Где используется формат файлов aac
Внимание: это старая версия статьи, новая доступна на моём сайте.
На дворе 2011-й год, с момента появления первого MP3 кодировщика прошло уже 17 лет. Но то, что большинство из нас до сих пор спокойно слушает музыку в формате MP3 — вовсе не значит, что прогресс всё это время топтался на месте. И это касается не только развития алгоритма кодирования MP3, но и эволюции кодирования аудио с потерями вообще — в виде новых, более совершенных кодеков, действительно позволяющих получить лучшее качество при меньшем размере. Такие форматы как OGG Vorbis, AAC, WMA, Musepack давно оставили позади устаревший MP3 с его многочисленными ограничениями и недостатками.
Параллельно, всё большие обороты набирает кодирование без потерь (lossless). Но из-за больших объемов данных на сегодняшний день оно всё еще непригодно для полномасштабного использования — особенно для портативных устройств с ограниченным объемом памяти, для потокового вещания в сети, и просто для быстрого обмена музыкой в интернете (надо признать, что не у всех и не всегда под рукой есть 100-мегабитный доступ в интернет).
И так, MP3 устарел, и ему определенно созрела замена. Только как быть пользователю непосвященному, но желающему добиться максимально качественного звучания с минимальными затратами объемов памяти? Ведь альтернативных кодеков довольно много (как минимум 3 из них действительно достойны внимания): Apple продвигает с помощью своего iTunes Store формат AAC (Advanced Audio Coding — позиционируется как преемник MP3), Microsoft — свой собственный лицензируемый WMA (Windows Media Audio), кроме того, всё большую известность приобретает OGG Vorbis, а особо просветленные используют даже такой формат как Musepack. Который из этих кодеков выбрать?
Однозначного ответа на этот вопрос нет — и именно поэтому я пишу сию статью.
Выбор того или иного кодека зависит от конкретной задачи. А именно:
1. От оборудования и ПО, с помощью которого будет воспроизводиться звук. Т.е. от наличия поддержки того или иного формата аудио, а также качества воспроизведения (им желательно руководствоваться при выборе битрейта).
2. От объема памяти, который будет выделен под конечный материал. Соответственно подбирается больший или меньший целевой битрейт/качество.
Ну и, конечно же, необходимо кроме формата и битрейта подобрать оптимальный кодировщик и параметры кодирования. При этом надо понимать, что различные форматы/кодеры по-разному проявляют себя на разных диапазонах битрейта.
Таким образом, алгоритм примерно следующий:
1) Выяснить, какие форматы поддерживает целевое устройство.
2) Определиться, сколько места вы сможете выделить под аудио материал, а также определить суммарную продолжительность аудио предназначенного для кодирования.
3) Вычислить нужный битрейт по формуле: битрейт = дисковое_пространство(в килобитах) / суммарная_продолжительность(в секундах).
4) В соответствии с битрейтом выбрать из поддерживаемых форматов оптимальный (об этом далее).
5) Подобрать наилучший кодер и параметры к нему.
- поддержка более широкого набора форматов (вплоть до 48 каналов) и частот дискретизации звука (от 8 кГц до 96 кГц);
- более эффективный и простой банк фильтров: гибридный банк фильтров МР3 был заменен обычным MDCT (модифицированным дискретным косинусным преобразованием);
- более широкие пределы варьирования частотно-временного разрешения в банке фильтров — в восемь раз (в МР3 — в три раза) — привели к улучшению кодирования транзиентов (переходных процессов) и стационарных участков аудиосигнала;
- более качественное кодирование частот выше 16 кГц;
- более гибкий режим кодирования стереосигналов, позволяющий переключаться в режим M/S («joint stereo») независимо в различных частотных полосах;
- дополнительные возможности стандарта, повышающие эффективность компрессии: технология формирования шума во временной области (TNS), предсказание MDCT-коэффициентов по времени (long term prediction), режим параметрического кодирования стереосигнала (parametric stereo), синтез шумов (perceptual noise substitution), технология восстановления высоких частот (SBR).
OGG Vorbis
Ogg Vorbis — это относительно новый универсальный формат аудио компрессии, официально вышедший летом 2002 года. Он принадлежит к тому же типу форматов, что и МР3, AAC, VQF и WMA, то есть к форматам компрессии с потерями. Психоакустическая модель, используемая в Ogg Vorbis, по принципам действия близка к МР3 и иже с ними, но и только — математическая обработка и практическая реализация этой модели в корне отличаются, что позволяет авторам объявить свой формат совершенно независимым от всех предшественников.
Главное неоспоримое преимущество формата Ogg Vorbis — это его полная открытость и свободность. Более того, в нем использована новейшая и наиболее качественная психоакустическая модель, из-за чего соотношение битрейт/качество значительно ниже, чем у других форматов. Как результат — качество звука лучше, но размер файла меньше.
В формате имеется большое количество достоинств. Например, формат Ogg Vorbis не ограничивает пользователя только двумя аудио каналами (стерео — левый и правый). Он поддерживает до 225 отдельных каналов с частотой дискретизации до 192kHz и разрядностью до 32bit (чего не позволяет ни один формат сжатия с потерями), поэтому Ogg Vorbis великолепно подходит для кодирования 6-ти канального звука DVD-Audio. К тому же, формат OGG Vorbis — sample accurate. Это гарантирует, что звуковые данные перед кодированием и после декодирования не будут иметь смещений или дополнительных/потерянных сэмплов относительно друг друга. Это легко оценить, когда вы кодируете non-stop музыку (когда один трек постепенно входит в другой) — в итоге сохранится целостность звука.
Возможностью потокового вещания сейчас никого не удивишь, но у этого формата она заложена с самых основ. Это дает формату достаточно полезный побочный эффект — в одном файле можно хранить несколько композиций с собственными тегами. При загрузке такого файла в плеер должны отобразиться все композиции, будто их загрузили из нескольких различных файлов.
Отдельно стоит упомянуть достаточно гибкую систему тегов. Заголовок тегов легко расширяется и позволяет включать тексты любой длины и сложности (например, текст песни), перемежающиеся изображениями (например, фотография обложки альбома). Текстовые теги хранятся в UTF-8, что позволяет писать хоть на всех языках одновременно и исключает возможные проблемы с кодировками. Это значительно удобнее различных ухищрений типа id3 тегов.
Ogg Vorbis по умолчанию использует переменный битрейт, при этом значения последнего не ограничены какими-то жесткими значениями, и он может варьироваться даже на 1kbps. При этом стоит заметить, что форматом жестко не ограничен максимальный битрейт, и при максимальных настройках кодирования он может варьироваться от 400kbps до 700kbps. Такой же гибкостью обладает частота дискретизации — пользователям предоставляется любой выбор в пределах от 2000Hz до 192000Hz.
Ogg Vorbis был разработан сообществом Xiphophorus для того, чтобы заменить все платные запатентованные аудио форматы. Несмотря на то, что это самый молодой формат из всех конкурентов МР3, Ogg Vorbis имеет полную поддержку на всех известных платформах (Windows, PocketPC, Symbian, DOS, Linux, MacOS, FreeBSD, BeOS и др.), а также большое количество аппаратных реализаций. Популярность на сегодняшний день значительно превосходит все альтернативные решения.
Стоит заметить, что Ogg Vorbis является всего лишь небольшой частью мультимедиа проекта Ogg Squish, в который также входят свободные кодировщики: Speex — для сжатия голоса; FLAC — для сжатия звука без потерь; Theora — для сжатия видео.
Musepack
- Формат не производит второе dct-преобразование, он фактически не страдает артефактами pre-echo, в отличие от таких форматов как MP3, Vorbis, AAC и WMA.
- Более эффективные алгоритмы переменного битрейта. Если проследить, как изменяется битрейт во время проигрывания треков MPC, можно заметить, что для более простых участков кодер выделяет меньший битрейт, а для сложных — значительно больший, иногда выше 400 (!) кбит/с. Так же тут стоит упомянуть один интересный факт: кодер МР3 в режиме VBR для тишины выделяет битрейт 32 кбит/с (при частоте дискретизации 44100 Гц), AAC и OGG Vorbis — 2кбит/с, Musepack же кодирует тишину с минимальными затратами, <1 кбит/с (например, минута тишины займет каких-то 514 байт). Всё это говорит о чрезвычайной «экономности» этого кодера.
- Мощная и гибкая психоакустическая модель. Тут можно упомянуть, например, динамический НЧ фильтр на базе фреймов (в других кодерах устанавливается фиксированная полоса пропускания для каждой предустановки качества).
- Более продвинутое сжатие, основанное на оптимизированных таблицах Хаффмана (тот же LAME MP3 впустую тратит около 20% битрейта — только лишь из-за несовершенного математического сжатия)
Windows Media Audio — лицензируемый формат файла, разработанный компанией Microsoft для хранения и трансляции аудиоинформации.
Изначально формат WMA рекламировался как альтернатива MP3, но на сегодняшний день Microsoft противопоставляет ему формат AAC. Номинально формат WMA характеризуется хорошей способностью сжатия, что позволяет ему «обходить» формат MP3 и конкурировать по параметрам с форматами Ogg Vorbis и AAC. Но как было показано независимыми тестами, а также при субъективной оценке, качество форматов всё-таки не является однозначно эквивалентным, а преимущество даже перед MP3 однозначным, как это утверждается компанией Microsoft.
Теперь непосредственно к сути дела.
Чтобы облегчить вам выбор, я хотел бы поделиться своим опытом, полученным в ходе многочисленных сравнений, прослушиваний, а также на основе анализа результатов открытых слуховых тестов.
И так, ниже я расскажу о наиболее подходящих для каждого отдельного случая кодерах, а также о правильном выборе параметров. Для конвертирования рекомендую использовать foobar2000 (подробно настройка конвертера описана здесь), собственно параметры указаны как раз для него. Кроме того, для foobar2000 есть большое количество полезных DSP, которые могут нам пригодиться для предварительной обработки аудио.
Для тех же, кто собирается конвертировать через консоль или другую программу: переменную %s надо заменить на имя файла-источника (или аналогичную переменную), а %d — на имя выходного файла.
Обратите внимание, что для каждого диапазона битрейта указаны возможные варианты форматов: первый — самый приоритетный. Если же ваш плеер не поддерживает первый вариант — обратите внимание на следующий, и т.д. Как я уже писал, внимания на самом деле сегодня достойны только три кодека — это AAC, OGG Vorbis и Musepack. WMA же, по причине своей закрытости, особым качеством не отличается, но всё же в большинстве случаев лучше, чем MP3. Учитывая, что некоторые устройства из альтернатив поддерживают только WMA, я буду давать рекомендации для каждого из четырех форматов.
Насчет битрейтов: надо понимать, что оптимальным режимом кодирования является т.н. True VBR, т.е. режим с целевым качеством, а не битрейтом. В идеале результатом является трек с переменным битрейтом, но постоянным качеством (не приравнивайте эти два понятия — более сложным фрагментам трека для поддержания качества нужно больше бит). Таким образом битрейт а выходе — трудно предсказуем. Потому значения битрейтов ниже указаны только как примерные, по возможности — средние для большого количества композиций различной сложности.
Упоминаемые в этой статье, а также некоторые другие кодеры, с русскими описаниями основных параметров и рекомендациями можно найти здесь.
Сверхнизкие битрейты (
Этот диапазон прекрасно подходит для кодирования аудиокниг. И тут вариант может быть только один — AAC, а точнее, Nero AAC. Параметры следующие:
-lc -q 0.35 -ignorelength -if - -of %d
При этом материал должен быть предварительно преобразован в моно и ресемплирован до частоты 22050 Гц (желательно ресемплером SoX). На выходе получим обычное Low Complexity AAC с битрейтом около 25 кбит/с.
Для музыки в этом диапазоне тоже есть варианты:
1) Nero AAC. Тут никаких преобразований не нужно:
-q 0.15 -ignorelength -if - -of %d
На выходе — High Efficiency AAC v2 (с параметрическим стерео и синтезом ВЧ),
35 кбит/с. Прекрасный вариант для какого-нибудь интернет-радио. Только тут надо не забывать, что декодер в плеере должен поддерживать HE-AACv2, иначе получите полное отсутствие ВЧ и монофонию.
2) OGG Vorbis AoTuV — данная модификация libvorbis включает усовершенствование алгоритма кодирования с низкими битрейтами и, даже без технологии SBR, не сильно уступает HE-AACv2. Командная строка:
Полученные таким образом файлы должны быть полностью совместимы со стандартными декодерами OGG Vorbis. Битрейт — аналогичный — около 35 кбит/с.
3) WMA 10 Pro. Для таких случаев у Microsoft тоже есть что-то наподобие SBR (синтез ВЧ), звучит не так плохо, как могло бы. Правда битрейт чуть выходит за рамки — 48 кбит/с.
-silent -a_codec WMA9PRO -a_mode 3 -a_setting 48_44_2_16 -input %s -output %d
Учтите, что старые (особенно «железные») декодеры не поддерживают WMA 10. Для такого случая можно использовать WMA 9.2 (кодер тот же), правда, его качество на низких битрейтах значительно хуже.
-silent -a_codec WMA9STD -a_mode 3 -a_setting 48_44_2 -input %s -output %d
Низкий битрейт,
1) QuickTime AAC — победитель (если не считать новоиспеченный Opus/CELT) того самого теста. Ниже указаны настройки для кодера QAAC:
-s -v 64 --he -q 2 --ignorelength - -o %d
На выходе имеем HE-AAC (с SBR, но без Parametric Stereo), что должно поддерживаться различными iPod'ами и тому подобным.
2) OGG Vorbis AoTuV — хоть и оказался довольно далеко от QAAC, но всё же:
3) И на всякий случай WMA 10 Pro:
-silent -a_codec WMA9PRO -a_mode 3 -a_setting 64_44_2_16 -input %s -output %d
Для старых декодеров — WMA 9 Standard:
-silent -a_codec WMA9STD -a_mode 3 -a_setting 64_44_2 -input %s -output %d
Чуть выше,
А этот битрейт я рассматриваю уже из-за Vorbis.
1) Как показали тесты, лучше всего с ним справляется кодер OGG Vorbis AoTuV:
2) Nero AAC — очень неплохой результат. В местах, где высокие выражены не так ярко, может звучать даже лучше Vorbis'а (на высоких проигрывает из-за синтеза).
30 -ignorelength -if — -of %d
Используемый профиль — HE-AAC.
Стандарт де-факто, 128 кбит/с
Интересный факт: многие утверждают, что для MP3 128 кбит/с — «пограничный битрейт», с которого начинается неотличимое от оригинала качество. Пожалуй, это так… для пластмассовых китайских колонок с блатняком. Реально же этот порог находится где-то около 200 кбит/с, при чем новые форматы дают на этом битрейте более стабильное качество.
Современным кодерам эту планку в 128 кбит/с удалось занизить чуть ли не в два раза (опять же, по заявлениям разработчиков). Но, тем не менее, если у вас более-менее приличная акустика (или наушники), на сложных фрагментах разницу можно уловить и при 128 кбит/с.
-q 0.40 -ignorelength -if - -of %d
Профиль — обычный AAC LC.
-silent -a_codec WMA9PRO -a_mode 3 -a_setting 128_44_2_24 -input %s -output %d
Для старых декодеров — WMA 9 Standard:
-silent -a_codec WMA9STD -a_mode 3 -a_setting 128_44_2 -input %s -output %d
В этом диапазоне разница межу кодерами Nero, QuickTime AAC и Vorbis практически сходит на нет. Но здесь уже на сцену выходит тот самый Musepack. Как раз на этих битрейтах начинает проявляться его преимущество (за счет необычайно гибкого VBR режима, а также принципиально другого алгоритма сжатия):
1) Musepack --silent --quality 5 - %d
2) Nero AAC -q 0.50 -ignorelength -if - -of %d
-silent -a_codec WMA9STD -a_mode 3 -a_setting 160_44_2 -input %s -output %d
Порог прозрачности:
То, о чем я говорил. При этом битрейте практически все кодеры дают прозрачный для большинства слушателей звук. И именно этот диапазон является оптимальным в плане размер/качество.
Кстати, у LAME MP3 в этом районе тоже находится подобный порог (VBR V2), но у этого кодека очень большие проблемы с пре-эхом (искажения предшествующие резким всплескам сигнала), а на слух часто ощущается Noise Shaping (шумы от ошибок квантования таким образом переносятся в высокочастотную область).
У таких же кодеков, как Vorbis, AAC и MPC на этом пороге начинается четкая прорисовка в композициях даже фоновых шумов.
1) Musepack --silent --quality 6 - %d
2) Nero AAC -q 0.55 -ignorelength -if - -of %d
-silent -a_codec WMA9PRO -a_mode 3 -a_setting 192_44_2_24 -input %s -output %d
WMA 9 Standard, максимальный битрейт воспринимаемый старыми декодерами:
-silent -a_codec WMA9STD -a_mode 3 -a_setting 192_44_2 -input %s -output %d
Разумный максимум:
225 кбит/с повышение битрейта чаще всего уже не дает слышимого прироста качества, а размер файлов, естественно увеличивается. Но всё же, для особенно сложных композиций (и хорошей аппаратуры/ушей) существуют более высокие настройки качества. На этих битрейтах для таких кодеров как Museppack и Vorbis мне даже не удалось найти киллер-семплов (проблемные семплы, на которых явно проявляются недостатки алгоритма кодирования). И так:
2) Musepack --silent --quality 10 - %d
3) QAAC -s -V 127 -q 2 --ignorelength - -o %d
4) WMA 10 Pro -silent -a_codec WMA9PRO -a_mode 3 -a_setting 384_44_2_24 -input %s -output %d
Опережая ваши вопросы: да, для некоторых из этих кодеров существуют и более высокие настройки качества, но дальнейшее их повышение уже не имеет никакого смысла. Разве что вам действительно не важен объем занимаемый музыкой памяти, а поддержкой lossless ваше устройство не располагает.
Вот, собственно, и всё, чем я хотел с вами поделиться. Пробуйте, комментируйте, задавайте вопросы.
Также AAC — это широкополосный алгоритм кодирования аудио, который использует два основных принципа кодирования для сильного уменьшения количества данных, требуемых для передачи высококачественного цифрового аудио. Данный формат является одним из наиболее качественных, использующих сжатие с потерями, поддерживаемый большинством современного оборудования, в том числе портативного.
На 2008 год распространён значительно меньше, чем MP3 и другие альтернативные решения.
Содержание
Как работает AAC
- Удаляются невоспринимаемые составляющие сигнала.
- Удаляется избыточность в кодированном аудио сигнале.
- Затем сигнал обрабатывается по методу MDCT согласно его сложности.
- Добавляются коды коррекции внутренних ошибок.
- Сигнал сохраняется или передаётся.
Аудио стандарт MPEG-4 не требует единственного или малого набора высокоэффективных схем компрессии, а скорее сложный набор для выполнения широкого круга операций от кодирования низкокачественной речи до высококачественного аудио и синтезирования музыки.
- Семейство алгоритмов аудио кодирования MPEG-4 охватывает диапазон от кодирования низкокачественной речи (до 2 кбит/с) до высококачественного аудио (от 64 кбит/с на канал и выше).
- AAC имеет частоту сэмплов от 8 Гц до 96 кГц и количество каналов от 1 до 48.
- В отличие от гибридного набора фильтров MP3, AAC использует Модифицированное Дискретное Косинусное Преобразование (MDCT) вместе с увеличенным размером «окна» в 2048 пунктов. AAC более подходит для кодирования аудио с потоком сложных импульсов и прямоугольных сигналов, чем MP3.
AAC может динамически переключаться между длинами блоков MDCT от 2048 пунктов до 256.
Превосходства AAC над MP3
Профили
- Low Complexity (MPEG-2/MPEG-4 AAC-LC)
- Main Profile
- High Efficiency AAC (MPEG-4 HE-AAC)
- Scalable Sample Rate (SSR)
- Long Term Prediction (LTP) — более сложный и ресурсоёмкий (сл-но качественней), чем все остальные
Расширения файлов
MP3 • MP2 • MP1 • AAC • HE-AAC
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "AAC" в других словарях:
AAC — [Abk. für Advanced Audio Coding, »fortschrittliche Audiokodierung«] (MPEG 2 AAC), im Standard MPEG 2 (MPEG) enthaltenes Audioformat. Im Ggs. zu MPEG 2 Multichannel ist AAC nicht abwärts, d. h. zu MPEG 1 kompatibel und wird daher auch als MPEG 2 … Universal-Lexikon
AAC — AAC. См. Воздушно углеродная резка. (Источник: «Металлы и сплавы. Справочник.» Под редакцией Ю.П. Солнцева; НПО Профессионал , НПО Мир и семья ; Санкт Петербург, 2003 г.) … Словарь металлургических терминов
AAC+ — Vorlage:Infobox Dateiformat/Wartung/mime fehltVorlage:Infobox Dateiformat/Wartung/magic fehltVorlage:Infobox Dateiformat/Wartung/website fehlt High Efficiency Advanced Audio Coding Dateiendung .aac, .3gp, .mp4, .m4a, .m4p Entwickelt von MPEG … Deutsch Wikipedia
.aac — Advanced Audio Coding Pour les articles homonymes, voir AAC. Advanced Audio Coding (AAC) est un algorithme de compression audio avec perte de données ayant pour but d’offrir un meilleur rapport qualité/débit binaire que le format plus ancien MPEG … Wikipédia en Français
AAC+ — Advanced Audio Coding Pour les articles homonymes, voir AAC. Advanced Audio Coding (AAC) est un algorithme de compression audio avec perte de données ayant pour but d’offrir un meilleur rapport qualité/débit binaire que le format plus ancien MPEG … Wikipédia en Français
Как и в конкурирующих решениях, кодирование AAC выполняет сжатие с потерями, при котором часть исходной информации безвозвратно теряется. Оригинал может быть, например, компакт-диском, файлом FLAC со сжатием без потерь или файлом WAV без сжатия.
Формат AAC был разработан в сотрудничестве с группой компаний и исследовательских институтов. К работе были привлечены следующие компании: AT&T Bell Laboratories, Dolby, Институт Фраунгофера, Nokia и Sony. AAC должен был стать преемником MP3, предлагая лучшее качество звука при том же размере файла. AAC включен в стандарты ISO и IEC. Наряду с другими аудио кодеками он также является частью спецификаций MPEG-2 и MPEG-4. AAC был официально признан стандартом MPEG в 1997 году.
Зачем нужны аудио кодеки Bluetooth?
Технология Bluetooth сделала за последние годы огромную карьеру. Как мы уже говорили выше, мы можем найти его во все большем количестве устройств, которые мы используем каждый день. У него масса преимуществ. Он очень распространен, недорог и удобен в использовании. Его можно использовать для передачи самых разных данных, включая, конечно, аудио. Дефекты? С точки зрения аудиофила важно подчеркнуть, что Bluetooth не был разработан для передачи высококачественной музыки.
Самые простые, наиболее часто используемые кодеки Bluetooth не обеспечивают большой пропускной способности. Это означает, что сигнал, который в конечном итоге поступает в громкоговоритель и, следовательно, в наши уши, не содержит большого количества информации, присутствующей в исходной студийной записи. В результате качество звука ниже.
Хотя AAC не так популярен, как MP3, большое количество устройств поддерживает этот формат. Это относится к портативным файловым проигрывателям (например, Apple iPod), группе стационарных проигрывателей/серверов, большой группе сотовых телефонов, некоторым игровым консолям и т. Д. Также доступно большое количество компьютерных программ для воспроизведения AAC. С другой стороны, доступность программ кодирования AAC хуже.
AAC включает решения, защищенные патентами, а группа лицензиаров состоит из десятка или около того организаций. Лицензированием занимается компания Via Licensing, аффилированная с Dolby Laboratories.
Где используется?
Наряду с SBC и Qualcomm aptX, AAC является одним из наиболее часто поддерживаемых кодеков Bluetooth на рынке беспроводных наушников и динамиков. Это также стандартное сжатие аудиоданных, используемое Apple iTunes и Google YouTube, и поддерживается как на iPhone, так и на смартфонах Android. Файлы AAC, разработанные как преемники MP3, имеют аналогичный диапазон качества. Даже версия кодека для Bluetooth очень гибкая, как мы вскоре увидим. Аудио формат AAC поддерживает качество звука до 24 бит 96 кГц, но в области Bluetooth мы ограничены в лучшем случае немного ниже качества CD.
- Выберите [Setup] в главном меню.
- Выберите [Bluetooth Codec — AAC].
- Выберите [On] или [Off]. On: AAC- и если BLUETOOTH-устройство поддерживает AAC или LDAC
Чет отличается от других кодеков?
Еще одно преимущество в том, что в случае AAC, используя наушники, совместимые с кодеком, и воспроизводя музыку из файлов AAC (стандарт для удаленной программы iTunes) или потоковую передачу через Apple Music, мы должны получать несжатый звук.
Учитывая стремительное развитие беспроводных технологий, можно однозначно сказать, что рынок еще не насыщен кодеками. Поэтому ждем пополнения статьи новыми предложениями, которые сделают прослушивание музыки без кабеля более приятным!
Ogg Vorbis — свободный формат сжатия звука с потерями, официально появившийся летом 2002 года. Психоакустическая модель, используемая в Ogg Vorbis, по принципам действия близка к МР3 и подобным, однако математическая обработка и практическая реализация этой модели существенно отличаются, что позволило авторам объявить свой формат совершенно независимым от всех предшественников.
На 2006 год распространён существенно меньше, чем MP3. По всевозможным оценкам является вторым по популярности форматом компрессии звука с потерями. Широко используется в компьютерных играх и в файлообменных сетях для передачи музыкальных произведений.
Ogg Vorbis применяет более качественную психоакустическую модель, чем его конкуренты, дающую лучшую чёткость воспроизведения при равной плотности потока.
Формат не ограничивает пользователя только двумя аудиоканалами (стерео — левый и правый). Он поддерживает до 255 отдельных каналов с частотой дискретизации до 192 кГц и разрядностью до 32 бит (чего не позволяет ни один другой формат сжатия с потерями), поэтому Ogg Vorbis великолепно подходит для кодирования 6-канального звука DVD-Audio.
К тому же, формат Ogg Vorbis — «sample accurate». Это гарантирует, что звуковые данные перед кодированием и после декодирования не будут иметь смещений, дополнительных или потерянных сэмплов. Это легко оценить, когда вы кодируете non-stop музыку (когда один трек постепенно переходит в другой) — в итоге сохранится целостность звука.
Формат изначально разрабатывался с возможностью потокового вещания. Это даёт формату достаточно полезный побочный эффект — в одном файле можно хранить несколько композиций с собственными тегами. При загрузке такого файла в плеер должны отобразиться все композиции, будто их загрузили из нескольких различных файлов.
Формат имеет гибкую систему тегов. Заголовок тегов легко расширяется и позволяет включать тексты любой длины и сложности (например, текст песни), перемежающиеся изображениями (например, фотография обложки альбома). Текстовые теги хранятся в UTF-8, что позволяет писать на нескольких языках одновременно и исключает возможные проблемы с кодировками.
Ogg Vorbis по умолчанию использует переменный битрейт, при этом значения последнего не ограничены какими-то жёсткими значениями, и он может варьироваться даже на 1 kbps. При этом стоит заметить, что форматом жёстко не ограничен максимальный битрейт, и при максимальных настройках кодирования он может варьировать от 400 kbps до 700 kbps. Такой же гибкостью обладает частота дискретизации — пользователям предоставляется любой выбор в пределах от 2 кГц до 192 кГц.
Ogg Vorbis был разработан сообществом «Xiphophorus» для того, чтобы заменить все платные запатентованные аудио форматы. Несмотря на то что это самый молодой формат из всех конкурентов МР3, Ogg Vorbis имеет полную поддержку на всех известных платформах (Windows, Linux, MacOS, PocketPC, Palm, Symbian, DOS, FreeBSD, BeOS и др.), а также большое количество аппаратных реализаций. Популярность на сегодняшний день значительно превосходит все альтернативные решения.
Стоит заметить, что Ogg Vorbis является всего лишь небольшой частью мультимедиа проекта Ogg Squish, в который также входят свободные кодировщики: Speex — для сжатия голоса; FLAC — для сжатия звука без потерь; Theora — для сжатия видео.
Для хранения звука используется формат Ogg media (OGM).
Преимущества Ogg Vorbis
Отсутствие патентных ограничений.
До 255 каналов.
Частота дискретизации до 192 кГц.
Разрядность до 32 бит.
«Sample accurate» — звуковые данные не будут иметь смещений, дополнительных или потерянных сэмплов относительно друг друга.
Эффективные алгоритмы переменного битрейта.
Гибкий Joint stereo.
Мощная и гибкая психоакустическая модель.
Теги хранятся в Юникоде, а не национальной кодировке.
Читайте также: