Программы для создания linux
Существует множество языков программирования, и время от времени появляются новые, но как будущий разработчик программного обеспечения для Linux, ориентированный на настольные приложения, нужно понимать, что нужно для создания надежных, эффективных, гибких, расширяемых, удобных и прежде всего безопасных приложений.
И одна из первых вещей, которые нужно знать, это понять соответствующий язык для разработки различных программ.
Ниже приведен список лучших языков программирования, которые можно использовать для разработки настольных приложений в Linux, этот список не основан на уровне важности, так как все языки здесь хороши, и они также кроссплатформенны, что означает вы можете заставить те же приложения работать на других операционных системах.
1. C / C ++
Эти два языка, хотя и считаются разными языками программирования, C ++ - это просто расширение языка Cи, и он добавляет объектно-ориентированные возможности в C, поэтому их можно сгруппировать вместе.
Как вы, возможно, уже знаете, Linux в основном работает на языке Cи с частями сборки. Поэтому вы можете использовать Cи и использовать GTK + кросс-платформенный инструментарий для приложений с графическим интерфейсом.
C++ считается лучшим выбором для разработки программного обеспечения из-за его высокой производительности, но, возможно, он не подходит для новичков из-за его высоких требований к точности в таких областях, как управление памятью. Он также широко используется для разработки программного обеспечения Windows.
Вы также можете использовать Qt, который является отличной кросс-платформенной средой разработки приложений, основанной на C ++.
Qt является как коммерческим, так и открытым исходным кодом и очень поможет вам в разработке настольных приложений в сочетании с C и C ++.
2. Java
Java - это мощный, полностью объектно-ориентированный и кроссплатформенный язык программирования, который предлагает широкие возможности для построения сетевых приложений.
Изначально Java была предназначена для запуска апплетов в веб-браузерах, но она всегда имела удивительные возможности для запуска настольных приложений с самого начала.
Java - одна из лучших, особенно если у вас есть намерение разрабатывать приложения, которые будут работать практически на любой соответствующей операционной системе. Java прекрасно подходит для перехода с одной операционной системы на другую, особенно с Windows или Mac OS X на Linux , без необходимости переноса существующих приложений.
3. Python
Python - это высокоуровневый, универсальный, динамичный и интерпретируемый язык программирования, который верно становится популярным на рынке.
Многие программисты обращаются к Python из-за его легкого для чтения синтаксиса и способности позволить программистам выражать концепции в несколько строк кода по сравнению с другими языками программирования. Ему легко учиться, и это хороший вариант для начинающих.
Python является одним из популярных языков в Linux , и многие приложения разрабатываются с его использованием, и вы можете использовать фреймворки, такие как Qt и GTK .
4. JavaScript (Electron)
JavaScript прост в изучении, и при использовании в сочетании с HTML и CSS вы можете создавать удивительные настольные приложения для Linux.
Electron - это среда, используемая для разработки собственных кроссплатформенных приложений с использованием веб-технологий, и она активно поддерживается в GitHub и сообществе участников.
Это также хороший вариант для начинающих, намеревающихся разрабатывать настольные приложения для Linux и других операционных систем.
5. Shell
Shell не только позволяет системному пользователю взаимодействовать с ядром, но также является полноценным языком программирования, причем наиболее распространенными являются конструкции языка общего программирования с GNU Bash (Bourne Again Shell) .
Он совместим с sh (Bourne Shell), а также включает в себя множество полезных функций от ksh (Korn Shell) и csh (C Shell) . Вы можете использовать его с такими инструментами, как Qt et al, которые позволяют отображать диалоговые окна GTK + из терминала, используя скрипты.
Заключение
Как всегда, у вас также есть свои собственные взгляды, поэтому любая критика, которая просвещает и помогает пользователям Linux, приветствуется. Если вы используете языки программирования и фреймворки, не добавленные в этот список, вы можете сообщить нам об этом и о любом другом мнении по данной теме, оставив комментарий внизу.
Если статья была для вас полезной, просим поставить лайк и подписаться на наш канал . Также посетите наш сайт , чтобы увидеть больше подобного контента.
Без надёжных инструментов разработки вы не сможете воспользоваться лучшими преимуществами Linux. К счастью, Linux и открытое инструментальное программное обеспечение легко доступно. Однако, если вы новый пользователь, вы можете не знать, какие утилиты лучше выбрать, так что вот 10 выдающихся инструментов, которые помогут поднять вашу разработку на другой уровень.
1. Bluefish
Bluefish — одна из популярнейших интегрированных сред разработки, доступных для работы в вебе. Bluefish может обрабатывать языки программирования и языки разметки, но фокусируется на создании динамических и интерактивных веб-сайтов. Как и многие приложения для Linux, Bluefish быстр и лёгок — он использует примерно 30‒40 процентов ресурсов, потребляемых аналогичными приложениями.
Bluefish может открывать несколько документов одновременно: до 3 500 документов, если необходимо. Он включает в себя поддержку проекта, удалённую поддержку файлов, поиск и замену (включая регулярные выражения), неограниченную отмену/принятие сделанных изменений, настраиваемую подсветку синтаксиса для многих языков, сглаживание текста в окнах, а также поддержку различных кодировок.
Одной из лучших особенностей Bluefish является Quickbar — пользовательская панель, которая позволяет вам добавлять кнопки путём кликания по правой клавише мыши и выбора пункта «Добавить в Quickbar» (Add To Quickbar). Вы можете добавлять в Quickbar любую HTML-кнопку.
В Bluefish есть ряд простых инструментов, которые помогут вам добавить различные элементы в ваш код. Нужен auto-submit select box в DHTML? Легко. Выберите «Auto-submit Select Box» из выпадающего списка «DHTML» и заполните необходимые пункты для добавления элемента в ваш код. В Bluefish есть мастера для Си, Apache, DHTML, DocBook, HTML, PHP+HTML и SQL. Если вы разрабатываете свои сайты вручную, то без Bluefish вам не обойтись.
2. Anjuta
Anjuta — свободная открытая интегрированная среда разработки для языков Си и C++. Anjuta мощна и проста в установке (например, команда urpmi anjuta в Mandriva Linux). Anjuta предлагает такие функции, как управление проектами, прикладные мастера, интерактивный отладчик и мощный редактор исходного кода — с просмотром кода, его автозаполнением и подсветкой синтаксиса.
Anjuta имеет гибкий интерфейс пользователя, который позволяет вам перемещать (drag-and-drop) инструменты в набор инструментов для организации интерфейса пользователя в вариант, который вам больше нравится. Плюс каждый размещённый пользователем набор инструментов постоянен для проекта, так что вы можете иметь различные наборы инструментов для каждого проекта.
Anjuta также имеет мощную систему плагинов, которая позволяет вам решать для каждого проекта какие плагины активны, а какие — нет. И, как во всех открытых проектах, вы можете сами разработать свои плагины для Anjuta.
Одним из самых мощных инструментов в Anjuta является менеджер проекта. Он не только может открывать почти все проекты, основанные на Automake и Autoconf; он не добавляет никакой информации, связанной с Anjuta, так что ваш проект также может обслуживаться и разрабатываться вне Anjuta.
3. Glade
Glade — это RAD-инструмент, используемый для создания инструментария GTK+ и для среды рабочего стола GNOME. Его интерфейс подобен GIMP и может быть настроен и даже встроен в Anjuta.
Glade включает в себя ряд шаблонов, таких как текстовые блоки, диалоги, чекбоксы и меню, созданных для ускорения разработки интерфейсов. Конструкции интерфейса хранятся в XML, который позволяет им быть легко связанным со внешними инструментами.
Установка Glade проста. Например, в Fedora вы можете запустить команду yum install glade3 . В Glade нет такого мощного менеджера проекта как в Anjuta, но вы можете создавать, редактировать и сохранять проекты с Glade.
4. GCC
GCC — это набор компиляторов для Си, C++, Objective-C, Фортрана, Java и Ады, разработанный в рамках проекта GNU. Это инструмент командной строки, но он очень мощен. Многие интегрированные среды разработки имеют инструменты, которые являются только front-end’ами для GCC. Наиболее часто используются компиляторы для кода на Си и C++.
Как один инструмент компилирует приложения на разных языках? Просто: для Си вы применяете команду gcc, а для C++ вы применяете команду g++ — два компилятора в одном инструментарие. И g++ — компилятор, а не просто препроцессор.
GCC построит объектный код из исходного кода без использования посредника. Этот метод создаёт лучший объектный код и даёт вам больше отладочной информации.
5. Kdevelop
Kdevelop был создан в 1998 году как простая в использовании интегрированная среда разработки для среды рабочего стола KDE. Kdevelop в настоящее время распространяется под лицензией GNU General Public License и свободен для использования.
Он основан на плагинах, так что вы можете добавлять и удалять их для создания точно того, что вы хотите. Kdevelop также включает в себя поддержку профилей, так что различные наборы плагинов могут быть ассоциированы с конкретными проектами.
Kdevelop поддерживает 15 языков программирования, каждый из которых имеет свои языковые особенности. Он также предлагает отладчик, систему управления версиями Subversion, мастера приложений, просмотрщик документации, управление сниппетами, интеграцию Doxygen, инструменты RAD, поддержку Ctags, переформатирование кода, поддержку QuickOpen и панель окон с панелью инструментов.
Одной из лучших особенностей Kdevelop является то, что он снимает множество низкоуровневых задач из рук пользователей. Kdevelop включает в себя менеджер Automake.
6. GDB
GDB не является инструментом для разработчиков, но этот инструмент многие разработчики считают для себя важным. GDB — это отладчик проекта GNU.
- запускать ваше приложение с указанием аргументов, переключателей или вводов, которые будут влиять на его поведение;
- заставлять ваше приложение останавливаться на конкретном поведении;
- проверять что произошло, когда ваше приложение остановилось;
- добавлять изменения в вашу программу, так что вы можете тестировать прямо в полёте.
7. KompoZer
KompoZer — простой в использовании WYSIWYG-инструмент, направленный на нетехнических пользователей, которые хотят создать профессиональный веб-сайт без знания HTML.
KompoZer имеет ряд выдающихся особенностей. Одной из лучших особенностей является возможность открыть веб-сайт из URL, редактировать этот сайт и загрузить отредактированный сайт. Эта особенность упрощает обновление сайтов, лишая необходимости редактировать HTML. Конечно же, вам потребуется разрешение на загрузку сайта. Эта особенность также хороша для использоваия других сайтов в качестве шаблонов.
KompoZer не следует рассматривать только как инструмент для начинающих. Думайте о нём как о бесплатной открытой замене Microsoft FrontPage и Adobe Dreamweaver. И, как его более дорогостоящие альтернативы, в KompoZer можно перемещаться между WYSIWYG и редактированием кода путём кликания по табу.
8. Eclipse
Eclipse — мультиязычная интегрированная среда разработки, написанная на Java, с обширной системой плагинов, позволяющей вам расширить функциональность. Скачиваемый более миллиона раз ежемесячно, Eclipse — одно из сильнейших решений в области разработки программного обеспечения. Это, по сути, стандарт для открытой разработки.
Предположительно, сильнейшим аспектом Eclipse является особенность плагинов. Только для языков в Eclipse создано 58 плагинов. На этих языках не говорят — это языки разработки. Eclipse имеет огромное сообщество и множество организаций, предлагающих обучение интегрированным средам разработки, которое включает в себя даже университет Eclipse.
9. Make
Make — это утилита Linux, которая может автоматически определить, какие части программы нужно перекомпилировать. После того, как Make работает в частях, которые должны быть перекомпилированы, он выдаёт команды, необходимые для завершения действия.
Make часто используется при установке приложений из исходного кода, так что разработчики открытых приложений должны иметь хорошее представление об этом инструмение и о том, как он используется. Если вы планируете разработку приложения, которое можно будет установить из исходного кода, вам нужно знать как создавать Makefile.
Этот Makefile описывает отношения между разными файлами. Если вы знакомы с установкой приложений, вы знаете строковый тип ./configure; make; make install.
10. Quanta Plus
Quanta Plus — другой инструмент HTML для разработки, похожий на KompoZer. Он способен как на WYSIWYG, так и на ручной режим и поддерживает HTML, XHTML, CSS, XML и PHP.
Особенности Quanta Plus заключаются в завершении тегов на лету, управлении проектами, быстром предварительном просмотре, отладчике PHP, поддержке CVS и Subversion. Quanta Plus, в отличие от KompoZer, направлен на более опытного пользователя, который хочет хороший редактор WYSIWYG.
А что используетет вы?
Какие советы и мнения вы можете дать, основываясь на своём опыте, по инструментам, которые мы рассмотрели? Или у вас есть любимая свободная интегрированная среда разработки, которая не включена в этот список?
Все действия в операционной системе выполняются с помощью программ, поэтому многим новичкам интересно не только использовать чужие программы, а писать свои. Многие хотят внести свой вклад в кодовую базу OpenSource.
Это обзорная статья про программирование под Linux. Мы рассмотрим какие языки используются чаще всего, рассмотрим основные понятия, а также возможности, разберем как написать простейшую программу на одном из самых популярных языков программирования, как ее вручную собрать и запустить.
1. На чем пишут программы?
Исторически сложилось так, что ядро Unix было написано на языке Си. Даже более того, этот язык был создан для написания ядра Unix. Поскольку ядро Linux было основано на ядре Minix (версии Unix), то оно тоже было написано на Си. Поэтому можно сказать, что основной язык программирования для Linux это Си и С++. Такая тенденция сохранялась на протяжении долгого времени.
Мы не будем рассматривать основы Си в этой статье. Си - сложный язык и вам понадобится прочитать как минимум одну книгу и много практиковаться чтобы его освоить. Мы рассмотрим как писать программы на Си в Linux, как их собирать и запускать.
2. Библиотеки
Естественно, что если вам необходимо вывести строку или изображение на экран, то вы не будете напрямую обращаться к видеокарте. Вы просто вызовете несколько функций, которые уже реализованы в системе и передадите им данные, которые нужно вывести на экран. Такие функции размещаются в библиотеках. Фактически, библиотеки - это наборы функций, которые используются другими программами. В них находится такой же код, как и в других программах, разница лишь в том, там необязательно присутствие функции инициализации.
Библиотеки делятся на два типа:
- Статические - они связываются с программой на этапе компиляции, они связываются и после этого все функции библиотеки доступны в программе как родные. Такие библиотеки имеют расширение .a;
- Динамические - такие библиотеки встречаются намного чаще, они загружены в оперативную память, и связываются с программной динамически. Когда программе нужна какая-либо библиотека, она просто вызывает ее по известному адресу в оперативной памяти. Это позволяет экономить память. Расширение этих библиотек - .so, которое походит от Shared Object.
Таким образом, для любой программы на Си нужно подключать библиотеки, и все программы используют какие-либо библиотеки. Также важно заметить, на каком языке бы вы не надумали писать, в конечном итоге все будет сведено к системным библиотекам Си. Например, вы пишите программу на Python, используете стандартные возможности этого языка, а сам интерпретатор уже является программой на Си/С++, которая использует системные библиотеки для доступа к основным возможностям. Поэтому важно понимать как работают программы на Си. Конечно, есть языки, вроде Go, которые сразу переводятся на ассемблер, но там используются принципы те же, что и здесь. К тому же системное программирование linux, в основном, это Си или С++.
3. Процесс сборки программы
Перед тем как мы перейдем к практике и создадим свою первую программу, нужно разобрать как происходит процесс сборки, из каких этапов он состоит.
Каждая серьезная программа состоит из множества файлов, это файлы исходников с расширением .c и заголовочные файлы с расширением .h. Такие заголовочные файлы содержат функции, которые импортируются в программу из библиотек или других файлов .с. Перед тем. как компилятор сможет собрать программу и подготовить ее к работе, ему нужно проверить действительно ли все функции реализованы, доступны ли все статические библиотеки и собрать ее в один файл. Поэтому, первым делом выполняется препроцессор, который собирает исходный файл, выполняются такие инструкции, как include для включения кода заголовочных файлов.
На следующем этапе к работе приступает компилятор, он выполняет все необходимые действия над кодом, разбирает синтаксические конструкции языка, переменные и преобразовывает все это в промежуточный код, а затем в код машинных команд, который мы можем потом посмотреть на языке ассемблера. Программа на этом этапе называется объектный модуль и она еще не готова к выполнению.
Далее к работе приступает компоновщик. Его задача связать объектный модуль со статическими библиотеками и другими объектными модулями. Для каждого исходного файла создается отдельный объектный модуль. Только теперь программа может быть запущена.
А теперь, давайте рассмотрим весь єтот процесс на практике с использованием компилятора GCC.
4. Как собрать программу
Для сборки программ в Linux используется два типа компиляторов, это Gcc и Clang. Пока что GCC более распространен, поэтому рассматривать мы будем именно его. Обычно, программа уже установлена в вашей системе, если же нет, вы можете выполнить для установки в Ubuntu:
sudo apt install gcc
Перед тем как мы перейдем к написанию и сборке программы, давайте рассмотрим синтаксис и опции компилятора:
$ gcc опции исходный_файл_1.с -o готовый_файл
С помощью опций мы говорим утилите что нужно сделать, какие библиотеки использовать, затем просто указываем исходные файлы программы. Давайте рассмотрим опции, которые будем сегодня использовать:
- -o - записать результат в файл для вывода;
- -c - создать объектный файл;
- -x - указать тип файла;
- -l - загрузить статическую библиотеку.
Собственно, это все самое основное, что нам понадобится. Теперь создадим нашу первую программу. Она будет выводить строку текста на экран и чтобы было интереснее, считать квадратный корень из числа 9. Вот исходный код:
int main() printf("losst.ru\n");
printf("Корень: %f\n", sqrt(9));
return 0;
>
Я специально добавил функцию корня чтобы показать как работать с библиотеками. Сначала нужно собрать объектный файл. Перейдите в папку с исходниками и выполните:
gcc -c program.c -o program.o
Это этап компиляции, если в программе нет ошибок, то он пройдет успешно. Если исходных файлов несколько, то такая команда выполняется для каждого из них. Далее выполняем линковку:
gcc -lm program.o -o program
Обратите внимание на опцию -l, с помощью нее мы указываем какие библиотеки нужно подключить, например, здесь мы подключаем библиотеку математических функций, иначе компоновщик просто не найдет где есть та или иная функция. Только после этого можно запустить программу на выполнение:
Конечно, все эти действия могут быть выполнены и с помощью различных графических сред, но выполняя все вручную, вы можете лучше понять как все работает. С помощью команды ldd вы можете посмотреть какие библиотеки использует наша программа:
Это две библиотеки загрузчика, стандартная libc и libm, которую мы подключили.
5. Автоматизация сборки
Когда мы рассматриваем программирование под Linux невозможно не отметить систему автоматизации сборки программ. Дело в том, что когда исходных файлов программы много, вы не будете вручную вводить команды для их компиляции. Можно записать их один раз, а затем использовать везде. Для этого существует утилита make и файлы Makefile. Этот файл состоит из целей и имеет такой синтаксис:
цель: зависимости
<Tab> команда
В качестве зависимости цели может быть файл или другая цель, основная цель - all, а команда выполняет необходимые действия по сборке. Например, для нашей программы Makefile может выглядеть вот так:
program: program.o
gcc -lm program.o -o program
program.o: program.c
gcc -c program.c -o program.o
Затем вам достаточно выполнить команду make для запуска компиляции, только не забудьте удалить предыдущие временные файлы и собранную программу:
Программа снова готова и вы можете ее запустить.
Выводы
Создание программ Linux очень интересно и увлекательно. Вы сами убедитесь в этом, когда немного освоитесь в этом деле. Сложно охватить все в такой небольшой статье, но мы рассмотрели самые основы и они должны дать вам базу. В этой статье мы рассмотрели основы программирования в linux, если у вас остались вопросы, спрашивайте в комментариях!
Курс программирования на Си под Linux:
Ниже я расскажу о 8 утилитах которые помогут и облегчат работу по созданию собственного дистрибутива.
1. Linux Respin
2. Linux Live Kit
Linux Live Kit другой инструмент который вы можете использовать для создания своего дистрибутива или создания резервной копии ОС. Предпочитает Debian но к счастью замечательно работает и на других дистрибутивах если они обеспечивают поддержку ядерных модулей aufs и squashfs. Linux Live Kit очень короткий и удобный мастер по созданию дистрибутива – просто выполняйте инструкции шаг за шагов и всё будет готово.
3. Ubuntu Imager
Ubuntu Imager хороший инструмент для создания своего дистрибутива основанного на Ubuntu. Это не единственное такое приложение для Ubuntu, но так как оно хорошее, нельзя было его не упомянуть. Не буду детально останавливаться на его работе, так как для него есть ЧаВо с инструкциями по установке и работе.
4. Linux from Scratch
5. Slax Modules Tool
6. Live Magic
Live Magic еще одна утилита Debian для создания дистрибутива. Она может создавать CD, USB, и сетевые образы. Его гораздо проще использовать, чем некоторые другие приложения в этом списке, такие как Remastersys, но он не использует вашу работающую систему как основу для создания образа. Вместо этого следуйте указаниям мастера и выберите свои параметры конфигурации. Программа вытащит пакеты из ваших репозиториев и добавит их в ваш образ.
7. Instalinux
Изюминка Instalinux в том, что он позволяет создавать образы ISO онлайн. На сайте можно выбрать на каком дистрибутиве будет основан ваш (это CentOS, Debian, Fedora, Mint, OpenSUSE, Scientific, и Ubuntu), какую версию это дистрибутива использовать и какие пакеты. Instalinux создает небольшой загрузочный ISO (в среднем 30mb) который после загрузки начнет установку и получит все остальные необходимые пакеты из интернета. Это самый универсальный инструмент из списка, к тому же веб-интерфейс прост в использовании. Однако он не предоставит вам live-образ с готовым рабочим окружением и рабочим столом.
8. SUSE Studio
Для пользователей SUSE лучший выбор SUSE Studio. Немного похоже на Instalinux, SUSE studio позволяет вам используя веб-интерфейс создать свой собственный дистрибутив на основе SUSE. Доступно создание образов для CD, DVD, USB, жестких дисков, VMware, VirtualBox, и Xen. Перед использованием вам потребуется создать аккаунт – это просто, так как используется Single Sign On, и вы быстро можете зарегистрироваться используя ваш аккаунт Google, Facebook, и т.п. Вы сможете выбрать какая версия SUSE будет использована как основа, серверная редакция или нет, и какое окружение рабочего стола будет включено в сборку.
В заключении.
Я надеюсь, что эти инструменты для создания собственного дистрибутива Linux помогут вам. Их уровень сложности (и мощности) варьируется, но я попытался включить как простые в использовании приложения, так и приложения, которые дают вам больше возможностей. В дополнение к этим приложениям многие дистрибутивы имеют свои собственные инструменты, которые были упомянуты здесь, поэтому, если вы используете другой дистрибутив, лучше сначала проверить, какие инструменты доступны в частности для него , а затем, если вас не устроит то что вы найдете, попробуйте универсальные.
Читайте также: