Как создать новый паттерн в fl studio 20
Как-то раз вернувшись домой, наслушавшись всевозможной электронной музыки, которая оказалась на плеере, ты решил, что пора бы тоже подарить этому миру пару хитов. Естественно перед тем, как покупать дорогостоящее оборудование и с головой окунаться в сферу профессионального музыкального продюссирования, хочется просто, забавы ради, попробовать и «пощупать», а что же это такое создание электронной музыки на компьютере…
В данном цикле статей я хочу осветить процесс создания музыки в программе FL Studio.
Всех кому интересно, как порадовать друзей и знакомых новым произведением Вашего искусства прошу под кат.
Введение
Для начала понадобится демо-версия программы FL Studio, скачать которую можно отсюда(97,6 МБ), компьютер средней производительности, немного свободного времени и наушники, для того чтобы не убить соседей, своими экспериментами со звуком.
Музыкальный трек в FL Studio, составляется из фрагментов именуемых pattern (паттернами). Каждый такой паттерн состоит из последовательностей нот, заданных одному или нескольким каналам (channels). Размер паттерна кратен четвертям, минимальный размер паттерна – одна четверть. Такты в FL Studio имеют по умолчанию размер 4/4(в настройках проекта размер можно изменить) и в редакторе паттернов такты разделены более светлыми линиями сетки и подписаны сверху цифрами по порядку. Паттерн состоит из нот, тон которых лежит в пределах 10 октав, минимальная длительность ноты – одна сто двадцать восьмая.
Интерфейс FL Studio
Общее правило, чтобы изменить положение какого-либо регулятора, надо нажать на него левой кнопкой мыши и не отпуская кнопку передвинуть мышь вниз чтобы убавить или вверх, чтобы прибавить. Также можно изменять положение роликом мыши, когда курсор находиться над регулятором.
Интерфейс выглядит так (прокомментировано только самое важное на первом этапе освоения).
Step Sequencer
Step Sequencer содержит в себе список каналов и используется для редактирования паттернов. Номер редактируемого паттерна отображается сверху (см. первый скриншот), а также он выделен оранжевым цветом в плейлисте.
Каждая строка – это один канал, этот канал может быть либо синтезатором (канал который генерирует звук на основе заданных нот), либо семплером (канал который использует уже готовые звуки (семплы)).
На скриншоте видно, чтобы заставить звучать ту или иную ноту, нужно нажать на соответствующий ей прямоугольник, для того чтобы определить тон ноты, следует открыть окно с клавишами и выбрать нужную, также можно изменить параметры ноты.
Для того чтобы добавить новый канал следует выполнить пункт меню Channels – Add one. , затем в выпадающем списке выбрать нужный канал.
Также можно клонировать или удалить выбранные каналы. Выбор осуществляться правым кликом мышки на сером прямоугольнике справа от названия канала. Левый клик выбирает/снимает выделение со всех каналов сразу.
Чтобы переместить канал выше/ниже следует удерживая клавишу ALT стрелку ВВЕРХ/ВНИЗ. Также можно двигать несколько выделенных каналов одновременно.
Выбранные каналы можно объединить в группу, для этого есть пункт меню Channels – Group selected.
Playlist
Плейлист используется для редактирования трека в целом. Он состоит из двух частей, в первой находится список паттернов данного проекта, во второй клипы автоматизации (Automation Clips) и аудио клипы (Audio Clips), также сюда можно и паттерны вставлять.
Чтобы нарисовать паттерн надо щёлкнуть левой кнопкой мыши на нужном месте (в режиме карандаш или кисть, естественно), чтобы удалить паттерн нужно щёлкнуть правой на нём.
Для выделения не обязательно переключать инструмент, достаточно удерживать клавишу CTRL, также чтобы что-то обрезать можно удерживать клавишу SHIFT.
Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.
Паттерны как и канал можно перемещать, клонировать и удалять. По одному или сразу несколько (команды для этого находятся в контекстном меню паттерна или меню плейлиста в пункте, Patterns).
Для объединения нескольких паттернов в один надо их выделить и в контекстном меню выбрать Merge selected.
Для объединения нескольких «прямоугольников» одного паттерна в один надо в контекстном меню выбрать Flatten selected.
Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.
- Main – привязка осуществляется в соответствие с глобальной привязкой выбранной сверху;
- Line – привязка к линиям сетки;
- Cell – привязка к ячейкам сетки;
- (none) – отключить привязку;
- 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 step – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части шага сетки соответственно;
- Step – привязка к целому шагу сетки
- 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 beat – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части бита (бит — одна четверть) соответственно;
- Beat – привязка к целому биту.
- Bar – привязка к такту.
Piano Roll
Непосредственно редактор мелодии. Окно состоит из панели инструментов, аналогичной той, что в плейлисте, нотного стана слева, окна ввода нот по центру и окна параметров снизу.
Логика проста, один прямоугольник – одна нота, длинна прямоугольника – длительность ноты.
Большинство операций производиться также как и в плейлисте, только чтобы скопировать и перенести выделение надо удерживать SHIFT.
Чтобы увеличить длительность достаточно потянуть за правый край ноты, но если включен CAPSLOCK на клавиатуре, то менять размер можно и за правый край.
Кроме того в режиме CAPSLOCK, при изменении размера выделенной области он будет меняться целиком, при выключенном же будут меняться только размеры нот по отдельности.
Привязка к сетке действует также как и в плейлисте.
Mixer
- Master – Общий канал, все send и insert треки проходят через него и уже потом на выход.
- Insert – Обычные каналы (таких на микшере 64 штуки), обычно связанный с каким-нибудь генератором или семплером.
- Send – редуцированные каналы (4 шт).
Чтобы привязать какой-нибудь канал к треку микшера следует в окошке FX окна Channel Settings выбрать цифру нужного трека, либо в микшере нажав правой кнопкой на нужном треке, выполнить Link Selected Channels — To this track (Либо CTRL+L на клавиатуре). В последнем случае к данному треку привяжутся все выбранные каналы. Если выполнить Link Selected Channels — Starting from this track (SHIFT+CTRL+L), то выбранные каналы привяжутся по-порядку к каждому треку начиная с выбранного.
Browser
- Channel presets – сохранённые настройки каналов. Здесь можно найти кучу настроенных генераторов.
- Current Project – секция текущего проекта. Здесь храниться история действий и то из чего состоит прокет, клипы, каналы эффекты.
- Mixer Presets – настройки треков микшера.
- Packs – банки семплов.
- Projects – проекты.
Channel Settings
Настройки канала. Для начала достаточно знать, в верхней части расположены регуляторы громкости, баланса и питч, рядом с которым регулируется величина отрезка регулирования питча в октавах. Правее окошко FX номер в котором соответствует треку микшера к которому привязан данный канал.
Ниже расположено несколько вкладок. Про назначение их постараюсь объяснить в части второй.
Итак. Вдоволь начитавшись и насмотревшись картинок хочется уже что-нибудь сочинить.
Создадим новый проект использовав готовый трансовый шаблон. Для этого выполняем File – New from template – Genere — Trance.
В первом паттерне сделаем ударную партию:
Устанавливаем режим воспроизведения в pat (жёлтый квадратик сверху) и жмём на Play или на пробел. Слушаем. Останавливаем воспроизведение, ещё раз нажав пробел или Stop сверху.
Во втором паттерне сделаем бас партию. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass (правый клик на названии канала Trance Bass – Piano roll). Рисуем там примерно вот так:
В третьем паттерне тоже будет бас партия. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass и рисуем:
Во третьем и четвёртом паттерне создадим небольшую мелодию:
Теперь откроем Playlist и расставим паттерны как-то так.
Устанавливаем режим воспроизведения в song (вся песня). Слушаем. Радуемся.
То что получилось у меня забираем здесь:
Проект Fl Studio
Рендер MP3 (128kbps)
Рендер MP3 (320kbps)
Конечно работа над треком не заканчивается, но курс молодого бойца музыкального фронта пройден.
To be continued…
UPD: приму в комментах пожелания и предложения по поводу того, что бы вы хотели увидеть в следующих статьях.
Чтобы открыть окно плейлиста нажмите 1 (см. картинку ниже) или F5 на клавиатуре.
Обратите внимание на полосу прокрутки под цифрой 2, потянув за её край вы сможете изменять масштабирование плейлиста точно также как в окне пианоролла. Другой способ это нажать клавишу Ctrl и крутить колесо мыши. Для масштабирования по вертикали воспользуйтесь иконкой под цифрой 3 как в окне пианоролла, попробуйте его изменить, но нам понадобится масштаб по умолчанию, для этого просто щёлкните средней кнопкой мыши по данному параметру.
Почти все инструменты редактирования точно такие же как в окне пианоролла поэтому мы их тут рассматривать не будем.
Обратите внимание на надпись Pattern 1 в левой части окна пианоролла (под цифрой 1 на картинке ниже).
Pattern в переводе с английского означает "узор/шаблон", из паттернов мы и будем составлять нашу песню. Выберите паттерн 1 и в стойке инструментов создайте такой же бит как на рисунке ниже.
Затем нажмите иконку + под цифрой 2 на предыдущем рисунке. В появившемся окне вам будет предложено назвать новый паттерн, название вводить не обязательно, но очень желательно чтобы не запутаться. Назовите этот паттерн Clap и создайте на нём такой же бит как на рисунке ниже.
Далее опять нажмите иконку + и назовите новый паттерн Hat, после чего создайте на нём такой же бит как на рисунке ниже.
Теперь нажмите правой кнопкой мыши по Pattern 1, после чего вы увидите выпадающее меню, выберите Rename and color (см. картинку ниже) и введите название Kick.
- Введите новое название.
- Измените цвет.
- Примите все внесённые вами изменения.
Как видите в этом меню есть ещё множество команд, давайте рассмотрим некоторые из них (самые важные, которые нам понадобятся).
- Insert one - вставить 1 новый паттерн. Функция точно такая же как и нажатие иконки +. Новый паттерн появится ниже выбранного.
- Clone - клонирует выбранный паттерн (ниже появится новый паттерн, это будет копия текущего).
- Delete - удаление выбранного паттерна.
- Move up/Move down - перемещение выбранного паттерна вниз/вверх. Но есть гораздо более простой способ - это просто перетащить паттерн в нужно место в списке паттернов.
Имейте в виду, что если вы выберите команду Insert one или нажмете иконку +. И не введёте название или не создадите что-либо на паттерне (бит/мелодию). То переключившись на другой паттерн, этот "пустой" паттерн пропадёт.
Далее создайте в плейлисте порядок паттернов как показано ниже. Выберите инструмент , затем выберите нужный паттерн и рисуйте как пианоролле.
Далее обратите внимание на переключатель PAT/SONG (см. картинку ниже), он переключает то, что вы будете слышать если нажмете кнопку плей: PAT - текущий выбранный паттерн, или SONG - плейлист. Перейдите в SONG и нажмите плей, в результате начнёт проигрываться плейлист, послушайте как ваша драм партия развивается со временем.
Давайте попробуем ещё больше разнообразить наш проект для этого создайте ещё 1 паттерн, назовите его Fill 1. После чего создайте бит как на картинке ниже.
Далее создайте ещё 1 паттерн, назовите его Fill 2. После чего создайте бит как на картинке ниже.
После того как вы создадите эти паттерны повторите последовательность плейлиста показанную ниже.
Послушайте что получилось. Вот по такому принципу работает плейлист, вы просто собираете музыку из различных кусочков. Потренируйтесь немного.
До этого в этой статье мы с вами создавали короткие паттерны длинной в 1 такт. Создайте новый паттерн и назовите его Bass, создайте в пианоролле басовую линию длинной в 4 такта. Попробуйте добавить этот паттерн в плейлист, после паттерна Fill 2 и вы увидите, что этот паттерн занимает 4 такта (см. картинку ниже).
Аудиоклип если сказать очень просто, это сэмпл перетащенный в плейлист. Давайте рассмотрим на нашем примере. Найдите в браузере 909 Crash (см. картинку ниже) и перетащите его в плейлист, после паттерна Fill 2 (из браузера сразу в плейлист). Обратите внимание на цифру 1, в этой вкладке содержатся все аудиоклипы вашего проекта, чтобы удалить аудиоклип из вашего проекта удалите его из этого списка. Обратите внимание на цифру 2, в этой вкладке содержатся все паттернклипы вашего проекта.
Добавьте в плейлист несколько аудиоклипов, и посмотрите как можно быстро переключаться между ними, чтобы добавлять в разные места плейлиста:
Щёлкните по аудиоклипу который хотите дублировать, после этого щёлкните по пустому месту. Затем щёлкните по другому аудиоклипу и опять щёлкните в другое пустое место, новый сэмпл появится на этом месте. Точно так же можно переключаться между паттернклипами.
В плейлисте работают все те же функции копирования и перемещения которые мы с вами рассмотрели в окне пианоролла.
У каждого трека есть кнопка вкл.\выкл. 1 (см. картинку ниже). При нажатии по ней трек можно выключить, но если вы нажмёте по этой лампочке правой кнопкой мыши то данный трек останется включенным, тогда как все остальные выключатся, то есть данный трек солируется.
Щёлкните по треку правой кнопкой мыши, в результате вы увидите меню опций (см. картинку ниже), давайте рассмотрим некоторые из них (самые важные, которые нам понадобятся).
- Rename, color and icon. - стандартная возможность переименования, окраски и задания иконки, что мы уже с вами несколько раз рассматривали.
- Insert one - вставить 1 новый трек в выбранное место, все нижние треки смещаются на 1 вниз.
- Delete - удалить выбранный трек, все нижние треки поднимаются на 1 вверх.
- Move up - поднять трек.
- Move down - опустить трек.
Чтобы быстро переместить трек вверх/вниз, наведите курсор мыши на трека, затем нажмите клавиш Shift на клавиатуре и крутите колесо мыши.
Читайте также: