Что такое драйвера в автозвуке
Как же он в этом может Вам помочь? Практически на всех автомобильных усилителях «крутилка» фильтров HPF и LPF имеет слишком широкий разброс по частоте, например, от 10 Гц до 10 000 Гц, и порой крайне затруднительно поймать точно необходимый срез.
Как пользоваться тон генератором.
1. Для начала на вход усилителя нужно подать аудиосигнал с устройства (ПК, смартфон и т.д.), подключенного к интернету и воспроизводящего звук.
2. Все остальные устройства от входа усилителя нужно отключить.
3. Убедившись, что звук с подключенного к усилителю устройства воспроизводится можно начинать настройку фильтров усилителя.
Рассмотрим настройку фильтров усилителя на примере двухполосной системы, построенной на поканальном подключении к 4-х канальному усилителю.
Допустим, высокочастотники (твитера) подключены на выходы усилителя 1 и 2. Подключаем на соответствующие входы усилителя тонренератор.
Если твитер должен работать с ограничением в 4000 Гц — устанавливаем эту частоту на тонгенераторе. На усилителе, при этом, нужно установить регулятор HPF на более высокое значение (например на 8000 Гц или в крайнее положение ручки регулятора). Включаем тонгенератор и очень плавно и медленно поворачиваем ручку регулятора в обратном направлении до тех пор, пока не услышим в твитерах заданный тонсигнал. Как только громкость тонсигнала перестала прибавляться при повороте ручки - это означает, что фильтр усилителя установлен на заданной частоте в 4000 Гц.
Теперь нужно настроить мидбас.
Переключаем устройство с тонгенератором с входов 1 и 2 на входы 3 и 4.
Сначала настраиваем HPF на частоте, к примеру 65 Гц (настраивается так же как и для твитера). После того как настройка HPF закончена, переходим к настройке LPF (фильтра низких частот).
Устанавливается частота, например те же 4000 Гц, на тонгенераторе. Ручкой регулятора LPF на усилителе устанавливаем значение, ниже заданной частоты тонгенератора.
Включаем тонсигнал и медленно поворачиваем регулятор вперед.
Когда мы услышим в настраиваемом динамике сигнал тонгенератора и громкость его перестанет возрастать при повороте ручки - заданное значение фильтра установлено.
Для начала рассмотрим характеристики, которые указываются в паспорте.
Чистота звука зависит не только от динамиков и ресивера, но и от добросовестности мастера, выполняющего монтаж акустики. Чем крепче будет установлен мидбас, тем лучше. Лишние вибрации ему ни к чему! Если динамики устанавливаются в двери, не пожалейте денег на их шумо- и виброизоляцию (дверей). Тогда и двери на высокой громкости дребезжать не будут, и басы будут звучать намного лучше. Если вы все же решились установить динамики назад, помните, что между ними и сабвуфером (если вы его ставите) должно быть достаточно свободного пространства. Лучший выход в таком случае: динамики – в задних дверях, сабвуфер – в багажнике.
По возможности «запитайте» ресивер и усилитель напрямую от аккумулятора, чтобы избежать помех, хрипов и искажений звука при работающем двигателе. А вот провода, которые идут от «головы» к динамикам, вопреки бытующему мнению особого влияния на качество звука не оказывают. Заметить разницу в звучании сможет только настоящий меломан и лишь в том случае, если установленная в автомобиле аудиоаппаратура очень высокого качества. Поэтому смысла заменять входящие в комплект «штатные» провода специальными «позолоченными» нет. Особый набор проводов требуется лишь при оснащении автомобильной аудиосистемы усилителем. Но и в этом случае покупать очень дорогие «жилы» не стоит.
Откуда «звон»? Устанавливать средне- и высокочастотные динамики желательно в передней части салона. Так называемых тыльных колонок в автомобиле быть не должно. Ставить акустику назад – все равно что слушать оркестр, повернувшись спиной к сцене! Для правильного звука в автомобиле достаточно хороших фронтовых динамиков и «пищалок» в передних стойках кузова. Подключать их желательно как можно ближе к «мидбасу». Однако зачастую это очень сложно и требует глобальной переделки обшивки салона. Поэтому ставьте «высокочастотники» неподалеку от зеркал, в нижней части передней стойки кузова.
Направление ВЧ динамика (в салон или на лобовое стекло) определяется на слух при предварительном подключении. Если штатные места автомобиля не позволяют установить 6-дюймовый динамик, то можно купить готовый «подиум» (как правило, имеются в продаже для а/м «ВАЗ»), установить динамик на переходное фанерное кольцо или заказать подиум в специализированной студии.
Единственная акустика, которая может размещаться сзади, – сабвуфер. Направление низкочастотного звука в отличие от более высокого не улавливается ухом, и подобное расположение сабвуфера не скажется на качестве звука. Как правильно подобрать сабвуфер для автомобиля Если вы твердо намерены добиться самого лучшего звука в автомобиле, вам не обойтись без сабвуфера. Сабвуфер обеспечивает достижение глубокого, громкого баса, делая акустическое оформление автомобиля законченным и безукоризненным.
Многие авторитетные журналы рассказывают о сабвуферах, тестируют различные модели известных марок, выбирая из них победителя. Но так ли важно для обычного потребителя, что некий сабвуфер получил высший балл в результате проведенных тестов? Ведь тестируются в основном модели таких гигантов, как KENWOOD, PIONEER, SONY, не говоря уж о производителях Hi-Fi аппаратуры – MTX, JL Audio и др. Они настолько хороши, что большой разницы в их звучании среднестатистическому уху просто не ощутить. Так что, если вы не собираетесь участвовать со своим автомобилем в конкурсах на лучшую автоакустику, то стоимость музыки в машине не должна превышать 20% от стоимости автомобиля.
И как бы ни сопротивлялись ценители хорошего автозвука – точкой отсчета должен быть именно автомобиль. Вряд ли стоит покупать мощный дорогой сабвуфер, чтобы озвучить и без того поющие детали салона продукта отечественного. Поэтому рекомендуется к применению эта стандартная для многих система расчета стоимости установки аппаратуры: если автомобиль обошелся в 1500 долларов США, на музыкальное оформление не стоит тратить больше 300 долларов – те самые 20%.
Сабвуферы бывают двух видов: активные и пассивные. Активные сабвуферы, в отличие от пассивных, имеют встроенный усилитель. При этом вам продается некий набор "быстрого приготовления c готовностью к употреблению", т.е. вам стоит только подключить два контакта от головного устройства, и система готова к работе. При этом отсутствует необходимость в согласовании компонентов (головное устройство – усилитель – сабвуфер).
Однако у активных сабвуферов есть свои минусы, а именно: при их изготовлении применяются более простые и дешевые компоненты, что неминуемо сказывается на качестве звука. Для подключения пассивного сабвуфера необходимо выбрать усилитель, дающий при мостовом включении ту же мощность, которая указывается в паспорте данного сабвуфера как номинальная.
Теперь о типах и конструктивных особенностях представленных на современном рынке сабвуферов.
Выделяют четыре типа сабвуферов:
cабвуферы закрытого типа, имеющие герметичный корпус (closed);
сабвуферы фазоинверторного типа (vented), характеризуются наличием фазоинвертора – щели или трубы, служащей для настройки частотной характеристики в области низких частот;
сабвуферы полосового типа (bandpass) – отличаются от вышеперечисленных тем, что сам динамик убран внутрь корпуса сабвуфера, а звук излучается через фазоинвертор;
сабвуферы с пассивным излучателем (passive radiator) имеют дополнительный диффузор или динамик без магнитной системы, служащий для понижения общей резонансной частоты громкоговорителя.
Сабвуферы типа vented более эффективно обеспечивают громкое и глубокое звучание, чем closed, но и стоят дороже. Третий тип сабвуферов хорош тем, что помогает обойтись без кроссоверов, выполняя роль фильтра, пропускающего сигналы с частотами в определенной полосе и подавляющего всё вне данного диапазона. Но минус у него тот же, что и у сабвуферов типа vented – усложнение и, как следствие, удорожание конструкции. Сабвуферы c пассивным излучателем распространены мало и эффективны только при ювелирной настройке в автомобиле выше среднего класса. Громкость всех видов и типов сабвуферов во многом зависит от положения компонента во внутреннем пространстве автомобиля.
Существующие автомобили по конструкции кузова можно разделить на три основных типа, для простоты понимания ограничимся российскими автомобилями:
У автомобилей с кузовом хэтчбэк максимальные результаты по звуковому давлению достигаются при направлении динамика сабвуфера и порта фазоинвертора в сторону задней двери или вверх. В результате достигается необходимое отражение звука, при котором звук проходит не через заднюю спинку сиденья, а через верхнюю полку.
В третьем случае (с кузовом универсал) сабвуфер направляется динамиком и фазоинвертором назад. Отдельно стоит отметить компактные сабвуферы. Они интересны тем, что вносят минимальные изменения в интерьер автомобиля, располагаясь чаще всего в скрытых от постороннего взгляда местах, что в современной России очень актуально в связи с процветающими кражами автоаудиоаппаратуры.
Небольшие модели сабвуферов можно без особого труда разместить под передними сиденьями или в полости торпеды над нишей для ног переднего пассажира. Сторонников и любителей у этого отдельного типа сабвуферов множество. Их привлекают многочисленные плюсы, а именно: простота установки, незаметность, относительная дешевизна, маленькие габариты, позволяющие экономить полезный объем багажники и др. Но стоит отметить и характерный для компактных сабвуферов минус – применение динамика меньшего диаметра (12 -13 см), чем в стандартных сабвуферах.
Чтобы достигнуть необходимую "низость" частот динамика, не увеличивая его размеры, конструкторы применяют разнообразные технические разработки: новые формы корпуса, наполнение внутреннего объема минеральной ватой, увеличенный рабочий ход диффузора динамика и т.п. В заключение стоит отметить, что выбор сабвуфера будет напрямую зависеть от того, чем вы хотите пожертвовать – деньгами, временем или внутренним пространством вашего автомобиля.
Можно поступить иначе – обратиться к профессиональным установщикам автоаудиоаппаратуры, и они по вашему заказу сделают не только индивидуальный сабвуфер, но и идеально-гармоничную музыкальную систему в вашем автомобиле. Все опять же зависит от суммы, которую вы готовы потратить… Как правильно потратить деньги на озвучивание автомобиля Перед тем как истратить деньги определите для себя – сколько вы сможете потратить средств сразу и в дальнейшем на озвучивание своего автомобиля. Отговорки, что автомобиль старый – не принимаются – в противном случае вы до сих пор пользовались бы черно-белым телевизором и бабушкиным грамофоном. Все зависит от того, к какой категории любителей автомобильного звука вы относитесь. После этого можно идти в магазин и определяться с выбором аудиосистемы с квалифицированным консультантом и лучше с тем, кто потом все это будет устанавливать в машину. Для того, чтобы общаться с продавцом на одном языке и реально представлять что вы можете иметь в своем авто, с какими проблемами столкнуться – прочтите несколько советов.
Любая автомобильная система начинается с компоновочной схемы, в которую может входить не только автомагнитола и две пары колонок, но и усилители, сабвуфер, чейнджер, различные провода и монтажные принадлежности
Лучшие модели только у фирмы … Любая схема начинается с головного устройства (магнитола, CD-ресивер), но надо помнить одно простое правило: не существует фирм-производителей, выпускающих идеальную продукцию, существуют удачные модели у каждой фирмы. Правда, это утверждение касается моделей одной ценовой категории.
Акустика должна быть изготовлена той же фирмой, что и магнитола… Динамик остается динамиком независимо от того, где его изготовили. Бюджетная схема – если музыка в салоне автомобиля является только фоном, который помогает бороться с шумом дорожного покрытия и скрипом пластмассы на кочках.
Схема 1. Предполагает наличие головного усройства (автомагнитола, CD-ресивер), передней и задней акустики. Основной плюс этого выбора – невысокая стоимость. Основной недостаток – как бы вы не изощрялись – на пике громкости будет появляться характерное «хрюкание» колонок, которое все почему-то приписывают слабой акустике. Но дело кроется в искажении сигнала, которое идет от магнитолы, и в общем-то колонки играют то, что на них подается. Даже в этой схеме – выбор достаточно большой от магнитол за 500 рублей (с отвратительным качеством приема радиосигнала) до самых дорогих (в которых нет смысла, так как их цена обусловлена уже в большей степени их возможностями подключения – усилителей и сабвуферов). При выборе этой схемы правило одно – стоимость магнитофона должна соотноситься со стоимостью акустики. Никому же не приходит мысль к старому домашнему магнитофону для улучшения звука купить дорогую акустику, или слушать современный музыкальный центр с кухонными тарахтелками.
1. Лучше поставить мощную акустику назад Вы же не сидите спиной к оркестру? Поэтому если решили поставить две колонки – лучше спереди, хотя звуковой образ, сформированный без использования тыловых излучателей будет неполным, но основное их назначение – создание «эффекта зала» за счет имитации отраженного звука.
2.Чем выше мощность магнитолы и акустики, тем чище и громче она будет играть Громкость и чистота воспроизведения звука зависят от других параметров. А для улучшения звучания можно использовать в качестве передней любую компонентную акустику с раздельным воспроизведением высоких и средних частот.
Стоимость такой схемы может колебаться от 1000 до 12000 рублей. Если вы планируете истратить больше – лучше выбрать упрощенную схему Hi-Fi.
Схемы Hi-Fi и Hi-End, где же грань?
Схема 1. головное устройство, передняя компонентная акустика, подключенная через двухканальный усилитель, тыловая акустика подключенная от автомагнитолы. Неоспоримый плюс этой схемы – возможность слушать музыку на полную громкость при минимальном вложении. Существенный недостаток – невозможность воспроизвести весь частотный диапазон. Не будет хватать басов. Основное требование к магнитоле – наличие не менее одного линейного выхода.
Схема 2. Содержит в себе головное устройство, переднюю компонентную акустику и усилитель с сабвуфером. Главное отличие такой схемы в том, что она является более гибкой и позволяет добиться более высокого уровня звука. Основной недостаток – на пике громкости (так как акустика будет подключена от магнитолы) – появление «хрюкания». Это схема больше подходит тем, кто при наименьшем вложении хочет добиться более полного спектра воспроизводимых частот при средней громкости.
Схема 3. Содержит в себе головное устройство и подключенные от усилителей (либо 2 двухканальных, либо 1-го четырехканального) переднюю компонентную акустику и сабвуфер. Головное устройство должно иметь не менее 2 линейных выходов – для подключения усилителя. Наиболее часто используемая схема. Единственным недостатком является, как ни парадоксально, ваша способность довести систему до ума путем вложения средств в качественный и профессиональный монтаж, который включает: — выбор оптимальной принципиальной схемы набора компонентов — доводку элементов салона и электрооборудования до требуемых акустических свойств и потребностей в электропитании — послеустановочную юстировку акустических параметров аудиосистемы.
Что такое Hi-End ответить еще сложнее – до сих пор нет единой классификации – если описать словами – это когда достигается эффект первичного помещения, когда будет слышно, как Леннон сглатывает слюну, а у Гилмора дрожит незакрепленная часть струны на колках. Иными словами – все ради звука и никаких компромиссов.
Поговорим о составляющих
Авто CD или DVD-ресиверы – основные отличия за которые вы платите– дизайн, наличие УКВ диапазона, RDS, встроенный эквалайзер, возможность подключения CD/DVD-чейнджера, усилителей. Выбирать лучше в зависимости от схемы, которую вы собираетесь установить в свой автомобиль – чтобы не делать покупку дважды. Кроме цифровых показателей любая акустика имеет свою «окраску» звучания. Главным критерием по-прежнему остается цена-качество.
Коаксиальная акустика – высокочастотный динамик встроен внутри широкополосного, простейший кроссовер. Достоинства – более низкая цена, чем у компонентной акустики. Недостаток – некоторые искажения звука. Больше подходит для недорогих магнитол.
Компонентная акустика – это широкополосный динамик и отдельные высокочастотники. За счет более совершенных кроссоверов даже при использовании в бюджетной схеме удается получить достаточно качественного воспроизведения на уровне средней громкости.
Кроссоверы – представляет собой фильтр (обычно конденсатор и катушку индуктивности), настроенный на определенную частоту для разделения частотного спектра в компонентной, иногда и в коаксиальной акустике. Фильтры бывают первого, второго, третьего и четвертого порядка. Чем выше порядок фильтра – тем быстрее спадает сигнал вне рабочей полосы.
Усилители – если ответить просто – нужен для того, чтобы вы смогли слушать свою любимую музыку более громко с меньшими искажениями. Реально усиливающее устройство, размещенное в стандартной магнитоле не может обеспечить необходимого электропитания, охлаждения и как следствие высоких выходных характеристик.
Сабвуферы. Поскольку сигнал в 20Гц-150 Гц не оказывает практического влияния на стереоэффект, принято выделять его в один канал, который оформляют одной акустической системой.
Монтажный комплект: Артерии звука. Любая система прочна настолько, насколько крепко ее слабое звено. Поэтому, используя некачественные, хотя и дешевые, установочные аксессуары, не стоит удивляться, обнаружив у своего детища, например, «просадку» низкочастотной составляющей на высокой громкости или вообще отключение усилителей в момент большой нагрузки.
Конденсатор – используется для стабилизации питания усилителей (демпфирования). Сглаживает работу системы в момент больших нагрузок, особенно заметен его эффект в темное время суток.
Предохранители – основное предназначение – защита силовых цепей.
Межблочный кабель – используется для передачи сигнала от головного устройства до усилителя. К ним предъявляются высокие требования по экранированию от электрических помех.
Акустические кабели – представляют собой многожильный провод и предназначен для передачи сигнала на акустику.
Питающие кабели – их нелегкой задачей является снабжение силовых компнентов электроэнергией от бортовой сети автомобиля
Нужна ли шумоизоляция? Решив проблему шумоизоляции (дополнительно к заводской) можно снизить уровень шума на 4-5 децибел, и тем самым обеспечить у себя в салоне дополнительный комфорт, а также увеличить КПД акустической системы на 10-20%.
Т.е. конечно решать вам, но если вы все-таки решились на Hi-Fi – то стоит это сделать ради тех средств, которые вы вложили в аудиоаппаратуру. Зачем нужен профессиональный монтаж Если в отношении бюджетной схемы сделав самостоятельный монтаж в лучшем случае вы просто развлекаетесь, в худшем «спалите» купленную аппаратуру, то во всех остальных случаях вы можете лишиться самого главного – не получить той отдачи, ради которой вы вложили столько средств в аудиотехнику.
В прошлый раз мы разобрались, по крайней мере, в общих чертах, в конструкции динамика. Основные ее элементы — общие для всех типов динамиков, но главное, как всегда, кроется в различиях. О них и стоит рассказать подробнее.
Широкополосник
Частотный диапазон, воспринимаемый человеческим слухом, как уже говорилось, находится в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц. Логичнее всего было бы иметь такой динамик, который способен воспроизвести его полностью. И такие динамики есть. Они называются широкополосными.
Вопрос в том, насколько качественно они способны работать в крайних значениях частот этого диапазона. Дело в том, что для эффективного воспроизведения низких частот диффузор классического динамика должен иметь достаточно большие размеры. Например, для частоты 40 Гц его диаметр должен быть около 30 см. Это достаточно просто реализовать.
Широкополосный динамик ScanSpeak 10F/4424G00
Но на высоких частотах такой диффузор попросту не сможет «успевать» передавать колебания всей своей поверхностью. Именно поэтому чаще всего широкополосные динамики являются результатом компромисса.
Для качественного воспроизведения верхней части частотного диапазона в центр диффузора широкополосника зачастую вклеивается дополнительный высокочастотный диффузор — «рупорок» (конус-визер, «дудка»), который способен воспроизводить «быстрые» колебания в то время, как основной, большой диффузор работает гораздо медленнее.
Применяемые в аудиофильских системах широкополосники — предмет серьезных инженерных разработок, граничащих с искусством. Здесь используются материалы с максимально возможными параметрами, ноу-хау, позволяющие все-таки получить полнодиапазонный драйвер.
Широкополосный динамик Lii Audio 2PCS Fast-10
Наиболее проблемным для широкополосного динамика является воспроизведение крайних частот слышимого диапазона. Если широкополосник способен работать в диапазоне 60–16000 Гц с неравномерностью ± 10 дБ — это уже неплохой результат.
При этом в связи с простотой конструкции и отсутствием фильтров (кроссоверов) акустическая система с широкополосником способна демонстрировать высокую чувствительность — от 90–92 дБ и выше. Это делает колонки с широкополосными динамиками особо востребованными среди любителей ламповых усилителей, имеющих, как правило, ограниченную мощность.
В связи с этим голосовые катушки таких широкополосников обладают повышенным сопротивлением. Общепринятые значения для всех остальных динамиков, предназначенных для установки в акустические системы — от 2 до 8 Ом.
Кроме того, именно широкополосный динамик максимально приближен по своим параметрам к точечному источнику звука — идеальному акустическому объекту с точки зрения его локализации. Направление на источник в таком случае определяется слушателем максимально точно. Такой излучатель позволяет создать самую точную стереосцену (звуковую сцену), поскольку источник звука в стереоканале — всего один и он имеет минимальную площадь.
С другой стороны, простейшая колонка с широкополосником — самое дешевое решение, но говорить о полнодиапазонном воспроизведении в этом случае не приходится.
Твитер
Понятно, что, если трудно воспроизвести весь диапазон одним излучателем, есть смысл разделить этот диапазон на несколько частот, в каждой из которых будет работать отдельный динамик. За верхние частоты в этом случае отвечает твитер (пищалка).
Этот динамик должен иметь диффузор (мембрану) небольшой площади, но достаточно жесткий и максимально легкий, ведь полоса излучения твитера, в большинстве случаев, не ниже 1,5 кГц. Среди динамиков наибольшее распространение получил купольный твитер. В нем центральное тело диффузора или элемент, который в полноразмерном динамике называется пылезащитным колпачком, занимает практически всю площадь излучающей поверхности.
Твитер колонки Apple HomePod
Мембрану купольного твитера чаще всего делают из ткани с пропиткой, повышающей ее жесткость. Применяют и более жесткие материалы, лучшим из которых по праву считается бериллий.
Важный параметр твитера — это частота его собственного резонанса. Разработчики стремятся к тому, чтобы она находилась ниже полосы его воспроизведения. В этом случае пищалка звучит максимально точно. Дело в том, что на частотах, близких к резонансу, комплекс усилитель-динамик начинает работать некорректно, «идет в разнос», и система становится плохо управляемой.
Результат — искажения, причем в той частотной области, в которой наш слух к ним особенно чувствителен. Выход оказался прост: кроссовер — устройство, ограничивающее частотный диапазон работы твитера, «обрезает» частоты его собственного резонанса, расположенные ниже рабочего диапазона твитера, который начинается, как правило, от 2–3 кГц.
Твитер с алмазной мембраной Seas Excel E0100-04
Второе требование к твитеру — повышенная верхняя граничная частота воспроизведения. В оптимальном случае она должна превосходить верхний частотный порог слышимого диапазона, т.е. быть выше 20 кГц. Казалось бы, зачем выше, если на этих частотах мы уже не слышим ничего?
Расширенный вверх предел частотного диапазона позволяет твитеру воспроизводить так называемые верхние гармоники, формируя максимально точное звучание высоких частот. До какого предела должен иметь возможность работать твитер — а зачастую высказываются мнения о величинах в 40, а то и в 60 кГц — вопрос, являющийся предметом дискуссий.
Названные два требования к конструкции твитера являются взаимоисключающими. Для понижения резонанса необходимо делать мембрану большего размера и веса, а для повышения верхней границы АЧХ — наоборот. Выход — максимальное соотношение жесткости и массы мембраны твитера, за которое и идет технологическая борьба.
Среднечастотный динамик
Динамик, который играет средние частоты (его еще иногда называют мидренч или, правильнее, мидрейндж — этот термин, от английского midrange speaker, пришел из автозвука), обычно наиболее близок по конструкции к классическому динамику. Важно, что этот динамик воспроизводит именно тот диапазон частот, в котором располагается человеческий голос и на котором наш слух особенно чувствителен к искажениям.
Пример поведения динамика, замеры получены лазерным интерферометром
Ахиллесовой пятой среднечастотника является эффект появления специфических деформаций диффузора — так называемой изгибной волны, когда периферическая область диффузора не успевает за движениями центральной зоны, где крепится голосовая катушка. То есть разные зоны диффузора (кстати, расположенные, как правило, пятнами, а не концентрически, как следовало бы из логики процесса) колеблются не синфазно — одни участки отстают от других.
Звучание становится «рыхлым», неточным. Значит, диффузор должен быть максимально жестким. Если решать проблему в лоб — получим действительно жесткий диффузор, который будет весить так много, что не сможет звучать. Поэтому, как и в твитере, и в широкополоснике, в конструкции диффузора заложен сложнейший компромисс — между жесткостью и легкостью.
Среднечастотный драйвер Morel SCM 634 с карбоновым диффузором
Для колонок высокого класса конструкция диффузоров — важнейший момент. В экзотических вариантах среднечастотники (так же, как и твитеры, но гораздо реже) получают диффузор из бериллия. Но гораздо чаще в среднечастотниках можно видеть диффузоры из композитных материалов на базе углеволокна, стекловолокна, кевлара, древесного волокна или классической целлюлозы.
НЧ-драйвер
Низкочастотный динамик часто еще называют вуфером. Для практически любого класса акустических систем вуфер, естественно, является самым большим по площади излучателем. Для низкочастотника предпочтительным является полностью поршневой режим работы, когда диффузор движется возвратно-поступательно, как единое целое.
Здесь проблема решается еще более радикально, чем в случае со среднечастотным драйвером. Диффузор делают максимально жестким, даже за счет его утяжеления. Дело в том, что на низких частотах наш слух наименее чувствителен к искажениям. И в случае, когда для диффузора вуфера прежде всего важна амплитуда колебаний, ради жесткости идут на увеличение веса.
24-дюймовый басовый динамик в сабвуфере Pro Audio Technology
Масса подвижной системы многих крупных сабвуферных динамиков может достигать 200 г и более. Диффузоры в некоторых случаях получают пространственную конструкцию наподобие самолетного крыла из многослойного композита с заполнением внутренних полостей легкими ячеистыми или сотовыми структурами.
Для аудиофильских систем массу диффузора низкочастотного драйвера по-прежнему стараются минимизировать, поскольку натренированный слух не любит низкочастотных искажений, равно как и всех остальных.
Причем амплитуда колебаний у вуферов — самая большая среди всех перечисленных динамиков. Для этого они оснащаются так называемой длинноходовой (удлиненной) голосовой катушкой. Внешний подвес делается из резины. Все это позволяет диффузору иметь очень большую экскурсию — так называют смещение диффузора от центральной точки.
Особенно ярко «порода» низкочастотного динамика проявляется в драйверах, которые устанавливаются в сабвуферы. Это тяжелое, мощное устройство диаметром от 8 до 15 дюймов (наиболее часто применяемый в пользовательской АС диапазон размеров). Они имеют очень мощные магнитные системы и, в связи с этим, немалый общий вес. При этом в низкочастотных драйверах, работающих от мощных полупроводниковых усилителей, часто устанавливаются катушки минимального сопротивления — 2, а то и 1 Ом.
Коаксиальные драйверы
В двух- трехполосной колонке твитер, среднечастотник и низкочастотный динамик устанавливаются отдельно, то есть, они разнесены в пространстве. Это является серьезным недостатком. Наш слух, который легко определяет направление на источник звука, бывает обманут тем, что средние частоты и высокие частоты поступают практически из разных точек.
Направление на низкочастотный излучатель определить труднее, но тем не менее его удаленность также вносит свою лепту. В результате, такая геометрия колонки ухудшает восприятие стереообраза.
Строение коаксиального драйвера KEF UniQ
Широкополосный динамик, о котором написано выше, просто в силу физики процесса имеет ограничения как по максимальной мощности, так и по частотному диапазону. Кроме того, для широкополосного динамика неизбежна высокая неравномерность АЧХ (выше 10–20 дБ), которую практически невозможно, да и нет смысла компенсировать электроникой либо акустическим оформлением.
Выходом из этой ситуации стал коаксиальный драйвер. На первый взгляд, такой совмещенный динамик выглядит достаточно просто. В двухполосном варианте твитер расположен в центре низкочастотного динамика — традиционные размеры пищалок вполне для этого подходят. Но с инженерной точки зрения такая конфигурация резко затрудняет разработку (расчет) и изготовление подобной системы.
И это отражается на ее стоимости. Есть варианты, которые позволяют упростить конструкцию: например, размещение твитера перед низкочастотным диффузором на специальном креплении. И все-таки именно «полновесные» коаксиальные системы создают наиболее точный стереоэффект. Поэтому во все времена разные разработчики и компании выпускали коаксиальные драйверы, которые присутствовали в составе их топовых систем.
Специализированные динамики
Воспроизведение звука в условиях, отличных от комнатных, требует применения динамиков, учитывающих эту специфику в свей конструкции. Динамики ландшафтного, шахтного, морского применения должны выдерживать повышенное содержание пыли, способной проникать в магнитный зазор, длительное солнечное излучение, повышенную влажность, воздействие морской соли и других негативных факторов. Для этого в конструкцию вносится серьезные изменения: выбираются материалы, защищаются уязвимые элементы.
Динамики наушников
Для наушников прежде всего пришлось разработать миниатюрные динамики: калибром от 6 до 12 мм для внутриканальных и до 50–60 мм максимум — для накладных моделей. В подавляющем большинстве случаев это широкополосные драйверы. Малый размер облегчает им задачу воспроизведения полного диапазона.
С другой стороны, производство осложняется именно минимальными размерами. Чаще всего диффузор такого динамика сделан из синтетического материала, хотя целлюлоза и другие натуральные волокнистые материалы тоже могут присутствовать. Ввиду требований компактности и низкого веса именно в наушниках наиболее часто используются неодимовые магниты, благодаря которым динамики могут демонстрировать высокую чувствительность — до 120 дБ и выше.
Динамик наушников Apple EarPods
Специфика применения требует, чтобы динамики наушников имели повышенное сопротивление. И если звуковые катушки динамиков акустических систем имеют сопротивление от 2 до 16 Ом (чаще всего от 4 до 8), то динамики наушников имеют сопротивление не ниже 16 Ом, а максимальное значение может достигать 600–800 Ом для профессиональных моделей.
В отдельных моделях наушников, даже внутриканальных, могут использоваться раздельные динамики для разных полос частот — но это редкий случай. Чаще встречается совместное применение излучателей разных типов — динамических и арматурных.
Уверен, где-то здесь уже обсуждался этот вопрос, но мне пока не удалось его найти, где бы полноценно рассказывалось как и что делать. Буду благодарен за ссылку.
В общем, если в теме подбора компонентов и общей концепцией hi-fi я уже +- разобрался, то вот с использованием пк как источника пока проблемы.
Есть ноут lenovo thinkpad на винде 7. Используется в качестве домашнего пк, в основном для скачивания контента и в редких случаях для работы (word, excel). До позавчера не понимал почему с ноута через юсб так невыразительно звучит, а оказалось его специально настраивать нужно. Пока что все мои настройки сводились к установке фубара, выбору эмотивы в настройках "звук" и нажатии всех галочек в списке читаемых частот..
Да, понимаю что сама эмотива, да тем более цап в нем не лучшее, что можно было подобрать к бивням, но пока так. Следующим компонентом будет хороший саб.
Начал читать, разбираться, информации сейчас кусками, нужно слепить в целую картинку.
1. Нужно скачать драйвер асио, который оптимизирует передачу сигнала, но вроде бы как на винде есть своя программа, которую можно врубить. к тому же я не понимаю, поддерживает ли асио цап эмотивы?
2. Нужно поотключать все проги, которые как-то цепляют аудио, но не понимаю какие и как.
3. Повырубать фоновые процессы, которые замедляют роботу компа, но снова же, какие?
Что еще стоит сделать?
Но только есть один момент, у меня не стоит цель сделать из ноута узкопрофильный проигрыватель аудио, а лишь оптимизировать его без потерь другого функционала.
Буду очень благодарен за помощь, в настройках пк не очень силен.
Ответы
Я тоже недавно всё это проходил, задавал много вопросов. Но я не собирался использовать как источник, ПК на все случаи жизни, а сразу собирался для прослушивания музыки использовать отдельный специальный компьютер. В итоге всё получилось отлично. Теперь слушаю DSD и просто наслаждаюсь. Честно признаюсь в компьютерах я не силён, и проигрыватель JRiver мне установил и настроил мой друг, а мы с женой оплатили его регистрацию. Подумайте, что вы хотите получить из ПК как источника, и идите к этой цели. Боюсь, что ЦАП вашего усилителя ниже всякой критики, по этому вы многого не получите.
Данные своей сборки компьютера могли бы огласить ?
Энди, во первых, нужно знать модель ноутбука. (хотя можно попробовать обойтись и без этого). Далее посмотреть марку и производителя звукового кодека, который встроен в ноутбук. Хорошо бы знать, какая Windows 7 стоит. Сколько оперативной памяти установлено. Не могли бы вы сообщить модель и производителя колонок и усилителя? Нужно посмотреть характеристики и прикинуть их максимальный потенциал. Я с такой акустикой и УM не знаком. Установлены ли обновления Windows 7? Для звукового кодека найти, загрузить один из свежих драйверов.
Естественно, Вам придется вникать во всё самому. Верьте в себя. И двигайтесь от простого к сложному, не спеша, но поспешая. Хорошо и для себя оформлять описание - типа тех.паспорта.
Foobar использую новой версии - 1.4. В данное время уже идут новые beta, если не ошибаюсь, 1.4.5. Как правило, себе устанавливаю только стабильные версии. На сайте фубара можно скачать и пакет декодеров. И другие плагины.
Можно использовать и Album player. Указанные плееры свободны для использования. JRiver платный. Качество звука не обсуждаем.
На найденную марку звукового кодека найти Data Sheet (справочный листок). Как правило, на сайте производителя. Оценить возможности кодека в плане воспроизводить качественную музыку - а это соответствующие форматы файлов и т.д.
Видимо, это будут исходные данные. Ну и акустическия обстановка помещения. Зная эти данные, далее уже можно обдумывать и дальнейшие шаги. Это краткое начало. Возможны и уточняющие детали. Удачи и успехов!
Далее посмотреть марку и производителя звукового кодека, который встроен в ноутбук.
Вообще по фиг, встроенными пользоваться не стоит-стратегия, изначально обреченная на провал.
Установлены ли обновления Windows 7? Для звукового кодека найти, загрузить один из свежих драйверов.
По боку все это!
При желании получить хороший звук надо сразу забить на все, что предлагает виндовс и комп, сразу драйвера asio и искать дрова для эмотивы, которые должен предоставить производитель, ищите на его сайте.
Забейте на фоновые процессы и т.п., по крайней мере сначала. Музыка не так уж ресурсоемка, если комп не древний все потянет. А вот когда пойдёт звук можно копаться с другими настройками, можете попробовать какой нибудь автоматический оптимизатор, например fidelizer (он при запуске оптимизирует все под музыку, придаёт приоритеты, увеличивает быстродействие и т.п.), я им долго пользовался, потом забил, так как большой разницы не заметил!
Rodomir, Вы совершенно правы. Я не точно понял, какой ЦАП использует Эдди. Встроенный в ноутбук, встроенный в усилитель, либо отдельный внешний? Что используется? Нужно знать модель ЦАПа, чип. Этого я не увидел. Так же и модель колонок, усилителя. Об этом и писал. Исходных данных нет. Если это внешний ЦАП - то однозначно искать драйвер ASIO. И далее уже настраивать, прежде всего, вывод.
Акустика помещения судя по прошлым постам неочень.
У меня мак. О винде не знаю.
Emotiva Россия — Официальный сайт
10 моделей усилителей, 3 из них используют 3 разных модели ЦАПа. Для них выложены бесплатные драйверы (и под Windows разных версий). Чтобы оценить качество, нужно хотя бы знать, что может обрабатывать ЦАП. Так что используется?
Слушайте через Album Player , настроить на exclusive WASAPI (вывод звука). FAQ тут. Разработчик плеера всегда ответит на вопросы тут на русском.
Звук с непривычки ошеломляет даже на тех железе и акустике, что вы использовали до того.
Есть небольшой минус - разработчик принципиально не вставляет функцию "случайное воспроизведение shuffle". Но и это решается (см. пункт VIII в FAQ)
Ах да, никаких асио не надо, а вот драйвера под емотиву надо - именно для вашей версии винды. После чего вы должны будете указать это устройство в Албумплеере, когда exclusive WASAPI будете настраивать, оно должно в списке появиться там.
Попробуйте пока без установки дров, может стандартных от винды хватит на первое время.
Запустите файл ap2config_x64, там выберите Модуль вывода EXTRAS WASAPI, далее откройте файл wasapi_x64_config, там должен появиться ваш цап, выделите его и нажмите окей.
Теперь запускаете сам плеер APlayer.exe - можно наслаждаться музыкой. Если в списке wasapi_x64_config - вашего цапа не будет - ищите драйвера на цап для вашей версии винды.
Ах да, в этом режиме ползунок громкости в программе не работает, это сделано специально, типа чтобы не портить звук. Но вы то можете регулировать на усилителе.
Большое спасибо! Правильно ли я понял: после выбора в wasapi_x64_config цап эмотива (подключаю по usb, но в wasapi_x64_config находит только интерфейс SPDIF эмотивы), музыка с элбум плеера уже будет играть через WASAPI? нужно ли что-то еще запускать/переключать дополнительно?
Ну да, проверьте на всякий случай
- ap2config_x64 - Модуль вывода EXTRAS WASAPI
- wasapi_x64_config - ваш Цап должен быть выделен. Это отлично, что он там есть. Значит можно играть музыку. По интерфейсу - я обычно просто перетаскиваю курсором трек из папки в окно плеера - туда добавляются все треки папки, разберетесь. Если будут серьезные вопросы, я там выше указал, куда обратиться - там форум, более приспособлен к подобному общению
Хорошо, еще раз спасибо! У меня есть еще 1 вопрос: стримы через WASAPI запускать можно? например deezer HIFI
Я стримы не слушаю, я так понял, там собственный плеер. Тут пишут (8 месячной давности обсуждение), что не поддерживается, но все ждут когда допилят.
Напишите пожалуйста, чем ошеломляет звук и что было в качестве источника до этого?
Спасибо, что откликнулись!
На фото инфа о железе.
пред emotiva pt-100, ум emotiva a-300.
Цап втроенный в пред, Analog Devices AD1955 24/192.
Теперь сижу и не могу понять, улучшилось звучание или нет ;)
асио4all убожество. Разве не родных драйверов? Если нет, то и так работать должно - только не через асио4all .
Производитель заявляет, что работает без драйвера. И рекомендует драйвера "какие-то" не устанавливать.
Правильно советовали через встроенные виндовые находить приемлемый вариант.
День добрый не подскажите на какой драйвер заменить asio4all.
Добрый день! Придерживаюсь мнения, что если производитель не выложил свои драйверы, то менять не чем. Таков уровень моих сегодняшний (ограниченных) знаний.
В интернете по сетапу Эдди найдено:
Emotiva BasX PT-100 - стерео предусилитель с ЦАП/Tюнером
Цифровые входы (ЦАП Analog Devices AD1955 24/192)
1 – цифровой коаксиальный (S/PDIF); 24/192 кГц
1 – цифровой оптический (Toslink); 24/192 кГц
1 – цифровой USB (вход ЦАП); 24/96 кГц; драйверы не требуются
1 – приемник Bluetooth (требуется дополнительный передатчик AptX Bluetooth)
На сайте доступно Руководство пользователя (.pdf).
Eemotiva BasX A-300 - двухканальный усилитель мощности
Выходная мощность - 150 Вт (СКВ) на канал; 20 Гц – 20 кГц; КНИ < 0,1%; на 8 Ом.
Коэффициент демпфирования (нагрузка 8 Ом) > 500.
Линейный источник питания с тороидальным трансформатором (фото - 4 электролита по 10000 мкф).
Подключение АС - винтовые клеммы, по 2 шт. (+ и -). на канал.
На сайте доступно Руководство пользователя (.pdf).
B&W cm8 s2 - компактная АС напольного типа
3 полосы, 4 динамика: ВЧ 25 мм, СЧ 130 мм, НЧ 2 х 130 мм, фазоинвертор на задней панели, импеданс 8 Ом, чувствительность 88 дБ, диапазон частот 48 Гц – 28 кГц (+/- 3 дБ), вес 19,5 кг.
Коэффициент гармоник менее 1% (100 Гц - 22 кГц)
Рекомендуемая мощность усилителя 30 - 150 Вт
Видны параметры входа по цифре у PT-100. И лучший вариант подключения - оптика или коаксиал. Драйвера для USB, как написано, не требуются - на русском сайте Eemotiva их нет. (выходит, Asio4All - удалить).
Посмотреть бы данные ноутбука - что есть из цифрового выхода, и какой ЦАП стоит на борту. Но уважаемый Эдди, наверное, был так сердит, что не привел модель ноутбука. Она пишется, как правило, на донной части ноутбука.
Эдди, не знаю Ваши предпочтения. На мой взгляд и маленький опыт, самое слабое звено в тракте - ЦАП. Для прослушивания более качественного источника звука (например, файлы формата .dff) требуется и другое устройство на более продвинутом ЦАПе. Естественно, форма и содержание - это разные вещи. Можно, например, и первые в истории звуковые записи запихнуть в новый формат файла, отредактировав запись - но звуковая панорама останется прежней. Это Ваш выбор, что и на чем слушать. Вам решать. Как и мне. И всем любителям гармонии - приближения к ней!
Gray, Вы актуально правы. Решение правильное, а главное актуальное. Все расписано, по моему мнению, грамотно и подробно. Вариант решения хорош. Плюс!
Если ноут относительно свежий я бы посоветовал перейти на вин 10. Вроде бы даже была офиц. информация что майкрософт что-то переработал в этом плане. По моим ощущениям звук в семерке значительно хуже.
Если выводить звук по WASAPI - неважно, какая винда - 7,8 или 10. А надо выводит именно так, если хочется, чтобы винда не портила звук. А так да - 10-ка портит звук меньше, но васапи специально придуман, чтобы не вмешивалась вообще.
Может на WASAPI и не важно,а на ASIO, на мой слух разница есть в пользу более свежей винды и драйверов под неё.
Асио - это такой динозавр, необходимый на Win XP, с приходом семерки совершенно утратил актуальность. Раз звук меняется, значит Асио не выполняет свои обязанности - проводить звук мимо микшера винды на 7,8 и т.д. На всех плеерах, что пользовался - есть выход по васапи, рекомендую перейти на него.
Можно купить неттоп и открывается масса возможностей. О которых написано очень много.
ЦАП Analog Devices AD1955
datasheet ©Analog Devices, Inc., 2002
High Performance Multibit Σ∆ DAC (Multibit Sigma Delta Modulator with “Perfect Differential
Linearity Restoration” for Reduced Idle Tones and Noise Floor)
Accepts 16/18/20/24-Bit Data. Supports 24-Bits, 192kHz Sample Rate PCM Audio Data.
120 dB SNR/DNR (not muted) at 48KHz Sample Rate (A-Weighted Stereo). -110 dB THD+N.
Можно предположить, что ЦАП AD1955 в своё время был хорош. Его max - 24 Bit 192 kHz, в составе PT-100 эти возможности, видимо, ограничены приёмником USB сигналов.
Эдди! Модель ноутбука?
Всем удачи и успехов!
Ноут Lenovo Thinkpad Edge. Сзади фиг поймешь, что точно за модель, ему лет 5 уже. Оптики нет, коаксила тоже не наблюдаю, подключаю через юсб. Албум плеер через WASAPI находит только интерфейс SPDIF..
Ноутбук Lenovo ThinkPad Edge E520
Здесь Lenovo - изготовитель. ThinkPad - серия ноутбуков (модельный ряд). Edge E520 - идентификация модели ноутбука в серии, если не ошибаюсь (торговые названия). По этим данным на сайте изготовителя, в разделе поддержки, модно найти обновления для нужной ОС (Windows 7 64 bit), bios, руководство.
Intel Core i5-2450M - двухъядерный процессор (ноябрь 2011 года, архитектура Sandy Bridge, Hyper-Threading, объем кэш-памяти третьего уровня 3 Мб). Базовая частота процессора - 2.5 ГГц. Turbo Boost 2.0 - 2.8 ГГц при двух активных ядрах, 3.1 ГГц при нагрузке на 1 ядро.
i5-2450M комплектуется встроенной графической картой (Intel HD Graphics 3000).
Двухканальный контроллер памяти DDR3 интегрирован в кристалл процессора, и используется как процессором, так и видеокартой.
Ноутбук имеет USB и HDMI выходы. Звуковой кодек - 24-Bits, 192kHz Sample Rate PCM Audio Data, max. Вывод осуществляется через 4-контактное гнездо mini-jack.
Комплектовался 500 GB HDD.
Есть видеокарта для работы на внешний монитор.
На приведенном фото: модель 1143-R24, далее s/n - серийный номер, и ID - идентификатор изделия (производственные коды).
Ноутбук подходит для общеупотребительных задач (и для Foobar).
Варианты развития
1. Посмотреть (отвинтить винты, открыть крышку на днище корпуса) параметры модуля памяти. Поставлялся с 4 Gb. Должно быть два разъёма под модули памяти. Ноутбук станет чуть резвее, если в свободный разъем вставить еще один подобный 4 Gb модуль.
2. На будущее совмещать на ноутбуке закачку, прослушивание музыки и хранение файлов с обычной работой (интернет, Word и т.д.) станет очень проблематично из-за роста объёмов информации, да и небезопасно.
3. Музыку с разрешением до 24/96 кГц можно слушать без преобразования. С более высоким – потребуется обработка для понижения разрядности/частотности. Либо с помощью внешнего ПО, либо в Foobarе.
4. Эдди, посмотрите версию установленного Foobar2000. Предлагаю перейти на v. 1.4.
5. У себя cоберу старенький комп Win 10, 2 ядра, 4Gb, 500Gb SATA HDD. Установлю Foobar и начну настраивать. Как только, так сразу. Можно параллельно.
Читайте также: