Что называют интерфейсом обучающих компьютерных программ
В настоящее время в процесс обучения активно внедряются программные технологии на базе персональных компьютеров, применяемые для передачи студенту учебного материала и контроля степени его усвоения. Среди средств новых информационных технологий одно из ключевых мест занимают компьютерные обучающие программы.
Разработка и внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих программ является логическим продолжением компьютеризации образования. Этот процесс стал возможен благодаря проведенным исследованиям по вопросам в области теории и практики профессионального образования таких ученых, как В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Т.И. Гергей. Вопросы разработки психолого-педагогических и дидактических основ использования компьютерных обучающих программ рассматривались в работах А.А.Андреева, Л.И. Далингера, Ц.Ц. Доржиева, В.М. Монахова, Е. И. Машбиц.
В рамках компьютерной обучающей программы решается ряд задач обучения, которые можно представить тремя группами. В первую группу можно отнести задачи проверки уровня знаний, умений и навыков студентов, их индивидуальных способностей, склонностей и мотиваций, для которых обычно используют соответствующие программы психологических тестов и экзаменационных вопросов. К этой же группе относятся задачи проверки показателей работоспособности студентов, что осуществляется путем регистрации таких психофизиологических показателей, как скорость реакции, уровень внимания и т.д.
Вторая группа задач связана с регистрацией и статическим анализом показателей усвоения учебного материала: заведение индивидуальных разделов для каждого студента, определение времени решения задач, определение общего числа ошибок и т.д. К этой же группе логично отнести решение задач управления учебной деятельностью, например, задач по изменению темпа предъявления учебного материала или порядка предъявления студенту новых блоков учебной информации в зависимости от времени решения, типа и числа ошибок. В целом, эта группа задач направлена на поддержку и реализацию основных элементов программированного обучения.
Третья группа задач компьютерных обучающих программ связана с решением задач подготовки и предъявления учебного материала, адаптации материала по уровням сложности, подготовки динамических иллюстраций, контрольных заданий, лабораторных работ, самостоятельных работ студентов [1].
Эффективность компьютерных обучающих программ во многом зависит от их содержательней стороны, а конкретно: от логической стройности, непротиворечивости, однозначности, доступности, точности, простоты изложения, валидности исходной информации; от наличия иллюстративно-графического (портреты известных философов, графики, диаграммы, гистограммы, таблицы, схемы и т. п.) и справочного материала (компьютерные энциклопедии, тезаурусы, информационные и библиографические обзоры) [2].
При использовании компьютерной обучающей программы в учебном процессе реализуются следующие возможности:
- поиск и вывод на экран любой темы (раздела) курса, которые входят в компьютерную обучающую программу как самостоятельный блок учебного материала;
- просмотр, изучение (при необходимости - конспектирование) и усвоение учебного материала по каждому вопросу выбранной темы;
- самопроверка степени усвоения учебного материала за счет предъявления студенту нескольких вопросов с альтернативными ответами по теме, из которых только один ответ верен;
- многократное использование компьютерной обучающей программы с накоплением в памяти персональных компьютеров банка данных: кто проходил обучение, по каким темам (разделам) и какие оценки получил при обучении или контроле [1].
Основные трудности на пути широкого внедрения компьютерных обучающих программ в учебный процесс связаны со значительной трудоемкостью и затратами времени на разработку, а также неполным использованием возможностей современных компьютеров. Это можно объяснить следующими причинами:
- Отсутствием целевого финансирования разработок со стороны государства;
- Отсутствием специалистов, способных разработать компьютерную обучающую программу высокого уровня и системы их подготовки;
- Отсутствием заинтересованности во внедрении компьютерных обучающих программ в учебный процесс.
Наиболее эффективной является следующая организация работы обучаемого с компьютерной обучающей программой:
а) в начале производится изучение и проработка учебно-методического материала (тексты
лекций, пояснения к вопросам и т.д.), а также руководства по эксплуатации компьютерной
обучающей программы. Это делается обучаемым самостоятельно под руководством преподавателя,
однако не исключается организация чтения лекций по темам (включенным в компьютерную
обучающую программу) для всей группы обучаемых, чтение лекций по некоторым наиболее
значимым, сложным темам с проработкой остального материала каждым обучаемым самостоятельно;
б) затем выполняется непосредственная работа обучаемого с компьютерной обучающей
программой под контролем преподавателя, который выбирает темы для изучения и их порядок [2].
Рассмотрим более подробно основные методические принципы построения компьютерных обучающих программ, в которых, главным образом, реализованы принципы программированного обучения:
- четкое структурирование учебного материала;
- разбиение его на небольшие порции, которые становятся содержанием информационных и вопросных кадров на экране;
- чередование информационных кадров и контрольных вопросов для активизации процесса обучения;
- возможность возврата к ранее пройденному материалу;
- возможность формирования количественной (балльной) оценки уровня усвоения материала;
Основным критерием классификации компьютерных программ считается степень самостоятельности студентов в ходе работы с этими программами. При этом организационные формы занятий, на которых используются компьютерные программы, могут быть различными: аудиторные занятия, самостоятельная работа во внеаудиторное время. С этой точки зрения многие программы являются универсальными, и характер работы с ними зависит от установки, которую преподаватель дает перед началом работы.
Систематическое использование компьютерных программ способствует приобретению более глубоких и прочных знаний, развитию творческого мышления и способностей обучающихся, формированию у них мотивационной готовности к использованию приобретенных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях.
Использование рационально составленных компьютерных программ с обязательным учетом не только специфики научной информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации студентами, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать их познавательную активность и самостоятельность. В то же время компьютерное обучение является эффективным способом реализации дидактических принципов организации учебного процесса, наполнения деятельности преподавателя принципиально новым содержанием и формой организации учебной деятельности. В процессе разработки компьютерных программ необходимо руководствоваться на понятие информационно обучающей технологии, как на дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых.
Учитывая требования к разработке компьютерных программ, мы разработали автоматизированную обучающую программу по курсу «Теория и методика воспитательной работы» для студентов педагогических специальностей [4].
АОП по курсу "Теория и методика воспитательной работы" состоит из 10 тем: "Сущность воспитания и его особенности", "Принципы воспитания", "Закономерности воспитания", "Формы воспитательного процесса", "Методы воспитания", "Средства воспитательного процесса", "Виды и модели воспитания", "Направления воспитательной работы", "Воспитательные системы", "Основы семейного воспитания".
Каждая тема логически подразделяется на блоки: информационный, информационно-корректирующий и заключительный блок.
Информационный блок содержит общие сведения по данной тематике: теоретические знания в виде текстовой информации, схем и таблиц, которые необходимо знать обучаемому.
Заключительный блок - блок оценки результатов работы обучающего по программе.
Информация, которую мы закладываем для дидактической подготовки студента, тщательно отобрана нами из современной педагогической литературы, переработана, подается в соответствии с психологическими требованиями к восприятию и усвоению визуального материала.
В целом построение образовательных электронных изданий должно осуществляться на базе следующих основных принципов: создание мотивации изучения дисциплины; наглядность представления учебной информации; интерактивность; модульность структуры; ориентация на самостоятельное изучение; содержательная преемственность различных этапов обучения дисциплине; профессиональная направленность; нелинейность структуры учебного материала; комплексное использование информационных технологий.
Об интерфейсе часто говорят, когда имеют в виду взаимодействие человека и компьютера или приложений. В статье разберем определение интерфейса, что это за взаимодействия, их виды и особенности.
Что такое интерфейс
Интерфейс — это «проводник» между человеком и программой, операционной системой, техническим устройством или способ взаимодействия приложений между собой. Человек дает команды с помощью интерфейса, устройство их анализирует и отвечает. Основные задачи, для решения которых он предназначен:
ввод и отображение информации (звук, изображение);
управление отдельными приложениями;
обмен данными с другими устройствами;
взаимодействие с операционной системой.
Интерфейс подразумевает взаимодействие не только человека и техники, но и компьютер-программа, программа-программа, компьютер-устройство. Например, когда устройства подключают к системному блоку компьютера, как способ взаимодействия используют разъем.
Виды интерфейсов
Одни виды взаимодействия позволяют получить больше контроля над компьютером или смартфоном, но требуют дополнительных навыков. Другие — более комфортные, но предоставляют меньше возможностей. У каждого типа есть свои особенности.
Командная строка
Через командную строку можно выполнить максимальное количество операций — это прямой способ общения с операционной системой. Чтобы набрать команду, нужно ввести текст на языке компьютера и нажать Enter, компьютер начнет выполнять.
Минус способа в том, что он подходит только подготовленным пользователям. В командной строке нет вспомогательных графических элементов, для взаимодействия придется освоить язык, а чтобы команды работали — нельзя допускать ошибок.
Графический и текстовый
Графика упрощает взаимодействие с компьютером, с ней работать гораздо легче и комфортнее, чем с текстом. В роли графического интерфейса выступают такие элементы:
рисунки и схемы;
другие графические элементы.
Например, при взаимодействии с Windows используют иконки и окна, для ввода подключают мышь. На смартфоне устройством ввода служит сенсорный дисплей.
Текстовый интерфейс не использует изображения: команды отдаются с помощью текста и информация предоставляется в текстовом виде.
Жестовый, голосовой, тактильный и нейронный
Жестовое взаимодействие позволяет отдавать команды движениями пальцев. Оно применяется при работе с сенсорным экраном смартфона. Например, жест «вверх» заставляет появиться всплывающее окно.
Голосовой интерфейс — это управление голосом. Гаджет распознает и выполняет звуковые команды.
Тактильный подразумевает взаимодействие с помощью осязания: вибрация или чувствительность к силе нажатия.
Нейронный интерфейс передает команды прямо из мозга в компьютер, для этого в мозг вживляют электроды. Его применяют в медицине: так парализованный человек может общаться с окружающим миром.
Программный, аппаратный, аппаратно-программный
Взаимодействие программ между собой обеспечивает программный интерфейс. Программы направляют запросы друг другу и получают ответы. Например, чтобы постоянно показывать актуальную погоду в виджете или на компьютере, одна программа постоянно отправляет запрос другой, а та — предоставляет свежие данные.
Аппаратный предназначен для организации связи между физическими устройствами через разъемы и слоты. А когда компьютер считывает информацию с жесткого диска — это совместная работа программы и физического устройства, то есть, аппаратно-программный интерфейс.
Пользовательский интерфейс
Все, с чем взаимодействует обычный пользователь, когда включает компьютер, заходит на сайт или в приложение, все, что человек видит на экране — это пользовательский интерфейс.
Веб, игровой сайт
Веб-интерфейс позволяет работать через браузер. Это взаимодействие программ в интернете. Например, можно зайти на сайт магазина и там же оплатить покупки. Браузер в этом случае будет веб-интерфейсом, благодаря которому страницы взаимодействуют.
Игровой — это то, как пользователь может взаимодействовать с игрой, какие команды может отдавать, в какой форме представлена игровая информация и как игра будет реагировать на действия.
Материальный
Это тактильный контакт с гаджетами. Он включает в себя прикосновения к сенсорному экрану, действия с мышкой или джойстиком.
Интерфейс в телефонах
На смартфонах используют сенсорный экран, который подразумевает жестовой и тактильный интерфейсы. Пользователь прикасается к элементам, операционная система или приложение получают от него команды и выполняют их.
Каким должен быть интерфейс
Важно, чтобы интерфейс соответствовал целям и контексту. Если это взаимодействие специалиста с компьютером, то главное — это способность обеспечивать получение информации и выполнение задач. Для обычного пользователя он имеет не только техническое, но и эстетическое значение: работа с ним должна быть удобной и понятной.
Заключение
Для пользователей интерфейс — основа работы с ПК или телефоном. От того, насколько проста или сложна эта система, будет зависеть удобство управления устройством. Разработчики могут менять системные структуры для сложных задач. Неопытным пользователям лучше покупать устройства с понятным интерфейсом, чтобы облегчить себе работу.
Описание слайда:
Обучающие компьютерные программы
Раздобреева А.Е., учитель начальных классов
Слайд 1 с информацией о кадрах
Описание слайда:
Компьютерная обучающая программа
Слайд 2 с информацией о кадрах
Компьютерная обучающая программа — это программное средство, предназначенное для решения определенных педагогических задач, имеющее предметное содержание и ориентированное на взаимодействие с обучаемым.
Приведенное определение фиксирует то, что КОП является средством, специально созданным для решения педагогических задач, т.е. использование в учебном процессе — его главное назначение. Компьютерные средства, применяемые при обучении, но имеющие другое основное назначение и не реализующие педагогические функции, не относятся к КОП. Они рассматриваются как предмет изучения или выступают в качестве инструментария при решении образовательных задач.
Описание слайда:
Можно выделить следующие основные педагогические задачи, решаемые с помощью КОП:
1) начальное ознакомление с предметной областью, освоение ее базовых понятий и концепций;
2) базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
3) выработка умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области;
4) выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;
5) развитие способностей к определенным видам деятельности;
6) проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и среды деятельности;
7) восстановление знаний, умений и навыков (для редко встречающихся ситуаций, задач и технологических операций);
8) контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Несмотря на интегральный характер перечисленных задач, их решения влияют друг на друга. Поэтому виды КОП, как правило, соотносятся не с отдельными задачами, а с группами наиболее коррелирующих задач.
Описание слайда:
Требование предметного содержания компьютерной образовательной программы
Требование предметного содержания подразумевает, что КОП должен включать учебный материал по определенной предметной области (дисциплине, курсу, разделу, теме). Под учебным материалом понимается информация как декларативного (описательного, иллюстративного) характера, так и задания для контроля знаний и умений, а также модели и алгоритмы, представляющие изучаемые объекты и процессы. Наличие предметного содержания позволяет отделить КОП от вспомогательных средств, обеспечивающих техническую и методическую поддержку учебного процесса (электронные журналы успеваемости, мониторы для дистанционного контроля и консультирования и др.).
Описание слайда:
Компьютерная обучающая программа — это продукт для обучаемого.
Решение педагогических задач осуществляется в процессе взаимодействия последнего с КОП. Ориентация на обучаемых означает, что они составляют базовую категорию пользователей, в расчете на которых определяются содержание и функции, воплощаемые в КОП. Прочие участники учебного процесса (преподаватели, инструкторы, методисты) применяют КОП в своей профессиональной деятельности, но не входят в базовую категорию их пользователей. Программно-технические средства учебного назначения, для которых обучаемые не являются базовой категорией пользователей, не принадлежат к классу КОП. Например, в общем случае не относятся к КОП компьютерные презентации, применяемые преподавателями на лекциях.
Ориентация на самостоятельную работу обучаемых — важнейшая характеристика КОП. В то же время она не является их неотъемлемой чертой, так как существуют КОП, рассчитанные на групповые формы обучения (например, многоролевые тренажеры).
Описание слайда:
Основные принципы построения компьютерных обучающих программ:
1. Теоретическое обоснование выбранного метода обучения;
2. Создание с опорой на выбранный метод технологии обучения;
3. Построение обучающей программы, реализующей выбранную технологию обучения.
Описание слайда:
Слайд 9 с информацией о кадрах
Тренировочные и контролирующие;
Наставнические;
Имитационные и моделирующие;
Развивающие игры.
Типы обучающих программ:
Описание слайда:
Тренировочные
Программы предназначены для закрепления умений и навыков. Предполагается, что теоретический материал уже изучен. Эти программы в случайной последовательности предлагают учащемуся вопросы и задачи и подсчитывают количество правильно и неправильно решенных задач. При неправильном ответе ученик может получить помощь в виде подсказки.
Описание слайда:
Наставнические
Программы предлагают ученикам теоретический материал для изучения. Задачи и вопросы служат в этих программах для организации человеко-машинного диалога, для управления ходом обучения. Так, если ответы, даваемые учеником неверны, программа может «откатиться назад» для повторения изучения теоретического материала.
Описание слайда:
Моделирующие
Программы основаны на графически-иллюстративных возможностях компьютера, с одной стороны, и вычислительных, с другой, и позволяют осуществлять компьютерный эксперимент. Такие программы предоставляют ученику возможность наблюдать на экране дисплея некоторый процесс, влияя на его ход подачей команды с клавиатуры, меняющей значения параметров.
Описание слайда:
Игры
Программы предоставляют в распоряжение ученика некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере мир, набор каких-то возможностей и средств их реализации. Использование предоставляемых программой средств для реализации возможностей, связанных с изучением мира и деятельностью в этом мире, приводит к развитию обучаемого, формированию у него познавательных навыков, самостоятельному открытию им закономерностей, отношений объектов действительности.
Описание слайда:
Схема разработки обучающей
программы
идея
сценарий
Создание учебной программы
Опытная эксплуатация
анализ
доработка
ТИРАЖИРОВАНИЕ
Описание слайда:
Примеры обучающих компьютерных программ для начальной школы:
Слайд 8 с информацией о кадрах
Тренажер по математике к учебнику Л.Г.Петерсон. 1 класс.
Год выпуска: 2011
Разработчик: «МАРКО ПОЛО»
Язык: русский
Особенности установки:
Перед/при вводе ключика запретить приложению выход в интернет
Описание: Интерактивный тренажер по математике охватывает весь объем материала, изучаемого в 1 классе по программе учебника Л.Г.Петерсон, и обеспечивает эффективную тренировку учеников в счете и решении типовых задач. В каждой задаче приводится 3-5 вариантов постановки вопроса и неограниченное количество изменений численных значений используемых объектов.
Электронное учебное пособие включает демонстрационные материалы к изучаемым разделам, интерактивные тренажеры по математике и образцы решения рассматриваемых на уроках задач.
Также на диске вы найдете программу «Угомон», предназначенную для ограничения времени доступа ребенка к компьютеру. «Угомон», работая в ваше отсутствие, ограничивает время игры ребенка до уровня, разрешенного вами. Выключившись, компьютер не даст ребенку снова включить себя без помощи родителей, установивших пароль. «Угомон» предупреждает ребенка о том, что скоро компьютер выключится, поэтому автоотключение не является для него пугающей
неожиданностью.
Простота в использовании делает «Угомон» незаменимым помощником современных родителей и позволяет эффективно управлять свободным временем ребёнка.
Описание слайда:
Окружающий мир - Живая природа (электронное учебное пособие для 2-4 классов)
Обучающе-развивающая программа для детей начального школьного возраста. Содержит в себе фото, видео и аудио материалы, анимации, игры и различные задания.
Год выпуска: 2014
Разработчик: Фирма "ДОС"
Совместимость с Vista: да
Системные требования:
ОС Windows 2000, XP, Vista.
Минимальные требования к компьютеру:
-процессор с тактовой частотой не менее 700 МГц;
-ОЗУ 256 Мб;
-видеоадаптер с системной памятью 32 Мб;
-звуковая плата;
-разрешение экрана не менее 800х600;
-аккустическая система или наушники;
-650 Мбайт свободного места на жестком диске.
Язык интерфейса: только русский
Таблэтка: Не требуется
Установка: запустить файл go_setup(1).exe
Формат: EXE/RAR
Размер: 511,75 Мб
Описание слайда:
Описание слайда:
Раннее развитие. Логика и память 1-2 класс. Разработчик: ООО "Издательство"
На диске представлены развивающие игры для детей 4-8 лет, направленные на расширение кругозора, тренировку памяти, логики, мышления и освоение основ работы с компьютером. Шаг за шагом ребенок научится классифицировать предметы, составлять из них различные комбинации; тренировать пространственное воображение; следовать алгоритму; собирать последовательности, используя схему; делать логические выводы. Кроме того, в играх развиваются следующие виды памяти: кратковременная, зрительная и слуховая; механическая и ассоциативная, а также долговременная слуховая память. Вместе с Домовенком Бу и его сестренкой игроку предстоит побывать в парке аттракционов. Здесь их ждет множество конкурсов. В каждом из них малыш получит приз: игрушку спирограф, с помощью которой он сможет нарисовать разные забавные фигурки.
А затем маленький игрок сможет перевоплотиться в тайного агента и обезвредить опасное, но смешное существо Забывашку. Чтобы не попасть под влияние Забывашки, агент должен тренироваться и быть готовым к выполнению разных ответственных заданий. Для этого Малышу придется познакомиться с различными видами памяти и помочь друзьям, которые забыли очень важные вещи!
Яркая анимация, динамичные сюжеты игр и озвученные пояснения и комментарии сделают процесс обучения увлекательным и результативным.
Описание слайда:
Снежная королева: Путешествие на край земли. 1 класс.
Разработчик: Гонгальский А.Б.
Вы на пороге увлекательного путешествия с любимыми героями сказки Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева". Вашего ребенка ждет встреча с очень храброй и отважной девочкой Гердой. Она отправляется на поиски своего брата Кая, которого похитила Снежная Королева. По дороге она встретится со смелой разбойницей, капризной королевой, мудрым вороном и другими героями, которые помогут найти ей путь на север, в Лапландию. Там она должна отыскать замок Снежной королевы и спасти своего брата Кая.
Помимо сказочного приключения ваш ребенок не только получит знания по природоведению и географии нашей планеты, но и узнает, как пользоваться картой, компасом и что такое солнечные часы. Это и многое другое поведают ему герои сказки. Кроме того, юного исследователя ждут игры, загадки и не простые головоломки от Снежной Королевы!
Особенности игры:
Классическая сказка Г.Х. Андерсена в новой трактовке.
Оригинальные игры и загадки.
Материалы по природоведению и географии для детей 1-го класса.
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Слайд 10 с информацией о кадрах
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Компьютерные обучающие программы составляют обширный класс средств, относящихся к образовательным ИТ. На сегодняшний день они обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с традиционными учебно-методическими средствами. Однако, по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами КОП обеспечивают новые возможности, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством.
Говоря о все возрастающей роли ИТ в образовании следует выделить достоинства и недостатки компьютерных средств обучения по сравнению с традиционными формами обучения:
• Обучение пользователя функциональным возможностям компьютера как такового.
• Возможность сосредоточения в одном месте материалов разного характера и обеспечение возможности легко перемещаться между учебными материалами через гипертекстовые ссылки.
• Возможность создания материалов в удобной для восприятия форме (таблицы, графики, анимация) и обеспечение возможности манипулирования данными — распечатка, копирование, размножение.
• Относительная дешевизна создания электронных учебников, учебных материалов, обеспечение возможности их легкой корректуры.
• Возможность тиражирования и обеспечения доступности учебных материалов (из-за дороговизны книг, нехватки методических пособий в библиотеках).
• Возможность самоконтроля и оперативного получения консультаций для обучаемых.
• Возможность обеспечения перехода на прогрессивные методики обучения (исключение потерь времени на чтение лекций). Т. е. обучаемые готовятся самостоятельно, а при общении с преподавателем обсуждают только непонятные и сложные для восприятия материалы.
• Уменьшение затрат на преподавание.
• Необходимость иметь компьютер (в ряде случаев с выходом в Internet) и соответствующее программное обеспечение для работы с КОП.
• Необходимость обладать навыками работы на компьютере.
• Сложность восприятия больших объемов текстового материала с экрана дисплея.
• Недостаточная интерактивность КОП (существенно большая по сравнению с книгой, но меньшая, чем при очном обучении).
• Отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана.
Названные недостатки КОП носят объективный характер. Часто к ним добавляются субъективные недостатки, вызванные неграмотным проектированием КОП и концептуальными недочетами, допущенными их создателями. В результате потенциальные пользователи испытывают разочарование и делают вывод о неэффективности и бесперспективности всего класса подобных средств.
Все это свидетельствует о целесообразности использования КОП в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами. Таким образом, ясно, что КОП не являются исключающей альтернативой некомпьютерных пособий. Приоритет КОП следует понимать в том смысле, что по мере развития соответствующих технологий именно КОП будут составлять ядро учебно-методического обеспечения.
Вышеуказанные компьютерные обучающие программы можно разделить на:
- системы, ориентированные на работу в глобальной вычислительной сети,
- системы, ориентированные на локальную работу на персональном компьютере пользователя.
Достоинства:
• возможность использования полноценных видео- и аудиоматериалов (т. е. мультимедиа информации значительных объемов (от 600 М и выше)). Данные материалы невозможно передавать через Интернет даже при использовании специальных технологий, да и затраты весьма значительны для возможности внедрения данных систем в высших учебных заведениях;
• такие системы разрабатываются на языках высокого уровня. Тем самым становится возможным использовать более эффективно не только ресурсы системы, но и обеспечить интеграцию с уже установленными у пользователя программными системами, т. е. не возникает необходимость в навязывании пользователю принципиально нового интерфейса, отличного от привычного;
• возможность создания алгоритмов проверки знаний, требующих значительных вычислений и большого числа обращении к базам данных.
Локальный вариант работы с КОП предопределяет их некоторую ограниченность, которая выражается в следующих недостатках:
• распространение осуществляется в основном с помощью лазерных дисков. При этом невозможна какая-либо корректировка или изменение баз данных. Материалы представляют собой статический срез и не обладают возможностью актуализации, что снижает интерес к таким продуктам и уменьшает их "время жизни" на рынке КОП;
• изолированность ресурсов программы;
• узкая направленность программных систем. На рынке представлено только несколько программных систем, которые могли бы содержать в себе обучающие курсы по различным направлениям.
Эти недостатки КОП, ориентированных на локальную работу устраняются в системах, ориентированных на работу в глобальной сети Интернет.
Итак, они имеют следующие достоинства:
• возможность создания широкой сети различных курсов и ссылок на учебные материалы,
• возможность организации дистанционной технологии обучения и контроля за усвоением знаний;
• возможность снабжения обучаемого необходимыми учебными материалами через почтовые системы.
Недостатки сетевых учебных программ продиктованы главным образом техническими возможностями:
• относительно ограниченное число пользователей, имеющих выход в Интернет;
• сложности в передаче больших объемов информации (например, высококачественной мультимедийной);
• необходимость использования труда высококвалифицированных специалистов для поддержки и актуализации программной системы и данных.
Подводя итог, отметим, что КОП являются основным средством дистанционного обучения – новой образовательной технологии, в перспективность которой поверили не только коллективы наиболее прогрессивных вузов страны, но и студенты. В связи с этим отсутствие или наличие качественных КОП будет сдерживать или ускорять процесс внедрения дистанционных технологий обучения.
Важная роль компьютерных обучающих программ в современном процессе обучения (особенно вузовского) требует более подробного рассмотрения их сущности, видов, выдвигаемых к ним требований и средств их разработки.
Читайте также: