Контроллер звука высокой четкости bios что это
С помощью опции Audio Controller можно разрешить/запретить использование интегрированного звукового контроллера.
- Enabled – разрешить использование звукового контроллера;
- Auto – использование звукового контроллера по умолчанию;
- Disabled – звуковой контроллер отключен.
Опция также может иметь другие названия:
Примечание 1. Интегрированный аудиоадаптер – это встроенный в материнскую плату аппаратный аудиокодек (микросхема), предназначенный для кодирования или декодирования аналогового звукового сигнала в цифровой сигнал и наоборот.
Программа Setup BIOS фирмы AWARD Software International Inc на системных платах GIGABYTE TECHNOLOGY
Название данной опции у данного производителя в данной версии BIOS:
Onboard Audio Function значение по умолчанию [Enabled]
Enable the onboard Audio ControLler
Включите встроенный аудиоконтроллер.
Disable the onboard Audio ControLler.
Отключите встроенный аудиоконтроллер
Комментарии
Возможно вы находитесь в упрощенном интерфейсе и нужно переключится в режим Expert - режим «Эксперт» («Расширенный») и тд. Как правило через менюшку или кнопочку вверху окна.
Но возможно у вас именно такой биос.
В целом все что можно включить - отключить в "Диспетчере задач" можно включить отключить в биосе, поэтому если вы это не находите в биосе, но в диспетчере задач есть данное устройство - просто включите или отключите его там. И тем более настроить его. Но обратно же должны стоять соответствующии драйвера для данных устройств в том числе звуковой карты.
Конечно если устройство отключено в биосе то оно не увидится в Диспетчере, но по дефолту звуковая карта всегда включена, теоретически для подстраховки можно сбросить биос в дэфолтные настройки, но перед этим нужно не забыть записать - посмотреть как минимум вариант настройки загрузки ОС - как самих устройств так и их последовательно сти.
История возникновения спецификации High Definition Audio такова. С забвением DOS и приходом Windows закончилась эпоха разношерстных архитектур и прямого программирования звуковых карт. ОС Windows привела к появлению единых стандартов и единых API. В данном случае API (Application Programming Interface) — это единый стандартный интерфейс, служащий для высокоуровневого обращения к похожим функциям различных устройств, вместо низкоуровневого программирования под каждое устройство. В применении к звуку ОС Windows 3.11 содержала MME (Multi Media Extensions) в составе Windows API, с несколькими простейшими функциями по инициализации устройства, задания параметров работы, воспроизведения и записи звука. В 1996 году компания Microsoft выпустила довольно мощный DirectSound API с поддержкой многоканального звука, софтовой эмуляцией и возможностью аппаратного ускорения аудио функций, так что все звуковые карты начали обзаводиться DirectSound драйверами.
В 1997 году компания Intel представила стандартную спецификацию на массовые дешёвые аудио-кодеки, под названием AC‘97 (Audio Codec '97). Главным достижением внедрения этой спецификации можно считать улучшение качества звучания массовых звуковых карт за счёт полного разделения аналоговой и цифровой частей, и повышение максимально воспроизводимой частоты дискретизации до 48 кГц, для совместимости с форматом звука DVD-Video. Стандарт просуществовал достаточно долго, дожил до версии 2.3 и в настоящее время морально устарел.
AC'97 кодеки в качественных современных звуковых платах не применяются (вместо этого с успехом используются I2S-кодеки для бытовой и профессиональной аудио аппаратуры), и полностью сместились в low-end сектор, превратившись в убогий и глючный отключаемый "интегрированный AC'97-звук". Ввиду своей дешевизны посредственная реализация интегрированного звука дискредитировала само название стандарта, который имеет к этому мало отношения. Скажем, в воплощении Analog Devices и Intel (SoundMAX Cadenza на примере интегрированного AC'97-звука материнской платы Intel D845PEBT2, Интегрированный AC'97-звук на материнской плате Intel D815EFV) или NVIDIA (Практическое исследование мультимедийных и коммуникационных возможностей чипсета NVIDIA nForce) интегрированный AC'97 звук показывал вполне приемлемое качество и даже демонстрировал некоторые оригинальные фичи.
High Definition Audio (HD Audio) является преемником и эволюционным продолжением спецификации AC‘97. Новые кодеки имеют тот же форм-фактор и совместимы с HD Audio контроллерами снизу вверх. Вероятно, следуя принципу "пользователь покупает мегагерцы", в Intel выбрали название по основному отличительному признаку — поддержке звуковых форматов высокого разрешения, что совпадает с дословным переводом названия стандарта). Однако, несмотря на название, стандарт имеет и некоторые отличия. Основные из них приведены в таблице:
AC '97 | High Definition Audio | Преимущество HD Audio |
16 бит 48 кГц максимум* | 32 бит 192 кГц максимум | Полноценная поддержка новых форматов, таких как DVD-Audio |
5.1 | 5.1/7.1 | Полноценная поддержка новых форматов, таких как Dolby Digital Surround EX, DTS ES |
Полоса пропускания 11.5 Мб/с | 48 Мб/с выход, 24 Мб/с вход | Выше полоса пропускания позволяет использовать большее число каналов в более детальных форматах |
Фиксированная полоса пропускания | Задаваемая полоса пропускания | Используются только необходимые ресурсы |
Определённый канал DMA | DMA каналы общего назначения | Поддержка многопоточности и нескольких подобных устройств |
Одно звуковое устройство в системе | Несколько логических звуковых устройств | Поддержка концепции Digital Home / Digital Office, вывод разных звуков на разные выводы для мультирумных возможностей и отдельного голосового чата во время онлайн-игр |
Опорная частота задаётся извне, основным кодеком | Опорная частота берётся от чипсета (I/O Controller Hub, ICH) | Единый высококачественный задающий генератор для синхронизации |
Стабильность работы зависит от стороннего ПО третьих фирм | Универсальная архитектура звукового драйвера от Microsoft | Единый драйвер для большей стабильности OS и базовой функциональности, не требуется специальная установка драйверов |
Ограниченный device sensing / jack retasking | Полный device sensing / jack retasking | Полная поддержка audio Plug and Play |
Стреомикрофон или 2 микрофона | Поддержка массива из 16 микрофонов, максимум | Более точные ввод и распознавание речи |
* в последних версиях стандарта теоретически 20 бит 96 кГц, однако где в реальности найти запись в таком формате — остаётся загадкой
Остановимся подробнее на поддержке Microsoft Universal Audio Architecture (UAA), которая ранее планировалась к внедрению лишь в следующем поколении Windows (Longhorh). Совместимость с UAA подразумевает автоматическую установку в звуковом устройстве единого универсального драйвера от Microsoft, находящегося в операционной системе, корректно поддерживающего все базовые функции устройства и обеспечивающего воспроизведение звука без заиканий. При этом энтузиасты, конечно, могут сами установить очередной бэта-драйвер от производителя кодека с поддержкой более широкой функциональности (например, красивую панель с логотипом производителя или поддержку DS3D и EAX посредством программных алгоритмов Sensaura).
- Dolby Sound Room — поддержка 5.1 для одного слушателя и Dolby Digital, Dolby Headphone, Dolby Virtual Speaker, Dolby Pro Logic II
- Dolby Home Theater — поддержка 5.1 для нескольких слушателей, Dolby Digital, Dolby Headphone, Dolby Virtual Speaker, Dolby Pro Logic II, а также создания DVD с Dolby Digital с помощью Dolby Digital Stereo Creator.
- Dolby Master Studio — поддержка 7.1 для нескольких слушателей, Dolby Digital, Dolby Digital Live, Dolby Headphone, Dolby Virtual Speaker, Dolby Pro Logic IIx, а также создания DVD с полноценным Dolby Digital.
На презентации прошедшего IDF мелькали цифры требований по качеству и к аппаратной части, для получения Dolby Logo:
Очень интересно нестандартное измерение сигнала/шума, по отношению к –20 dBFS, а не к полному размаху сигнала, а также требование к высокому уровню выходного сигнала, что практически автоматически обеспечит приемлемое отношение сигнал/шум. Уровень искажений -60 дБ соответствует в процентах 0,01%, а этого явно недостаточно для получения качественного звука. Требования на неравномерность АЧХ легко выполнимы для ЦАП и имеют слабое отношение к качественному звуку, однако, возможно это заставит применять более высококачественные ОУ на выходе кодека. С другой стороны, сам факт необходимости перепроектирования преобразователей и получения сертификации может простимулировать появление более высококачественных микросхем кодеков.
Внешний вид и разъёмы
В реальном тестировании у нас находилась материнская плата производства Intel с интегрированным звуком High Definition Audio на базе кодека Avance Logic (Realtek) ALC880.
Аппаратные особенности
Панель управления
Контрольная панель выполнена в виде одного окна достаточно больших размеров с несколькими вкладками. Дизайн панели выполнен в каком-то игрушечном стиле — большие кнопки с несуразными изображениями.
На первой вкладочке «Sound Effect» вы найдете 10-полосный эквалайзер с возможностью выбора готовых пресетов или создания своих, а также режимы эффектов, включая режим караоке.
На следующей вкладке «Speaker Configuration» расположено меню выбора конфигурации колонок с возможностью подачи тестового сигнала в существующие каналы выбранного режима.
При подключении штекера в разъем по умолчанию автоматически появляется панель «Audio Wizard». Автоматическую детекцию можно отключить, а также самостоятельно вызвать соответствующей кнопкой в верхней части основного окна.
В появившемся окошке можно указать какое устройство вы подключаете.
На вкладке «3D Audio Demo» вам предоставляется возможность оценить качество позиционирования тестовых источников в пространстве.
В настройках цифрового интерфейса — на вкладке «SPDIF» доступен выбор частоты семплирования и кнопка выключения.
На момент тестирования использовался самый свежий драйвер версии 5.10.0.5027.
Тестирование в RMAA
Измерения проводились с помощью звуковой карты Terratec 6fire LT и Audiotrak ProDigy 7.1 коротким качественным проводом с позолоченными разъёмами.
HD Audio Realtek ALC880
Фронтальный выход, режим работы: 16 бит 44 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.12, -0.26 | Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -86.4 | Хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 82.0 | Хорошо |
Нелин. искажения, %: | 0.0038 | Очень хорошо |
Интермод. искажения, %: | 0.014 | Очень хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -86.0 | Отлично |
Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)
Цифровой выход, режим работы: 16 бит 44 кГц
Тест | Realtek HD Audio S/PDIF synch | Realtek HD Audio S/PDIF asynch |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.00, -0.02 | +0.00, -0.02 |
Уровень шума, дБ (А): | -96.9 | -97.4 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 96.6 | 96.6 |
Нелин. искажения, %: | 0.0004 | 0.0004 |
Интермод. искажения, %: | 0.0051 | 0.0051 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -98.0 | -99.5 |
Общая оценка: Отлично (подробнее)
HD Audio C-Media CMI9880
Взято из тестов материнской платы ECS PF4 Extreme (Intel 915P).
Фронтальный выход, режим работы: 16 бит 44 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.19, -0.68 | Хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -90.5 | Очень хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 90.3 | Очень хорошо |
Нелин. искажения, %: | 0.034 | Хорошо |
Интермод. искажения, %: | 0.043 | Хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -92.3 | Отлично |
Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)
HD Audio Avance Logic ALC880
Взято из тестов материнской платы ABIT AA8 DuraMAX (Intel 925X).
Фронтальный выход, режим работы: 16 бит 44 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.14, -0.17 | Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -88.6 | Хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 88.7 | Хорошо |
Нелин. искажения, %: | 0.0031 | Очень хорошо |
Интермод. искажения, %: | 0.010 | Очень хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -91.5 | Отлично |
Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)
AC'97-звук Realtek ALC650
Для сравнения мы приводим результаты тестов AC'97 кодека c заявленными 18 бит АЦП и 20 бит ЦАП и отношением сигнал/шум >90 дБ А.
Фронтальный выход, режим работы: 16 бит 44 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.16, -0.13 | Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -80.0 | Хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 79.7 | Средне |
Нелин. искажения, %: | 0.0040 | Очень хорошо |
Интермод. искажения, %: | 0.056 | Хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -76.4 | Очень хорошо |
Общая оценка: Хорошо (подробнее)
Тестирование в RightMark 3DSound
Диагностика DirectSound
Device: Realtek HD Audio rear output (RtkHDAud.sys)
Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 192000
Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 32
dwFreeHw3DStaticBuffers 32
dwFreeHw3DStreamingBuffers 32
dwFreeHwMixingAllBuffers 32
dwFreeHwMixingStaticBuffers 32
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 32
Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 33
dwMaxHwMixingStaticBuffers 33
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 33
dwMaxHw3DAllBuffers 33
dwMaxHw3DStaticBuffers 33
dwMaxHw3DStreamingBuffers 33
Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0
Audio transfer speed (hardware): 10.870 Mb/sec.
Субъективное тестирование
При субъективном тестировании использовались студийные мониторы Event 20/20bas, а также тракт из ресивера Pioneer AX5i и колонок B&W 6s3.
Для более исчерпывающей оценки качества звучания в это тестирование мы включили звуковые карты Creative Audigy и Live!5.1, а также интегрированный АС'97-звук Realtek ALC650. Прослушивание производилось на одних и тех же тестовых отрывках при мгновенном переключении между источниками.
Звучание HD Audio Realtek ALC880 для встроенного звука достаточно хорошее, очень схожее с картой Creative Audigy. Если очень внимательно вслушиваться в детали композиции, то едва слышна незначительная разница, выраженная в чуть лучшей прозрачности на высоких у Audigy. Однако если перерыв между прослушиванием HD Audio и картой Creative Audigy увеличить до 5 минут, эту разницу услышать будет невозможно.
Если сравнивать качество звучания HD Audio Realtec ALC880 с картой Live!5.1. То тут преимущество Realtec ALC880 налицо: звучание более сбалансированное и ровное, без резкого и грубого оттенка. Стоит отметить, что разница в звучании между ALC880 и Live!5.1 выражена в значительно большей степени, чем с Audigy. И если Audigy и Realtec ALC880 звучат практически одинаково, то у Live!5.1 отличаются даже тембры некоторых инструментов.
АС'97-звук Realtec ALC650 и HD Audio Realtec ALC880 по звучанию между собой тоже отличаются. При этом различия носят немного другой характер, нежели в двух предыдущих сравнениях. HD Audio играет более проработано и детально в области низких и средних частот, хотя высокие у ALC650 субъективно лучше. Несмотря на это, стереокартина у АС'97-звука, в отличие от HD Audio, довольно плоская и с замыленными деталями. Конечно, все познается в сравнении, но все же ближе к референсному звучанию находится HD Audio Realtec ALC880.
Таким образом, на примере субъективных сравнительных тестов, мы выяснили, что качество звучания HD Audio Realtek ALC880 носит не революционный, а скорее эволюционный характер. Достигнутый уровень качества звучания вплотную приблизился к картам класса Creative Audigy. Хотя не будем забывать, что сегодняшний представитель HD Audio был представлен на базе топового кодека Realtek ALC880.
Выводы
И по измерениям, и по слуховым тестам High Definition Audio кодек ALC880 оказался ощутимо лучше (RMAA "Очень хорошо"), чем АС'97 кодеки Sigmatel 9721 и ALC650 (RMAA "Хорошо"). Интегрированный звук на базе High Definition Audio играет лучше современного интегрированного АС'97-звука и звуковых карт 5-летней давности, и по качеству находится приблизительно на уровне карты Creative Audigy 3-летней давности, но пока не может приблизиться к современным звуковым картам класса Audigy2 и выше. Таким образом, мы становимся свидетелями эволюционного развития стандарта АС'97 с обновлённым названием High Definition Audio, чуть улучшенным звучанием в аппаратной части и поддержкой высоких форматов звука 24 бит 96–192 кГц, Правда, они не очень нужны пользователям low-end решений, поэтому мы намеренно не заостряем внимание читателей на такой поддержке. Из полезных возможностей остаются стандартные драйвера Universal Audio Architecture от Microsoft, а также Sensaura при установке драйверов от Realtek.
Аудиоконтроллер – специальная микросхема, установленная на материнской плате, которая отвечает за обработку звука. Принцип работы аудиоконтроллера заключается в преобразовании цифрового потока данных в аналоговый сигнал (при воспроизведении звука) и аналогового сигнала в цифровой формат (при записи звука). Существует три основных типа аудиоконтроллера: AC’97, HDA, DSP.
Основные параметры аудиоконтроллера
ЦАП — цифро-аналоговый преобразователь. АЦП — аналого-цифровой преобразователь.
Разрядность (16, 24, 32-bit) – влияет на точность сопоставления аналогового сигнала с его цифровым представлением. Чем выше разрядность ЦАП/АЦП, тем качественнее звук на выходе либо полученный при оцифровке.
Частота дискретизации (48, 96, 192 кГц) – максимальная частота с которой ЦАП/АЦП производит обработку аналогового/цифрового потоков. Чем выше частота ЦАП/АЦП, тем качественнее звук.
Звуковая схема (2.0, 5.1, 7.1, 9.1)
Современные аудиоконтроллеры, установленные на материнских платах, поддерживают практически все существующие системы объемного звучания.
2.0 — стереофонический режим.
5.1 — пять каналов плюс один канал сабвуфер (всего шесть звуковых каналов).
7.1 — семь каналов плюс один канал сабвуфер (всего восемь звуковых каналов).
9.1 — девять каналов плюс один канал сабвуфер (всего десять звуковых каналов).
Аудиоконтроллеры: AC’97, HDA, DSP
AC’97 — 16-ти битный аудиоконтроллер с частотой дискретизации до 48 кГц. Поддерживает звуковую схему 2.0 (в старших версиях — 5.1). За обработку звука отвечает южный мост чипсета и центральный процессор. Аудиокодек AC’97 является устаревшим, долгое время использовался на дешёвых материнских платах.
High Definition Audio (HDA) — 32-х битный аудиоконтроллер с частотой дискретизации до 192 кГц. Поддерживает звуковые схемы: 5.1 и 7.1. Встроенный контроллер HDA выдает более качественный звук высокого разрешения по сравнению с AC’97, но обработка аудиопотока также ведётся чипсетом и центральным процессором.
Digital Signal Processor (DSP) – микропроцессор, отвечающий за обработку звука в реальном времени, позволяет добиться более качественного звука и дополнительных звуковых эффектов (в том числе 3D) по сравнению с интегрированными вариантами AC’97 и HDA.
Ваша оценка отправлена, спасибо. Сообщите нам, пожалуйста, как можно сделать ответ вам еще более полезным.
Благодарим за ваше мнение.
Как решить проблему отсутствия воспроизведения звука?
Попробуйте выполнить следующие процедуры.
Установка в качестве устройства по умолчанию
Включение контроллера HD Audio в BIOS
Включите компьютер и нажимайте Delete для входа в меню BIOS. Затем нажмите 「SETTINGS」 («НАСТРОЙКИ»), чтобы включить встроенный контроллер High Definition Audio.
Установка последней версии драйвера звуковой карты
1. Правой кнопкой щелкните по иконке 「My computer」(«Мой компьютер») и выберите「Properties」 («Свойства»)
2. Выберите 「Device Manager」 («Диспетчер устройств»).
3. Выберите 「Sound, video and game controllers」 («Звуковые, видео и игровые устройства») и проверьте наличие звукового устройства Realtek.
(Подсказка) В случае отсутствия такого звукового устройства, скачайте и установите последнюю версию драйвера с официального веб-сайта MSI.
Проверка наличия консоли Realtek Audio
Нажмите клавишу 「Windows」и проверьте наличие консоли「Realtek Audio」. В случае, если такая панель управления отсутствует, скачайте ее из Microsoft Store и установите.
(Внимание) Некоторые платформы НЕ поддерживают драйвер звуковой карты UWP Realtek. В этих устройствах консоль Realtek Audio Console будет активирована сразу после установки драйвера звуковой карты.
Проверка соединения с внешним устройством воспроизведения звука
Убедитесь, что кабель звукового устройства надежно соединен с ПК.
Проверьте индикатор звукового разъема в консоли [Realtek Audio]. Если он указывает на отсутствие подключенного звукового устройства, подключите другое внешнее звуковое устройство и снова попробуйте выполнить этот же шаг.
Проверка того, подключено ли правильное звуковое устройство
1. Щелкните по иконке громкоговорителя в нижнем правом углу и проверьте наличие звукового устройства по умолчанию. В случае отсутствия иконки громкоговорителя нажмите на иконку справа. Затем щелкните по иконке громкоговорителя.
Проверьте, включено ли звуковое устройство. В случае, если такое устройство отсутствует, обратитесь к пунктам [Установка последней версии драйвера звуковой карты] и [Проверка наличия консоли Realtek Audio].
Проверьте состояние звукового устройства. Если звуковое устройство отсутствует, обратитесь к пункту [Проверка соединения с внешним устройством воспроизведения звука].
Читайте также: