Как сделать нормаль в автокаде
Как видно из рис. 5.2, полочки стоек компакт-дисков расположены симметрично и имеют одинаковые размеры. Логично предположить, что их можно создать с помощью одинаковых приемов черчения или вообще получить второй экземпляр соответствующего объекты путем копирования или зеркального отображения. Однако мы создадим их, во-первых, с помощью несколько различных приемов черчения, а во-вторых, будем использовать для этого режимы, с которыми вы пока не сталкивались.
1. Откройте чертеж рабочей зоны (в конце предыдущей главы он был сохранен в файле с именем Work042.dwg) и сохраните его в новом файле с именем Work051.dwg.
Совет. Если вы создаете новый чертеж из имеющегося, выработайте привычку сразу же сохранять открытый файл с новым именем, чтобы случайно не записать измененный чертеж в файле с исходным именем. AutoCAD по умолчанию сохраняет предыдущую копию файла чертежа в файле с таким же именем и расширением BAK вместо DWG (например, в нашем случае – Work042.bak). Однако если вы, забыв сохранить измененный чертеж в новом файле, несколько раз сохраните его с прежним именем, резервная копия будет содержать только ту информацию, которая осталась в файле после предпоследнего сохранения. Проще говоря, если вы, открыв имеющийся чертеж, удалили из него все объекты, затем сохранили, после чего провели линию и снова сохранили, то исходный чертеж будет содержать одну линию, а резервная копия – пустой документ AutoCAD.
Поэтому здесь и далее автор будет предлагать вам сохранить файл с новым именем сразу после его открытия (команда Сохранить как), а по окончании работы с файлом – сохранить последние изменения (команда Сохранить). Аналогичные команды меню называются Файл » Сохранить как и Файл » Сохранить (Ctrl+S) соответственно.
2. C помощью инструмента Окно зумирования измените масштаб просмотра так, как это показано на рис. 5.2 (окружности, обозначающие на чертеже декоративные опоры малой и большой тумб, на вашем чертеже, естественно, пока что отсутствуют).
3. Запустите инструмент С линиями и включите режим привязки Конточка. Выберите точку, которая находится на пересечении прямой и угловой части полки шириной 200 мм.
Совет. Для выбора режима привязки можно воспользоваться не только соответствующей кнопкой панели инструментов Объектная привязка, но и контекстным меню, которое открывается при нажатии Shift и щелчке правой кнопкой мыши в свободном месте области черчения.
4. Щелкните на кнопке-индикаторе ОРТО для включения режима черчения с таким же названием. После этого переместите указатель-перекрестие влево от первой выбранной точки и понаблюдайте за тем, как ведет себя вычерчиваемая линия.
Примечание. В режиме ОРТО все линии чертятся строго по горизонтали либо строго по вертикали.
5. Щелкните на кнопке Нормаль панели инструментов Объектная привязка для включения режима объектной привязки к перпендикуляру. (Можете также включить режим привязки Нормаль, выбрав соответствующий пункт из контекстного меню, которое открывается при щелчке правой кнопкой мыши с одновременным нажатием Shift, как описано выше.)
6. Переместите указатель-перекрестие влево так, чтобы он оказался поблизости вертикальной линии контура левой боковой стенки рабочей зоны.
Как только AutoCAD распознает точку падения перпендикуляра (рис. 5.3), щелкните для захвата координат этой точки, а затем нажмите Enter для завершения команды Отрезок. (Обратите внимание на то, что режим ОРТО по-прежнему останется включенным.)
Рис. 5.3 Привязка второй точки горизонтальной линии к точке падения перпендикуляра
7. Полученную линию мы используем в качестве вспомогательной. Как вы помните из главы 4, полка шириной 200 мм переходит в угловую полку на расстоянии 400 мм от задней стенки рабочей зоны (см. рис. 4.3). Таким образом, если сместить полученную линию вниз на 50 мм, мы сможем воспользоваться полученной копией для привязки к ней первой линии контура прямоугольника, который будет представлять на чертеже полочку левой стойки. Выполните такое смещение с помощью инструмента Подобие, а затем удалите исходную линию, щелкнув на ней и нажав Delete.
8. Запустите инструмент С линиями и включите режим привязки Конточка. Выберите левую оконечную точку полученной линии. Переместите указатель-перекрестие вправо, не щелкая мышью.
Поскольку режим ОРТО по-прежнему остается включенным, рядом с указателем-перекрестием будет отображаться всплывающая подсказка соответствующего содержания, а новая линия, длина которой будет изменяться при перемещении указателя, скроет под собой вспомогательную линию.
9. Введите в командном окне 130 (как видно из рис. 5.2, это длина прямоугольника, который нам нужно начертить).
10. Как только вы введете указанное в п. 9 значение, направление вычерчивания линии в режиме ОРТО автоматически изменится (AutoCAD небезосновательно предполагает, что сегменты, вычерчиваемые в этом режиме, расположены один к другому под прямым углом). При желании это направление можно изменить, но нас оно вполне устраивает. Убедившись в том, что новый сегмент линии направлен вниз, введите в командном окне 120.
11. Для завершения контура полочки нужно начертить лишь третий сегмент. Снова включите режим привязки Нормаль и, как показано на рис. 5.4, завершите черчение, щелкнув на распознанной AutoCAD точке падения перпендикуляра, а затем нажав Enter для завершения команды Отрезок.
Рис. 5.4 Привязка второй точки третьего сегмента ломаной линии, вычерчиваемой в режиме ОРТО, к точке падения перпендикуляра
12. Для придания контуру полочки окончательного вида щелкните на вспомогательной горизонтальной линии для ее выделения и нажмите Delete.
Как вы поняли, режим ОРТО весьма удобен для вычерчивания объектов прямоугольной формы: начертив очередной сегмент, нужно лишь ввести длину следующего сегмента, не задумываясь об относительных и абсолютных координатах, что, естественно, очень близко к тому, как мы чертим линии на бумаге. Единственная проблема заключается в том, что первую точку первой линии нужно к чему-то привязать. Понятно, что в реальных чертежах в подобных ситуациях, как и в рассмотренном только что примере, для этого придется либо создавать вспомогательные линии, либо… использовать инструмент объектной привязки Смещение.
Изучая полигональное моделирование, постоянно встречается упоминание о «нормалях». При этом увидеть их нигде не получается. Но благодаря модификатору Edit Normals эти скрытые элементы можно не только увидеть, но и редактировать.
1. Нормали и что они делают
Нормалями обладает каждая точка Vertex объекта. Точка может иметь одну или несколько нормалей. Количество нормалей зависит от числа полигонов, объединенных этой точкой. Нормали влияют на то, как поверхность объекта будет отражать свет.
Положение нормалей можно связать со сглаженностью объекта. Если точка имеет несколько нормалей, то каждая из них будет перпендикулярна одному из прилежащих полигонов. Когда у полигона все точки такие, то он получается жестким и несглаженным.
В случае, если точки имеют одну нормаль, то полигон будет сглаживаться. Причем, такая точка будет сглаживать все прилежащие полигоны, но не целиком.
Именно из-за правильного отражения света объект выглядит сглаженным или неровным даже при малом числе полигонов.
2. Edit Normals
Все указанные действия совершаются в модификаторе Edit Normals. Чтобы им пользоваться, нужно создать любой геометрический объект и перейти в Modify – Modifier List – Edit Normals. В зависимости от объекта и его сглаженности, нормали могут располагаться иначе.
Select By – режимы выбора нормалей.
Normal – выбор каждой отдельной нормали.
Vertex – выбор всех нормалей, принадлежащих одной точке.
Edge – выбор всех нормалей, принадлежащих одному ребру. Если у точки несколько нормалей, то выбираются не все.
Face – выбор всех нормалей, принадлежащих фейсам (Face). Если у точек несколько нормалей, то выбираются не все.
Ignore Backfacing – игнорирование задних нормалей при выделении.
Show Handles – отображение маркеров на вершинах нормалей.
Display Length – значение длины прямой, отображающей нормаль.
Unify – усредняет направление всех нормалей в точке. Общее направление задается относительно прилежащих полигонов. Включение функции Unify/Break to Average усредняет нормали по их среднему направлению. Полигоны в этом случае не влияют.
Break – разделяет одну нормаль на шесть. Все они будут направлены так, чтобы быть перпендикулярными своим полигонам. Включение функции Unify/Break to Average также разделяет нормали, но сохраняет их направление.
Average – инструмент усреднения нормалей.
Selected – устанавливает все выбранные нормали в одно, общее положение.
Target – усреднение двух нормалей с помощью целевого выбора. Включив функцию Target, нажмите сначала на одну нормаль, затем на вторую. Обе нормали усредняются по общему для них значению. Pixels – дальность в пикселях между курсором и нормалью. Это значение регулирует точность наведения курсора на нормаль в режиме Target.
Copy Value – копирование направления выбранной нормали.
Paste Value – присвоение скопированного направления новой, выделенной нормали.
Specify – присваивает нормали тип Specified.
Нормали такого типа не учитывают группы сглаживания, присвоенные объекту.
Reset – восстанавливает изначальное положение нормали.
Make Explicit – присваивает нормали тип Explicit.
Нормали такого типа задаются для того, чтобы можно было их перемещать и вращать.
3. Передвижение и вращение нормалей
Нормали, как и другие подобъекты, можно перемещать и вращать. Для этого их нужно просто выделить и воспользоваться инструментом Select and Move/Rotate на панели Main Toolbar. Тип Explicit, необходимый для подобных изменений, будет назначен автоматически.
Редактирование нормалей – инструмент тонкой настройки объекта. Обычно им пользуются косвенно через функцию или модификатор Smooth, через Smoothing Groups. Тем не менее, нормали несут очень важную информацию – способ отображения поверхности объекта. Поэтому даже если не приходится их редактировать, обязательно нужно понимать принцип их работы.
Рассмотрим, как настроить привязки в Автокаде. Почти всегда в AutoCAD требуется чертить объекты, точно привязывая их друг к другу. Например, точно построить отрезок, начинающийся из угла уже построенного прямоугольника. Далее мы вам расскажем, как работать с Автокадом, включить привязки в Автокаде и правильно их настроить.
Чтобы подобные построения можно было выполнять с помощью мыши, в системе AutoCAD предусмотрен режим "объектной привязки". Когда мы начнем строить отрезок и подведем курсор к углу прямоугольника, то курсор автоматически "притянется" к нужной точке.
Чтобы осуществить объектную привязку в (autocad) автокад, необходимо выполнить следующие шаги:
Включение/выключение привязки в автокаде осуществляется нажатием ЛКМ (левой кнопки мыши) на пиктограмму "Привязка" на строке состояния. Чаще всего я использую горячую клавишу вызова - F3.
У этого режима "объектной привязки" в autocad имеется множество методов. Например, один метод привязки в автокаде (autocad) указывает, как курсор должен привязываться к прямолинейным отрезкам. Другой - дает возможность привязаться к середине отрезка, и так далее.
Настроить режим объектной привязки в автокаде можно в диалоговом окне "Режимы рисования" ➾ вкладка "Объектная привязка".
Вызываем это окно следующим образом.
- Наводим курсор мыши на пиктограмму "Объектная привязка".
- Нажимаем ПКМ правой кнопки мыши.
- В появившемся контекстном меню выбираем пункт "Настройка".
Вот как выглядит вкладка "Объектная привязка" в окне "Режимы рисования" в autocad.
На вкладке содержится перечень всевозможных методов объектной привязки в автокаде. Каждый метод имеет свои характерные точки, связанные с определенными объектами.
Возле каждого метода объектной привязки в autocad (автокад) показан внешний вид маркера, появляющегося в районе соответствующей характерной точки при «привязывании» к ней курсора.
Для наглядности описание методов объектной привязки я свел в таблицу.
Метод объектной привязки | Объекты, к которым применяется привязка | Характерные точки метода объектной привязки |
---|---|---|
Конточка | Отрезки, дуги и сплайны | Конечные точки объектов |
Середина | Отрезки, дуги, сплайны | Привязка будет осуществляться к серединам объектов |
Центр | Круги, эллипсы и дуги | Центры кругов, эллипсов и дуг |
Узел | Специальные объекты Точка | Привязка в автокаде (autocad) осуществляется к центру точки |
Квадрант | Круги, эллипсы и дуги | Точки, делящие указанные объекты на квадранты (четверти). Это точки, соответствующие углам 0, 90,180 и 270 градусов |
Пересечение | Пересечение любых объектов | Точки пересечения объектов |
Продолжение | Условная линия, являющаяся продолжением отрезков и дуг | Точки на линиях, образующих продолжение отрезков, дуг и полилиний. Для срабатывания данного метода необходимо установить курсор на конец отрезка или дуги и немного подождать. Затем следует двигать курсор, как бы продолжая линию или дугу. Появится пунктирная линия, которая является условным продолжением объекта. А на пунктире появится привязка в виде косого знака «+». |
Твставки | Блоки, атрибуты блока и текст | Для блоков привязка привязка в автокаде (autocad) будет производиться к базовым точкам вставки. О тексте в autocad и его характерных точках вставки читайте в другом уроке. |
Нормаль | Прямолинейные отрезки, дуги, круги, эллипсы и сплайны | Точки на объектах в предполагаемом месте окончания перпендикуляра. Этот метод позволяет строить перпендикуляры к различным объектам в автокаде. |
Касательная | Дуги, круги и эллипсы | Характерная точка появляется в предполагаемой точке касания. Этот метод позволяет строить касательные к дугам, кругам и эллипсам |
Ближайшая | Все объекты | Привязка происходит к точке, в данный момент наиболее близко расположенной к курсору |
Кажущееся пересечение | Все объекты | Позволяет осуществить привязку к воображаемому пересечению объектов. При этом характерная точка высвечивается в воображаемой точке пересечения |
Параллельно | Отрезки | Позволяет строить отрезки параллельно выбранным. Сначала надо построить первую точку параллельного отрезка. Затем подвести курсор к исходному объекту, параллельно которому мы будем строить отрезок. Необходимо немного подождать, пока маркер связи не изменит вид на знак «+». Затем перемещайте курсор из начальной точки параллельно выбранному объекту. При этом появится вспомогательная пунктирная линия, проходящая точно параллельно выбранному объекту. |
Для наглядности приведу пример каждого из методов объектной привязки в autocad на рисунках.
С точки зрения использования пространств и применения масштаба есть несколько стилей работы в AutoCAD, и в каждом стиле есть свои варианты. При этом ни один этот вариант нельзя назвать идеальным, т.к. Autodesk так и не довел ни один из них до нормального рабочего состояния.Отсюда начинаются всякие ухищрения, ужимки в виде использования инструментов в не предназначенном для них виде, написанию всяких дополнительных программок, которыми пытаются закрыть проблемы. Часто пользователь, который как-то научился выкручиваться, создав свой стиль работы, начинает считать его единственно правильным и советовать другим, при этом, не ознакомившись с другими стилями и специализациями работы. Свет стал проливаться только после введения с AutoCAD2008 масштаба аннотаций, т.е. инструмента, который определил приоритетное направление программы. Попробую внести некую ясность в вопросе, как же работать в AutoCAD применительно к строительству. Рассматривать будем полную версию чистого AutoCAD без вертикальных решений и надстроек.
Сначала приведу краткий обзор стилей относительно использования пространств:
- Черчение объекта проектирования (далее - модель) производится в пространстве модели (Закладка Модель (Model)) с учетом масштаба. Элементы оформления, которые относительно распечатанного листа должны выглядеть одинаково вне зависимости от масштаба модели, а именно – размеры, текст, штриховки, условные обозначения, координационные оси, обозначения узлов, видов и разрезов, рамки, штампы, таблицы (далее – внемасштабные объекты) выполняются в пространстве модели.
- Черчение модели производится в пространстве модели в натуральную величину. Внемасштабные объекты выполняются в пространстве модели, увеличенные на масштабный коэффициент равный масштабу модели при выводе на печать.
2.1. Компоновка листа производится в пространстве модели. Пространство листа не используется. Возможно только при работе с одним масштабом.
2.2. Компоновка листа производится в пространстве листа (Закладка Лист (Layout)), там же выполняется оформление листа не касающееся модели (примечания, таблицы, рамка, основная надпись и т.д.). Возможны вариации, например таблицы можно располагать и в пространстве модели, а размеры, если их не много, располагать в пространстве листа. - Черчение модели производится в пространстве модели в натуральную величину. Все внемасштабные объекты выполняются в пространстве листа.
Многие сейчас работают по первому стилю. Работа по этому стилю больше всего напоминает банальное выполнение чертежей точно так же, как выполнялись чертежи до появления компьютера на кульманах. Элементы модели выполняются сразу в масштабе и компонуются в пространстве модели, при этом размеры элементов модели вычисляются либо в уме, либо на калькуляторе. В AutoCAD нет инструментов, позволяющих автоматически переводить введенные значения в командную строку пропорционально заранее выбранному масштабу. Так же нет и инструментов для извлечения информации из модели с учетом масштаба, так например, мало пользы от команд дист (_dist) или площадь (_area). Единственная возможность учитывать масштаб есть только при проставлении размеров, значения которых можно регулировать переменной DIMLFAC, установив её в командной строке, свойствах размера (Масштаб линейных размеров (Dim scale linear)) или настройках размерных стилей (в окошке Масштаб (Scale factor) на закладке Основные единицы (Primary Units)). Но даже при таком стиле работы люди все равно пытаются конструировать (куда же без этого), что проблематично, поэтому начинаются ухищрения. Например, прочерчивают модель в натуральную величину в сторонке, после чего для оформления, её уменьшают и вписывают в рамку. Это лишнее, а потому глупое действие, вызванное неправильным использованием своего инструмента. С другой стороны, если ориентироваться все же на чертеж на бумаге, а не на цифровую модель, то этот стиль имеет место быть. Ведь если чертеж не имеет почти ни одного реального размера (т.е. значения размеров перебиты), если используется непропорциональный масштаб, если оси откладываются в одном масштабе, а узлы при этом делаются в другом, если чертятся всевозможные схемы и графики, то использовать пространство листа и видовые экраны вроде бы и незачем. Однако я бы тогда посоветовал поискать более дешевую альтернативу AutoCAD, потому что подобное использование просто не рационально, т.к. похоже на забивание гвоздей микроскопом.
Более грамотным выглядит стиль 2.1, так как модель уже вычерчивается в натуральную величину, но это только на первый взгляд. Здесь все наоборот, масштабируется не модель, а рамка до размеров модели. С одной стороны, если часть модели полностью являет собой законченный лист чертежа то его отдельную компоновку в пространстве листа, производить вроде бы незачем. Однако с другой стороны, с этим стилем дружат люди, которым повезло работать всего с одним масштабом и если появляется деталь с другим масштабом, которая должна находиться в том же листе – её масштабируют, и работа здесь становится даже сложнее чем по первому стилю. Если требуется компоновка, то появляется необходимость передвигать части модели в пространстве модели. Таким образом, может нарушаться удобное проекционное положение частей модели и связь ассоциативных примитивов AutoCAD (размеры, штриховка, поля (fields) привязанные к координатам).
Переходим к стилю 2.2. Для новичка преимущества этого стиля не столь очевидны, и даже наоборот - он кажется им более трудоемким. Такое ощущение возникает во всех сферах, где для достижения результата необходимо изучать что-то новое. Если разобраться с некоторыми особенностями и подготовится к работе, то трудности не будут таковыми, а преимущества выйдут на первый план. Стиль 3 отличается от 2.2, только тем, что все внемасштабные элементы размещаются в пространстве листа, этот стиль подходит тем, у кого чертеж не сильно насыщен ими, или при оформлении 3-х мерных моделей. Если же мы имеем 2D модель и кучу размеров, пояснений, выносок, внемасштабных блоков, то лучше использовать стиль 2.2. Этот стиль позволяет в полной мере освободиться от границ бумаги, он позволяет не ломать и не комкать модель, использовать проекции и удобное взаиморасположение частей модели, показывать одно и то же в различных представлениях.
Итак, работаем по стилю 2.2, для чего вычерчиваем модель в натуральную величину в пространстве модели, внемасштабные объекты (внемасштабные они относительно листа бумаги) располагаем там же, увеличив их на масштабный коэффициент. Компоновку модели выполняем в пространстве листа, там же располагаем и основную надпись. Основная проблема при работе с пространством листа это масштаб. В AutoCAD2008 введено понятие аннотаций, и, соответственно, разработан инструмент их масштабирования. Но в ранних версиях этого нет, поэтому, сначала разберемся с ними.
AutoCAD2007 и ниже.
Рис. 1. Настройка масштаба для размерного стиля.
Есть еще возможность проставлять размеры через видовой экран. Это уже другой вариант. Тогда переменная DIMSCALE устанавливается в нуль, для этого нужно выбрать в настройках размерных стилей Масштаб размеров по листу (Scale dimensions to layout) на закладке Размещение (Fit). Тогда размер отмасштабируется в соответствии с масштабом видового окна. Создавать несколько размерных стилей относительно масштаба в данном случае не надо, работать придется всегда в пространстве листа, ведь окошко масштабов видовых окон там. Здесь может помочь режим максимизации видового экрана. Так же при работе в максимизированном режиме экрана с командой Показать (_Zoom), меняется и масштаб видового экрана, поэтому проставленные размеры будут разного масштаба. Что решается применением текущего стиля, после выхода из максимизированного режима (Главное меню > Размеры (Dimension) > Обновить (Update) или команда -рзмстиль (_-dimstyle) > восстановить (_apply)). Однако этот способ простановки размеров не позволяет использовать переменную DIMSCALE для хранения масштаба, который пригодился бы для остальных внемасштабных объектов.
Текст. К сожалению, у текста нет такой переменной, которая могла бы масштабировать текстовые примитивы (MTEXT, TEXT). Поэтому приходится задавать его высоту вручную, увеличенную на масштабный коэффициент. Можно аналогично размерным стилям сделать список текстовых стилей, но выбирать их придется отдельно от размерного стиля. Однако кто хочет помучаться может использовать в прозрачном режиме команду '_spacetrans ('едпрост), которая может пересчитать значение высоты текста относительно масштаба видового экрана.
Штриховки. Здесь проще. Есть такая вещь как палитра инструментов (ToolPalettes), там есть спецкнопки для штриховок, в свойствах которых можно установить параметр Вспомогательный масштаб (Auxiliary scale) на DIMSCALE. Тогда масштаб штриховок будет увеличиваться относительно переменной DIMSCALE которую мы заранее выставили, установив размерный стиль. Но, работая через видовое окно можно пользоваться галочкой Относительно листа (Relative to paper space) в диалоге настроек штриховки по команде кштрих (_ bhatch). Кнопка с палитры здесь уже бесполезна.
Другие внемасштабные объекты. Помимо всего прочего в чертеже есть масса внемасштабных объектов, размеры которых на бумаге всегда должны быть одинаковыми при любом масштабе. Это всевозможные стрелочки, кружочки, обозначения разрезов и узлов, условные обозначения элементов конструкций. И располагая такие элементы в пространстве модели, их также необходимо увеличивать на коэффициент масштаба. Свойств масштаба у группы примитивов нет, а увеличивать каждый раз такие элементы командой масштаб (_Scale) дело неблагодарное. Поэтому все такие элементы необходимо заключать в блоки, так как их можно вставлять с заданным масштабом. Для автоматизации вставки блоков относительно переменной DIMSCALE, поможет все та же палитра инструментов. Плюс ко всему у блоков есть точка вставки и при изменении масштаба блок изменяется относительно её. Таким образом, если понадобилось преобразовать масштаб оформления модели, то достаточно выделить все блоки и изменить в свойствах масштаб и все блоки изменятся относительно своих точек вставок, оставаясь при этом на необходимых для них местах.
Масштаб типа линий. Здесь тоже несколько подходов:
- Назначение переменной CELTSCALE (масштаб типа линий) равным масштабу (также работает и СПДС GraphiCS). Главное меню > Формат (Format) > Типы линий (Linetype) > Вкл подробности (Show details) > Текущий масштаб (Current object scale).
- Назначение глобального масштаба типа линий, переменная LTSCALE. Главное меню > Формат (Format) > Типы линий (Linetype) > Вкл подробности (Show details) > Глобальный масштаб (Global scale factor). Подходит для работы по стилю 2.1.
- Я советую использовать назначение масштаба в единицах пространства листа PSLTSCALE в единицу, это можно сделать, установив галочку: Главное меню > Формат (Format) > Типы линий (Linetype) > Вкл подробности (Show details) > Масштаб в единицах пространства листа (Use paper space units for scaling). При этом в пространстве листа типы линий будут отмасштабированы соответственно видовым окнам. Таким образом, мы избавляем себя от необходимости следить за масштабом типа линий. Масштаб по объекту CELTSCALE тогда в большинстве случаев установлен в единицу и нужен только для того, чтобы изменить отображение каких-то отдельных линий. Недостаток такого подхода в том что, работая в пространстве модели все типы линий, будут отображаться одинаково для всех масштабов и, скорее всего, штрихи типа линий можно будет увидеть только при сильном увеличении. В данном случае может помочь временная установка глобального масштаба типов линий LTSCALE в значение текущего рабочего масштаба. См. рис. 2.
AutoCAD2008 и выше.
Ну вот, наконец-то с AutoCAD2008 было введено понятие аннотаций. А точнее была введена переменная, которая отвечает за масштаб всех внемасштабных объектов, теперь это аннотации, т.е. пояснения к модели которые на бумаге должны выглядеть одинаково. Знакомьтесь, системная переменная –CANNOSCALEVALUE. К сожалению, эта переменная только для чтения, изменить её можно редактированием переменной – CANNOSCALE, которая записывается в виде дроби через двоеточие, например «1:10», но при этом этот масштаб должен содержаться в списке масштабов, который редактируется командой списмасштред (_scalelistedit).
Рис. 4. Масштаб аннотаций в статусной строке.
В общем, теперь можно внемасштабным объектам, таким как размеры, текст, штриховки, блоки, мультилидеры и даже тип линий добавлять свойство аннотативности (см. рис. 3) и тогда они будут зависеть от списка масштабов, который находится в статусной строке в правом нижнем углу окна AutoCAD. На рис. 4 переменная ANNOALLVISIBLE отвечает за показ аннотативных объектов, масштаб которых не активен. Переменная ANNOAUTOSCALE отвечает за добавление и применение выбранного масштаба для аннотативных объектов. Еще полезная переменная SELECTIONANNODISPLAY, которая отвечает за показ всех вариантов масштаба выделенного аннотативного объекта, см. рис. 5.
Рис. 6. Установка аннотативности в настройках размерного стиля.
Итак, для размеров теперь не надо делать несколько стилей в зависимости от DIMSCALE, теперь будет один стиль – аннотативный, для этого в диспетчере размерных стилей, на вкладке Размещение (Fit) нужно поставить галочку Аннотативный (Annotative). Переменная DIMSCALE при этом запрещается для редактирования и не влияет на размер, см. рис. 6. Также поступаем и для текстового стиля и штриховок. Штриховки, помещенные на палитру, будут вставляться относительно масштаба аннотаций, если хотя бы один раз использовалась аннотативная штриховка. Блоки нужно делать аннотативными при их создании, а если уже есть библиотека, то их придется все отредактировать. Если файл должен вставляться как блок, то в этом файле необходимо установить переменную ANNOTATIVEDWG в единицу, тогда блок будет вставляться как аннотативный. Вставлять аннотативный блок нужно с масштабом равным единице.
Перед вставкой аннотативного объекта необходимо установить в статусной строке масштаб аннотаций, см. рис. 4. Тогда вставленному аннотативному объекту будет присвоен соответствующий аннотативный масштаб. Чтобы добавить аннотативный масштаб для объекта, необходимо включить кнопку в статусной строке, отвечающую за переменную ANNOAUTOSCALE и изменить там же масштаб аннотаций. Тогда вновь выбранный масштаб добавится ко всем аннотативным объектам. Чтобы добавить/удалить аннотативный масштаб только для конкретного выделенного объекта, необходимо воспользоваться контекстным меню с него и выбрать пункт Масштаб аннотативного объекта (Annotative Object Scale) > Добавить текущий масштаб (Add Current Scale) / Удалить текущий масштаб (Delete Current Scale), или отредактировать список масштабов вручную выбрав пункт Добавить/удалить масштабы (Add/Delete Scales). Также смотри команды объектмасшт (_objectscale), -объектмасшт (_-objectscale), _aiobjectscaleadd, _aiobjectscaleremove. Аннотативные объекты будут показываться только в тех видовых окнах, в свойствах которых будет установлен соответствующий аннотативный масштаб. Т.к. объект может иметь несколько аннотативных масштабов, то он может отображаться соответственно в разномасштабных видовых окнах, таким образом, появляется возможность показывать на чертежах область модели в различных масштабных представлениях.
Масштаб типа линий. Помимо переменных CELTSCALE, LTSCALE, PSLTSCALE появилась еще одна – MSLTSCALE, которая отвечает за масштаб типа линий относительно масштаба аннотативности. Эта переменная позволит нам забыть еще и про ручную временную установку LTSCALE равной масштабу вычерчиваемой модели. То есть необходимо все эти переменные установить в единицу. Тогда если, работая с частью модели, которая будет выводиться, например в 10-м масштабе, установить аннотативный масштаб 1:10, то типы линий установятся с правильным масштабом для 10-го масштаба, но не читаемым, например для 100-го, за это и отвечает MSLTSCALE. При этом перейдя в пространство листа, тип лини будет масштабироваться относительно видового экрана, т.к. PSLTSCALE также установлена в 1. Если необходимо один и тот же фрагмент модели отобразить в разных масштабах в пространстве листа, то специально даже ничего делать не нужно все будет корректно отображаться.
Внимание! Запрещается перепечатка данной статьи или ее части без согласования с автором. Если вы хотите разместить эту статью на своем сайте или издать в печатном виде, свяжитесь с автором.
Читайте также: