Отладка программы точки обнаружения и происхождения ошибок
Главная / Лекции / Технология разработки программных продуктов
- Отсутствие заданий начальных значений переменных.
- Неверные условия окончания цикла.
- Неверную индексацию цикла.
- Отсутствие задания условий инициирования цикла.
- Неправильное указание ветви алгоритма для продолжения процесса решения задачи.
- ошибки из-за недостаточного знания или понимания программистом языка программирования или самой машины
- ошибки, допущенные при программировании алгоритма, когда команды, используемые в программе, не обеспечивают последовательности событий, установленной алгоритмом.
- Пропуск некоторых операторов.
- Отсутствие необходимых данных.
- Непредусмотренные данные.
- Неверный формат данных.
- неверная синтаксическая конструкция программы
- программа выдает неверные результаты
- пропуск необходимого знака пунктуации
- несогласованность скобок
- пропуск нужных скобок
- неправильное формирование оператора
- неверное образование имени переменной
- неправильное использование арифметических операторов
- неверное написание зарезервированных слов
- Противоречивые команды.
- Отсутствие условий окончания цикла.
- Дублирование или отсутствие меток.
- Отсутствие описания массива.
- Запрещенный переход.
- Если ошибок много, то в первую очередь устранить очевидные.
- Обратиться к руководству по программированию на данном языке (справка).
- Выбрать хороший отладочный компилятор.
- Присваивание.
- Ввод.
- Чтение из файла.
3.2. Обнаружение ошибок.
3.3. Методы отладки.
- Отладка в соответствии с общим предложением "расставить операторы печати по всей программе"
Недостатки:- расстановка операторов печати заставляет программиста работать методом проб и ошибок
- в процессе отладки придется протестировать большое число данных
- требуется изменять программу при отладке. Эти изменения могут скрыть ошибку или внести новую
- стоимость использования методов данной категории для больших программ или систем может быть слишком высокой
- Отладка с использованием автоматических средств
Достоинства:- не нужно вносить изменения в программу
- Метод индукции.
Индукция - это анализ от частного к целому. Просматривая симптомы ошибки, установленные одним или несколькими тестами и взаимосвязи между ними, можно обнаружить причину ошибки. - Метод дедукции.
Данный метод позволяет на основе некоторых общих теорий или предпосылок, используя операторы исключения или уточнения, прийти к определенному заключению (обнаружить место ошибки). Чтобы сделать заключение мы должны просмотреть всю имеющуюся в нашем распоряжении информацию: все результаты всех тестов обо всех ошибках. Выдвинутые гипотезы поочередно исключаются из рассмотрения. - Прослеживание логики в обратном порядке.
Метод локализации для небольших ошибок. Отладка начинается в точке программы, где был обнаружен некоторый результат. Для этой точки на основании полученного результата следует установить, какими должны быть значения переменных. Мысленно выполняя из данной точки программы в обратном порядке и опять рассуждая примерно так: "Если бы в этой точке состояние программы было таким, то в другой точке должно быть следующее состояние", можно достаточно быстро и точно локализовать ошибку, т.е. найти место в программе между точкой, где состояние программы соответствовало ожидаемому и точкой, в которой состояние программы отличалось от ожидаемого.
- Трассировку программ
- Просмотр изменения значений контролируемых переменных и выражений в процессе трассировки
- Модификацию значений переменных для тестирования программы
- Просмотр значений фактических параметров, вызванных подпрограмм
- Работу с точками прерывания.
- Просмотр выходной информации
- Команду Debug/Add Watch (Ctrl+F7)
- При активном окне Watches можно использовать клавиши Insert для добавления выражения и Del - для удаления.
Пример:
A[10], 5 - начиная с 10-го выведет 5 элементов
Изменение переменных в процессе выполнения программы.
По команде Debug/Evaluate/Modify (Ctrl+F4) на экране разворачивается дополнительное окно, содержащее три поля и 4 кнопки. Чтобы изменить значение переменной надо перейти в окно New Value и внести исправления, затем нажать кнопку Modify. В поле Result появится новое значение переменной. Модифицировать можно только значения переменных.
В окно Expression можно ввести имя любой переменной программы или любое допустимое выражение, которое надо вычислить. Выражение строится в соответствии с синтаксисом языка Pascal.
Работа с процедурами и функциями.
При каждом вызове подпрограммы Pascal запоминает вызов и передаваемые подпрограммой фактические параметры в стеке вызова. Каждый раз во время очередного останова программы, при ее трассировке, можно запросить текущий стек вызова с помощью команды Debug/Call Stack (Ctrl+F3).
Задать/отключить точку останова - Ctrl+F8.
-
Отдельные программы следует тестировать сразу после их написания, чтобы убедиться, что каждая из них удовлетворяет своей спецификации.
Для разработки тестов на данном этапе применяется метод "ситуация-эффект".
Под ситуацией понимают условие или совокупность условий, а под эффектом - действия, которые должна выполнить программа при выполнении этого условия.
Задача: программа получает на входе 3 значения, воспринимает их как стороны треугольника и выводит его вид.
В предыдущей части мы рассмотрели исходный код и его составляющие.
После того, как вы начнете проверять фрагменты кода или попытаетесь решить связанные с ним проблемы, вы очень скоро поймете, что существуют моменты, когда программа крашится, прерывается и прекращает работу.
Это часто вызвано ошибками, известными как дефекты или исключительные ситуации во время выполнения. Акт обнаружения и удаления ошибок из нашего кода – это отладка программы. Вы лучше разберетесь в отладке на практике, используя ее как можно чаще. Мы не только отлаживаем собственный код, но и порой дебажим написанное другими программистами.
Для начала необходимо рассортировать общие ошибки, которые могут возникнуть в исходном коде.
Синтаксические ошибки
Эти эрроры не позволяют скомпилировать исходный код на компилируемых языках программирования. Они обнаруживаются во время компиляции или интерпретации исходного кода. Они также могут быть легко обнаружены статическими анализаторами (линтами). Подробнее о линтах мы узнаем немного позже.
Синтаксические ошибки в основном вызваны нарушением ожидаемой формы или структуры языка, на котором пишется программа. Как пример, это может быть отсутствующая закрывающая скобка в уравнении.
Семантические ошибки
Отладка программы может потребоваться и по причине семантических ошибок, также известных как логические. Они являются наиболее сложными из всех, потому что не могут быть легко обнаружены. Признак того, что существует семантическая ошибка, – это когда программа запускается, отрабатывает, но не дает желаемого результата.
Рассмотрим данный пример:
По порядку приоритета, называемому старшинством операции, с учетом математических правил мы ожидаем, что сначала будет оценена часть умножения, и окончательный результат будет равен 33. Если программист хотел, чтобы сначала происходило добавление двух чисел, следовало поступить иначе. Для этого используются круглые скобки, которые отвечают за смещение приоритетов в математической формуле. Исправленный пример должен выглядеть так:
3 + 5, заключенные в скобки, дадут желаемый результат, а именно 48.
Ошибки в процессе выполнения
Как и семантические, ошибки во время выполнения никогда не обнаруживаются при компиляции. В отличие от семантических ошибок, эти прерывают программу и препятствуют ее дальнейшему выполнению. Они обычно вызваны неожиданным результатом некоторых вычислений в исходном коде.
Вот хороший пример:
Фрагмент кода выше будет скомпилирован успешно, но input 25 приведет к ZeroDivisionError. Это ошибка во время выполнения. Другим популярным примером является StackOverflowError или IndexOutofBoundError. Важно то, что вы идентифицируете эти ошибки и узнаете, как с ними бороться.
Существуют ошибки, связанные с тем, как ваш исходный код использует память и пространство на платформе или в среде, в которой он запущен. Они также являются ошибками во время выполнения. Такие ошибки, как OutOfMemoryErrorand и HeapError обычно вызваны тем, что ваш исходный код использует слишком много ресурсов. Хорошее знание алгоритмов поможет написать код, который лучше использует ресурсы. В этом и заключается отладка программы.
Процесс перезаписи кода для повышения производительности называется оптимизацией. Менее популярное наименование процесса – рефакторинг. Поскольку вы тратите больше времени на кодинг, то должны иметь это в виду.
Отладка программы
Вот несколько советов о том, как правильно выполнять отладку:
- Использовать Linters. Linters – это инструменты, которые помогают считывать исходный код, чтобы проверить, соответствует ли он ожидаемому стандарту на выбранном языке программирования. Существуют линты для многих языков.
- Превалирование IDE над простыми редакторами. Вы можете выбрать IDE, разработанную для языка, который изучаете. IDE – это интегрированные среды разработки. Они созданы для написания, отладки, компиляции и запуска кода. Jetbrains создают отличные IDE, такие как Webstorm и IntelliJ. Также есть NetBeans, Komodo, Qt, Android Studio, XCode (поставляется с Mac), etc.
- Чтение кода вслух. Это полезно, когда вы ищете семантическую ошибку. Читая свой код вслух, есть большая вероятность, что вы зачитаете и ошибку.
- Чтение логов. Когда компилятор отмечает Error, обязательно посмотрите, где он находится.
Двигаемся дальше
Поздравляем! Слово «ошибка» уже привычно для вас, равно как и «отладка программы». В качестве новичка вы можете изучать кодинг по книгам, онлайн-урокам или видео. И даже чужой код вам теперь не страшен :)
В процессе кодинга измените что-нибудь, чтобы понять, как он работает. Но будьте уверены в том, что сами написали.
Как ни странно, программирование может быть сложным и ошибок может быть очень много. Ошибки, как правило, попадают в одну из двух категорий: синтаксические или семантические/смысловые.
Типы ошибок
Синтаксическая ошибка возникает, когда вы пишете код, который не соответствует правилам грамматики языка C++. Например, пропущенные точки с запятой, необъявленные переменные, непарные круглые или фигурные скобки и т.д. В следующей программе есть несколько синтаксических ошибок:
std : cout < "Hi there; << x; // недействительный оператор (:), незаконченное предложение (пропущено " ) и необъявленная переменная return 0 // пропущена точка с запятой в конце стейтментаК счастью, компилятор ловит подобные ошибки и сообщает о них в виде предупреждений или ошибок.
Семантическая ошибка возникает, когда код является синтаксически правильным, но делает не то, что задумал программист.
Иногда это может привести к сбою в программе, например, если делить на ноль:
Либо делать вообще не то, что нужно:
return x - y ; // функция должна выполнять сложение, но выполняет вычитание std :: cout << add ( 5 , 3 ) ; // должно быть 8, но результат - 2К сожалению, компилятор не ловит подобные ошибки, так как он проверяет только то, что вы написали, а не то, что вы хотели этим сделать.
В примерах, приведенных выше, ошибки довольно легко обнаружить. Но в большинстве программ (в которых больше 40 строк кода), семантические ошибки увидеть с помощью простого просмотра кода будет не так-то и легко.
И здесь нам на помощь приходит отладчик.
Отладчик
Старые дебаггеры, такие как GDB, имели интерфейс командной строки, где программисту приходилось вводить специальные команды для старта работы. Современные дебаггеры имеют графический интерфейс, что значительно упрощает работу с ними. Сейчас почти все современные IDE имеют встроенные отладчики. То есть, вы можете использовать одну среду разработки как для написания кода, так и для его отладки (вместо постоянного переключения между разными программами).
Базовый функционал у всех отладчиков один и тот же. Отличаются они, как правило, тем, как этот функционал и доступ к нему организованы, горячими клавишами и дополнительными возможностями.
Степпинг
Команда "Шаг с заходом"
Команда "Шаг с обходом"
Команда "Шаг с выходом"
Мы сейчас рассмотрим каждую из этих команд в индивидуальном порядке.
Давайте рассмотрим очень простую программу:
В Visual Studio, перейдите в меню "Отладка" > "Шаг с заходом" (либо нажмите F11 ):
Если вы используете другую IDE, то найдите в меню команду "Step Into/Шаг с заходом" и выберите её.
Когда вы это сделаете, должны произойти две вещи. Во-первых, так как наше приложение является консольной программой, то должно открыться консольное окно. Оно будет пустым, так как мы еще ничего не выводили. Во-вторых, вы должны увидеть специальный маркер слева возле открывающей скобки функции main(). В Visual Studio этим маркером является жёлтая стрелочка (если вы используете другую IDE, то должно появиться что-нибудь похожее):
Может показаться, будто отладчик намеревается еще раз повторить цикл с функцией printValue(), но в действительности он нам просто сообщает, что он только что вернулся из этой функции.
Таким образом мы полностью остановили сеанс отладки нашей программы.
Узбекское Агентство
Связи и Информатизации
Ташкентский Университет Информационных Технологий
Кафедра
«Программное обеспечение информационных технологий»
Преподаватель дисциплины
Выдержки из лекций
Инструменты отладки программного обеспечения
Основными инструментами отладки служат тесты и отладочные печати.
Тест - это специально подобранные исходные данные в совокупности с теми результатами, которые должно выдавать программное обеспечение при обработке этих данных. Несовпадение результатов программного обеспечения с результатами тестов — признак наличия в нем ошибки.
Но иногда и неправильное программное обеспечение может по нескольким тестам дать правильный результат, поэтому необходимо контролировать и промежуточные результаты, чтобы не упустить взаимное уничтожение ошибок в данном варианте работы программного обеспечения.
Для такого контроля и локализации ошибок в программу вставляются отладочные печати, которые выдают ее промежуточные результаты. Эти печати позволяют проследить логический след программы (где она «ходила») и ее арифметический след (что она вычисляла).
Процесс обнаружения ошибок в программе характеризуется выявлением в ней двух мест: точки обнаружения и точки происхождения ошибки. Точка обнаружения служит отправным пунктом для поиска точки происхождения (место в программе, где возникают условия для появления ошибки).
Основным приемом обнаружения ошибок в программе является фиксация ошибок. Фиксация ошибок — это работа только с тестами и выданными программой результатами, не заглядывая в схему и в текст программы. Основная задача - по возможности более четко ответить на вопрос «что случилось?». Чем более точно будет сформулирована суть ошибки, тем легче будет ее найти. При этом всегда следует помнить, что несовпадение результатов программы с тестовыми данными может быть из-за ошибки в тесте.
Поиск точек обнаружения и происхождения ошибок в программе осуществляется отладочными печатями.
Любую программу можно разделить на несколько частей.
Основной принцип контроля программы: каждая часть должна «Расписаться» в получении и сдаче управления и предъявить полученные и вычисленные ею значения. Так как результаты одной части программы являются исходными данными для другой, то достаточно ставить печати на переходах из одной части в другую.
Бывает полезным сразу после ввода данных их распечатывать (контроль вводимой информации или эхопроверка). После входа в процедуру также можно распечатывать значения входных параметров, а после выхода — выходных, т.к. при передаче параметров часты ошибки.
Нежелательно вставлять отладочные печати во внутренних циклах, т.к. они будут работать очень много раз, расходуя бумагу и время.
Если же все-таки необходимо вставлять печать во внутренний цикл, то это делают с условием: IF I< К THEN WRITELN . где К — константа; эта печать работает только при первых «К» проходах тела цикла.
Каждый оператор отладочной печати должен содержать идентифицирующую часть, чтобы можно было определить, какой оператор печати работал, т.е. получить логический след; их оформить в отдельные строки, чтобы их затем было легко удалить. Для удобства обнаружения отладочной печати в тексте программы ее рекомендуется каким-либо способом выделять (например: (****) WRITELN . ( ****) или в конце оператора писать: отладка).
Если в отладочных печатях используются циклы, то в качестве параметров этих циклов надо использовать переменные, которые не используются в программе, чтобы не испортить какое-нибудь нужное значение.
По вопросу движения отладочных печатей можно рекомендовать:
- печать вводимых данных остается на все время: ее можно
рассматривать как заголовок — единственный способ контроля
введенных значений;
- печать параметров процедур удаляется после первого же
раза, когда она дала правильный результат при работе всех
операторов вызова этой процедуры;
- печать в какой-либо части программы удаляется после того,
как эта часть правильно отработала на всех тестах;
- если программа хранится в библиотеке, то отладочные
печати лучше не удалять, а превращать в комментарии;
- если вносились изменения в часть программы, из которой
удалены печати, то достаточно вставить одну печать после этой
части: если она покажет ошибку, то надо проверить те операторы,
которые менялись;
- дополнительные печати вставляются, если не удается обнаружить ошибку; этими печатями контролируются значения переменных, участвующих в формировании неверного результата.
К инструментам отладки можно отнести также системные средства ЭВМ - трансляторы и компиляторы с языков программирования, операционную систему, другие программные средства отладки.
Трансляторы, например, указывают на место прерывания отлаживаемой программы, по своему описывают характер ошибки, что, конечно, способствует ведению отладки программ.
Лучшие результаты отладки программы все же дают универсальные ручные методы, пригодные для любых языков программирования.
В одном эксперименте одна группа программистов обнаруживала ошибки с помощью ЭВМ, другая — вручную. Обе группы на обнаружение ошибок затратили примерно одинаковое время.
Отладка программы — один их самых сложных этапов разработки программного обеспечения, требующий глубокого знания:
• специфики управления используемыми техническими средствами,
• среды и языка программирования,
• природы и специфики различных ошибок,
• методик отладки и соответствующих программных средств.
Отладка - это процесс локализации и исправления ошибок, обнаруженных при тестировании программного обеспечения. Локализацией называют процесс определения оператора программы, выполнение которого вызвало нарушение нормального вычислительного процесса. Доя исправления ошибки необходимо определить ее причину , т. е. определить оператор или фрагмент, содержащие ошибку. Причины ошибок могут быть как очевидны, так и очень глубоко скрыты.
В целом сложность отладки обусловлена следующими причинами:
• требует от программиста глубоких знаний специфики управления используемыми техническими средствами, операционной системы, среды и языка программирования, реализуемых процессов, природы и специфики различных ошибок, методик отладки и соответствующих программных средств;
• психологически дискомфортна, так как необходимо искать собственные ошибки и, как правило, в условиях ограниченного времени;
• возможно взаимовлияние ошибок в разных частях программы, например, за счет затирания области памяти одного модуля другим из-за ошибок адресации;
• отсутствуют четко сформулированные методики отладки.
В соответствии с этапом обработки, на котором проявляются ошибки, различают (рис. 10.1):
синтаксические ошибки - ошибки, фиксируемые компилятором (транслятором, интерпретатором) при выполнении синтаксического и частично семантического анализа программы; ошибки компоновки - ошибки, обнаруженные компоновщиком (редактором связей) при объединении модулей программы;
ошибки выполнения - ошибки, обнаруженные операционной системой, аппаратными средствами или пользователем при выполнении программы.
Синтаксические ошибки. Синтаксические ошибки относят к группе самых простых, так как синтаксис языка, как правило, строго формализован, и ошибки сопровождаются развернутым комментарием с указанием ее местоположения. Определение причин таких ошибок, как правило, труда не составляет, и даже при нечетком знании правил языка за несколько прогонов удается удалить все ошибки данного типа.
Следует иметь в виду, что чем лучше формализованы правила синтаксиса языка, тем больше ошибок из общего количества может обнаружить компилятор и, соответственно, меньше ошибок будет обнаруживаться на следующих этапах. В связи с этим говорят о языках программирования с защищенным синтаксисом и с незащищенным синтаксисом. К первым, безусловно, можно отнести Pascal, имеющий очень простой и четко определенный синтаксис, хорошо проверяемый при компиляции программы, ко вторым - Си со всеми его модификациями. Чего стоит хотя бы возможность выполнения присваивания в условном операторе в Си, например:
if (c = n) x = 0; /* в данном случае не проверятся равенство с и n, а выполняется присваивание с значения n, после чего результат операции сравнивается с нулем, если программист хотел выполнить не присваивание, а сравнение, то эта ошибка будет обнаружена только на этапе выполнения при получении результатов, отличающихся от ожидаемых */
Ошибки компоновки. Ошибки компоновки, как следует из названия, связаны с проблемами,
обнаруженными при разрешении внешних ссылок. Например, предусмотрено обращение к подпрограмме другого модуля, а при объединении модулей данная подпрограмма не найдена или не стыкуются списки параметров. В большинстве случаев ошибки такого рода также удается быстро локализовать и устранить.
Ошибки выполнения. К самой непредсказуемой группе относятся ошибки выполнения. Прежде всего они могут иметь разную природу, и соответственно по-разному проявляться. Часть ошибок обнаруживается и документируется операционной системой. Выделяют четыре способа проявления таких ошибок:
• «зависание» компьютера, как простое, когда удается завершить программу без перезагрузки операционной системы, так и «тяжелое», когда для продолжения работы необходима перезагрузка;
• несовпадение полученных результатов с ожидаемыми.
Причины ошибок выполнения очень разнообразны, а потому и локализация может оказаться крайне сложной. Все возможные причины ошибок можно разделить на следующие группы:
• неверное определение исходных данных,
• накопление погрешностей результатов вычислений (рис. 10.2).
Н е в е р н о е о п р е д е л е н и е и с х о д н ы х д а н н ы х происходит, если возникают любые ошибки при выполнении операций ввода-вывода: ошибки передачи, ошибки преобразования, ошибки перезаписи и ошибки данных. Причем использование специальных технических средств и программирование с защитой от ошибок (см.§ 2.7) позволяет обнаружить и предотвратить только часть этих ошибок, о чем безусловно не следует забывать.
Л о г и ч е с к и е о ш и б к и имеют разную природу. Так они могут следовать из ошибок, допущенных при проектировании, например, при выборе методов, разработке алгоритмов или определении структуры классов, а могут быть непосредственно внесены при кодировании модуля.
К последней группе относят:
ошибки некорректного использования переменных , например, неудачный выбор типов данных, использование переменных до их инициализации, использование индексов, выходящих за границы определения массивов, нарушения соответствия типов данных при использовании явного или неявного переопределения типа данных, расположенных в памяти при использовании нетипизированных переменных, открытых массивов, объединений, динамической памяти, адресной арифметики и т. п.;
ошибки вычислений , например, некорректные вычисления над неарифметическими переменными, некорректное использование целочисленной арифметики, некорректное преобразование типов данных в процессе вычислений, ошибки, связанные с незнанием приоритетов выполнения операций для арифметических и логических выражений, и т. п.;
ошибки межмодульного интерфейса , например, игнорирование системных соглашений, нарушение типов и последовательности при передачи параметров, несоблюдение единства единиц измерения формальных и фактических параметров, нарушение области действия локальных и глобальных переменных;
другие ошибки кодирования , например, неправильная реализация логики программы при кодировании, игнорирование особенностей или ограничений конкретного языка программирования.
Н а к о п л е н и е п о г р е ш н о с т е й результатов числовых вычислений возникает, например, при некорректном отбрасывании дробных цифр чисел, некорректном использовании приближенных методов вычислений, игнорировании ограничения разрядной сетки представления вещественных чисел в ЭВМ и т. п.
Все указанные выше причины возникновения ошибок следует иметь в виду в процессе отладки. Кроме того, сложность отладки увеличивается также вследствие влияния следующих факторов:
опосредованного проявления ошибок;
возможности взаимовлияния ошибок;
возможности получения внешне одинаковых проявлений разных ошибок;
отсутствия повторяемости проявлений некоторых ошибок от запуска к запуску – так называемые стохастические ошибки;
возможности устранения внешних проявлений ошибок в исследуемой ситуации при внесении некоторых изменений в программу, например, при включении в программу диагностических фрагментов может аннулироваться или измениться внешнее проявление ошибок;
написания отдельных частей программы разными программистами.
Отладка программы в любом случае предполагает обдумывание и логическое осмысление всей имеющейся информации об ошибке. Большинство ошибок можно обнаружить по косвенным признакам посредством тщательного анализа текстов программ и результатов тестирования без получения дополнительной информации. При этом используют различные методы:
ручного тестирования;
обратного прослеживания.
Метод ручного тестирования. Это - самый простой и естественный способ данной группы. При обнаружении ошибки необходимо выполнить тестируемую программу вручную, используя тестовый набор, при работе с которым была обнаружена ошибка.
Метод очень эффективен, но не применим для больших программ, программ со сложными вычислениями и в тех случаях, когда ошибка связана с неверным представлением программиста о выполнении некоторых операций.
Данный метод часто используют как составную часть других методов отладки.
Самый ответственный этап - выявление симптомов ошибки. Организуя данные об ошибке, целесообразно записать все, что известно о ее проявлениях, причем фиксируют, как ситуации, в которых фрагмент с ошибкой выполняется нормально, так и ситуации, в которых ошибка проявляется. Если в результате изучения данных никаких гипотез не появляется, то необходима дополнительная информация об ошибке. Дополнительную информацию можно получить, например, в результате выполнения схожих тестов.
В процессе доказательства пытаются выяснить, все ли проявления ошибки объясняет данная гипотеза, если не все, то либо гипотеза не верна, либо ошибок несколько.
Метод дедукции. По методу дедукции вначале формируют множество причин, которые могли бы вызвать данное проявление ошибки. Затем анализируя причины, исключают те, которые противоречат имеющимся данным. Если все причины исключены, то следует выполнить дополнительное тестирование исследуемого фрагмента. В противном случае наиболее вероятную гипотезу пытаются доказать. Если гипотеза объясняет полученные признаки ошибки, то ошибка найдена, иначе - проверяют следующую причину (рис. 10.4).
Метод обратного прослеживания. Для небольших программ эффективно применение метода обратного прослеживания. Начинают с точки вывода неправильного результата. Для этой точки строится гипотеза о значениях основных переменных, которые могли бы привести к получению имеющегося результата. Далее, исходя из этой гипотезы, делают предложения о значениях переменных в предыдущей точке. Процесс продолжают, пока не обнаружат причину ошибки.
Читайте также: