Как сделать акапеллу в adobe audition
Человеческий голос в песне наиболее критичен к восприятию на слух, а потому звучать он должен максимально естественно. Большинство звукорежиссёров сходятся во мнении, что записывать вокал нужно так, чтобы свести к минимуму его последующую обработку, и это, конечно, правильно. Вот только реализовать подобное можно лишь на профессиональной студии с хорошим (желательно ламповым) оборудованием. А можно ли обойтись без этого дорогущего оборудования, но вместе с тем максимально приблизиться к студийному качеству звучания? Можно! Этим мы сейчас и займёмся.
В записи вокала (как в сексе) участвуют минимум два человека. И один из ни обязательно должен быть опытнее своего партнёра (партнёров). То есть — либо вокалист умеет хорошо работать с микрофоном (петь тише, громче, приближаться или удаляться в нужные моменты времени), либо звукорежиссёр умеет адекватно работать фейдерами на пульте.
Изначально вокал пишется в моно-режиме, с параметрами: 16 bit / 44.1 kHz, на уровень не превышающий -3 Дб (это минус). Эту цифру нашли оптимальной для того, чтобы не слишком повышать громкость после записи, но и, чтобы не возникало нежелательных перегрузок при слишком завышенном уровне входящего сигнала.
Итак, вокальная партия записана и сохранена в отдельный *.wav файл. Теперь нам нужно надлежащим образом её обработать и свести с фонограммой. Для этого — открываем аудио-файл с вокалом в любом музыкальном редакторе, где сие чудо и будет происходить (лично мне по духу ближе Steinberg Cubase SX2), и приступаем.
- Первое, что нужно сотворить после записи с вокалом — это уровнять его громкость. Какими бы профессиональными не были «партнёры», вокалист не может петь постоянно с одной и той же громкостью, в какой-то момент он отдалился от микрофона слишком сильно, в какой-то наоборот приблизился и т.д. и т.п. всё это должно быть выровнено и преведено к общему показателю. С этой задачей хорошо справляется компрессор (Waves RComp, Waves C1, или Multiband Compressor в Adobe Audition). Тут необходимо отметить, что не стоит слепо доверять заводским пресетам этих компрессоров, хоть они и подогнаны очень качественно, но тем не менее ручками поработать всё-таки придётся.
- Далее — эквализация. Эквализация — одна из самых сложных и трудоёмких задач при обработке вокала, и без преувеличения — самая важная. Многие звукорежиссёры утверждают, что эквалайзером никогда нельзя работать в плюс. Это, якобы, привносит фазовые искажения в оригинальный сигнал. Возможно они и правы, но мы-то с вами, не для «Золотого Граммофона» стараемся, нам главное сделать красиво. Итак, нам подойдёт практически любой параметрический эквалайзер с линейным срезом и назначаемой частотой полос. Следует помнить, что основные частоты человеческого голоса располагаются в спектре от 300 Гц до 2 кГц. Подчёркиваю: основные. Чтобы сделать хороший вокал нужно работать с частотами лежащими далеко за пределами этого спектра. Вот примерная схема эквализации вокала:
- Следующий этап — панорамирование. Так как вокал всегда пишется в моно, его нужно слегка раскидать по каналам. Для этого обычно используются специальные инструменты, типа: Waves S-1 или Blue Tubes Stereo Imager. Здесь уже можно сильно не заморачиваться, и выбрать готовые пресеты, благо они в этих продуктах представлены в изобилии.
- «Утепление» вокала. Для этого используются эмуляторы лампового усиления и эксайтеры. Steinberg Magneto, Steinberg DaTube, RSO ExTreme Punch 3 (имитация записи на магнитную ленту). В пакете Blue Tubes Equalizers Pack есть неплохой ламповый усилитель. Дело в том, что лампа даёт более тёплое и мягкое звучание, нежели цифра, и если вы ходите сделать красивый Lead Vocal то эти эффекты — обязательные атрибуты.
- Ну и завершающий этап — ревебрация и делей. Из ревебраторов лично я бы посоветовал Waves True Verb на мой взгляд — лучший ревебратор из тех, что я использовал. Ну а делей можно наложить любой, благо в них особых различий нет.
Вот так выглядит примерная (рекомендуемая) схема обработки вокала в процессе сведения композиции. Хочу добавить ещё одну, очень важную деталь: всё, что вы делаете со звуком — делаете только на слух, доверять в этих вопросах можно только своим собственным ушам (ну и контрольным измерительным приборам). И ещё одно: если у вас есть хорошие (читай: почти студийные) мониторы — то лучше всего использовать их при сведении, нежели наушники.
Наверняка при прослушивании караоке вы задумывались о том, как собственно получаются караоке-версии песен, то есть «минусовки». Ответ, казалось бы, прост – нужно вырезать вокал. Однако на практике осуществить это гораздо сложнее. Есть треки для караоке, которые изначально были созданы «молчаливыми». Они обычно имеют midi-формат, достаточно простой и не очень выразительно звучащий. Второй способ создания «минусовок» – это сведение к минимуму слышимости вокала в полноценной песне. Это можно осуществить при помощи специальных программ, например, Adobe Audition.
Вам нужен плагин, который называется Center Channel Extractor. Если у вас одна из последних версий Adobe Audition, вам не придется качать плагин отдельно – он уже включен в стандартный пакет программы. Стоит отметить, что идеального качества звучания «минусовки» вы добиться вряд ли сможете, потому как при создании песен, во время записи вокальной партии, звукорежиссеры пользуются различными эффектами.
Итак, откройте Adobe Audition, затем перетащите с помощью зажатой левой кнопки мыши, наведенной на ярлык исполнительного файла, в окно программы выбранный для создания «минуса» трек. Второй вариант – кликните меню File, после чего выберите пункт Open. Выберите в открывшемся окошке аудиофайл и кликните по кнопке «Открыть». Когда песня загрузится, кликните по меню Effect, затем по пункту Stereo Imagey, после чего выберите Center Channel Extractor. Откроется окошко выбранного плагина. В нем вам нужно будет произвести соответствующие настройки, о которых будет сказано ниже.
Extract Audio From – тут вам нужно указать параметр излечения. Голос может исходить из центрального, левого или правого канала (колонки) либо из сабвуфера. Есть и возможность выбора своего варианта.
Следующая опция – Frequency Range. Здесь укажите диапазон воспроизводимых вокалистом частот. Если вы не разбираетесь в частотах, просто выставьте значение Male для мужского голоса или Female – соответственно, для женского. Чтобы выбрать свое значение, кликните по пункту Custom, после чего укажите начальное, а также конечное значения частот.
В опции Center Channel Level вы можете передвинуть ползунок, определяющий уровень громкости голоса, на нужное значение. Выставляется оно в децибелах (dB), а рекомендуется выставлять значение где-то в диапазоне от -40 до -50 dB.
С помощью изменения этих настроек вы можете получить неплохую «минусовки». Если качество вас все же не устраивает, попробуйте еще пооперировать с настройками, тем более что их несколько больше, чем было описано. Каждая песня индивидуальна, поэтому и подход здесь нужен тоже индивидуальный. Кстати, если качество для вас особой роли не играет, облегчите себе жизнь – кликните по пункту меню Favorites и выберите пункт с названием Vocal Remove.
Так же, как инженеры не торопятся раскрывать секреты своих разработок, музыканты редко делятся с общественностью чем-то, кроме песен. Однако порой оказывается нужен не итоговый материал, а исходный – например, вокальная партия из какой-то композиции.
- Как в песне оставить только голос
- Как оставить слова и убрать музыку
- Как убрать слова из песни
Установите программу Adobe Audition 3.0. Вам, кроме того, понадобится VST плагин Center Channel Extractor – скачать его можно на сайтах, посвященных редактированию звука.
Создайте копию песни, из которой хотите извлечь вокал. Предпочтительнее, если это будет композиция, записанная в формате высокого качества с минимальным сжатием. Откройте ее при помощи Audition.
Откройте меню Effect -> Stereo Image -> Center Channel Extractor. На экране появится окно с десятком ползунков для редактирования работы плагина. Любая песня обладает уникальным набором частот, в нее входящих, а потому универсального значения для каждого параметра не существует. Добиться наилучшего качества вырезанной акапеллы можно только перебрав нескольких вариантов настроек.
В пункте Extract Audio From укажите временную область, в которой находится вокал. «Левая» часть это начало, «правая», соответственно, середина. Если вам нужен какой-то конкретный фрагмент, то укажите параметр «выборочно» и задайте области редактирования.
Опишите голос в пункте Frequency Range. Человеческий голос может звучать лишь в некотором диапазоне частот, который вам и нужно определить. Пользователю предоставляются варианты Male Voice, Female Voice, Bass и Full Spectrum, соответствующие мужской, женской и басовой партии, соответственно. Если вокалистов несколько, то предпочтительнее выбрать последний пункт, вырезающий все доступные человеческим связкам частоты. Однако такая настройка является «грубой» и снижает итоговое качество.
Обработка звуковых файлов представляет собой достаточно сложный и кропотливый труд, особенно когда необходимо выделить из общего шума один голос для сохранения в отдельном файле. Для этого на помощь приходят программы-аудиоредакторы.
Запустите программу Adobe Audition для выделения голоса из записи. С помощью меню File, команды Open выберите с диска нужный аудиофайл. Удалите фоновый шум из аудиозаписи, чтобы вытащить голос из общей записи. Удаление шума состоит из двух последовательных этапов: во-первых, найдите ту часть записи, где нет звуков, а лишь шум. Как правило, участки с шумом находятся либо в начале записи, либо в самом ее конце.
Далее получите спектр шума. Выделите участок, где есть шум, далее выберите меню Effects, команду Noise Reduction, щелкните по кнопке Get Profile from Selection. Этим инструментом вы покажете программе, что именно нужно удалить для получения результата.
Дождитесь, пока программа проведет анализ выделенной области и отобразит спектр шума. Сохраните профиль шума в файл, для этого щелкните кнопку Save Profile. Далее удалите сам шум. Это можно сделать как в фрагменте файла, так и во всей записи. Выберите опцию Remove noise, перед этим установите уровень значения параметра Noise Reduction Level на максимум.
Прослушайте предварительный вариант звучания файла без шума, для этого щелкните кнопку Preview. Если необходимо, изменяйте параметры уменьшения шума. После установки нужных параметров запустите удаление шума, для этого щелкните по кнопке ОК.
Примените компрессор Dynamics Processing с установкой для нужного типа голоса, например, rock vocal, далее компрессор, который называется Multiband compressor с параметром Broadcast. Также вы можете открыть эквалайзер и изменить настройки для достижения наилучшего результата извлечения голоса из аудиозаписи.
После удаления шума вы можете повторить процедуру, указав в качестве шума другие элементы, присутствующие в аудиофайле, к примеру, музыкальное сопровождение. Для этого выполните первые два шага, в качестве образца выберите любой фрагмент, в котором есть музыка, но нет голоса.
Подчистите те места в файле, где нет слов, для этого выделите такие фрагменты вручную и заглушите их с помощью меню Effects, в нем выберите команду Mute. После этого нормализуйте вокал, для этого перейдите в меню Effects выберите опцию Amplitude and Compression, далее из списка выберите команду Normilize, щелкните кнопку ОК.
Продолжаем тему записи вокала в домашних условиях. В прошлой статье « Запись вокала. Часть 1. Подготовка и выбор оборудования » мы рассматривали подготовительные и организационные моменты и теперь, используя приобретённые знания, можем смело приступать к процессу записи вокала. Для этих целей воспользуемся возможностями музыкального редактора Adobe Audition 3.0.
Запись вокала в Adobe Audition 3.0
Давайте последовательно рассмотрим процесс записи.
1. Запускаем программу Adobe Audition и переходим в режим мультитрека. Для этого в левом верхнем углу нажимаем на соответствующий значок.
2. Открываем минус, под который будем записывать вокал. Для этого нажимаем на значок Import File и перетягиваем загруженный файл на свободную дорожку мильтитрека Adobe Audition.
3. Перетягиваем минус в начало дорожки. Для этого захватываем его мышкой и тянем влево до упора.
4. Нажимаем на клавишу «M» слева дорожки минуса, таким образом мьютируя её (отключаем звук) и проверяем, предварительно подключённый, микрофон. Для этого на следующей дорожке мультитрека жмём клавишу «R» (активируем запись на этой дорожке) и сохраняем файл данной сессии в удобное место.
5. На транспортной панели нажимаем кнопку записи и произносим несколько слов. Если всё сделано верно, то мы увидим записанную звуковую волну на второй дорожке мильтитрека. Если же звуковой волны нет, следует проверить настройки аудиодрайвера и правильность коммутации.
6. После выполнения всех действий, описанных в пункте 5, нужно настроить громкость входящего сигнала и минуса. Для этих целей используем ручки громкости, расположенные слева от соответствующих дорожек.
Минус должен звучать не слишком громко, чтобы вокал был ясно слышимым. Индикатор уровня сигнала (находится в нижней области программы) не должен быть в раёне жёлтой области, а тем более указывать на клиппирование.
7. Теперь отключаем мьютирование (клавиша «М») на дорожке с минусом, включаем запись на транспортной панели и записываем вокал под минус.
8. Нажимаем два раза левой кнопкой мыши на записанном вокале и переходим в режим редактирования дорожки. Здесь мы можем поработать отдельно с вокальной партией, например, удалить шум или наложить реверберацию, но – это тема отдельной статьи.
9. Сохраним наш вокал в отдельный файл. Для этого зайдём в меню File, выберем пункт Save As (сохранить как), укажем место сохранения записи, формат файла Windows PCM (*.wav, *.bwf), название и нажмём клавишу Save.
На этом запись вокала с помощью Adobe Audition 3.0 закончена. Мы получили оцифрованную запись вокальной партии, которую в дальнейшем можно будет использовать в своих музыкальных композициях.
Читайте также: