Как изменить луп в fl studio
Как-то раз вернувшись домой, наслушавшись всевозможной электронной музыки, которая оказалась на плеере, ты решил, что пора бы тоже подарить этому миру пару хитов. Естественно перед тем, как покупать дорогостоящее оборудование и с головой окунаться в сферу профессионального музыкального продюссирования, хочется просто, забавы ради, попробовать и «пощупать», а что же это такое создание электронной музыки на компьютере…
В данном цикле статей я хочу осветить процесс создания музыки в программе FL Studio.
Всех кому интересно, как порадовать друзей и знакомых новым произведением Вашего искусства прошу под кат.
Введение
Для начала понадобится демо-версия программы FL Studio, скачать которую можно отсюда(97,6 МБ), компьютер средней производительности, немного свободного времени и наушники, для того чтобы не убить соседей, своими экспериментами со звуком.
Музыкальный трек в FL Studio, составляется из фрагментов именуемых pattern (паттернами). Каждый такой паттерн состоит из последовательностей нот, заданных одному или нескольким каналам (channels). Размер паттерна кратен четвертям, минимальный размер паттерна – одна четверть. Такты в FL Studio имеют по умолчанию размер 4/4(в настройках проекта размер можно изменить) и в редакторе паттернов такты разделены более светлыми линиями сетки и подписаны сверху цифрами по порядку. Паттерн состоит из нот, тон которых лежит в пределах 10 октав, минимальная длительность ноты – одна сто двадцать восьмая.
Интерфейс FL Studio
Общее правило, чтобы изменить положение какого-либо регулятора, надо нажать на него левой кнопкой мыши и не отпуская кнопку передвинуть мышь вниз чтобы убавить или вверх, чтобы прибавить. Также можно изменять положение роликом мыши, когда курсор находиться над регулятором.
Интерфейс выглядит так (прокомментировано только самое важное на первом этапе освоения).
Step Sequencer
Step Sequencer содержит в себе список каналов и используется для редактирования паттернов. Номер редактируемого паттерна отображается сверху (см. первый скриншот), а также он выделен оранжевым цветом в плейлисте.
Каждая строка – это один канал, этот канал может быть либо синтезатором (канал который генерирует звук на основе заданных нот), либо семплером (канал который использует уже готовые звуки (семплы)).
На скриншоте видно, чтобы заставить звучать ту или иную ноту, нужно нажать на соответствующий ей прямоугольник, для того чтобы определить тон ноты, следует открыть окно с клавишами и выбрать нужную, также можно изменить параметры ноты.
Для того чтобы добавить новый канал следует выполнить пункт меню Channels – Add one. , затем в выпадающем списке выбрать нужный канал.
Также можно клонировать или удалить выбранные каналы. Выбор осуществляться правым кликом мышки на сером прямоугольнике справа от названия канала. Левый клик выбирает/снимает выделение со всех каналов сразу.
Чтобы переместить канал выше/ниже следует удерживая клавишу ALT стрелку ВВЕРХ/ВНИЗ. Также можно двигать несколько выделенных каналов одновременно.
Выбранные каналы можно объединить в группу, для этого есть пункт меню Channels – Group selected.
Playlist
Плейлист используется для редактирования трека в целом. Он состоит из двух частей, в первой находится список паттернов данного проекта, во второй клипы автоматизации (Automation Clips) и аудио клипы (Audio Clips), также сюда можно и паттерны вставлять.
Чтобы нарисовать паттерн надо щёлкнуть левой кнопкой мыши на нужном месте (в режиме карандаш или кисть, естественно), чтобы удалить паттерн нужно щёлкнуть правой на нём.
Для выделения не обязательно переключать инструмент, достаточно удерживать клавишу CTRL, также чтобы что-то обрезать можно удерживать клавишу SHIFT.
Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.
Паттерны как и канал можно перемещать, клонировать и удалять. По одному или сразу несколько (команды для этого находятся в контекстном меню паттерна или меню плейлиста в пункте, Patterns).
Для объединения нескольких паттернов в один надо их выделить и в контекстном меню выбрать Merge selected.
Для объединения нескольких «прямоугольников» одного паттерна в один надо в контекстном меню выбрать Flatten selected.
Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.
- Main – привязка осуществляется в соответствие с глобальной привязкой выбранной сверху;
- Line – привязка к линиям сетки;
- Cell – привязка к ячейкам сетки;
- (none) – отключить привязку;
- 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 step – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части шага сетки соответственно;
- Step – привязка к целому шагу сетки
- 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 beat – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части бита (бит — одна четверть) соответственно;
- Beat – привязка к целому биту.
- Bar – привязка к такту.
Piano Roll
Непосредственно редактор мелодии. Окно состоит из панели инструментов, аналогичной той, что в плейлисте, нотного стана слева, окна ввода нот по центру и окна параметров снизу.
Логика проста, один прямоугольник – одна нота, длинна прямоугольника – длительность ноты.
Большинство операций производиться также как и в плейлисте, только чтобы скопировать и перенести выделение надо удерживать SHIFT.
Чтобы увеличить длительность достаточно потянуть за правый край ноты, но если включен CAPSLOCK на клавиатуре, то менять размер можно и за правый край.
Кроме того в режиме CAPSLOCK, при изменении размера выделенной области он будет меняться целиком, при выключенном же будут меняться только размеры нот по отдельности.
Привязка к сетке действует также как и в плейлисте.
Mixer
- Master – Общий канал, все send и insert треки проходят через него и уже потом на выход.
- Insert – Обычные каналы (таких на микшере 64 штуки), обычно связанный с каким-нибудь генератором или семплером.
- Send – редуцированные каналы (4 шт).
Чтобы привязать какой-нибудь канал к треку микшера следует в окошке FX окна Channel Settings выбрать цифру нужного трека, либо в микшере нажав правой кнопкой на нужном треке, выполнить Link Selected Channels — To this track (Либо CTRL+L на клавиатуре). В последнем случае к данному треку привяжутся все выбранные каналы. Если выполнить Link Selected Channels — Starting from this track (SHIFT+CTRL+L), то выбранные каналы привяжутся по-порядку к каждому треку начиная с выбранного.
Browser
- Channel presets – сохранённые настройки каналов. Здесь можно найти кучу настроенных генераторов.
- Current Project – секция текущего проекта. Здесь храниться история действий и то из чего состоит прокет, клипы, каналы эффекты.
- Mixer Presets – настройки треков микшера.
- Packs – банки семплов.
- Projects – проекты.
Channel Settings
Настройки канала. Для начала достаточно знать, в верхней части расположены регуляторы громкости, баланса и питч, рядом с которым регулируется величина отрезка регулирования питча в октавах. Правее окошко FX номер в котором соответствует треку микшера к которому привязан данный канал.
Ниже расположено несколько вкладок. Про назначение их постараюсь объяснить в части второй.
Итак. Вдоволь начитавшись и насмотревшись картинок хочется уже что-нибудь сочинить.
Создадим новый проект использовав готовый трансовый шаблон. Для этого выполняем File – New from template – Genere — Trance.
В первом паттерне сделаем ударную партию:
Устанавливаем режим воспроизведения в pat (жёлтый квадратик сверху) и жмём на Play или на пробел. Слушаем. Останавливаем воспроизведение, ещё раз нажав пробел или Stop сверху.
Во втором паттерне сделаем бас партию. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass (правый клик на названии канала Trance Bass – Piano roll). Рисуем там примерно вот так:
В третьем паттерне тоже будет бас партия. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass и рисуем:
Во третьем и четвёртом паттерне создадим небольшую мелодию:
Теперь откроем Playlist и расставим паттерны как-то так.
Устанавливаем режим воспроизведения в song (вся песня). Слушаем. Радуемся.
То что получилось у меня забираем здесь:
Проект Fl Studio
Рендер MP3 (128kbps)
Рендер MP3 (320kbps)
Конечно работа над треком не заканчивается, но курс молодого бойца музыкального фронта пройден.
To be continued…
UPD: приму в комментах пожелания и предложения по поводу того, что бы вы хотели увидеть в следующих статьях.
Fruity slicer – это специализированный плагин, предназначенный для удобной и быстрой работы с лупами в программе FL Studio. Этот инструмент способен разбивать лупы и мелодические грувы на куски, в соответствии с ритмическими долями. Таким образом мы можем выделить из лупа необходимые нам звуки (перкуссии, хэты, снейры и т.д.) и воспроизводить их в нужном порядке. Рассмотрим этот процесс более подробнее.
Использование Fruity slicer
1. Выберем в браузере FL Studio необходимый луп. Нажмём на нём правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберем пункт Open in new Fruity slicer channel. Таким образом выбранный луп загрузится в плагин Fruity slicer, при этом для последнего будет создан новый канал в step sequencer.
Кроме того, в окне Piano Roll будет прописана последовательность отпечатков клавиш, в которой каждая нота будет отвечать отдельному звуку лупа.
2. Нажмём на клавишу канала в пошаговом секвенсоре и откроем окно с настройками плагина.
3. Сделаем квантизацию отпечатков клавиш (привязка к сетке), для этого нажмем на клавишу Dump beat to piano roll и выберем из контекстного меню пункт Quantize.
Таким образом, мы привязали наши отпечатки клавиш к сетке Piano Roll, чтобы все части лупа звучали ровно.
4. Расставляем последовательность отпечатков клавиш по необходимости. Я сделал это следующим образом.
Кроме того, я советую поработать с параметрами ATT и DEC для того, чтобы добиться плавного естественного звучания.
Если добавить к получившемуся лупу бочку, получим неплохое начало для танцевального трека.
Послушаем результат с бочкой
Давайте рассмотрим параметры инструмента Fruity slicer, которые могут значительно упростить нам работу с лупами.
1. Панель кнопок:
Stretching method – методы растяжения лупа.
Dump beat to piano roll – кнопка открывающая контекстное меню для выбора способа расположения отпечатков клавиш в окне Piano Roll.
2. Дисплей, на котором изображена волновая форма выбранного элемента лупа;
3. Дисплей, на котором изображена волновая форма всего лупа с его маркерами
AUTO-DUMP – автоматическое изменение вида лупа при редактировании его длины или темпа;
AUTO-FIT – автоматическая коррекция лупа в соответствии с темпом проекта;
PS (Pitch shift) – подстройка высоты тона в центах;
TS (Fit length) – изменение длительности частей лупа;
DECLICK – функция удаления щелчков;
ANIMATE – визуальная подсветка частей лупа, которые проигрываются в данный момент времени;
PLAY TO END – воспроизведение каждой части лупа до конца;
AUTO LOW…HIGH – пороги, используемые во время автоматической разбивки лупа (Dull / Medium/ Sharp auto-slicing).
Fruity slicer – это простой, но очень удобный инструмент для работы с лупами. Используйте его в своих проектах. Больше экспериментируйте и возможно вы получите очень неожиданный результат.
Ресемплинг – процесс преобразования звукового сигнала.
Это понятие может иметь двойственное значение.
Ресемплинг или передискретизация – это процесс, позволяющий изменить частоту дискретизации сигнала (увеличить или уменьшить). Например, с 44,1 кГц до 22,05 кГц. Повышение частоты дискретизации называется интерполяцией, а понижение – децимацией. В процессе передискретизации новые отсчеты вычисляются по уже имеющимся, при этом сигнал остается неизменным (форма волны не изменяется).
Ресемплинг или семплирование – процесс, при котором звуковой сигнал поступающий с какого-либо источника (микрофон, виртуальный синтезатор и т.д.) преобразовывается в аудио сигнал (обычно файл формата WAV).
Этот прием полезен тем, что при таком преобразовании можно существенно разгрузить ресурсы компьютера. Например, если вы синтезировали многослойный бас, используя несколько требовательных к ресурсам синтезаторов, то уже загрузили свой ПК достаточно серьезно. А по мимо баса в композиции также присутствуют и другие партии (лиды, синты, пэды и т.д.), которые могут быть написаны тем же способом. Такая нагрузка на компьютер может негативно сказаться при дальнейшей обработке. Вот поэтому я рекомендую использовать ресемплинг в целях экономии ресурсов ПК.
Давайте более подробно рассмотрим процесс ресемплинга в программе FL Studio.
Ресемплинг в FL Studio
Этот инструмент способен записывать, редактировать и обрабатывать аудио сигнал. Проще говоря, Edison – это встроенный аудио редактор.
Открываем окно Edison и выбираем режим записи ON PLAY (Record on song playback). В этом режиме запись аудиодорожки начинается в момент запуска воспроизведения с транспортной панели программы FL Studio. Кроме того, редактор самостоятельно поставит необходимые маркеры зацикливания.
Жмём клавишу Record в окне плагина Edison.
Выбираем режим проигрывания паттерна и нажимаем клавишу Play на транспортной панели программы FL Studio.
После записи, нажимаем стоп на транспортной панели и в окне плагина.
Вырезаем части аудио сигнала не вошедшие в область, ограниченную маркерами лупа. Таким образом получаем засемплированный сигнал партии лида, который может воспроизводиться в цикле.
С помощью одной из клавиш плагина (Drag / copy sample / selection или Send to playlist as audio clip / to channel) перемещаем получившийся луп в окно Playlist.
Благодаря такой простой технике можно значительно уменьшить нагрузку на процессор и оперативную память, чтобы в дальнейшем использовать их ресурсы для других задач (эквализация, компрессия и т.д.).
Кроме того, это не все возможности ресемплинга. Используя этот прием можно добиться интересного звучания партий различных инструментов, смешивая засемплированные элементы микса в определенной пропорции. Эксперименты в этом направлении могут дать абсолютно непредсказуемый результат.
Всем привет! Подскажите пожалуйста как изменить темп барабанного лупа в FL Studio 9, без изменения высоты тона и без ухудшения качества звучания лупа? И вообще посоветуйте что лучше- менять темп лупа или найти лупы того темпа, который нужен?
Темп меняется след. образом. Закидываешь луп в PlayList. хватаешься за левый край лупа и подтягиваешь к сетке. Хорошо работает с wav, еще лучше с Acid со слайсами)
В настройках канала - Channel Setting - раздел Time Scretch - Default. Сильные изменения приведут к искажениям и естесственным артефактам
Могу разжевать подробнее.
Только сначала скажи, у тебя оригинал лупа с каким темпом? а хочешь подогнать к какому темпу?
Dimilyan, у меня темп лупа вроде бы 135, а я хочу подогнать под 160. Я попробовал создать канал с сэмплером, закинул туда луп и в настройках Time Stretching нашел темп 160 и установил Pro default. Вроде нормально!
"Закидываешь луп в PlayList. хватаешься за левый край лупа и подтягиваешь к сетке. Хорошо работает с wav, еще лучше с Acid со слайсами)"- а это я не понял как делать?
vadimfls Варианты-то есть!Ты использовал один из них(Видео насмотрелся наверно про Pro Defult).Dimilyan способ проще подсказал,но про точку в Stretch(в левом верхнем) видимо забыл?
vadimfls, в FL есть специально отведённый сэмплер для барабанных лупов - Fruity Slicer: открываешь через него луп и он автоматически подгоняется под заданный темп проекта. Поэтому не вижу смысла открывать луп через простой сэмплер и настраивать его темп через плэйлист. Но в сэмплере или аудиоклипе есть ещё один способ подгонки темпа: рычаг TIME (SMP - Time stretching), правая кнопка мыши - autodetect. Последним я пользовался, когда нужно было изменить темп мелодического сэмпла (без изменения тональности), вырезанного в самой FL, если менялся общий темп композиции. В этом случае секвенсор должен знать исходный темп сэмпла.
Спасибо всем! Разобрался! В принципе много разных способов!
vadimfls,
блин. хотел было видяшку подкинуть,как подгонять бит во фрукте, а уже опоздал. В любом случае, я бы ее нашел на ютубе. Можешь сам поискать.
Кстати если делать двумя разными способами- во Fruity Slicer и Time stretching, то получается разный звук, не знаю какой правильней, но мне через Fruity Slicer понравилось больше!
Я извиняюсь, просто не в курсе как тут всё устроено с вопросами :) . Не могу сменить темп старый на новый. Проигрыватель сбрасывает новую установку. Функция ИНИТ. почему то только на вступление распространяется, а дальше - снова сброс следует (я так подозреваю, при переходе на воспроизведение всех патернов).
Читайте также: