Как создать плагин для fl studio
Сегодня я хочу рассказать о том, какие основные приемы используются при создании музыкальных произведений в программе FL Studio. Я сам пишу музыку и использую для ее обработки различные инструменты, в том числе продукты от компании Image-Line («FL Studio» и «Deckadance»), и вхожу в ее Power Users List (в этом списке я – единственный музыкант из России). В этом топике я расскажу о том, как использовать прием наслоения (на примере ударных партий и вокала), а также о том, как подготовить записанный вокал к последующей обработке.
Наслоение
Этот приём часто используется музыкальными продюсерами. Так повелось, что музыкальные продюсеры в России по сути являются менеджерами артистов, в остальном же мире продюсеры — это люди, которые создают музыку в так называемых секвенсорах (музыкальных программах по созданию музыки). Например, Lady Gaga, даже если и умеет сочинять песни, не может сама создать конечный продукт и с этим ей помогают те самые продюсеры. Один из известнейших продюсеров, работавший с ней — RedOne.
Так вот, вернемся к наслоению. Этот прием используется для того, чтобы придать полноту звучания любому из ваших инструментов, а также треку в целом. Наиболее часто он используется при создании партии ударных и вокальных партий. Сначала рассмотрим наслоение на примере партии ударных.
Наслоение при создании ударных партий. Я пишу акустическую и электронную музыку, используя при этом библиотеки предзаписанных семплов. Такие библиотеки содержат в себе звуки, записанные в профессиональной студии, доступ к которой не всегда имеется у начинающих музыкантов и продюсеров. Примером таких звуков может быть один удар в том, бочка, хлопок в ладоши, перкуссионный барабан и другие подобные вещи. Такие библиотеки можно легко найти в свободном доступе или в продаже в интернете. Они называются «One Shot Samples» или «One Shot Libraries».
Также оправдано использование уже записанных заранее ударных петель. Они обычно представляют собой уже полные и готовые версии ударных и могут быть разбиты на части (например, бочки отдельно, тарелки отдельно, перкуссии отдельно, тамбурины отдельно), и если сложить их вместе, получится полноценная ударная партия. Они называются «Drum Loops» и в большом количестве представлены в интернете. Помимо прочего, существует множество программ с готовыми библиотеками ударных, ярким примером которых являются «XLN Audio Addictive Drums», «Spectrasonics StyleRMX», «Native Instruments Machine» и другие.
Рассмотрим наслоение основных бочек («kick») на указанном ниже рисунке. Для того, чтобы получить насыщенный и плотный звук бочки, я использую три их разные вариации. Студийная плотная бочка (Studio Kick), сэмпл акустической бочки из библиотеки готовых ударных (Acoustic Kick) и электронная сгенерированная бочка (Electronic Kick).
Каждая из этих бочек имеет собственное звучание, но вместе они начинают звучать намного плотнее, чем по отдельности. При совмещении различных ударных, необходимо учитывать, что они могут и не сочетаться вместе, поэтому порой приходится подвергать их эквализации. На рисунке, представленном снизу, у одной из бочек (слева) убраны низкие басовые частоты, и она создает так называемый хлопок или щелчок в верхнем диапазоне частот, а у другой акцент сделан на низкие частоты, и она заполняет собой басовую составляющую.
При комбинировании ударных, составленных из «One Shot»-сэмплов, можно использовать такие программы, как «Native Instruments Battery» или «Image-Line FPC». Там вы сможете выставить громкость каждого из инструментов, разнести их по панораме. На рисунке внизу представлены 3 бочки, совмещенные в одной ячейке программ «Image-Line FPC».
Кроме того, в музыкальном продюсировании часто используют наслоение уже готовых партий ударных петель. В своей музыкальной практике я использую оба этих подхода, а именно: сам составляю часть партии ударных из «One Shot»-сэмплов, а часть заполняю уже готовыми петлями ударных, подобранных мною из специальных библиотек или программ. На примере внизу зеленым цветом выделены 6 уровней ударных, составленных мной (3 уровня бочки, один хлопок, закрытые тарелки и металлические перкуссии), а так же 4 уровня готовых ударных петель, закрашенных синим. Все вместе они составляют полную ударную партию песни, использованную в припеве. Такой комплексный подход позволяет получить более полноценное звучание ударных.
Работа с вокалом
Начальная обработка вокала. Рассмотрим обработку вокала на начальном этапе, а затем уже поговорим о наслоении вокала. Естественно, первым делом вокал нужно записать. Для этого я использую встроенный в FL Studio плагин «Edison». Чтобы записать вокал, нужно выбрать входящий канал, к которому подключен ваш микрофон, а затем на этот же канал добавить плагин «Edison», выставить переключатели «NOW» и «IN NEW PROJECT», после нажать кнопку записи и записать ваш вокал (все указано на рисунках внизу).
Не спешите сохранять вокал, сразу после того как он будет записан. Для начала нужно избавиться от лишних шумов, которые обычно выдает ваш микрофон, провода, аудиокарта, а также источники звука в помещении. Для этого постарайтесь немного помолчать после записи вокала, тем самым оставив небольшой участок, с которого можно будет считать шумы, образующиеся при записи. Затем выберите данный участок и откройте «Clean Up Tool», как показано на рисунке внизу.
Затем плагину необходимо будет составить так называемую «карту шумов», которую он и будет исключать из вашего вокала. Чтобы сделать это нажмите кнопку «Acquire noise profile».
Затем (в окне «Edison») вы увидите и услышите, что ваш вокал заметно очистился.
Теперь разберем, как убрать из вашего вокала слишком громкие согласные «С» и «З». В производстве данный процесс называется «De-essing». Дэ-эссинг можно выполнить и с помощью плагинов (например, «AVOX Sybil» или «Fabfilter Pro-C»), но этот процесс можно провести и вручную. Это актуально потому, что многие плагины для дэ-эссинга все-таки подвергают обработке и тем самым искажают весь ваш вокал, а не только согласные, и, чтобы оставить остальные части вашей записи нетронутыми, можно использовать «ручной» подход.
Для этого загрузите ваш вокал в «Edison». Переключившись на спектральный вид (как показано внизу):
… вы увидите громкие звуки «С» и «З» (отмечены на рисунке ниже):
Затем выделите в «Edison» один из участков, где расположены согласные и откройте «Equalize», там вы увидите этот участок более подробно. Обычно звонкие согласные располагаются в диапазоне от 5K до 15K. Вырежьте эти частоты, выставьте «Mix» примерно на 50% и нажмите «Accept» (все указано на рисунке внизу).
Далее нужно проделать эту процедуру со всеми звонкими согласными «С» и «З». Также можно поступить и с громкими вдохами, только эквализировать нужно будет весь диапазон частот (по сути просто сделать их тише).
Наслоение при создании вокальных партий. Теперь рассмотрим приём наслоения, который можно и нужно использовать и при создании вокальных партий. Всем известные бэк-вокалы – это, по сути, и есть наслоение. Однако, в данном вопросе есть несколько различных подходов.
Первый подход заключается в том, что вы приглашаете бэк-вокалистов, либо сами исполняете свои бэки. Плюсы данного подхода очевидны, реальный голос пока невозможно ничем заменить. Минусы: вам понадобятся как студия записи, так и хорошие бэк-вокалисты. Далее записанный вокал добавляется к ведущему вокалу без точной подгонки во времени (то есть вокалы могут звучать немного вразнобой, но не сильно).
Второй подход заключается в том, что вы можете использовать такие программы, как «Antares Autotune» или «Image-Line Pitcher», чтобы создавать гармонические бэк-вокалы, имея только одну главную вокальную партию. Вкратце опишу процесс создания этих беков.
Сначала необходимо записать основную вокальную партию (так называемый «Lead Vocal»). Затем обработать её (про обработку вокала речь пойдет чуть ниже) и импортировать в FL Studio. Далее необходимо послать вокал на канал эффектов, где расположен Pitcher, как указано ниже.
В Pitcher необходимо выставить следующие показатели: включить кнопку «MIDI» (когда вы включите эту кнопку в левом нижнем углу появится номер порта, его необходимо запомнить), и кнопку «HARMONIZE». Также можно выставить переключатель «Replace-Mix» в одно из двух положений. Положение «Replace» полностью убирает основной вокал и оставляет только сгенерированные плагином гармоники. Как не сложно догадаться, положение Mix оставляет и ваш вокал, и сгенерированные гармоники.
Затем необходимо добавить в инструменты «MIDI out», и в его настройках указать порт, который ранее был указан в левом нижнем углу Pitcher.
Затем, открыв «Piano Roll», можно задавать гармоники для генерации (плагином). Нужно указать ноты, которые плагин будет генерировать исходя из вашего основного вокала, и расставить их во времени таким образом, чтобы они совпадали с основным вокалом и создавали правильные гармоники, например так, как указано на рисунке внизу.
Плюсы этого подхода заключаются в простоте и быстроте создания гармоник, а также в том, что эти гармоники будут точно копировать ваш вокал, поэтому долго подгонять его по местоположению в миксе не придётся. Ну а главным минусом такого подхода является звучание этих бэков. Как ни крути, но избавиться от синтезированного звучания не получится.
Ясно, что чем больше слоёв бэк-вокалов, тем полнее звучит вокальная партия. Но важно помнить, что каждый раз петь одинаково не получится, и порой одна фраза будет звучать длиннее другой и т.п. Поэтому, бэк-вокалы нужно расставить точно в соответствии с вашим ведущим вокалом (как указано на рисунке внизу).
Как видно, каждый бэк-вокал подогнан к другим и к ведущему вокалу. Если этого не сделать, вокальная партия целиком будет звучать как месиво. Порой, я использую до 10 слоёв вокала (например, при создании хора в песне), и поэтому для меня это вдвойне актуально. Надеюсь, мои советы окажутся для вас полезными. Результаты того, как я сам пользуюсь этими приемами, можно послушать на моем Soundcloud, а еще можно принять участие в моей кампании на Indiegogo – не сочтите за грубую рекламу и спасибо за внимание!
Ваша работа с FL Studio будет более удобной, если вы потратите некоторое время на оптимизацию настроек аудио, MIDI и файлов. Этот мастер проведет вас через основы настройки Fl Studio, чтобы вы могли начать создавать музыку как можно скорее.
Настройка аудио интерфейса ASIO
Подключение и установка клавиатуры / контроллера / синтезатора в Windows / macOS
Установите входные и выходные MIDI-устройства
Возможно, вы захотите выбрать вход (контроллер, который воспроизводит инструменты FL Studio) или устройство вывода (то, что подключается к вашему ПК и получает данные заметок от FL Studio).
Эти параметры выбирают выходной интерфейс MIDI, поэтому FL Studio может отправлять MIDI-сигналы на внешнее устройство (синтезатор, драм-машина, сэмплер и т.д.).
Если у вас есть клавиатура или контроллер USB / MIDI, которыми вы хотели бы управлять с помощью FL Studio, вам необходимо изменить некоторые настройки в разделе « Ввод ». Он содержит список устройств контроллера, которые были обнаружены Windows (см. Раздел 1).
ПРИМЕЧАНИЕ. Для получения более подробной информации об остальных настройках в этом разделе и более подробной информации о поддерживаемых контроллерах перейдите на страницу настроек MIDI .
Поиск проблемы
Кривая скорости
Если вы используете MIDI-клавиатуру или контроллер пэдов, нажмите на ссылку « Link to to: Velocity Curve» . Здесь вы можете точно настроить соотношение между скоростью ввода MIDI (как быстро / сильно вы нажимаете клавиши / пэд) и значением скорости, посылаемым инструментам.
Добавление внешних файловых папок в FL Studio
Перейдите на вкладку « Файл » в окне « Системные настройки». Три причины, почему эта страница настройки важна:
ПРИМЕЧАНИЕ. В любой момент вы можете открыть стандартный браузер Windows (щелкните правой кнопкой мыши кнопку «Пуск» в Windows и выберите «Исследовать»), а затем перетащите совместимые файлы из браузера Windows в FL Studio (FL Studio будет вести себя аналогичным образом. как отмечено в шаге 1 ниже).
Обозреватель дополнительных папок поиска
Как установить в браузере дополнительную папку поиска:
- Щелкните левой кнопкой мыши значок папки в начале строки, как указано выше, перейдите к расположению папки и затем нажмите «ОК». Или дважды щелкните текстовые поля, чтобы ввести пути вручную.
- При желании щелкните левой кнопкой мыши в столбце « Имя» и введите произвольное имя. Это задает имя, отображаемое в браузере. Если поле имени оставить пустым, тогда имя целевой папки будет отображаться в браузере.
Что они делают? Установленные здесь папки будут отображаться в браузере FL Studio зеленым шрифтом, чтобы их было легко найти. Вот четыре веских причины их использовать:
Дело в том что узнал я об этом плагине недавно. Хоть и занимаюсь музыкой уже пару лет в Fl Studio. Раньше внимания не обращал на этот плагин, и как оказалось очень зря! Действительно очень годное нативное решение почти всех проблем.
И так, приступим.
1) Где найти Patcher?
- Этот плагин встроен в FL Studio по умолчанию т.е. является (Native - Родным).
Нигде его искать не нужно, он идёт в комплекте с Fl studio.
Не знаю на счёт версий ниже Fl studio 11 но в версии 12.5 он точно есть!
Patcher достаточно универсальная вещь. Вы можете поместить его в микшер на любой слот и напихать в него огромнейшее кол-во плагинов, практически любое кол-во. Это уже зависит от конфигурации вашего компьютера.
Что бы открыть его в микшере, нужно сделать следующее:
1. Открываем микшер и выбираем дорожку на которой мы хотим добавить все наши эффекты.
2. Присваиваем любому слоту плагин "Patcher".
И открываем его. Далее мы видим вот такое окно, что с ним делать не все поймут. Но для этого я и пишу этот пост. Сейчас всё объясню в деталях.
Работает это примерно так, звук который мы делаем (обработка) , находится в входном канале, а итог который мы слышим находится в выходном канале. Это как порядок слотов в вашем микшере.
То есть, если мы возьмём Gross Beat и положим его поверх Reverb-а, получится что Gross Beat у нас будет эдаким родительским эффектом, и всё что под ним будет под его управлением.
Сначала давайте добавим первый плагин в Patcher! Делается это так:
1.Заходим в Patcher и на нажимаем правой кнопкой мыши по пустому полю.
2. В открывшемся окне наводим на "Add Plugin" и выбираем плагин который хотим добавить.
Заметьте, что в открывшемся Add Plugin у нас отображаются все плагины, как эффекты так и синтезаторы!
Так как мы сейчас занимаемся обработкой сигнала, а не его модуляцией. Я выберу из правого блока эффект Reverb!
И вот что мы видим. У нас Reverb, автоматически соединился межу входом и выходом. Это нормально. Для того что бы настроить наш эффект нужно нажать на него два раза. И тогда откроется обычный, привычный вам плагин.
Сейчас поговорим о том как же сделать так что бы реверб был допустим с эффектом Flanger. Делается это следующим образом.
Мы добавляем эффект Flanger таким же образом как и добавили Reverb,
И отсоединяем проводок идущий к выходному каналу reverba-а, то бишь "to Fl Studio".
Просто кликаем мышью и уводим в сторону.
И присоединяем этот проводок к нашему Flanger-у.
И теперь Flanger отводим к нашему выходу!
Вот теперь мы получили эффект Flanger на Reverb-е. Этого можно добится и в обычном микшере просто добавив друг на друга. Но дальше давайте рассмотрим прямой сигнал вместе с этим эффектом!
Т.е. будет играть наш Реве-фленджер (ха) и будет идти прямой сигнал из нашего Сэмпла или синтезатора. делается это так:
Комбинаций огромное кол-во, по экспериментируйте, подумайте. Этот плагин создан для созданий собственных комбинаций эффектов.
Дальше давайте рассмотрим Patcher как синтезатор. Да да да, и так он тоже может!:)
Сейчас покажу как это делается.
Для начала, давайте добавим Patcher в наш Channel Rack.
- Ну то есть в вот эту штуку. Я её называю патерном.
Если вы не можете найти плагин Patcher у вас в открывшемся меню плагинов.
Тогда нажмите в меню Fl Studio Options> Manage Plugins> и внизу в поле Find напишите Patcher отметьте оба пункта галочкой Synth и Effect.
После этого у вас в меню добавления инструментов появится патчер.
Но если же такового у вас нет в Менеджере Плагинов, спешу вас огорчить. В вашей версии Fl studio он вырезан, вероятнее всего у вас её пиратская копия.
И так. Мы добавили Patcher и что же теперь можно с ним делать.
Давайте например создадим синтезатор, залейрим его и обработаем его прямо в Patcher-е.
Например, я возьму Harmor и сделаю лейринг с плагином GMS.
В следствии чего мы получаем из обычных двух синтезаторов, очень красивый, и оригинальный звук. Но на этом конечно же всё не заканчивается. мы можем обработать сигнал каждого синтезатора по отдельности и вывести его в ещё один синтезатор, для получения необходимого нам результата.
Допустим мы хотим сделать ARP из звука который нам дает Harmor и оставить прежним звук GMS. Для этого будет приблизительно такая комбинация:
Если мы собираемся с имитировать ARP через Gross Beat.
Таким образом сигнал из Harmora обрабатывается плагином Gross Beat и при определенных настройках я получил arp. А другой сигнал из GMS остается оригинальным. Таким образом можно делать сотни раз, добавлять практически любое кол-во синтезаторов и эффектов в одном окне.
Но так же! Внимание!
В Patcher можно Добавить ещё один Patcher!
Таким же образом как мы добавляем синтезатор или эффект, только на этот раз мы вместо синтезатора добавляем Patcher!
И таким образом можно добавлять их до бесконечности. Внутрь каждого патчера добавляем патчер. И внутри каждого из них добавлять ещё ряд инструментов и эффектов. Таким образом наш звук не ограничивается ни чем кроме памяти компьютера. И самое главное всегда доступен в одной вкладке!
Я думаю многие найдут этому отличное применение.
К сожалению максимальное кол-во блоков я уже заполнил для поста и больше создать не могу. Кстати максимум блоков "51" может кому интересно будет. В следующем посте я выложу ещё кое-что не менее полезное из этого сиквенсора.
Спасибо за внимание! Очень рад если вам эта информация пригодилась! :)
Такая идея изначально была в Reason!))) Тоже виртуальные провода.
Подарок, который по невнимательности сделал себе сам.
На днях пришла заказанная полмесяца назад МИДИ-клавиатура Корг Наноки 2.
Кое-как присобачил её к FL Studio, обкатал. Всё, как и обещали! Особенно зависимость резкости звука от силы нажатия на клавишу впечатлила. Правда, удивила компактность. Казалось, что она крупнее. Ну и сразу же стали понятны некоторые вещи, которые без клавиатуры казались бессмысленными. Например, питчер. Здесь надо отметить, что я изучаю FL методом тыка, так что до смысла многих базовых вещей ещё не добрался. Ну, изменяет он каким-то образом звук, но его ни к чему не применить, думал я, ибо им можно поиграться только в момент зажатия ноты. Теперь же стало ясно, что для живой игры на МИДИ-клавишах с удобным расположением органов управления очень интересная штука, позволяющая изменением тембра делать эти старые добрые кислотные звуки, от которых все "трутся-прутся", как поёт в Гимне Дискотеки 80-х Минаев.
Однако, кроме клавы, внутри коробки меня ждал подарок - карта с кодом. Я не стал вчитываться, подумал, что код этот - для бесплатного приобретения драйвера. Однако, на той странице, куда предлагалось перейти, драйверов не обнаружилось, только несколько программ и плагинов. Не стал разбираться в этом, меня тогда интересовали только дрова. Ладно, нашёл драйвера в другом месте, скачал, поставил, а потом задумался: что же это всё-таки было? Почитал описания программ на той странице, похожие друг на друга одним моментом - всё бесплатно, - и допёрло, что это подарок за покупку. Я могу взять любые из этих программ и лицензию к ним! Ладно, недолго думая (вернее, не думая вообще), решил интереса ради взять один синтезатор, установка и активация которого требовала меньше всего телодвижений (зарегистрироваться на Корге, ввести код с карты и получить лицензионный код, скачать продукт и активировать). Называлась М1 Le. Когда после всех плясок с бубном плагин запустился и заработал, я начал что-то подозревать. Звучание стандартных программ подозрительно ламповое. А не Корг М1 ли это?
В это время надпись в углу окна синтезатора прям кричала мне об этом.
Реально, он. Один из лучших цифровых синтезаторов конца 80-х - начала 90-х! Аналог появился в 1989-м. Не аналоговый PPG Wave 2.3 + Waveterm A, конечно, но, блин, всё равно круто! Теперь есть ещё один инструмент для написания музыки в духе 80-х!
P. S. Проблема не в том, что всё на английском и японском. По-английски как раз-таки очень даже бельмес. Я просто реально проленился и протупил, в то время как сразу мог бы прочитать описание на карточке и допереть, что это такое. Правда, радости было бы меньше, а тут неожиданно сам себе подогнал М1. А мог бы и другое качнуть! XD
Любой звукорежиссёр или музыкальный продюсер имеет свой определённый набор плагинов, которыми он постоянно пользуется. Поэтому никогда не будет лишним настроить рабочий секвенсор таким образом, чтобы можно было быстро найти нужный инструмент. В этом нам может помочь группировка плагинов.
В программе FL Studio можно настроить выпадающие окна выбора плагинов таким образом, чтобы отображаемые в них плагины были разделены на группы и в каждой группе находились только те инструменты, которые Вы используете.
Группировка плагинов в FL Studio
1. Открываем программу. В браузере переходим на вкладку Plugin database.
Здесь нас интересуют папки Generators и Effects. В первой сохраняются группы инструментов, а во второй – плагины обработки.
Давайте для примера сгруппируем плагины-генераторы.
2. Наводим курсор мыши на папку Generators, нажимаем правую клавишу и выбираем пункт Open.
Откроется папка Generators в проводнике Windows, в которой располагаются директории, названия которых соответствуют группам инструментов в FL Studio.
Удаляем всё ненужное за исключением ярлыка none. Он отвечает за создание пустого канала в Channel Rack.
3. Создаём свои группы инструментов (например, Samplers, Synths и т. п.).
Теперь будем добавлять нужные инструменты в новосозданные группы.
4. Переходим в программу FL Studio. Открываем инструмент, который хотим добавить в группу.
5. Выбираем в браузере группу, в которую хотим добавить этот плагин.
6. Открываем меню плагина и выбираем пункт Add to plugin database (добавить плагин в базу данных).
7. Подтверждаем добавление плагина в группу
Вот и всё. Плагин успешно добавлен в группу.
Таким способом можно сформировать множество различных групп с необходимыми инструментами. Все эти группы будут отображаться в окне добавления или изменения плагинов-генераторов. Например, я использую вот такую группировку генераторов.
Тоже самое можно сделать и для эффектов. Только в этом случае необходимо в браузере выбрать папку Effects и в ней создавать группы. Процедура добавления плагинов-эффектов аналогична. Кроме того можно добавить плагин в группу из микшера. Для этого необходимо открыть меню слота, на котором расположен нужный плагин и выбрать пункт Add to plugin database.
Для доступа к группам плагинов можно использовать инструмент Plugin Picker. Для этого необходимо навести курсор мыши либо на плюсик в окне Channel Rack (если Вы хотите добавить генератор) либо на свободный слот на канале микшера (если Вы хотите добавить эффект) и нажать правую клавишу мыши. После чего откроется окно Plugin Picker.
Используйте тот вариант добавления плагинов, который посчитаете более удобным для себя.
Надеюсь эта статья была Вам полезна.
Смотрите видеоурок «Группировка плагинов в FL Studio»
В комментарии напишите, как Вы оптимизируете работу в своём секвенсоре (даже если это не FL Studio).
Читайте также: