Материал на котором записывали компьютерные программы
Презентация открывается в программе PowerPoint 2007.
Цель: развитие интереса к информатике, углубление знаний по предмету, активизация деятельности учащихся.
Задачи: повторить историю вычислительной техники, включая биографии учёных и их открытия.
Оборудование: проектор; интерактивная презентация (с макросами).
- Вступительное слово учителя
- Проведение викторины.
- Заключительное слово учителя, подведения итогов, оценки.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята. Как Вы уже наверно знаете, 26 ноября – это Всемирный день информации(World Information Day), который проводится по инициативе Международной академии информатизации (МАИ) и Всемирного информационного парламента (ВИП). По традиции в нашей школе в это время проходит Неделя информатики, в течение которой Вас ждут нестандартные уроки, занимательные викторины и конкурсы, олимпиады.
Итак, мы начинаем нашу викторину “История вычислительной техники” (Слайд 1).
2. Проведение викторины.
- первый ход определяется компьютером случайным образом;
- ход переходит от одной команде к другой только при неправильном ответе;
- в презентации команда, выбирающая вопрос, подсвечена красным цветом;
- номер вопроса и вариант ответа принимается только от капитана команды;
- победителем считается команда, набравшая больше баллов.
Викторина (Слайд 3, Слайды 4–39).
3. Заключительное слово учителя, подведения итогов, оценки.
Приложение 1. Правила работы с презентацией (для оператора ПК).
- Презентация содержит макросы и элементы ActiveX. Для корректной работы презентации необходимо, во-первых, включить это содержимое, а, во-вторых, для выхода из презентации использовать только предназначенные для этого элементы управления.
- Не рекомендуется прерывать показ презентации с помощью клавиши ESC. Для прерывания показа Слайдов можно воспользоваться надписью СТОП (правый нижний угол).
- Для перехода между Слайдами пользуйтесь элементами управления, расположенными в презентации.
- Вопросы 11 и 12 содержат дополнительный иллюстративный материал, который можно продемонстрировать учащимся после того, как команда назвала свой ответ, но до того, как он был выбран на экране.
Приложение 2. Примерные вопросы и задания.
1. Как называлась настольная (или портативная) механическая вычислительная машина, предназначенная для сложения, вычитания, точного умножения и деления (см. рисунок).
2. В какие годы появилась первая ЭВМ (электронно-вычислительная машина)?
- В 20-х годах XX века
- В 40-х годах XX века
- В 80-х годах XX века
3. В какой программе можно отредактировать файл Песенка про елочку.jpg?
- Текстовый редактор
- Графический редактор
- Музыкальный редактор
Выбор приложения для редактирования файла определяется типом файла. Посмотрев на расширение файла, становится ясно, что этот файл – графический.
4. В результате компьютерного сбоя в первые часы 2000 года посетители одной из Интернет-странички оказались в далеком будущем. Какой год они увидели на экране?
Как это ни странно, но во многих первых программах для вывода даты использовали формат 19хх, где 19 было фиксированным набором символов, и изменялись только две последние цифры. Поэтому вслед за 1999 пришел 19100 год.
5. В каком году выпущен первый персональный компьютер IBM PC?
12 августа 1981 года компания IBM представила первую модель персонального компьютера – IBM 5150, положившую начало эпохи современных компьютеров. Стоил он 1565 долларов, был прост в использовании и занимал сравнительно мало места. IBM 5150 был оснащен процессором Intel 8088 с тактовой частотой 4,77 мегагерца и предустановленной оперативной памятью размером 16 или 64 килобайт. В первом ПК не было винчестера, а дисковод приобретался отдельно.
6. Для чего предназначено это устройство?
- Вырабатывает электричество
- Выполняет арифметические действия
- Кассовый аппарат из магазина 30-х гг.
Это одна из поздних моделей арифмометра.
7. Что означает слово “компьютер”?
8. Кого называют “отцом” компьютера?
- Чарльза Бэббиджа (первая половина XIX века)
- Джон фон Неймана (первая половина XX века)
- Билла Гейтса (вторая половина XX века)
Принципы построения современного компьютера были разработаны еще в 1822 году Чарльзом Бэббиджем в его проекте “Аналитическая машина”, который был реализован Говардом Эйкеном более 70 лет спустя.
9. Чем измеряют объем информации?
Бит (англ. binary digit – двоичная цифра). Также игра слов: англ. bit — немного (бит в информатике означает наименьшее количество информации).
10. В 1963 году Дуглас Энгельбарт изобрел устройство. Что это?
11. Какому устройству компьютера поставили памятник в Екатеринбурге на набережной реки Исети?
- Системному блоку
- Монитору
- Клавиатуре
12. Этого человека считают первым программистом? Кто это?
- Ада Августа Лавлейс (1815–1852)
- Грейс Хоппер (1906–1992)
- Никлаус Вирт (1934–..)
Ада Августа Байрон, в замужестве графиня Лавлейс, была единственной законной дочерью поэта Джорджа Байрона. Наслышанная о создаваемой Аналитической машине, она посетила лабораторию Чарльза Бэббиджа. У девушки возник интерес к программированию, которому Ада затем со страстью передавалась всю свою жизнь. Ей принадлежит идея использовать двоичное представление чисел в памяти; циклы и подпрограммы. К сожалению, при жизни она так и не увидела на практике, как работают ее программы.
Зато это удалось Грейс Хоппер, которая родилась почти на 100 лет позже Ады Лавлейс. Грейс Хоппер работала над созданием программного обеспечения для компьютера Марк I. Марк I – свыше ста кубометров сверкающего металла – был чудом инженерной мысли, он производил до трех арифметических действий в секунду и имел целых 72 байта оперативной памяти!
Никлаус Вирт – швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук
12. “Папа выдал дары. Папа порвал провода. Арфа папы пропала дважды”. Чему можно научиться, правильно применив эту информацию?
- Быстро говорить
- Быстро печатать
- Быстро читать
Если посмотреть на стандартную клавиатуру, то можно заметить, что клавиши с этими буквами расположены в одном ряду.
14. Какое из данных слов сможет набрать человек, живущий в Англии, на клавиатуре без русских букв?
Вместо заглавной буквы “З” набрана цифра “3”, которая визуально мало чем отличается от оригинала.
15. Недавно был представлен опытный образец нового офисного кресла, оснащенного компьютерной системой, которое среди прочего может следить за осанкой сидящего. А что это кресло может делать с вероятностью 96%?
- Определить, кто на нем сидит
- Определить вес сидящего
- Изменить высоту кресла
16. Что это за устройство?
Плоттер – устройство для вывода на печать больших изображений – чертежей, схем, плакатов, баннеров и т.п.
17. В американском “Компьютерном словаре” написано: “Компьютер – электронное устройство, которое не заменит человека до тех пор, пока не научится смеяться шуткам босса и…” Продолжите фразу…
- Прятать свои ошибки
- Просить помощи у коллеги
- Сваливать вину на другой компьютер
18. На рабочем столе компьютера одного моего знакомого есть забавные подписи к иконкам. Надпись под одной иконкой заканчивается словами “перед едой”. Чему соответствует эта иконка?
- Проводник
- Мои документы
- Мой компьютер
Мой руки (компьютер) перед едой.
19. В музее компьютеров в США можно видеть блок памяти одного из первых компьютеров, построенных в 50-х годах. Рядом с ним – современная микросхема с тем же объемом памяти. Назовите третий предмет экспозиции.
20. Исследования, проведенные в лондонских офисах, показали, что в среднем из находящегося внутри этих предметов мусора 15% приходится на чипсы, 15% – на сласти, 7% – на макароны; по 1% – карандашная стружка, насекомые, ногти, волосы. Где же все это находится?
- В корзине для бумаг
- В клавиатуре
- В системном блоке
21. Название какой ноты совпадает с названием одного из языков программирования?
22. Устройство для компьютера, позволяющее ему связываться с другим компьютером, через телефонную или кабельную сеть?
23. В каком году ЮНЕСКО официально зарегистрировал Всемирный день информации?
- в 1994 году
- в 1944 году
- в 2004 году
24. Фамилия какого из этих ученных стала названием языка программирования?
Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968–69 годах. Название он получил в честь выдающегося французского физика, математика, философа и литератора Блеза Паскаля. Паскаль – один из наиболее известных языков программирования (вполне возможно, что с его более поздней версией мы познакомимся в старших классах), широко применяется в обучении программированию в школе, является базой для большого числа других языков.
25. Первые программы записывали не на диски, а на перфокарты. Чем отличается перфокарта с записанной на ней информацией от чистой перфокарты?
- Пробиты дырки
- Закрашены цифры
- Рядом с цифрами напечатаны буквы
26. Без какого устройства компьютер не работает?
- Без процессора
- Без монитора
- Без мышки
Действительно, без процессора, но почему, когда у вас не работает мышь, вы кричите: “У меня компьютер не работает!”
27. В фирме открылся музей истории компании “Microsoft”. Среди прочих экспонатов на стене висит красный телефон. Сняв трубку, вы услышите голос самого важного человека в компании. Кто это?
- Билла Гейтса
- Директора компании
- Клиента
Как и для любой компании, продающий свою продукцию, самым важным является клиент. Нет клиента – нет прибыли, нет прибыли – нет и предприятия. Подняв трубку телефона, можно услышать, как клиент разговаривает с диспетчером.
28. Что означает слово в ребусе?
- Устройство управления
- Устройство ввода
- Устройство вывода
В ребусе зашифровано слово “дисплей”, синоним слова “монитор”. Следовательно, это устройство вывода.
29. Кто “вылечит” компьютер?
- Архиватор
- Антивирус
- Программист
30. В начале XXI века эскимосы познакомились с изобретением, которое на их язык перевели как “ikiaqqivik” – “путешествие сквозь слои”. Что это за изобретение?
Первоначально это слово употреблялось для описания действий шамана, который для поиска ответа на какой-либо вопрос “путешествовал” сквозь время и пространство.
31. Символом какой программы является пингвин?
32. Какое устройство памяти появилось раньше?
- Compact Disk
- USB Flash
- Floppy Disk
33. Какое устройство в данном списке лишнее?
Клавиатура, сканер – устройства ввода, монитор – устройство вывода.
34. В каком году был изобретен первый жесткий диск, который занимал место с холодильник?
Когда в 1993 году я пришла работать в нашу школу, то в компьютерном классе стояли машины фирмы YAMAHA. Все они были объедены в сеть и грузились с дискеты. Винчестера у них не было. Чуть позже в школу пришел класс IBM, один из компьютеров обладал неслыханным “богатством” – жестким диском объемом 40 Мбайт!
35. Какого объема был первый жесткий диск, который занимал место с холодильник?
- 4,4 Мегабайта
- 4,4 Гигабайта
- 4,4 Терабайта
Сейчас в это трудно поверить, но, несмотря на большие габариты, объем первого жесткого диска был меньше, чем сейчас у обычного компакт диска.
36. В 1984 году была изобретена флеш-память. В какой стране это произошло?
Многие из нас задавались вопросом: на чём и каким образом была написана самая первая программа, когда писать было ещё не на чем. И что появилось первее: программа или среда разработки? Спойлер: сначала появилась программа.
Итак, 19 век. С этого времени начинается история программирования. Ада Ла́влейс и Чарльз Бэббидж . С этих имён и начинается история программирования!
Не буду углубляться в биографию, если интересно, можете о ней узнать из видео, скажу лишь, что Чарльз был весьма талантливым математиком. Первый его проект выглядел вот так:
Суть данного изобретения в том, что оно позволяло автоматизировать вычисление различных математических формул, функций, логарифмов посредством перемещения скомбинированных между собой шестерёнок.
Вторым его проектом по счёту, но не по значимости, была Аналитическая машина . Это огромный механизм на паровом двигателе, назначением которого являлось исполнение основных математических операций: сложение, вычитание, деление, умножение. Данное устройство давало возможность работать с большими числами, с большой точностью и большой скоростью (по крайней мере для того времени)
Инструкции по её программированию были написаны Адой Лавлейс. Они-то и являлись по факту первыми программами в мировой истории.
Программирование же в том виде, в котором мы привыкли его видеть сегодня (то есть ввод команд с клавиатуры в среду разработки, затем компиляция и выполнение) появилось только в 20-м веке, когда вычислительные машины научились работать с электричеством. И стали по праву называться Электронными Вычислительными Машинами - ЭВМ. Сначала программирование производилось лишь перепадами напряжения. Наличие напряжения = 1. Отсутствие напряжения = 0. Так и появился двоичный код. После всем двоичным командам присвоили "имена" в виде конкретных слов. Например в двоичном коде команда сложения выглядела как: 000010. А после она обозначалась лишь словом ADD. Так и появился первый язык Ассемблера.
Каждая вычислительная машина программировалась на своём уникальном языке, что было не очень удобно. Дабы привести программирование к единому формату на всех платформах, был изобретён язык Fortran. После чего уже начинается история языков программирования высокого уровня.
Более подробно о первом программировании и первых программистах я рассказываю в своём ролике. Можете его посмотреть или просто послушать, если не хочется читать вышеприведённый текст.
Приятного просмотра :)
Программное обеспечение – это совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере.
Программа – это описание на формальном языке, «понятном» компьютеру, последовательности действий, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.
Операционная система – это комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера.
Аппаратный интерфейс – средства, обеспечивающие взаимодействие между устройствами компьютера.
Пользовательский интерфейс – средства, обеспечивающие взаимодействие человека и компьютера.
Загрузка компьютера – это последовательная загрузка программ операционной системы из долговременной памяти в оперативную память компьютера.
Сервисные программы – это программы-архиваторы, антивирусные программы, коммуникационные программы и другие.
Прикладными программами или приложениями называют программы, с помощью которых пользователь может работать с разными видами информации, не прибегая к программированию.
Комплекс программных средств, предназначенных для разработки компьютерных программ на языке программирования, называют системой программирования.
Программирование ‑ процесс создания программ, разработки всех типов программного обеспечения.
Основная литература:
- Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.
Дополнительная литература:
- Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
- Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
- 3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
- Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что же такое компьютерная программа? Это описание на понятном компьютеру языке последовательности действий, которые нужно выполнить над данными для решения конкретной задачи.
Без программного обеспечения компьютер работать не сможет. Поэтому компьютер рассматривают как систему взаимосвязанных частей: аппаратного обеспечения и программного обеспечения. Программным обеспечением компьютера называют совокупность всех программ, предназначенных для выполнения различных задач.
В настоящее время насчитывается огромное количество программ, они непрерывно развиваются, совершенствуются, на смену одним программам приходят другие.
Все программы можно разделить на три группы: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение и системы программирования.
Системное программное обеспечение включает в себя операционную систему и сервисные программы.
Главной частью программного обеспечения является операционная система. Без неё компьютер работать не сможет.
Самыми распространёнными на сегодняшний день считаются операционные системы Windows, Linux, Mac OS.
Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к ресурсам компьютера. Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами операционной системы, называют интерфейсом.
Аппаратный интерфейс обеспечивает взаимодействие между устройствами компьютера. Он содержит программы – драйверы, которые отвечают за работу подключённых к компьютеру устройств, например, принтера, монитора, клавиатуры и других.
Пользовательский интерфейс содержат программы, которые поддерживают диалог пользователя с компьютером, то есть, запуск программ, печать текста на принтере и так далее.
Загрузка операционной системы из долговременной памяти в оперативную память компьютера происходит поэтапно. Сначала загрузчик BIOS из постоянного запоминающего устройства производит тестирование и настройку всех аппаратных средств. Этот процесс виден на экране монитора. Если всё оборудование функционирует нормально, происходит поиск начального загрузчика операционной системы на внешнем носителе, который является системным. Например, на жёстком диске. После обнаружения, программа-загрузчик загружается в оперативную память. После этого операционная система начинает функционировать.
К сервисным программам относятся различные программы, которые обслуживают диски: проверяют их, восстанавливают, очищают. А также программы-архиваторы, программы для борьбы с компьютерными вирусами, коммуникационные программы и многие другие.
Архиваторы – это программы, которые обеспечивают уменьшение объёма хранимой информации.
Антивирусные программы защищают компьютер от вирусов, обнаруживают и удаляют компьютерные вирусы.
Коммуникационные программы необходимы для обеспечения доступа к сети Интернет.
Прикладными программами или приложениями называют программы, с помощью которых можно работать с различными видами информации, не прибегая к программированию. Выделяют приложения общего и специального назначения.
К приложениям общего назначения относятся: текстовые редакторы, электронные таблицы, графические редакторы, редакторы презентаций, мультимедийные проигрыватели, системы управления базами данных.
К программам специального назначения можно отнести: издательские системы, бухгалтерские программы, системы проектирования, программы компьютерного моделирования, математические пакеты, геоинформационные системы, медицинские экспертные системы.
Комплекс программных средств, предназначенных для разработки компьютерных программ на языке программирования, называют системой программирования. Такие программы разрабатывают программисты. Программирование является процессом создания программ, то есть разработки всех типов программного обеспечения.
Для записи программ используют специальные языки – языки программирования. Сейчас насчитывается несколько тысяч таких языков.
Все программы можно разделить ещё на две большие группы по их правовому статусу: программное обеспечение, которое является частной собственностью авторов или правообладателей, и свободное программное обеспечение.
Программы, входящие в первую группу, также можно разделить на: коммерческие, условно бесплатные и свободно распространяемые.
Свободное программное обеспечение даёт возможность пользователям иметь доступ к исходным кодам программ.
Материал для углублённого изучения темы.
Операционная система Linux.
«Linux» ‑ это компьютерная операционная система, которая распространяется бесплатно.
ОС Linux никому не принадлежит. Точнее можно сказать, что она принадлежит сообществу программистов. На бесплатной основе каждый желающий может вносить свои изменения, которые в дальнейшем принимаются сообществом.
История этой операционной системы началась в 1983 году, тогда Linux ещё не носила своего современного названия, работать над ней начал Ричард Столлман. Примерно через восемь лет он уже практически закончил разработку всех системных программ входящих в её состав.
В 90-ые годы к работе над системой присоединился молодой хакер и программист Линус Торвальдс, он и разработал ядро для операционной системы. И, как видно из имени этого человека, своё название система получила именно в честь него. Кстати и пингвин, ставший эмблемой системы, был до этого личным талисманом Линуса, а вот сделать этого пингвина символом операционной системы придумала жена программиста – Туве.
Широкое распространение система получила после того, как сообщество программистов подхватило основную идею Linux и стало вкладывать свои усилия в развитие проекта.
Довольно часто к операционной системе Linux относят программы, которые дополняют эту OС, и прикладные программы, которые делают её полноценной многофункциональной операционной средой.
Бесплатность. Установив Linux, вы получите набор из тысяч бесплатных программ. Хоть они и не столь привычны как Windows-программы, но абсолютно функциональны.
Надёжность. Корректная работа аппаратной части ПК, позволит Linux работать годы без перезагрузки и зависаний. А кнопка Reset вообще никогда не понадобится.
Безопасность. В Linux практически нет вирусов. Само построение операционной системы исключает работу вредоносных программ.
На данный момент вокруг ОС Linux сформировалось огромное сообщество программистов, которые постоянно совершенствуют систему. Они разрабатывают новые версии и разновидности данной ОС, пишут самые разнообразные программы, работающие под Linux.
Разбор решения заданий тренировочного модуля.
№1.Тип задания: подстановка элементов в пропуски в таблице.
Предложите имена известных вам программ, открывающие файлы со следующими расширениями:
Расширение doc имеют только текстовые редакторы, например, MSWord; расширение bmp у графических редакторов, например, Paint. Программы-архиваторы имеют расширение zip, поэтому можно выбрать, например, программу WinZip, ну, а расширение txt есть только у программы Блокнот.
Для того чтобы разобраться в эволюции ПО надо узнать что обозначает слово, которое лежит в основе ПО, а именно слово «Программа».
С греческого языка это слово можно буквально перевести как пред-запись, программа это предварительное описание некоторых предстоящих событий или действий компьютера. Программное Обеспечение (ПО) — программа/ы, которые используются для управления персонального компьютера. В IT сфере ПО часто называют словом «софт» для сокращения и упрощения произношения, а родоначальником данного сокращения является английское слово «software».
Развитие программного обеспечения
В современном мире информационные технологии стали важными помощниками в повседневной жизни человека. Когда нам нужно найти какую-либо информацию, мы уже привычно достаем смартфон или садимся за компьютер и уже через интернет с использованием поисковых систем и других служб уточняем эту информацию.
Если нам надо систематизировать или передать информацию которая у нас есть, мы также используем различные информационные технологии.
Их можно обрисовать в виде Аппаратного и Программного обеспечения.
Аппаратное обеспечение ( hardware — аппаратное обеспечение. включает в себя все физические части компьютера, но не включает информацию (данные) , которые он хранит и обрабатывает, и программное обеспечение, которое им управляет.
Программное обеспечение (англ. soft ware –программное обеспечение, сокращенно «ПО») включает в себе компьютерные программы и данные, предназначенные для решения определённого круга задач и хранящиеся на машинных носителях. Программное обеспечение представляет собой либо данные для использования в других программах, либо алгоритм, реализованный в виде последовательности инструкций для процессора.
Первый разработчик ПО
Весь софт создаётся программистами на различных языках программирования, которые предназначены для записи ПО. Самым первым программистом считается Ада Лавлейс, дочь знаменитого поэта, лорда Джорджа Байрона. В 1843 она перевела лекцию британского изобретателя Чарльза Беббиджа о созданной им вычислительной машине которую тот прочитал в университете Турина с итальянского языка на английский, при переводе текста лекции Ада Лавлейс дополнила его своими подробными комментариями, которые по объему в три раза превышали текст лекции.
Один из этих комментариев содержал набор инструкций для вычисления чисел Бернулли в отношении описанной вычислительной машины, этот набор инструкций и считается первой ПО, однако при жизни Ады Лавлейс, описанная вычислительная машина так и не была сконструирована.
Первые компьютеры и их устройство
Вся работа первых ПК определилась состоянием переключателей и реле, так компьютеру задавались и данные для обработки и программа. Однако, так невозможно было задать длинную программу, ведь количество переключателей всегда была ограничена.
Первым программируемым ПК считается Компьютер z3 созданный в 1943 году немецким ученым Конрадом Цузе.
В период с 1943 по 1945 год Конрадом Цузе для его компьютера был разработан и первый язык программирования Plankalkul, однако из-за второй мировой войны он так и не был реализован.
Так в самом начале, ПО писалось с помощью машинных кодов, числовых инструкций понятных процессору для которого пишется программа, однако написание таких программ было далеко не самым простым занятием. Для того чтобы читать некоторые данные из ячейки оперативной памяти компьютера, требовалось описать около 16 инструкций.
Эволюция написания ПО
В 50-х годах потребность в компьютерных программах возросла и они стали значительно длиннее поэтому они получили распространение ПО: сборщики программы, которые были названы ассемблерами.
Они позволили сделать программы понятнее, однако такие программы все еще зависели от центрального процессора ПК.
В 1954 году началась разработка первого языка программирования высокого уровня ”Фортран”, его 1 работающая версия была реализована в 1957 году. Языки программирования высокого уровня стали настоящим прорывом. То как работают ПО практически перестало зависеть от аппаратного обеспечения компьютера, в то же время сами языки программирования стали имитировать естественные разговорные языки. Таким образом коды программ значительно сократились, а запоминать язык программирования стало значительно проще.
Компьютерные программы имели следующие составляющие:
Первая часть — это данные, они могут храниться на компьютере или задаваться пользователем ПО.
Вторая часть — это модель обработки данных, то есть описание способы их обработки.
Третья часть — это пользовательский интерфейс, совокупность правил обмена информацией между пользователем и ПО.
История изменений составляющих компьютерных программ.
Сложность ПО постепенно увеличивалась, в итоге их стало сложно понимать даже самим программистом, поэтому в конце 60-х годов была разработана “парадигма структурного программирования” и её родоначальником стал нидерландский программист Эдсгер Дейстра. В 1968 году он опубликовал свое письмо” Оператор “go-to” “считается вредным. В этом письме он призвал программистов отказаться от использования в программах оператора безусловного перехода. Что же это значит. Программа представляет собой набор инструкций для управления компьютером, эти инструкции обычно выполняются в том порядке в котором они записаны, с помощью оператора безусловного перехода, программист может продолжить исполнение софта с любой инструкции, не обязательно со следующей такие программы было сложно читать.
При отказе от оператора безусловного перехода, инструкции в компьютерных программах стали выполняться всегда последовательно.
Также теперь работу ПО стало возможным описать в виде блок-схемы с одной точки начала и одной точкой окончания и элементами нескольких типов. Еще больше упростило структурное программирование использование процедур и функций.
Теперь если в программе необходимо было несколько раз выполнять одни и те же вычисления или же обработать одним и тем же способом разные данные, стала необязательным для этого несколько раз описывать одни и те же инструкции, теперь их можно было объединить функцию или процедуру, которую можно вызывать когда это необходимо.
Еще одним шагом в усовершенствовании структурного программирования стало появление структур, теперь простые данные стали образовывать более сложные. Так например из трех чисел которые обозначают количество часов минут и секунд стало возможным образование единой структурой, времени.
Данные в различных структурах нужно обрабатывать по-разному для этого необходимо описывать свои процедуры и функции, так в программировании появилась еще одна парадигма “объектно-ориентированное программирование (ООП)” при таком программирование структуры и функции для их обработки объединены в класс, а программа это набор взаимодействующих объектов принадлежащих к различным классам. Помимо этого ООП реализовала еще целый ряд своих принципов. На месте не стоял и пользовательский интерфейс программ. Если в начале данные задавались через систему переключателей, то после того как компьютер стал доступен большему количеству людей, изменился и способ обмена информацией между программой и пользователем. Так сначала появился текстовый интерфейс, в нем компьютер выводил информацию на экран в текстовой форме, также и пользователь задавал команды компьютеру с клавиатуры в текстовой форме.
Позже на смену текстовому интерфейсу пришел привычный нам графический пользовательский интерфейс, команды компьютеру стали отдаваться с помощью различных элементов управления, например кнопок, полей ввода, ползунков и других. Эти элементы управления активируются с помощью мыши и клавиатуры и обычно достаточно просты и интуитивно понятны. Были сформулированы некоторые требования к пользовательским интерфейсом программ, например такие, как “дружественность”, “дружественным” интерфейсом называется такой пользовательский интерфейс через который пользователь может максимально быстро научиться работать с программой допуская при этом минимальное количество ошибок. Так как сегодня пользователи компьютерных программ это обычные люди, при написании программ обычно учитывается возможность каких-либо ошибок со стороны пользователя.
Так если пользователь задаст программе некорректные данные то она, скорее всего сообщит ему о некорректном вводе данных и предложит проверить их на правильность, а не завершит свое исполнение ошибкой как это обычно бывало раньше. Также сейчас некоторые ПО помимо графического интерфейса могут поддерживать голосовое управление или даже управление через движение пользователя.
Возможные ветви эволюции ПО
Основными тенденциями развития программного обеспечения являются:
- унификация конкретных частей программных средств, так и графического оформления между ними, которое позволит эксплуатировать то или иную программу на разных платформах и на разных операционных системах, а также предоставить работу с большим количеством программного обеспечения;
- нацеленность на ООП программных средств, предполагает в купе с их унификацией перейти к новой технологии
- технологии «сборки» того или иного приложения, нацеленные на индивидуальные потребности каждого пользователя, из отдельных модулей-«кубиков», избегая тем самым лишние пользователю возможности. При этом сокращаются объем и цена, улучшается надежность полученного данным способом приложения. Единовременно снимается проблематика улучшения приложения при корректировании информационных нужд пользователя. Кроме того, нацеленность на технологии «сборки» приложения в купе с возможным сетевым доступом к этим приложениям, как необходимым программным ресурсам позволит в будущем не покупать в «личное пользование» то или иное ПО, а брать его в «аренду», уменьшая тем самым расходы на ПО:
- интеллектуализация графического оформления пользователя, его интуитивно понятной, непроцедурной и приближение языка общения с ПК к профессиональному языку пользователя; настройка интерфейса пользователя на особенности и потребности конкретного пользователя при его диалог с ПК; использование средств мультимедиа при реализации интерфейса пользователя;
- интеллектуализация характеристик программ и программных систем; все шире при проектировании приложений используются методы искусственного интеллекта, что позволяет создать приложения более «умными» и решать более сложные, плохо формализуемые задачи;
- универсализация отдельных компонентов ПО и постепенный переход этих компонентов, а затем и самих программ из области специализированного прикладного ПО в область универсального прикладного ПО. Подобная ситуация сложилась с текстовыми процессорами, которые в свое время относились к специализированному прикладному ПО;
- ориентация на совместную, групповую работу пользователей при решении той или иной проблемы при помощи программных средств.
Список литературы
Читайте также: