Как работать с эквалайзером в fl studio
top 5 ошибок 99% электронных музыкантов России возглавляет грязный звук.
Мы слушаем ведущих западных продюсеров и наслаждаемся четким чистым звучанием - переходим в плеере на свой трек - и замечаем разницу. Есть такая проблема?
1. С чего начать? Безусловно бороться с плохим звучанием нужно еще до его возникновения. Что я имею ввиду? А то, что выбирать нужно только лучшие VST-синтезаторы. Итак, для начала прочитайте статью:
2. Заводим нужные штучки
Имелись ввиду - эквалайзеры. Кто-то предпочитает стандартный графический фруктовый эквалайзер, против него я особо ничего не имею, но сам всегда пользуюсь и вам советую - Voxengo CurveEQ. Он отлично справляется с возложенными на него обязанностями и выдает удивительно чистый звук (не портит, опять же). Что особо приятно, разработчики плагина наши соотечетсвенники (за что им и респект). Что неприятно - плагин платный. Можете конечно порыскать в поисках полной версии в нете (найти будет затруднительно), а можете качнуть отсюда версию безо всяких ограничений:
3. Обрабатываем каждый инструмент (синт/семпл) эквалайзером
Можно, в принципе, обрабатывать и группами (например все тарелочки)
Итак принцип работы таков: выбираем синт/семпл, вешаем его на отдельный канал микшера. На каждый канал перво-наперво вешаем наш эквалайзер. В моем случае это Voxengo CurveEQ. Во все синты забиваем одну и ту же произвольную партию (длительностью 10-30 секунд)
Начинаем вслушиваться. Что слышим? Каша? - Конечно каша. И именно эту кашу мы сейчас и будем расчищать.
Итак, допустим у нас есть басс-синт и три синта широкого диапазона. при совместном прослушивании их возникает путаница - нельзя четко различить тембры каждого синтюка.
Что делать:
Эквалайзер первого синта настраиваем так:
Эквалайзер второго - вот так:
тут обратная картина. Придавили низа и все выскокие, оставили нижнюю часть средних частот. Включаем слушаем - вуоля, картина прояснилась,
только вот что делать с третьим синтом? Включите фантазию, подойдет все, от уменьшения его громкости, до стерео-хорус эффектов.
Необходимо помнить:
2) все хорошо - в меру. Как говориться - теория-теорией, а практика - ага-ага. Не увлекайтесь резать все подряд. Ведь смысл эквализации в том, чтобы мы свободно могли различать отдельно звучащие элементы, чтобы схожие по звуку элементы не перекрывали друг-друга по частотам. Именно это достигается путем эквализации и панорамирования (об этом поговорим чуть позже)
Для тех, кто не втыкает, как работать с микшером, есть специальный видео урок. Качать отсюдава: отсюда или отсюда
В комплект программы FL Studio входят параметрические эквалайзеры Fruity Parametric EQ и Fruity Parametric EQ 2. В сегодняшней статье я расскажу о возможностях этих параметрических эквалайзеров.
О том, что такое эквалайзер, для чего он нужен и какие существуют типы эквалайзеров, читайте в моей статье «Эквалайзер – инструмент для сведения композиции» .
Напомню, что параметрические эквалайзеры имеют возможность выбора центральной частоты. Именно поэтому они получили такое широкое распространение.
Итак, давайте рассмотрим все параметры параметрических эквалайзеров программы FL Studio.
Fruity Parametric EQ
Этот плагин можно использовать, в случае если нет необходимости в очень точной настройке.
Fruity Parametric EQ имеет стандартные настройки такого типа эквалайзеров и плавный срез частот.
1. Тип фильтра:
Low pass – срезает высокие частоты от выбранной;
Band pass – срезает все частоты кроме выбранной полосы;
High pass – срезает все низкие частоты от выбранной;
Notch – полностью вырезает выбранную полосу;
Low shelf – мягкий срез или подъём низких частот от выбранной (шельфовый низкочастотный фильтр);
Peaking – усиливает или вырезает выбранную полосу;
2. Регулятор уровня выбранной частоты (полосы частот). Регулируется в диапазоне от +18 до –18 дБ.
3. Регулятор для выбора частоты (в диапазоне от 10 до 16000 Гц).
4. Регулятор ширины пропускания фильтра (резонанс, добротность).
5. График, отображающий все изменения . С помощью него также можно изменять параметры эквалайзера, используя курсор мыши.
6. Регулятор уровня сигнала (общий уровень громкости).
Fruity Parametric EQ 2
Этот плагин является более продвинутым, нежели его собрат.
Fruity Parametric EQ 2 целесообразней использовать для более точной работы.
1. Разделение спектра на октавы (С1 – С9) и диапазоны частот (Low Bass – Treble).
2. Разделение спектра на точные диапазоны (от и до).
3. Тип фильтра (тоже, что и в Fruity Parametric EQ).
4. Крутизна среза фильтра .
Крутизну и тип фильтра можно выбрать, если навести курсор мыши на необходимый узел и нажать правую клавишу.
5. Регуляторы уровня выбранной полосы частот (±18 дБ).
6. FREQ – регулятор для выбора центральной частоты (от 20 Гц до 20 кГц).
7. BW – регулятор ширины полосы пропускания (резонанс, добротность).
8. Дополнительные опции:
HQ (oversampling) – использование передискретизации для улучшения качества звука;
View band tokens – отображение маркёров узлов;
Monitor – включение режима спектрального мониторинга (отображение спектра частот в области графика):
Off – режим мониторинга отключён;
Input – мониторинг входного сигнала;
Output – мониторинг выходного сигнала;
Compare – сохранение настроек эквалайзера для сравнения.
Настройте эквалайзер и нажмите стрелку вниз для сохранения. Далее измените параметры эквалайзера. С помощью кнопки двойной стрелки вы можете переключаться между первыми и вторыми настройками.
Используйте кнопки быстрого доступа для оперативной настройки эквалайзера:
Alt+правая клавиша мыши – сброс настроек выбранного узла;
Ctrl+правая клавиша мыши – точная подстройка параметров выбранного узла;
Shift+правая клавиша мыши+движение влево/вправо или нажать на колесо мыши+движение влево/вправо, или навести курсор на выбранный узел+покрутить колесо мыши – изменение ширины пропускания фильтра.
Если сравнить эти параметрические эквалайзеры, то можно сделать вывод, что Fruity Parametric EQ 2 намного функциональнее. Я часто использую его в работе, так как он достаточно удобен, не нагружает процессор и даёт вполне приемлемый результат.
Автоматизация в FL studio – это возможность изменения значения какого-либо параметра во времени с помощью графика. Автоматизация в FL Studio может значительно оживить ваш трек, сделать его более интересным и разнообразным. Это одновременно и творческий, и технический инструмент. Кроме того, автоматизация используется при динамическом сведении. Ни один популярный трек не обходится без автоматизации.
В программе FL Studio есть несколько способов создать клип автоматизации.
Автоматизация в FL Studio. 4 простых способа
1. Всплывающее меню
Это стандартный способ создания автоматизации какого-либо параметра в FL Studio.
Наведите курсор на необходимый параметр (ручку, фейдер, значение) и нажмите правую кнопку мыши.
Из списка выберите пункт Create automation clip.
В Playlist появиться график изменения выбранного параметра.
Используя мышь его легко можно изменить в зависимости от необходимости.
2. Живая запись
Это режим, в котором вы можете записать автоматизацию в реальном времени.
В появившемся окне Recording выберите пункт Automation & score.
По окончанию записи, нажмите стоп.
Данный способ позволяет создать автоматизацию в пределах одного цикла. К тому же автоматизация прописывается в окне Edit events, что не очень удобно.
Для редактирования автоматизации вам необходимо навести курсор на необходимый параметр. Нажать правую кнопку мыши и из списка выбрать пункт Edit events.
Откроется окно для редактирования, в котором можно сделать все необходимые изменения.
3. Использование пункта Browse parameters
В том случае если вам необходимо записать автоматизацию параметров сторонних VST плагинов (Sylenth1, Gladiator, Massive, FabFilter Pro и др.), использовать второй пункт не очень удобно. Тем более если учесть тот факт, что автоматизацию удастся прописать только для одного цикла.
В таком случае можно использовать следующий метод.
Открываем выбранный инструмент и в верхнем левом углу нажимаем на значок стрелочки. В выпадающем меню выбираем пункт Browse Parameters.
После чего в браузере FL Studio откроется папка со всеми параметрами инструмента.
Измените значение параметра, который вы хотите автоматизировать (покрутите ручку, подвигайте ползунок). В браузере нужный параметр будет выбран автоматически.
Наведите мышь на выбранный параметр и нажмите правую кнопку. В выпадающем меню выберите пункт Create automation clip. Клип автоматизации будет создан в окне Playlist.
4. Использование меню Tools
Этот способ (также как и третий) позволяет прописывать автоматизацию для сторонних плагинов. Никакой разницы нет, какой из способов (третий или четвёртый) вы будете использовать. Результат будет одинаковым.
Откройте выбранный плагин и покрутите ручку (подвигайте ползунок, измените значение), которую вы хотите автоматизировать. Далее зайдите в меню Tools \ Last tweaked \ Create automation clip.
Пропишите необходимую автоматизацию.
Вот пример того, как работает автоматизация.
Я применил её для изменения параметра Filter Cutoff в синтезаторе Sylenth1.
Для того, чтобы создать клип автоматизации только на выбранном участке, выделите необходимую область и лишь потом автоматизируйте нужный параметр.
Музыканты, диджеи, сиджеи, и те, кто только учатся писать музыку в домашних условиях, часто задают такой вопрос: «какие плагины я должен использовать при сведении» или «подскажи мне идеальный метод и цепочку плагинов для профессионального сведения, КАК СВОДИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО?». И я обычно говорю, что можно сделать профессиональное сведение при помощи всего ДВУХ плагинов, причем, они УЖЕ лежат у тебя в папке плагинов-эффектов! Сейчас много видео уроков и видео курсов по сведению – где видно как «учителя» вешают на слоты в микшере дорожки кучу невообразимо продвинутых плагинов и эффектов обработки, – которые может, и делают звук инструментов лучше, но сам микс целиком и процесс сведения - не всегда.
Если спуститься в корень сведения и заглянуть в суть самого сведения, то нам нужны всего три параметра звука, что бы получить в результате отличный микс на мастере, и это громкость, частота и динамика! Громкость мы регулируем при сведении в FL Studio или другом секвенсоре, за счет фейдера самой громкости дорожки на нашем микшере. И теперь частоты и динамика… Что это может быть. Я думаю, если вы свели самостоятельно хотя бы пару ваших треков на компьютере, то вы понимаете, про какие 2 плагина я поговорю в этой статье. Большинству понятно, что это эквалайзер и компрессор.
И действительно, для того, что бы свести трек на профессиональном уровне, вам нужны только эти 2 плагина. Эквалайзер и компрессор. Я не заставляю вас отказаться и выкинуть все плагины пространственной и другой обработки звука, они важны, а иногда так же необходимы для хорошего сведения, но в самом корне, БЕЗ них вы можете обойтись и получиться профессионально сведенный трек в вашем секвенсоре, используя лишь эквалайзер и компрессор.
Но вопрос теперь стоит так – почему же Я, уже тысячу раз использовал эквалайзер и компрессор (причем, иногда не один на дорожке) ни разу не получал идеального сведения в FL Studio? Да, мне знакома эта цепочка EQ+Compressor и я ей много раз уже пользовался – где же мой идеальный микс? Конечно же, стоит уметь применять должным образом вот эту самую цепочку «эквалайзер + компрессор», так как именно вот в этом простом построении последовательности звуковой обработки и кроется понятие ХОРОШЕГО СВЕДЕНИЯ и фраза «такой-то инструмент хорошо сидит в миксе» - так же кроется в этом принципе. Плюс, мы помним про нашу громкость на микшере, так как это понятие должно выскакивать у вас в голове первым делом, когда вы слышите слова «сведение» или «микс»! Лично я, когда слышу слово «микс», то вижу перед собой Дейва Пенсадо, регулирующего фейдеры громкости на своей консоли в Pensado’s Place, и для меня эта картина выскакивает просто потому, что я часто учусь от него и всегда слежу за выпусками Pensado.
Дорожки вашего трека идеально сводятся на мастере, в том случае, когда все частотные составляющие этих дорожек по минимуму конфликтуют друг с другом, и все нужные частотные регионы каждой дорожки доходят до слушателя должным образом (+ без искажений и неприятных перегрузов) через общий микс, который в свою очередь несет в себе по большей части ВЕСЬ частотный диапазон. И как реализовать все это многоэтажное определение в действительности и в моем секвенсоре? Все достаточно просто! С помощью эквалайзера, поставленного ПЕРЕД компрессором на нашей дорожке микса, мы будет ВЫРЕЗАТЬ (а не прибавлять) частотные составляющие нашей дорожки, и с помощью компрессора мы будем поднимать уровень оставшихся частот до нужного уровня – параллельно УМЕНЬШАЯ динамический диапазон нашей составляющий микса.
Узнаете? Да, это стандартный плагин обработки в вашей FL Studio - Parametric EQ2.
Я бы настоятельно рекомендовал использовать при сведении в FL Studio именно Parametric EQ2. Позже объясню почему.
Как вы, наверное, уже слышали – стоит первым делом срезать все не нужные нам частоты из начального спектра нашего инструмента и из его конечно спектра – Все правильно! Так и делаем, единственное, что хочется заметить и подчеркнуть – вырезайте действительно все НЕ НУЖНЫЕ частоты из начала и конца! Если ваш инструмент или составляющая микса начинает терять его основной спектр – частотный регион, на котором он более активен - возвращаемся назад. НАМ НЕ НУЖНО ТЕРЯТЬ рабочей частоты инструмента, так как она естественно нужна нам в миксе как никогда! Следите еще за тем, что вам нужно от инструмента! Например, в танцевальной музыке, от фортепиано, зачастую, требуется яркость и цвет в общий микс, а кинематографические саундтреки, в свою очередь, иногда хотят от фортепиано глубины и полноты звучания.
Следующий важный момент сведения это то, что каждый инструмент имеет свой частотный регион или область и нам следует по минимуму накладывать друг на друга инструменты, со схожими рабочими областями. А если это и требуется, выходы всегда есть: и это панорамирование или же, если требуется, то Sidechain компрессия – но, так как статья не про «методы решения частотных конфликтов у схожих инструментов» , а про главные инструменты профессионального сведения – сейчас у нас нет времени окунаться в это. Итак…
Это был первый момент с эквалайзером… Второй, ВАЖНЫЙ момент – удаляйте все пиковые частоты (те частоты и пики, на которых этот инструмент через чур активен), как правило такие регионы и пики есть, и бывает, что не по одной штуке на инструмент! И вырезайте, конечно же, исключительно узкими полосами, (помним золотое правило любого звукорежиссера: «при работе с эквалайзером мы вырезаем узкими полосами, добавляем (хотя я бы не советовал вообще при работе с эквалайзером «добавлять» амплитуды частотам) более широкими». И почему я не советую добавлять амплитуды частотам, хотя многие это делают и миксы получаются просто отличные… Представьте себе аналогию со скульптором; он берет целый блок камня и уже из целого блока этого камня вырезает скульптуру с фигурой и всеми мелочами, которые он хочет, и ни чего не добавляет сам! Этому принципу МЫ должны следовать и при сведении \ обработке трека. Так как уже после эквалайзера мы ставим в нашу цепь компрессор, который уже из всего вырезанного нами спектра, подчеркивает и увеличивает ВСЕ, что мы хотели оставить и донести до слушателя, от отдельно взятой дорожки микса или инструмента. И как найти эти активные пики и регионы? Изобразите вот что:
Сделайте нужную полосу вашего эквалайзера достаточно узкой и пробегитесь по всему частотному диапазону каждого инструмента или семпла – от слишком активных пик и регионов ваши ужи немного заболят (не переборщите с этим – не нужно, чтобы после сессии сведения у нас шла кровь из ушей)). Там, где вы найдете излишние зашкалы и давление – это нужные вам пики для понижения и выреза!
И вот что получилось у меня (в этом случае обрабатывался рояль засэмплированный на плеере KONTAKT) и здесь я вырезал кроме крайних, не присущих роялю регионов, только ОДИН регион частот (подчеркну в моем случае ОДИН):
Можете сказать «зачем ты вырезал так много низких частот – это же РОЯЛЬ! Там - самая глубина у инструмента!» Помните, я говорил выше – знайте, что вам нужно от инструмента! В моем случае пишется не живая композиция – а более танцевальный трек, где я хотел от рояля передать только его реалистичность, мягкость и яркость в мой микс.
Итак, в данном случае только один вырез – и тот случается на определенной ноте, КОТОРАЯ в прописанной партии звучит чаще остальных. Здесь важный момент! Если ваши инструменты (это не одиночные семплы) имеют широкие нотные, игровые диапазоны, будут ноты, у каждого или почти каждого инструмента, которые проявляют себя активнее остальных, и среди них будут через чур активные – их мы и хотим немного успокоить (у них естественно есть свой пиковый регион, и почему я советую использовать при сведении в FL STUDIO именно Parametric EQ2 – так как он показывает нам наглядно, как на блюдичке, что, где и когда активно и на сколько активно). И не забываем про регионы излишней активности инструментов или семплов, как таковых.
Все что осталось в наших частотных диапазонах отдельных дорожек микса теперь передается компрессору на каждой дорожке на дальнейшую обработку. И здесь ваш выбор!
Вы можете использовать встроенный во Fruity Limiter однополосный компрессор, что может быть самым подходящим орудием в вашей ситуации!
Или же использовать (если ситуация требует этого и нужна разная компрессия для разных частотных областей) встроенный многополосный компрессор Fruity Multiband Compressor.
И если уж ситуация совсем тяжкая и нужна тяжелая артиллерия - глубокая компрессия и не только, то возьмите Maximus (подробный видео обзор которого, я сделал в этом видео ЗДЕСЬ, с примерами обработки и сведения).
Но чем бы вы не уменьшали динамический диапазон и не доводили общий уровень, помните, что, скорее всего вам хватит и стандартного однополостного компрессора а FL Studio. Здесь, наша задача на компрессоре, стоит в том, что бы сравнять (сгладить) излишние громкости \ пики дорожки (инструмента) и поднять менее слышимые регионы до требуемого уровня. И помните результат после эквалайзера – мы автоматически поднимаем нужные нам вещи (частоты). А если вы слышите в результате вашей работы над дорожкой, какие то зашкалы и излишнее давление после проделанной работы с эквалайзером – или вы переборщили с компрессией (помним в компрессии тоже есть законы и принципы как ни где в другой области обработки – без фанатизма) или же возвращайтесь именно к эквалайзеру и ищите эти пики, значит, они есть в вашем инструменте! …Если же вы в корне не понимаете принцип работы компрессора и вы - полный новичок в этом деле – это тема для другой статьи и совершенно другой разговор, который стоит назвать ОСНОВЫ РАБОТЫ С КОМПРЕССОРОМ!
Вот как с помощью двух простых и стандартных инструментов, плюс базового метода выреза ненужных и поднятия нужных частот, можно добиться хороших профессиональных результатов. После этого вы - свободны, пользоваться пространственной обработкой – или чем-то еще, что есть в вашем супер-мега арсенале звукорежиссера. Стоит помнить главное - всегда делайте результат лучше прежнего, а не усугубляйте положение и звучание вашего трека, если обрабатываете какими-то дополнительными эффектами – то сравнивайте результат до и после этого эффекта, при помощи простой кнопки (функции Bypass) на вашем слоте микшера. А если ваш микс звучит в результате не так плотно и аккуратно, как вы хотели - возможны проблемы с изначальным уровнем громкости ваших инструментов и дорожек, здесь я могу посоветовать применить при сведении способ «воронки» или «сведение на минимальных уровнях», об этом я ранее рассказал очень плотно вот в ЭТОЙ статье.
Вот и все что я хотел вам донести по поводу этих важных моментов любого профессионального сведения как в FL Studio, так и в любом другом секвенсоре. Главное что бы вы поняли основной принцип и этот главный принцип сведения начал приносить вам отличные результаты, если же вы хотите узнать про этот принцип сведения электронной музыки со всеми его подробностями и ухищрениями, то советую ознакомиться с нашим полным обучающим видео курсом по этой теме "Профессиональное сведение электронной музыки до результата", где данный метод затрагивался не раз и во всех деталях на практике, ПРИОБРЕСТИ КУРС И УЗНАТЬ ВСЕ ПОДРОБНОСТИ можно ЗДЕСЬ.
Подписывайтесь на нашу рассылку статей и исключительно ценных видео материалов, так как именно здесь - на блоге, происходят все интересные вещи и появляются ценные материалы. До скорых встреч в следующих видео-уроках и статьях, на этом у меня все!
Программа создана разработчиком с очень понятным и простым в использовании интерфейсом. Творческие люди с лёгкостью смогут редактировать аудио и создать музыку. Давайте начнём по порядку.
Установка плагинов
Знакомство и работа с программой начинается с установкой плагинов. Ведь с ними она заиграет новыми красками и значительно расширится её функционал. После загрузки плагинов вы увидите, как увеличился ассортимент музыкальных и виртуальных инструментов.
Фл студия, как и все похожие программы DAW, работает с плагинами формата VST. За последние годы разработали плагинов великое множество. В их выборе стоит опираться лишь на свой вкус. От пользователя только требуется сделать правильный выбор и скачать их. Далее установить и подключить к рабочей программе и наслаждаться слаженной работой станции.
Как добавить сэмпл
Мы немного научились, как пользоваться ФЛ Студио. Теперь перейдём к добавлению сэмплов. Изначально программа содержит довольно обширную библиотеку звуков, а также разнообразных лупов и semple. Пользователь может не ограничиваться доступными сэмплами и добавить свои созданные. Некоторым композиторам конечно хватает заводских установок и родных сэмпл-паков.
Над сэмплами в программе ФЛ работают сотни тысяч авторов. Благодаря их работе в библиотеке вы найдёте миллионы готовых сэмпл, которые представлены в виде самостоятельных звуков и отрывков из мелодий. Не стоит забывать и о возможности разработки личных шедевров.
Создание музыки в Фл Студио
Мы подошли с вами к рождению музыки из композиций, для чего собственно и разрабатывалась эта профессиональная программа, чтобы композиторы могли создавать уникальные шедевры в мире искусства. В первую очередь фрагменты нужно записать на паттернах, а потом переместить их в плейлист. На этом этапе обработки и пригодятся сэмплы, плагины и виртуальные (физические) инструменты.
К созданным вами отрезкам, теперь надо применить метод наслаивания. Потом можно продублировать и чередовать. Потихоньку начинает создаваться готовый продукт. Когда вы нарисуете траекторию своей мелодии на паттернах, добавите ударных звуков и басов, обязательно надо их поместить в плейлист под названием “мульти трековый редактор». Путь вашей композиции теперь лежит через “сведение” и “мастеринг”. Об этом немного ниже.
Запись голоса
В FL Studio можно записать голос, если у вас есть такая необходимость и нет более подходящих для этого инструментов. Записать голос можно с микрофона, а также и посторонние звуки из окружения и инструменты, если подключить их к компу. Вашу запись потом следует почистить и доработать.
Мастеринг и Сведение
После того, как вы создали свою композицию, начинается самая важная и кропотливая работа. Это сперва “ сведение”, а потом “ мастеринг” музыки. Для работы с этими фишками, вам потребуется “ микшер”. Он предусмотрен в программе ФЛ студио. На его обработку отправляется каждая звуковая дорожка или инструмент. В программе представлены плагины и всевозможные «улучшители» звука. Когда вы пройдёте эти увлекательные процедуры, ваши звуковые дорожки соберутся воедино и зазвучат чистым, профессиональным звуком.
Также в ассортименте программы представлены доступные эквалайзеры, лимитеры, фильтры и всякие усилители. После этапа обработки всеми фильтрами, на выходе вы получите трек, который не будет уступать по качеству хитам, звучащим на радио или телевидении.
Создание ремикса
Фл Студио поможет вам сделать ремикс и «замиксовать» личные композиции или создать из готовых треков. Выбор всегда за вами. Если вы хотите получить качественный ремикс, придётся задействовать аудио дорожку от выбранного трека. Часто можно найти требуемые фрагменты мелодий у самих авторов или поискать на различных сайтах.
Заключение
Прочитав статью, вы теперь имеете представление о возможностях программы и разобрались, как пользоваться FL studio. С помощью этой профессиональной программы можно создавать свои неповторимые творения и зарабатывать приличные суммы в музыкальной индустрии.
Читайте также: