Как сделать скрапбукинг в фотошопе
О композиции в скрапбукинге можно говорить долго и много. Именно композиция «хромает» у начинающих скрапбукеров намного чаще, чем стиль и цвет. Если вы до скрапбукинга не сталкивались с изобразительным искусством и дизайном, вы, наверно, вряд ли целенаправленно искали информацию о правилах, типах или приемах композиции. Хотя некоторым дизайнерам и без знания основ, исключительно интуитивно, удается сделать приятную для глаза страницу, но это не значит, что этому нельзя научиться.
Почему так важна композиция при создании работы? Композиция (от лат. compositio – составление, связь) обеспечивает логичное и красивое расположение элементов, из которых состоит целое, помогая передать основную идею работы.
Композиционное мастерство для скрапбукера, как и для художника, фотографа или дизайнера, является основой творческого профессионализма. В любом виде творчества изучение теории поможет вам в будущем сэкономить время на анализе своих ошибок и устранение пробелов в знаниях. Но все же, главную роль в освоении композиции играет практика. Понять и прочувствовать правила и принципы композиции вы сможете только на собственном опыте.
Сегодня в уроке мы коснемся самых важных именно для скрапбукинга составляющих гармоничной композиции.
Для начала давайте рассмотрим элементы, из которых состоит скрап-страница. Стоит отметить, что не каждая страница содержит сразу все элементы, это зависит от предпочтений и замысла автора. Перед началом работы подберите элементы, которые вы бы хотели использовать в работе. Они должны подчеркнуть выбранную вами фотографию и помочь передать основную идею работы.
1. Фон – основной самый нижний лист бумаги, на который приклеиваются остальные элементы страницы. В качестве фона вы можете выбрать лист скрап-бумаги, цветной картон, бумагу для пастели, в общем, этот выбор определяется предпочтениями автора и его видением конкретной работы.
2. Заголовок – слово или фраза, которые помогают передать смысл страницы. Обычно заголовок пишут большим размером шрифта. Но не всегда используется печатный шрифт. Заголовок еще можно сделать с помощью штампов, бусинок с буквами, вышить, написать объемным контуром и т.д.
3. Журналинг (англ. Journaling) – это описание того, что происходит на фотографии, или описание ваших эмоций, которые вызывает выбранный снимок. В качестве журналинга вы можете использовать не только свой рассказ, но отдельные слова и фразы, цитату, отрывок стихотворения. Если заголовок используется многими, то журналингу уделяют мало внимания. Хотя именно журналинг, даже длинной в одно предложение, поможет восстановить в памяти событие через десять-двадцать лет.
4. Подложка – элемент страницы, который лежит под фотографией. Положка может быть больше фото по размеру, может быть узкой полоской, может состоять из нескольких отрезков бумаги, но функция у подложки одна – выделить снимок и привлечь к нему внимание зрителя.
5. Украшения: в качестве декора на странице могут выступить цветы, бусины, брадсы, веточки, высечки, наклейки, пуговицы, тесьма, кружево и т.п. Выбор украшений зависит, прежде всего, от вкуса автора и тематики страницы.
Правила композиции
Правильно построенная композиция дает нам возможность ознакомиться со всеми элементами страницы, не напрягает наш взгляд и плавно проводит его от периферии к центру.
Цельность композиции является самым важным признаком гармоничной композиции. Цельность композиции выражается в нахождении связей между фотографией, декором, названием и журналингом, которые должны сочетаться между собой по:
- стилю
- цвету
- содержанию
Для наглядности первого правила рассмотрим Пример 1. Хотя все элементы на странице создают сбалансированную композицию, они не связаны воедино ни посредством стиля, ни по цветовой гамме, ни по смыслу. Бросаются в глаза красный цветок и зеленая пуговица в середине большого соцветия, которые никак не поддерживают цвета фоновой бумаги и фотографии. Люстра, украшенная жемчугом, не вяжется с остальными украшениями по стилю, т.к. больше подошла бы для Шебби Шик, в то время как высечки вокруг фотографии можно отнести к стилю Винтаж. Полоска с геометрическим узором под снимком смотрится грубовато на фоне изящных рисунков основной бумаги, кроме этого, узор выполнен совсем в другой цветовой гамме.
Создавая страницу, помните, что такие мелкие, на первый взгляд вроде бы и незначительные погрешности, первыми бросаются в глаза зрителю, и портят общее впечатление от работы. Именно умение привести все элементы страницы к общему стилю, цвету и смыслу, поможет добиться цельности композиции.
Правило №2. Наличие доминаты:в каждой работе должен быть ярко выраженный смысловой центр композиции.
Смысловой центр — это центр, содержащий главный сюжетный элемент (или группу элементов), т.е. та часть, которая выражает вашу идею. При оформлении скрап-страницы, в большинстве случаев смысловой центр будет связан с фотографией. Именно она – главный элемент композиции, и вокруг нее должны выстраиваться все второстепенные элементы: декор, заглавие, журналинг.
Помимо этого, в работе присутствуют еще геометрический и композиционный центры. Разберемся, что есть что.
Композиционный центр - центр, позволяющий управлять вниманием зрителя. В скрапбукинге он не всегда предназначен для раскрытия основной идеи страницы (хотя может быть использован и для этой цели, например, заглавие и журналинг). Композиционные центры способствуют формированию законченной композиции, как единого целого, и помогают удерживать наше внимание внутри работы, направляя взгляд от периферии к смысловому центру.
Геометрический центр – это точка пересечения диагоналей прямоугольного или квадратного изображения. Здесь особых разъяснений не требуется.
Во втором примере рассмотрены типичные ошибки относительно выделения доминанты в работе и пути их решения.
* Типичная ошибка начинающего скрапбукера - отсутствие смыслового и композиционного центров. Элементы хаотично разбросаны по странице, взгляд мечется по поверхности, нет ничего, за что он может зацепиться. Наше внимание рассеивается, в итоге, возвращаться к такой странице нам уже совсем не хочется. Основная проблема начинающих - это стремление заполнить каждый угол на странице, расположить всё так, чтобы места живого на ней не осталось, и в такой ситуации, собственно, наверно, говорить о какой-то неудачной композиции трудно, так как её попросту нет.
Совет 1. Группируйте элементы. Данный прием является самым распространенным и основным при составлении композиции.
Совет 2. Не бойтесь пустого пространства в работе. Подсознательно в качестве фона мы воспринимаем то, чего больше. Одинаковое количество фона и украшений обычно вызывает дискомфорт.
** После группировки страница смотрится легче и приятнее. Мы определили смысловой центр композиции - первое визуальное пятно. Но, несмотря на группировку украшений, наша страница выглядит скучновато и статично. Наш взгляд прикован к фотографии, больше двигаться ему просто некуда. Особенно это заметно, если взгляд человека на снимке направлен в объектив. Мы смотрим на лицо, глаза в глаза, а боковым зрением охватываем весь окружающий декор, который вместе с фото формирует смысловой центр данной страницы. Для движения нам не хватает дополнительного визуального пятна – композиционного центра. Наличие нескольких визуальных пятен и создает динамику в работе.
Совет. Не пренебрегайте композиционными центрами. Их умелое расположение поможет задать нужную траекторию движения взгляда, удержать внимание зрителя и сформировать законченную композицию.
*** В третьем варианте мы выделили на скрап-странице два визуальных пятна, благодаря чему композиция стала более привлекательной и приятной для восприятия. Заглавие выделилось в отдельный композиционный центр, к которому снова и снова возвращается наш взгляд. Мы привыкли делать на скрап-страницах смысловой центр больше по размеру, чем композиционный. Но это не является правилом, и, конечно, зависит от замысла дизайнера и его видения композиции. Скрап-страница – это история, иллюстрированная история, и что лучше раскроет ее смысл – это уже всецело выбор автора. Визуально можно сделать доминирующим любую составляющую страницы - фото, заголовок, журналинг и т.п.
Совет. Старайтесь создавать на странице центры разные по размеру, это не только создаст динамику в работе, но и сделает пространство на странице комфортным для восприятия.
Правило №3. Уравновешенность – основа гармонии в композицииДля скрапбукинга правило уравновешенности так же важно, как и предыдущее. Грамотно расставленные акценты на скрап-странице необходимо еще гармонично соединить друг с другом. Что значит уравновешенность в композиции – это сбалансированность всех элементов на композиционном пространстве.
Представьте себе весы, на одну чашу которых вы поставили гирю, а вторая осталась пустой. Что вызывает у вас такая картина - некомфортное чувство дисбаланса, которое можно устранить, если поставить на вторую чашу такую же по весу гирю (получится симметричная композиция) или несколько небольших гирек (получится ассиметричная композиция). Ассоциация с весами всегда поможет гармонично распределить элементы по странице и внести устойчивость в вашу работу.
В скрапбукинге, как и в живописи, мы выстраиваем все элементы в определенном направлении – вдоль композиционных осей, которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя. Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными (уводящими в глубину работы). Для скрапбукинга актуальны первые три. Мы можем создавать композицию вдоль одной оси, а может выбрать несколько направлений.
Совет 1. Для сбалансирования композиции используйте в смысловом и композиционном центрах одинаковые по фактуре, цвету или текстуре, но разные по размеру элементы. В странице с горизонтальной осью левый зеленый цветок уравновешен по горизонтальной оси таким же элементом справа, но меньшего размера. Это не значит, что применить здесь можно только цветок, его при необходимости можно заменить подходящим по цвету и размеру другим украшением.
Совет 2. Особое внимание уделяйте уравновешенности в асимметричных композициях. Симметричная композиция гармонична сама по себе, ее основная черта - равновесие, достаточно определиться с композицией с одной стороны оси, а затем просто зеркально отобразить ее по другую сторону оси. Но симметричная композиция статична, в то время как асимметрия предполагает движение, поэтому она интереснее для зрителя.
Совет 3. Чтобы найти погрешности в своей работе, попробуйте прищурить глаза и посмотреть на страницу, ваш взгляд выловит самые темные и самые светлые пятна на поверхности - может необходимо что-то передвинуть или убрать/добавить. Можно еще оценить работу как делают это художники: отойти от работы и посмотреть на нее издалека. Недочеты композиции также сразу бросятся в глаза.
Сегодня мы рассмотрели правила композиции в скрапбукинге, ее типы (симметричная и асимметричная), познакомились с понятием "композиционная ось".
Также, много интересного можно прочесть в нашей статье «Скрапбукинг для начинающих» .
2. Цифровые файлы PNG c элементами скрапбукингово декора.
Я объясню, как пользоваться цифровым скрапбукингом на примере открытки.
Так же можно создавать цифровую бумагу, целые декорированные листы, украшать фотографии и печатать их в фотомастерской или дома на обычном принтере.
Создание открытки
1. Открываем программу и создаем новый файл. Меню Файл>Создать новый документ. Мы делаем открытку, по-этому, задаем стандартные размеры в диалоговом окне 10х15 см. А также необходимое для качественной печати разрешение 300 пикселов.
2. В панели инструментов кнопкой «Лупа» можно приблизить и отдалить рабочий лист до комфортного для вас состояния. Поставьте галочку Изменять размер окна. Тогда лист при масштабировании будет находиться строго по центру.
3. Выберете в панели инструментов кнопку «Кисть», а в подменю вид текстурной кисти и ее размер.
Я выбрала Bristles 02, размером 111.
4. Нажмите на верхний прямоугольник под меню инструментов для выбора нужного цвета. По умолчанию он черного цвета. Выберите нужный цвет в всплывающем окне и нажмите OK.
5. Заштампуйте кистью весь лист. Можно использовать разные оттенки.
6. Когда фон готов перейдем к добавлению Декоративных элементов. Их вы можете размещать по своему желанию как угодно.
Меню Файл>Открыть как слои. Найдите файл .PNG на диске и нажмите OK или открыть. Если в дополнительных окнах программа спросит преобразовать ли цветовой профиль? Нажмите Преобразовать.
Откроется изображение по середине экрана. Оно может быть любого размера. Если открывается маленькое изображение, то увеличивать его не рекомендуется, так как оно будет не четкое при печати. А большое изображение уменьшается до нужного размера свободно.
7. Выберите Инструмент «Масштаб» в панеле ин6струментов. Кликните на картинке 1 раз. Появится всплывающее меню Масштаб. Убедитесь, что ЦЕПЬ между шириной и высотой замкнута, если нет замкните ее одним кликом. Держа левую кнопку мыши нажатой водите по картинке вверх вниз масштабируя до нужного размера. Когда закончите нажмите Изменить. Масштабирование объекта завершено.
8. Изображение можно дублировать. Найдите на экране Панель Слои-кисти. Обычно она где-то справа. Выделите в панеле слои слой с нужным объектом. Не отпуская левой кнопки мыши перетащите его на третью справа кнопку внизу панели. Отпустите кнопку. Дублирование закончено. Это действие показано на картинке.
9. Перемещение изображения. Выберите интрумент «Перемещение» на панели инструментов. Наведите стрелочку на объект. Нажмите левую кнопку мыши и не отпускаа ее переместите объект в нужное место. Инструмент перемещение перемещает тот отбъект которого касается, а не слой.
10. Добавьте и новые элементы клипарта и трансформируйте их выше описанным способом. Разместите их на листе как вам нравится. Также объекты можно Вращать инструментом «Вращение» на панели инструментов.
11. Когда работа с изображениями завершена разместим надписи. Выберите в панеле инструментов кнопку «Текст». В меню параметры ипнструментов выберите нужный шрифт и его размер и цвет. Держа левую кнопку мыши нарисуйте блок в том месте, где у вас планируется текст. Отпустите кнопку, Напечатайте текст.
Изменять размер, цвет, начертание уже созданного шрифта можно выделив все написанные буквы инструментом «Текст» во всплывающем на рабочем листе меню.
Можно добавлять несколько текстовых блоков. Перемещайте их по листу инструментом «Перемещение» аккуратно наводя стрелочку на тело буков. В противном случае вы будете перемещать объекты под текстом.
12. Сохранение Проекта. Вы можете можете сохранить прект в родном формате GIMP по умолчанию и продолжить редактировать слои когда захотите. Но для печати используются форматы JPG и TIFF. На данном рисунке показано как сохранить файл в другой формат.
Меню Файл>Экспортировать. Всплывает диалоговое окно сохранение.
ВАЖНО!
1. Правильно написать имя файла c указанием формата. То есть Имя_файла.jpg. В строке Имя.
2. Открыть стрелочку и выбрать в списке тот же формат файла «Изображение JPEG».
Нажать кнопку «Экспортировать». Изображение для печати готово! Его можно передавать в фотомастерскую или печатное бюро. Как печатать на домашнем принтере я не объясняю в этом мастер-классе.
Прежде чем сделать собственный скрап-набор следует найти в интернете его составляющие части – клипарты. Впрочем, если вы обладаете достаточными навыками владения фотошопом или если вы являетесь фотографом, то может создать собственные клипарты. Однако поискать в интернете уже готовые варианты не помешает – так ваш мозг получит для себя визуальные ориентиры и вам будет проще найти вдохновение.
После создания своей коллекции из 20-30 клипартов и приведения их всех к единому стилю (цветовому, контурному, фигурному) можно приступать непосредственно к созданию собственного скрап-набора. Простейший способ создать собственный скрап-набор – разработать будущий коллаж онлайн, альтернативный способ – создать коллаж в фотошопе. Также можно распечатать клипарты, сделать из них коллаж—аппликацию и отсканировать её, однако этот вариант слишком сложный и требует больших временных затрат.
При создании собственного цифрового скрап-набора следует обратить внимание на расширение будущих картинок – оно изначально должно быть хотя бы 1024 на 768 пикселей (лучше больше), для того чтоб в последствие при распечатывании готового скрап-набора картинки изображения на бумаге выглядели красиво и не были «в квадратик». Как только все заготовки размещены по листам скрап-набора можно создавать обложку с его названием и конвертировать набор в нужный формат.
Читайте также: