Где еще в опере звучит 1 я тема татьяны
Сцена именин Татьяны. Представить себе не могу, что либреттисты, принадлежавшие примерно к той же среде, что и герои романа и оперы, могли такое написать.
Вспомним. У Пушкина сказано очень кратко - Ленский « в негодовании ревнивом», раздосадованный кокетством Ольги, просто уезжает с бала:
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.
И только назавтра Онегин через Зарецкого получит записку:
То был приятный, благородный,
Короткий вызов, иль картель:
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.
В опере же мы видим подробно выписанную сцену ссоры. Либреттистам будто не ведомы правила бального этикета (записанные, кстати, в их время): «Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы».
Что же в опере? Ещё можно допустить пространный диалог между Ленским и Ольгой:
- Ужель я заслужил от вас насмешку эту?
Ах, Ольга, как жестоки вы со мной!
Что сделал я?
- Не понимаю,
В чём виновата я.
- Все экосезы, все вальсы
С Онегиным вы танцевали!
Я приглашал вас,
Но был отвергнут.
Диалог завершится горьким выводом Ленского – «Ах, Ольга, ты меня не любишь!» Но вот дальше – сцена просто чудовищная. Ссора героев происходит посреди бального зала. Есть режиссёры, которые пытаются увести хотя бы в начале её героев куда-то в сторону от толпы. Вспоминаю не обруганную, наверное, только ленивым постановку Б.А.Покровского в Большом театре, шедшую в 1990-ые годы (кстати, мне она нравилась). Всему доставалось, в первую очередь, «дому в разрезе», но здесь великий Мастер «перевёл» героев в боковую комнату, и поэтому хотя бы поначалу их объяснение (меня всегда поражающее какой-то удивительной – не пушкинской! - словесной безвкусицей) проходило без свидетелей.
Ты не танцуешь, Ленский?
Чайльд Гарольдом стоишь каким-то!
Что с тобой?
- Со мной? Ничего.
Любуюсь я тобой,
Какой ты друг прекрасный!
- Каково!
Не ожидал признанья я такого!
За что ты дуешься?
- Я дуюсь? О, нимало!
Любуюсь я, как слов своих игрой
И светской болтовнёй
Ты кружишь головы и девочек смущаешь
Покой душевный! Видно, для тебя
Одной Татьяны мало! Из любви ко мне
Ты, верно, хочешь Ольгу погубить,
Смутить ее покой, а там смеяться
Над нею же. Ах, как честно это!
А вот в виденной мной красивейшей постановке в Кировском (тогда) театре, которую привозили в Москву в 1983 году, Онегин (его пел мой любимый С.П.Лейферкус) по воле постановщика должен был всё это произносить и выслушивать, танцуя с барышнями. Заметьте, что я говорю не про новомодные трактовки с застольем на весь спектакль или с гусями-медведями!
А дальше ничего не поделаешь: гости бывших друзей окружили, и уже на весь зал звучит:
Онегин! Вы больше мне не друг!
Быть близким с вами
Я не желаю больше!
Я. я презираю вас!
И концовка сцены, тоже совершенно невозможная в пушкинские времена:
- К услугам вашим я!
Довольно, — выслушал я вас:
Безумны вы, безумны вы,
И вам урок послужит к исправленью!
- Итак, до завтра!
Посмотрим, кто кого проучит!
Пускай безумец я, но вы.
Вы — бесчестный соблазнитель!
- Замолчите. иль я убью вас.
Приходится только восхищаться потрясающими артистами, которые умудряются всё это спеть и сыграть так, что у зрителей и слушателей не появится даже подозрения на абсурдность происходящего!
И, тем не менее, благодаря действительно «страстной, юной, живописной, поэтической» музыке, опера живёт и, наверное, будет жить ещё очень-очень долго.
Исполнители были молоды. Я поискала данные о них: самому старшему, М.Е.Медведеву (он пел Ленского), было 27 лет, С.В.Гилёву (Онегину) – 25, М.Н.Климентовой (Татьяне) - 22, А.Н.Левицкой (Ольге) – 21. Как они справились? Судя по сохранившимся отзывам, молодость помогла им создать убедительные образы, но мастерства для полноценного исполнения вокальных партий всё же не хватило. Сам Чайковский (вспоминавший, что «особенного восторга в слушателях не заметил»), отмечал «теплоту и искренность» Климентовой.
Первые исполнители. Слева направо: С.В.Гилёв (Онегин) и В.В.Махалов (Гремин); М.Н.Климентова (Татьяна); М.Е.Медведев (не уверена, что Ленский) Первые исполнители. Слева направо: С.В.Гилёв (Онегин) и В.В.Махалов (Гремин); М.Н.Климентова (Татьяна); М.Е.Медведев (не уверена, что Ленский)Хотя Чайковский и писал: «Я не отдам Онегина ни за какие блага ни петербургской, ни московской дирекции, и если ей [опере] не суждено идти в Консерватории, то она не пойдёт нигде», - тем не менее, в 1881 году опера была поставлена в Большом театре, а в 1884 году – в Мариинском, причём для этих постановок автор её немного подредактировал. А дальше – триумфальное шествие оперы по миру. Наверное, нет нужды перечислять всех прославленных исполнителей (думаю, что у каждого есть кто-то любимый, и не хочу никого обидеть), но хочу остановиться на одной интерпретации.
В 1958 году режиссёр Р.И.Тихомиров снял фильм-оперу «Евгений Онегин». Главный (и, в общем, единственный) упрёк у меня – для того, чтобы получился односерийный фильм, оперу подчас «резали по живому». Всё остальное, мне кажется, замечательно: и великолепные съёмки, и подбор исполнителей. Кроме Гремина (которого и поёт и играет прославленный бас И.И.Петров), роли исполняют драматические артисты (по возрасту очень близкие к своим героям), а поют солисты ГАБТ СССР. Г.П.Вишневская, записавшая для фильма партию Татьяны, вспоминала, что первоначально должна была и играть эту роль, но не смогла из-за рождения дочери. До сих пор не могу решить, огорчаться или радоваться… С одной стороны, мы могли бы увидеть (а не только услышать) замечательную певицу в пору её расцвета, а с другой, Галине Павловне было уже за тридцать, в фильме же снялась 20-летняя А.В.Шенгелая, и, по-моему, она прекрасна:
Мне (и я знаю, что не только мне) нравятся и другие исполнители:
И, конечно, заглавный герой, которого сыграл любимейший актёр того времени В.А.Медведев, кстати, ровесник своего героя (в конце), ставший для многих эталонным Онегиным:
Опера давно уже сделалась самостоятельным произведением и, думается, ещё много великолепных исполнителей её появится…
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь
"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь
Навигатор по всему каналу здесь
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал
Опера «Евгений Онегин» - это выдающееся произведение русской классической музыки. Сюжет предложила певица Лавровская. Чайковский поначалу отверг это предложение. Однако перечитав «Онегина», он увлекся сюжетом, быстро написал сценарий и с Шиловским написал либретто. Опера была написана за восемь месяцев. Чайковский не стремился все содержание романа перенести в оперу. Он хотел лишь раскрыть драму трех героев – Татьяны, Онегина и Ленского. Он делает акцент на лирико-психологическую сторону.
Основной героиней оперы стала Татьяна. Чайковский даже начал писать оперу со сцены письма и хотел назвать оперу «Татьяна Ларина». Но лишь уважение к Пушкину помешало изменить название. Образ Татьяны Чайковский показывает в движении в развитии. Свое понимание этого образа он изложил в письме «Она – полная чистой женственной красоты девическая душа, еще не тронутая прикосновением к действительной жизни; это мечтательная натура, ищущая смутно идеала и страстно гоняющаяся за ним. Не видя ничего подходящего к идеалу, она остается неудовлетворенной, но покойной. Но стоило появиться лицу, по внешности отличающемуся от среды пошло – провинциальной, она вообразила, что это – идеал, и страсть охватила до самозабвения. Пушкин превосходно, гениально изобразил мощь этой девической любви, и я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясен до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны после появления Онегина».
Первая характеристика Татьяны намечается в сжатой инструментальной интродукции к опере, построенной на единственной теме.
Это – лейтмотив, неоднократно появляющийся далее. Обычно эту тему называют темой мечтаний Татьяны о счастье. Нежная задумчивая мелодия совпадает с представлением о юной девичьей душе, мечтающей о счастье и любви.
В первой картине вокальная партия Татьяны не так обширна. Вторая картина полностью посвящена Татьяне. Эта картина является кульминацией в развитии лирического образа Татьяны. В музыке отражено движение внутренней душевной жизни девушки, постепенный расцвет ее большого чувства.
Оркестровое вступление к этой картине основано на скорбном, стонущем мотиве, подобном тягостным вздохам, который переходит в знакомую мелодию мечтаний Татьяны. Татьяна разговаривает с няней, все ее фразы полны задумчивости и тайной печали. Внезапно в партии Татьяны появляется мелодия полная увлечения и огня, она ширится и растет. Это – будущая тема любви Татьяны.
Сцена письма - одна из самых впечатляющих сцен в русской и мировой оперной литературе. Чайковский правдиво и поэтично воплотил в музыке все переходы юной девушки из одного душевного состояния в другое.
С точки зрения оперной драматургии сцена письма является в высшей степени новаторской. Эта сцена глубоко динамична и органически связана с развитием лирического действия.
Сцена начинается с проведения темы любви оркестром. Вот то чувство, которое заставляет Татьяну писать. Страстно звучит ариозо «Пускай погибну я». Затем идет контрастный раздел с горестными сомнениями, который приводит к поразительной теме «Я к вам пишу». Татьяна как бы беседует со своим любимым, преодолевая тревожное сомнение, приходит к уверенности в своем чувстве. В заключении сцены в оркестре ярко, ликующе звучит тема любви. Сцена письма раскрывает глубину и многогранность чувств Татьяны.
Новые черты образа Татьяны выступают в третьем действии, где она появляется как княгиня Гремина. Композитор нарисовал внешний облик Татьяны, облик прекрасной молодой женщины полной достоинства, нежной и спокойной простоты. Но, увидев Онегина ,в ее душе появляется внезапное смятение. Татьяна владеет собой и внешне остается спокойной.
В седьмой картине раскрыта вся глубина, вся горечь переживаний Татьяны. В сцене с Онегиным большое значение приобретает музыкальная тема из оркестрового вступления к седьмой картине, раскрывающая всю силу горя Татьяны и характеризующая ее возвышенный нравственный облик. Видя Онегина у своих ног ,в душе Татьяны возрождается чувство к нему. Борьба чувства любви с чувством долга правдиво и драматично выражена в напевной величавой теме «Онегин, в вашем сердце есть и гордость и прямая честь» она овладевает собой, в ее партии появляются энергичные волевые интонации: «Моя судьба уж решена, я буду век ему верна!» В характере Татьяны появились новые черты: чувство собственного достоинства, воля, глубина и сила ума.
Татьяна – один из самых привлекательных образов в мировой оперной литературе. Опера получила огромную популярность при жизни композитора вероятно по тому, что музыкальный язык ее близок городскому , бытовому романсу. Опера была поставлена силами студентов Московской консерватории и имела большой успех.
"Евгений Онегин" Лирические сцены в трёх действиях (семи картинах).
С юности Чайковский страстно любил театр. Театр притягивал и пленял воображение композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и сложный внутренний мир героев и тем самым воздействовать на сердца людей. Неудивительно, что опера стала его любимейшим жанром. Для своих произведений Чайковский стремился выбирать сюжеты, в которых, по его словам, должны действовать «настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я». Художественным идеалом для композитора было создание «интимной, но сильной драмы». Таким сочинением стал «Евгений Онегин».
Сюжет для оперы Чайковскому подсказала известная певица Е. А. Лавровская. В письме к Модесту Ильичу композитор рассказывал:
«На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об Онегине, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина».
В составлении либретто принимал участие его друг, литератор К. С. Шиловский.
В своем романе в стихах Пушкин создал многогранный портрет современной ему эпохи, ее нравов и обычаев; Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Но композитора в первую очередь привлекала лирическая драма героев — и именно она заняла центральное место в опере, которую автор назвал «лирическими сценами».
В основу либретто легли лишь некоторые главы пушкинского романа в стихах. Поэтому в опере проходят только основные сюжетные линии, посвященные главным героям - Татьяне, Онегину, Ленскому и их близкому окружению.
Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны. Сохранив в основном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в облике Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторженность чувств и искренность души. Чайковскому дорого душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объединяет общими интонациями. Музыкальные образы персонажей, как и их судьбы, непрерывно развиваются на протяжении всего произведения. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен разного характера, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.
Музыкальный язык оперы тесно связан с характерными особенностями русского лирического романса. Важной чертой оперного стиля Чайковского является своеобразный диалог голоса и оркестра, состоящий в частых переходах темы из вокальной партии в оркестр, который «досказывает» речь героев. Типичным является и прием «рождения» вокальной мелодии из инструментальной темы.
В исполнении оперы композитор стремился достичь наибольшей искренности и простоты, поэтому постановка «Евгения Онегина» была по желанию автора осуществлена силами студентов Московской консерватории. Премьера состоялась 17 марта 1879 года под руководством Н. Г. Рубинштейна.
Петр Ильич сумел особым языком музыки рассказать о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина.
В трех действиях оперы четко прослеживается жизнь трех главных героев - Татьяны, Онегина, Ленского - на фоне деревенского быта или картин столичной жизни. Несмотря на то, что опера названа "лирическими сценами", действие ее развивается очень целеустремленно.
В опере семь картин (три действия).
Краткое содержание.
Действие первое. Картина первая. Усадьба Лариных. Из дома доносится пение сестер — Татьяны и Ольги. В саду Ларина и няня Филиппьевна варят варенье и вспоминают свою молодость. С разукрашенным снопом приходят крестьяне поздравить барыню с окончанием жатвы.
Приезжают гости. Владимир Ленский, юный поэт, влюбленный в Ольгу, представляет своего соседа и друга Онегина. Татьяна глубоко взволнована новым знакомством, она видит в Онегине воплощение своих мечтаний о счастье и любви.
Картина вторая. Комната Татьяны. Взволнованная встречей с Онегиным, она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Няня начинает бесхитростный рассказ, но Татьяна не слушает ее, поглощенная своими мыслями. Оставшись одна, она пишет письмо Онегину, в котором признается ему в любви.
Наступает утро. Вдали слышится наигрыш пастушеской свирели. Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину.
Картина третья. В саду девушки собирают ягоды. Вбегает Татьяна. Она взволнована в ожидании встречи с Онегиным. Появляется Онегин. На признание Татьяны он отвечает с холодной откровенностью: он не склонен к семейной жизни, его речь сдержанна, учтива и завершается нравоучением, которое потрясенная девушка выслушивает молча.
Действие второе.Картина четвертая. Зима. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Гости от души веселятся; француз Трике посвящает Татьяне поздравительные куплеты собственного сочинения. Онегин, которого привез на бал Ленский, раздражен провинциальными лицами, нарядами, сплетнями и пересудами. Он сердится на Ленского и, решая ему отомстить, начинает ухаживать за Ольгой, приглашая на вальс, а затем и на мазурку. Ленский оскорблен: он вызывает Онегина на дуэль. Гости безуспешно пытаются их помирить.
Картина пятая. Зимнее утро. У мельницы назначена дуэль. Ленский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Мысли Ленского проникнуты тяжелыми предчувствиями.
Появляется Онегин со своим слугой-секундантом. Бывшие друзья, понимая нелепость ссоры, полны нерешительности, но, ни один из них не делает первого шага к примирению. Противники становятся к барьеру и по знаку секундантов начинают сходиться. Раздается выстрел: Ленский убит. Онегин в ужасе охватывает голову руками.
Действие третье.Картина шестая. Блестящий бал в Петербурге. Среди гостей — вернувшийся из дальних странствий Онегин, так и не сумевший рассеять свою скуку. В зале появляется князь Гремин, дальний родственник Онегина, с супругой. В величавой великосветской даме Евгений с изумлением узнает Татьяну. Князь рассказывает ему о своем счастье и представляет Онегина жене. Татьяна, научившись «властвовать собой», с честью выдерживает испытание, искусно скрывая свое волнение, а затем под предлогом усталости покидает бал. В сердце Онегина вспыхивает страстная любовь к Татьяне.
Картина седьмая. Дом Греминых. Татьяна в смятении читает письмо Онегина. Неожиданно входит Онегин. Он умоляет Татьяну ответить на его чувство. С глубокой болью она вспоминает их первую встречу, когда «счастье было так возможно, так близко», и признается, что по-прежнему любит его. Но мольбы Онегина напрасны: Татьяна остается верна своему супружескому долгу и покидает Онегина, навек простясь со своей любовью.
|
П. И. Чайковский |
Вы видите портреты двух великих гениев 19 века: А. С. Пушкин, П.И. Чайковский. Литературный замысел поэмы "Евгения Онегина"создал А.С. Пушкин в 1830 году, а П.И Чайковский создаёт оперу в 1878 году.
ЗАДАНИЕ 1 ответь письменно в тетради
1.1. Подумай и вспомни,что такое опера?
1.2. Как называется литературный текст оперы?
1.3.Какие оперы тебе известны?
Самопроверка по ссылке.
Обратимся к роману Пушкина. С чего начинаться роман? Кто главный герой?
У А.С. Пушкина роман начинается со вступления,в котором поэт знакомит нас со своим героем - Евгением Онегиным
ЗДЕСЬ прослушай начало увертюры,чья это музыкальная характеристика?
В увертюре к опере звучит музыкальная характеристика Татьяны.Тема мечтаний звучит нежно,лирично, Это центральный в опере образ. Чем объяснить тот факт,что героиней увертюры является Татьяна,а не Онегин ,как у Пушкина?
В первой картине оперы происходит встреча Онегина с Татьяной Лариной. После этой встречи девушка влюбляется и пишет письмо своему избраннику,рассказывая о вспыхнувших чувствах. Перечитаем "Письмо Татьяны" ещё раз.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Татьяна пишет Онегину своё письмо-признание. На сцене не происходит никакого действия, но музыка так полна еле уловимыми оттенками чувств. Выраженные в музыке чувства невозможно точно описать словами. Их надо почувствовать.
Послушайте, как выразительно передаёт музыка Чайковского смятение и горячность, глубину и нежность любви, особенно трогательной оттого, что мы уже знаем: Онегин не примет этот редкий и потому столь драгоценный дар, но без всякого сожаления отвергнет его.
2.1 Прослушайте СЦЕНУ ПИСЬМА ЗДЕСЬ Либретто Сцены письма ЗДЕСЬ
2.2.При прослушивании Сцены письма обратите внимание на частые смены эмоциональных состояний в музыке.Подумайте,чем они обусловлены.
2.3. Выпишите из музыкального анализа "Сцены Письма" интонационные характеристики каждого раздела
Письмо представляет собой свободно развивающийся монолог, это небольшая моно-опера. 1-ый раздел - ариозо "Пускай погибну я " (такого текста нет у Пушкина в письме) -передаёт порыв, неудержимость чувств, воодушевление, решительность, смелость девушки, силу первой любви. Это начало письма, Татьяна ищет слова, чтобы рассказать Онегину о своей любви. Написав несколько строчек, она пугается своей смелости и рвёт листок.
2-ой раздел - "Я к вам пишу" - в миноре, в оркестре солирует гобой - тема письма. Характер лирический, печальный, трогательный, простой.
3-ий раздел - "Другой! Нет, никому на свете не отдала бы сердца я " -романсовый, Татьяна верит в своё чувство.
4-ый раздел - "Кто ты? Мой ангел ли хранитель или коварный искуситель"- светлый, созерцательный, нежный, Татьяна надеется на взаимность. Кода - решительная. . страшно перечесть . но мне порукой - ваша честь. Наступает утро, Татьяна передаёт письмо няне, её внук бежит к Онегину.
2.4. Во время очередной телепередачи "Что? Где? Когда?" знатокам интеллектуальной игры был предложен вопрос: "Какой музыкальный инструмент начинает звучание фрагмента "Я вам пишу чего же больше?" Ответьте на него.
ТАТЬЯНА - провинциальная барышня, воспитанная французскими романами, она создаёт в своём воображении идеальный образ Онегина. Мечтательная и робкая в 1-ой картине, она неожиданно становится смелой и решительной, потому что любит и хочет доказать, что это действительно так. Её чувство настоящее, сильное, первое. В письме много об Онегине и всё - с нежностью, добром, любовью, очень бережно. Чайковский очень любил образ Татьяны и наделил её прекрасной музыкой.
Домашнее задание: Выполнить задания 1 и 2 .Файл с выполненной работой прикрепить в ЭШ с пометкой УРОК 8.5
Читайте также: