Компьютерный кружок для детей программа
Примерная программа внеурочной деятельности: начальное и основное образование (стандарты второго поколения) Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / Под ред. Горского В. А. – М. Просвещение, 2011 и авторской программой курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / Под ред. Горского В. А. – М. Просвещение, 2011, авторской программой курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Занятия кружка «Компьютерная азбука», несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Программное обеспечение:
Операционная система MS Windows 2007
Графический редактор MS Paint
Текстовый редактор MS Word 2010
Компьютерная программа МИР ИНФОРМАТИКИ
Редактор Power Point 2010
Основное направление – обще интеллектуальное.
Основной вид деятельности – познавательная и игровая.
Тип образовательной программы - тематическая образовательная программа, направленная на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующая при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
Формирование информационной грамотности ученика начальной школы направлено на:
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Цели :
формировать представления об информационной картине мира, о современных компьютерных технологиях;
ознакомить учащихся с компьютером как инструментом для работы с информацией в современном информационном обществе;
подготовить учащихся к применению компьютера в разных случаях представления информации (графика, текст, публикация);
сформировать представления о преимуществах компьютерной обработки данных.
Задачи :
развивать общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу);
формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
формировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Формы организации учебной деятельности :
Занятия проводятся в компьютерном классе и включают в себя теоретические и практические занятия.
Темы, рассматриваемые в курсе «Компьютерная азбука»
Введение в информатику. Знакомство с компьютером. (5 ч)
Текстовая информация. Печатаем текст. ( 10 ч)
Графическая информация. Рисуем картинки. ( 12 ч)
Программа « Power Point » (7 ч)
Формируемые компетенции:
знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
Знать, как человек может представлять информацию;
иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;
уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Формирование универсальных учебных действий.
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;
- умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
В процессе изучения выпускник научится:
- ставить учебные цели ;
- использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, в том числе, во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
Формируемые компетенции:
знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
Знать, как человек может представлять информацию;
иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;
уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.
В процессе изучения курса выпускник научится:
осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц.
развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а так же работ, выполняемых группой.
Программа «Компьютерная азбука» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.
Содержание курса внеурочной деятельности
3 класс (34 часа)
Раздел 1.Введение
Тема 1.1 Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ
Содержание материала: Введение в образовательную программу. Техника безопасности. Знакомство с компьютером. Основные устройства ПЭВМ.
Формы занятий: беседа
Методическое обеспечение: презентация
Тема 1.2 Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой
Содержание материала: Операционная система Windows . Клавиатура. Компьютерные игры.
Формы занятий: игра
Методическое обеспечение: презентация
Тема 1.3 Получение навыков работы с мышью.
Содержание материала: Манипулятор мышь. Правила обращения с мышью
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: нетбук, мышь, тренажер
Раздел 2. Компьютерная графика
Тема 2.1 Графический редактор Paint: инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы
Содержание материала: Назначение, возможности, панель инструментов графического редактора Paint .
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.2 Графический редактор Paint: разработка и редактирование изображений
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Цвет рисунка.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.3 Графический редактор Paint: составление рисунка из геометрических фигур
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление рисунка из геометрических фигур
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.4 Графический редактор Paint: копирование элементов рисунка
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление рисунка из геометрических фигур, копирование элементов рисунка.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.5 Итоговая работа. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему:«Мой дом», «Моя школа»)
Содержание материала: Итоговая работаСоздание композиций на тему: «Мой дом», «Моя школа»
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Раздел 3. Текстовый редактор
Тема 3.1 Текстовый редактор Word. Освоение клавиатуры
Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объектыредактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.2Отработка навыков по набору текста
Содержание материала: Основные объектыредактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.3 Текстовый редактор Word: шрифт, цвет текста
Содержание материала: Создание, сохранение и переименование документа. Виды шрифта. Изменение цвета шрифта
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.4 Текстовый редактор Word : вставка рисунков, надписи WordArt
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Вставка рисунка, надписи WordArt .
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.5 Текстовый редактор Word : поздравительная открытка
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа: «Поздравительная открытка».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.6 Текстовый редактор Word : титульная страница книги
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа: «Титульная страница книги».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.7 Текстовый редактор Word : копирование текста
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Копирование и перемещение текста.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.8 Итоговая работа. Проект. Создание грамоты
Содержание материала:Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа: «Создание грамоты».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.9 Текстовый редактор Word : построение таблиц
Содержание материала: Таблицы в Word . Структура таблицы. Построение таблиц
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.10 Текстовый редактор Word: редактирование таблиц
Содержание материала: Таблицы в Word . Построение и редактирование таблиц
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.11 Текстовый редактор Word : работа с таблицами
Содержание материала: Таблицы в Word . Построение и редактирование таблиц. Добавление и удаление столбцов и строк
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.12 Текстовый редактор Word : вставка символов
Содержание материала: Символы. Вставка символов в текст и таблицы
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.13 Текстовый редактор Word: работа с рисунками SmartArt
Содержание материала: SmartArt. Рисунки SmartArt. Вставка, изменение рисунков
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.14 Текстовый редактор Word :работа с фигурами
Содержание материала: Фигуры в Word . Вставка и изменение фигур
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.15 Итоговая работа. Проект. Создание календаря
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа в Word .
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Раздел 4. Мастер созданий буклетов и брошюр
Тема 4.1 Программа Publisher. Брошюра. Оформление
Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объектыPublisher. Создание брошюры
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.
Тема 4.2 Программа Publisher. Буклет. Оформление
Содержание материала: Виды буклетов. Структура буклетов.Создание брошюры
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.
Раздел 5. Компьютеры в океане информации
Тема 5.1 Информация. Количество информации
Содержание материала: Информация. Виды информации. Количество информации.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 5.2 Получение, обработка, передача, хранение информации
Содержание материала: Получение, обработка, передача, хранение, преобразование информации.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 5.2 Компьютерные вирусы, антивирусные программы
Содержание материала: Безопасность компьютера. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Раздел 6. Алгоритмы
Тема 6.1 Последовательность действий. Выполнение последовательности действий.
Содержание материала: Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий.
Формы занятий: теоретическое занятие - игра
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 6.2 Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Содержание материала: Что такое алгоритм. Формы записи алгоритмов. Основные символы блок-схем алгоритмов. Алгоритмы линейной и разветвленной структуры.
Трехгодичная программа предназначена для обучения детей 10-14 лет компьютерной грамотности. Количество часов: 1 год обучения - 144 часа, 2 и 3 г. о. - по 216 часов.
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_moy_drug_kompyuter._ikteshka.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня в мире практически нет ни одной профессии где бы не использовался компьютер. Именно поэтому учащимся необходимо как можно раньше знакомиться с компьютером, овладевать необходимыми знаниями, технологиями, уметь пользоваться новыми терминами и понятиями. Умение работать на компьютере становится одним из главных требований к квалифицированному работнику.
В учебном плане есть разделы: «Устройство ПК», «Операционная система WINDOWS», «Текстовый процессор MS WORD», «Microsoft Office». Курс рассчитан на три года обучения для учащихся с 10 лет, учитывает специфику учреждения дополнительного образования, в частности, неоднородные по возрастному критерию составы групп, различия в программах школ, когда учащиеся одного возраста имеют различную подготовку по предмету «Информатика» (или не имеют таковой подготовки совсем). В процессе обучения возможна индивидуальная работа с учащимися, частичное изменение времени обучения по отдельным темам программы. Учебный план содержит в себе несколько базовых блоков, которые изучаются параллельно на протяжении всего курса и содержание которых усложняется постепенно:
• информация и информатика;
• навыки грамотного пользователя ПК;
- Формирование теоретической базы;
- Овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.
- Овладеть основными приёмами работы на компьютере;
- Уметь работать с редакторами текстов и графическими
редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.
• Развивать стремление к самообразованию и самопознанию в области информационных технологий.
Сроки и реализация программы.
Программа данного кружка рассчитана на 3 года обучения.
1 год обучения (144 часа)
Устройство и назначение ПК. Техника безопасности. (6 часов)
Техника безопасности при работе с ПК. Строение и архитектура ПК.
Основные сведения об ОС Windows. (22 часов )
Запуск ПК. Запуск программ. Назначение ОС. Рабочий стол, его объекты и свойства. Работа с папками и файлами. Стандартные программы (Калькулятор, Блокнот, Paint).
Текстовый редактор. ( 12 часов)
Набор и редактирование текста. Работа с таблицами и изображениями . Создание графических объектов.
Сохранение информации. Работа с периферийными устройствами. ( 8 часов)
Запись информации на различные носители. Сканирование и печать текста.
Электронные таблицы. (12 часов)
Создание электронных таблиц. Вычисления. Построение диаграмм.
Презентации (26 часов)
Создание текстовых слайдов. Настройка, анимация и показ презентации. Подготовка презентаций к областным и районным конкурсам.
Работа с программой Олимпус Мастер. ( 16 часов)
Обработка и печать фотографий. Подготовка и редактирование фотографии для областных и районных конкурсов
Мультимедийные возможности ПК. (18 часов)
Звукозапись. Лазерный проигрыватель. Знакомство с программой «Киностудия Windows Live»
Интернет и службы Интернета. (22 часа)
Поисковые системы. Электронная почта. Вирусы.
Программа Photoshop. (1 час)
Знакомство с программой.
Заключительное занятие ( 1 час).
2 год обучения (216 часов)
Техника безопасности при работе с ПК. Правила поведения в компьютерном классе. (1 час)
Программа Microsoft Word. (35 часов)
Набор текста. Клавиатурный тренажер «Соло». Форматирование текста (изменение шрифта, заливка текста, создание рамки). Вставка рисунка, картинки. Вставка диаграммы. Разметка страницы. Ссылки. Настройки.
Программа Microsoft Power Point (36 часов)
Создание презентации. Вставка рисунков, фотографий, картинок. Вставка музыки и звукозаписи. Вставка таблиц и диаграмм. Дизайн. Настройка, анимация и показ презентации. Подготовка презентаций к областным и районным конкурсам.
Всемирная паутина Internet (36 часов)
Введение в сетевые и интернет технологии. Работа в браузерах. Поисковые системы. Электронные базы данных (ГИС).
Основы работы с WINDOWS (36 часов)
Способы управления в Windows. Интерфейс Windows. Рабочий стол. Меню «Пуск». Панель задач. Настройка интерфейса Windows. Средства управления Windows XP. Работа с файлами. Проводник. Устройство Проводника. Операции с файлами и папками. Тонкая настройка Проводника. Горячие клавиши Проводника. Работа с программами. Установка и удаление программ. Работа в многопользовательском режиме в Windows XP. Оптимизация и «ремонт» Windows. Завершение и приостановка сеанса работы в Windows. Горячие клавиши Windows
Программы для настройки компьютера (утилиты) (36 часов)
Комплекты утилит. Norton System Works. Лучшие отдельные утилиты. Антивирусные программы. Программы очистки жесткого диска. Программы тонкой подстройки Windows. Программы для сохранения и восстановления конфигурации. Тесты. файловые менеджеры. Программы для работы с архивами
Создание электронных публикаций (35 часов).
Электронные публикации. Виды электронных публикаций: электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях.
Заключительное занятие (1 час)
3 год обучения (216 часов)
Техника безопасности при работе с ПК. Правила поведения в компьютерном классе. (1 час)
Программа Microsoft Excel (37 часов)
Работа с электронными таблицами. Разметка страницы. Вставка. Формулы. Рецензирование. Вид. Настройки.
Интернет-технологии. Язык HTML (36 часов)
Создание сайта с помощью конструктора. Порядок действий при создании электронной публикации (сайта). Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации.
Программы работы с изображениями. (36 часов)
Редактирование изображений. Программа Photoshop. Программа ACDSee.
Работа с текстом (36 часов)
Сканирование и распознавание текста. Программа ABBY Fine Reader, Adobe Acrobat. Перевод текстового документа из одного формата в другой. Программа OpenOffice.
Мультимедиа (36 часов)
Работа с фото и видео материалами. Создание видеороликов. Работа в программе «Киностудия Windows Live». Программа Windows Media. Программа Windows Media Center. Запись на CD, DVD диски
Файловые менеджеры (35 часов)
Работа с файловыми менеджерами FAR Manager, Total Commander. Восстановление скрытых и системных файлов.
специалист по социальной работе
Руководитель:
Камалова А.Г. зав.отделением
в г. Октябрьский
2.1. Обоснование актуальности………………………………………………
2.5. Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и методы их оценки.
3. Механизм реализации программы «Компьютерное творчество»……………………………………………………………………
3.1. Этапы и сроки реализации программы…………………………………
3.2. Формы и методы работы…………………………………………………
3.4. Направления деятельности и их содержание…………………………..
3.7. Оценка результатов программы……………………………………..….
Паспорт программы
Дерюгина Р.Ф. специалист по социальной работе
Территориальная реализации программы
г. Октябрьский РБ
Учреждение реализующее программу
ГБУ РБ Западный межрайонный центр «Семья»
Камалова А.Г. заведующий отделения в г. Октябрьский
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Кружок с использованием информационных, компьютерных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно развивают творческий и интеллектуальный потенциал детей. Поскольку творческое развитие в начальных классах тесно связано с познавательной их активностью.
Новые информационные технологии – это не только новые технические средства, но и новые формы, методы и подходы к процессу творчества.
Таким образом, внедрение информационных компьютерных технологий способствует достижению основной цели обеспечению гармоничного развития личности и расширению творческого и интеллектуального потенциала.
Под инновациями мы понимаем внедрение в творческий процесс новых современных методик, разработок, программ: информационных, личностно-ориентированных и многих других, которые позволяют повысить качество знаний детей. Поэтому выбранная тема исследования особенно актуальна сегодня.
Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью развития творческих способностей в кружке с применением информационных компьютерных технологий.
Дети в возрасте 10 -18 лет
Развитие творческих способностей и раскрытие новых компьютерных технологий посредством овладения программами, информацией в мировом, научном и культурном информационном пространстве.
Пользоваться инструментами графического редактора PowerPоint;
Вводить, редактировать, форматировать и иллюстрировать текст, сохранять его, вставлять таблицы в текстовый документ;
Создавать простые презентации в программе Microsoft Office PowerPoint;
Разрабатывать и создавать публикации в программе Microsoft Office Publisher;
Исследовать, доказывать, проектировать и создавать проект, готовить офисные атрибуты (визитки, буклеты, приглашения и т.д.).
пользоваться инструментами графического редактора PowerPоint;
вводить, редактировать, форматировать и иллюстрировать текст, сохранять его, вставлять таблицы в текстовый документ;
создавать презентации в программе Microsoft Office PowerPoint;
разрабатывать и создавать публикации в программе Microsoft Office Publisher;
создание проектов, визиток, открыток, буклетов, , приглашений, исследовательских работ и мультимедийных презентаций.
Значение индикатора (показателя):
численность детей участвующих в программе
число публикация в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации программы
число публикаций по тематике программы, размещенных на Интернет-ресурсах.
Этапы и сроки реализации
Организационный 2 недели, практический – долгосрочный, бессрочный.
Формы и методы работы
Наглядные (показ, демонстрация программ);
Словесные (объяснение, пояснения);
Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение).
Мотивационные (поощрение, похвала, выставление удачных работ учеников на конкурсы и выставки).
Групповые: объяснение , разъяснение, консультации)
Индивидуальные: беседы, консультации.
Направления и их содержание
Для достижения поставленной цели данная программа направлена на профилактику развития образного творческого мышления, основанного на заинтересованности определенным видом творчества: рисованием, музыкой, фотографией, видео, дизайном с помощью информационных технологий. Такой подход позволяет развивать естественные творческие способности, духовный и интеллектуальный потенциал ребенка.
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия, развитие эстетического вкуса, инициативы и творческих способностей, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий.
Пояснительная записка
Умение рисовать – это прекрасно! Рисование уже с раннего возраста становится эффективным средством самовыражения, развития творческих способностей и играет большую роль в воспитании и формировании гармонично развитой личности. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит не был востребован.
мире современных технологий компьютерная графика, творчество занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером ребятам, желающим научиться рисовать, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление – художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием, элементом информационной культуры.
Компьютерное творчество используется для создания многих творческих идей: буклетов, открыток, визиток, мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов в Интернете, в рекламе, кино. Эти сферы понятны и очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число ребят хочет научиться создавать свою виртуальное творчество, применяя имеющиеся графические пакеты.
Программа «Компьютерное творчество» имеет творческую направленность и предполагает создание условий для развития личности ребенка, развития мотивации личности к познанию и творчеству, эстетическому вкусу, овладения знаниями и навыками в области информационных технологий.
Сегодня мало дать детям только определенную категорию знаний – ведь им предстоит жить и трудиться в динамическом, стремительно обновляющемся мире. Необходимо чтобы подрастающему поколению прививались трудолюбие, умение творчески мыслить, ориентироваться в нарастающем потоке информации, стремление к неустанному самообразованию. В век всеобщей компьютеризации информационная компьютерная грамотность детей обеспечивает им успешную адаптацию в социуме.
Компьютерная графика - создание и изменение изображений при помощи компьютера. Это новый, необычайно интересный и перспективный предмет, а компьютер здесь выступает просто как инструмент художника - такой же, как и карандаш, перо или кисть, но, естественно, обладающий своими специфическими возможностями. Она играет важнейшую роль в создании компьютерных игр, мультипликации, мультимедийных учебников, самостоятельных графических произведений, иллюстраций для разного типа книг, как научных, так и художественных, наглядных пособий, рекламных плакатов, открыток и так далее. Востребованность компьютерной графики возрастает в разных отраслях дизайна: промышленного, архитектурного, полиграфического, художественного и других. Сегодня компьютерная графика является значимым фактором организации материально-предметной среды и духовного окружения человека. В этом и заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка. Воспитательное воздействие становится особенно актуальным, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на уровень практической деятельности учащегося художественной школы и реализуется в социальной среде, окружающей ребенка в виде поздравительной открытки для друзей и родственников, календарей, оформления обложек и вкладышей к аудио кассетам, пригласительных билетов на школьные праздники, буклетов.
Программа направлена на создание условий для развития творческих способностей ребенка, обеспечение эмоционального благополучия, интеллектуальное и духовное развитие, развитие эстетического вкуса, повышение инициативы, развитие мотивации ребенка к познанию на овладение знаниями и навыками информационных технологий в области творчества.
Основное внимание на занятиях уделяется освоению клавиатуры, как средства ввода информации в компьютер, научаться работать в программах: Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher. Обучение заканчивается выполнением завершающих индивидуальных работ по любой теме программы.
Метод проектов и исследовательская деятельность ориентированы на самостоятельную деятельность ребенка — индивидуальную, парную, которую ребенок выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проекты, выполняемые на занятиях кружка, краткосрочные, а также средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Такие проекты выполняются при изучении тем:
―Использование текстового процессора MS Word как издательской системы,
― Создание и выпуск буклетов, открыток, визиток;
― Создание презентаций с помощью PowerPoint.
2.1. Обоснование актуальности
Одним из приоритетных направлений развития современного общества является его информатизация. Информационные технологии сегодня оказывают влияние на формирование менталитета, отношения к миру, осознания собственной роли и места в современном индустриальном обществе и на мировоззрение ребенка в целом.
Освоение современных информационных технологий призвано способствовать формированию у детей умений, необходимых для развития интеллектуальных, творческих способностей и познавательной деятельности. Освоение ребенком многогранного мира информационных технологий, выстраивание грамотного отношения и взаимодействия с ним, расширение кругозора призвано способствовать снижению негативных аспектов информатизации общества.
Актуальность программы «Компьютерное творчество» заключается в том, что она используется для удовлетворения познавательных и творческих интересов и расширения имеющихся знаний.
Важной особенностью освоения данной программы является то, что она не дублирует общеобразовательные программы в области информатика. Ее задачи иные: развитие интеллектуальных, творческих способностей и познавательных интересов детей.
2.2. Целевая группа
Дети в возрасте от 10-18 лет.
2.3. Цель программы
Развитие творческих способностей и раскрытие новых компьютерных технологий посредством овладения программами, информацией в мировом, научном и культурном информационном пространстве.
2.4. Задачи программы
пользоваться инструментами графического редактора PowerPoint;
вводить, редактировать, форматировать и иллюстрировать текст, сохранять его, вставлять таблицы в текстовый документ;
создавать простые презентации в программе Microsoft Office PowerPoint;
разрабатывать и создавать публикации в программе Microsoft Office Publisher;
исследовать, доказывать, проектировать и создавать проект, готовить офисные атрибуты (визитки, буклеты, приглашения и т.д.).
Тема 1. Здравствуй, класс компьютерный.
Занятие 1. Вводное занятие.
Введение в программу. Определение степени знакомства детей с компьютером. Индивидуальные беседы о назначении компьютера, его роли в жизни человека. Выяснить, у кого из детей есть компьютер дома. Разрешают ли родители проводить за ним время? Экскурсия в компьютерный класс.
Занятие 2. Адаптация к компьютерному классу. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Способствование развитию интереса к занятиям. Развивающая игра «Найди 10 отличий».
Тема 2. Устройство компьютера.
Занятие 1. Составные части компьютера.
Знакомство с функциональной структурой и основными устройствами компьютера. Расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей. Развивающая игра «Определи признаки осени».
Занятие 2. Устройство «монитор».
Знакомство с устройством «монитор». Развитие временных представлений и пространственных ориентировок. Дни недели. Развивающая игра «Составь картинку «Часы».
Занятие 3. «Рабочий стол».
Знакомство с содержанием «Рабочего стола». Развитие умений соблюдать последовательность действий, заданных устно. Развивающая игра «Одень куклу по сезону»
Занятие 4. Манипулятор «мышь».
Знакомство с манипулятором «мышь». Объяснение принципа работы. Развитие навыка управления компьютерной мышкой. Развитие внимания, быстроты реакции. Развивающая игра «Найди лишнее».
Занятие 5. Клавиатура.
Знакомство с клавиатурой. Названия и функции основных клавиш. Совершенствование работы с «мышью». Тренировочные упражнения.
Тема 3. Компьютерные игры.
Занятие 1. Дидактические игры.
Знакомство с некоторыми разновидностями компьютерных игр. Дидактические игры. Совершенствование навыков владения компьютерной мышкой и умения использовать ярлыки программ. Развитие абстрактно – логического мышления, быстроты реакции. Компьютерная игра «Пазлы».
Занятие 2. Занятие-игра. Знакомство с развивающей игрой «Лото» для повышения мотивации в обучении работе с компьютерной техникой. Закреплять умение управлять действиями на экране с помощью компьютерной мышки.
Занятие 3. Математические компьютерные игры.
Знакомство с математическими компьютерными играми. Развивающая игра «10 обезьянок». Развитие зрительного и слухового восприятия.
Занятие 4. Лингвистические игры.
Коммуникативная игра «Опиши картину и придумай продолжение». Развитие языковых компетенций, умения полно отвечать на вопросы.
Тема 4. Текстовый редактор «Word».
Занятие 1. Знакомство с текстовым редактором.
Названия и функции основных клавиш. Совершенствование работы с мышью. Буквенный ряд. Развивающая игра «Буквы». Развитие комплексного мышления, памяти.
Занятие 2. Путешествие по клавиатуре.
Знакомство с клавишей «Shift», понятием «строчные» и «заглавные» буквы. Развитие умения использовать «Enter», «Пробел», «Стрелка». Совершенствование навыка работы с клавиатурой и мышью. Развивающая игра «Составь слово».
Занятие 3. Закрепление полученных знаний.
Закрепить знания основных клавиш. Развитие зрительного восприятия, навыка набора текста. Развивающая игра «Раскрась картинку».
Занятие 4. Маленькие наборщики.
Закрепить знания о клавиатуре. Развитие навыка набора отдельных слов. Совершенствование языковых компетенций. Лингвистические игры.
Занятие 5. Цифровой ряд клавиатуры.
Знакомство с цифровым рядом клавиатуры. Формирование умения использовать цифровой ряд при наборе задач и примеров. Закрепление элементарных математических навыков. Математическая игра «Волшебные цифры».
Тема 5. Практическая работа «Создание и редактирование текста».
Обобщение темы «Текстовый редактор «Word».Способствование развитию устной и письменной речи. Определение степени усвоения детьми данной темы.
Тема 6. Графический редактор «Paint». Работа с инструментами.
Занятие 1. Веселая «рисовалка». Инструменты «Карандаш», «Кисть».
Знакомство с панелью инструментов. Развитие навыка работы с инструментами «Карандаш», «Кисть». Развитие эстетического вкуса, творческого воображения. Формирование наглядно – образного мышления, творческого рисования. Рисунок «Волшебная палочка». Развивающая игра «Раскрась картинку».
Занятие 2. Инструмент «Ластик».
Развитие навыка работы с инструментом «Ластик»,с панелью команд: «Файл» - «Создать». Рисунок «Фоторобот».
Занятие 3. Палитра. Инструмент «Заливка».
Познакомить с палитрой цветов, понятием «замкнутый контур» и инструментом «Заливка». Создание простого рисунка, используя графические примитивы и встроенные инструменты графического редактора. Развитие творческих способностей. Рисунок «Бабочка и цветы». Игра «Составь картинку».
Занятие 4. Закрепление полученных навыков.
Совершенствование работы с инструментами «Кисть», «Заливка». Раскрашивание замкнутого контура. Развитие обобщающих категорий. Игра «Раскрась картинку».
Занятие 5. Основной цвет кисти и фона.
Знакомство с основным цветом кисти и цветом фона. Развитие творческого воображения. Рисунок «Облака».
Занятие 6. Инструмент «Распылитель».
Знакомство с инструментом «Распылитель». Закрепление навыков работы в среде графического редактора. Рисунок «Зимний пейзаж».
Занятие 7. Создание компьютерного рисунка «Снеговик».
Совершенствование навыков работы в среде графического редактора. Знакомство с зимними играми и забавами. Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Развивающая игра «Составь картинку «Снеговик».
Занятие 8. Знакомство с панелью команд и инструментом «Пипетка».
Знакомство с панелью команд, с инструментом «Пипетка», формирование умения сохранять компьютерный рисунок. Расширение знаний о домашних животных. Сохранение рисунка «Дикие и домашние животные». Игра «Звуковое лото»
Тема 7. Творческая мастерская.
Обобщение знаний по программе «Paint», панель инструментов; определение уровня усвоения программного материала. Развитие самостоятельности, фантазии. Рисунок по выбору.
Тема 8. Графический редактор «Paint». Построение линий и фигур.
Занятие 1. Классификация геометрических фигур. Понятие «орнамент».
Виды геометрических фигур по заданному признаку. Знакомство с понятием «орнамент». Формирование умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка. Развитие навыков конструирования и моделирования. Рисунок «Коврик для мышки». Игра «Мозаика».
Занятие 2. Инструмент «Овал».
Работа со встроенными инструментами и примитивами графического редактора. Закрепление умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка. Развитие фантазии, творческих способностей. Рисунок «Воздушные шары».
Занятие 3. Инструменты «Линия» и «Прямоугольник».
Знакомство с инструментами «Линия», «Прямоугольник». Развитие навыков геометрического моделирования и конструирования. Символика России. Рисунок «Российский флаг».
Занятие 4. Закрепление умений в использовании инструментов.
Закрепление умения использовать инструменты графического редактора. Развитие логического и комбинаторного мышления, творческого воображения. Логическая задача «Найди домик Круга». Инсценировка «Геометрические фигуры».
Занятие 5. Инструмент «Кривая линия».
Знакомство с инструментом «Кривая линия» и принципами работы. Формирование геометрического мышления и пространственного восприятия. Рисунок «Морской пейзаж».
Занятие 6. Закрепление навыка работы с инструментом «Кривая линия».
Совершенствование навыка работы с инструментом «Кривая линия». Формирование геометрического мышления, графических навыков, временных представлений. Рисунок «Ночной пейзаж».
Тема 9. Устройство «Принтер».
Знакомство с принтером, его назначением и возможностями. Составление компьютерной игры для печати «Лабиринт».
Тема 10. Викторина «Компьютер – мой новый друг».
Закрепление материала по данному курсу. Загадки, дидактические, математические, лингвистические игры.
Методическое обеспечение программы.
Формы проведения занятий: беседа, практическое задание, занятие-игра, игры, тренировочные упражнения, викторина, экскурсия, творческая мастерская.
Важнейшая функция компьютера - обучающая. Игры тщательно подобраны с учетом возраста и учебной направленности. Специально созданные компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может не только представить себе единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Такой подход позволяет развивать у детей важные операции мышления – обобщение и классификацию.
Методы организации учебно – воспитательного процесса.
При обучении используются следующие методы организации учебно –воспитательного процесса: словесные, наглядные и практические. Выбор методов обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Перечень дидактических материалов.
Дидактическое обеспечение курса: книги, стенды, иллюстрации, слайды, обучающие прикладные программы в электронном виде.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме, возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Материально – технические средства.
- компьютерный класс,оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
- компьютеры, состоящие из монитора, системного блока, клавиатуры и «мышки».
- учитель математики и информатики МБОУ Тургеневской СОШ Соколова О. М. ;
- воспитатель МБДОУ детский сад № 34 Ярова О. В.
Список литературы, используемый для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М. : ВЛАДОС, 2004
2. Горвиц Ю. М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддьяков. – М. : Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
3. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. — М. : ВЛАДОС, 2000.
4. Дошколенок + компьютер: перспективно – тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет/ авт. –сост. Л. А. Коч, Ю. А. Бревнова. –Волгоград: Учитель, 2011. – 179 с.
5. Электронные ресурсы.
ФИЗО характеристика программ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО[cut=Читать далее. ] Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ РАДУГА Раздел ФИЗО В.
Презентация работы кружка «Творим, выдумываем, сочиняем» Презентация работы кружка "Творим, выдумываем, сочиняем"Недавно,в своем блоге, я знакомила с программой кружка "Творим, выдумываем, сочиняем".
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся начальных классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.
Данная образовательная программа реализуется в кружковом объединении «Компьютерная грамотность». Она написана на основе личного опыта педагога, теоретического материала по данному направлению, взятому из различных информационных источников. Особенностью данной программы является более углубленное изучение предмета информатика. Это способствует более качественному изучению данного предмета в школе.
Цель работы кружка: развитие творческих способностей детей через изучение компьютерной грамоты.
Учебно-воспитательные задачи программы:
р азвивать познавательный интерес к предметной области «Информатика»;
развивать разнообразные способности: исследовательские, программистские, художественные;
обучить основам работы на компьютере;
формировать знания, умения, навыки работы на ПК;
познакомить с устройством ПК и принципами его работы;
прививать культуру общения с компьютером, воспитывать ответственное отношение к нему;
обучить пользоваться готовым программным обеспечением;
формировать активную жизненную позицию;
создавать условия для самоопределения и самореализации личности.
Программа «Компьютерная грамотность» составлена с учетом:
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г., № 233 с замечаниями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.1997г. №212, от 08.08.2003г. № 470, от 01.02.2005г., № 49);
Требований к программе дополнительного образования детей (2006 г.)
Инструктивно-методического письма Министерства образования РФ
Положения об образовательной программе педагога дополнительного образования МБОУ ДОД Игринского районного Центра детского (юношеского) технического творчества (утверждено 2011г.);
СанПин 2.4.4.1251-03(введенный 20 июня 2003г.)
Данная программа является модифицированной и разработана на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011), программы курса «Первые шаги в мире информатики» Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 2 - 4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах , авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год.
Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте 6 — 10 лет. Программа 1 года обучения составляет 144 часа в год.
Режим обучения: занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа с 10 минутными перерывами. Наполняемость группы –12 человек.
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная, фронтальная, подгрупповая.
Основным направлением объединения является обучение конкретным информационным технологиям (ИКТ - компетентности). Для этого необходимо обеспечение школы компьютерами и программами. В качестве пропедевтических занятий для учащихся начальной школы можно использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов и буклетов, рисование, создание текстовых документов, создание презентаций и т. д.). При работе с воспитанниками основное внимание уделяется формированию общеучебных умений: логическому, образному и алгоритмическому мышлению, развитию внимания и памяти, привитию навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск). Для более полного раскрытия потенциала воспитанников даются индивидуальные творческие задания. Наряду с практической работой на компьютере, проводятся беседы о развитии компьютерной техники, об интересных новинках, изучаются правила дорожного движения, включаются игровые моменты и проведение мероприятий по ПДД.
Для реализации данной программы следует использовать имеющуюся материальную базу, современные средства обучения, учебно-наглядные пособия, методический материал.
Эффективность программы оценивается следующим образом:
по окончании изучения каждой темы кружковцы выполняют контрольные задания, которые включают в себя теоретические и практические задания. Для выполнения теоретических заданий используются различные методы и формы: упражнение, тест, кроссворды, викторины, конкурсы знатоков и прочее. Практические задания, в основном, носят творческий характер, в ходе выполнения которых кружковцы должны использовать ранее приобретенные навыки и умения);
проведение мониторинга личностного развития детей за 1 и 2 полугодие учебного года учебного года;
подготовка и участие обучающихся в районных, республиканских, всероссийских конкурсах и выставках.
Читайте также: