Как из паттерна сделать сэмпл в fl studio
Материал этой статьи полезен для тех, кто не знаком с FL Studio и имеет слабое представление о технологиях звукозаписи. А компьютерные музыканты, давно работающие с FL Studio, возможно, не задумывались о некоторых крайне необходимых вещах, также описанных в этой главе.
Создание нового проекта
Программа FL Studio позволяет работать одновременно только с одним проектом. Кроме того, невозможна ситуация, когда в FL Studio вообще не загружен ни один проект. В момент запуска FL Studio фактически создается новый проект. Создать новый проект можно также командой FILE > New главного меню. При этом будет предложено сохранить ранее загруженный проект, если в него были внесены хоть какие-то изменения.
При создании новых проектов можно использовать шаблоны. Выбор шаблонов осуществляется в подменю FILE > Templates главного меню. Шаблон определяет генераторы и эффекты, подключаемые к новому проекту по умолчанию. При выборе шаблона на его основе автоматически создается новый проект. Последующие проекты будут создаваться в соответствии с послед-ним выбранным шаблоном.
Выберем, например, шаблон FILE > Templates > Club Basic и попробуем создать какую-нибудь простейшую композицию.
Выбор текущего паттерна
Отыщите в главном окне FL Studio транспортную панель. В ее левой части имеется переключатель PAT / SONG. Убедитесь, что выбран режим редактирования паттерна PAT. В поле TEMPO задайте нужный темп. Если в дальнейшем вы захотите, чтобы темп изменялся во время воспроизведения композиции, для этой цели следует использовать автоматизацию
Нажатием кнопки (Start) или клавиши <Пробел > за-пустите текущий паттерн на циклическое воспроизведение. Во время воспроизведения указатель текущей позиции Song position, расположенный на транспортной панели (выполнен в виде горизонтального движка), будет перемещаться слева направо.
Текущая позиция отображается на панели времени. Формат представления времени выбирается с помощью малозаметных переключателей S / В , В / М, расположенных в левой части данной панели. Если переключатель В / М находится в положении В, то в зависимости от положения переключателя S / В будет установлен следующий формат представления времени:
Если переключатель В / М находится в положении М, то формат представления времени будет таким:Min:Sec:Cent(минута:секунда:цент), где Cent(цент) — 1/100 секунды.
По умолчанию выбран паттерн 1. Для выбора паттернов можно использовать клавиши <1>—<9> цифровой клавиатуры (в режиме Num Lock) или кнопки 1—9 на панели выбора паттерна. Если 9 паттернов не хватает, то в поле PATTERN данной панели можно выбрать паттерн с максимальным номером 999. Однако самый удобный способ выбора паттернов — с помощью клавиш <•> и <Ž>. Для простоты оставим выбранным паттерн 1.
Рассмотрим панель Shortcut, показанную на рисунке. Ее кнопки дублируют наиболее часто используемые команды главного меню, а именно:
- <Ctrl> + <O> — открыть проект (команда FILE > Open);
- <Ctrl> + <S> — сохранить проект (команда FILE > Save);
- <Ctrl> + <Shift> + <S> — сохранить проект под другим именем (ко-манда FILE > Save as);
- <Ctrl> + <R> — экспортировать проект в WAV-файл (команда FILE > Export > Wave file);
- <F5> — отобразить/скрыть окно редактора композиции Playlist (коман-да VIEW > Playlist);
- <F6> — отобразить/скрыть окно пошагового секвенсора Step sequencer (команда VIEW > Step sequencer);
- <F7> — отобразить/скрыть окно редактора отпечатков клавиш Piano roll (команда VIEW > Piano roll);
- <F8> — отобразить/скрыть окно браузера Browser (команда VIEW > Browser);
- <F9> — отобразить/скрыть окно микшера Mixer (команда VIEW > Mixer).
Добавление и разделение паттернов
Если окно пошагового секвенсора Step sequencer закрыто, откройте его нажатием клавиши <F6> или кнопки (View step sequencer), расположенной на панели Shortcut.
Каждый горизонтальный ряд кнопок соответствует одному из каналов:
Если нажать одну из этих кнопок, откроется окно Channel settings с настройками соответствующего канала. Вид окна сильно зависит от того, какой именно генератор подключен к каналу.
Слева от кнопок с названиями каналов расположены регуляторы панорамы (Channel panning) и громкости (Channel volume). Еще левее расположены индикаторы-переключатели Mute/Solo, предназначенные для временного отключения каналов.
Не останавливая воспроизведение, с помощью левой кнопки мыши включи-те нужные кнопки матрицы. При необходимости отключайте кнопки матрицы правой кнопкой мыши.В результате ваших действий должна зазвучать простейшая барабанная партия.
Усложним задачу. Допустим, мы хотим, чтобы в начале композиции звучали бочка и хэт, а малый барабан вступал позже. Для этого понадобится уже не один паттерн, а два. В одном из этих паттернов партия малого барабана должна присутствовать (рис. 2.4, б), а в другом — нет (рис. 2.4, в).
Будем действовать так:
- Скопируем содержимое имеющегося паттерна № 1 в буфер обмена.
- Переключимся на паттерн № 2 (пустой).
- Скопируем содержимое буфера обмена в паттерн № 2.
- Переключимся на паттерн № 1 и удалим из него партию малого барабана.
Слева от каждого ряда кнопок матрицы расположен индикатор-переключатель Select. Если индикатор светится — значит, соответствующий ряд выделен и его состояние можно скопировать в буфер обмена. Выбор ряда кнопок осуществляется щелчком на соответствующем индикаторе-переключателе или с помощью клавиш <←>, <←>.
Чтобы выбрать не один ряд кнопок, а сразу несколько, нужно:
- Щелкнуть на переключателе Select первого или последнего ряда кнопок из числа тех рядов, которые вы предполагаете выделить.
- Не отпуская левой кнопки, провести указателем мыши по переключателям Select остальных рядов.
Если же требуется выделить все ряды паттерна, достаточно сделать двойной щелчок на любом переключателе Select.
Выделим все ряды паттерна № 1.
Скопируем выделенные ряды паттерна № 1 в буфер обмена. Для этого можно воспользоваться командой EDIT > Сору главного меню или нажать комбинацию клавиш <Ctrl> + <С>.
Переключимся на пустой паттерн №2 (можно воспользоваться клавишей <Ž> или клавишей <2> цифровой клавиатуры в режиме Num Lock).
Вставим содержимое буфера обмена в паттерн № 2 с помощью команды EDIT > Paste главного меню или нажатием комбинации клавиш <Ctrl> + <V>.
Вернемся к паттерну № 1 (нажав клавишу <•> или клавишу <1> цифровой клавиатуры в режиме Num Lock).
Удалим партию малого барабана, для чего отключим все кнопки матрицы, соответствующие каналу Snare.
Знакомство с редактором композиции Playlist
Итак, у нас есть два паттерна. Давайте попытаемся составить из них про-стейшую композицию.
Откроем окно редактора композиции Playlist (рис. 2.5, а) нажатием клавиши <F5> или кнопки (View playlist), расположенной на панели Shortcut.
Переключим FL Studio в состояние редактирования композиции, для чего на транспортной панели (см. рис. 2.1, а) включим режим SONG. Если до этого был установлен режим воспроизведения, то после переключения в режим SONG воспроизведение прекратится — нечего воспроизводить, композиции пока не существует.
Сделаем так, чтобы первые четыре такта композиции звучал паттерн № 1(без малого барабана), а начиная с пятого такта — паттерн № 2 (с малым барабаном). Для этого воспользуемся инструментом Paint (кисточка), доступным в окне Playlist. Нарисуем линию из четырех квадратиков на уровне надписи Pattern 1 и ряд квадратиков на уровне надписи Pattern 2, как показано на рис. 2.5, б.
Нажатием кнопки (Start) транспортной панели или клавиши <Про-бел> запустим композицию на воспроизведение и послушаем результат.
Точно такого же результата можно было бы добиться и другим способом.
Отредактируем существующие паттерны:
В паттерне № 1 присутствуют партии бочки и хэта, но отсутствует партия малого барабана (рис. 2.6, а);
В паттерне № 2 присутствует только партия малого барабана (рис. 2.6, б).
Перестроим нашу композицию так, как показано на рис. 2.7, а. В результате получится следующее: паттерн № 1 звучит сквозь всю композицию, а пат-терн № 2 вступает, начиная с четвертого такта, и воспроизводится параллельно с паттерном №1. Сравните с рис. 2.5, б, где паттерны 1 и 2 воспроизводятся последовательно. Второй способ более красив и нагляден, особенно если воспользоваться возможностью окна Playlist и присвоить трекам паттернов осмысленные названия.
Щелкнем правой кнопкой мыши на надписи Pattern 1, возникнет малень-кое окошко Pattern 1 name (рис. 2.7, б). Введем новое название (имя) трека паттерна № 1 и нажмем клавишу <Enter>.
Аналогичным способом переименуем трек паттерна № 2. Глядя на рис. 2.7, в, можно понять, когда в композиции звучат инструменты Kick (бочка) и HiHat (хэт), а когда вступает Snare (малый барабан).
Суть приведенных примеров проста: одного и того же результата в FL Studio можно добиться разными способами. Кроме того, следует уделять внимание совместимости разных паттернов и избегать ситуации, когда в звучащих параллельно паттернах будут задействованы одни и те же генераторы.
Добавление нового канала, изменение длины паттерна
Ударные в нашей композиции уже есть, теперь добавим бас.
Перейдем к редактированию паттерна № 3 (пока пустого). Нам нужно создать канал с мелодическим генератором басовых звуков (это кажется сложным, но делается просто).
По умолчанию в левой части главного окна FL Studio расположено окно браузера Browser. Если его не видно, нажмите клавишу <F8> либо кнопку (View browser) на панели Shortcut. В браузере следует выбрать нужный сэмпл, пресет с настройками виртуального синтезатора или пресет с настройками канала. Нам приглянулся пресет Triangle 303, доступный в папке Channel presets\TS404 браузера.
Чтобы добавить этот звук в наш проект, делаем следующее: захватываем мышью в браузере название понравившегося пресета, перетаскиваем его в окно пошагового секвенсора и отпускаем чуть ниже последнего канала (рис. 2.8, а).
В результате получаем новый канал Triangle 303 с подключенным виртуальным синтезатором и загруженным пресетом (рис. 2.8, б). В принципе, в нашем проекте имеется незадействованный канал Clap. Можно было бы перетащить пресет из браузера прямо на него — тогда новый канал заменил бы собою старый. При этом содержимое паттерна не изменяется.
В примере мы воспользовались функцией Drag & Drop (перетаскивание); тот же результат можно получить, используя контекстное меню браузера.
Щелкните правой кнопкой мыши на нужном пресете в браузере и выберите команду:
- Send to selected channel — загрузить пресет в выбранный канал;
- Open in new channel — загрузить пресет в новый канал.
Так или иначе, создан новый канал для партии баса. Запишем ритм партии баса в пошаговом секвенсоре (рис. 2.9, а).
Безусловно, для мелодического инструмента кроме ритма существенное значение имеет высота тона. Чтобы отредактировать ноты, выберем канал Triangle 303 и затем щелкнем на кнопке (Keyboard editor), расположенной в правой верхней части окна пошагового секвенсора. Откроется окно клавишного редактора (рис. 2.9, б). Каждому шагу секвенсора в этом окне соответствует своя виртуальная MIDI-клавиатура, расположенная вертикально. Клавиши, выделенные оранжевым цветом, соответствуют тем нотам, которые воспроизводятся на данном шаге паттерна. С помощью правой и левой кнопок мыши вы можете включать/выключать и перемещать эти ноты.
Теперь можно немного усложнить ритм басовой партии (рис. 2.10, б).
Добавим в нашу композицию новый паттерн (рис. 2.11).
Невооруженным глазом видна разница длин нового и старых паттернов.
Сэмплер, входящий в поставку FL Studio, так и называется Sampler. Он является встроенным инструментом, а не плагином. Это довольно простое виртуальное устройство, позволяющее загружать лишь один звуковой файл. По сравнению с возможностями таких программных сэмплеров, как Native Instruments Kontakt или Steinbetg HALion, возможности встроенного сэмплера FL Studio кажутся детскими. Однако можно ли считать Samper непрофессиональным инструментом? Нет, т. к. качество конечного продукта определяется профессионализмом человека, умением использовать разные инструменты там, где это уместно.
Если в роли генератора используется Sampler, то в окне Channel settings по-мимо вкладок MISC и FUNC присутствуют вкладки SMP и INS. Вид вклад-ки SMP окна Channel settings показан на рис. 6.4.
Вкладка SMP окна Channel settings
Под кнопками переключения вкладок окна Channel settings расположен спи-сок с названиями наиболее часто используемых сэмплов. Тот сэмпл, который выбран в списке (в нашем примере — CHR_Aah_A3.wav), является загруженным в сэмплер. Слева от списка расположена кнопка (Load sample), открывающая стандартное диалоговое окно для выбора звукового файла с целью загрузки в сэмплер. В процессе выбора файла его имя и волновая форма отображаются в информационном поле основной панели. FL Studio поддерживает звуковые файлы вплоть до формата 96 000 Гц/24 бит.
Сэмплер может воспроизводить звуковые файлы двумя способами — непосредственно с жесткого диска или из оперативной памяти ПК. Первому способу воспроизведения сэмплов соответствует опция Keep on disk в группе Wave.
Достоинство данного режима — экономия оперативной памяти, недостаток — невозможность применять обработки сэмпла группы Precomputed effects (об этом чуть далее). Опция Keep on disk доступна лишь в том случае, если звуковой файл имеет формат 44 100 Гц/16 бит/стерео.
Если сэмпл представлен в формате с худшими параметрами (например, 22 050 Гц/8 бит), то имеет смысл включить опцию ресэмплирования Resample.
В нижней части окна Channel settings имеется дисплей, оторбажающий волновую форму (сигналограмму) сэмпла. Щелкнув на этом поле, можно прослушать звучание сэмпла. Если в соответствующем звуковом файле присутствует информация о зацикливании, то границы петли отображаются вертикальными красными линиями. Чтобы сэмплер использовал эту информацию, следует включить опцию Use loop points в группе Loop окна Channel settings.
Рис. 6.4. Вкладка SMP окна Channel settings
Кардинально решить проблему щелчков на границах петли и естественности звучания зацикленного сэмпла можно с помощью функции Crossfade loop (соответствующий регулятор CRF расположен в группе Precompiled effects). Функция работает так: незадолго до окончания воспроизведения текущего цикла петли начинается воспроизведение ее следующего цикла. Причем громкость текущего цикла петли плавно убавляется, а громкость следующего — плавно возрастает. Время перехода между циклами задается регулятором CRF. Единственный минус данной технологии — при увеличении значения параметра CRF длина петли уменьшается.
Рассмотрим остальные опции группы Precomputed effects.
Remove DC offset — удаление постоянной составляющей в сигнале. Постоянная составляющая (когда вся волновая форма смещена относительно оси нулевого уровня) — очень нежелательное явление в звукозаписи, т. к. является одной из причин щелчков. Возникает постоянная составляющая в результате некорректной работы звукозаписывающего тракта или вследствие обработки звука низкокачественными программными средствами.
Функция нормализации (опция Normalize) работает по следующему алгоритму.
- Программа анализирует волновую форму и выявляет отсчет оцифрованного звука, имеющий максимальное значение по абсолютной величине.
- Автоматически вычисляется такой коэффициент,что при умножении нанего значения максимального отсчета оно становится равным максимальному возможному уровню.
- Каждый из отсчетов выделенного фрагмента волновой формы умножается на этот коэффициент.
В итоге оказывается, что максимальный отсчет принимает максимальное возможное значение, а значения остальных отсчетов пропорционально увеличиваются.
Обычно нормализацию применяют тогда, когда хотят, чтобы громкость звучания волновой формы стала максимальной, но при этом не было перегрузки сигнала по уровню.
Reverse — реверсирование, воспроизведение волновой формы в обратном порядке.
Reverse polarity — инвертирование волновой формы относительно оси нулевого уровня (каждый звуковой отсчет умножается на -1).
Fade stereo — плавный переход от звучания левого канала в звучание правого канала.
Swap stereo — стереоканалы меняются местами.
IN и OUT — регуляторы постепенного увеличения громкости (fade in) и по-степенного уменьшения громкости (fade out).
POGO — управление эффектом изменения скорости воспроизведения сэмпла и, как следствие, изменения высоты тона.
TRIM — порог срабатывания алгоритма, удаляющего тихий участок в конце сэмпла.
В результате с помощью изменения темпа можно управлять скоростью воспроизведения сэмпла— аналог эффекта Stretch, когда DJ рукой изменяет скорость вращения винилового диска.
Вкладка INS окна Channel settings
Вид вкладки INS окна Channel settings показан на рис. 6.5. На данной вкладке располагаются опции управления параметрами различных генераторов, используемых для обработки тембра. Поскольку таких параметров много и все их одновременно в окне не разместить, вкладка INS окна Channel settings содержит ряд кнопок для переключения дополнительных вкладок с разными наборами опций:
- PAN — управление панорамой;
- VOL — управление громкостью;
- CUT — управление частотой среза фильтра;
- RES — управление добротностью фильтра;
- PITCH — управление высотой тона.
На вкладке расположены три группы опций:
- Envelope — параметры генератора огибающей;
- LFO — параметры низкочастотного генератора периодических сигналов;
- Filter — параметры фильтра.
Рис. 6.5. Вкладка INS окна Channel settings
Группа параметров фильтра, доступная на всех вкладках, содержит регуляторы CUT (частоты среза) и RES (добротности фильтра), а также список для выбора типа фильтра (в нашем примере выбран тип фильтра LPx2). Доступны следующие типы фильтров:
- Fast LP, LP, LPx2, SVF LP, SVF LPx2 — различные варианты фильтров нижних частот (подавляющих высокочастотные компоненты сигнала), различным наклоном АЧХ, обеспечивающие различную окраску его звучания;
- ВР—полосовой фильтр;
- HP — фильтр верхних частот (подавляет низкочастотные компоненты сигнала);
- Notch— режекторный фильтр (подавляет компоненты сигнала в задан-ной полосе частот).
Группа LFO также доступна на всех вкладках. Однако в отличие от фильтра, который является общим для всего звукового элемента, генераторов LFO несколько. Они могут использоваться для модуляции различных параметров:
- LFO на вкладке PAN — для модуляции панорамы в целях реализации эффекта автопанорамирования;
- LFO на вкладке VOL — для модуляции громкости в целях реализации эффекта амплитудного вибрато (тремоло);
- LFO на вкладках CUT и RES — для модуляции частоты среза и добротности фильтра в целях реализации эффекта тембрового вибрато;
- LFO на вкладке PITCH — для модуляции высоты тона в целях реализации эффекта частотного вибрато.
Для каждого генератора LFO вы можете независимо задать следующие параметры:
- форму волны генерируемого сигнала: — синусоидальная, — треугольная, — прямоугольная;
- DEL — задержку перед началом генерации;
- АТТ — время атаки, в течение которого уровень генерируемого сигнала возрастает до максимального;
- АМТ — глубину модуляции соответствующего вкладке параметра синтеза (может быть как положительной, так и отрицательной величиной, ней-тральное положение соответствует отключению генератора LFO);
- SPD — частоту генерируемого сигнала.
Редактировать параметры генератора LFO очень просто, т. к. все ваши действия тут же сказываются на форме волны, отображаемой на графическом дисплее группы LFO. Захватив эту волну мышью, можно регулировать значение параметра SPD.
При включенной опции ТВ (от Tempo Based — на основе темпа) осуществляется привязка к текущему темпу параметров DEL, АТТ и SPD.
Генераторов огибающих тоже несколько, соответствующие группы параметров Envelope доступны на всех вкладках, кроме PAN. В левом верхнем углу группы Envelope имеется кнопка включения генератора, называемая Use envelope.
Кнопки TIME и TNS переключают режимы редактирования параметров огибающей. В режиме TIME можно изменять длительность фаз огибающей,
На вкладках CUT, RES и PITCH в группе Envelope есть еще регулятор АМТ (глубина модуляции соответствующего параметра синтеза).
Форма сигнала генератора огибающей отображается на графическом дисплее группы Envelope. Захватывая указателем мыши узлы графика огибаю-щей, можно изменять ее форму без помощи вращающихся регуляторов.
На графическом дисплее отображаются графики всех генераторов огибающих. График генератора, соответствующего текущей вкладке, яркий, его узлы доступны для редактирования. Графики генераторов других вкладок — бледные, не доступны для редактирования. Однако имеется возможность визуального сопоставления формы огибающих для различных параметров синтеза. По умолчанию все огибающие имеют почти одинаковую форму, поэтому на рис. 6.5 их не видно.
Напомним, что фаза поддержки длится до тех пор, пока удерживается нажатой MIDI-клавиша, т. е. не имеет определенной продолжительности.
Опцией ТВ включается режим привязки длительностей фаз атаки, удержания, спада и освобождения к текущему темпу композиции.
Как преподаватель по созданию музыки, я ежедневно сталкиваюсь с тем, как вы неэффективно используете FL Studio.
Чтобы облегчить вам жизнь и в разы ускорить работу в FL Studio, я пишу для вас эту статью.
В статье используются сокращения: ПКМ, ЛКМ, СКМ — это правая, левая и средняя кнопки мыши соответственно.
Средняя кнопка мыши — колёсико. Его можно не только крутить, но и нажимать.
Открой Playlist (F5) или Piano Roll (F7), нарисуй клип или ноту, щёлкнув ЛКМ. Представь, что её нужно разрезать пополам.
Раньше для этого нужно было найти глазами панель инструментов в верхнем левом углу, перевести туда курсор, выбрать инструмент нарезки Slicer, вернуть мышь обратно и разрезать. А потом - снова все те же операции, чтобы поменять Slicer обратно на Кисточку.
А теперь можно прямо на месте, рядом с нотой или клипом нажать ПКМ по пустому месту и удерживать её нажатой, пока кисточка не превратится в Slicer. А дальше, не отпуская ПКМ, провести по клипу или ноте в том месте, где нужно разрезать. Отпускаешь ПКМ - Slicer снова становится Кисточкой.
Это очень ускоряет процесс нарезки сэмплов / паттернов / нот.
Двойной щелчок ПКМ по пустому месту в плейлисте / пиано ролл активирует инструмент Mute. Он позволяет заглушать отдельные клипы / ноты, если вы не хотите их удалять насовсем.
При этом, как и в предыдущем пункте, не обязательно выбирать инструмент Mute в панели инструментов. Всё делается прямо на месте. Удобно.
Если у вас нет MIDI-клавиатуры или она не подключена, можно использовать обычную печатную клавиатуру для игры на синтезаторах / сэмплерах (Ctrl+T или кнопка 1 на рисунке).
Нажимаешь шестерёнку в левом верхнем углу плагина и ставишь галочку Keep focus в разделе настроек:
Обычно мы записываем первоначальную идею в одном паттерне.
Чтобы разбить партии инструментов по отдельным паттернам, есть одна хитрая команда: Split by channel из контекстного меню списка паттернов.
Удерживая Ctrl, можно обвести несколько нот/паттернов, чтобы их выделить. Не нужно менять инструмент «кисточка» на инструмент «выделение», просто удерживайте Ctrl и обводите.
Точно так же, нет нужды включать инструмент «лупа». Прокручивая колёсико мыши с зажатой клавишей Ctrl, можно уменьшить/увеличить масштаб там, где стоит курсор. В плейлисте можно ещё и вертикальный масштаб менять, удерживая Alt при прокрутке.
Когда хочешь назвать семпл по-другому, раскрасить канал микшера, переименовать паттерн или добавить картинку к названию инструмента, проще всего - щёлкнуть СКМ по названию.
Это работает где угодно в FL Studio. Позволяет переименовать, задать цвет и картинку любому инструменту / семплу / паттерну / плагину / каналу и т. п.
Для популярных инструментов - есть заготовки названий в левом нижнем углу текстового поля переименования.
Если сразу назвать и расставить инструменты, то потом можно двумя командами из пунктов 5 и 6, распределить их по каналам микшера и паттернам с теми же названиями.
Представьте: вы играли на MIDI- или компьютерной клавиатуре и получалось круто. Жаль, только, не записывалось. А повторить уже вряд ли получится. Знакомая ситуация?
Тогда загляни в меню Tools. Там имеются весьма полезные функции.Функция Dump Score Log To Selected Pattern возвращает в текущий паттерн запись всех MIDI-событий, которые происходили на протяжении от 2 минут до получаса назад. Круто?!
Хватаешься за голову от хаоса в проекте? Руки опускаются при попытках всё это упорядочить? Давай удалим семплы, которые не участвуют в аранжировке.
Функция Tools --> Macros -->Select Unused Channels выделит всё, что отсутствует в плейлисте, но занимает место в стойке инструментов. Теперь можно удалить выделенные инструменты из стойки с помощью Alt+Delete.
Edison записывает звук с канала микшера. Можно записывать голос с микрофона или семплировать игру на синтезаторе.
Чтобы быстро добавить Edison, уже готовый к записи, открой микшер (F9), выдели канал микшера и нажми Shift+E. Теперь осталось лишь нажать Play в транспортной панели сверху (общей, а не в эдиссоне), а после записи — отключить красную кнопку Record в Edison.
Помните кнопку, которая превращает печатную клавиатуру в MIDI-клавиатуру? Нажмите по ней ПКМ и откроется меню выбора ладов/аккордов. Выберите, к примеру, блюзовый лад или арабский.
Нажимайте всё подряд, любые клавиши на компьютерной клавиатуре. Все ноты будут попадать именно в выбранный лад. Удивительно, но вы не сможете ошибиться! Это очень облегчает создание мелодий и живые выступления.
В режиме major chordmap или minor chordmap вы нажимаете одну клавишу, а играет - аккорд, даже если вы не учили сольфеджио и не умеете строить аккорды. Полезно, когда сочиняешь последовательность аккордов.
Найдите всего 4 клавиши, которые красиво следуют друг за другом, причём так, чтобы за последним снова хотелось услышать первый. И получите красивую гармонию.
Несколько раз повторите эту последовательность. А записать нотами сыгранную живьём последовательность поможет пункт 10 этой статьи!
Используйте функции Piano Roll для автоматического создания арпеджио, быстрой нарезки ритмических рисунков, выравнивания и т. д. Меню с этими функциями открывается кнопкой гаечным ключом.
К примеру, вы записали 4 аккорда. Теперь их можно быстро нарезать в произвольном ритме с помощью комбинации Alt+U или превратить с помощью Alt+A в арпеджио. После чего ноты окажутся сгруппированными, но это не беда — комбинация Alt+G поможет разгруппировать их.
Автоматическое выравнивание нот по сетке (квантизация) включается тоже из этого меню (Alt+Q). Кстати, горячие клавиши можно всегда подсмотреть в этом меню и старайтесь использовать именно их. Эта привычка ускоряет рабочий процесс.
Если требуется быстро дотянуть все ноты друг до друга, воспользуйтесь функцией Legato из этого же меню (Ctrl+L). Удерживайте Shift для того, чтобы быстро двигать границу между двумя (и более) нотами. Вместо 4 действий (выделить, сократить, выделить, переместить), вы делаете всего одно движение.
Чтобы изменить общую громкость нескольких нот, не меняя соотношения громкостей между нотами внутри этой группы, нажмите Alt+X.
Это далеко не полный перечень фишек и хитростей, применяемых в FL Studio для быстрого воплощения самых смелых музыкальных идей.
В следующей статье я раскрою ещё 15 секретных фишек и приёмов работы, которыми обычно делюсь только со своими учениками.
Кстати! Если хочешь действительно совершить прорыв в написании музыки, прокачать и вывести на новый уровень своё звучание, изучить саунддизайн, сведение, мастеринг и даже научиться монетизировать творчество и сделать работу со звуком своей профессией, я с радостью научу всему, что знаю и умею сам. Вне зависимости от жанра музыки, возраста и опыта.
Просто запишись на пробный индивидуальный урок со мной в студии (если вы из СПб) или по Skype / Zoom, если вы из другого города.
Подписывайся на этот блог, чтобы не пропустить следующую часть этой статьи
У FL Studio сильная фанатская база — благодаря ей софт часто лидирует в рейтингах лучших DAW.
Программу легко освоить новичкам, но и для продвинутых пользователей есть много полезных функций. Перед вами 20 способов выжать максимум из программы от Image-Line.
1. Работа с базой данных
База плагинов состоит из пары папок на винчестере, поэтому вы можете добавлять, перемещать и копировать их просто через Проводник. Также возможно сохранять папку в папке.
2. DirectWave и оптимизация
Консолидируйте нужную дорожку с помощью ресемплинга. Начиная с FL Studio 12.5, вы можете использовать инструмент DirectWave, чтобы снизить размер семплов для обмена проектами.
3. Разметка семплов
С помощью инструмента Edison можно легко ставить метки на продолжительных семплах. Выберите отрывок, нажмите Alt+L, чтобы поставить метки, и Ctrl+L, чтобы открыть опции Tune Loop.
4. Сайдчейн и Love Filter
Fruity Love Philter можно использовать для создания сайдчейна. Выберите Vol и Pat, чтобы нарисовать форму огибающей и воспользуйтесь пресетом Sidechain Low Frequency.
5. Convolution и саунд-дизайн
Fruity Convolver отвечает не только за реверб, но и за обработку семплов и лупов. Так вы можете получить самые неожиданные эффекты.
6. Zoom in/out
В FL легко приближать и отдалять рабочую зону. Нажмите правую кнопку мыши и протяните курсор в соответствующем направлении, чтобы приблизить или отдалить. Зум работает в Playlist, Piano Roll и Editor.
7. Посыл/возврат
Fruity Send позволяет маршрутизировать сигнал любым способом по FX-цепи. Аудиосигнал через Fruity Send продолжит приходить в целевой трек, даже если заглушить источник (в отличие от маршрутизации в микшер). Функция пригодится и для изоляции send-канала.
8. Визуализация плагинов
Нажмите правой кнопкой мыши по пустому слоту на микшере, чтобы открыть Plug-in Picker. Так можно включить визуализацию плагинов, что удобнее чем текстовой список.
9. Declick и фейдауты
При нарезании аудиоклипов для плейлиста может потребоваться сделать между ними фейдауты. Дважды кликните на клип, чтобы перейти в настройки канала. Чтобы подобрать длину фейда, выберите Declicking: Transient, Generic, Smooth или Crossfade. Визуальное отображение доступно через зум.
10. Очеловечивание барабанов
Гост-ноты нужны для того, чтобы сделать барабанные треки более выразительными, особенно хорошо этот прием показывает себя на малом барабане. Перейдите в Piano roll, перейдите в Menu > Helpers > Editable Ghosts для редактирования гост-нот. Так вы сможете оживить самые банальные партии.
11. Быстрый доступ к плагинам
Если вам нужно отредактировать звук инструмента, пока вы находитесь в пиано-ролле, нажмите правой кнопкой мыши по наименованию плагина, чтобы открыть соответствующий интерфейс.
12. Конвертация секвенции в паттерн
Сконвертировать секвенцию в паттерн можно через Tools > Dump score to selected pattern.
13. Смена масштаба микшера
У микшера есть множество опций отображения. Например вы можете включить режим Extra Large Mixer, чтобы увидеть все плагины на всех каналах сразу, с прямым доступом к контекстным меню. Включить его можно, нажав на нижнюю стрелку на линейке в верхнем левом углу микшера.
14. Picker и работа с паттернами
С помощью Picker Panel можно легко посылать инструменты на паттерн в плейлисте. Нажмите правой кнопкой на клип в Picker, выберите Split by channel и перетащите группу в плейлист.
15. Ресайз
Начиная с FL Studio 12, можно менять размер треков в плейлисте: Tools > Macros > Unlock all Playlist tracks from content.
16. Упорядочивание плейлиста
Плейлист можно и нужно держать в порядке. Чтобы избавиться от лишнего мусора, перейдите в Playlist Options, нажмите правой кнопкой мыши на Picker Panel Icons. Выберите Select Unused > Patterns/Audio/Automation.
17. Сохранение пресетов цепей
В FL очень гибкая система коммутации. Часто используемые цепи эффектов можно сохранять в пресетах, чтобы потом использовать в любом проекте; Для сохранения кастомных настроек интерфейса используется функция Control Surface.
18. Быстрое начало работы с шаблонами
Быстро начать работу над новым проектом можно с помощью собственных шаблонов. Например, вы можете создать шаблоны для битов, сведения и набросков песен.
19. Визуализация сигнала
В FL Studio вы можете легко добавлять спектрограммы, осциллографы, децибеллометры и прочие девайсы для визуализации сигнала на текущий трек на микшере, нажав C. Теперь девайсы будут отображать сигнал выбранного выхода.
20. RTFM
Начните читать мануал. Он включается клавишей F1 в любое время. Мануал интерактивный и открывает информацию, которая соответствует последнему действию, совершенному в своем DAW.
Читайте также: