Что такое гарнитура шрифта в word
Удивительно, но все существующие в мире шрифты отличаются всего по трем параметрам: гарнитуре, размеру и начертанию. Особого внимания заслуживает ключевой момент - гарнитура, которая может целиком преобразить любой текст. Об этом, а также о способах изменения настроек шрифтов в текстовом редакторе и при HTML-верстке далее.
Что такое шрифт?
Шрифт - это набор изображений символов алфавита, цифр, исполненных в одном формате, стиле, дизайне, иначе говоря - это аналог почерка. Первые шрифты для машин создавались на основе официального "ручного" почерка. Рукописный полуустав лежит в основе многих кириллических шрифтов, а готическое письмо стало основой для латинских стилей символов.
Абсолютно все компьютерные "почерки" различаются друг от друга всего по трем параметрам: размер, гарнитура, начертание шрифта.
Гарнитура шрифта
Самый важный параметр в типографике. Гарнитура шрифтов - это набор в одном или нескольких размерах, отличающийся стилевым единством изображения алфавитно-цифровых, пунктуационных и спецсимволов. Нередки гарнитуры, состоящие только из математических значений или специальных знаков, например картографических.
Понятия "гарнитура" и "шрифт" достаточно часто путают из-за схожести их предмета, особенно в текстовых редакторах. Однако первое намного шире, ведь гарнитура шрифта определяет стилистику всего текста, а сам он может ограничиваться единством исполнения только, например, курсивного начертания.
Многие гарнитуры известны пользователям ПК: Courier New, Calibri, Arial, Times New Roman. Все названия пишутся латинскими буквами, даже если гарнитура шрифтов создана российскими разработчиками, используется ее транслитерация или перевод на английский.
Разновидности гарнитур
Гарнитура шрифтов в основном разделяется на группы по данному классификатору:
- Рукописные. Для этой группы характерна схожесть с рукописным текстом, начертанным кистью или пером. Это могут быть как раздельно, так и слитно написанные символы.
- Рубленые. Иное название - sans serif (франц. "без"). Используются буквенные символы без засечек. Это один из самых удобных шрифтов как для маленьких надписей, так и для крупных выделенных заголовков - они приятны глазу, легко читаются. Используют такой четкий и разборчивый шрифт-гротеск и для маркировки, надписей на этикетках, "вывороченного" текста (обращенного по отношению к основному тону страницы).
- Антиква - с засечками (serif). Производились экспериментальные исследования, установившие, что эти шрифты наиболее удобны для скорочтения "сплошных" текстов - засечки автоматически переводят взгляд от одного символа к другому, не дают буквам сливаться. Однако для заголовков, выделений они не хороши - кажется, что буквы "теснятся", создается ощущение беспорядочности. Антиква характерна своим традиционным официальным внешним видом, поэтому широко используется в соответствующих текстах.
- Декоративные. Эта гарнитура шрифтов, иначе называемая акцидентной, создана, чтобы передать и какой-то невербальный смысл написанного. Сюда относятся самые причудливые и необычные стили символов. Однако в тексте ими не следует увлекаться - акцидентным шрифтом лучше украсить только демонстрационный подзаголовок.
- Символьные. Эти гарнитуры не содержат в себе стандартных цифр, букв, знаков пунктуации - тут только специальные, нужные для тематических текстов символы - картографические, арифметические, рамки и т. д.
Размер шрифта
Гарнитура - первый параметр текста, второй же - размер. Иначе его именуют кегль шрифта.
Этот параметр создан для облегчения чтения текста: крупными символами выделяют заголовки, важную информацию, второстепенное (сноски, примечания) набирают более мелким шрифтом.
В текстовых редакторах мы привыкли к стандартным размерам: 8, 11, 12, 14, 18, 24 и т. д. Каждая из этих величин обозначает общую высоту символов гарнитуры от самого высокого до самого низкого (к примеру от "Д" до "р"). Измеряется она в особых единицах - типографских пунктах. Один punkt (немц. "точка") равен 0,3528 мм.
Начертание шрифта
Заключительным параметром являются насыщенность и стиль - начертание символов. Гарнитура шрифтов в основном набирается "прямым" стилем или с небольшим наклоном - курсивом.
Насыщенность - это толщина начертания символа. Кроме стандартной, есть еще "толстые" разновидности - жирный, полужирный. Существует и более детальное разделение на сверхсветлую, светлую, жирную и гипержирную насыщенность.
Стили и насыщенности перекликаются между собой, оттого можно встретить полужирный и жирный курсив.
Изменение параметров шрифта
Изменить гарнитуру шрифта и схожие с ней параметры в текстовом приложении MS Word можно одним из трех удобных способов:
- Через панель инструментов. Она располагается на главной рабочей вкладке редактора непосредственно над листом текста. С ее помощью можно не только изменить гарнитуру (имя шрифта), задать нужный кегль, стиль, насыщенность текста, но и выбрать необходимый цвет символов, выделить важные моменты подчеркиванием.
- Окно-диалог для форматирования. В "Ворде" вызывается правой клавишей мыши или сочетанием "горячих кнопок" CTRL+D. Таким способом можно вызвать диалог и в программе "Блокнот". Он позволяет также задать индивидуальные параметры текста: гарнитуру, размер, начертание.
- Использование "горячих" сочетаний кнопок. При вызове "Справки" или нажатия на ссылку "О программе" можно найти раздел, где раскрыт полный их список. Чтобы воспользоваться таким методом, нужно сначала выделить текст, а затем нажать нужное сочетание. Для Word ходовыми являются: CTRL+I - курсив, CTRL+B - полужирный.
Для HTML-редактирования процедура изменения гарнитуры выглядит несколько сложнее:
- Первым делом надо выделить тот текст, гарнитура шрифтов которого должна быть изменена.
- Далее следует поставить тег <FONT style M468788ScriptRootC767175" data-sid="partners_widget_fbru">
Еще в 1898 году Моррис Фуллер Бентон, работая в качестве главного художника в американской компании «American Typefounders», ввел понятие гарнитуры. Прошло больше века, а подавляющее большинство людей по-прежнему не могут понять, в чем же разница…
Моррис Фуллер Бентон
Типографика хранит в себе много секретов. Это больше, чем наука, но настоящее искусство, и иногда разобраться в ряде вопросов достаточно непросто. Одно из самых частых заблуждений — это убежденность в том, что «гарнитура» и «шрифт» — это синонимы или в чем-то схожие понятия. Правда же заключается в том, что это совершенно разные понятия в типографике.
Нюансы терминологии
Чтобы наглядно увидеть разницу между шрифтом и гарнитурой, следует внимательно вдуматься в определения.
- Гарнитуры представляют собой набор символов и знаков в типографике. Другими словами, это и есть те самые буквы, цифры, знаки препинания и набор других символов, с помощью которых составляются слова, фразы, предложения.
- Шрифт – это то, что находится ВНУТРИ гарнитуры, то есть полный набор знаков в одном определенном стиле. Нередко, когда речь заходит о шрифтах, так называют файлы для ПК, в которые включены все символы/глифы в рамках одной гарнитуры.
Путаница неизбежна, так как люди непосвященные не видят разницы и изначально, когда говорят «Шрифты» подразумевают «Гарнитуры», то есть группы шрифтов с общими стилевыми особенностями (семейства начертания шрифта).
Таким образом, сформируем простые и понятные термины относительно шрифта и гарнитуры:
Шрифт — это рисунок в графике, начертание набора букв и знаков, которые вместе представляют собой цельную систему, как в стилистическом, так и в композиционном плане.
Гарнитура — объединение шрифтов, которые могут отличаться по начертанию и кеглю (величине площадки знака), но неизменно одинаковые по характеру рисунка. У каждой гарнитуры в обязательном порядке имеется свое название.
Почему важно разделять эти понятия?
На многих ресурсах отмечается, что допустимо использовать понятия «шрифт» и «гарнитура» как синонимичные, но это в корне неверный подход. Гарнитура — более общее и широкое понятие, чем шрифт. То есть, нельзя сказать, что Times New Roman — это шрифт. Это ГАРНИТУРА! Шрифтом можно будет назвать одну из разновидностей , например, Times New Roman Bold (жирное начертание).
Это все не шрифты, как мы привыкли говорить, заглядывая, к примеру, в Word, а гарнитуры, а вот вариации написания (размер, наклон, жирность) — и есть тот самый шрифт.
Чтобы проще запомнить эту разницу, стоит понять, что у гарнитуры наборного шрифта имеется английский термин — «Type Family»? то есть «Семейство шрифтов». Сразу становится понятно, что это целая ГРУППА! Корректное использование определения не только говорит об образованности и эрудированности, но и позволяет минимизировать возможные ошибки в профессиональной среде.
Гарнитура vs. шрифт: в чем разница и почему важно ее понимать?
Аудио перевод статьи
Гарнитура и шрифт — это одно и то же? Не совсем.
Хотя указанные термины зачастую используются как синонимы, между гарнитурой и шрифтом есть различия. Поскольку они не слишком значительны, может иногда возникать путаница.
Гарнитуры и шрифты всегда были и остаются важной частью брендинга. Чтобы четко сформулировать, каким должен быть дизайн, вам необходимо понять как историческое значение этих терминов, так и их современную интерпретацию. В статье мы рассмотрим эти понятия, а также различия между ними, чтобы вы могли эффективно и профессионально их использовать.
Гарнитура vs. шрифт — в чем различия?
Если гарнитура (typeface) — это набор конструктивных особенностей букв или других символов, то шрифт (font) — это совокупность символов внутри гарнитуры, отличающихся начертанием и размером. При этом семейством (font family) называют группу связанных между собой шрифтов.
Эти определения могут показаться запутанными, поэтому рассмотрим, что означает каждый термин подробнее.
Что такое гарнитура?
Гарнитура — это совокупность конструктивных особенностей букв и других символов, например, наличие или отсутствие засечек, начертание и баланс букв, интервалы и соотношение высоты прописных и строчных букв.
В зависимости от стиля можно выделить несколько категорий гарнитур. Самые распространенные из них:
С засечками
Такие гарнитуры, как следует из названия, включают шрифты с засечками. Эти шрифты обычно воспринимаются как изысканные и классические.
К примеру, Garamond — популярная гарнитура шрифта с засечками.
Bodoni и Didot — еще две популярные гарнитуры указанного типа.
Многие шрифты с засечками появились сотни лет назад и имеют богатую историю. Один из старейших шрифтов западного мира, Roman, был создан Николасом Йенсеном в 1470 году для того, чтобы сделать печатный текст более читабельным, поскольку до этого момента в европейских книгах использовался шрифт Blackletter, напоминающий рукописный текст.
Без засечек
В отличие от шрифтов с засечками, у входящих в такие гарнитуры шрифтов они отсутствуют. Их можно охарактеризовать как непринужденные и неформальные.
Helvetica — известный шрифт без засечек, как Verdana и Futura.
Декоративные
Декоративные гарнитуры включают забавные, привлекающие внимание шрифты, которые в отличие от стандартных шрифтов с засечками и без имеют ограниченную сферу применения.
Например, известные декоративные шрифты: Outlaw и Morris.
Эти шрифты не используются для основного текста не только потому, что они могут отвлекать пользователя, но и по той причине, что такой текст трудно читать, особенно, если шрифт маленького размера. Хотя декоративный шрифт может отлично привлекать внимание к заголовку или наружной вывеске, он способен отпугнуть клиентов, если используется в меню или брошюре.
Рукописные
Такие гарнитуры включают шрифты, которые выглядят как написанный от руки текст. Если вы хотите показать, что предлагаете сделанные вручную, персонализированные продукты, рукописный шрифт может стать отличным выбором для вашего бренда.
Рукописные шрифты могут быть как простыми, так и витиеватыми. Среди популярных можно назвать: Kuenstler Script, Kauffmann and Brush Script.
Как и декоративные шрифты, рукописные затрудняют чтение, особенно если имеют маленькие размеры. Используйте их лишь в логотипах, заголовках или на вывесках, а шрифты с засечками и без засечек подойдут для больших фрагментов текста.
Обратите внимание, как название бренда выделено с помощью рукописного шрифта, в то время, как в оставшейся части логотипа использован простой шрифт без засечек. Логотип разработан : : scott : :.
Что такое шрифт?
Шрифт — это набор символов определенного начертания или размера, входящий в состав гарнитуры. Таким образом, обычные, жирные, курсивные либо узкие элементы гарнитуры определенного размера составляют то, что называется шрифтом.
Вот простой способ понять, чем различаются гарнитуры и шрифты. Откройте Google Docs и нажмите на раскрывающееся меню шрифтов. Справа от некоторых опций есть маленькая стрелка. Наведите курсор мыши на нее и вы увидите разные варианты, например “тонкий”, “полужирный”, “жирный”.
В этом случае главные опции — это гарнитуры, а варианты под стрелочкой — шрифты.
Встречайте семейство шрифтов
Семейство — это группа связанных между собой шрифтов. Garamond — это гарнитура, характеризующаяся набором конструктивных особенностей букв и других символов. В эту гарнитуру входит множество шрифтов. Например, курсив или полужирный шрифт или шрифт размером 14 или 16pt. Совокупность всех этих шрифтов и есть семейство.
Гарнитуры и шрифты: очень краткая история
Итак, почему мы вообще разграничиваем шрифты и гарнитуры?
Следует обратиться к тем временам, когда для печати текста использовались блочные буквы. Создавались специальные наборы таких букв, отличающиеся уникальным внешним видом, которые получили название “гарнитуры”. Символы определенного типа внутри гарнитуры, например, узкие или полужирные, размещалась в своем отсеке. Именно они и стали основой современных шрифтов.
Гарнитуры и шрифты — это еще не все
Как только вы начнете обсуждать текст и дизайн, используя свои новые знания о гарнитурах и шрифтах, вы, вероятно, также столкнетесь с термином “типографика”.
Что такое типографика?
Типографика — это то, каким образом текст организован и оформлен в дизайне. При этом он должен быть не только эстетически привлекательным, но и читабельным. Типографика предполагает не создание букв, а использование уже существующих гарнитур и шрифтов.
Чтобы эффективно использовать типографику в дизайне, необходимо выбрать правильный шрифт, размер которого будет соответствовать фрагменту текста, а затем настроить другие аспекты, например, расстояние между буквами, соотношение высоты прописных и строчных букв и т.д.
Почему это важно? Используйте термины правильно
Многие люди говорят “шрифт”, когда на самом деле имеют в виду гарнитуру, и наоборот.
Если вы можете понять из контекста, о чем именно говорит человек, действительно ли имеет значение, какой термин он использует? Важно ли, какое слово вы используете, или было бы излишне педантично каждый раз придерживаться определений из словаря?
Нам совсем не кажется, что это педантично. На самом деле мы думаем, что это необходимо, даже в современном мире, где большая часть, если не все тексты, пишутся на компьютере.
Если вы можете точно сказать дизайнеру, какой тип гарнитуры вам нравится, у него сложится общее представление о желаемом результате, но также останется пространство для творчества и поиска идеального шрифта для вашего проекта. Напротив, если вы скажете, что хотите видеть в своем дизайне конкретный шрифт, это будет очень четким указанием — что может вам пригодиться, если вы имеете точное представление о том, каким должен быть законченный проект.
Все термины типографики — полный гайд
Аудио перевод статьи
Когда специалисты по исследованиям, разработчики, дизайнеры и заинтересованные стороны совместно работают над проектом, как правило каждый из них может по-разному интерпретировать некоторые термины типографики. Этот гайд поможет вам разобраться в значении самых распространенных, а иногда и ошибочных понятиях.
Типографика — ключевой компонент практически в любой сфере цифрового взаимодействия. Ее сложность и специфическая терминология часто вызывают путаницу. Вам не нужно быть экспертом в области типографики, чтобы проектировать цифровые интерфейсы, но важно знать некоторые термины, чтобы ваши коллеги правильно вас понимали. Эффективное общение и правильная интерпретация основных понятий всеми членами команды поможет:
- сделать шрифт удобным для восприятия (и, следовательно, повысить уровень юзабилити),
- улучшить внешний вид текста и сделать так, чтобы оформление сайта выглядело более профессионально,
- создать более целостный образ бренда, и
- сократить дорогостоящие правки и итерации.
Мы составили список терминов в зависимости от частоты их использования в UX-дизайне и учли те, которые люди неправильно понимают и путают.
Гарнитура (Typeface, другое название — семейство шрифтов (font family)): набор букв и символов, которые предназначены для совместного отображения в виде слов и чисел.
Гарнитура — это группа, к которой принадлежит конкретный шрифт. Arial, Calibri и Helvetica — примеры гарнитур. Слово "гарнитура" имеет отношение к лицевой стороне физических буквенных блоков. Типографы устанавливали их внутрь печатных машин для создания публикаций. В рамках каждой гарнитуры у типографа был широкий выбор из буквенных блоков и подмножества шрифтов.
Некоторые гарнитуры необходимо покупать у правообладателя, другие есть в открытом доступе. При выборе гарнитуры для вашего дизайна важно учитывать, будет ли она безопасной. Если шрифт не является веб-безопасным, текст может не загружаться должным образом. Обычно это приводит к тому, что дизайнер создает изображение с использованием нужного шрифта (если нет другого выхода) для того, чтобы он отображался корректно. Это решение может быть приемлемо для некоторых элементов дизайна, например логотипов, в противном случае программы чтения с экрана не смогут распознать текст на изображениях, он не будет индексироваться поисковыми системами и учитываться в случаях, когда нужно найти конкретное слово в документе (функция CTRL+F). Это ограничивает специальные возможности сайта, ухудшает SEO и удобство использования. С безопасными веб-шрифтами таких проблем нет.
Шрифт (Font): определенный набор отдельных стилизованных букв в рамках гарнитуры, например:
- Garamond Regular, жирный, 12 пикселей
- Arial, курсив, 6 пикселей
Шрифт не следует путать с гарнитурой или семейством шрифтов (см. ниже). Хотя эти термины часто используются как синонимы, по сути это не одно и то же. Шрифт включает в себя определенный размер, стиль и начертание текста, которые применяют дизайнеры. Гарнитура — это группа, к которой принадлежит конкретный шрифт.
Из каких частей состоит название (шрифта)? Если мы рассмотрим состав Franklin Gothic Book, Bold, 44px, мы увидим, что Franklin Gothic — это гарнитура (или семейство шрифтов), Book — это стиль, Bold — начертание, а 44px — размер.Оформление шрифта (Font decoration, или оформление текста, text decoration): создание линии над текстом, линии подчеркивания и перечеркивание текста.
Оформление шрифта отличается от понятий шрифтового эффекта (например, теней), стиля (курсив, прописные буквы и пр.), начертания (как вариант: тонкий, полужирный) и его ширины (например, узкий, растянутый).
Шрифтовой эффект (Font effect) применяется к буквам или строкам текста для создания большей наглядности.
Общие эффекты включают в себя скосы, внутренние контуры (линии внутри границ каждой буквы), внешние контуры (линии за пределами границ каждой буквы) и тени. Обычно они используются для создания декоративных слов или в тексте очень большого размера (например, в заголовках или подзаголовках).
Стиль шрифта (Font style): определенный вариант внешнего вида шрифта (например, “Roman” шрифта “Times New Roman”).
Вот некоторые примеры: регистр (прописные, строчные, малые прописные) и наклон (прямой, курсив). Эти параметры, как правило, не зависят от начертания, ширины и размера шрифта (см. ниже). Во многих случаях стиль шрифта указывается в его названии.
Засечки (Serif): небольшой крючкообразный элемент, который напоминает ступню, встречается на краях букв в некоторых гарнитурах. Шрифт с засечками (serif font) — это шрифт, в котором у каждой буквы есть засечки на краях.
Без засечек (Sans-serif): у букв отсутствуют какие-либо дополнительные элементы . Шрифт без засечек (Sans-serif font) — это шрифт, в котором у букв нет засечек.
До начала эры цифровых технологий считалось, что засечки значительно улучшают восприятие букв. Сейчас шрифты без засечек стоят наравне, а иногда являются даже более четкими и удобными для чтения, чем шрифты с засечками, особенно на цифровых экранах. (Дело в том, что засечки плохо отображались на экранах с низким разрешением, но, к счастью, с приходом современных компьютеров и мобильных телефонов такой проблемы больше не существует.)
Эти два стиля шрифта оказывают влияние и на тон веб-сайта. Шрифты без засечек часто характеризуют его как: современный, модный, холодный и безличный; в то время как с помощью шрифтов с засечками сайт может восприниматься как традиционный, теплый, дорогой и старомодный. Эти ассоциации могут варьироваться в зависимости от выбранного шрифта.
Начертание шрифта (Font weights): толщина линий каждой буквы.
Примеры: тонкий (thin), ультратонкий (ultrathin), легкий (light), стандартный (regular), средний (medium), полужирный (semi-bold), жирный (bold), более жирный (extra bold), очень жирный (black) и ультражирный (ultra black).
Ширина шрифта (Font width): ширина каждой буквы, определяемая самым широким расстоянием между крайними линиями этой буквы (не путать с начертанием шрифта (см. выше) или кернингом (см. ниже)).
Примеры: сжатый (condensed), сверхсжатый (extra condensed), узкий (narrow), растянутый (extended), сверхрастянутый (ultraextended) и широкий (expanded).
Ширина может быть указана в названии шрифта, но не всегда. Например, Helvetica Neue Thin сам по себе более сжатый шрифт, чем Helvetica Neue Regular, однако в названии нет слова “сжатый”. Создатели шрифтов могут целенаправленно сжимать его в стилистических целях. Например, у Helvetica Neue Condensed Bold такое же начертание, как у Helvetica Neue Bold, но он выглядит заметно более узким.
Обратный отступ (Hanging Indent): первая строка текста в абзаце находится левее, чем следующие строки.
Как правило, обратный отступ используется, чтобы выделить ключевые фразы или термины, а иногда может быть полезен при просмотре списков. Термины в данной статье являются примером обратных отступов.
Межбуквенный интервал (Letter Spacing) (другое название — трекинг (tracking)): расстояние между самыми широкими точками каждого символа (не путайте с кернингом (см. ниже)), которое чаще всего применяется ко всему слову, строке или абзацу.
Кернинг (Kerning): уменьшенное горизонтальное пространство между последовательными символами, которое часто применяется к определенной группе букв.
Иногда кернинг называют “воздухом” между буквами. В большинстве случаев у каждого шрифта есть свой стандартный интервал, однако его можно изменить, чтобы визуально текст выглядел пропорционально.
Кернинг определяет пространство между линиями каждой буквы, а межбуквенный интервал связан с пространством между самыми широкими точками каждой буквы.Интерлиньяж (Leading) (другие названия: высота строки (line height) или межстрочный интервал (line spacing)): вертикальный интервал между строками текста, определяемый расстоянием между базовыми линиями.
Базовая линия — это основа каждой буквы, которая не включает выносной элемент (он встречается у строчных букв, например “p” и “q”).
Лигатура (Ligature): единый символ, который образуется тогда, когда две или более буквы соприкасаются.
Лигатура может использоваться для создания фирменной символики, выполнять роль декоративного элемента или выступать в качестве буквенного символа в некоторых языках.
Гадзук (Gadzook): графический элемент или украшение, которое соединяет две буквы лигатуры.
Висячая строка (Orphan): очень короткая часть текста (обычно одно слово), которая располагается в отдельной строке после его разрыва.
Чтобы избежать такого эффекта, подумайте о разрыве строки (не разрыв абзаца (см. ниже)) в другой части предложения. В этом случае слово не будет оставаться в одиночестве, как “бедный родственник”. Текст лучше воспринимается, если в последней строке остается больше двух слов. По возможности необходимо это учитывать.
Разрыв строки (Line break): разделитель в блоке текста, который обозначает конец одной строки и начало следующей; не путать с разрывом абзаца (см. ниже).
Тэг <br/> создает разрывы строк в HTML в качестве замены мягкого “Enter” на клавиатуре (примечание. мягкий “Enter” — это сочетание клавиш Shift+Enter, при одновременном нажатии которых происходит разрыв строки).
Разрыв абзацев (Paragraph break): разделитель в блоке текста, который означает конец одного абзаца и начало другого. Часто расстояние между двумя абзацами по вертикали больше, чем между строками текста внутри абзаца.
Разрывы абзацев часто прописываются в HTML как теги <p> </p> в качестве замены жесткого “Enter” на клавиатуре (примечание. жесткий “Enter” — это клавиша Enter, при нажатии которой происходит разрыв абзацев).
Заключение
Термины типографики могут показаться трудными для понимания, но это только на первый взгляд. Поделитесь этим гайдом (и другим нашим руководством, которое называется Термины графического дизайна) со своей командой. Это поможет всем вам разобраться в понятиях типографики и улучшить коммуникацию. Такое общение приведет вас к более продуктивным обсуждениям, сокращению правок и, в конечном итоге, к лучшей реализации дизайна в целом.
Читайте также: