Как сделать бас гитару мягче в fl studio
Частотные диапазоны баса и приёмы, чтобы сделать звучание низа лучше.
Бас — фундамент микса. Плотный и чистый саунд баса создаёт драйв и кач, так необходимый любому треку. Удивительно, но название инструмента «Бас» зачастую вводит начинающих музыкантов и звукорежиссеров в заблуждение, они забывают о том, что бас живёт не только внизу, но и в других частотных диапазонах.
Из этого материала вы узнаете, на какие частоты нужно обратить внимание делая сведение баса, как сделать звук менее мутным, устранить нежелательные звуки и реверберацию, а также подружить бочку и бас.
При работе с басовыми инструментами музыканты часто забывают об их насыщенной составляющей — сведение баса должно руководствоваться правилом «Всё хорошо в меру». Слишком активное усиление и безконтрольное вращение ручек моментально превращает микс в мутную кашу. Последнее — одна из отличительных особенностей любительских миксов, поэтому внимательность и чуткий слух здесь важны как никогда. В первой части советов по обработке популярных инструментов мы говорили о вокале, во второй — об электрогитаре. Третья часть материала создана для тех, кто взялся за сведение баса.
ДИСКЛЕЙМЕР
Так как серия советов создана на основе материалов iZotope об использовании плагина iZotope Neutron 2, в качестве иллюстраций используются скриншоты именно этого виртуального инструмента. Тем не менее советы вполне универсальны, поэтому воспользоваться ими можно при работе с любыми плагинами.
Другие материалы серии
Частотные диапазоны баса
Главное правило при работе с басом — аккуратность превыше всего. Не нужно наваливать и выкручивать эквалайзером низ: микс заплывёт басом, станет мутным и неприятным. Несмотря на название, большая часть правок при работе с инструментом придётся на средние частоты.
1 Нижний низ
Сделать бас чище в миксе можно простой фильтрацией — достаточно установить фильтр на отметку в 40 Гц. Многое здесь зависит от стиля музыки, но выше лучше не лезть — бас станет слишком скудным и плоским, полезет на территорию гитар.
Тем не менее, если басу все-таки нужно тонкое звучание, усильте диапазон от 50 до 100 Гц — так вы получите своего рода тонкость в нижнем низе. Главное не переусердствовать: чем больше низких частот, тем мутнее микс. Будьте очень аккуратны, мутность — отличительная черта любительских миксов.
2 Равномерное усиление баса
Для усиления присутствия баса в миксе можно сделать гармонический буст частот на равных отрезках. Если фундаментальная частота баса — 100 Гц, последовательно добавьте усиления на отметке 200, 300, 400 Гц. Такой ход равномерно улучшит натуральное звучание баса, а это лучше, чем непомерно накачивать эквалайзером какую-то одну частоту.
3 Середина
Усиление низких частот баса постепенно делает микс мутным, грохочущим и неразборчивым. Чтобы бас пробился через микс нужно работать выше — ищите желаемое в районе 250 Гц. Тем не менее не редки случаи, когда обработка края нижней середины устраняет мутность не полностью.
Только из-за одного названия нельзя игнорировать у баса частоты выше нижнего низа. Никогда не забывайте о важности средних частот — именно здесь живёт панч и читаемость баса, обработка этого диапазона улучшает атаку.
Усиление в районе 600-900 Гц (все зависит от инструмента и того, как он записан) сделает саунд баса более сияющим. Эффект от такого усиления заключается в том, что микс не страдает от низкочастотного грохота, но слушатель чувствует объем каждого звука баса.
4 Столкновения частот
Бочка и бас — не единственные бойцы за частоты в миксе. Часто на пути баса появляется электрогитара, которая норовит отобрать часть спектра у баса. Правило здесь простое: каждое усиление баса в середине и нижней середине нужно компенсировать в гитаре. Добавили пару децибел в районе 400 Гц — уберите столько же у гитары.
5 Яркость
Некоторые звукорежиссеры любят, когда бас звучит ярко. Если инструменту нужно добавить подобной яркости и чистоты, усильте частоты в широком диапазоне 1-4 кГц. Забираться выше не нужно — бас зашипит и станет слишком шумным и плоским.
Автоматически срабатывающий фильтр
В низких частотах больше энергии, чем в высоких. Когда дело доходит до компрессии, активацию компрессора вызывает какой-то звуковой сигнал, но компрессору все равно на его частотную составляющую. Получается, что весь спектр частот в сигнале приводит компрессор в действие, но иногда это приводит к проблемам: после сжатия кажется, что в миксе или сигнале слишком много низа. Так как мы говорим о басе, то низ может слишком сильно выпирать вперёд.
Чтобы победить это, можно схитрить: сделать так, чтобы низкие частоты не приводили компрессор в действие, но при этом проходили через него. Для этого компрессору понадобится сайдчейн-посыл с BP-фильтром или сайдчейн с определённым диапазоном частот. В модуле компрессора iZotope Neutron 2 присутствует функция Detection Filter, которая может помочь нам.
На изображении выше компрессор работает в стандартном однополосном режиме. Тем не менее рядом работает HP-фильтр, настроенный на отметку 400 Гц. За счёт участия в схеме Detection Circuit, фильтр отсекает низкие частоты из попадающего на сайдчейн сигнала, но не из всей звуковой цепи.
Активация сайдчейна бочкой
В большинстве музыки бочка и бас играют одновременно, особенно на сильную долю. В моменты, когда они звучат вместе, в миксе появляются два инструмента, занимающих низкочастотный диапазон, при этом бас ещё и отличается большим сустейном. Чтобы избежать столкновений и борьбы за диапазон, нужно сделать так, чтобы бочка давала атаку, а бас сустейн.
Такое разграничение обязанностей возможно, если настроить компрессор так, чтобы он быстро ослаблял бас при появлении бочки. Звучит несколько сложно, но методика очень проста. Сделать это можно в любом компрессоре с поддержкой сайдчейна (Waves, стандартные плагины DAW), мы же рассмотрим пример на основе Neutron 2.
Поместите Neutron на дорожку баса и активируйте в нём компрессор. Задействуйте сайдчейн, связанный с внешним источником сигнала (Ext Full) — так вы направите в компрессор сигнал с другого трека, минуя какую-либо фильтрацию.
В качестве основного входа плагина выступает шина Bus 3, на которую приходит сигнал бочки. Благодаря маршрутизации компрессор ослабит бас при каждом ударе бочки, а мы получим желаемый результат: атаку от бочки, сустейн от баса. Конкретные настройки компрессора назвать здесь сложно — все индивидуально и зависит от того, как сильно вы хотите оттенять бас.
Добавление мощи звуку с помощью редактора транзиентов
Здесь пригодится транзиент-шейпер, в чьих силах изменить атаку и сустейн. На изображении выше редактор транзиентов работает в многополосном режиме: первая полоса активирована, вторая — нет, третья активирована, но в режиме байпаса. Полоса 1 настроена на частоты ниже 500 Гц — все, что находится до этой отметки усиливается на 4 дБ слайдером Sustain. Благодаря этому происходит обработка только сустейна в нижнем диапазоне, все остальные частоты остаются нетронутыми.
Придание винтажного плёночного эффекта для укладки в микс
Басист и звукорежиссеры любят звук баса, записанный на аналоговую плёнку. За счёт аккуратной компрессии и обертонов, звучание баса отлично укладывается в микс. Если вы относитесь себя к ценителям винтажного саунда и мечтаете о характерном аналогово-пленочном звуке, вам не придётся покупать кассетную деку — достаточно модуля Exciter в iZotope Neutron 2.
Чтобы эмуляция плёнки была правдоподобнее, работайте в однополосном режиме. После активации плагина, добавьте в интерфейс модуль эксайтера, на X-Y контроллере выставите режим Tape, и настройте звук слайдером Drive. Когда в сигнале появится хорошо заметные перегрузки и искажения, сместите слайдер немного назад.
Укрощение случайных особо низких звуков
Активируйте в эквалайзере первую полосу обработки, переведите её в режим работы Dynamic Mode. Сделайте вырез в районе 80 Гц — в нашем примере в этом месте появляется огромное количество лишнего сигнала. Следом за этим добавьте статичный HP-фильтр на частоте 23 Гц — так вы минимизируете грохочущие суб-басовые частоты у всего инструмента.
Устранение мутности
Суть метода проста: усиление частот одного инструмента должно компенсироваться ослаблением тех же частот другого инструмента. К примеру, вы усилили частоту 95 Гц у баса, значит эту же частоту нужно зеркально ослабить у бочки. Такой подход минимизирует столкновения частот этих инструментов — бочка и бас не будут бороться за одни и те же частотные диапазоны.
Сделать такую зеркальную обработку можно любыми эквалайзерами, установленными у вас в системе. Если вы используете эквалайзер Neutron 2, то жизнь становится ещё проще: в эквалайзере предусмотрена инверсивная обработка частот — плагин автоматически усилит или ослабит частоты на соседней дорожке.
На изображении выше бочка выбрана в качестве источника маскировки (Neutron работает на дорожке бочки). Кнопка обратной связи (Inverse Link) активна — плагин автоматически ослабит или усилит частоты баса при обработке кика.
Быстрая параллельная обработка
Параллельная компрессия и параллельная сатурация — популярные методики обработки и улучшения бас-гитары. Для их применения этих методик в DAW потребуется несколько шин и посылов, и правильная маршрутизация сигнала. При работе с Neutron 2 обработка становится проще: каждый модуль плагина оснащен мастер-ручкой Mix для независимой и параллельной обработки до 6 эффектов без каких-либо дополнительных настроек.
На изображении видно, что у каждого модуля присутствует собственный вертикальный слайдер (обратите внимание на выделенное красным место). К слову, скриншот демонстрирует смесь агрессивной компрессии и активной сатурации, чьё соотношение настроено тем самым слайдером Mix.
В погоне за достижением хорошего, похожим на аналоговое, звучания муз. продюссеры ищут новые средства, скачивают всевозможные
фирменные плагины, при этом не задумываясь поискать то, что уже имеется в самой FL. В этой статье я расскажу о том, как
стандартным плагином Blood Overdrive, таким примитивным на вид, можно достичь неплохого эффекта.
Основное его назначение - предусиление. За него отвечает параметр PreAmp . Он увеличивает громкость, но при его настройке следует знать меру, т.к. при больших его значениях (более 0,5), получите неимоверные искажения звука! А вот внесение небольших искажений (до 0,4), может пойти на пользу, добавив звучанию "теплоту". То есть, если вы решили "утеплить" какой-нибудь инструмент (например бас), то сначала нужно покрутить эту ручку от нуля и до значения при котором будут слышны явные искажения, а потом чуть отвести обратно. При этом звук станет громче и, чтоб вернуть баланс громкости, нужно убавить значение параметра Post Gain . Этот параметр отвечает за конечное усиление на выходе.
Параметр Color - "цвет" звука, регулирует частоту, которая будет более выделена на инструменте. При значении "0" никаких изменений не вносится, а при его увеличении в звуке инструмента появляется добавление средних и ввысоких частот. Это бывает полезно, когда звуку хочется добавить яркости.
Не забывайте ставить его на ноль, если не хотите чтоб звук инструмента (частота) изменился!
Избавиться от "пластмассовости" поможет регулятор PreBand . В случаях когда инструмент звучит слишком резко, этот регулятор поможет сделать звук мягче, что сделает его гармоничнее и более вписывающимся в микс.Прибавлять его значение следует до тех пор, пока не пропадёт резкость, но в то же время звук станет не особо слабым. Компенсировать потерю громкости можно будет параметром PostGain.
PostFilter представляет из себя LP (Low Pass) фильтр, что очень полезно - позволяет подкорректировать звук, не "навешивая" при этом дополнительного плагина, а также использовать в качестве эффекта.
И, напоследок, параметр х100 . Пожалуйста, не трогайте его! (если не собираетесь писать "жэсть") :D
Этот параметр увеличивает значение других параметров в 100 раз и получаются ужасные искажения.
Спасибо за внимание. Желаю успешного творчества!
Это продолжение обзора плагинов для FL Studio, в прошлом посте рассказывалось о написании рок гитары, в этом будут рассмотрены плагины для написания более реалистичных барабанов, а также некоторые способы настройки и написания Бас гитары.
Барабаны (Toontrack EZdrummer):
В наборе стандартных инструментов FL Studio конечно же есть инструмент для того, чтобы хоть как-то написать барабаны, называется FPC. Звук FPC барабанов не совсем реалистичный (хотя даже совсем не реалистичный), конечно есть в нем возможность закачать дополнительные звуки из интернета, но качество от этого сильно не изменится. Вот тут нам и понадобится EZdrummer (это не единственный, инструмент барабанов, но именно его мы тут и рассмотрим).
Библиотеки создавались на студии Avatar Studios в Нью-Йорке. При записи использовались реальные хорошо отстроенные ударные установки.
EZdrummer предназначен для создания «живых» стилей партии ударных, концепция программы состоит в том, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к игре живого барабанщика. В данном плагине нет новомодных звуков, в стиле электронной музыки. EZdrummer может удовлетворить самого требовательного аранжировщика и саунд-продюсера. По своей сути EZdrummer является младшим братом замечательной программы BFD, которая имеет очень широкое распространение в музыкальных кругах. Отличие касается несколько упрощенным интерфейсом, где нет лишних деталей, и менее объемными библиотеками звуков. По качеству звука программы отличаются мало, хотя EZDrummer имеет 16-битные библиотеки.
Отличие данной программы от обычной семплерной библиотеки в том, что EZdrummer является законченным комплексным решением, он предоставляет не только звуки, но и специальные стилевые шаблоны игры в виде подготовленных MIDI-треков. Кроме этого, пользователь имеет достаточно большое поле деятельности в плане создания студийной звуковой картины, например, добавлять звучание комнаты, в которой производилась запись, регулировать уровни микрофонов, снимающих звук с барабанов.
- Pop/Rock (по умолчанию) — стандартный набор барабанов, часто используемый и самый распространенный.
- Drumkit From Hell — библиотека для любителей тяжелой музыки. При создании библиотеки активное участие принимал известный гитарист Mattias Eklund. Библиотека записана в Швеции. В ней собраны специфические для данного стиля MIDI-файлы.
- Vintage Rock Brushes / Sticks — данная звуковая библиотека создана с целью получить богатый «винтажный» звук старых барабанов Ludwig, на которых в свое время играли еще Биттлз.
- Latin Percussion — применение данной библиотеки охватывает большой спектр музыкальных стилей от джаза до современной электронной музыки.
Создание партий барабанов дело утомительное. MIDI «забивка» очень отличается (в худшую сторону) от звучания живой установки, записанной в студии. При создании партии нужно иметь инструментарий (звуки), хорошо знать специфику игры человека, выстроить силу и эмоцию удара.
EZdrummer предоставляет уникальные возможности, которые очень облегчают программирование ударных, что дает возможность получить результат даже новичкам. EZdrummer решает многие проблемы и сводит всю работу в прослушивание и подбор нужных файлов.
В открывшимся окне EZdrummer:
Нажав на кнопке Open Grooves вы попадаете в меню, где можете выбрать необходимый рифф. Для облегчения поиска есть кнопка предварительного прослушивания. После выбора нужного риффа его просто нужно перетащить мышью в окно секвенсора на дорожку EZdrummer'а.
Дальше, при необходимости, в Piano roll можно отредактировать партию.
Микширование установки
После создания партии начинается создание звукового колорита. При нажатии на кнопке Open Mixer вы попадаете в окно микшера, где можете тонко отстроить звучание каждого инструмента установки, установить ревер и т.д.
Бас гитара
Бас гитару можно писать и на Slayer 2, но с изначальными настройками у этого инструмента немного плоховато. Чтобы привести звук к более или менее похожему на Бас гитару, нужно проделать несколько не хитрых настроек.
Во первых, прибрать громкость инструмента, по умолчанию он очень громкий и перегружает канал, далее в настройках Slayer 2 выбрать библиотеку Bass Ebass 3 или Bass Ebass 4 и установить cab в combo (как показано на рисунке). Ещё можно поколдовать с частотами bass (басы), middle (средние), treble (высокие).
Для расширения звука (более объемного и глубокого) Баса можно использовать эффект Soundgoodizer. Для добавления эффекта, установите для Баса отдельный канал в микшере, и выберете в этом канале эффект Soundgoodizer (как показано на рисунке ниже).
Создание баса в танцевальных направлениях музыки очень важная часть процесса продакшена, так как бас наряду с бочкой является фундаментом всего трека. От того каким будет бас зависит, будет ли композиция «качать» или нет. Важен каждый элемент: ритм, тембр, хороший низ и т.п.
Сегодняшний пост посвящён созданию типичного баса для таких стилей как Progressive Trance и Uplifting Trance.
Я начинаю создание баса с написания его партии в редакторе отпечатков клавиш. В данном случае партия баса выглядит вот так.
При написании партии баса я использую какой-либо стандартный басовый пресет любого синтезатора (Sylenth1, Spire). Бас в данных стилистиках обычно пишется на одной ноте с определённой (подходящей) ритмикой.
Создадим бас с использованием трёх слоёв:
- Sub Bass – низкочастотный бас с обрезанными верхами;
- Mid Bass – среднечастотный бас с обрезанными низами;
- High Bass – высокочастотный бас с обрезанными низами.
Как видите низкие частоты будут присутствовать только у партии Sub Bass.
Вырезая низкие частоты у Mid Bass и High Bass мы избегаем появления фазовых искажений, которые обязательно появились бы при сложении низких частот двух слоёв.
Создание слоёного баса
1. Создаём Sub Bass.
Для этих целей используем пустой пресет синтезатора Sylenth1.
Вносим небольшие коррективы в звук.
Амплитудная огибающая (AMP ENV A):
Filter Type – Low pass;
Main Volume – 10.0
2. Направляем Sub Bass на один из каналов мкшера и обрабатываем его эквалайзером (вырезаем высокие частоты до 260 Гц) как показано ниже.
Также можно использовать низкочастотный энхансер для того чтобы обогатить сигнал гармониками в нижней середине (MaxxBass; Rbass).
3. По аналогии создаём Mid Bass из пустого пресета синтезатора Spire и вносим необходимые коррективы.
Filter Type – perfecto;
Амплитудная огибающая (ENV 1):
4. Направляем Mid Bass на следующий канал микшера и обрабатываем его.
Вырезаем низкие частоты (260 Гц), чтобы не было низкочастотных искажений при наслоении на Sub Bass.
Увеличиваем громкость с помощью любого подходящего плагина (например Fruity Compressor).
Делаем небольшую компрессию.
Усиливаем частоты в раёне 150 Гц на 2 дБ и в раёне 3 кГц на 2дБ.
5. Подмешиваем Mid Bass к Sub Bass
6. Создаём High Bass.
Я отключил блоки реверберации и задержки, а также откорректировал амплитудную огибающую.
7. Направляем High Bass на следующий канал микшера и обрабатываем.
Вырезаем низкие частоты с помощью High pass фильтра (340 Гц).
Поднимаем частоты в раёне 2,5 кГц на 2 дБ.
Используем MSED для расширения стерео.
Используем Bionic Delay для создания небольшого эффекта задержки.
8. Подмешиваем High Bass к двум первым слоям
9. Объединяем все три слоя в группу Bass master и обрабатываем эту группу
Читайте также: