Как сделать layer в fl studio
Как-то раз вернувшись домой, наслушавшись всевозможной электронной музыки, которая оказалась на плеере, ты решил, что пора бы тоже подарить этому миру пару хитов. Естественно перед тем, как покупать дорогостоящее оборудование и с головой окунаться в сферу профессионального музыкального продюссирования, хочется просто, забавы ради, попробовать и «пощупать», а что же это такое создание электронной музыки на компьютере…
В данном цикле статей я хочу осветить процесс создания музыки в программе FL Studio.
Всех кому интересно, как порадовать друзей и знакомых новым произведением Вашего искусства прошу под кат.
Введение
Для начала понадобится демо-версия программы FL Studio, скачать которую можно отсюда(97,6 МБ), компьютер средней производительности, немного свободного времени и наушники, для того чтобы не убить соседей, своими экспериментами со звуком.
Музыкальный трек в FL Studio, составляется из фрагментов именуемых pattern (паттернами). Каждый такой паттерн состоит из последовательностей нот, заданных одному или нескольким каналам (channels). Размер паттерна кратен четвертям, минимальный размер паттерна – одна четверть. Такты в FL Studio имеют по умолчанию размер 4/4(в настройках проекта размер можно изменить) и в редакторе паттернов такты разделены более светлыми линиями сетки и подписаны сверху цифрами по порядку. Паттерн состоит из нот, тон которых лежит в пределах 10 октав, минимальная длительность ноты – одна сто двадцать восьмая.
Интерфейс FL Studio
Общее правило, чтобы изменить положение какого-либо регулятора, надо нажать на него левой кнопкой мыши и не отпуская кнопку передвинуть мышь вниз чтобы убавить или вверх, чтобы прибавить. Также можно изменять положение роликом мыши, когда курсор находиться над регулятором.
Интерфейс выглядит так (прокомментировано только самое важное на первом этапе освоения).
Step Sequencer
Step Sequencer содержит в себе список каналов и используется для редактирования паттернов. Номер редактируемого паттерна отображается сверху (см. первый скриншот), а также он выделен оранжевым цветом в плейлисте.
Каждая строка – это один канал, этот канал может быть либо синтезатором (канал который генерирует звук на основе заданных нот), либо семплером (канал который использует уже готовые звуки (семплы)).
На скриншоте видно, чтобы заставить звучать ту или иную ноту, нужно нажать на соответствующий ей прямоугольник, для того чтобы определить тон ноты, следует открыть окно с клавишами и выбрать нужную, также можно изменить параметры ноты.
Для того чтобы добавить новый канал следует выполнить пункт меню Channels – Add one. , затем в выпадающем списке выбрать нужный канал.
Также можно клонировать или удалить выбранные каналы. Выбор осуществляться правым кликом мышки на сером прямоугольнике справа от названия канала. Левый клик выбирает/снимает выделение со всех каналов сразу.
Чтобы переместить канал выше/ниже следует удерживая клавишу ALT стрелку ВВЕРХ/ВНИЗ. Также можно двигать несколько выделенных каналов одновременно.
Выбранные каналы можно объединить в группу, для этого есть пункт меню Channels – Group selected.
Playlist
Плейлист используется для редактирования трека в целом. Он состоит из двух частей, в первой находится список паттернов данного проекта, во второй клипы автоматизации (Automation Clips) и аудио клипы (Audio Clips), также сюда можно и паттерны вставлять.
Чтобы нарисовать паттерн надо щёлкнуть левой кнопкой мыши на нужном месте (в режиме карандаш или кисть, естественно), чтобы удалить паттерн нужно щёлкнуть правой на нём.
Для выделения не обязательно переключать инструмент, достаточно удерживать клавишу CTRL, также чтобы что-то обрезать можно удерживать клавишу SHIFT.
Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.
Паттерны как и канал можно перемещать, клонировать и удалять. По одному или сразу несколько (команды для этого находятся в контекстном меню паттерна или меню плейлиста в пункте, Patterns).
Для объединения нескольких паттернов в один надо их выделить и в контекстном меню выбрать Merge selected.
Для объединения нескольких «прямоугольников» одного паттерна в один надо в контекстном меню выбрать Flatten selected.
Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.
- Main – привязка осуществляется в соответствие с глобальной привязкой выбранной сверху;
- Line – привязка к линиям сетки;
- Cell – привязка к ячейкам сетки;
- (none) – отключить привязку;
- 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 step – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части шага сетки соответственно;
- Step – привязка к целому шагу сетки
- 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 beat – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части бита (бит — одна четверть) соответственно;
- Beat – привязка к целому биту.
- Bar – привязка к такту.
Piano Roll
Непосредственно редактор мелодии. Окно состоит из панели инструментов, аналогичной той, что в плейлисте, нотного стана слева, окна ввода нот по центру и окна параметров снизу.
Логика проста, один прямоугольник – одна нота, длинна прямоугольника – длительность ноты.
Большинство операций производиться также как и в плейлисте, только чтобы скопировать и перенести выделение надо удерживать SHIFT.
Чтобы увеличить длительность достаточно потянуть за правый край ноты, но если включен CAPSLOCK на клавиатуре, то менять размер можно и за правый край.
Кроме того в режиме CAPSLOCK, при изменении размера выделенной области он будет меняться целиком, при выключенном же будут меняться только размеры нот по отдельности.
Привязка к сетке действует также как и в плейлисте.
Mixer
- Master – Общий канал, все send и insert треки проходят через него и уже потом на выход.
- Insert – Обычные каналы (таких на микшере 64 штуки), обычно связанный с каким-нибудь генератором или семплером.
- Send – редуцированные каналы (4 шт).
Чтобы привязать какой-нибудь канал к треку микшера следует в окошке FX окна Channel Settings выбрать цифру нужного трека, либо в микшере нажав правой кнопкой на нужном треке, выполнить Link Selected Channels — To this track (Либо CTRL+L на клавиатуре). В последнем случае к данному треку привяжутся все выбранные каналы. Если выполнить Link Selected Channels — Starting from this track (SHIFT+CTRL+L), то выбранные каналы привяжутся по-порядку к каждому треку начиная с выбранного.
Browser
- Channel presets – сохранённые настройки каналов. Здесь можно найти кучу настроенных генераторов.
- Current Project – секция текущего проекта. Здесь храниться история действий и то из чего состоит прокет, клипы, каналы эффекты.
- Mixer Presets – настройки треков микшера.
- Packs – банки семплов.
- Projects – проекты.
Channel Settings
Настройки канала. Для начала достаточно знать, в верхней части расположены регуляторы громкости, баланса и питч, рядом с которым регулируется величина отрезка регулирования питча в октавах. Правее окошко FX номер в котором соответствует треку микшера к которому привязан данный канал.
Ниже расположено несколько вкладок. Про назначение их постараюсь объяснить в части второй.
Итак. Вдоволь начитавшись и насмотревшись картинок хочется уже что-нибудь сочинить.
Создадим новый проект использовав готовый трансовый шаблон. Для этого выполняем File – New from template – Genere — Trance.
В первом паттерне сделаем ударную партию:
Устанавливаем режим воспроизведения в pat (жёлтый квадратик сверху) и жмём на Play или на пробел. Слушаем. Останавливаем воспроизведение, ещё раз нажав пробел или Stop сверху.
Во втором паттерне сделаем бас партию. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass (правый клик на названии канала Trance Bass – Piano roll). Рисуем там примерно вот так:
В третьем паттерне тоже будет бас партия. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass и рисуем:
Во третьем и четвёртом паттерне создадим небольшую мелодию:
Теперь откроем Playlist и расставим паттерны как-то так.
Устанавливаем режим воспроизведения в song (вся песня). Слушаем. Радуемся.
То что получилось у меня забираем здесь:
Проект Fl Studio
Рендер MP3 (128kbps)
Рендер MP3 (320kbps)
Конечно работа над треком не заканчивается, но курс молодого бойца музыкального фронта пройден.
To be continued…
UPD: приму в комментах пожелания и предложения по поводу того, что бы вы хотели увидеть в следующих статьях.
Layer (слой) даёт возможность игры на нескольких инструментах одновременно. Layer не является синтезатором звука, но может быть использован к примеру если необходимо составить одну и ту же мелодию для 3х синтезаторов. Ноты проигрываемые на канале Layer, направляются на все дочерние инструменты данного плагина. Плагин Layer может использоваться для создания сложных инструментов с различными сэмплами или для смешивания звуков нескольких синтезаторов в один инструмент, управляемый одним Layer-ом. Дочерними звуками могут быть любые инструменты.
Для того чтобы объединить несколько инструментов:
- Добавьте Layer.
- Откройте окно Layer-а.
- Не закрывая окна Layer-а с помощью зажатой на клавиатуре клавиши Shift выберите инструменты которые вы хотите объединить. Щёлкая по лампочкам напротив их имён (см. рисунок ниже).
- Опять же не закрывая окна нажмите в окне Layer кнопку Set Children. Теперь все выбранные вами инструменты объединились (см. 1-й паттерн в проекте).
Кнопка Show Children показывает задействованные в плагине инструменты.
- Random (случайно) - проигрывание ноты 1м случайно выбранным инструментом (пример на паттерне 2). Используйте кнопку Random, чтобы придать более интересное звучание ударным, например, назначая много похожих сэмплов на каждый сэмплер в Layer. Это сделает звук повторяющихся нот не одинаковым.
- Crossfade (кроссфэйд) - активирует регулятор Fade который управляет смесью инструментов (попробуйте активировать эту опцию на паттерне 1 и покрутить Fade). Переход звука будет осуществляться слева направо: дочерний инструмент 1 =>; дочерний инструмент 1 + дочерний инструмент 2 => дочерний инструмент 2 =>дочерний инструмент 2 + дочерний инструмент 3 => дочерний инструмент 3. Нумерация дочерних инструментов идет сверху вниз.
Нажмите на маленькую стрелку в верхнем левом углу панели для получения дополнительных функций (см. рис. ниже):
- Split children (разделить детей) - разделяет дочерние инструменты на разные ноты клавиатуры (начиная с опорной ноты), назначая каждый дочерний инструмент на единственную ноту. Опорная нота каждого дочернего инструмента будет автоматически подстроена так, чтобы их высота звуков корректно воспроизводилась в плагинеLayer. Эта особенность будет полезна для создания комплектов ударных инструментов или инструментов, у которых на каждую ноту есть свой сэмпл.
- Group children (сгруппировать детей) - добавляет все дочерние инструменты в группу (во всплывающем окне нужно будет указать название группы).
- Delete children (удалить детей) - удаление дочерних инструментов.
Примечание: Вы можете включить контроллер Envelope (Envelope Controller) в качестве одного из дочерних инструментов и использовать его для автоматизации параметра Crossfade. Здесь dы ограничены только своим воображением.
В данном видео я покажу вам, как сделать Snare Rolls и лупы из быстрых Hat.
Как создать сбивки Fill из Snare и Hat в Trap аранжировке. Партии Hat и Snare Roll.
Начнём со снейр-роллов.
Нам потребуется треповский Snare. Зайдём в Piano Roll и поставим разметку 1\4.
Сделаем какой-нибудь прикольный ритмический рисунок. Теперь сделаем из некоторых единичных ударов быстрые роллы.
Теперь поиграем с высотой тона снейра. Для этого нажмём правой кнопкой мыши на нижнее меню пиано ролла и выберем Note fine pitch. Ровные переходы высоты тона можно делать, зажав правую кнопку мыши.
То же самое можно сделать и с панорамой (Pan).
Здесь есть два варианта: быстро менять панораму или плавно. Чтобы управлять панорамой, надо выбрать Note pan на нижней панели пианоролла.
Как ещё разнообразить снейр ролл?
Можно сделать модуляцию фильтром. Например, взять low pass фильтр, который встроен в семплер FL Studio.
Для того, чтобы управлять ручкой cutoff встроенного в сэмплер Fast LP фильтра, необходимо на нижней панели пианоролла выбрать Note filter cutoff frequency. Получится классный эффект.
Экспериментируйте. Попробуйте создать свою собственную сбивку. Сделав сбивку, будет интересно заменить снейр на другой.
Вдруг тембр нового Snare будет звучать в перекате круче.
А теперь перейдём к Hat Rolls.
Принцип абсолютно такой же. Ищем короткий хэт, открываем пиано ролл, ставим разметку 1\4 и используем pitch, панораму и фильтр.
Кстати, для Hat больше подойдёт low pass фильтр с более "крутым" срезом.
Над получившимся хэт-роллом теперь можно экспериментировать. Начнём с питча.
Пробуем поиграть так же с панорамой. Тут опять же два варианта: быстрое панорамирование, либо плавное и медленное.
Осталось добавить фильтр. В принципе, вместо low pass фильтра можно выбрать какой-нибудь другой.
Попробуйте сделать свой собственный хэт-ролл, используя другие фильтры. Не ограничивайтесь встроенным в семплер фильтром. Попробуйте, к примеру, fruity love philter или какой-нибудь сторонний плагин.
Теперь вы знаете аспекты создания интересных Snare Rolls и быстрых Hat Loops.
Тренируйтесь, и у вас получится делать лупы не хуже крутых компаний, производящих сэмплы. Практика решает всё.
Огромное спасибо за просмотр этого видео.
Если оно вам понравилось, то нажмите палец вверх, подпишитесь на наш канал и поделитесь этим туториалом с друзьями.
Читайте наш блог, на котором есть очень много годной информации, советов и полезных материалов для продакшна.
Я очень надеюсь, что этот мини-курс по драм-партии для аранжировке trap музыки вам пригодится.
Это будет короткое видео о технических возможностях и приемах в FL Studio. И в частности это будет связанно с недавним вопросом, адресованным в проект FL Studio PRO. Решение, которому не совсем очевидно даже бывалым пользователям FL Studio. Итак, как сделать больше чем одну мастер шину (МАСТЕР дорожку будет более привычно для большинства пользователей) в микшере FL Studio.
В первую очередь это нужно для того, что бы продуктивнее производить мастеринг в FL Studio, в частности обращаться к «референсному» треку в процессе отладки цепочки или отдельных ее составляющих, на мастер шине, что установлена единственная по умолчанию. «Референсный» трек, как многие кончено же знают это та композиция, на звучание которой мы и ориентируемся в результате мастеринга подопытной своей (или чужой) демо композиции.
Так как приходиться постоянно, если «референс» производить в FL studio, деактивировать эффекты на мастер шине, что бы не поддавать обработке и «референсный» трек, иначе какой смысл ссылаться на эту композицию; отключать эффекты, в принципе, не сложно, но можно все делать гораздо быстрее..
И вот как. Желаемый результат это своя мастер шина для «референсного» трека, ни как не зависимая от МАСТЕР шины твоей демо композиции в проекте!
Главное что нужно понять пользователю FL Studio. Это что делает мастер шину на микшере МАСТЕР шиной?
Мы знаем что в нее и только в нее по умолчанию направлены все дорожки с микшера (Send на уровень 100%). Не только в посыле дело… обращаю твое внимание на нижний правый угол микшера и выпадающее меню Audio Output Target.
И чем отличается обычная дорожка из всех 100 здесь и МАСТЕР дорожка?
Тем что там есть твое устройство вывода выход Аудио карты. Вот почему МАСТЕР шина служит своеобразной воронкой для подачи всех этих неопределенных (отсутствие вывода) бездельников-дорожек в твое устройство воспроизведения аудио на одну единственную дорожку, у которой есть направление, куда все отправлять!
На этом можно было бы и закончить, так как ты уже, скорее всего, понял, что тебе нужно делать, если вообще до этого не знал!)
Читайте также: