Паскаль исправить ошибки в программе
Для того, чтобы найти ошибку, нужно поставить в соответствие друг другу все части условного оператора if и else.
Помним, что часть else относится к ближайшему if. При этом наличие части else не обязательно.
Кроме того, часто присутствует ошибка при вводе или выводе. Обязательно нужно проверить, та ли информация выводится на экран.
Особого внимания требует инициализация переменных.
Формат книги не позволяет рассмотреть все основные типы задач 2 части, рассмотрим лишь те, которые встречались на проверочных и экзаменационных работах последних двух лет.
На обработку поступает положительное целое число, не превышающее 10 9 . Нужно написать программу, которая выводит на экран сумму цифр этого числа, меньших 7. Если в числе нет цифр, меньших 7, требуется на экран вывести 0. Программист написал программу неправильно. Ниже эта программа для Вашего удобства приведена на пяти языках программирования.
Бейсик
Python
INPUT N
WHILE N > 0
DIGIT = N MOD 10
IF DIGIT < 7 THEN
END IF
WEND
Паскаль
Алгоритмический язык
begin
readln(N);
while N > 0 do
begin
digit := N mod 10;
if digit < 7 then
N := N div 10;
end;
writeln(digit)
нач
цел N, digit, sum
ввод N
нц пока N > 0
если digit < 7 то
все
кц
вывод digit
Си
int main()
int N, digit, sum;
while (N > 0)
if (digit < 7)
Последовательно выполните следующее.
1. Напишите, что выведет эта программа при вводе числа 456.
2. Приведите пример такого трёхзначного числа, при вводе которого программа выдаёт верный ответ.
3. Найдите все ошибки в этой программе (их может быть одна или несколько). Известно, что каждая ошибка затрагивает только одну строку и может быть исправлена без изменения других строк. Для каждой ошибки:
1) выпишите строку, в которой сделана ошибка;
2) укажите, как исправить ошибку, т.е. приведите правильный вариант строки.
Достаточно указать ошибки и способ их исправления для одного языка программирования. Обратите внимание, что требуется найти ошибки в имеющейся программе, а не написать свою, возможно, использующую другой алгоритм решения. Исправление ошибки должно затрагивать только строку, в которой находится ошибка.
Решение использует запись программы на Паскале. Допускается использование программы на любом из четырёх других языков.
1. Программа выведет число 4.
2. Пример числа, при вводе которого программа выдаёт верный ответ: 835.
Программа работает неправильно из-за неверной выводимой на экран переменной и неверного увеличения суммы. Соответственно, программа будет работать верно, если в числе старшая цифра (крайняя левая) равна сумме цифр, меньших 7.
3. В программе есть две ошибки.
Первая ошибка. Неверное увеличение суммы.
Строка с ошибкой:
sum := sum + digit;
Вторая ошибка. Неверный вывод ответа на экран.
Строка с ошибкой:
Для заданного положительного вещественного числа A необходимо найти максимальное целое число K, при котором выполняется неравенство
(при K = 0 сумма считается равной 0).
Для решения этой задачи ученик написал такую программу.
Бейсик
Python
DIM K AS INTEGER
INPUT A
WHILE S < A
WEND
PRINT K
Алгоритмический язык
Паскаль
нач
вещ a, s
цел k
ввод a
нц пока s<a
кц
вывод k
k: integer;
begin
read(a);
while s<a do begin
end;
write(k);
Си
int main()
double a, s;
int k;
while (s<a)
return 0;
Последовательно выполните следующее.
1. Напишите, что выведет эта программа при вводе числа 1.2.
2. Приведите пример числа, при вводе которого программа даст верный ответ.
3. Найдите в программе все ошибки (их может быть одна или несколько).
Для каждой ошибки выпишите строку, в которой она допущена, и приведите эту же строку в исправленном виде.
Обратите внимание: вам нужно исправить приведённую программу, а не написать свою. Вы можете только исправлять ошибочные строки; удалять строки или добавлять новые строки нельзя. Постарайтесь также не внести новые ошибки – за это оценка снижается.
Решение использует запись программы на Паскале. Допускается использование программы на других языках.
1. При вводе числа 1.2 программа выведет число 2.
2. Примеры чисел, при вводе которых программа выводит верный ответ: 1.6, 2.05.
Программа содержит две ошибки, одна из которых приводит к увеличению ответа, другая – к уменьшению.
В некоторых случаях эти ошибки компенсируют друг друга, и ответ оказывается правильным. Это происходит, если значение A попадает в один из следующих диапазонов: 1.5 < A < 1.83, 2 < A < 2.08.
3. Программа содержит две ошибки.
1) Неверная инициализация. Начальное значение S должно быть равно нулю.
В приведённом варианте вычисленная сумма оказывается на 1 больше правильного значения.
Строка с ошибкой:
2) Неверное определение ответа. Приведённая программа находит не максимальное K, при котором выполняется неравенство, а минимальное, при котором оно не выполняется, то есть увеличивает верное значение на 1.
Кроме того, использованный порядок действий в цикле (увеличение K после увеличения S) приводит к увеличению ещё на 1. Это можно было бы исправить, изменив порядок действий в цикле и уменьшив K после завершения цикла, но эти действия не разрешены по условию задачи.
Поэтому для исправления ошибки можно просто скорректировать значение при выводе.
Если ваша предыдущая программа hello.pas закрыта, то откройте её, нажав клавишу F3 (File | Open). Напоминаю, что все наши программы мы сохраняем в папке «C:\FPC\3.0.0\work».
Чтобы не затереть файл hello.pas нашими модификациями, сохраним открытый файл hello.pas под другим именем. Откройте меню «File» (Alt + F) и нажмите «Save as. ». В поле «Name» напечатайте helloClr.pas ( Clr — сокр. от «clear» — очищать) и нажмите «OK», чтобы сохранить программу под новым именем. После этого модифицируйте текст программы так, чтобы он соответствовал нижеприведенному варианту:
Запустите программу, нажав Ctrl + F9.
Идентификатор — это имя. Компилятор не понимает, что такое ClrScr . Вспомним, в прошлый раз подобная ошибка у нас была, когда мы пропустили букву « e» в слове Writeln . Компилятор не знал, что такое Writln и из-за этого ругался. Может быть, мы допустили ошибку в названии процедуры (команды) ClrScr ? Смотрим внимательно. Нет ошибок? И тем не менее компилятор не понимает, что такое ClrScr .
Да, так и есть. Компилятор не знает, что такое ClrScr .
Но почему тогда он знает Writeln и не знает ClrScr ? Дело в том, что процедура (команда) Writeln относится к базовым процедурам Паскаля, а вот алгоритм работы процедуры ClrScr описан отдельно. Отдельно — означает в отдельном модуле (файле). И для того, чтобы компилятор Free Pascal знал, как работает эта процедура, вы должны указать в своей программе, что используете модуль Crt . Так называется модуль, в котором описан алгоритм процедуры ClrScr . Или как еще говорят: реализована процедура ClrScr .
Добавим к нашей программе недостающую строку « uses Crt; »:
Uses — по-английски означает «использует». Модуль Crt — тот самый модуль, в котором реализована процедура ClrScr .
Теперь мы можем запустить нашу программу (Ctrl + F9):
Что ж, на этот раз наша программа запустилась, и даже очистился экран, вот только вместо « Привет! » мы видим на экране какую-то белиберду. Т. е. Free Pascal не отображает русские буквы (кириллицу), если подключен модуль Crt и используется процедура ClrScr (эксперимент показывает, что даже если удалить строку с вызовом процедуры ClrScr , проблема с отображением кириллицы все равно остается).
Открываем браузер, и в поисковой строке гугла вбиваем «free pascal clrscr не отображает русские буквы»:
Первая же ссылка приводит нас на форум, где мы находим решение:
Открываем пункт «Свойства» и переходим на закладку «Шрифт».
Возвращаем «Точечные шрифты», размер выставляем «10 x 18». Нажимаем «ОК».
И снова запускаем Free Pascal:
Как видите, вид окна поменялся.
Запускаем нашу программу (Ctrl + F9), нажимаем Alt + F5, чтобы переключиться в окно результатов работы программы, и видим результат:
Краткое содержание урока
✔ Мы узнали как правильно закрывать Free Pascal (раньше вы, скорее всего, просто нажимали на крестик в правом верхнем углу окна):
✔ Дополнили нашу программу «Привет!» очисткой экрана:
✔ Узнали новое ключевое слово языка Паскаль:
- uses — ключевое слово, после которого перечисляются все модули, используемые нами в программе.
✔ Познакомились с еще одной процедурой:
✔ Узнали о существовании модуля Crt .
✔ И наконец, мы впервые столкнулись с проблемой на уровне инструмента (Free Pascal): когда после подключения модуля Crt у нас перестали отображаться русские буквы (кириллица) в окне результатов. Мы не разобрались, почему это происходит, т. к. причины скрыты внутри модуля Crt . Можно ли выяснить причины, по которым у нас возникла проблема с кириллицей? Чисто теоретически, да. Но для этого нам бы понадобились знания, которые выходят за рамки наших уроков. Поэтому мы воспользовались обходным решением (workaround) — поменяли используемый в программе шрифт Lucida Console на точечный шрифт.
И вот здесь я хочу остановиться подробнее
Приведу аналогию. Представьте себе, что вы — работник дорожной службы, которому поручили на такой-то улице нарисовать «зебру» и поставить соответствующие знаки пешеходного перехода. Вы приехали на заданную улицу и обнаружили, что в том месте, где вам надо рисовать «зебру», из-под асфальта бьет фонтан воды, и образовалась лужа. Какие у вас есть варианты действий:
- Выяснить откуда вода (скорее всего, прорвало трубу), устранить течь, высушить лужу и уже после этого рисовать «зебру».
- Нарисовать «зебру» 50 метрами ниже (или выше) — там, где нет воды, и где дорожные условия позволяют это сделать.
Так вот, второй вариант — это и есть обходное решение (workaround). Оно может иметь серьезные недостатки. Например, школа находится именно там, где и надо было изначально рисовать «зебру», и если вы нарисуете её ниже (выше), то далеко не все школьники дойдут до этой зебры, а значит, на изначальном участке дороги будет повышенная аварийность из-за школьников, перебегающих дорогу в неположенном месте.
А что нужно, чтобы пойти по пути первого варианта? Другие компетенции. Если вы не владеете нужными навыками (и инструментами) — у вас нет экскаватора, чтобы добраться до трубопровода, сварочного аппарата и т. д. — то вам нужно ждать, когда другие люди решат возникшую проблему, прежде чем вы сможете нарисовать «зебру» именно там, где вам надо. В нашем примере это означает, что вы должны написать письмо разработчикам Free Pascal, описать возникшую проблему (некорректное отображение кириллицы после подключения модуля Crt ), и ждать, когда разработчики устранят эту ошибку в модуле Crt. На всё это может уйти неопределенное время. Или разработчикам Free Pascal будет вообще не до этой проблемы, и ваша «лужа» так никуда и не денется.
Другой сценарий: обладая нужными навыками, устранить самому эту проблему в модуле Crt. А для этого нужно знать, что такое дизассемблирование, обратная разработка (reverse engineering) и т. д.
Идеальный вариант — это, конечно, когда лужу устраняют те, кто за нее отвечают. Т. е. разработчики Free Pascal. Но мы живем не в идеальном мире, и поэтому нам иногда приходится использовать обходные решения.
И последнее: когда ваши программы перестанут вмещаться на одну страницу экрана, и будут занимать сотни, а то и больше, страниц, у вас могут тоже возникать подобные ситуации. Когда что-то идет не так и нужно найти причины проблемы, а потом её решение. И вот тут может возникнуть соблазн «передвинуть «зебру» на 50 метров выше или ниже» (использовать обходное решение) вместо того, чтобы разбираться, почему возникла проблема и как её устранить. В случае, когда речь идет о вашей зоне ответственности, такой подход, в целом, недопустим (!). Вы должны всегда понимать, что и почему происходит в вашей программе. Если оказывается, что программа ведет себя не так, как вы это задумывали, надо разбираться, почему она себя так ведет (откуда лужа?), а не цепляться за первое попавшееся решение, которое вроде бы «решает» вашу проблему.
Задания
- Что будет выведено на экране после запуска следующей программы?
- Исправьте все ошибки в следующей программе, и запустите исправленный вариант:
«illegal character» переводится как «некорректный символ».
Задания повышенной сложности
- Напишите программу, которая выведет на чистый экран текст программы hello.pas (см. урок 1).
1) чтобы вывести на экран пустую строку, используйте команду « Writeln; » (без скобок и одинарных кавычек);
2) для отступов используйте по 3 пробела;
3) чтобы вывести одинарные кавычки на экран, используйте по 2 одинарных кавычки, например: « Writeln( '''Привет''' ); » напечатает на экране не просто Привет , а 'Привет' .
Непонятно почему в скобках по 3 кавычки? Смотрите: самая левая и самая правая одинарные кавычки обрамляют тот текст, который мы хотим вывести на экран, например:
Writeln( 'Кафе Огонёк' );
Читайте также: