодекс чести и она никогда не ударит врагу в спину; она нападает лишь на тех, кто это заслужил плохим обращением с другими.
Скифы – хозяева открытых лугов и равнин. Это чисто военная цивилизация, которая предпочитает селиться рядом с лошадьми и прочими ресурсами пастбищ. Эти типы территории позволят им строить много конных юнитов и находить места для возведения курганов – ключевых строений религии (по возможности той, где поклоняются пантеону бога открытого неба). Будьте очень осторожны, если Томирис находится с вами на одном континенте – внезапная война против другой цивилизации быстро настроит её против вас. Это было бы равносильно войне против двух цивилизаций одновременно.
Игровое описание [ ]
Древняя скифская царица Томирис упоминается в «Историях» Геродота, Страбона, Полиэна, Кассиодора и Иордана. Французский поэт Дешам включил её в список девяти «воительниц» в балладах XIV века. Её рисовали такие художники как Рубенс, Аллегрини, Маттиа Прети и Гюстав Моро, хотя ни один из них не знал, как она выглядела. На самом деле, помимо единственного сражения, которое описал Геродот, а за ним повторили остальные, о Томирис мало что известно. Видимо, у цивилизации наблюдалась серьёзная нехватка героических воительниц из диких племён.
Ну а вот краткий пересказ истории Геродота…
Томирис стала вдовой скифского вождя приблизительно в 530 году до н. э. и, предположительно, сама возглавила его племена. У неё был как минимум один ребёнок, злосчастный (а может, просто неудачливый) Спаргапис, который командовал конницей. В это же время власть над Ахеменидской империей (которую слишком часто называют «Первой Персидской империей») перешла в руки Кира. Изначально он планировал расширять территории на юг, что закончилось бы конфликтом с Египтом, но, для начала решил укрепить восточные границы, где непредсказуемые скифы (частью которых и были массагеты) устроили ему кровавую баню.
Сначала Кир попытался пойти по проторенной дорожке: хочешь совладать с проблемой – женись на ней. Он отправил послов к Томирис с предложением брака. Умница Томирис сразу же поняла, что Кир сватается не к ней, а к её королевству, и ответила отказом. После чего Кир переместил армию к реке Сырдарья, и, не скрывая своих намерений по захвату земель, приказал начать стоить лодки. Без сомнения, он решил, что «не мытьём, так катаньем» добьётся своего. В ответ Томирис отправила ему послание, что вызывает на битву между двумя войсками (и собрала армию), в котором написала: «Не трудись над соединением речных берегов; на три дня пути мы отойдём от реки, тогда переходи в нашу землю. Если же предпочитаешь допустить нас в твою землю, то сделай то же самое». Советники царя рекомендовали ему выбрать персидский берег.
Однако Кир решил поступить по-другому. Последовав совету Креза из Лидии, Кир решил встретить скифов на их берегу, перешёл через реку и двинулся вглубь их земель. Там он устроил ловушку – разбил лагерь, оставив щедрые запасы вина, с которыми местные дикари были незнакомы. На страже должна была стоять горстка солдат, пока Кир якобы вёл свою армию на поле боя. Но на самом деле его войско отошло на небольшое расстояние и затаилось в ожидании неизбежной атаки кочевников. Выждав, пока те захватят лагерь и хорошенько напьются, Кир напал бы на них и выиграл войну.
Так всё и вышло. Пьяная массагето-скифская толпа под управлением Спаргаписа была окружена и, в считанные минуты, потеряла треть бойцов. Остальные попали в плен, в том числе и сын Томирис. Узнав про это, Томирис отправила гонца с требованием, что раз её сын был пойман «благодаря коварству, а не военной доблести», то он должен быть освобождён. Кир отказался, а протрезвевший Спаргапис совершил самоубийство (хотя об этом Геродот почти ничего не пишет). Разъярённая мать собрала конных лучников и союзников и напала на врага. Согласно древним греческим хроникам…
«Происходило оно, как я слышал, так: вначале оба войска обстреливали друг друга из луков на значительном расстоянии, потом, когда стрелы кончились, перешли в рукопашную и бились копьями и мечами. Войска долго стояли друг против друга, и ни одна сторона не обращалась в бегство; наконец массагеты победили. Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит. Процарствовал он двадцать девять лет. Томирис велела разыскать среди павших труп Кира. Найдя, она окунула его голову в кровь и, издеваясь над нею, сказала: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала». Из многих источников, описывающих смерть Кира, этот кажется мне самым достоверным».
После этого Томирис, воинственная предводительница скифов, пропала из «истории» (если вообще когда-то там была)… как и сами скифы пару веков спустя. Но это действительно потрясающая история о материнской мести.
Сегодня мы рассмотрим возможности лидеров Норвегии, Рима и Скифии, а также их влияние на процветание цивилизаций в Civ 6.
Цивилизация: Норвегия
Лидер: Гаральд Гардрад
Уникальный бонус -Кнарр
Юниты получают возможность выйти на океанские тайлы, как только будет завершено изучение Судостроения. Морские юниты могут хилиться на нейтральной территории. Все «норвежцы» игнорируют дополнительные сборы за вход и выход с тайлов.
Уникальный юнит: Берсеркер
Уникальная единица инфраструктуры: средневековая деревянная церковь
Необходима для тренировки Апостолов. Религиозные районы получают дополнительный бонус соседства от расположения неподалёку от леса. Церковь заменяет собой Храм.
Уникальная абилити Гардрада: Гром Севера
Позволяет всем без исключения морским юнитам ближнего боя совершать грабежи и заниматься рейдерством на прибрежных территориях.
Уникальный юнит Гардрада: Ладья Викингов
Морской юнит, который появляется в Древней Эре. Позволяет грабить прибрежные районы врага, а также захватывать в рабство гражданских юнитов. 4 хода, когда находится в море рядом с берегом.
Играем за Гаральда Гардрада
Его не зря назвали Грозным или Суровым еще при жизни. Гаральд постоянно жаждет крови и ни перед чем не остановится, чтобы эту страшную жажду утолить. Как и в реальной истории, в Civ 6 этот парень- угроза всему живому. Но и у него есть своя выигрышная стратегия. Так как Норвегия рано получает выход к морю, игрок должен как можно быстрее раскрутить маховик войны и обозначить свое присутствие на морских тайлах. Правда, сначала это будет не война, а набеги на земли соседей на знаменитых ладьях. Своевременная постройка Деревянной Церкви может заложить хороший фундамент для религиозной победы. Однако наиболее логично все же бустить милитаристкие мускулы Гаральда и идти в сторону достижения условий для успеха на военном поприще.
Играя против Гаральда Гардрада, нужно помнить, что его девиз- Последний Король Викингов. Поэтому логично предположить, что он будет оперировать традиционными ценностями и понятиями – корабли, набеги, золото, рабы, военная победа. Интересно, что Гардрат склонен дружить с цивилизациями или городами, которые очень похожи на его собственную, но при этом пренебрежительно относится к тем обществам, где флота нет или он в зачаточном состоянии. Так что, если у геймера ярко выраженная морская болезнь, то лучше Гардраду на пути не попадаться.
Читайте также: