Где должна находиться компьютерная программа во время ее исполнения
1. Что такое компьютер?
а) устройство для обработки аналоговых сигналов;
б) устройство для хранения информации любого вида.
в) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;+
г) электронное вычислительное устройство для обработки чисел;
2. От чего зависит производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций)?
а) тактовый частоты процессора;
б) объема обрабатываемой информации.+
в) быстроты нажатия на клавиши;
г) размера экрана монитора;
3. Какое название имеет система взаимосвязанных технических устройств, которые выполняют ввод, хранение, обработку и вывод информации?
а) программное обеспечение;
б) компьютерное обеспечение;
в) аппаратное обеспечение.+
г) системное обеспечение;
4. Устройством визуального воспроизведения символьной и графической информации является:
а) процессор;
б) клавиатура.
в) сканер;
г) монитор;+
5. Устройство, не находящееся в системном блоке:
а) видеокарта;
б) процессор;
в) сканер;+
г) жёсткий диск;
д) сетевая карта;
6. Для чего нужен дисковод?
а) чтения/записи данных с внешнего носителя;+
б) хранения команд исполняемой программы.
в) долговременного хранения информации;
г) обработки команд исполняемой программы;
7. НЕ периферийное устройство:
а) жесткий диск;+
б) принтер;
в) сканер.
г) модем;
д) web-камера;
8. Название принтера с чернильной печатающей головкой, выбрасывающей под давлением чернила из ряда мельчайших отверстий на бумагу:
а) сублимационный;
б) матричный.
в) струйный;+
г) жёсткий;
д) лазерный;
9. Программа последовательностью:
а) команд для компьютера;+
б) электрических импульсов;
в) нулей и единиц;
г) текстовых знаков;
10. В каком месте нахождения информация будет утеряна при выключении компьютера?
а) на гибком диске;
б) на жестком диске;
в) на CD-ROM диске;
г) в оперативной памяти;+
11. Что применяется для долговременного хранения пользовательской информации?
а) внешняя память;+
б) процессор;
в) дисковод;
г) оперативная память;
12. В каком месте можно сохранить информацию перед отключением компьютера?
а) в оперативной памяти;
б) во внешней памяти;+
в) в регистрах процессора;
г) на дисководе;
13. Наименьшей адресуемой частью памяти компьютера является:
а) байт;
б) бит;+
в) файл;
г) машинное слово;
14. Для чего нужен магнитный диск? Для…
а) обработки информации;
б) хранения информации;+
в) ввода информации;
г) вывода информации;
15. Где хранится выполняемая в данный момент программа и обрабатываемые ею данные?
а) во внешней памяти;
б) в оперативной памяти;+
в) в процессоре;
г) на устройстве ввода;
16. Что такое программа?
а) обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме;
б) электронная схема, управляющая работой внешнего устройства;
в) описание последовательности действий, которые должен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных;+
г) программное управляемое устройство для выполнения любых видов работы с информацией;+
17. Что такое сканер?
а) устройство хранения информации
б) устройство обработки информации
в) устройство вывода информации на бумагу
г) устройство ввода информации с бумаги+
18. Типом принтера с наихудшими качествами печати является:
а) струйный
б) матричный+
в) лазерный
19. Какая кнопка перемещает курсор в начало строки клавиша?
а) PgDown
б) End
в) PgUp
г) Home+
20. Какой устройство не является устройством вывода информации?
а) микрофон+
б) монитор
в) принтер
г) звуковые колонки
22. Что можно сделать щелчком мыши?
а) перемещать объект
б) открыть объект
в) указать объект+
23. Какой клавишей происходит завершение ввода команды?
а) Enter+
б) Пробел
в) Shift
г) Backspace
24. Что применяют для подключения компьютера к телефонной сети?
а) плоттер
б) принтер
в) факс
г) сканер
д) модем+
25. Для чего нужны постоянно запоминающие устройства? Для…
а) хранения программы пользователя во время работы
б) хранения постоянно используемых программ
в) хранения программ первоначальной загрузки компьютера и тестирования его узлов+
г) записи особо ценных прикладных программ
д) постоянного хранения особо ценных документов
26. От чего зависит скорость работы процессора?
а) объема обрабатываемой информации
б) организации интерфейса операционной системы
в) объема внешнего запоминающего устройства
г) тактовой частоты+
д) наличия или отсутствия подключенного принтера
27. Устройства, которые не являются устройствами ввода информации:
а) сканер
б) монитор+
в) мышь
г) клавиатура
28. Правильное определение компьютера:
а) устройство для обработки аналоговых сигналов
б) устройство для работы с текстами
в) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией+
г) электронно-вычислительное устройство для обработки чисел
д) устройство для хранения информации любого вида
29. Что такое видеокарта?
а) устройство ввода информации
б) микросхема, осуществляющая вывод информации на экран+
в) устройство распознавания текстовой информации
г) устройство вывода информации
30. Что предназначено для долговременного хранения информации?
а) внешние носители+
б) процессор
в) блок питания
г) дисковод
д) оперативная память
31. Характеристика матричного принтера:
а) высокая скорость печати
б) высокое качество печати
в) наличие печатающей головки+
г) бесшумная работа
32. Для чего клавиша Shift?
а) печать заглавных символов+
б) ввод команды
в) переход в начало страницы
г) удаление символа
33. При отключении какого элемента ПК не будет функционировать?
а) оперативной памяти+
б) мыши
в) принтера
г) дисковода
д) сканера
34. Полный перечень основных элементов персонального компьютера:
а) центральный процессор, оперативная память, устройства ввода/вывода+
б) сканер, мышь, монитор, принтер
в) микропроцессор, сопроцессор, монитор
г) монитор, винчестер, принтер
д) АЛУ, УУ, сопроцессор
35. Что значит адресуемость оперативной памяти?
а) возможность хранения программ и данных
б) наличие номера у каждой ячейки оперативной памяти и возможность доступа к ней+
в) дискретность структурных единиц памяти
г) энергонезависимость оперативной памяти
д) энергозависимость оперативной памяти
36. Где будет храниться прикладная программа во время выполнения?
а) в видеопамяти
б) в оперативной памяти+
в) в процессоре
г) в ПЗУ
д) на жестком диске
37. Что происходит с информацией при отключении компьютера?
а) стирается на гибком диске
б) исчезает из постоянного запоминающего устройства
в) стирается на жестком диске
г) стирается на компакт-диске
д) исчезает из оперативной памяти+
38. Что такое микрофон?
а) устройство вывода звуковой информации
б) устройство ввода звуковой информации+
в) устройство обработки звуковой информации
г) устройство хранения звуковой информации
39. Магистрально-модульный принцип архитектуры современного персонального компьютера подразумевает такую логическую организацию аппаратных компонент компьютера, при которой:
а) каждое устройство связывается с другими напрямую, а также через одну центральную магистраль
б) все устройства связываются друг с другом через магистраль, включающую в себя шины данных, адреса и управления+
в) устройства связываются друг с другом в определенной фиксированной последовательности (кольцом)
г) каждое устройство связывается с другими напрямую
д) связь устройств друг с другом осуществляется через центральный процессор, к которому они все подключаются
40. Что такое акустические колонки?
а) устройство обработки звуковой информации
б) устройство ввода звуковой информации
в) устройство хранения звуковой информации
г) устройство вывода звуковой информации+
41. Устройства, входящие в состав процессора:
а) дисплейный процессор, видеоадаптер
б) сканер, ПЗУ
в) кэш-память, видеопамять
г) оперативное запоминающее устройство, принтер
д) арифметико-логическое устройство, устройство управления, регистры+
42. Какое из представленных устройств используют для ввода информации:
а) монитор
б) процессор
в) принтер
г) клавиатура+
д) ПЗУ
43. Кнопка включения дополнительной клавиатуры:
а) Power
б) ScrollLock
в) CapsLock
г) NumLock+
44. Название компакт-диска, предназначенного для многократной записи новой информации :
а) CD-ROM;
б) CD-RW;+
в) DVD-ROM;
г) CD-R;
45. Что такое клавиатура ?
а) устройство ввода манипуляторного типа
б) устройство ввода символьной информации+
в) устройство вывода информации
г) устройство хранения информации символьного типа
46. В каком виде должна быть представлена информация, чтобы она называлась данными?
а) в виде текста из учебника;
б) в числовом виде;+
в) в двоичном компьютерном коде;
г) в виде команд для компьютера.
Управление памятью – одна из главных задач ОС. Она критична как для программирования, так и для системного администрирования. Я постараюсь объяснить, как ОС работает с памятью. Концепции будут общего характера, а примеры я возьму из Linux и Windows на 32-bit x86. Сначала я опишу, как программы располагаются в памяти.
Каждый процесс в многозадачной ОС работает в своей «песочнице» в памяти. Это виртуальное адресное пространство, которое в 32-битном режиме представляет собою 4Гб блок адресов. Эти виртуальные адреса ставятся в соответствие (mapping) физической памяти таблицами страниц, которые поддерживает ядро ОС. У каждого процесса есть свой набор таблиц. Но если мы начинаем использовать виртуальную адресацию, приходится использовать её для всех программ, работающих на компьютере – включая и само ядро. Поэтому часть пространства виртуальных адресов необходимо резервировать под ядро.
Это не значит, что ядро использует так много физической памяти – просто у него в распоряжении находится часть адресного пространства, которое можно поставить в соответствие необходимому количеству физической памяти. Пространство памяти для ядра отмечено в таблицах страниц как эксклюзивно используемое привилегированным кодом, поэтому если какая-то программа пытается получить в него доступ, случается page fault. В Linux пространство памяти для ядра присутствует постоянно, и ставит в соответствие одну и ту же часть физической памяти у всех процессов. Код ядра и данные всегда имеют адреса, и готовы обрабатывать прерывания и системные вызовы в любой момент. Для пользовательских программ, напротив, соответствие виртуальных адресов реальной памяти меняется, когда происходит переключение процессов:
Голубым отмечены виртуальные адреса, соответствующие физической памяти. Белым – пространство, которому не назначены адреса. В нашем примере Firefox использует гораздо больше места в виртуальной памяти из-за своей легендарной прожорливости. Полоски в адресном пространстве соответствуют сегментам памяти таким, как куча, стек и проч. Эти сегменты – всего лишь интервалы адресов памяти, и не имеют ничего общего с сегментами от Intel. Вот стандартная схема сегментов у процесса под Linux:
Когда программирование было белым и пушистым, начальные виртуальные адреса сегментов были одинаковыми для всех процессов. Это позволяло легко удалённо эксплуатировать уязвимости в безопасности. Зловредной программе часто необходимо обращаться к памяти по абсолютным адресам – адресу стека, адресу библиотечной функции, и т.п. Удаленные атаки приходилось делать вслепую, рассчитывая на то, что все адресные пространства остаются на постоянных адресах. В связи с этим получила популярность система выбора случайных адресов. Linux делает случайными стек, сегмент отображения в память и кучу, добавляя смещения к их начальным адресам. К сожалению, в 32-битном адресном пространстве особо не развернёшься, и для назначения случайных адресов остаётся мало места, что делает эту систему не слишком эффективной.
Самый верхний сегмент в адресном пространстве процесса – это стек, в большинстве языков хранящий локальные переменные и аргументы функций. Вызов метода или функции добавляет новый кадр стека (stack frame) к существующему стеку. После возврата из функции кадр уничтожается. Эта простая схема приводит к тому, что для отслеживания содержимого стека не требуется никакой сложной структуры – достаточно всего лишь указателя на начало стека. Добавление и удаление данных становится простым и однозначным процессом. Постоянное повторное использование районов памяти для стека приводит к кэшированию этих частей в CPU, что добавляет скорости. Каждый поток выполнения (thread) в процессе получает свой собственный стек.
Можно прийти к такой ситуации, в которой память, отведённая под стек, заканчивается. Это приводит к ошибке page fault, которая в Linux обрабатывается функцией expand_stack(), которая, в свою очередь, вызывает acct_stack_growth(), чтобы проверить, можно ли ещё нарастить стек. Если его размер не превышает RLIMIT_STACK (обычно это 8 Мб), то стек увеличивается и программа продолжает исполнение, как ни в чём не бывало. Но если максимальный размер стека достигнут, мы получаем переполнение стека (stack overflow) и программе приходит ошибка Segmentation Fault (ошибка сегментации). При этом стек умеет только увеличиваться – подобно государственному бюджету, он не уменьшается обратно.
Динамический рост стека – единственная ситуация, в которой может осуществляться доступ к свободной памяти, которая показана белым на схеме. Все другие попытки доступа к этой памяти вызывают ошибку page fault, приводящую к Segmentation Fault. А некоторые занятые области памяти служат только для чтения, поэтому попытки записи в эти области также приводят к Segmentation Fault.
После стека идёт сегмент отображения в память. Тут ядро размещает содержимое файлов напрямую в памяти. Любое приложение может запросить сделать это через системный вызов mmap() в Linux или CreateFileMapping() / MapViewOfFile() в Windows. Это удобный и быстрый способ организации операций ввода и вывода в файлы, поэтому он используется для подгрузки динамических библиотек. Также возможно создать анонимное место в памяти, не связанное с файлами, которое будет использоваться для данных программы. Если вы сделаете в Linux запрос на большой объём памяти через malloc(), библиотека C создаст такую анонимное отображение вместо использования памяти из кучи. Под «большим» подразумевается объём больший, чем MMAP_THRESHOLD (128 kB по умолчанию, он настраивается через mallopt().)
Если в куче оказывается недостаточно места для выполнения запроса, эту проблему может обработать сама программа без вмешательства ядра. В ином случае куча увеличивается системным вызовом brk(). Управление кучей – дело сложное, оно требует хитроумных алгоритмов, которые стремятся работать быстро и эффективно, чтобы угодить хаотичному методу размещению данных, которым пользуется программа. Время на обработку запроса к куче может варьироваться в широких пределах. В системах реального времени есть специальные инструменты для работы с ней. Кучи тоже бывают фрагментированными:
И вот мы добрались до самой нижней части схемы – BSS, данные и текст программы. BSS и данные хранят статичные (глобальные) переменные в С. Разница в том, что BSS хранит содержимое непроинициализированных статичных переменных, чьи значения не были заданы программистом. Кроме этого, область BSS анонимна, она не соответствует никакому файлу. Если вы пишете static int cntActiveUsers , то содержимое cntActiveUsers живёт в BSS.
Сегмент данных, наоборот, содержит те переменные, которые были проинициализированы в коде. Эта часть памяти соответствует бинарному образу программы, содержащему начальные статические значения, заданные в коде. Если вы пишете static int cntWorkerBees = 10 , то содержимое cntWorkerBees живёт в сегменте данных, и начинает свою жизнь как 10. Но, хотя сегмент данных соответствует файлу программы, это приватное отображение в память (private memory mapping) – а это значит, что обновления памяти не отражаются в соответствующем файле. Иначе изменения значения переменных отражались бы в файле, хранящемся на диске.
Пример данных на диаграмме будет немного сложнее, поскольку он использует указатель. В этом случае содержимое указателя, 4-байтный адрес памяти, живёт в сегменте данных. А строка, на которую он показывает, живёт в сегменте текста, который предназначен только для чтения. Там хранится весь код и разные другие детали, включая строковые литералы. Также он хранит ваш бинарник в памяти. Попытки записи в этот сегмент оканчиваются ошибкой Segmentation Fault. Это предотвращает ошибки, связанные с указателями (хотя не так эффективно, как если бы вы вообще не использовали язык С). На диаграмме показаны эти сегменты и примеры переменных:
Изучить области памяти Linux-процесса можно, прочитав файл /proc/pid_of_process/maps. Учтите, что один сегмент может содержать много областей. К примеру, у каждого файла, сдублированного в память, есть своя область в сегменте mmap, а у динамических библиотек – дополнительные области, напоминающие BSS и данные. Кстати, иногда, когда люди говорят «сегмент данных», они имеют в виду данные + bss + кучу.
Бинарные образы можно изучать при помощи команд nm и objdump – вы увидите символы, их адреса, сегменты, и т.п. Схема виртуальных адресов, описанная в этой статье – это т.н. «гибкая» схема, которая по умолчанию используется уже несколько лет. Она подразумевает, что переменной RLIMIT_STACK присвоено какое-то значение. В противном случае Linux использует «классическую» схему:
- образовательные: познакомить с исполнителями алгоритма, с программным принципом работы компьютера.
- развивающая: развивать информационные знания учащихся
- воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления
Теоретические сведения к практической работе
Алгоритм – последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных исполнителю команд.
Исполнителем алгоритма может быть человек или автоматическое устройство – компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже детские игрушки. Каждый алгоритм создается в расчете на вполне конкретного исполнителя.
Компьютер, как исполнитель, любую работу выполняет по программе. Программы пишут люди, а компьютер формально их выполняет.
Разработчики систем искусственного интеллекта пытаются научить машину, подобно человеку, самостоятельно строить программу своих действий, исходя из условия задачи.
Ставится цель превращения компьютера из формального исполнителя в интеллектуального исполнителя.
Работа обоих исполнителей состоит из четырёх блоков, но формальный исполнитель работает по уже готовой программе, а интеллектуальный – сам составляет программу и получает результат.
Информация для компьютера - данные , представленные в форме, приемлемой для её передачи и обработки на компьютере.
Для работы с данными компьютеру необходимы инструкции ( команды , правила действия). Команды формируются в перечень команд.
Первый компьютер, в котором были полностью реализованы эти принципы, был построен в 1949 г. английским исследователем Морисом Уилксом. Изменяется элементная база, компьютеры становятся все более и более мощными, но до сих пор большинство из них соответствуют тем принципам, которые изложил в своем докладе в 1945 г. Джон фон Нейман.
Согласно фон Нейману, ЭВМ состоит из следующих основных блоков:
- арифметико-логическое устройство, выполняющее арифметические и логические операции;
- устройство управления, которое организует процесс выполнения программ;
- запоминающее устройство, или память, для хранения программ и данных;
- внешние устройства для ввода-вывода информации.
В современных компьютерах это:
- память (запоминающее устройство — ЗУ), состоящая из перенумерованных ячеек;
- процессор, включающий в себя устройство управления (УУ) и арифметико-логическое устройство (АЛУ);
Эти устройства соединены между собой каналами связи, по которым передается информация.
Функции памяти: - прием информации из других устройств; - запоминание информации; - выдача информации по запросу в другие устройства машины.
Функции процессора: - обработка данных по заданной программе путем выполнения арифметических и логических операций; - программное управление работой устройств компьютера.
Компьютер является универсальным исполнителем по обработке информации. Значит, для него, как для любого исполнителя, существует определённая система команд (СКИ). Такая система команд для компьютера называется языком машинных команд (ЯМК)
Программа для компьютера – это алгоритм, разработанный на ЯМК. Или, Программа управления компьютером – это последовательность команд ЯМК, где каждая команда – директива для процессора на выполнение определённого действия.
Рассмотрим этапы выполнения программы.
Согласно принципам Джона фон Неймана, программа во время её исполнения и данные, которые она обрабатывает, находятся в оперативной памяти (принцип хранимой в памяти программы). Процессор исполняет программу начиная с первой команды и заканчивая последней.
- Какое основное свойство оперативной памяти? ( энергозависимость, работает с данными, активными в текущий момент времени)
Какие есть особенности в восприятии информации человеком и компьютером? ( человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, в виде знаков и сигналов, а компьютер воспринимает информацию в виде цифр (0 и 1).)
- Как сделать так, чтобы программа, написанная человеком, была понятна компьютеру? (нужен способ перевода)
Для компьютера вся информация должна быть представлена в двоичных кодах, т.е. необходим способ перевода. Такой способ перевода называется трансляцией , а выполняет это транслятор.
Вывод: Устройством, которое обрабатывает информацию в компьютере, является процессор, следовательно, алгоритм должен использовать систему команд процессора, или другими словами записан на машинном языке, представляющем собой последовательности нулей и единиц
Сначала программисты, работавшие на компьютерах первого поколения (50-е – 60-е г.), составляли программы на ЯМК (в двоичных кодах), но это довольно сложная работа, поэтому для облегчения программирования были созданы языки программирования высокого уровня (ЯПВУ) - это искусственно созданные языки с несколькими десятками слов (операторов) и строгими правилами синтаксиса. Составление программ на ЯПВУ намного проще. Примеры ЯПВУ: Фортран, Паскаль, Бейсик, Си и др.
Для того чтобы процессор мог выполнить программу, написанную на языке программирования, она и данные с которыми она работает должны быть загружены в оперативную память. Программа написана и загружена в оперативную память и для того чтобы процессор ее выполнил в оперативной памяти, должна быть еще и программа переводчик (транслятор), который переводит программу с языка высокого уровня на язык машинных команд
Таким образом, цепочка событий от составления программы на ЯПВУ до получения результатов решения задачи выглядит так
Человек всегда должен понимать ограниченность возможность компьютера как исполнителя, необходимость предусмотреть все тонкости команд, поручаемых компьютеру. Человек разрабатывает алгоритм, записывает его на ЯПВУ и анализирует результаты выполнения программы.
Компьютер является формальным исполнителем программ.
Итак, компьютер не может обойтись без программы и исходных данных, подготовить их может только человек.
Поэтому можно говорить, что решение задач компьютером - это формальное исполнение алгоритма (программы), а компьютер является формальным исполнителем.
Компьютер может быть использован для решения самых разнообразных задач, поэтому, исходя из условия задачи, человек решает, каким программным средством пользоваться. Если в состав ПО входят программы, подходящие для решения задач человека, то удобнее ими воспользоваться (текстовый редактор, электронные таблицы, базы данных, презентации).
В случае, если нельзя воспользоваться готовым программным обеспечением, приходится прибегать к программированию (операционные системы, доработка ОС, трансляторы, драйверы, архиваторы, антивирусы).
Принцип программы, хранимой в памяти компьютера, считается важнейшей идеей современной компьютерной архитектуры. Суть идеи заключается в том, что
1) программа вычислений вводится в память ЭВМ и хранится в ней наравне с исходными числами;
2) команды, составляющие программу, представлены в числовом коде по форме ничем не отличающемся от чисел.
В основу работы компьютеров положен программный принцип управления, состоящий в том, что компьютер выполняет действия по заранее заданной программе.
Программное и аппаратное обеспечение в компьютере работают в неразрывной связи и взаимодействии. Состав программного обеспечения вычислительной системы называется программной конфигурацией.
Как правильно организовать компьютерное рабочее место? Далеко не каждый задумывается об этом, а ведь от правильной организации рабочего места зависит не только, насколько удобно вам будет работать, но и ваше здоровье в целом. Существуют простые способы обезопасить себя при общении с компьютером. Например, правильно организовать свое рабочее место. Следующие рекомендации помогут вам в этом.
Устанавливать монитор желательно в углу комнаты или развернуть его задней панелью к стене.
В помещении, где работают несколько человек, при размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м. Ни в коем случае нельзя ставить компьютеры друг против друга. Не оставляйте монитор включенным на длительное время, чаще пользуйтесь "ждущим" режимом. Заземлите ПК.
Во время работы расстояние до экрана монитора должно быть не менее 70 см.
Основными мероприятиями для профилактики зрительного утомления являются: правильная организация рабочего места, ограничение продолжительности работы с компьютером в соответствии с категорией пользователя и характером выполняемой им работы; для профессиональных пользователей - обязательные регламентированные перерывы, во время которых следует выполнять специальные упражнения для глаз; в школах, техникумах и вузах - подключение к компьютерам таймеров, нормирующих время работы с монитором, регулярное выполнение упражнений для глаз, восстановление физической работоспособности.
Рабочее место должно быть комфортным и достаточно освещённым, лучи света не должны попадать прямо в глаза.
Монитор лучше располагать чуть дальше, чем это делают при обычном чтении. Верхний край экрана должен располагаться на уровне глаз или чуть ниже. Если вы работаете с текстами на бумаге, листы надо располагать как можно ближе к экрану, чтобы избежать частых движений головой и глазами при переводе взгляда. Освещение необходимо организовать так, чтобы на экране не было бликов. Создайте хорошую освещенность в помещении, где вы работаете. Применяйте современные светильники, которые дают оптимальное освещение. В комнате, где вы работаете, не применяйте краски и обои холодных тонов, а также темные. Лучшие цвета для человека - белый, лимонно-желтый и салатный.
Не следует забывать о том, что экран компьютера способен собирать пыль. Для достижения четкости изображения регулярно протирайте его антистатическим раствором или используйте специальные салфетки. Для протирки мониторов нельзя применять спирт – может испортиться антибликовое покрытие.
Клавиатуру также необходимо протирать. Лучше всего делать это ватным тампоном. Время от времени клавиатуру стоит переворачивать и вытряхивать. Увлажняйте воздух зимой и подсушивайте летом. Боритесь с пылью. Вешалка для верхней одежды, место для обуви должны быть изолированы от помещения.
По возможности изолируйте себя от шума. Старайтесь не создавать его сами. Приучайтесь разговаривать спокойным голосом, не говорите много.
Мебель, которой вы пользуетесь при работе на компьютере, должна быть удобной, так как от этого зависит удобство расположения рук, ног и позвоночника. Пренебрегать позвоночником нельзя - он очень быстро и заметно на это реагирует. В последние годы производится огромное количество офисных стульев и кресел, которые позволяют комфортно чувствовать себя в течение всего рабочего дня.
Высота компьютерного стола должна быть такой, чтобы во время работы экран располагался несколько ниже линии взгляда, и вам не приходилось бы проводить несколько часов подряд с поднятой вверх головой. Под столом должно быть достаточно пространства для того, чтобы время от времени можно было вытянуть уставшие ноги; а кресло должно быть так называемым "компьютерным"- крутящимся, с регулируемой высотой, подлокотниками и удобной спинкой, с полумягким нескользящим покрытием; при необходимости под спину можно подложить подушечку для профилактики пояснично-крестцового остеохондроза. В положении сидя ступни ног должны располагаться на полу, бедро - параллельно полу, спина прямая.
Глубина стола должна быть такой, чтобы расстояние до экрана монитора было не менее 50 см. Ширина его зависит от количества периферийных устройств и различных канцелярских принадлежностей. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать:
ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;
поверхность сиденья с закругленным передним краем;
регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 550 мм и углом наклона вперед до 15 град, назад до 5 град.;
высоту опорной поверхности спинки 300 20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм;
угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 30 градусов;
регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм;
стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной - 50 - 70 мм;
регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 - 500 мм.
Спинка офисного кресла служит устойчивой опорой для поясничного и нижней половины грудного отдела позвоночника. Небольшая выпуклость в нижней части спинки фиксирует средние поясничные позвонки в правильном положении физиологического изгиба, присущего поясничному отделу позвоночника. Важным моментом является наличие у спинки специального регулятора наклона. В процессе работы необходим регулярный отдых, поскольку однообразная поза достаточно утомительна для глаз, шеи и спины. В течение работы обязательно нужно делать небольшие перерывы по 10 - 15 минут ежечасно, при этом желательно делать упражнения для шеи и глаз или просто провести время в движении.
Естественно помещение должно проветриваться. Эти простые советы помогут сохранить вам здоровье, а также выполнять работу более эффективно. (по материалам СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10)
Читайте также: