Написать кластер на тему опера
Ладно, будем честны. Не каждый ребёнок поднимет руку при всём классе и признается, что чего-то недопонял. А потом ещё и постесняется на перемене подойти к учителю. В итоге в дз написано: составить кластер. В школе наверняка разбирали, что это такое. Но ребёнок молчит, а маме-папе делать. Разбираемся по порядку.
На занятии Школы развития читательских компетенций в Региональном центре чтения Юговки (Курган) слушатели составляли кластер о герое повести Астрид Линдгрен "Расмус-бродяга" На занятии Школы развития читательских компетенций в Региональном центре чтения Юговки (Курган) слушатели составляли кластер о герое повести Астрид Линдгрен "Расмус-бродяга"Кластер — один из приёмов развития критического мышления через чтение и письмо, частный случай интеллектуальной карты (Mind Map). Кластер позволяет соединить одно понятие со многими, установить между ними взаимосвязь. Приём это используют для структуризации и систематизации информации, для закрепления изученного материала.
Как составить кластер?
Работа с кластером предполагает подбор компонентов, включающихся в понятие, которое является центральным в кластере, часто за счёт поиска ассоциаций. На иллюстрации вы можете увидеть кластер, составленный тьютором Школы развития читательских компетенций Юговки к занятию по отрывку из повести Астрид Линдгрен "Расмус-бродяга". Тема этого кластера — образ мальчика-сироты Расмуса, главного героя повести. В изучаемом отрывке Расмус ещё не сбежал из приюта, поэтому можно говорить только о подготовке к характеризации этого героя.
- Рисуем центр кластера — в данном случае схематичное изображение мальчика, подписываем, что это Расмус;
- выделяем аспекты, по которым мы можем описать Расмуса (параметры, атрибуты): возраст, внешность, черты характера, окружение, любимые занятия и т. д.;
- соединяем центральное понятие (Расмуса) с атрибутами с помощью стрелок или отрезков;
- у каждого атрибута указываем конкретные данные;
- далее каждый атрибут может быть дополнен собственными атрибутами (второго порядка и т. д.).
Зачем школьнику использовать кластеры?
- Это помогает визуализировать информацию;
- Это помогает ёмко изложить большой объем информации;
- Это помогает выделить зависимость различных понятий друг от друга;
- Это помогает отделить однородную информацию от разнородной;
- Это помогает в составлении устных и письменных текстов по центральной теме кластера.
Пользуетесь подобными приёмами в жизни? Напишите нам в комментариях, как — очень интересно!
Цель: Сформировать у учащихся представление о жанре оперы.
- Образовательные: Познакомить учащихся с основными чертами оперы как музыкально-сценического жанра.
- Развивающие: Развить познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
- Воспитательные: Воспитать эстетический вкус.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа с учащимися, основной вопрос которой: что вы знаете об опере?
Беседа выявляет знания учащихся об опере. Их ответы позволяют сделать обобщение:
а) опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр;
б) в отличие от драматического театра, действующие лица оперы не говорят, а поют и в пении, прежде всего, выявляются характеры героев, выражаются их мысли и чувства;
в) оперный спектакль – красочное зрелище, способное воплотить жизнь народа, нарисовать фантастические и сказочные образы, правдиво передать глубокие человеческие переживания.
Даётся определение (слайды № 1, 2).
(Определения, основные понятия и термины записываются учащимися в рабочих тетрадях.)
2. Рассказ учителя.
Родиной оперы стала Италия- страна bell canto (прекрасного пения), народ которой славился своими голосами и песнями. Родилась опера в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), ставшей возрождением древнегреческого искусства, которое восхищало итальянцев прославлением совершенства и красоты человека, ценности человеческой жизни. В конце XVI века (1580 г.) в итальянском городе Флоренция собрался кружок поэтов, музыкантов, учёных и любителей искусств под названием “камерата” (по-итальянски - “компания”), мечтавших возродить древнегреческую трагедию, т.е. представление глубокого содержания о жизни и сложном внутреннем мире человека, объединявшее драму, музыку и танец. Но какова была музыка античного театра? Музыканты оказались в более трудном положении, чем поэты. Сохранившиеся отрывочные записи древнегреческой музыки никто ещё не умел расшифровать. Но музыканты знали, что в античном спектакле стихи не декламировали, а пели. Ритм мелодии зависел от ритма стиха, а интонация отражала чувства героев. Вокальная мелодия представляла собой нечто среднее между пением и обычной речью. Стараясь сочинить такую музыку, участники камераты создали новый мелодический стиль - гомофонно-гармонический, отличавшийся от распространённого тогда в Европе стиля хоровой полифонии. У многоголосной музыки звучание красивое и волнующее, но в сплетении голосов слова различаются плохо и какие-либо сложные чувства и мысли выразить трудно. Участники камераты полагая, что они восстанавливают театральную музыку древних, решили заменить многоголосное пение одноголосным. Так появилась новая мелодия, предназначенная для сольного исполнения в сопровождении инструментов. Члены кружка дали ей название “речитатив”. Теперь у музыкантов появилась возможность, подобно грекам, передать в вокальной музыке выразительные интонации речи и точно донести поэтическое слово (слайды № 3, 4, 5, 6).
Создание первых спектаклей с использованием новых выразительных средств привело к появлению нового вида искусства- оперы.
Самые первые музыкальные представления итальянских композиторов назывались “сказание в музыке” или “музыкальная повесть” с добавлением слова “опера” (в переводе с итальянского оно означает “труд”, “сочинение”), то есть труд такого-то композитора. Со временем обозначение “опера” так и осталось в театре как наименование нового жанра.
Первый публичный оперный спектакль был дан во Флоренции в октябре 1600 года, на свадебных тожествах во дворце герцогов Медичи. Высоким гостям было показано представление, которое называлось “Сказание в музыке” об Орфее и Эвридике (создатели первых спектаклей использовали сюжеты из древнегреческой мифологии). Текст принадлежал перу поэта Оттавио Ринуччини, а музыку написал Якопо Пери – композитор, органист и певец, исполнивший в спектакле главную роль.
Опера быстро завоевала популярность и распространилась не только по всей Италии, но и по всем странам Европы. В каждой стране она приобрела особый национальный характер- это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из её сказаний и легенд), и в характере музыки.
3. Беседа с учащимися о тех, кто создаёт оперу.
Объяснение учителя (слайды № 7, 8).
Опера – это сложное музыкально- театральное произведение, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций. Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие спектакль. Поэтому у оперы пять создателей: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер, художник и режиссёр.
Композитор пишет музыку на литературный текст-либретто (текст оперы, написанный на сюжет уже существующего литературного произведения). Режиссёр сочиняет спектакль. Художник создаёт костюмы действующих лиц и декорации. Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: “хорео” - пляска, “графо” - пишу).
Даются определения (слайды № 9, 10, 11, 12).
4. Беседа о строении спектакля (слайды № 13, 14).
Обобщение и объяснение учителя.
Опера, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Оперный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом. Оперные номера бывают вокальные и оркестровые.
(Объяснение основных вокальных и оркестровых номеров сопровождается показом музыкальных примеров. Прослушивание и анализ музыкальных фрагментов выявляет выразительные особенности оперных форм.)
5. Беседа с учащимися о видах вокальной музыки в опере: о вокальных номерах, предназначенных для сольного, ансамблевого, хорового исполнения и составляющих основу оперного спектакля.
Главное в опере - пение. Сочетание слова и выразительной вокальной мелодии позволяет создать яркие музыкальные сценические образы.
Сольное пение в оперном спектакле играет главную роль в характеристике героев. Среди сольных номеров самым распространённым является ария. В ней раскрываются основные черты характера и душевное состояние героя, его мысли и чувства. Это музыкальный портрет действующего лица. Для арии характерна широкая, распевная кантиленная мелодия, часто трёхчастная репризная форма. К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина (слайды № 15, 16, 17, 18).
Ария в опере иногда уступает место песне, романсу или монологу (слайд № 19).
Кроме напевных мелодий в опере используется декламационное пение- речитатив. Речитатив, то близкий разговорной речи, то более напевный, предшествует арии, создавая нужное настроение, или используется в диалогах для понимания взаимоотношений действующих лиц, а также отражает ход развития сюжета (слайд № 20).
Беседа с учащимися о составе и роли оперных ансамблей, являющихся ярким средством характеристики героев (слайды № 21, 22).
Беседа с учащимися о разнообразных функциях оперного хора, то активного участника действия, то только фона, не связанного с развитием основного сюжета, о красочных средствах хоровых составов (слайды № 23, 24).
6. Беседа с учащимися о тембрах певческих голосов, о стремлении композитора выбрать для каждого действующего лица голос, соответствующий облику и характеру персонажа (слайды № 25, 26, 27, 28).
7. Беседа с учащимися о роли оркестра в опере (слайды № 29, 30).
Обобщение и объяснение учителя.
Большую роль в опере играет оркестр. Он не только сопровождает пение, но и является активным участником всех событий. Многообразие красок оперного оркестра позволяет композитору создать более глубокие образы, раскрыть смысл происходящего действия. В этом важная роль оркестра: когда умолкают действующие лица, он словно договаривает мысли героев, а порой передаёт то, что чувствуют, но о чём умалчивают персонажи спектакля. Велики живописно-изобразительные возможности оперного оркестра, умеющего создать звуковые картины природы, наполненные эмоциональным содержанием. Оркестр может выразительными средствами обрисовать и окружающую героев обстановку.
В оркестре часто звучат музыкальные характеристики героев или событий, повторяющиеся на протяжении оперы. Такие мелодии и характеристики получили название лейтмотивов или лейттем.
Даётся определение (слайд № 31).
Опера включает также самостоятельные оркестровые номера. К ним относятся увертюра, музыкальные антракты, балетные сцены и музыкальные картины (слайды № 32, 33, 34).
Беседа об увертюре, её значении в оперном спектакле.
Увертюра-это большое оркестровое вступление к опере. Она вводит слушателя в настроение спектакля, воплощает общий характер данного произведения. Увертюра обычно написана в сонатной форме. В ней часто проходят главные мелодии оперы.
Даётся определение (слайд № 35).
Сочетание в опере музыки, литературы, изобразительного и драматического искусств, танца даёт богатые возможности для раскрытия содержания спектакля, создаёт яркое художественное впечатление (слайды № 36, 37).
III. Обобщение по теме урока в виде ответа на вопрос: что нового вы узнали об опере? Повторение основных понятий и определений.
IV. Домашнее задание. Составить кроссворд об опере, используя новые термины.
Музыкальный материал: М.Глинка, опера “Иван Сусанин”, речитатив и ария Сусанина из IVд.; Н.Римский-Корсаков, опера “Снегурочка”, вступление из пролога, Третья песня Леля из IV д.; П.Чайковский, опера “Пиковая дама”, дуэт Лизы и Полины; опера “Евгений Онегин”, хор “Болят мои скоры ноженьки со походушки” из 1 к.; А.Бородин, опера “Князь Игорь”, “Половецкие пляски” из IIд.; М.Глинка, опера “Руслан и Людмила”, увертюра; Н.Римский-Корсаков, опера “Сказка о царе Салтане”, “Полёт шмеля”.
Опера считается одним из сложнейших жанров музыкального искусства. В ней в одно произведение соединяются пение, театральное действие, инструментальная музыка, слова, декорации, а также хореографию и мимику. Оперой еще могут называть записанное на бумаге произведение этого жанра, его исполнение на сцене, здание оперного театра или же труппу этого театра. Если перевести с итальянского языка, то это слово означает «дело, работа, сочинение».
Литературное содержание, или же сценарий, является основой любой оперы и зовется либретто. Опера может писаться на взятое из литературы произведение, как, к примеру, «Евгений Онегин». Но либретто также бывает и самостоятельным, оригинальным, написанным специально для пьесы.
Ведущую роль в опере играет музыка. Персонажи исполняют песню, арию, каватину, а порой и речитатив. Иногда вступает хор, обычно состоящий из основных персонажей или комментирующий происходящий сюжет. Оркестр играет все время, пока идет представление.
Музыкальной особенностью оперы считается то, что действующие лица могут начать исполнять каждый свою часть в одно и то же время.
Ария – главная часть представления. Сольные арии исполняют главные персонажи. Ария показывает чувства, мысли и эмоции человека, исполняющего ее. Она является своеобразным монологом героя и помогает понять его характер. Во время ее исполнения действие на сцене останавливается. Некоторые арии включали в себя речитативы – род певучего разговора. Иногда использовались каватины – вид небольшой лирической арии, с темой легкого и нежного характера.
Каждая опера состоит из трех частей: увертюра, основная часть и эпилог. Увертюру также называют вступлением оперы. Исполняется она симфоническим оркестром. Увертюра помогает понять, о чем будет главное действие пьесы, задает ее атмосферу.
Затем наступает основная часть. Здесь происходит главное театральное действие, разворачиваются основные события, а герои исполняют вокальные произведения. Все это действо разделяют на законченные части – акты. Между ними находятся антракты, во время которых меняются декорации, а актеры и зрители отдыхают.
Эпилог – заключительная часть. В финале определяется главный смысл представления и подводится итог. Первое подобие оперы появилось в Древней Греции, где начали соединять сценическое действие и пение. В Древнем Риме в этих представлениях стали делать больший упор на музыку. Италия является родной страной оперы, ведь там она впервые появилась как жанр. В самом конце 16 века создали жанр, совмещающий музыкальную часть и поэтическую. Его называли «драмой через музыку» или «музыкальной драмой», лишь позднее в первой половине 17 века жанр получил имя «опера». Первая постановка называлась «Дафна». Немного позднее в Венеции построили первый оперный театр. За пределами Италии опера стала распространяться почти в то же время, но медленнее. В России она появилась в 18 веке во время приезда итальянских актеров, а первая оригинальная русская опера была написана 20 лет спустя.
У оперы существует множество поджанров. В опере-балете главную роль играет танец. В комической опере присутствует юмор и, как правило, бытовой сюжет. С комической оперой очень схожа опера-буффа. Опера-сериа основывается на мифологии или исторических событиях. В зингшпиле преобладают разговорные диалоги и комичность. В основе романтической комедии лежит романтический сюжет и мистика. Для оперы спасения характерен героический напряженный сюжет. Большая опера известна эпическими и яркими сюжетами. Оперетта похожа на комическую оперу и считается эстрадным направлением.
Вариант №2
Опера - особый жанр музыки, его называют вокально-театральным. Так назвали, потому что по сути своей опера является театральным представлением. Как в любом спектакле, там есть актёры, наряженные в костюмы, у каждого из них своя роль, которую он играет на сцене для зрителей. Но от обычных спектаклей опера отличается тем, что актёры там не говорят, а поют слова своих героев.
Зародился этот жанр довольно интересным образом. История произошла в конце 16 века в Италии, которая итак всегда славилась своим голосистым народом. Один известный герцог выдавал свою дочь замуж за принца. Герцог очень любил музыку и пригласил на свадьбу самых лучших певцов в стране. Он приказал придумать им что-то особенное и необычное, тогда исполнители создали костюмированный концерт, в котором каждый из них имел свою роль. Это было необычным, потому что раньше было принято исполнять все партии в несколько голосов и под сложный аккомпанемент, что делало произведение неразборчивым для слуха простых людей. Петь же по одному считалось привелегией простых людей, которые перекладывали сказки и истории на музыку. Все гости на свадьбе были просто в восторге, музыканты сами неожидали такого грандиозного успеха. После этого опера в Италии стала одним из популярнейших жанров в театре, а позже распространилась и по всему миру.
Сейчас в России и мире можно найти множество театров, сделанных исключительно ради музыкальных представлений. В них очень необычная постройка со специальной акустикой, дающей слушателям возможность проникнуться в пение актёров и прочувствовать историю, которая происходит на сцене. Конечно, не все люди понимают ценность такого искусства, ведь опера - не просто пение, а особенное исполнение в громкой, протяжной манере. Но тем не менее каждому стоит хоть раз в жизни побывать на оперном концерте.
Вы когда-нибудь бывали в театре на настоящем спектакле? С артистами, со сценой, похожей на настоящую комнату в которой происходит действие? Какие чувства вас посетили? С каким настроением вы вышли? Долго ли помнили этот поход?
Тем, кому он запомнился надолго, предлагаю представить себе, что этот спектакль не разговаривают, а поют. А те, кто с трудом вспоминают содержание спектакля, могут вспомнить его по мере нашей беседы. Этот вид искусства получил название опера, что в переводе означает сочинение.
Зародилась опера в Древней Греции, исполнялась в театрах, построенных на открытом воздухе, посвящалась богу Дионису. По мере того как развивалась, обогащалась мирскими сюжетами.
Роли распределялись только между мужчинами. Женские роли исполняли мальчики. Сцена украшалась декорациями из дерева, затем стали ставить рисованные что давало возможность создавать комнаты и другие помещения.
В XVI веке она пришла в Европу и прочно обосновалась сначала в Италии, а затем и в других странах.
В России опера получила признание только в XVIII веке. Тогда же появились и первые оперные композиторы В.Пашкевич, А.Верстовский, Е.Фомин.
Отличает оперу от спектакля то, что она вся - пение. За основу оперы берется какое-либо литературное произведение и перекладывается на текст, так называемое либретто. К примеру, опера «Снегурочка» написана на пьесу Н.Островского «Весенняя сказка», а «Руслан и Людмила» на одноименную поэму А.С.Пушкина.
Опера делится на действия, сцены, картины, номера. Состоит из разговоров героев - монологов, диалогов и многолюдных сцен. Певческие номера получили свои названия – ария (полный портрет героя), ариетта(маленькая ария), ариозо(лирическая характеристика). Эти монологи рассказывают о характере героев, раскрывают их чувства, настроения.
Исполнители всех вокальных номеров – певцы мужчины и певицы женщины. Каждый голос имеет свои неповторимые характеристики.
Поскольку в опере действие постепенно разворачивается, увеличивается количество участников, появляются дуэты, трио, квартеты, многоголосные хоры. Дуэты представляют собой беседу двух героев, трио – три, квартет – четыре.
Композитор использует такие формы для того, чтобы суметь выразить мнение нескольких человек на происходящие события.
Хор, самая древняя форма оперного жанра, выражает мнение толпы, каково бы оно ни было. В «Травиате» это всеобщее веселье или осуждение главной героини, в «Борисе Годунове» недоумение, просьбы, негодование народа.
Поговорим о главном участнике оперного спектакля. С самого начала представления оркестр, который находится в оркестровой яме, открывает спектакль увертюрой (что означает вступление) под управлением дирижера. Ему подчиняется не только оркестр, но и солисты, и хор. Приступив к работе, над оперой дирижер осмысливает ее течение, главные и второстепенные моменты, прорабатывает драматургию. От него зависит смысловое развитие спектакля, его успех.
В нашем XXI веке опера вновь завоевывает публику прекрасной музыкой, не устаревающими сюжетами, красотой действа.
3, 5, 7 класс, краткое содержание
Что такое опера?
Чарльз Дарвин – один из величайших британцев в истории человечества и один из величайших учёных всех времён и народов. Он разработал теорию, которая фундаментальным образом повлияла на мировоззрение всех людей, и сколько бы креационисты не утверждали,
Чрезвычайная ситуация – это сложившаяся вследствие многих факторов обстановка, ведущая к нарушению жизнедеятельности, нанесению вреда здоровью, жизни и имуществу человека, а также повлекшая за собой вред окружающей среде.
Манул – представитель семейства кошачьих, являющийся самой маленькой дикой кошкой в природе, во многом уступая тигру или льву. Данный вид был открыт в 1776 году немецким ученым П.П. Палласом. Манул обитает в России, Средней и Центральной Азии,
В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.
Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:
Введение
Именно в этот исторический момент были созданы особые условия, вдохнувшие жизнь в оперу. Прежде всего, это была яркая атмосфера Ренессанса.
Флоренция, где культура и искусство Ренессанса впервые расцвели на Апеннинах, где Данте, Микеланджело и Бенвенуто Челлини начали свой путь, стала родиной оперы.
Появление нового жанра напрямую связано с возрождением древнегреческой драмы в прямом смысле этого слова. Не случайно первые оперные произведения стали называться музыкальными драмами.
Первым шагом флорентийцев был перевод небольших драматических пассажей в музыку. В результате родилась монодия (любая мелодия, основанная на однословной музыкальной культуре), среди создателей которой был Винченцо Галилей, тонкий знаток древнегреческой культуры, композитор, лютнист и математик, отец гениального астронома Галилео Галилея.
С первых же попыток флорентийцев возродился интерес к личным переживаниям героев. Поэтому вместо полифонии в их произведениях стал доминировать гомофоническо-гармонический стиль, в котором главным носителем музыкального образа является мелодия, развивающаяся в унисон и сопровождаемая гармоническим (аккордным) аккомпанементом.
Монтеверди сделал многое из того, что флорентийцы только что набросали полный, творческий и жизнеспособный. Так было, например, с речитативами, впервые представленными Пери. По мнению их создателя, именно такой способ музыкального выражения персонажей должен максимально приближаться к произнесенному слову. Но только с Монтеверди речитативы обрели психологическую силу и яркий визуальный язык, который постепенно стал действительно напоминать живую человеческую речь.
Новый жанр оперы еще не утвердился. Но отныне пути развития музыки, как вокальной, так и инструментальной, будут неразрывно связаны с достижениями оперного театра.
Первоначально происходившая из аристократической среды Италии, опера вскоре распространилась на все важные европейские страны. Она стала неотъемлемой частью придворных торжеств и популярным развлечением при дворах короля Франции, австрийского императора, курфюрстов Германии, других монархов и их дворян.
Яркое зрелище, особый праздник оперного спектакля, который впечатлил сочетанием почти всех искусств, существовавших в то время, прекрасно вписывался в сложную церемониальную и жизненную жизнь двора и высших слоев общества.
Несмотря на то, что в XVIII веке опера становится все более демократичным видом искусства, а в крупных городах помимо судов открыты и общественные оперные театры, именно вкус аристократии определял содержание оперных произведений на протяжении более века.
Популярными литературными источниками были произведения Гомера и Вирджинии.
Опера переживала свой первый кризис. Но в этот момент появился новый жанр оперы, который должен был стать не менее (если не более!) популярным, чем оперный сериал. Это комическая опера (оперный буйвол).
Каждая из этих национальных школ выпустила замечательных представителей жанра комедийной оперы: Перголези и Пиччини в Италии, Гретри и Руссо во Франции, Гайдн и Диттердорф в Австрии.
Блестящий успех комической оперы, начавшей свое триумфальное шествие по европейским столицам, и особенно произведений Моцарта, показал, что опера может и должна быть искусством, органически связанным с реальностью, что она способна верно воспроизводить очень реальные персонажи и ситуации, и что она способна воссоздавать их не только комически, но и всерьез.
В отличие от Моцарта, у которого не было конкретной цели реформирования оперы, Глюк сознательно пришел к реформе оперы. И он сосредоточил все свое внимание на раскрытии внутреннего мира героев. Композитор не шел на компромиссы с аристократическим искусством. Это произошло в то время, когда соперничество между серьезной и комической оперой достигло своего пика и стало ясно, что оперный буйвол победит.
После критического рассмотрения и обобщения лучших из серьезных оперных жанров, лирических трагедий Люлли и Рамо, Глюк создает жанр музыкальной трагедии.
Западноевропейская опера 19 века
Композиторы, работающие в жанре оперы, стараются еще глубже проникнуть во внутренний мир своих героев, заново воплотить на оперной сцене такие взаимосвязи персонажей, которые бы в полной мере отвечали сложным, многослойным жизненным коллизиям.
Этот творческий и тематический размах неизбежно привел к дальнейшей реформе оперы. Жанры оперы, разработанные в XVIII веке. Оперные жанры, разработанные в XVIII веке, прошли испытание современностью. Оперный сериал фактически исчез в 19 веке. Что касается комической оперы, то она продолжала пользоваться неизменным успехом.
Яркие, реалистичные характеристики главных героев, впечатляющие массовые сцены, привлечение людей с помощью хора и ансамблей и, прежде всего, необычайно выразительная музыка принесли Уильяму Теллю славу одного из лучших произведений оперной драмы XIX века.
Композитору удалось найти своеобразную методику характеризации фигур, что наиболее ярко проявилось на примере картины Кармен. Бизе раскрывает внутренний мир своей героини не в арии, как это обычно бывает, а в песне и танце.
Но ведущее место среди молодых национальных оперных школ по праву занимает Россия XIX века.
Русская опера
Чтобы лучше понять место этого произведения в истории музыки, мы постараемся кратко осветить ситуацию в западноевропейском и российском музыкальном театре того времени.
Русский двор и аристократия, по приглашению которых в Россию приезжали итальянские музыканты, всячески поддерживали их. Несколько поколений русских композиторов, критиков и других деятелей культуры были вынуждены бороться за свое национальное искусство.
Выдающийся мелодический талант Глинки, близость его мелодий к русской песне, простота в изображении главных героев и, прежде всего, обращение к героико-патриотическому сюжету позволили композитору создать произведение великой художественной правды и силы.
Несмотря на восторженную оценку творчества Глинки ведущей частью российского общества, его инновационная мощь и выдающийся вклад в историю русской музыки на родине не были оценены по достоинству. Царь и его окружение предпочли его музыку итальянской. Посещение опер Глинки было наказанием для виновных офицеров, своего рода либретто оперного музыкального вокала.
Глинке было трудно узнать аналогичное отношение к своей работе от суда, прессы, руководства театров. Но он твердо осознавал, что Русская национальная опера должна идти своим путем и питаться собственными истоками народной музыки.
Это подтверждается всем развитием русского оперного искусства.
Оперное произведение Чайковского представляет другое направление в русском музыкальном искусстве. Композитор начал свой путь в оперном искусстве с произведений, посвященных историческому сюжету.
Современное оперное искусство
Уже первое десятилетие нового ХХ. Первое десятилетие нового века уже показало, насколько стремительно изменилась эпоха в оперном искусстве, насколько отличается опера прошлого и грядущего столетий.
Таким образом, один период в опере заканчивается, а другой начинается. Композиторы почти всех крупных европейских оперных школ стараются сочетать в своих произведениях идеи и язык новой эпохи с ранее сложившимися национальными традициями.
Многие замечательные страницы в истории мировой оперы были написаны и местными композиторами.
На мой взгляд, эта опера дала новый взгляд на оперное искусство.
Структура оперы
Именно эта идея является отправной точкой для любого художественного творчества. Но в случае оперы рождение идеи имеет особое значение. Во-первых, это предопределяет жанр оперы, а во-вторых, предполагает, что он может служить литературным полотном для будущей оперы.
Оригинальным источником, от которого композитор отталкивается, как правило, является литературное произведение.
Но в обоих случаях работа над оперой начинается с либретто.
И даже в тех случаях, когда либреттистом был сам композитор, либретто теряло литературное значение, но автор ни в коей мере не отступал от собственной общей идеи, от своей концепции полного произведения.
Это позволяет композитору представить будущую оперу в целом с либретто в своем распоряжении. Затем наступает следующий шаг: композитор решает, какие формы оперы использовать для осуществления определенных поворотов в сюжете оперы.
В XIX веке, благодаря усилиям различных композиторов, стремившихся к единству и целостности в оперном исполнении, речитатив практически исчез, уступив место крупным мелодическим эпизодам, по назначению близким к речитативу, но с музыкальным воплощением, приближенным к арии.
Как мы уже говорили выше, композиторы, начиная с Вагнера, отказываются от деления оперы на арии и речитативы и создают единую музыкальную речь.
Наряду с ариями и речитативами, ансамбли играют важную конструктивную роль в опере. Они появляются по ходу сюжета, как правило, в местах, где начинают активно взаимодействовать персонажи оперы. Они играют особенно важную роль в тех фрагментах, в которых происходят конфликты и узловые ситуации.
Таким образом, арии, речитативы, ансамбли, хоровые и в некоторых случаях балетные эпизоды являются важнейшими элементами оперного спектакля. Но обычно это начинается с увертюры.
Увертюра мобилизует зрителей, заключает их в орбиту музыкальных образов, фигур, действующих на сцене. Часто увертюра основывается на темах, которые затем происходят в опере.
Заключение
Список литературы
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Читайте также: