Как отправить трек на сведение fl studio
Сведение и мастеринг представляет собой проработку каждой дорожки/инструмента проекта. Для передачи материала в работу, экспортируйте "сухие" дорожки проекта (без частотных, динамических и пространственных обработок), оставив только авторские эффекты, которые Вы не хотели бы менять (если таковы присутствуют). Общий баланс не должен превышать 0db на выходе.
- Формат: WAV, FLAC или AIFF;
- Битрейт: 16 bit, 24 bit, 32 bit (float);
- Частота дискретизации: 44100Hz - 96000Hz.
Что поместить в архив:
- дорожки композиции;
- 2-3 референса;
- сведенный трек (демо/черновой вариант);
- текстовый файл с темпом композиции, пожеланиями и контактами.
*Полученные материалы поместите в архив и загрузите на любой удобный файло-обменник (например: DropMeFiles или WeTransfer ). **Рассчитать индивидуальную стоимость за работу, отметив все необходимые задачи, можно в калькуляторе дорожек. ***Наличие референсов не гарантирует точного воссоздания звучания. Конечный результат зависит от качества исходников.
Учитывая большое количество различных DAW программ на музыкальном рынке, проекты принимаются в виде WAVE дорожек. Это не влияет на конечное качество материала.
Шаг 1.
Откройте микшер и снимите все частотные, динамические и пространственные обработки (которые могут также присутствовать в FX модулях виртуальных синтезаторов и библиотеках семплера Kontakt).
Шаг 2.
Воспроизведите трек и проследите за общим уровнем громкости. Если баланс выступает за 0db на выходе, опустите ползунок мастер-шины на корректную отметку, во избежание появления пиков и среза информации.
Шаг 3.
Экспортируйте дорожки, указав необходимую разрядность и битрейт (например, в 48000hz — 24bit). Это можно произвести как вручную, так и автоматически ( быстрый экспорт из DAW ).
Шаг 4.
Зайдите в локацию с сохраненными дорожками и поместите к ним черновой сведенный вариант вашего трека + 2-3 референса, которые Вам нравятся по качеству + текстовый документ с деталями и пожеланиями. Полученные материалы поместите в сжатый архив и загрузите на любой удобный обменник файлов. Ссылку на скачивание укажите в письме.
Мы расположили инструменты в «пространстве» микса, применив панорамирование и эквализацию, что с точки зрения звукоинженера: положение инструмента по горизонтали (панорама), и положение по вертикали, которое задает эквализация (чем выше частотный диапазон звука, тем выше по ощущению он располагается в пространстве). А если уж мы с Вами начали обсуждать процесс сведения, то просто необходимо вернутся чуть-чуть назад и осветить еще два вопроса:
- подготовка материала к сведению
- определение расстояния до инструмента (баланс инструментов по громкости)
Подготовка материала к сведению
Перед тем как начать процесс сведения необходимо все треки инструментов перевести в формат WAV 32 bit или 24 bit («домашний вариант») с частотой дискретизации 44100 kHz. Это, в первую очередь, касается тех, кто работает с MIDI информацией, то есть c midi-партитурами синтезаторов и драм-машин. До конвертации нужно отключить все эффекты в каналах микшера. Сохраните настройки микшера, если считаете, что необходимо оставить текущую обработку. К сожалению, я не смогу объяснить как это делается в каждом из существующих хостов, поэтому «google в помощь», как говориться.
Мы подготовили каналы микшера к конвертации, теперь нам нужно преобразовать каждую дорожку в отдельный WAV файл. Я объясню как это сделать на примере FL Studio и Cubase.
В диалоговом окне конвертации (рендеринга) включите лампочку слева от «split mixer tracks» (что означает — «разделить каналы микшера»), и укажите папку, куда будут конвертированы партитуры ваших инструментов. Процесс очень прост и ничем не отличается от процесса рендеринга мастер шины.
В окне «Audio Mixdown» включаем галочку слева от «Channel Batch Export», в узком поле под ней отмечаем все инструменты и удостоверяемся в том, что галочка «Stereo Out» снята — это мастер шина, она нам не нужна. Также следует снять галочки с эффектов посыла (FX Channel Track).
Галочки «Pool» и «Audio Track» позволяют поместить в пул все дорожки и создать соответствующие Аудио треки в проекте для «мгновенного старта», а «Create New Project» определят: будет ли для этого создан новый проект или использован текущий (галочка снята). Если мощность Вашего компьютера позволит комфортно осуществлять сведение (в процессе которого еще потребуются ресурсы компьютера для обработки), Вы можете воспользоваться текущим проектом, существенно облегчив себе задачу. Создайте трек-папку (Folder Track) и поместите в нее все треки (кроме FX), а затем замьютируйте ее. Теперь под рукой все: эффекты посыла с сохраненными настройками и все эффекты «вставки», которые можно в любой момент перенести с шины на шину.
Зачем это все?
Прежде всего, аудио стабильно: не будет неожиданных щелчков (как может быть при работе с MIDI и синтезаторами). А все существующие (после конвертации) амплитудные «скачки» можно устранить путем «посэмплового» редактирования аудиодорожки. В программе Cubase это делается просто: открываете окно редактирования Аудио, прослушиваете «соло» инструмента (вокала), ищете искажения (амплитудные «скачки», они же — щелчки или треск), делаете Zoom In до появления сэмплов (точек, через которые проходит кривая амплитуды) и корректируете карандашом как в программе «Paint».
Балансировка и начальные уровни
Балансировка — регулировка громкости инструментов в миксе. Это то, с чего начинается сведение.
Перед началом это ответственного процесса необходимо определится с начальным уровнем всех инструментов (позиция фейдеров всех активных каналов микшера, с которой начинается балансировка). Кто-то предлагает использовать отдельные «начальные уровни» для каждого типа инструментов (например: "-3" — бочка, "-5" — бас), но я не вижу в этом смысла. Я использую значения от -7 до -10 дБ для всех инструментов. В Cubase проще всего это сделать так: выделите все активные каналы в микшере, нажмите правой кнопкой мыши и выберите пункт «Link Channels».
Теперь каналы «залинкованы», и все фейдеры громкости будут двигаться одновременно. Не забудьте потом проделать все тоже самое, только нажать «Unlink Channels», чтобы убрать «линковку».
Балансировка осуществляется исходя из того, что громкость инструмента задает первоначальное расстояние до него, хотя, конечно, более весомый вклад в определение расстояния cделают эффекты реверберации и задержки (Delay), но на чальном этапе все инструменты должны быть в балансе по громкости. Следите за выходным уровнем на мастер-шине: не допускайте клипирования сигнала (превышение порога 0 дБ), а лучше сохраняйте дистанцию до порога (-2, -3 дБ). Ни в коем случае не используете лимитеры в процессе сведения!
Имейте ввиду, что в процессе микширования Вы еще не раз вернетесь к фейдеру громкости. Эта балансировка предварительна и потребует корректировки после эквализации, компрессии и применения эффектов (как разрыва, так и посыла).
Важно: в некоторых моментах данной статьи отражена субъективная точка моего зрения; все, описанное здесь, не аксиома и имеет познавательный характер.
Сохраненные дорожки композиции позволяют детально обработать их при сведении и мастеринге музыки. Передача рабочих проектов (в исходном состоянии) - не всегда эффективно в силу широкого спектра используемых плагинов/синтезаторов/эффектов, а также программ, доступных на рынке. Мы собрали базовые инструкции по быстрому решению данного вопроса.
Извлечь дорожки можно двумя способами:
- Ручной: выделите каждую дорожку с помощью кнопки "S" (solo) и экспортируйте в заданном формате путем стандартного сохранения аудио. Это требует некоторого времени, но также эффективно как и программное извлечение. При небольшом объеме, может выступать как основной и самый простой метод.
- Программный: современные DAW программы поддерживают экспорт дорожек, с сохранением обработок и эффектов (их предварительно необходимо отключить, если они не являются художественными авторскими идеями). Рассмотрим прямые пути среди самых популярных рабочих станций (будем обновлять по мере поступления запросов).
Важно заметить, дорожки экспортируются в том виде и формате, который Вы установили, потому для сведения и мастеринга, снимите все обработки, кроме автоматизации и FX. Полученный пак материалов, достаточно заархивировать, затем загрузить на любой файло-обменник (или прикрепить документом к электронному письму) и прислать в нам через контактную форму! Исходя из конечного объема, можно самостоятельно просчитать стоимость за работу в калькуляторе дорожек , отметив дополнительные услуги.
File -> Export -> Wave file. -> Создайте отдельную папку под дорожки проекта -> В выпавшем меню установите следующие значения: Mode = Full Song; Формат = wav; Битрейт = согласно тому, в котором трек создавался; В разделе Miscellaneous установить галочку на "Split mixer tracks" и нажать "Start", после чего программа самостоятельно извлечет материалы в должном виде.
Установите маркеры на начало и конец композиции (учитывая затухающие хвосты реверберации и отражений, если они присутствуют). Затем: Song -> Export stems. -> В области Export Range выберите "Between Song Start/End Marker" -> Локацию сохранения -> OK.
File -> Export -> All tracks as audio files. -> Создайте папку под материалы -> Установите значение "Bypass Effect Plug-ins" (прочие оставьте деактивированными) -> Normalize: Overload Protection Only -> Save.
File -> Export Audio/Video -> значение Rendered Track с "Master" необходимо сменить на "All Individual Tracks" -> Export (остальные настройки оставляем незатронутыми).
Данная программа представляет собой наиболее углубленный/сложный метод извлечения дорожек. Пошагово:
- File -> Render. (или горячие клавиши: Ctrl+Alt+R).
- В выпавшему меню, значение Sourse с "Master Mix" сменить на "Stems (selested tracks)".
- В Bounds (в ранних версиях программы - Render Bounds) - установите "Time Selection".
- В Directory выберите локацию сохранения материала, создав отдельную папку;
- В File name укажите "$track".
- Кнопка - Render ** file.
Установите маркеры на начало и окончание композиции. Затем: File -> Bounce Mixer Channels -> В окне "File Format" выберите Wave file; Под окном "Mixer Channels" нажмите Check All (выбрать все); В "Apply Mixer Settings" - All (сохранение с эффектами) / None (без эффектов) -> OK -> Выбор локации сохранения дорожек -> Choose. Готово!
Перед сохранением, установите маркеры с первой до последней секунды проекта. Путь: File -> Export -> Audio Mixdown. -> поставьте галочку на Channel Batch Export (чтобы активировались все инструменты и дорожки) -> Установите название и папку сохранения -> Формат = Wave File -> Все остальные чекбоксы оставьте пустыми (кроме Deactivate External MIDI Inputs) -> Export.
File (в левом верхнем углу) -> Track Bouncing -> во вкладке Routing сменить "Master" на "All" -> OK -> Выбор локации сохранения -> OK.
File -> Export -> Audio tracks as single WAV files -> В опциях необходимо убрать все чекбоксы, кроме "Export tracks individually -> Выберите папку для сохранения -> OK. Готово! Программа сама пронумерует поочередно все активные дорожки.
Сегодня я хочу рассказать о том, какие основные приемы используются при создании музыкальных произведений в программе FL Studio. Я сам пишу музыку и использую для ее обработки различные инструменты, в том числе продукты от компании Image-Line («FL Studio» и «Deckadance»), и вхожу в ее Power Users List (в этом списке я – единственный музыкант из России). В этом топике я расскажу о том, как использовать прием наслоения (на примере ударных партий и вокала), а также о том, как подготовить записанный вокал к последующей обработке.
Наслоение
Этот приём часто используется музыкальными продюсерами. Так повелось, что музыкальные продюсеры в России по сути являются менеджерами артистов, в остальном же мире продюсеры — это люди, которые создают музыку в так называемых секвенсорах (музыкальных программах по созданию музыки). Например, Lady Gaga, даже если и умеет сочинять песни, не может сама создать конечный продукт и с этим ей помогают те самые продюсеры. Один из известнейших продюсеров, работавший с ней — RedOne.
Так вот, вернемся к наслоению. Этот прием используется для того, чтобы придать полноту звучания любому из ваших инструментов, а также треку в целом. Наиболее часто он используется при создании партии ударных и вокальных партий. Сначала рассмотрим наслоение на примере партии ударных.
Наслоение при создании ударных партий. Я пишу акустическую и электронную музыку, используя при этом библиотеки предзаписанных семплов. Такие библиотеки содержат в себе звуки, записанные в профессиональной студии, доступ к которой не всегда имеется у начинающих музыкантов и продюсеров. Примером таких звуков может быть один удар в том, бочка, хлопок в ладоши, перкуссионный барабан и другие подобные вещи. Такие библиотеки можно легко найти в свободном доступе или в продаже в интернете. Они называются «One Shot Samples» или «One Shot Libraries».
Также оправдано использование уже записанных заранее ударных петель. Они обычно представляют собой уже полные и готовые версии ударных и могут быть разбиты на части (например, бочки отдельно, тарелки отдельно, перкуссии отдельно, тамбурины отдельно), и если сложить их вместе, получится полноценная ударная партия. Они называются «Drum Loops» и в большом количестве представлены в интернете. Помимо прочего, существует множество программ с готовыми библиотеками ударных, ярким примером которых являются «XLN Audio Addictive Drums», «Spectrasonics StyleRMX», «Native Instruments Machine» и другие.
Рассмотрим наслоение основных бочек («kick») на указанном ниже рисунке. Для того, чтобы получить насыщенный и плотный звук бочки, я использую три их разные вариации. Студийная плотная бочка (Studio Kick), сэмпл акустической бочки из библиотеки готовых ударных (Acoustic Kick) и электронная сгенерированная бочка (Electronic Kick).
Каждая из этих бочек имеет собственное звучание, но вместе они начинают звучать намного плотнее, чем по отдельности. При совмещении различных ударных, необходимо учитывать, что они могут и не сочетаться вместе, поэтому порой приходится подвергать их эквализации. На рисунке, представленном снизу, у одной из бочек (слева) убраны низкие басовые частоты, и она создает так называемый хлопок или щелчок в верхнем диапазоне частот, а у другой акцент сделан на низкие частоты, и она заполняет собой басовую составляющую.
При комбинировании ударных, составленных из «One Shot»-сэмплов, можно использовать такие программы, как «Native Instruments Battery» или «Image-Line FPC». Там вы сможете выставить громкость каждого из инструментов, разнести их по панораме. На рисунке внизу представлены 3 бочки, совмещенные в одной ячейке программ «Image-Line FPC».
Кроме того, в музыкальном продюсировании часто используют наслоение уже готовых партий ударных петель. В своей музыкальной практике я использую оба этих подхода, а именно: сам составляю часть партии ударных из «One Shot»-сэмплов, а часть заполняю уже готовыми петлями ударных, подобранных мною из специальных библиотек или программ. На примере внизу зеленым цветом выделены 6 уровней ударных, составленных мной (3 уровня бочки, один хлопок, закрытые тарелки и металлические перкуссии), а так же 4 уровня готовых ударных петель, закрашенных синим. Все вместе они составляют полную ударную партию песни, использованную в припеве. Такой комплексный подход позволяет получить более полноценное звучание ударных.
Работа с вокалом
Начальная обработка вокала. Рассмотрим обработку вокала на начальном этапе, а затем уже поговорим о наслоении вокала. Естественно, первым делом вокал нужно записать. Для этого я использую встроенный в FL Studio плагин «Edison». Чтобы записать вокал, нужно выбрать входящий канал, к которому подключен ваш микрофон, а затем на этот же канал добавить плагин «Edison», выставить переключатели «NOW» и «IN NEW PROJECT», после нажать кнопку записи и записать ваш вокал (все указано на рисунках внизу).
Не спешите сохранять вокал, сразу после того как он будет записан. Для начала нужно избавиться от лишних шумов, которые обычно выдает ваш микрофон, провода, аудиокарта, а также источники звука в помещении. Для этого постарайтесь немного помолчать после записи вокала, тем самым оставив небольшой участок, с которого можно будет считать шумы, образующиеся при записи. Затем выберите данный участок и откройте «Clean Up Tool», как показано на рисунке внизу.
Затем плагину необходимо будет составить так называемую «карту шумов», которую он и будет исключать из вашего вокала. Чтобы сделать это нажмите кнопку «Acquire noise profile».
Затем (в окне «Edison») вы увидите и услышите, что ваш вокал заметно очистился.
Теперь разберем, как убрать из вашего вокала слишком громкие согласные «С» и «З». В производстве данный процесс называется «De-essing». Дэ-эссинг можно выполнить и с помощью плагинов (например, «AVOX Sybil» или «Fabfilter Pro-C»), но этот процесс можно провести и вручную. Это актуально потому, что многие плагины для дэ-эссинга все-таки подвергают обработке и тем самым искажают весь ваш вокал, а не только согласные, и, чтобы оставить остальные части вашей записи нетронутыми, можно использовать «ручной» подход.
Для этого загрузите ваш вокал в «Edison». Переключившись на спектральный вид (как показано внизу):
… вы увидите громкие звуки «С» и «З» (отмечены на рисунке ниже):
Затем выделите в «Edison» один из участков, где расположены согласные и откройте «Equalize», там вы увидите этот участок более подробно. Обычно звонкие согласные располагаются в диапазоне от 5K до 15K. Вырежьте эти частоты, выставьте «Mix» примерно на 50% и нажмите «Accept» (все указано на рисунке внизу).
Далее нужно проделать эту процедуру со всеми звонкими согласными «С» и «З». Также можно поступить и с громкими вдохами, только эквализировать нужно будет весь диапазон частот (по сути просто сделать их тише).
Наслоение при создании вокальных партий. Теперь рассмотрим приём наслоения, который можно и нужно использовать и при создании вокальных партий. Всем известные бэк-вокалы – это, по сути, и есть наслоение. Однако, в данном вопросе есть несколько различных подходов.
Первый подход заключается в том, что вы приглашаете бэк-вокалистов, либо сами исполняете свои бэки. Плюсы данного подхода очевидны, реальный голос пока невозможно ничем заменить. Минусы: вам понадобятся как студия записи, так и хорошие бэк-вокалисты. Далее записанный вокал добавляется к ведущему вокалу без точной подгонки во времени (то есть вокалы могут звучать немного вразнобой, но не сильно).
Второй подход заключается в том, что вы можете использовать такие программы, как «Antares Autotune» или «Image-Line Pitcher», чтобы создавать гармонические бэк-вокалы, имея только одну главную вокальную партию. Вкратце опишу процесс создания этих беков.
Сначала необходимо записать основную вокальную партию (так называемый «Lead Vocal»). Затем обработать её (про обработку вокала речь пойдет чуть ниже) и импортировать в FL Studio. Далее необходимо послать вокал на канал эффектов, где расположен Pitcher, как указано ниже.
В Pitcher необходимо выставить следующие показатели: включить кнопку «MIDI» (когда вы включите эту кнопку в левом нижнем углу появится номер порта, его необходимо запомнить), и кнопку «HARMONIZE». Также можно выставить переключатель «Replace-Mix» в одно из двух положений. Положение «Replace» полностью убирает основной вокал и оставляет только сгенерированные плагином гармоники. Как не сложно догадаться, положение Mix оставляет и ваш вокал, и сгенерированные гармоники.
Затем необходимо добавить в инструменты «MIDI out», и в его настройках указать порт, который ранее был указан в левом нижнем углу Pitcher.
Затем, открыв «Piano Roll», можно задавать гармоники для генерации (плагином). Нужно указать ноты, которые плагин будет генерировать исходя из вашего основного вокала, и расставить их во времени таким образом, чтобы они совпадали с основным вокалом и создавали правильные гармоники, например так, как указано на рисунке внизу.
Плюсы этого подхода заключаются в простоте и быстроте создания гармоник, а также в том, что эти гармоники будут точно копировать ваш вокал, поэтому долго подгонять его по местоположению в миксе не придётся. Ну а главным минусом такого подхода является звучание этих бэков. Как ни крути, но избавиться от синтезированного звучания не получится.
Ясно, что чем больше слоёв бэк-вокалов, тем полнее звучит вокальная партия. Но важно помнить, что каждый раз петь одинаково не получится, и порой одна фраза будет звучать длиннее другой и т.п. Поэтому, бэк-вокалы нужно расставить точно в соответствии с вашим ведущим вокалом (как указано на рисунке внизу).
Как видно, каждый бэк-вокал подогнан к другим и к ведущему вокалу. Если этого не сделать, вокальная партия целиком будет звучать как месиво. Порой, я использую до 10 слоёв вокала (например, при создании хора в песне), и поэтому для меня это вдвойне актуально. Надеюсь, мои советы окажутся для вас полезными. Результаты того, как я сам пользуюсь этими приемами, можно послушать на моем Soundcloud, а еще можно принять участие в моей кампании на Indiegogo – не сочтите за грубую рекламу и спасибо за внимание!
Читайте также: