По словам андрея это простая программа для игры в шахматы с компьютером знаки препинания
Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Педагоги
Корякина Нина Владимировна, педагог дополнительного образования.
Содержание программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.
Цели программы
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Результат программы
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
· Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
· Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
25) 1) Почему ты почти каждый день опаздываешь Олеся 2) Папа прочитал письмо и радостно закричал Вадик скоро приедет 3) По словам дедушки урожай в прошлом году был большой 4) Игорь попросил чтобы я посоветовала ему пару интересных книжек
26)1) По словам синоптиков сегодня в нашем городе будет сильный снегопад 2) Кристина сказала что не будет принимать участия в концерте 3) Алла Александровна сегодня уехала на конференцию объявил Евгений Иванович 4) Почему мне нельзя поехать летом в лагерь мама
27)1) Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М. Горький 2) Он говорил о своей любви к книгам 3) Она подумала и рассказала нам необычайную историю 4) Она просила рассказать ей эту историю
28)1) С добрым утром дорогие друзья 2) В зарослях ивняка закричала какая-то птица 3) С добрым утром я кричу 4) Ребята бережно обращайтесь с учебником
29)1) Любишь кататься люби и саночки возить 2) Цыплят по осени считают 3) Он нагнулся к ней и спросил Псина ты откуда 4) Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня
30)1) По новостям сказали что завтра ожидается дождливая погода 2) Ваня почему ты вчера пропустил занятия 3) Пожалуйста вымойте за собой посуду попросила мама 4) Детей наказывай стыдом а не кнутом
32)1) Стёпа как вы переправлялись на другой берег 2) Стёпа ответил что они ловили рыбу на обычную удочку 3) Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку тихо сказал дедушка 4) По словам Стёпы самый хороший клёв был ранним утром
33)1) Покажите нам созвездие Большой Медведицы капитан 2) Капитан показал где находится созвездие Большой Медведицы 3) По словам капитана созвездие Большой Медведицы напоминает ковш 4) Капитан ответил Большая Медведица похожа на перевёрнутый ковш
34) 1) Кто основал в Москве Третьяковскую галерею дедушка 2) Дедушка рассказал об основателе Третьяковской галереи в Москве 3) По словам дедушки Третьяковская галерея является сокровищницей русской живописи 4) Павел Третьяков был собирателем русской живописи сказал дедушка
35) 1) По мнению Ани нельзя было оставлять друзей в беде 2) Разве можно оставлять друзей в беде Аня 3) Аня никогда не оставит друга в беде гордо сказала Маша 4) Маша говорила что Аня никогда не оставляет друзей в беде
36) 1) Кто у вас играет на гитаре по утрам сосед 2) Сосед робко признался что на гитаре играет его сын 3) По словам соседа Василий ещё только осваивает гитару 4) Василий станет хорошим гитаристом сказал сосед
37) 1) Соседка кто у вас играет на трубе по утрам 2) Соседи попросили трубача чтобы он репетировал позже 3) По словам соседки её брат Михаил готовится к музыкальному конкурсу 4) Соседка убедительно произнесла Михаил победит на конкурсе
38) 1) По словам охотников Подмосковье славится своими лесами 2) Охотники сказали что Подмосковье славится своими лесами 3) Много ли в Подмосковье охотничьих и рыболовных мест 4) Охотники утверждают Подмосковье славится своими лесами
39) 1) Где водится знаменитая рыба омуль рыбаки 2) Рыбаки утверждают что омуль водится только в чистой воде Байкала 3) По словам бывалых рыбаков Байкал знаменит омулем 4) Бывалые рыбаки говорят Байкал знаменит омулем
40) 1) Как называются горячие источники на полуострове Камчатка 2) Географы говорят что такие источники называются ге́йзеры 3) Путешественники утверждают Камчатка восхищает Доли́ной ге́йзеров 4) По словам путешественников Камчатка привлекает своими ге́йзерами
41)1) По словам Пушкина осень дарила ему вдохновенье 2) Пушкин говорил что осень для него особая пора 3) Пушкин есть солнце русской поэзии громко произнёс Жуковский 4) Что ты рано осень в гости к нам пришла
42) 1) По мнению бабушки ходить зимой без шапки нельзя 2) Бабушка озабоченно сказала Ваня забыл надеть шапку 3) Почему ты пошёл гулять без шапки Ваня 4) Бабушка сказала что Ваня забыл надеть шапку
43) 1) По рассказам местных жителей здесь раньше было озеро 2) Старожилы говорили что раньше в этих местах было озеро 3) Андрей как можно не знать истории родного края 4) Андрей сказал Маша прекрасно знает историю родного края
44) 1) Маша не умеет кататься на лыжах озабоченно сказал папа 2) Давай я научу тебя кататься на лыжах Маша 3) По словам папы через неделю начнутся лыжные гонки 4) Папа сказал что Маша не умеет кататься на лыжах
45) 1) По словам Коли всё свободное время он готовится к лыжным гонкам 2) Коля сказал что надеется опередить соперника на финальной части дистанции 3) Под каким номером ты будешь участвовать в соревнованиях Коля 4) Коля будет участвовать в лыжных гонках объявил тренер Юрий Петрович
46) 1) Катя подтвердила что очень волновалась перед выступлением 2) По словам Кати выбрать стихотворение для конкурса ей помогла подруга 3) Михаил Алексеевич одобрительно сказал Катя хорошо подготовилась к конкурсу чтецов 4) Ты будешь участвовать в следующем туре конкурса Катя
47) 1) Юра ответил что книгу он купил на международной ярмарке детской литературы 2) По словам Юры это лучшая книга из серии приключенческих романов 3) Елена Ивановна объявила Юра расскажет нам о самых интересных книжных новинках 4) Книги какого автора ты предпочитаешь Юра
48)1) Андрей ответил, что в шахматном клубе он играет два года 2) По словам Андрея это простая программа для игры в шахматы с компьютером 3) Юлия Сергеевна объявила Андрей стал чемпионом турнира по шахматам 4) Как давно ты научился играть в шахматы Андрей
49) 1) По словам Тани фотостудия находится недалеко от дома 2) Какие фотографии ты выберешь для выставки Таня 3) Таня ответила что хочет заниматься в фотостудии 4) Николай Иванович сказал Таня отберёт несколько фотографий для выставки
50) 1) Алёша сказал что в команде он хочет быть защитником 2) По словам Алёши футбольной команде нужен вратарь 3) Ирина Андреевна уверенно сказала Алёша станет хорошим футболистом 4) Какой матч ты сегодня будешь смотреть Алёша
51) 1) По словам Кати репетиция праздничного концерта прошла успешно 2) Кто тебе помог нарисовать такие красочные плакаты Катя 3) Катя отвечает за оформление сцены напомнила Наталья Петровна 4) Катя сказала что сцена будет украшена шарами и плакатами
52) 1) По словам Вани в краеведческом музее проходит новая выставка 2) Ваня сказал что в краеведческом музее он побывал впервые 3) Ваня расскажет о посещении музея громко объявил Павел Петрович 4) Что тебе понравилось в краеведческом музее Ваня
53) 1) Когда ты отправишься в летнюю математическую школу Петя 2) Мария Павловна отметила Петя нашёл два способа решения этой сложной задачи 3) По словам Пети он успешно прошёл собеседование по математике 4) Петя сказал что хочет записаться в летнюю математическую школу
55) 1) Серёжа сообщил что сделает доклад о планетах Солнечной системы 2) По словам Серёжи доклад он готовил долго и тщательно 3) Какая планета самая большая в Солнечной системе Серёжа 4) Наталья Павловна сказала Серёжа подготовит доклад о современных исследователях космоса
56)1) По совету родителей Ася решила участвовать в олимпиаде по географии 2) Родители посоветовали Асе чтобы она повторила названия рек и морей 3) Ты хорошо подготовилась к школьной олимпиаде Ася 4) Учитель географии объявил Ася будет представлять класс на школьной олимпиаде
57)1) Когда ты будешь участвовать в соревнованиях по фигурному катанию Тимофей 2) Тимофей покажет в программе новую комбинацию шагов сказал тренер 3) Тимофей заверил что находится в хорошей спортивной форме 4) По словам Тимофея в его выступление будут включены новые элементы
58)1) По словам Коли загородная поездка получилась интересной и радостной 2) После уроков Ольга Сергеевна объявила Коля подготовил фотоотчёт о нашей поездке 3) Не забудь взять с собой фотоаппарат Коля 4) Коля сказал что о коллективной загородной поездке мечтал весь класс
59)1) Какой стиль спортивного плавания ты освоил в этом году Серёжа 2) Серёжа считает что плавание брассом ему удаётся лучше всего 3) Серёжа будет участвовать в командных соревнованиях объявил тренер 4) По словам Серёжи занятиям плаванием он уделяет много времени
60)1) По словам Маши школьная ярмарка прошла оживлённо и весело 2) Маша с гордостью ответила что в школьной ярмарке участвовал весь класс 3) Виктор Петрович сказал Маша хорошо подготовилась к ярмарке 4) Что ты готовишь для школьной ярмарки Маша
62)1) Андрей ответил что в шахматном клубе он играет два года 2) По словам Андрея это простая программа для игры в шахматы с компьютером 3) Юлия Сергеевна объявила Андрей стал чемпионом турнира по шахматам 4) Как давно ты научился играть в шахматы Андрей
63)1) Вы уже заплатили за проезд ребята 2) Кондуктор попросил ребят заплатить за проезд 3) Кондуктор сказал чтобы ребята заплатили за проезд 4) Заплатите за проезд попросил ребят кондуктор
64)1) Знаете ли вы мои дорогие ученики куда впадает Волга 2) Ребята ответили что Волга впадает в Каспийское море 3) Волга впадает в Каспийское море переспросил пятиклассник 4) По словам учителя Волга впадает в Каспийское море
65)1) По мнению врачей физкультура будет мне полезна 2) Синоптики утверждают что погода в ближайшие дни не изменится 3) Иван Петрович немного приболел сказала Ольга 4) Зачем вы изменили вступление в книге Любовь Юрьевна
66)1) По указанию директора занятия сегодня закончатся раньше 2) Бабушка попросила чтобы мы купили ей лекарства 3) Когда мы поедем на экскурсию интересуется Таня 4) Как нам поступить Иван Сергеевич
В текущем веке компьютерные шахматы находят широкое применение у любителей этой древней игры. Современные технологии позволили человеку найти соперника в лице искусственного интеллекта. Также, с помощью шахматных программ люди имеют возможность сразиться друг с другом, находясь на любом удалении, используя интернет.
Ниже вашему вниманию представлены 15 шахматных программ для игры в шахматы на компьютере. Для того, чтобы воспользоваться ими подойдет любой персональной компьютер – данные программы не требовательны к характеристикам, а также они не займут много места на вашем диске. Помимо прочего, это бесплатно. Заинтересованные могут скачать игру шахматы бесплатно по ссылкам, приведенным после описаний каждой из программ.
Chess Kids
Программа для обучения шахматам детей. Имеет специально выполненный для ребенка графический дизайн. Заложенная в эту программу система обучения ориентирована на то, чтобы вовлечь и заинтересовать ребенка шахматами. Размеренная и шутливая подача материала наверняка понравится будущему чемпиону. На наш взгляд, это лучшее обучающее приложение для детей, которое к тому же можно скачать бесплатно.
Kasparov Chessmate
Или Шахматы с Гарри Каспаровым. Создана при непосредственном участии 13-го чемпиона мира. Содержит в себе ряд исторических партий Каспарова, а также упражнения и задачи, им составленные. В программе два одиночных режима: в первом игрок имеет возможность брать подсказки, изменять время на ход и уровень сложности; второй режим – турнир с возрастающим от каждого тура уровнем соперников, в заключительном раунде игроку предстоит сыграть с самим Каспаровым.
Chessimo
Шахматный симулятор, который предоставляет пользователю возможность обучения по направлениям: комбинация, стратегия, эндшпиль и т.д. Имеет 2D-интерфейс. Будет полезен начинающим шахматистам, желающим повысить свой уровень игры. Собственно, настоящая программа – своего рода тренер по шахматам. Ранее она так и называлась «Профессиональный шахматный тренер», в последствии была доработана и получила текущее название. Имеет небольшой объем.
Stone Chess
Классические шахматы, выполненные в 3D представлении и оформленные в каменном стиле. Игру можно вести против компьютера, у которого есть 5 уровней сложности, а также против человека по интернету или за тем же ПК. Имеются функция отображения опасных и безопасных позиций, а также возможность получать подсказки от компьютера. Процесс игры может быть сохранен и продолжен в любое другое время. Поддерживается статистика сыгранных партий.
Mephisto
Пусть и старенькая, но полноценная шахматная программа уровня кандидата в мастера спорта с приятной графикой и простотой настройки. Имеет функцию сохранения партий в базу, импорт и экспорт в формате PGN, а также режим анализа, выставление форы, различных контролей времени и т.д. Отлично переведенный на русский язык интерфейс, в том числе справка, с помощью которой вы легко освоите весь функционал.
ChessPartner
NagaSkaki
Queen
Простая, но добротная шахматная программа с приличным уровнем игры. Не требуется установки. Имеет дружественный графический интерфейс с классическим видом доски и малый размер. Поддерживает работу с форматом FEN.
Shredder Classic Chess
Широко известная любителям шахмат программа. Обладает функцией анализа и встроенным тренажером. Уровень игры – достаточно высокий, подойдет в том числе для опытных шахматистов.
Шахматы 3D
Шахматная программа, интересная в первую очередь трехмерной графикой. В остальном же – неказистый шахматный симулятор с неудовлетворительным уровнем игры. Имеет малый размер.
Elite Chess
Классического вида шахматы, имеющие удобный и ненавязчивый интерфейс с хорошим уровнем игры. Малый объем программы и ее мультиязычность несомненно являются еще парой достоинств.
BoxChess
Шахматная программа в минималистическом исполнении без претензий на роскошные эффекты и высокий уровень компьютерного интеллекта. Играет она определенно плохо, и на фоне аналогов предпочтительно выделяется разве что простотой и доступностью.
Мини
Как и предыдущая, данная шахматная программа представляет собой небольшой, компактный, даже «карманный» шахматный симулятор. Может представлять некоторый интерес в режиме игры Человек-Человек. В качестве партнера для игры с компьютером выбор в пользу Мини выглядит сомнительным.
Net Chess
Программа, предназначенная для игры в шахматы по интернету или на одном компьютере. В роли компьютерного соперника выступает шахматный движок, играющий в силу, никак не ниже крепкого второго разряда. Для высокого класса игроков программа не подойдет, но многим из широкого круга любителей шахмат может быть любопытна.
Гроссмейстер
Шахматная программа, которая удовлетворит и новичков, и шахматистов, искушенных игрой. Имеет прекрасно отрисованную графику и анимацию. Поддерживает два визуальных режима: 2D и 3D. Огромное количество настроек от алгоритма компьютерного противника до звуковых и зрительных эффектов.
Современные шахматы известны с конца XV века. На протяжении своей истории для проведения шахматной партии необходимы были 3 компонента:
- шахматная доска 8х8;
- 16 черных и 16 белых фигур;
- и 2 человека.
Настоящая ситуация такова, что цифровые технологии позволяют обходиться не только без физических, иначе материальных, досок и фигур, но также и без людей вовсе. Цифровые модели и алгоритмы, состоящие из единиц и нулей, способны заменить собой все 3 компонента. Они получили название шахматных программ. Причем, что касается составляющей – людей, то дело уже дошло до того, что никакой интриги в противостоянии компьютера и человека в настоящее время не существует и шахматные программы соревнуются друг с другом, в рамках целых ежегодных турниров. В эпоху компьютеризации такие турниры смотрятся естественным образом.
Компьютеры прочно вошли в жизнь человека и на сегодняшний день обзавестись шахматной программой может любой желающий – их огромное многообразие, которое удовлетворит самого взыскательного пользователя. Мотивом сразиться с компьютером в шахматы может послужить спортивный интерес или тренировка игры. Также шахматные программы служат средством анализа позиций. В настоящей статье выше были приведены 15 шахматных программ с кратким описанием их достоинств и ссылками для скачивания. Помимо того, что каждая из них позволит проверить свои силы против искусственного интеллекта, многие предоставляют возможность игрокам сыграть между собой, как в интернете на удалении друг от друга, так и за одним компьютером.
Для вашего удобства на нашем сайте собрано более десятка программ для игры в шахматы и не только для игры. Они также могут помочь в изучении шахмат и выступать своеобразным тренером. Конечно, русскоязычному пользователю важно, чтобы эти программы были на русском языке. И действительно, часть из них поддерживает русский язык, а другая часть, если и не поддерживает, то и особо в этом не нуждается из-за интуитивно понятного интерфейса, в котором разберется всякий желающий. Вы можете скачать игру шахматы на русском языке по ссылкам.
11 мая 1997 года на Гарри Каспарове, одном из сильнейших игроков в истории шахмат, был синий костюм в мелкую белую клеточку, кремовая рубашка и темный широкий галстук с полосками в цвет сорочки. Напротив него сидел один из программистов команды IBM и переставлял шахматные фигуры по указаниям суперкомпьютера Deep Blue, занимавшего два больших шкафа. Это была битва машины и человека. У Каспарова — блокнот, ручка и взволнованный взгляд, у компьютера — 480 процессоров. Впервые в истории компьютер одолел действующего чемпиона мира по классическим шахматам: это была последняя, шестая, партия матча, в котором Deep Blue победил с суммарным счетом 3 ½ — 2 ½ .
После той игры Каспаров был в гневе. Еще в 1988 году он заявлял, что как минимум до 2000 года компьютеры не смогут конкурировать с шахматными гроссмейстерами. Позже, когда в 1994 году немецкая программа Fritz 3 выиграла партии у Владимира Крамника, Вишванатана Ананда и других гроссмейстеров, это лишь скорректировало его мнение: Каспаров был уверен, что перед его творческой игрой бездушная машина не устоит. В 1996 году, сразу после первого матча с Deep Blue (его Каспаров выиграл со счетом 4—2), он снисходительно писал в журнале Time: «Хотя я и заметил признаки интеллекта, у компьютера все-таки была неэффективная и негибкая манера игры».
Но в мае 1997 года все пошло не так. Первую партию против компьютера Каспаров уверенно выиграл, но уже во второй он по ошибке сдался в стопроцентно ничейной позиции. В трех следующих партиях гроссмейстер выходил из дебюта с явным перевесом над Deep Blue, но потом машина идеально защищалась от всех атак и игры сводились к ничье. В шестой, решающей, партии Каспаров пошел на риск: он подставлял компьютер под позиционную жертву ферзя, но был уверен, что машина не будет отдавать фигуру только ради неочевидного стратегического перевеса. Авантюра не сработала — на восьмом ходу Deep Blue отдал ферзя и уже на девятнадцатом Каспаров сдался. Это было самое быстрое поражение в его карьере.
После игры шахматные эксперты спорили, какой именно ход стал решающей ошибкой гроссмейстера, а Каспаров требовал распечаток с ходами и обвинял IBM в обмане: по его мнению, важнейшие ходы компьютеру подсказывал человек. Но все это уже не могло поменять главного: 11 мая 1997 года компьютер обыграл действующего чемпиона мира по шахматам.
Как работал Deep Blue
Deep Blue родился из другого шахматного компьютера — Deep Thought, который с середины 80-х годов практически без официального финансирования разрабатывали аспиранты университета Карнеги-Меллон. К началу 90-х их проект сильно продвинулся. В 1989 Deep Thought выиграл чемпионат мира по шахматам среди компьютеров, а к лету 1990 года он побеждал уже примерно в половине игр с гроссмейстерами и в 90% игр с мастерами международного класса. После этих успехов программистов переманил к себе IBM — так начался проект Deep Blue.
В основе обоих компьютеров лежат примерно одни и те же подходы. Главный из них — минимаксный алгоритм. Каждый ход компьютер строит дерево следующих ходов: он перебирает все свои возможные действия и после каждого из них оценивает положение на доске, потом перебирает все ответные ходы соперника и оценивает уже их перспективы. После этого компьютер продолжает анализ: он смотрит, как можно ответить на ходы противника, и так повторяется до тех пор, пока не закончится время, отведенное на принятие решения. В конце компьютер выбирает тот ход, который в конечном счете приведет к наилучшему положению (отсюда слово «макси» в названии алгоритма) при оптимальной игре соперника (отсюда слово «мини» — компьютер всегда идет по ветви дерева, где соперник делает худший для компьютера ход).
Каждый ход в шахматах у игрока есть примерно 30 вариантов действий. За один ход черными и белыми набегает около 900 вариантов развития событий (30*30), за два — примерно 810 000, а за восемь число вариантов уже превышает количество атомов во Вселенной. Конечно, перебрать все эти ходы абсолютно невозможно. Поэтому создатели Deep Blue оптимизировали алгоритм, чтобы он отсекал лишние варианты: во время перебора программа запоминает лучший ход, а те ветви, которые заведомо не могут привести к более выгодной позиции, — игнорирует.
Но даже такие уловки не помогают ни Deep Blue, ни другим компьютерам просчитать всю партию до конца. Поэтому в компьютерных шахматах многое завязано на вычислительной мощности: чем больше операций в секунду совершает компьютер, тем дальше в партию он может заглянуть. В максимальной конфигурации Deep thought работал на шести процессорах и просчитывал не более двух миллионов позиций за секунду, у Deep Blue в матче с Каспаровым было 480 процессоров, и он управлялся с 330 миллионами позиций. Каждый ход он заглядывал вперед в среднем на три своих шага и три шага противника. Этого оказалось вполне достаточно для победы.
Впрочем, без людей тоже не обошлось. Кроме программистов в команде IBM был гроссмейстер Джоэл Бенжамин. Он играл пробные партии с Deep Blue, отлавливал ошибки алгоритма, оптимизировал его оценку позиции (в конечной версии для этого использовалось более 8000 разных характеристик вроде количества фигур на доске) и составлял дебютную книгу компьютера (первые ходы алгоритм не просчитывал возможности на доске, а разыгрывал одну из наиболее подходящих случаю комбинаций, записанных в его архив). Так что в каком-то смысле Каспаров был прав: машине подсказывал человек, но не во время партии.
Deep Blue и современные компьютерные шахматы
После своей победы полная версия Deep Blue больше не сыграла ни одного официального матча и со временем была сдана в музей IBM, но другие шахматные компьютеры становились все совершеннее. Программисты использовали возможности своего железа все лучше и лучше, и в результате машины стали заметно сильней даже самых лучших гроссмейстеров. В ноябре—декабре 2006 года Deep Fitz разгромила другого действующего чемпиона, Владимира Крамника, со счетом 4—2, и этот матч стал последним громким шахматным соревнованием между человеком и машиной.
Дальше соревноваться с компьютерами было уже почти бессмысленно — они стали слишком сильными.
У шахматистов есть рейтинг Эло, основанный на статистике личных встреч. Согласно нему, сила Каспарова на пике его формы оценивалась в 2851 балл, и это почти самый высокий рейтинг в истории шахмат. Больше было только у нынешнего чемпиона, норвежца Магнуса Карлссена, — 2882 балла, но эти цифры не идут ни в какое сравнение с 3341 баллами у Stockfish — самой сильной шахматной программы современности, которая даже на мощностях смартфона может обыграть гроссмейстера.
Сейчас профессиональные шахматисты очень много используют компьютеры в своей работе. С помощью них они разбирают сыгранные партии, ищут ошибки и анализируют игру будущих соперников. Былое пренебрежение к компьютерным шахматам давно забыто.
Цифровые кентавры
Шахматы традиционно считаются атрибутом ума, и поэтому поражение Каспарова выглядело грандиозным событием в истории компьютеров: никто четко не понимал, что такое искусственный интеллект, но было очевидно, что машины обошли людей в одном из аспектов интеллектуального поведения.
В новых условиях, обещавших тревожные перспективы сознательных машин, быстрей всего сориентировался сам Каспаров: не зря интеллект — это еще и способность приспосабливаться к изменениям.
Уже в июне 1998 года он сыграл первый в истории матч в «продвинутые» (advanced) шахматы, где друг против друга выступают не просто живые люди, а пары человек—компьютер: соперником Каспарова и его искусственного помощника стал болгарский гроссмейстер Веселин Топалов, тоже «усиленный» компьютером.
Матч закончился со счетом 3—3 — немного разочаровывающий результат для Каспарова, который тогда в классических шахматах был сильнее болгарина, но зато в этот раз Каспаров остался доволен взаимодействием с компьютером. Он назвал матч весьма впечатляющим опытом и даже сравнил адванс (сокращенное название продвинутых шахмат) с «Формулой-1», где гонщикам нужно не только филигранно пилотировать, но и в совершенстве знать свой болид.
С годами адванс становился все популярнее — собирались команды, проводились чемпионаты. И формула успеха, выдвинутая Каспаровым, становилась все очевиднее: на соревнованиях раз за разом побеждали не маститые шахматисты с высокими рейтингами Эло, а скромные любители, отлично ладящие с компьютерными помощниками.
Так шахматисты стали одними из первых «цифровых кентавров». Им пришлось учиться не просто работать на компьютерах, чтобы лучше играть с живыми соперниками, но и работать вместе с компьютерами, чтобы играть партии в адванс. Пожалуй, свободней в таком сотрудничестве должны себя чувствовать только авиапилоты, которые берут на себя управление самолетом только при взлете, посадке и в экстренных ситуациях.
В прошлом году компьютерам сдался еще один интеллектуальный бастион. Программа AplhaGo, разработанная одной из дочерних компаний Google, победила человека в го — древнюю китайскую игру, где количество вариантов ходов множится еще быстрей, чем в шахматах. Машина обыграла одного из лучших игроков, южнокорейца Ли Седоля.
У программы были принципиально другие алгоритмы, чем у Deep Blue. АlphaGo работает на самообучающихся нейронных сетях, которые способны, к примеру, сами — без ручных установок тренеров — на основе огромной статистики партий постепенно понимать, какие позиции на доске выгодны, а какие нет.
Кроме победы в го нейронные сети за последние два года научились неплохо справляться со многими другими интеллектуальными и творческими задачами, которые традиционно считались под силу только человеку. Теперь они сочиняют стихи и рассказы, пишут музыку и рисуют картины в стилях известных художников, а на очереди стоит медицинская диагностика.
Это немного пугает. Одни боятся за свою работу, другие предчувствуют неминуемую машинную деградацию искусства, третьи вообще предрекают победу искусственного интеллекта над человеческим уже в планетарных масштабах, но пример с Deep Blue может немного остудить этот футурологический пыл. Шахматы (и шахматисты) еще живы — они только немного перестроились. Научились жить и работать бок о бок с машинами.
Читайте также: