Что такое выключка в ворде
Сегодня расскажу об основных видах выключки и ошибках, которые чаще всего допускают.
Выключка по левому краю
Главная проблема флагового набора — эстетичный правый край. Важно найти баланс, при котором край не казался бы ни слишком ровным, ни слишком рваным. Английские тексты можно верстать без переносов (потому что английские слова короче), русские лучше переносить. Самые частые ошибки:
Выключка по центру
Здесь важнее всего общая форма блока. Центрируют обычно небольшие отрывки текста: заголовки, выноски, цитаты, — поэтому важно, какую форму примут строчки, как они будут смотреться вместе. Те же подводные камни, что и при левом флаге, только следить нужно уже за обоими краями:
Выключка по формату
Основная задача — однородный, ровный тон текста, так называемое «серебро набора». Это самый сложный вид выключки, требующий определенной сноровки и опыта. Ранее я публиковал короткую заметку о том, как настроить панели Justification и Hyphenation в Индизайне.
Записи из этого журнала по тегу «статья»
Как сочетать шрифты, не сочетая шрифты
Меня часто просят рассказать про сочетания шрифтов, а я никогда не хотел этого делать. И вот почему: 1. На эту тему написано много статей, но они не…
Невнятность графического высказывания
На «Большой переверстке» есть задание, в котором нужно с помощью композиции выразить главную идею макета. Мы переделываем такой банер:…
Выключка по правому краю
Это завершающая статья про выключку. Поговорим о правом флаге — самом редком и самом спорном виде выравнивания. Сначала об очевидном. Правая…
Это завершающая статья про выключку. Поговорим о правом флаге — самом редком и самом спорном виде выравнивания.
Сначала об очевидном. Правая выключка неестественна для нашей письменности и читать ее сложнее. Глазу трудно находить следующую строку, потому что она всегда начинается с произвольного отступа.
Зачем же тогда ее используют? Как ни странно, но чаще всего абсолютно низачем, просто потому что есть такая кнопка в редакторе. Случаев, когда правая выключка бывает уместна, не так уж много. Давайте разберемся, для каких целей она подходит, а для каких не очень. У меня получилось четыре пункта.
1. Выровнять правый край макета
Эта цель самая странная. Новичкам иногда кажется, что блок текста должен наглухо закрывать правую сторону макета, то есть быть абсолютно ровным с правой стороны. Никакого смысла в этом приеме нет: и макет красивее не становится, и удобочитаемость падает.
Здесь верхний текст нужно выключить по левому краю и на этом успокоиться:
То же самое с колонкой чисел:
Два рваных края смотрят друг на друга и образуют бесформенную дыру посередине:
2. Показать связь текста с элементом справа
В интерфейсных формах подписи иногда выключают вправо, чтобы они были ближе к полям и контролам:
В таблицах так же связывают боковик с данными:
Связь между колонками становится заметнее, но внешний вид текста из-за этого портится. В большинстве случаев достаточно просто не отодвигать первую колонку слишком далеко от остальных:
Уменьшить ширину колонки. Выступающий текст разобьется на несколько строк:
Сократить текст. В отдельных случаях могут понадобиться сноски:
Добавить линейки, отточия или другие связующие элементы. Они частично скроют дыры после коротких строк. Прием подходит для динамических данных, когда форму текста нельзя контролировать:
Другое дело — карты и схемы, здесь правая выключка бывает необходима. В компактной верстке выравнивание часто остается единственным способом связать подпись с объектом:
Илья Бирман. Фрагмент схемы московского метро. 2016
По правому краю принято выравнивать первую колонку в титрах и вообще в любых списках с именами. Это традиционное решение, тут ничего не скажешь:
Йозеф Мюллер-Брокманн. Фрагмент концертного плаката. 1953
С помощью выключки можно обозначить связь подписи с иллюстрацией, прием достаточно редкий:
3. Передать симметричную структуру
Иногда сама информация подталкивает к симметричной верстке, к сочетанию правой и левой выключки. Например, так показывают игровой счет:
Или оформляют листалки в интерфейсах:
Правый флаг здесь действительно оправдан, но не обязателен. Даже симметричную структуру можно передать несимметрично:
4. Сделать нестандартно
Иногда спрашивают: если правая выключка не очень, почему тогда она есть на образцово-показательных швейцарских плакатах? Отвечаю. Во-первых, не стоит принимать каждый швейцарский плакат за эталон. Во-вторых, правый флаг там встречается довольно редко. В-третьих, плакаты на то и нужны, чтобы экспериментировать. Это акцидентный набор, никаких правил для него не существует. Вот несколько примеров.
Здесь дизайнер выстраивает текст по ступенькам:
Зигфрид Одерматт. 1981
Тут с помощью выключки рисует невидимый прямоугольник (наверно):
Йозеф Мюллер-Брокманн. 1979
А тут сами придумайте что:
Ганс Нойбург. 1965
А как же числа в таблицах?
Числа в таблицах иногда действительно выключают по правой краю, чтобы они выровнялись по разрядам: единицы встали под единицами, десятки под десятками и т. д. Внешне это может выглядеть как правый флаг, но корректней называть такое выравнивание выключкой по знаку, а именно по запятой. Дело в том, после запятой может быть разное количество знаков, и тогда правый флаг сломает выравнивание:
О выключке по знаку я рассказал в отдельной статье.
Одну строчку можно
И последнее. Нет ничего страшного в том, чтобы поставить справа одну строчку текста, например, подпись, посвящение или эпиграф. Проблема правой выключки — рваный край, но тут его нет:
Это хорошо видно на примере манускриптов. Правая граница стремится стать ровной, но никогда такой не становится:
Евангелиарий. Регенсбург, Германия, 1430–1440
Евангелиарий. Тур, Франция, первая четверть 16 века
Хорошо
Форма хорошего рваного края кажется случайной и не обращает на себя внимания:
Плакат Musica Viva. Йозеф Мюллер-Брокманн, 1960
Листовка компании Braun. Вольфганг Шмиттель, 1961
Разворот книги Йозефа Мюллера-Брокманна «Модульные системы в графическом дизайне». Издательство Студии Артемия Лебедева, 2014
Каталог «Интерьер без границ». Дизайн автора, 2010
Плохо
Слишком ровный край начинает походить на выключку по формату. Слишком рваный разрушает форму текстового блока. Прищурьтесь:
Всё, что находится между этими крайностями, можно считать приемлемым вариантом.
Ошибки
Частая ошибка как в печати, так и на экране — висячие предлоги, союзы и другие короткие слова. Из-за них край выглядит неопрятно. Второй важный момент — отсутствие переносов в тексте на русском языке. Русские слова в среднем длиннее английских, поэтому правая граница получается слишком рваной.
На Западе и к висячим словам, и к набору без переносов относятся спокойнее:
Фрагмент набора из книги Эдварда Тафти The Visual Display of Quantitative Information. США, 2001
Как сделать в Индизайне
Подбираем оптимальную форму для правого края. Нужные настройки во вкладке Hyphenation. На результат влияют:
— минимальная длина слова, которое можно разрывать переносом (первое поле),
— минимальное количество букв до и после переноса (второе и третье поля соответственно),
— максимальное количество переносов подряд (четвертое поле),
— ползунок Better Spacing — Fewer Hyphens.
Мне нравится второй вариант. Теперь инспектируем край на наличие лесенок, очевидных форм, слишком ровных участков (несколько соседних строк, случайно совпавших по длине). Проверяем правильность переносов. На этой странице смущает форма первого абзаца. Да и второго тоже:
Не стоит забыть о том, что все изменения должны остаться незаметными для читателя.
Памятка верстальщика вызвала большой резонанс, но, судя по комментариям в ЖЖ и на Awdee, мало кто понимает, почему всё именно так, как я нарисовал. Попробую объяснить на примерах. Сегодня речь пойдет о выключке по формату.
Хорошо
Особой требовательностью к набору отличались первопечатные книги. Вот, например, Николай Йенсон, 1474:
А это Альд Мануций, 1499:
Равномерные межбуквенные и межсловные пробелы делают набор однородно серым. В нем нет ни дыр, ни темных пятен. Тон полосы спокойный, прозрачный и легкий (определения Дмитрия Карпова).
Плохо
Плохи любые попытки сделать полную выключку в вебе и на мобильных устройствах. Компьютеры еще не научились правильно расставлять переносы и следить за величиной пробелов. Издание The Daily для айпада:
Здесь лучше, но текст всё равно слишком разреженный:
Полная выключка всегда работает плохо на узком формате. Тут необходим левый флаг или центровка:
Ошибки
Выключка по формату — неестественная форма существования текста, отсюда и многочисленные сложности. Ошибки, перечисленные в памятке, делятся на два вида: первые нарушают тон полосы (разреженные и сжатые строки), вторые — ее прямоугольность (висячие и концевые строки).
Висячие предлоги, союзы и другие короткие слова не являются ошибкой при полной выключке. Ими жертвуют ради однородного тона. Исключение составляют:
— однобуквенные слова в начале предложения,
— инициалы,
— маркеры списка (цифровые, буквенные и графические),
— сокращения вроде т. е., т. к., и т. д., и др.,
— цифры.
Как сделать в Индизайне
В первую очередь настраиваем вкладку Justification. Межсловное расстояние в интервале от 95 до 130%, межбуквенное — от −3 до 6%. Обратите внимание, что минимальное значение несильно отклоняется от желаемого (Desired): сжатые строки читать труднее, чем разреженные. Разрешаем масштабировать символы, но совсем чуть-чуть, от 99 до 101%:
Эти цифры получены опытным путем и лучше всего подходят для книжного набора: 50–60 символов в строке. Для узкой колонки правила нужно ослабить.
Обязательно включаем переносы во вкладке Hyphenation. Ползунок выкручен в сторону Better Spacing:
Если не включаются, значит, выбран не тот язык:
Галочка H&J Violations в панели Preferences подсветит желтым строчки, которые Индизайн не может разверстать по заданным цифрам:
Перечисленные выше настройки уже дадут сносный результат:
Дальше работаем руками — двигаем строки в проблемных абзацах. Есть несколько способов:
1. Иногда достаточно изменить место переноса в каком-нибудь слове — поставить символ мягкого переноса. Чтобы слово стало неразрывным, мягкий перенос должен стоять перед первой буквой.
Мак: Command + Shift + - (дефис)Винда: Ctrl + Shift + -
2. Если переносы не помогли, крутим трекинг от −10 до 10 единиц. Трекинг увеличивает или уменьшает все пробелы в строке: и между словами, и между буквами. На горячих клавишах у Индизайна слишком большой шаг, поэтому я ими не пользуюсь.
Плюс 20 единиц:
Option + → (стрелка вправо)
Alt + →
Минус 20 единиц:
Option + ← (стрелка влево)
Alt + ←
3. Можно менять только межсловные пробелы, не трогая межбуквенные.
Плюс 20 единиц:
Command + Option + \ (бэкслеш)
Ctrl + Alt + \
Минус 20 единиц:
Command + Option + Delete
Ctrl + Alt + Backspace
4. Еще одно средство — масштабирование шрифта от 99 до 101%.
5. В сложных случаях слегка растягиваем или сужаем текстовый фрейм — не более, чем на 1–2 мм. (Этого никто не заметит.)
Изменения должны касаться всего абзаца, а не отдельных строк, потому что Индизайн «думает» об абзаце целиком и учитывает соседние строки. То есть сначала выделяем весь абзац, а потом крутим настройки.
С концевыми и висячими строками также справляемся с помощью вгонки и выгонки. Концевую строку, немного не доходящую до края, втягиваем, чтобы пробел стал более внятным, либо доводим до правой границы (см. первый абзац на предыдущей картинке). О допустимости висячих строк можно долго спорить, однако в традиционной книжной верстке они запрещены.
Нельзя менять интерлиньяж и добавлять пробелы между абзацами. Как говорит Брингхерст, «такие фокусы разрушают ткань текста и. поражают книгу в самое сердце».
В конце еще раз внимательно смотрим на полосу, особенно на правый край. Проверяем правильность переносов.
Читайте также: