Как убрать конфликт баса и кика в fl studio
Зачастую новички сталкиваются с проблемой неслаженности своей музыкальной композиции: все инструменты по отдельности звучат хорошо, как надо, а в миксе получается невнятная «каша». А причина этого «недоразумения» в особенности строения нашего слухового аппарата, в так называемой слуховой маскировке.
Пара слов о слуховой маскировке
Если инструменты имеют сходные (или пересекающиеся) частотные спектры, то более тихий тембр будет слышен хуже либо мозг слушателя вообще не сможет выделить этот сигнал. Представьте, как Вы стоите на перроне в метро и мило беседуете, а мимо проносится поезд с таким визгом, что Вы перестаете друг друга понимать. Дело в том, что частотный спектр нашего голоса пересекается с частотным диапазоном гула проезжающей электрички — вот Вам и эффект маскировки.
Есть проблема? Найди решение!
К превеликому счастью решение уже давно нашли и без нас, так что нам остается только пожинать плоды и радоваться. Решение это — эквализация.
Эквалайзер (EQ)
Эквалайзер – инструмент корректировки амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) аудиосигнала, то есть это прибор, позволяющий «ретушировать» исходный тембр путем изменения амплитуды его частотной составляющей.
Стоит, наверное, начать с того, что основных типов эквалайзера 2: графический и параметрический. Существует еще парагрфический (гибрид первого и второго типа) и шельфовый, который используется в основном при финальной обработке фонограммы, то есть на этапе мастеринга. В рамках этой статьи 2 последних эквалайзера рассмотрены не будут, ибо не те дебри.
Графический эквалайзер
«Железный» графический эквалайзер
Программный графический эквалайзер
Подобным образом выглядит графический эквалайзер в аппаратном и программном исполнении. Суть такого эквалайзера довольно проста: крайние полосы, как правило, представляют собой шельфовые фильтры
Фильтр Low Shelf(красная линия, крайний левый фейдер графического эквалайзера опущен вниз на -3 дБ) и High Shelf (синяя линия, в таком положении крайний правый фейдер поднят вверх на +6 дБ)
а все остальные имеют «колоколообразную» характеристику:
Ширина и частота каждой полосы запрограммирована в таком эквалайзере, поэтому данный тип не отличается гибкостью настройки и вмешивается в исходный аудиосигнал довольно-таки грубо. Поэтому оставим это чудо техники тихо посидеть в сторонке и перейдем к следующему, более важному для нас, типу эквалайзера — параметрический.
Параметрический эквалайзер
Данный тип эквалайзера имеет куда более гибкие настройки каждой полосы в сравнении со своим «собратом»:
- Frequency (Freq)- частота полосы
- Параметр Q — ширина полосы или «добротность»
- Gain — уровень усиления (ослабления) выбранной полосы в децибелах (дБ)
Параметрический эквалайзер — находка для решения такого рода задач как устранение частотных конфликтов, так как возможность выбора частоты для корректировки просто необходима. Итак, обо всем по порядку.
Краткий обзор 3-х параметрических EQ
Вы никогда не имели дела с эквалайзером? Как раз на этот случай я представлю Вам хорошие (на мой взгляд) программные EQ.
Примечание: представленные ниже эквалайзеры являются плагинами стандарта VST/RTAS/DX или AU (Mac), требующие наличие хоста (программного секвенсора): Cubase/Nuendo, Sonar, Ableton, Logic Pro, Pro Tools, FL Studio и т.д.
Sonnox Oxford EQ
Это «классика жанра» в мире программных параметрических эквалайзеров. Sonnox Oxford имеет 5 секций настройки соответствующих 5 полос, 2 из которых фильтры – High Pass (фильтр высоких частот) и Low Pass (фильтр низких частот).
Low Pass (красный) и High Pass (синий)
обладающие весьма неплохой крутизной – 36 дБ на октаву (этого вполне достаточно в большинстве случаев). Имеется 2 блока настроек и кнопки «A» и «B» по центру для быстрого переключения между вариантами этих настроек.
- Отсутствие анализатора спектра (но это не критично для EQ)
- Оба фильтра имеют ограничения по частоте среза, НЧ фильтр 0-400 Гц,
ВЧ фильтр 1000-20 000 Гц, что не всегда удобно.
EQality от DMG Audio
Довольно неплохой эквалайзер c тремя фазовыми режимами (с фазово-частотной характеристикой эквалайзеров при желании можно познакомиться), хорошим спректроанализатором с высоким разрешением, с шестью полосами и 2-мя фильтрами с потрясающим срезом в 48 дБ на октаву. Имеется возможность отката изменений (Undo, Redo), сохранения и загрузки пресетов, а также гибкие настройки интерфейса. Грузит ЦП слабенько, так что можно смело цеплять его хоть на каждую шину в микшере.
Из минусов я бы отметил то, что при миксдауне (рендеринге) в аудиофайл обработка и автоматизация параметров этого эквалайзера куда-то пропадает. Возможно проблема только у меня, но я бы настоятельно рекомендовал проверить этот эквалайзер перед использованием на наличие подобного дефекта.
FabFilter Pro–Q
Лично его использую, очень доволен. Можно создать до 24 полос (включая фильтры LP и HP), эквализировать левый и правый каналы по отдельности, имеет 2 блока настроек (как Sonnox) и прекрасный анализатор спектра работающий в двух режимах: Pre-EQ (до обработки эквалайзером) и Post-EQ (после обработки, соответственно). Недостатков, простите, не выявил. Нет, вру я, честному человеку придется выложить за это чудо 150 евро (если это, конечно, можно назвать недостатком).
К сожалению, все эти 3 EQ являются платными, а в качестве бесплатного Вы можете попробовать ReaEQ, входящий в состав пакета ReaPlugs VST FX Suite от компании Cockos (создателя рабочей станции REAPER)
Теперь у Вас уже есть из чего выбрать, поэтому приступим!
Устранение частотных конфликтов
Бас и бочка
Самый распространенный случай – это конфликт баса и бочки, на этом примере и разберем «что к чему». Подобный конфликт не может быть даже частично решен путем панорамирования (удаление двух инструментов друг от друга в пространстве, т.е. по левому и правому каналам), так как оба этих инструмента должны находиться по центру. И решения остается 2: SideChain-компрессия (в интернете достаточно много познавательных материалов на эту тему), позволяющая приглушить бас в момент атаки бочки, и эквализация, когда подобный «кач» (как при SideChain) просто не нужен.
Можно, конечно, изначально подобрать такие бас и бочку, которые не будут конфликтовать друг с другом. Но вот другое дело, когда нравится именно этот бас и именно эта бочка, тут эквализация — глоток чистого воздуха.
Для начала эквализации в разрыв (Insert) баса и бочки необходимо «повесить» по эквалайзеру (что, надеюсь, не вызовет затруднений) и включить анализатор спектра (в цепи — после EQ), либо уши, если вы доверяете своему безупречному слуху, а лучше и то и другое. Если в вашем эквалайзере нет встроенного спектроанализатора, я бы посоветовал использовать SPAN от Voxengo – хороший (а самое главное бесплатный) анализатор, ознакомится с которым вы можете тут.
На этом снимке изображен процесс работы анализатора при параллельном включении. В таком режиме SPAN способен анализировать два аудиосигнала в одном окне, что несомненно удобно. Подобное Вы сможете повторить и у себя дома, это совершенно безопасно, и даже полезно! Здесь сказано, как это сделать.
Итак, перед нами 2 спектра (слева спектр баса, а справа бочки):
Так как бочка с ярко выраженной низкочастотной составляющей (крайний большой горб), погасив которую мы потеряем всю динамику оной, задача становится сложнее. Если подобрать горб в районе 150 Гц (второй малый горб), можно потерять характерный пинок бочки и получить бубнящую болванку.
Исходя из того, что в проекте есть саб-бас, занимающий полосу до 90 Гц, мы подберем у баса все ниже 90 Гц и узкой полосой (вырезаем всегда узкой полосой!) режем у баса 150-160 Гц (Чуть правее горба). Это будет выглядеть примерно так:
Примечание: конфликт саб-баса и бочки в данном случае был устранен с помощью SideChain-компрессии.
У бочки можно выделить характерный щелчок для лучшей читаемости в миксе. Чтобы понять, где этот щелчок находится, необходимо создать узкую полосу в районе 1000 Гц, поднять ее на 6-9 дБ и пройтись этой полосой до 2000-3000 Гц (редко чуть выше), вы должны его услышать. Определив то самое место, где «спрятался» клик бочки, опускаем полосу до 2-4 дБ (главное не переборщить) и делаем ее чуть шире:
- Вырезать необходимо узкой полосой, добавлять широкой, причем, чем выше частота, тем шире полоса (меньше параметр Q);
- Выполняя эквализацию инструментов при сведении материала, старайтесь сначала вырезать (фильтровать), а уж потом поднимать частоты.
Устранение конфликта баса и бочки методом эквализации дело не всегда простое, зачастую требующее творческого подхода. Если «горбы» этих инструментов сильно перекрывают друг друга, возможно, стоит задуматься о смене бочки, эквализация в подобном случае может испортить весь микс.
Конфликт баса и инструментов среднего частотного диапазона
В среднем частотном диапазоне находятся практически все инструменты и многие из них имеют низкочастотную составляющую (гулы и шумы), которая может конфликтовать с басом. Поэтому у многих можно подрезать низы без ущерба звучанию партии в миксе.
Создаем Low Pass фильтр на выбранном инструменте, нажимаем «Play» и начинаем прибирать низы до тех пор, пока вы не почувствуете изменений.
Примечание: в данном случае не используйте слишком большую крутизну среза (36 или 48 дБ), чтобы оставалось что то вроде «кроссфейда» спектров.
Главное чтобы партия звучала «как надо» в миксе, а не отдельно, именно поэтому мы режем низы при воспроизведении. Как только вы почувствуете, что тембр начинает терять плотность, остановитесь и сделайте небольшой откат. Таким образом, можно поработать со многими инструментами и устранить большинство конфликтов в нижней середине.
Частотные конфликты инструментов
Со всеми остальными инструментами дело обстоит куда проще, чем с басом и бочкой, хотя бы только потому, что можно панорамировать эти инструменты в разные каналы, пользуясь одним очень важным правилом: чем выше частотный диапазон, занимаемый инструментом, тем дальше от центра его можно панорамировать. После этого их можно эквализировать, исходя из их положения в пространстве.
Несколько слов о «нише» для вокала
Если в Вашей композиции присутствует вокал, то для него необходимо освободить место, иначе конфликт с инструментами среднего частотного диапазона просто неизбежен. Благо вы уже знаете, что такое анализ спектра и как его применить при эквализации. Почему именно освободить место, а не прибрать в некоторых местах сам вокал? Дело в том, что вокал эквализируется минимально и очень осторожно, вырезаются в вокале чаще всего низы (до 150-200 Гц) и небольшой участок в районе 1000 Гц, чтобы устранить неприятный «носовой» призвук.
Подводя итоги
- Перед эквализацией инструментов выполните панорамирование, пользуясь одним очень важным правилом: чем выше частотный диапазон, занимаемый инструментом, тем дальше от центра его можно панорамировать. Важно знать: панорамировать можно все, кроме баса, бочки и основного вокала.
- Начните устранение частотных конфликтов с баса и бочки, постепенно переходя к более «высоким» инструментам.
- При анализе спектра выделяйте его сильные части. Визуально они проявляются в виде «горбов».
- Если «горбы» баса и бочки сильно перекрывают друг друга, возможно, стоит задуматься о смене бочки, эквализация в подобном случае может испортить весь микс, лишить его напористости.
- Вырезать частоту следует узкой полосой, а добавлять — широкой.
- Отфильтровав низы инструментов среднего частотного диапазона можно устранить большинство конфликтов в нижней середине.
- При работе с вокалом важно освободить под него место в миксе, а ни в коем случае не наоборот.
- Эквализация – вмешательство в АЧХ инструмента/тембра, будьте осторожны – знайте меру.
- Не выполняйте всю эквализацию «от и до» в одну сессию, давайте ушам отдохнуть, они быстро привыкают к звучанию (к «неправильному» в том числе).
- Если к какому нибудь инструмент приходится применять много эквализации, задумайтесь, возможно этому инструменту не место в миксе.
Важно: в некоторых моментах данной статьи отражена субъективная точка моего зрения; все описанное здесь не аксиома и имеет познавательный характер.
Для тех, кто не знает.
Во-начала, нам нужно составить ударные.
Для примера я составил простые ударные смотрите на рисунок ниже.
Темп этих ударных 95 BPM.
Во-вторых, нужно распределить ударные по каналам микшера.
Затем распределить по каналам в микшере и добавить на каждый канал бочки и баса плагины Fruity Parametric EQ 2 и Fruity Limiter как показано на рисунке ниже.
Дальше нам необходимо срезать средние частоты у бочки через Fruity Parametric EQ 2 (смотрите рисунок ниже).
Средние частоты находятся в районе 4. Мне по необходимости надо было еще срезать и низкие частоты в районе 1. Можете повторить также и посмотреть, как будет звучать у вас.
Далее переходим в Fruity Limiter.
После этих действий переходим на следующий канал 2. Здесь нам необходимо срезать низкие частоты у баса и подогнать его под бочку. Выглядит это так.
Дальше мы ставим немного компрессии.
И напоследок нам нужно сделать сайдчейн. Для этого выбираем, 1 канал, затем во 2 канале внизу нажимаем правой кнопкой мышки и выбираем нужный нам вариант.
После этого переходим в Fruity Limiter. Там выставляем в окошке сайдчейн канал kick. И подгоняем в этом плагине уровень входа (громкость) баса под бочку.
Конечно, есть другие способы сведения бочки и баса, но я решил написать именно этот, так как он, на мой взгляд, прост и хорош. Остальные методы будут рассмотрены в следующих статьях.
На этом наш урок завершается по сведения бочки и баса в fl studio. Если есть вопросы или пожелание пишите в комментариях.
Привет, меня зовут Сергей. Музыка для меня как хобби. Занимаюсь созданием Hip-Hop минусов в Fl Studio уже продолжительное время.
Если вам понравился этот материал, то поделись с ним с другими. Так вы поможете в развитии этого сайта и у меня будет стимул в дальнейшем развивать этот проект.
Эта статья – дополнение к циклу статей по основам сведения, т.к. тема конфликта бочки и баса весьма популярна.
Почему возникает этот конфликт? Основные частоты баса и бочки лежат в одном частотном диапазоне шириною всего лишь до 100 герц , поэтому они часто друг другу мешают.
Ниже мы рассмотрим способы их «подружить».
Заранее говорю – тупо сделать бочку громче, или бас тише не прокатит. Либо бас будет не слышно, либо бочка будет выпирать
Подбирайте подходящие инструменты изначально
Зачем решать проблему, если можно ее не допускать? Например, послушайте этот пример:
Kick_Bass_1.mp3
Бочку как-бы слышно, но чето все как-то не очень. Меняем бочку:
Kick_Bass_3.mp3
Еще веселее. Хотя, как сказать – этот бас не такой энергичный, как предыдущий. За то бочку слышно еще лучше
Эквализация
Этот способ больше подходит для акустических инструментов, т.к. эффект дает «не очень».
Суть его вот в чем:
1. Вешаем эквалайзер на бочку, и ищем ее основную частоту. Выделяем ее на 5-6 децибел узкой полосой.
2 . Вешаем эквалайзер на бас. Убираем частоту, поднятую на бочке – можно посильнее, децибел на 9-10.
Такой эффект должен быть:
Kick_Bass_Acoustic_eq.mp3
Хоть разница и небольшая, но если послушать басовый диапазон, бочка в нем звучит отчетливей.
Аранжировка
Прописывайте партии так, чтобы бас не звучал на удар бочки . Вот пример электронной бочки и баса, показанный выше:
Kick_Bass_1.mp3
Вот – тот же пример, но с другой аранжировкой баса (все звуки – те же, ничего не менял):
Kick_Bass_Arang.mp3
Разница очевидна. Заметьте, вместе с появлением бочки в такой аранжировке появился грув.
Глушение баса
Сайдчейн
В чем суть способа ( Studio One 3 и компрессор FabFilter Pro-C 2 ):
1. Кладем на бас компрессор.
2. На канале с бочкой нажимаем крестик напротив Sends . В появившемся списке выбираем компрессор на канале с басом.
3. Под Sends появляется посыл на бас . Нажимаем кнопку, подчеркнутую на скрине, чтобы переключить его в режим пре-фейдера .
В этом режиме фейдер канала не будет влиять на уровень посыла.
4. В Pro-C 2 открываем интерфейс боковой цепи .
Находим переключатель In/Ext . Включаем его в режим Ext (External – внешний посыл). Ручкой Threshold регулируем уровень компрессии, а Release делаем малый , т.к. иначе глушения будет слишком много.
На каждый удар бочки бас будет испытывать сильную компрессию, и становиться значительно тише бочки:
Kick_Bass_Sidechain.mp3
Автоматизация
Суть ее в том, чтобы вручную прописать басу понижение уровня на удар бочки.
На дорожке аудиотрека в Studio One нажимаем на подчеркнутую кнопку слева. Откроется интерфейс автоматизиции. Смотрим на дорожку громкости (Volume), и прописываем на ней снижение уровня на удар бочки.
1. Кидаем на бас плагин MUtility от MeldaProduction (ставить его нужно после всех эффектов).
2. В области работы с дорожками нажимаем ПКМ и выбираем Add Automation Track .
3. Появится дорожка с автоматизацией.
Нажимаем выпадающий список (где написано None ), затем на Add/Remove .
4. Появляется такое окно.
Ищем в левой части MUtility на дорожке с басом, открываем его параметры и выбираем Volume либо Gain .
Нажимаем Add , и параметр появляется в левой части. Закрываем окно.
5. Теперь у нас есть отдельный трек с автоматизацией уровня баса, не влияющий на фейдер в микшере.
Плагины. One Knob Pumper от Waves.
Этот плагин заглушает сигнал через равные промежутки времени.
Регулятором посередине задается степень глушения. Параметр Rate указывает, через какие промежутки времени происходит глушение – например, 1/4 означает, что сигнал будет приглушаться на каждую четверть такта.
Offset двигает фазу LFO, управляющего плагином. То есть если мы поставим Offset на 180 градусов при Rate 1/4, глушение будет происходить не на удар бочки, а после него (с отступом от бочки на 1/8 такта).
Эффект от него похож на сайдчейн и автоматизацию:
Эпилог
Решить конфликт баса с бочкой можно разными способами. Но я бы, прежде всего, изначально подбирал звуки, наиболее подходящие друг к другу.
Несколько приемов и техник, которые помогут бочке и басу ужиться вместе.
Пожалуй, ни для кого не секрет, что бас и бочка являются двумя ключевыми низкочастотными элементами любого микса. Несмотря на это, звукорежиссеру необходимо провести комплекс мероприятий, помогающих бочке и басу поделить схожий диапазон частот.
Мы решили собрать несколько достаточно распространенных приемов обработки этих двух инструментов эквалайзером, которые помогут остановить постоянное обоюдное «вышибание» бочки и баса из схожего частотного спектра.
Если вы знаете какие-то другие приемы — поделитесь ими в комментариях.
Одним из самых распространенных приемов при эквализации бочки и баса является использование A/B сравнения получаемых результатов с неким эталонным миксом. При этом сравнение необходимо делать при активном использовании низкочастотного фильтра на мастер-выходе, позволяющего не отвлекаться на верха и середину.
К примеру, можно воспользоваться плагином Sample Magic MagicAB 2 и фильтром Sonalksis Creative Filter, как это сделано в приведенных ниже примерах. После того, как я активировал и настроил оба плагина, все, что мне остается — это нажимать необходимое сочетание клавиш для активации\деактивации каждого плагина.
Луп без выходного фильтра
Луп с выходным фильтром
Проверка строя
Для примера послушайте басовую линию с добавлением суббасовой партии на октаву ниже и сравните ее с транспонированной на 4 полутона басовой линией. Как по мне, транспонированный вариант звучит намного более чище и мощнее.
Оригинальный бас
Оригинальный бас + суб-бас на октаву ниже
Транспонированный бас
Подрезка
Одним из простейших приемов в достижении профессионально звучащего баса заключается в вырезании частот в районе нижней середины.
Луп с подрезкой
Хай-пасс на все!
Сделать сведение баса и бочки намного проще, если у вас есть достаточно места для этих двух элементов микса. Для того, чтобы лучше слышать те инструменты и дорожки, с которыми вы работаете в данный момент, попробуйте применить высокочастотную фильтрацию ко всему, что не попадает в низкие частоты.
Луп без фильтрации
Луп с фильтрацией на всех элементах микса
Фильтрация баса и бочки
Луп без фильтрации
Луп с фильтрацией на бочке и басе
Поиск основы
Можно создать пространство для бочки в миксе при помощи поиска ее фундаментальной (основной) частоты и удалении этой частоты у баса.
Как только частота будет найдена, можно убрать ранее сделанное усиление и вырезать эту частоту у баса.
Бочка и бас (без вырезания фундамента)
Бас с подрезанной фундаментальной частотой бочки
Гармоническая фильтрация
В этом примере у нас имеется луп с длинным глубоким саундом бочки. Звук такого рода требует особого количества пространства в миксе.
Можно попробовать применить хай-пасс фильтрацию над фундаментом баса, чтобы снизить количество низких частот. Оставшиеся частоты баса, звучащие над фундаментом бочки, будут хорошо звучать вместе с ней в общем миксе.
Хорошим подспорьем во время гармонической фильтрации могут стать такие плагины, как Waves MaxxBass или UAD Precision Enhancer Hz, генерирующие дополнительные гармонии.
808 бочка и бас
Вырез фундаментальной частоты для освобождения места для баса
Утонченный удар
Если бас занимает первое место в миксе (как в нашем примере ниже), можно попробовать сделать звучание бочки более тонким.
Вполне возможно, что после этого потребуется добавить немного лоу-шелф фильтрации бочке в районе 100 Hz (усилить эту частоту при помощи low-shelf), чтобы несколько сгладить нижний низ ее звука.
Не бойтесь применять высокочастотную фильтрацию в большом количестве, даже если вам кажется, что ее требуется значительно меньше: мы будем вырезать у бочки частоты ниже 70 Hz до тех пора, пока это не перестанет работать во всех современных песнях.
Луп без обработки бочки
Луп с вырезом низа у бочки и усилением в районе 100 Hz
Готовность к дропу
Но что делать, если басовая линия выпадает из аранжировки, как в этом примере? Саунд композиции становится более плоским, но мы можем сделать звучание бочки более низким в отдельных местах аранжировки при помощи автоматизации усиления низких частот.
С другой стороны, можно добавить еще одну дорожку с очень низко звучащей суб-басовой бочкой. Громкость дорожки не должна быть высокой, а ее звучание должно быть лучше слышно только в те моменты, когда бас не участвует в аранжировке.
Читайте также: