Эмоциональности к чему к компьютерной программе
Предлагаю набор программ для проведения профессионального психологического тестирования: тест Люшера, патохарактерологический опросник Личко-Иванова (ПДО), Фрайбургский личностный опросник (FPI-b), опросник депрессивных состояний Беспалько, экспресс-опросник Матолина. Эти программы – «потомки» прежних, работавших под DOS и Windows’ до 98, и используют практически те же алгоритмы. Их «родители» прошли мощную «обкатку» в виде повседневного использования в тысячах реальных исследований в ряде интенсивно работающих психологических лабораторий до 10 и более лет, нередко продолжают работать и сейчас :). Это позволило устранить ряд ошибок и значительно усовершенствовать программы.
Нынешний набор – это полноценные Windows-программы, обеспечивающие полный цикл психологического тестирования по безбумажной технологии (конечно же, можно получить и красиво оформленное, при желании даже с цветными диаграммами, заключение на бумаге :)).
Работа начинается с указания паспортных данных. Тестирование удобнее проводить с экрана монитора, но можно использовать и традиционные бумажные бланки, либо цветные карточки в тесте Люшера, а затем удобным способом переносить полученные данные для обработки программой. Программы имеют развитую систему всплывающих подсказок и для психолога, и для обследуемого, но эта система ненавязчива и не мешает работе. Но программа не даст совершить и явных ошибок: например, укажет на неправильный выбор в ПДО, либо не позволит психологу внести неправильные цифры в тесте Люшера и т.д. Во время тестирования программы перекрывают (делают невидимым) рабочим стол, что очень удобно: обследуемый не отвлекается, а психолог сохраняет в тайне набор игрушек, которыми он развлекается в ущерб работе :). Использование компьютерных методик в значительной мере делает процедуру исследования стандартизованной: например, программы выводят стандартную инструкцию перед началом исследования, цветные квадраты в тесте Люшера имеют стандартный размер (причем программа пытается сохранять его независимо от используемого монитора), выдерживается стандартная пауза между первым и вторым выбором, меньше отвлекающих факторов и т.д. Заполнение длинных опросников всегда можно отложить, сохранив полученные данные в промежуточной базе данных. Результаты всех завершенных исследований сохраняются в базе данных.
Базы данных имеют удобную для поиска систему сортировки по любому полю: по фамилии исследуемого, его возрасту, полу, дате исследования. В окне заключения обычно выводится наглядная диаграмма («профиль») и текстовая интерпретация. Многие программы позволяют использовать различные интерпретации. Полученное заключение можно просто просмотреть (в дальнейшем оно сохраняется в базе данных), можно сохранить в отдельном файле, можно распечатать на принтере. Программы имеют возможность настройки: например, в тесте Люшера предусмотрена тонкая настройка цветов (более 16 миллионов оттенков), многие программы позволяют подключать различные варианты интерпретаций и даже создавать собственные. Интерфейс программ прост и интуитивно понятен, но, кроме того, они снабжены подробным описанием и системой всплывающих подсказок. Программы защищены от нелегального копирования путем «привязки» к конкретной машине.
Компьютерное тестирование очень удобно. Оно освобождает психолога от рутины, значительно ускоряет работу, повышает точность тестирования (при ручной обработке возможно до 20% ошибок!). Не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда психологи утверждали, что программа неверно обработала результаты (особенно в тестах со сложным алгоритмом, как, например, ПДО). Пошаговая ручная обработка с точным следованием методике обычно показывала, что права все же программа. Это не только способствовало укреплению нашего (программы и моего) авторитета, но иногда позволяло выиграть в честном споре бутылку пива (не для программы, конечно :).
В набор входят следующие программы: тест Люшера, патохарактерологический опросник Личко-Иванова (ПДО), Фрайбургский личностный опросник (FPI-b), опросник депрессивных состояний Беспалько, экспресс-опросник Матолина.
Сферы использования могут быть весьма разнообразны. Это прежде всего психологическая диагностика в клинике, в образовательных учреждениях, в консультативной и коррекционной работе, при различных «массовых» обследованиях, обучение студентов-психологов и т.д.
Ученые уже много лет работают не покладая рук, чтобы мощные вычислительные системы были способны адекватно уловить и идентифицировать мимику. В наши дни есть большие успехи, и дело не только лишь в совершенстве предложенных методов и алгоритмов, но и в разработке более новых. Уже достаточно много компаний предлагают программное обеспечение собственной разработки, поэтому я захотел узнать побольше о предоставляемых продуктах по распознаванию эмоций на лице человека.
Под катом много текста и картинок.
Распознавание эмоций является частью большого пласта науки, объединенного в названия «Распознавание образов» и «Обработка визуальной информации». В наши дни технологии по распознаванию перестают быть недосягаемыми и формируется новое веяние, влекущее за собой всех заинтересованных в методах идентификации и обработки найденных объектов и их признаков. Они плавно перетекают из области фантастики в реальную жизнь.
Существующие системы распознавания эмоций
Из коммерческих решений на рынке систем распознавания эмоций (emotion-recognition systems) наиболее совершенным и более интересным для рассмотрения в контексте задачи распознавания эмоций на сегодняшний день является продукт FaceReader голландской компании Noldus Information Technology.
1. FaceReader
Программа может верно интерпретировать такие выражения лица, как «счастливое», «грустное», «сердитое», «удивленное», «испуганное», «недовольное» и «нейтральное», как видно на рисунке. Кроме того, FaceReader способен по лицам людей определять их возраст, пол и этническую принадлежность. FaceReader не нуждается в обучении и дополнительной настройке.
В программе реализованы технологии компьютерного зрения. В частности, это метод Active Template, заключающийся в наложении на изображение лица деформируемого шаблона:
Также, реализован метод Active Appearance Model, с помощью которого можно создавать искусственную модель лица с учетом контрольных точек и деталей поверхности, и сравнивать ее с образцами, заложенными в память.
Классификация происходит методами нейронных сетей с тренировочным набором в 2 000 фотографий.
Возможности программы:
• средний процент распознавания эмоций равен 89%. Для некоторых эмоций он выше, для некоторых ниже;
• наклон лица может быть любым в плоскости, его система обнаружит;
• программа работает с загружаемым видео в форматах с кодеками MPEG1, MPEG2, XviD, DivX4, DivX5, DivX6, DV-AVI и uncompressed AVI, причем определять эмоции можно пофреймно, либо полностью при просмотре всего видео. Также, FaceReader может работать со статичными изображениями, а также в реальном времени, если у пользователя подключена веб-камера;
• программа прекрасно визуализирована: всегда можно посмотреть гистограммы, диаграммы, процентаж выражаемых эмоций. А на таймлайне видны проявления микровыражений в определенный промежуток времени;
• FaceReader генерирует два текстовых файла, один – это лог проявления эмоций, а другой – статический, для сопряженной с данной программой уникальной системы управления визуальными данными The Observer XT, разработанной этой же компанией.
Недостатки программы:
• FaceReader не натренирован для распознавания детей до 5ти лет;
• Если человек в очках, то распознавание эмоций неточное, либо классификация не ведется;
• Люди с разным цветом кожи по-разному воспринимаются системой, программа не до конца адаптирована;
• Повернутое лицо не детектируется.
2. eMotion Software и GladOrSad
Первым известным пользователем eMotion Software стала компания Unilever, внедрившая систему распознавания в аппарат по продаже мороженого – Unilever Share Happy. Люди улыбаются автомату, автомат дает за улыбки бесплатное мороженое!
Если человек проявляет эмоции, улыбается, хмурится или корчит гримасу, тысячи мелких мышц лица находятся в работе. Система распознавания эмоций, или ERS (Emotion-recognition system), создает 3D — модель лица, с выявлением 12 ключевых областей, таких как уголки глаза и уголки рта.
В данных программах отслеживающий алгоритм идентифицирует те же самые эмоции, их здесь шесть: гнев, печаль, страх, удивление, отвращение и счастье, а также седьмая – это их смешение.
Программное обеспечение не особо требовательно к вычислительной машине по техническим характеристикам. О деталях реализации алгоритма неизвестно, т.к. технология держится в секрете, брошюр с пояснениями я также не нашел, к сожалению.
3. MMER_FEASy — the FacE Analysis System
Опять же, в разработке использована методология наложения на лицо определенной деформируемой маски, Active Appearance Model methodology, которая позволяет высчитывать нужные параметры в реальном времени. Работа с маской продемонстрирована на рисунке ниже:
Система использует три подключаемых модуля – MMER_Lab, MMER_GPU и MMER_Locate.
MMER_Locate обеспечивает нахождение лица на изображении, ММER_Lab классифицирует некоторые признаки данного изображения, а MMER_GPU обеспечивает эффективную работу всей системы:
Программа распознает шесть базовых эмоций, также предоставляет услуги по нахождению по лицам людей возраста, пола и этнической принадлежности. Также система идентифицирует персону если при этом когда-либо ранее эталонная фотография была загружена в базу.
В дополнительные возможности программы входит подключение к другим программам ее как модуля для удаленных ассистентов, ассистентов водителей, маркетинговых исследований и домашних мультимедиа – сервисов.
Недостатками программы можно считать не полный охват загружаемых данных, т.к. работать можно только с веб-камерой. Плохие результаты и по выгрузке данных, где можно просмотреть только «аватаризацию» лица, т.е. вместо маски подставляется это же лицо, но с другой мимикой.
4. FaceSecurity
FaceVACS-DBScan with Examiner:
Разработка предназначена для обработки уникальных баз и банков данных какой-либо категории людей, к примеру, сотрудников по работе.
Данный продукт представляет собой воплощение биометрической идентификации по эталону образцов из базы.
В новой версии программы система использует новый алгоритм сравнения B5T8 вкупе со старым A14T8, призванный улучшить определяемое сходство.
Кроме того, новый компонент Examiner допускает автоматические преобразования изображения для сравнения в галерее. Это позволяет разработанным операторам смотреть списки потенциальных партнеров при сохранении полного аудита для каждого шага в процессе.
Также данная разработка помогает следователям идентифицировать лица в местах преступления по фотографии и видеонаблюдению путем сопоставления изображений лиц в хранилище агенств.
FaceVACS-Examiner также предоставляет набор инструментов, которые помогают инспекции идентифицировать лицо своевременно, что позволяет следователям действовать в соответствии с результатами поиска в самый минимальный отрезок времени после совершения преступления.
Особенности:
• Кластерная конфигурация для многомиллионной обработки базы данных людей;
• Гибкое и удобное управление списком, который позволяет сортировать его, просматривать и фильтровать;
• Пакетное и интерактивное обучение, идентификация;
• Глубокое и гибкое управление связанных данных;
• Перенастраиваемые логи;
• Прегенерация баз данных (т.е. предварительная быстрая преднастройка перед выдачей результата);
• Доступны множества различных поисковых выборок по базе.
FaceVACS-PortraitAcquisition:
Создание и оценка цифровых портретов для фотодокументов, удостоверяющих личность. Работа компонента иллюстрирована рисунке:
Данный компонент упрощает производство портретов высокого качества для фото на паспорт, водительские права и прочие документы, которые подходят для распознавания лиц.
Графический пользовательский интерфейс продукта специально подстроен для визуального управления и оперирования процессом обработки таких мелочей как фронтальная поза, равномерное освещение, очки и зажмурившиеся глаза. Программное обеспечение специально настроено для оценки на соответствие изображения обязательным требованиям и лучшим практическим рекомендациям стандарта ISO 19794-5 фронтального типа изображения. Программа поддерживает интеграцию с помощью веб-служб (SOAP) для облегчения выдачи сделанного документа.
Особенности:
• Полное соответствие стандартам ISO 19794-5;
• Надежный и автоматизированный процесс сбора информации;
• Проверка фронтальной позы, наличия очков, равномерного освещения, размера головы, размеров изображения, открытия рта, поворота головы, проверка на тонированные стекла, на красные глаза, фронтальный взгляд глаз, экспозиции, цвета кожи, горячих точек, резкости;
• Удобный графический интерфейс пользователя;
• Настраиваемые параметры и пороговые значения;
• Поддерживается формат цифровых зеркальных фотокамер от Nikon (D5000) и Canon (EOS 1000D и 1100D EOS);
• Гибкая обрезка, при необходимости;
• Настраиваемое изображение при предпросмотре (размер, тип изображения, формат изображения);
• Гибкая интеграция с веб-сервисами.
FaceVACS-VideoScan:
Новое поколение компьютерного видеонаблюдения автоматически сканирует входящий видеопоток, обнаруживает несколько лиц и проверяет наличие возможных совпадений в «контрольном списке». Если соответствие найдено, операторы получают уведомления в реальном времени.
Приложение включает в себя не только выявление нежелательных людей в общественных местах, а также идентификацию высокопоставленных клиентов.
Особенности:
• Автоматическая слежка за лицом в реальном времени на нескольких видеопотоках;
• В режиме реального времени лицо сравнивается с эталонами «контрольного списка»;
• Регистрации при неподвижном изображении или при живом потоке видео в ручном и автоматическом режиме;
• Применение С++ API и Web Services API;
• Возможность масштабируемости в пределах «контрольного списка»: размер, количество видеопотоков и число видимых лиц на изображении.
Возможности программ Cognitec:
Недостатки:
• Вычисления практически во всех компонентах применимы только к фронтально расположенным лицам (возможны отклонения на 15 градусов, но не больше);
• Свет играет большую роль – к примеру, изображение лица в тени компоненты не распознают.
5. Продукты Affective Computing Research Group
Компания Розалинды Пикард, Affectiva, известна в первую очередь поставляемыми носимыми биосенсорами Q-Sensor. Но не только этим богата компания. Есть огромный опыт внедрения технологий среди Affective computing, или эмоциональных вычислительных систем, разработки идут с 1995 года. Проектов очень много. Это самая старейшая группа разработчиков, занимающаяся данными технологиями.
Есть, например, проект AffQuake на базе продукта ID Software Quake 3. Суть в том, чтобы игра реагировала на эмоциональные сигналы игрока. Геймера обвешивают датчиками, и если ему становится страшно, модифицированный Quake получает «физиологические сигналы» пользователя и заставляет точно так же бояться виртуальное воплощение игрока – оно в страхе отступает.
Или, к примеру, разработана игрушка «Эмоциональный тигр» (Affective Tigger). Данный робот может идентифицировать пять эмоциональных состояний играющего с ним ребёнка и выразить в ответ свою эмоцию. Если ребёнок прыгает, весело тискает и целует игрушку, то система распознавания эмоций и сенсорная система «тигра» это физическое воздействие фиксируют, после чего демонстрируется счастье: Affective Tigger смеётся и улыбается.
Есть занимательное решение для Web. Это инновационный продукт компании Affectiva, сбор данных об эмоциональном состоянии людей во всемирной паутине, Affdex. По большей части он используется для маркетинговых исследований.
Одним из способов распознавания эмоционального состояния по лицу в данных разработках является запись в реальном времени с последующим компьютерным анализом — методами сравнения с заложенными образцами (SURF и на основе SIFT- дескрипторов), а также вейвлет-методами. Работа данных методов применяется в такой программе как Pupeteer, оценивающей поведение и эмоциональное состояние учеников. Демонстрация работы программы:
В ходе эксперимента по данному методу шесть базовых эмоций компьютер определяет с 96-процентной точностью.
Решение примечательно еще тем, что распознает вкупе с эмоциями движения головы, такие как кивок или качание, мотания из стороны в сторону. Используются процессы Байесовского машинного обучения для классификации эмоций, а также для вычисления статистики и вычисления смешанных состояний, когда нельзя точно выразить, какая именно эмоция превалирует.
О самом программном обеспечении можно не многое сказать, так как технологии закрыты. Разработка ведется на С++, Objective C для iPhone. Графически оформляется через обычные инструменты, такие как timeline (или шкала времени), графики и диаграммы, что видно на следующем рисунке:
Среди особенностей можно заметить, что все решения хорошо прорисованы и адаптированы под заказчика, а из недостатков, пожалуй, наибольшим является наличие вычислительной машины с неслабым процессором (выше Core i5) для комфортной работы с приложениями.
Сравнение компаний и промежуточные итоги
Рассмотрены решения лишь некоторых игроков данного бизнеса. Остальные компании предоставляют свои продукты, предназначенные немного для иных задач, но разрабатываемые ими системы так или иначе интересны, потому что могут быть легко усовершенствованы до уровня распознавания эмоций. Это программы и решения, выполняющие такие задачи как:
• верификация лица (системы безопасности и контроля доступа);
• трекинг и отслеживание лица (системы видеонаблюдения);
• сравнение людей по образу и подобию своему (системы поиска);
• анимация лица и его преобразование (системы морфинга);
• преобразование лица в 3D – модели (системы моделирования);
• определение расы, возраста и пола человека (системы гендерной классификации);
• многое другое.
Причем большинство компаний, разрабатывающих данные программы, предоставляют свой инструментарий (SDK – Software Development Kit) любому разработчику.
Ключевым критерием применения таких продуктов является их стоимость, а также стоимость предоставляемого SDK. Она колеблется от 5$ до 2 000$. Наиболее дорогостоящие продукты вряд ли будут применяться в небольших компаниях, где разработки такого рода не являются условием работы всей компании.
Ниже, в таблице, привожу список таких программ и комплексов программ. Конечно же, список со временем будет расширяться, но по состоянию на ноябрь 2011 года он актуален:
Разобраны многие продукты компаний, есть достоинства программного обеспечения компаний, а также и недостатки. На основе данной информации мной было принято решение построить таблицу соответствия продуктов определенным критериям, главным для распознавания и выяснить сильные и слабые стороны таких модулей распознавания эмоций:
Выводы
Хотя некоторые компании утверждают, что их продукт чтения эмоций лица является наиболее правильным, важно отметить тот факт, что на сегодняшний день технологии есть, но они распознают только черты, присущие и наиболее подходящие данному выражению лица. Но далеко не всегда можно сказать, действительно такое чувство испытывает человек или же это просто натренированная улыбка, к примеру. Если же добиваться результата такого, чтобы внешнее выражение соответствовало внутренним чувствам пользователя программы, то, на мой взгляд, важно убедиться, что участнику действительно удобно и комфортно выражать свои чувства изнутри и проявлять их на своем лице, и что он этого хочет. Это достигается с использованием полного комплекса технологий, каковыми являются распознавание эмоций, распознавание выражения лица, распознавание речи и интонаций во время разговора данного человека, определение смысловой нагрузки и эмоциональных переживаний при письме и компьютерной переписке – всё это очень влияет на конечный результат. Также, можно использовать датчики.
Как видно из обзора, продукты представлены многими компаниями и в разном виде: от коробочных версий программного обеспечения до веб-решений на основе модели SaaS (Software as a Service – программное обеспечение как услуга) и применений в различных видах техники. Выявлены особенности и недостатки.
В финансовом плане спектр услуг сильно разнится, но подавляющее большинство мультифункциональных решений стоит дорого. Тем не менее, востребованность таких систем растет.
Спасибо за внимание! Пожалуйста, не пинайте автора слишком сильно, это мой первый топик на Хабре… но продолжение следует.
В обывательском представлении искусственный интеллект никогда не сможет приблизиться к человеческой эмоциональности из-за нашей особой душевной организации, которую невозможно трансплантировать в машину. Однако сложности с созданием эмоционального ИИ, напротив, связаны с тем, что люди не так уж хороши в эмпатии. Мы совсем не похожи на идеальные эмоциональные машины, которые могут с легкостью расшифровать чувства окружающих. Наша эмпатия серьезно ограничена уникальным опытом, усваиваемыми стереотипами и индивидуальными психоэмоциональными реакциями. Так, европеец из среднего класса вряд ли поймет, какие чувства выражает вождь африканского племени, и наоборот.
Наладить коммуникацию
Возможно, мы бы и не пытались научить машины эмпатии просто из любопытства, но растущее число автоматизированных систем (от голосовых помощников до самоуправляемых автомобилей) делает эмоциональный ИИ насущной необходимостью. Главная задача, которая стоит перед специалистами по машинному обучению, — упростить работу с разными интерфейсами и на уровне ввода, и в процессе вывода информации. Частота общения с компьютерами очевидно растет, но сами сервисы и системы пока не понимают, почему мы трясем телефоном: от злобы или от смеха.
Эмоциональный интеллект уже сейчас востребован во многих бизнес-проектах. От рекламы, которая, подстраиваясь под эмоциональное состояние потенциального клиента, увеличивает продажи, до технологий распознавания, которые, обнаружив самого нервного человека в толпе, помогут поймать преступника.
Исследователям предстоит поработать с эмоциональным интеллектом и из соображений безопасности. «Решения, которые принимаются компьютерами, не должны казаться психопатическими. Если машина действует в мире, где живут люди, она должна уметь принимать во внимание „человеческие обстоятельства“, то есть быть способной к эмпатии. Стандартный пример: робот-диагност, отправляющий пожилого человека на сложную операцию, должен учитывать риски, связанные со стрессом. Беспилотный автомобиль, начисто лишенный эмпатии, в определенном контексте тоже может натворить бед», — считает философ Кирилл Мартынов.
Алармисты вроде философа и специалиста по антропоцену Ника Бострома, отмечает Мартынов, утверждают, что проблема «потери чувствительности» у сверхразума, резко выделяющегося на фоне человеческого уровня, вполне реальна. Эту проблему пытаются предотвратить уже сейчас при помощи юридических ограничений. При таком подходе создателей ИИ законодательно обяжут наделять разработки элементами эмоционального разума, необходимыми для эмпатии.
Научить эмоциям
Нетривиальная задача создания эмоционального ИИ упрощается с появлением новых инструментов вроде машинного обучения. Сергей Марков описывает этот процесс следующим образом: «Можно взять несколько сотен тысяч аудиозаписей человеческих высказываний и попросить группу людей-разметчиков сопоставить с каждой из этих фраз набор маркеров „эмоционального алфавита“. Затем случайным образом отбираются 80% фраз — на этой выборке нейросеть обучают угадывать эмоциональные маркеры. Оставшиеся 20% можно использовать, чтобы убедиться в исправной работе искусственного интеллекта». В другой модели обучения, которую описывает Марков, нейросеть получает бо́льшую самостоятельность. В ней ИИ сам категоризирует фразы по схожей эмоциональной окраске, темпу речи и интонации, а позже учится синтезировать свои высказывания на основе полученных категорий. Так или иначе, главным ресурсом для обучения искусственного интеллекта становятся большие массивы данных.
Эволюционная гонка
Говоря о машинном обучении и удобных интерфейсах, мы концентрируемся на практических задачах и их решениях. Но как насчет появления «настоящей» (как у людей) эмоциональности у искусственного интеллекта? Сможет ли машина любить, грустить и злиться? «Тот факт, что мы переживаем наши собственные эмоции как „настоящие“, связан лишь с тем, что так настроена наша когнитивная система, возникшая в ходе эволюции. Особи, способные испытывать эмоции и контролировать свое поведение, получали преимущество в эволюционной гонке. Компьютеры вряд ли смогут приблизиться к моделированию реальной эволюции приматов — в этом смысле их эмоции не будут „реальными“», — полагает Мартынов.
Ключевой вопрос, говорит Мартынов: можно ли смоделировать субъективные переживания эмоций, то, что Аристотель назвал бы душой, а Декарт — cogito? Прямого ответа на этот вопрос наука до сих пор не дает, а философы собирают конференции о природе квалиа (нередуцируемых элементов субъективного опыта). Хотя есть и оптимисты вроде философа и когнитивиста Дэниела Деннета, которые утверждают, что в конечном счете субъективный опыт — это способность рассказывать себе и окружающим о том, что вы почувствовали. Убедительные вербальные отчеты об эмоциях мы, конечно, получим от машин в ближайшее время, думает Мартынов.
Но с большой вероятностью, полагает Сергей Марков, наше совместное будущее с эмоциональным искусственным интеллектом примет формы, которые невозможно вообразить сегодня со стереотипным противопоставлением людей и машин: «Скорее в будущем люди и машины будут объединены в гетерогенные синтетические системы, в которых вы уже не сможете провести даже условную черту, разделяющую человека и продукт его технологий. В таком сценарии эмоциональному интеллекту уготована большая роль».
Компьютерные игры в настоящее время стали реальной составляющей жизни большого количества детей, многие проводят за компьютерными играми часы и даже дни. Опасность компьютерных игр в настоящее время уже доказана учеными. Особенно важно понимать насколько этот вид занятий влияет на формирование личности ребенка, успеваемость в учебе и качество жизни в целом.
Изначально идея создания компьютерной модели реальной ситуации (компьютерной игры) очень нужная и позитивная. Компьютерная игра позволяет моделировать реальные ситуации, которые могут случиться в различных сферах жизнедеятельности человека. Через моделирование ситуаций и условий профессиональной деятельности мы можем выработать необходимые для успешного выполнения обязанностей навыки. Такого рода симуляторы могут применяться почти в любой профессиональной сфере – военной (симуляторы вождения, авиасимуляторы, тактические игры), экономической (финансовые симуляторы), технической (симуляторы сборки сложных конструкций) и в других видах деятельности. Симуляционные технологии предоставляют возможность проиграть заранее различные варианты действий сотрудников в определенных условиях, что позволяет обучиться правильным моделям действий. Компьютерные игры развивающего плана изначально создавались для облегчения работы педагогов-дефектологов и педагогов-психологов с детьми, имеющими ограничения в возможностях здоровья. С этой стороны компьютерные игры и симуляторы приносят только пользу.
Однако, развитие игровой индустрии и проникновение игр в нашу обычную жизнь, стало, как ни странно, проблемой для большого количества людей. Игровая зависимость — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и/или компьютерными играми. Впервые этот феномен был описан американскими учеными в 1983 году на примере аркадной игры Pac-Man. По данным исследований было выявлено, что по ряду признаков увлеченность этой игрой похожа на зависимость от психоактивных веществ. Игровая зависимость включена в проект 11-го перечня международной классификации болезней, что означает официальное признание данного состояния заболеванием. С этой точки зрения компьютерные игры наносят колоссальный вред как психическому, так и физическому здоровью человека!
Почему же так происходит и можно ли это как-то контролировать? Или избежать?
Существует несколько факторов, влияющих на развитие игровой зависимости. Во-первых, это особенности личности. У некоторых людей через игру может происходить компенсация нереализованных жизненных потребностей. Погружение в виртуальную реальность помогает добиться иллюзорной самореализации и защититься от внешнего мира, добиться состояния психологического благополучия, пусть на короткий срок. Например, если у человека нереализованные лидерские амбиции, потребность в контроле за окружающей его ситуацией, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и противоположным полом, он может реализовать все это в виртуальном мире. В виртуальном мире есть правила, которые игроки достаточно быстро осваивают, но, в отличие от реального мира, эти правила программа не нарушает. Более того, игроки находят лазейки, чтобы можно было эти правила обойти, что не влечет за собой какой-то ответственности перед обществом или другим человеком.
Ещё одну причину развития зависимости от компьютерных и мобильных игр некоторые ученые-аналитики видят в так называемой системе вознаграждения. Разработчики игр создают их таким образом, чтобы в процессе игры человек проходил определенный цикл действий, который включает в себя вознаграждение (приз, новый этап и т.д.), которое побуждает играть дальше. Ожидание такой награды вызывает химическую реакцию в организме человека, сопровождаемую выбросом дофамина — «гормона удовольствия».
Как понять что компьютерная зависимость уже сформировалась?
На самом деле этот вопрос должен находиться в сфере ответственности, прежде всего, родителей и близких человека, страдающего игровой зависимостью. Потому что чаще всего игроманы не признают наличия у себя зависимости и многие воспринимают агрессивно любые попытки нарушить их сложившийся жизненный уклад. Самое главное в этом случае – дать человеку понять, что он нуждается в помощи. В настоящее время врачами и психологами разработаны критерии для диагностики зависимости от компьютерных игр (DSM). Этот небольшой опросник позволяет выявить степень приверженности к компьютерным играм:
- Вы много думаете об игре, даже если занимаетесь другими делами, и планируете, когда сможет поиграть.
- Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.
- Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.
- Вы понимаете, что должны сократить время игры, но не можете себя контролировать.
- Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр.
- Вы продолжаете играть, даже если осознаете негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.
- Ребенок лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в игре.
- Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.
- Из-за игры есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.
15-20% людей), 3-4 – средняя зависимость (5-15% людей), 5-7 баллов – тяжёлая зависимость (у 1-2% людей), 7-9 – очень тяжёлая форма зависимости.
Какие последствия возникают от игровой зависимости?
Сами игроки часто не замечают своих проблем, их видят в основном окружающие. Наличие игровой зависимости часто не осознается человеком, но у него определенно есть проблемы, которые видят и чувствуют окружающие:
- нарушения самоидентификации человека, когда он из члена семьи вдруг начинает ощущать себя не реальной личностью, а компьютерным персонажем;
- нарушения волевого контроля;
- снижение числа контактов с реальным внешним миром, что приравнивается к нарушению семейной и социальной адаптации;
- общая деградация личности – отсутствие гигиены, снижение ответственности в отношении бытовых дел и рабочих (учебных) обязанностей;
- нарастающее количество долгов и кредитов;
- ухудшение физического состояния – снижение зрения, избыточный вес и проблемы с позвоночником.
Что же делать тем, кто понимает, что у него или у его родственника/друга игровая зависимость?
В первую очередь необходимо обратиться к психологу или врачу-психиатру. И в данной ситуации необходимо отбросить сомнения по поводу обоснованности такого обращения, ведь речь идет о спасении жизни человека. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям вплоть до смерти от истощения. Важно, если это Ваш родственник или друг, постараться наладить контакт с ним и постараться вовлечь его в сферу жизненных интересов, убедить вместе противостоять такой пагубной привязанности. Поскольку игровая зависимость может быть приравнена по силе зависимости от психоактивных веществ, избавиться от нее достаточно сложно, но это возможно. Главное – вера в себя, в свое будущее и поддержка специалистов и близких людей!
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Что такое эмоциональный интеллект и как он поможет вашей карьереПонятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман пытается выяснить, почему мы не проявляем сострадание чаще и как это изменит нашу жизньОценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Как это работает. Например, вы не сделали презентацию для нового клиента и из-за этого переживаете. Уровень настроения оцените на 3 балла. При этом у вас еще много сил, поэтому уровень энергии будет 7 баллов. Так вы попадаете в красный квадрат «беспокоюсь». В таком состоянии лучше заняться активной работой, которая не требует эмоционального настроя: прибраться в доме, вынести мусор, приготовить еду.
В зеленом квадрате у вас хорошее настроение, но мало энергии. В таком случае, изучайте новое: погружайтесь в проект или задачу, собирайте информацию. Делайте то, что не требует физической нагрузки.
В желтом квадрате настроение и энергия на максимуме. Это хорошая возможность для мозгового штурма. Придумывайте новые идеи и проекты, смешивайте форматы и ищите другие решения обычных проблем.
В синем квадрате мало энергии и нет настроения. Здесь следует искать ошибки и недочеты. Разобрать, как можно улучшить повседневную рутину и придумать, над чем еще можно поработать.
Как определить уровень развития эмоционального интеллекта?
Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ:
Осознаете свои чувства и эмоции.
Делаете паузу, прежде чем говорить или действовать.
Стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на эмоции.
Используете критику как возможность что-то улучшить.
Придерживаетесь своих ценностей и принципов.
Хвалите и вдохновляете других.
Даете полезную обратную связь.
Извиняетесь и признаете ошибки.
Прощаете и забываете.
Выполняете свои обязательства.
Защищаете себя от эмоционального саботажа.
Виктория Шиманская добавляет один универсальный, но субъективный критерий — степень удовлетворения собственной жизнью. В EQ важнее собственное ощущение, чем показатель развития навыка. Если вы несколько лет не можете попросить прибавку к зарплате или страшно злитесь, когда убираете квартиру — присмотритесь к работе со своими эмоциями.
Самое трудное в развитии эмоционального интеллекта — начать. Непонятно, в какой момент появляется опыт, который позволяет дальше развивать EQ-навыки. Начинайте внимательно прислушиваться к себе и отлавливать эмоцию: называть, осознавать, размышлять, вслушиваться в свои ощущения. Без этого упражнения никакие книги не приблизят вас к ощущению счастья, преодолению страхов, обузданию гнева и другим задачам, которые мы хотим решить с помощью управления эмоциями.
Эмоциональный интеллект живет на стыке смыслов и тела. Только связав знания с физическими ощущениями, можно его включить и настроить свой эмоциональный аппарат. Значит, наш путь — отрабатывать связку тела и сознания. Делать — фиксировать, ощущать — осмыслять.
Читайте также: