Как установить мобильную платформу 1с на андроид
Сразу скажу что несмотря на громкое, как кому-то могло показаться, название статьи — тут не будет никакого прям уж совсем хардкора. А также несмотря на то что реверсинг чаще всего связывается с информационной безопасностью — здесь опять же ничего такого не будет, ибо никаких защит (за исключением небольшой минификации) обходить не было необходимости. Нет их. Мобильная 1с бесплатный продукт в который не встроено никаких проверок, защит и платных функций.
Так что обращаюсь к тем кто надеется увидеть применение деобфускаторов, использование Frida/Xposed, другого хитрого софта — ничего интересного вы для себя не найдете. Тут мы просто будем использовать apktool, baksmali, apksigner, adb, jadx, консоль, текстовый редактор, javac, d8 и все.
Также хочу заранее разочаровать тех кто ждал глубокий разбор платформы, или ее сильную модификацию. Будут внесены только небольшие правки буквально в несколько файлов, и собственно даже эти несколько файлов я не разбирал досконально, все по верхам.
Немного расскажу с чего мне вообще вдруг пришла идея как-то влезать в работу мобилки на 1с. На данный момент я вот уже скоро год как занимаюсь нативной разработкой под андроид, но до этого я проработал 4 года 1с программистом, причем последние года полтора мы часто работали именно с мобильной платформой. Несмотря на то что основные потребности она удовлетворяла, было у нее так же и очень много минусов (помимо языка программирования). В частности нельзя было по-человечески встроить какую нибудь внешнюю библиотеку, по крайней мере штатными средствами и с нашим тогдашним багажом знаний. Так же все было очень грустно, например, с функциональностью отображения меток на карте. Вся возможность ее настройки заключалась в указании текста для меток когда по ним тапаешь. На тот момент единственным способом как-то это обойти было использование специального объекта "ПолеHTMLДокумента", но с ним были свои проблемы. На время работы с 1с все мои знания в нативной разработке под андроид заключались в паре HelloWorld, так что идеи реверсить мобилку 1сную даже в голову не приходило, разные вопросы от заказчиков по нестандартному расширению возможностей 1с мы либо не решали никак, либо пилили очень простые нативные приложения ставившиеся рядом и криво/косо с 1с интегрировали (да и лицензионное соглашение 1с вроде запрещает правки в самой платформе).
Так что первая причина заняться реверсингом 1с заключалась в том, что мне стало интересно, а что я могу сделать имея текущий багаж знаний. Сразу скажу, опыт нативной разработки оказался не сказать что нужен, в повседневной работе почти ничего из того что будет описано ниже не встречается. Так что в принципе наверно любой средний 1сник посидев несколько дней/недель смог бы во всем этом разобраться.
Вторая же причина заключается в том, что мне просто захотелось попробовать поковырять чужие apk, ибо до этого я упускал этот, довольно широкий пласт знаний, и, поскольку нужно было с чего то начинать, мне пришла в голову как раз 1с.
Первое что я сделал, еще когда идея реверсить 1с только смутно бродила в моей голове, просто перетащил мышью apk файл приложения на окно AndroidStudio. Хочу сказать сразу — что мне стало немного грустно, ибо большая часть кода 1с написана на C++ и лежит в .so библиотеках, и их отреверсить посложнее, да и не было интересно. А вот файл classes.dex всецело завладел моим вниманием, тем более что его скромный размер давал мне возможность предположить что и реверсить его будет несложно. В целом так и оказалось. Кстати, интересное следствие того что большая часть кода на C++ — очень много методов и классов избежали обработки с помощью ProGuard. Сложновато делать интероп с минифицированным кодом ;).
Вот что я увидел в окне студии (разбирал x86 версию, чтобы работать с эмулятором а не реальным девайсом)Как можно видеть на скриншоте выше — минификации приложение почти не подвергалось (в плане переименования классов и методов). Плюс видно что кода на java очень немного и почти все место занимают so библиотеки.
Повтыкав какое-то время на список классов, я увидел любопытный класс MapImpl, навевающий подозрения что именно он виновник такой грустной ситуации с кастомизацией отображения меток.
Список методов и их сигнатуры внушали надежду что все будет очень просто, и я решил заглянуть в smali код, после чего сильно напрягся и пошел читать список команд smali, и как его читать/писать. Впрочем, именно на этом моменте я решил что дело обещает быть несложным и недолгим, а соответственно вот он, повод поиграться с реверсингом. Приняв для себя решение посвятить этому пару вечеров (как же жестоко я ошибался), пошел со спокойной душой спать ложиться.
Проснувшись с утра я решил что поскольку до этого момента никогда не занимался даже подменой ресурсов в приложениях, не то что изменениями логики, нечего мне замахиваться сразу на замену активити с картой, лучше приближаться к решению задачи маленькими шажками. После чего я составил себе небольшой список шагов который должен был привести меня в конечную точку моего путешествия в виде рабочей мобильной платформы с моими правками. Список этот выглядел следующим образом:
- Подготовить конфигурацию 1с для мобильной платформы вся функциональность которой заключается в отображении двух меток на карте.
- Распаковать apk мобильной платформы, запаковать без изменений, убедиться в работоспособности конфигурации.
- Внести небольшие изменения в smali файлы, не меняющие практически ничего, но которые можно было бы увидеть в логах или изменении логики работы, собрать и убедиться что это работает.
- Перегнать smali активности с картой в java, либо же написать активность с таким же интерфейсом, подменить активность в приложении без изменения функциональности. Как альтернативный вариант, если с первым разбираться будет лень или сложновато — написать класс, который будет выполнять часть работы за MapImpl и добавить вызов его методов из smali MapImpl.
- Написать эту статью (давно уже хотелось что-то написать, но другие идеи пока еще варятся в голове, а тут показалось что это наконец довольно достойная тема)
Ну, хорошо хоть с первым пунктом у меня проблем не возникло. Скачал бесплатную учебную версию платформы, скачал мобильную платформу, развернул все это у себя на компьютере (1С, сделайте вы уже версию учебную для linux, у меня как раз очередной порыв уйти с винды, а тут приходится часть работы в ней делать). Конфигурация очень простая, при запуске вызывает функцию ПоказатьНаКарте() в которую передает две точки на карте. Все.
А вот со вторым пунктом из-за моей неграмотности вышло грустнее. Да что уж там, проблемы были со всеми пунктами кроме первого.
Гугл мне сразу подсказал что есть такой отличный инструмент apktool позволяющий буквально двумя командами разбирать apk до .smali файлов, а так же собирать из них обратно. Им я и решил воспользоваться. Распаковал apk следующей командой (здесь и далее, несмотря на то что временами часть работы делал на linux, все команды буду приводить для windows):
и получил каталог unpacked в котором лежала куча файлов, с ними в будущем предстояло работать. Запаковал apk обратно командой
Попытавшись установить его на эмулятор
я получил следующую ошибку:
В общем нужно было больше внимания базе уделять. Я конечно знал что существуют подписи, и о том что они делятся на дебажные и релизные, но не знал что приложения вообще без подписей не устанавливаются. Я решил воспользоваться своей дебажной подписью, и подписав apk командой
мне удалось запустить приложение. Правда вместо карты с двумя точками меня ждал серый экран с подписью google внизу. Почесав репу я решил что дело в том что используется ключ для гугл карт от 1с, который с моей подписью не работает. Поэтому пойдя в консоль разработчика на сайте google я создал новый проект для работы с api google карт на андроиде, получил api key, который указал в res/values/strings.xml в google_maps_key строке, а так же добавил свой дебажный ключ в разрешенные для проекта. Перепаковал и переподписал apk, запустил, и наконец все снова работало.
Следующее что я хотел сделать — это автоматизировать запуск приложения и добавление конфигурации 1с в платформу. Вручную после каждых правок делать это делать было бы той еще морокой.
Сначала я нагуглил и попытался воспользоваться утилитами jadx или dex2jar, чтобы не мучиться с чтением smali, а читать более привычный код на java, но по какой-то причине они не работали (в дальнейшем jadx все таки завести удалось каким то шаманством). Пришлось разбирать smali, благо это оказалось не так ужасно как я боялся.
Чтобы понять, как мобильная платформа получает от десктопной платформы команду на запуск конфигурации при подключении по adb, я решил посмотреть точки входа в приложение и добавить вывод в логи интентов и прочей полезной информации. Начать решил с application ( com.e1c.mobile.E1cApplication ) и активности имеющей android.intent.action.MAIN в intent-filter ( com.e1c.mobile.App ). Также меня заинтересовал reciever com.e1c.mobile.Starter с интересным intent filter на com.e1c.mobile.START_TEMPLATE и com.e1c.mobile.START_CMD . Уж очень похоже на то что он принимает интенты с командами 1с, и именно он стартует конфигурацию из шаблона.
В E1cApplication ничего интересного к сожалению обнаружить не удалось, все что там происходит — установка своего хендлера на крэши.
А вот в двух других классах, Starter и App информации было гораздо больше и оказалась она довольно полезной. Метод App.onCreate(Landroid/os/Bundle;)V довольно большой, так что приводить его целиком не буду, приведу только заинтересовавшие меня части.
Из приведенного выше участка кода видно что приложение получает интент, кладет ссылку на него в регистр p1 , через StringBuilder дописывает к имени класса и метода и передает в статический метод V(Ljava/lang/String;)V класса Utils . Видимо какой-то свой логгер. После чего интент проверяется на наличие дополнительных данных, и, при наличии, из него получается Uri , из которого в свою очередь получается строка методом getQuery() и передается классу Starter . Дальше изучать onCreate смысла не видел, пробежался взглядом и убедился что действия довольно стандартные. Разве что вью вроде бы создается программно абсолютно другим классом, вместо использования LayoutInflater , но сильно глубоко я не копал, так что возможно все и не так как я подумал. Следующий класс куда я пошел — Starter . Благо он и в активити упоминался и в манифесте меня заинтересовал.
К сожалению тот метод что вызывался из активити, оказался нативным ( .method static native startCmd(Ljava/lang/String;)V ), потому обратил внимание на метод onRecieve (в котором приложение принимает интенты на которые подписано). Приводить код не буду, меня в нем заинтересовало что интент так же логигуется методом V(Ljava/lang/String;)V класса Utils . Получается что достаточно дописать немного smali кода в этот метод — и я получу свои логи, причем на тех же местах где их задумывали разработчики платформы. Перейдя в класс Utils я увидел сразу 2 пустых метода, V и W. Видимо пустые они потому как при компиляции релизной версии вырезались. Я просто дописал в них запись переданной строки в стандартный android.utils.Log . Для этого сменил количество требуемых локальных регистров с 0 до 1 (для строки тега), поместил эту самую строку в регистр v0 , а также прописал вызов методов Log
Запустил из 1с десктопной 1с мобильную и получил следующие логи
Как видим — есть вся необходимая информация для автоматизации запуска приложения через adb. Правда к этому моменту я словил двойной фейспалм. Во-первых, наконец подобрал ключи с которыми jadx осилил перевод в java (понятно что писать все равно в smali бы пришлось, но все же). А вторым фейспалмом оказалось то что я осознал что зря я мучаю платформу разработчика (нужна только для разработки и отладки конфигураций), правильнее было бы реверсить сборку релизов 1сных приложений, причем там есть полу готовые gradle проекты для сборки, есть файл с перечнем зависимостей и другие плюшки. Я немного по этому поводу погрустил — и решил все таки закончить с тем что начал. Все равно ради фана делаю все это, а не ради практической пользы.
Автоматизировать установку и запуск через adb приложения я решил с помощью gradle. Все равно к тому моменту у меня уже был написан небольшой перечень тасок (распаковка, копирование модифицированных ресурсов и smali файлов в каталог с распакованным приложением, упаковка, подпись, по сути все таски просто раннеры для команд консольных). К существующим таскам добавил выполняющие следующие команды
Перечисленной выше последовательностью команд мы устанавливаем apk, даем установленному приложению разрешение на чтение диска, копируем конфигурацию 1с на устройство, и даем команды на запуск 1с и загрузку конфигурации. Работает это кстати не на всех версиях андроида, но я тестировал на api 28, и соответственно на нем эта последовательность делает все корректно. На младших версиях могут быть проблемы с выдачей прав.
Тут у меня было несколько вариантов дальнейшего развития событий.
- Правлю напрямую MapImpl.smali, что обещало быть довольно сложным занятиям учитывая что библиотека для работы с гугл-картами довольно серьезно минифицирована, да еще и в синтаксисе smali все писать пришлось бы.
- Использую полученный благодаря jadx файл MapImpl.java, вношу правки в него, используемые в нем классы подменяю на заглушки, перегоняю в smali, подменяю файл, упаковываю. Вариант показался мне напряжным так как уж больно много заглушек пришлось бы городить, к тому же с некоторыми из них были проблемы с которыми у меня не было желания ковыряться.
- Комбинирую подходы 1 и 2, вставляю в smali код вызовы специального класса расширения MapImplExtenstion.java который расширяет часть логики — в итоге выбрал этот вариант, просто потому что он проще первого и второго вариантов, и показался мне пусть возможно чуть более сложным чем вариант 4, но зато менее трудоемким (угу, мечтай, наивный).
- Вообще заменить гугл карты на что-то другое, например яндекс. Сделать всю работу в другом проекте, просто повторив сигнатуры MapImpl, затем минифицировать распаковать, и просто закинуть готовые smali файлы перед упаковкой приложения на соответствующие места. Никаких проблем с минифицированными библиотеками, но пришлось бы регистрироваться для получения ключа для карт, создавать отдельный проект, заморачиваться со стыковкой ресурсов и прочее.
- То же что вариант 4, но заменить гугл на… Гугл. Но тут у меня были подозрения что удастся минифицировать 1 в 1 maps sdk, а ставить эксперименты не было желания.
Используя jadx для декомпиляции в java нашел в декомпилированном коде метод отвечающий за их заполнение
Соответственно у класса MapImplExtension добавил метод ArrayList[] kN(String[] titles, double[] coordinates) который в первом элементе массива вернет список который нужно будет поместить в Xj, а во втором список для Xk.
Скомпилировал следующими командами сначала в class, затем в dex, затем декомпилировал в smali чтобы потом упаковать вместе с остальными файлами
Добавил в MapImpl.smali поле extension типа нашего нового класса, и добавил его инициализацию
А также заменил обработку в классе MapImpl данных от 1с на обработку в классе MapImplExtension
Запаковав и запустив приложение — я радостно увидел что все работает. Но на данный момент я не сделал ничего такого что именно расширило бы возможности мобильной платформы. Просто подменил заголовки у меток на карте. А вот захотев изменить изображения меток я здорово обломался и зарылся довольно надолго в исходники и документацию.
Сначала немного пояснений как вообще устанавливается маркер для метки. У класса MarkerOptions есть метод public MarkerOptions icon (BitmapDescriptor iconDescriptor) в который передается объект созданный одним из статических методов класса BitmapDescriptorFactory .
И вот здесь собственно меня ждал облом. Поскольку 1с это дело не использует — соответствующие классы были просто вырезаны при минификации. Пришлось их восстанавливать, и было это больно и долго. Точнее классы то были, но были переименованы и не содержали нужных методов. Путем ковыряния в сорцах полной библиотеки для работы с картами — по сигнатурам и константам выяснил соответствия классов библиотеки классам приложения, добавил необходимые методы и поля, пересобрал, и порадовался что этот квест наконец закончил, поскольку все наконец то заработало, пусть и не с первой попытки (несколько раз косячил с сигнатурами и путал минифицированные классы).
Результат (внешне не сильно впечатляющий). Выбраны методом тыка две точки с координатами (45;45) и (46;46)Поскольку объем измененного кода довольно большой — включать в статью его не буду, приведу только изменения сигнатур. Если кому интересны все правки которые я сделал на этом шаге — можете посмотреть в этом коммите.
Подводя итоги — опыт был довольно интересный. По крайней мере для меня. Помог разобраться с некоторыми инструментами, узнал немного лучше о работе андроида и формате байткода для dalvik/art, опыт ковыряния минифицированного кода тоже будет полезен (уже был случай когда в релизной версии R8 вырезал поля класса которые на самом деле использовались, в тот раз только методом тыка разобрался, сейчас бы это проблем не доставило).
Если кому-то интересно самому все повторить и возможно расковырять еще больше — я выложил на github все исходники вместе с кривым gradle скриптом осуществляющим сборку из исходного apk модифицированного.
Начинаем занятия тренинга, и сегодня Вам предстоит самостоятельно создать собственную мобильную конфигурацию.
Модуль 1. Создание первого мобильного приложения
Результаты текущего дня:
- Сегодня Вы научитесь устанавливать мобильную и стационарную платформу «1С:Предприятие 8.3»
- Инсталлировать веб-сервер Apache
- Запускать виртуальные машины VMware
- Устанавливать ОС Android в виртуальную среду
- Создавать мобильную конфигурацию на платформе «1С:Предприятие 8.3»
- Публиковать разработанную конфигурацию на веб-сервере
- Переносить и обновлять конфигурацию на мобильном устройстве
Порядок обучения
Скачивайте теоретические материалы в PDF и видео-формате. Рекомендуем начинать именно с изучения теории.
Выполняйте практическое задание для закрепления полученных знаний.
Кодек TSCC для просмотра видео
Для просмотра видео в формате AVI Вам следует установить в системе кодек TSCC. Его можно скачать из двух мест:
Теоретические материалы
Итак, приступайте к изучению теоретического материала первого модуля курса.
Вопросы
В апреле 2014 года данный курс проходило более 3500 человек и большинство вопросов по модулю уже задано. Поэтому, если у Вас возникли вопросы, Вы можете просто просмотреть комментарии ниже, наверняка Вы найдете ответ.
Обратите внимание, для навигации по комментариям внизу страницы есть ссылки
Если же Вам необходима поддержка, мы с радостью ответим на Ваши вопросы в рамках Мастер-группы «Полного курса по разработке Мобильных приложений на платформе «1С:Предприятие 8» .
Комментарии / обсуждение (978):
1.Установил платформу 1С:Предприятие 8.3.4;
2.Установил Апаче;
3.Установил Мобильная платформа 1С:Предприятия на виртуальное(wmvare), при настройках по умолчанию почему-то приложения все время вылетали, но при увеличении объема оперативной памяти в настройках до 1Гб стало нормально работать;
4.создал чистую конфигурацию, опубликовал ее протестировал обновление;
Добрый день, подскажите в чем может быть проблема?
Попробуйте другую версию апк файла
1. Переустановил платформу «1С:Предприятие 8.3»
2. Донастроил Апач
3.1. Установил VMware. Не взлетело из-за прокси.
3.2. Установил Android из iso на Oracle VM VirtualBox. Работает.
4. Установил мобильную платформу на эмуляторы под VirtualBox и Android Virtual Device
5. Создал конфигурацию. Создал общую форму с надписью. Разместил на рабочем столе. Выгрузил и опубликовал 1cema.xml на веб-сервере.
6. Подключил конфигурацию в эмуляторах. Работает.
7. Изменил конфигурацию. В эмуляторах обновилась.
ставил себе VmWare_Player
У кого есть ссылка на скачивание архива с мобильной платформой, поделитесь ссылкой пожалуйста
а все, сорри, нашел
Простите, где нашли ? Я не могу найти найти нигде эти файлы apk
При переносе файлов на Андройд можно ли настроить общую папку между виртуальной системой и реальной, а не использовать Google Drive?
если да то опишите как в Андройде на виртуальной машине получить к ней доступ?
спасибо
Есть приложения в гугл плей, которые позволяют настраивать такие папки. Но Вам аккаунт гугла понадобится на виртуальной машине еще и в 4 модуле. Так что лучше сделать сейчас :)
порт 80 никем не занят?
В итоге получилось. На смартфоне, все работает прекрасно, обновления конфы тут же переносятся на телефон. Супер!
1.установила платформу 8.3
2.установила apache
3.долго возилась с установкой андроида и установкой 1с на виртуальную машину .
4.создала новую конфигурацию, в ней общую форму.
5.опубликовала конфигурацию
6.загрузила ее на андроиде.
7.внесла изменения в конф., изменения появились на андроиде.
Возникли проблемы с 1с на виртуальной машине, но, благодаря предыдущим комментариям, они успешно были решены.
1. Установил платформу
2. Установил апач
3. Залил на смартфон апк файл и установил
4. Создал конфигурацию, сделал настройки.
5. Создал общую форму, разместил ее на рабочем столе
Короче как это не обидно, но у меня так и не получилось запустить программу на ВМ (на устройстве планшет HTC программа МП установилась, но запускаться отказалась, просто зависает). НА ВМ уже вроде все отключил, и брендмауер сбрасывал и настраивал на выбранный порт, антивирусник отключен. Пробовал на 2 разных компах результат один и тот же. Обидно дошел до 4 задания, а первое не выполнил.
а версия последняя мп ? у меня на телефон (4.1 и 4.2)только сегодня встало, когда поставила последнюю версию мп, а до этого того же зависало.
сработало только на андроиде 4.0
С мобильной платформой работала режиме эмуляции на персональном комьютере. Установила все необходимые программы.
Прочитала теорию и 2 раза смотрела вебинар. Поэтому все получилось с первого раза. Создала новую конфиурацию. Подключила к мобильному утройству. Обновила конфигурацию. Проблем не возникло, потому что все делала один в один, как учили.
1.установила платформу 8.3
2.установила apache
3.долго возилась с установкой андроида на виртуальную машину.
На WMplayer не получилось, получилось на Virtualbox.
4.создала новую конфигурацию, в ней общую форму.
5.опубликовала конфигурацию
6.загрузила ее на андроиде.
7.внесла изменения в конфигурацию, опубликовала, изменения появились на андроиде.
нужно ставить не arm а х86 сборку, у вас ведь на стационарном компьютере не АРМ процессор?
Да, спасибо, сам уже сообразил, просмотрев видео.
Вместо wmvare начал использовать VirtualBox. Пока все работает.
Считаю, что ДЗ по 1 модулю выполнил
установил VMware Player
подключил образ
запускаю первую строку
андроид без устрановки
начинается запуск
но потом черный экран без признаков жизни
черный экран именно в
VMware Player
действительно если следить как ставиться
то все проходит на ура
быстрее всего решит проблему местный сисадмин, т.к. возможных тонкостей много (от настроек прокси и маршрутизаторов, до антивирусов и брэндмауэров), возможно нужно переустановить виртуальную машину (не саму VmWare, а в VmWare выбрать Create a New Virtual Mashin)
Как вы настроили обмен напрямую без облаков? Распишите пож-та
У меня тоже обновляет только при выборе конфигурации
Телефон Phillips W632 (Android 2.3.5)
что значит с ошибками?
Т.е. как переносить это между серверами? и вообще пока не понятно как это работает без явной привязки к базе
Да, все это здорово. Но например при обновлении конфигурации на ПК мобильное приложение как то же обновляется? т.е. файл 1cema.xml каким то образом связан с конкретной базой на ПК. Где эта связь?
Или, например, если я удалю базу на ПК, а публикацию на вебсервере оставлю все будет работать как раньше?
В случае двух публикаций как узнать к какой из двух баз 1С привязан 1cema.xml ?
Или, например, если я удалю базу на ПК, а публикацию на вебсервере оставлю все будет работать как раньше?
Да, все будет работать. например, вы по прежнему сможете добавить новую конфигурацию в мобильной платформе, прописав путь к каталогу где лежит 1cema.xml
1С не поддерживает денвер.
Так что или прописать надо все в ручную (ищите на форумах 1С) или ставьте апач или иис
Добрый день!
Не читается файл 1cem-x86.apk c Google Диск в виртуальном андроиде VMware. Что делать?
Это статья для тех, кто интересуется мобильным клиентом. Мы рассмотрим установку мобильного клиента на Android, подключение отладки и сборку apk приложения в конфигурации «Сборщик мобильных приложений».
Наконец-то появилась тестовая мобильная платформа 8.3.12, и теперь мы может протестировать работу мобильного клиента. Не знаю, как Вы, а вот у меня многие знакомые разработчики ждали этого еще с выхода статьи на «1С:Зазеркалье» (Мобильный клиент).
Я предполагаю, что Вы знакомы с установкой мобильного приложения и сборщиком мобильных приложений, а также, что у Вас уже установлен Android SDK, Apache Ant и прочее. Статей на эту тему уже полно.
Возьмем для наших экспериментов демонстрационную конфигурацию «Управляемое приложение» и, для начала, попробуем подключить ее в готовый мобильный клиент. В моем случае, дистрибутив клиента – это файл «1cem-client-arm.apk». Предварительно на смартфоне должна быть включена возможность установки приложений из неизвестных источников. У меня это выглядит так:
Мобильный клиент – это аналог веб-клиента, поэтому, для доступа к базе, ее необходимо опубликовать на веб-сервере. Здесь все стандартно, я публикую на веб-сервере IIS с именем “demo”. База у меня файловая, так что нужно дать права на каталог пользователю IUSR. Радует, что система сама об этом напомнила.
Подключаем базу в мобильном клиенте:
А вот список контрагентов:
Конечно же, это не все места, которые необходимо адаптировать под работу мобильного клиента. Проверить конфигурацию можно с помощью «Главное меню – Конфигурация – Проверка конфигурации»:
У меня нашлось 84 ошибки, включая неподдерживаемые объекты метаданных. Плюс те три места в коде, которые я уже ограничил директивами. Так что придется еще поработать над адаптацией, но это конечно не то же самое, что писать мобильное приложение с нуля.
Запуск под другими ролями происходит также, только необходимо установить право запуска мобильного клиента.
Указываем параметры и готово:
Настройка для предварительно подготовленного apk клиента от 1С завершена.
Теперь соберем свой apk, воспользовавшись сборщиком мобильный приложений. Признаться, я потратил несколько часов, пытаясь собрать приложение первый раз. Сборка проходила, но открывался пустой список баз.
И так, имеем архив мобильной версии платформы. Загружаем его в справочник «Мобильные версии»:
В настройках сборщика отдельно появился пункт для SDK 26 и выше (кто, как и я, давно не обновлял – запускаем SDK Manager и загружаем новые пакеты):
Далее необходимо подготовить файл конфигурации. Вот с этим шагом у меня и были проблемы в самом начале. Потом я открыл документацию и все немного прояснилось. Руководство разработчика говорит по этому поводу следующее: «Каждая конфигурация, которая может работать в мобильном клиенте, содержит некоторую вспомогательную информацию, позволяющую отследить подмену конфигурации».
Файл конфигурации необходимо подписать. При этом для каждой конфигурации формируется свой закрытый ключ, а в файл 1cemca.xml выгружается открытый ключ (поле DSAKey), с помощью которого и сравнивается подпись конфигурации.
Чтобы сформировать ключ и подпись, заходим в свойства конфигурации «Подпись мобильного клиента» (сразу под требуемыми разрешениями, если у Вас свойства разделены по категориям, а не по алфавиту) и видим настройки подписи:
Сначала создаем закрытый ключ, прячем его от шпионов и врагов. Далее формируем подпись конфигурации. На будущее, руководство советует зайти в «Главное меню – Конфигурация – Мобильный клиент – Настройка использования мобильного клиента». В диалоге установить флажок «Проверять подпись мобильного клиента при обновлении конфигурации базы данных» и нажать кнопку «ОК». Судя по руководству, подпись будет меняться, если у нас меняется состав или имена объектных типов метаданных, а также имена и/или состав ключей записи регистров. Т.е. изменение форм определенно не влияет на подпись и, судя по описанию, изменение состава реквизитов существующих справочников, документов (но это не точно).
Подпись готова, можем продолжить. Сразу скажу, что фоновые процессы в мобильном клиенте недоступны, так что их необходимо отключить в разрешениях мобильного клиента. Так же недоступен обмен файлами с ПК. Я дополнительно отключил геопозиционирование, чтобы при сборке не возникала ошибка из-за отсутствия ключа для работы с картами. У меня получился следующий список разрешений:
Заходим в меню «Конфигурация – Мобильный клиент – Записать в файл» и сохраняем «1cemca.xml». В сборщике мобильных приложений добавляем нашу конфигурацию (группу и элемент):
Создаем группу справочника «Мобильные приложения» и настраиваем параметры сборки по умолчанию:
Добавляем нашу Демо конфигурацию:
Добавляем адрес базы на веб-сервере:
Собираем приложение. Первый раз сборка проходит дольше, последующие разы за несколько минут. После успешной сборки сохраняем готовый apk («Получить приложение»):
Публиковать приложение я, конечно, не буду. Воспользуемся прямой установкой и увидим окно авторизации приложения:
Предыстория
Еще во времена «1С:Предприятия» версии 8.0 (и последующих версий) существовал программный продукт «Расширение для карманных компьютеров». Расширение позволяло создавать продукты только для ОС Windows Mobile, Windows CE и т.д. Продукт обладал собственным конфигуратором, и сервером, и поддерживался вплоть до выпуска «1С:Предприятия» версии 8.3. Последняя версия расширения (8.2.9) была выпущена в октябре 2013 года, а полная поддержка прекратилась 1 января 2015 года.
Расширение имело ограниченное применение даже во времена расцвета коммуникаторов на Windows Mobile, а уход таких устройств с мобильного рынка явно не добавил популярности этому программному продукту. Устройства на iOS и Android заняли практически весь рынок мобильных устройств, и стало очевидно, что поддержка этих ОС является одним из ключевых моментов для системы, которая должна эксплуатироваться в современном мобильном мире. Также казалось очевидным, что основной подход существующей платформы «1С:Предприятие» должен использоваться и на мобильных устройствах: прикладной разработчик должен в первую очередь думать о решении прикладных задач, а во вторую — о том, какие возможности используемой ОС ему задействовать для решения этих задач. Другими словами, нужен инструмент, который изолирует прикладного разработчика от особенностей конкретных мобильных ОС и инструмента разработки.
Мобильная платформа
- она должна поддерживать современные популярные мобильные операционные системы и устройства под их управлением. В первую очередь это ОС iOS фирмы Apple и Android компании Google.
- эта система должна позволять использовать разработанные приложения в стиле, принятом на современных мобильных устройствах. В частности, интерфейс должен опираться на ручное управление (в буквальном смысле этого слова) с использованием сенсорных экранов.
- система должна обеспечивать единообразный программный интерфейс для реализации различных специфических механизмов, вне зависимости от используемой мобильной ОС.
- разработчик должен использовать тот же инструмент и те же подходы к разработке, что и при разработке приложений для «обычного» компьютера.
- прикладной разработчик должен разрабатывать прикладное решение в привычной среде разработки, по возможности используя единый код для настольной и мобильной систем.
- интерфейс прикладного решения, работающего на мобильном устройстве, должен быть аналогичен для различных платформ и в целом однозначно узнаваем.
Начиная с версии мобильной платформы 8.3.7 стала доступна и отладка приложения непосредственно на мобильном устройстве (подробнее об этом ниже).
- мобильное приложение может быть составной и неотъемлемой частью существующей информационной системы предприятия. Мобильное приложение будет предоставлять интерфейс и другие возможности (включая обмен данными), «заточенные» под возможности существующей информационной системы. В этом случае мобильное приложение очень плотно связано с «обычной» информационной системой и не может эксплуатироваться в отрыве от нее.
- мобильное приложение выполняет специфические задачи, которые практически никак не связаны с информационной системой предприятия. Существует лишь минимальный набор данных, которыми обмениваются мобильное приложение и информационная система. В этом случае, скорее всего, мобильное приложение будет выполнять обмен по некоторому стандартизированному протоколу, что делает возможным применение этого мобильного приложения в совершенно различных случаях и ситуациях.
Устройство мобильной платформы
- Собственно мобильная платформа — мобильная часть фреймворка «1С:Предприятие». Она бывает обычной (которая используется во время сборки приложения для публикации в магазине приложений) и мобильной платформой разработчика, которая используется (сюрприз) во время разработки мобильного приложения.
- Мобильная конфигурация — это конфигурация системы программ «1С:Предприятие», записанная в виде XML-файла.
- Комбинация мобильной платформы и мобильной конфигурации дает мобильное приложение.
- Сборщик мобильных приложений — специализированное прикладное решение, которое умеет сделать из мобильной платформы, конфигурации, заставок, иконок и прочих компонентов, готовый файл мобильного приложения, который можно загрузить в магазины Apple AppStore, Google Play, Windows Phone Apps / Windows Apps.
Немного о платформе разработчика
Что умеет?
Как выглядит?
Графический интерфейс мобильной платформы – отдельная тема. В 1С:Предприятии, как известно, интерфейс описывается декларативно. Это, с одной стороны, накладывает некоторые ограничения на разработку UI (например, отсутствует возможность попиксельного позиционирования), но, с другой стороны, позволяет платформе единообразно отрисовывать интерфейс на экранах разного размера, в тонком и веб-клиенте. Этого же принципа мы старались придерживаться и в мобильной платформе. Насколько хорошо нам это удалось? Попробуем разобраться.
В первых версиях мобильной платформы (до 8.3.5 включительно) графический интерфейс приложений выглядел весьма привычно для искушенных пользователей 1С; фактически он переносил знакомый по «десктопным» версиям 1С интерфейс в мобильный мир. Но с точки зрения пользователей, ранее с 1С не знакомых, интерфейс выглядел несколько архаичным.
Учтя замечания и пожелания, мы коренным образом пересмотрели свой подход к мобильному интерфейсу в версии 8.3.6. Можно сказать, что мы сделали совершенно новый мобильный интерфейс для наших приложений. Он имеет много общего с нашим интерфейсом «Такси». Модель разработки для разработчиков мобильных приложений соответствует модели разработки в «Такси». При этом мобильный интерфейс полностью соответствует принятым в мобильных приложениях подходам к дизайну и UX. Интерфейс полностью учитывает специфику мобильного мира: небольшой размер экрана (а значит, оформление графических элементов должно стать более аскетичным – без теней, градиентов), есть поддержка пальцевых жестов и т.д. Интересный факт: новый механизм платформы, отвечающий за размещение элементов в форме (layouter) оказался настолько удачным и своевременным для мобильной платформы, что был выпущен в ней раньше (в версии 8.3.6) чем в платформе для ПК (в версии 8.3.7), для которой он в первую очередь предназначался.
На картинке можно увидеть, как поменялся наш интерфейс.
Приложение «Управление небольшой фирмой» на версии мобильной платформы 8.3.5:
Оно же на версии 8.3.6:
А вот так выглядит интерфейс мобильной платформы вживую:
Сборщик — и что это за зверь?
- Загружаем версию мобильной платформы 1С, на которой будем собирать приложение
- Загружаем конфигурацию, из которой будем собирать мобильное приложение
- Создаем мобильное приложение, в котором указываем, для каких платформ (Android, iOS, Windows) надо выполнять сборку, какую конфигурацию и платформу следует использовать (в частности, указать, какой сертификат для сборки под iOS использовать в случае, если приложение работает с PUSH-уведомлениями).
- Выполняем «одним кликом» сборку мобильного приложения под все выбранные платформы
- «Другим кликом» отправляем собранные мобильные приложения в магазины приложений (если это приложение для iOS или Android). В магазины Windows Apps / Windows Phone Apps приложение нужно загружать вручную, т.к. Microsoft пока не предоставляет API для размещения приложения в магазине.
Приложения на мобильной платформе
Сама фирма «1С» выпускает на мобильной платформе ряд приложений, являющихся мобильными клиентами серверных приложений 1С (1С:Документооборот, 1С:Управление Небольшой Фирмой и т.д.). Эти приложения реализуют некоторое подмножество функциональности «обычных» клиентов. В случае мобильной версии «1С:Управление Небольшой Фирмой» функциональности достаточно для полноценного использования программы, и мы часто видели ситуацию, когда клиентам для ведения бизнеса достаточно мобильной версии приложения.
Наши партнеры используют мобильную платформу как для разработки тиражных мобильных приложений, распространяемых через магазины приложений, так и для заказных приложений, созданных по запросам конкретных клиентов. Среди тиражных приложений встречаются приложения, которые используют не 1С-ный back-end в качестве центрального хранилища данных.
Среди мобильных приложений, созданных по заказу клиентов, можно упомянуть мобильный клиент для «1С:Управления Производственным Предприятием», созданный по заказу крупного машиностроительного холдинга. Около ста сотрудников холдинга используют мобильное приложение в горячих цехах, где по соображениям техники безопасности поставить стационарные компьютеры невозможно. Встроенная камера мобильного устройства используется для чтения штрих-кодов изделий и поиска их в справочнике номенклатур, мобильное приложение позволяет понять, на каком этапе технологической цепочки находится данное изделие, отметить прохождение изделием очередной операции и т.п.
Читайте также: