Чем отличается яркость от экспозиции в фотошопе
В компьютерной графике тон это уровень (оттенок) цвета. Тоновое изображение имеет непрерывную шкалу градаций серого от белого до черного. Для одного цвета число таких градаций (ступеней) в цветовой модели RGB равно 256 (8 бит ).
Смысл тоновой коррекции фотоизображения состоит в придании фотографии максимального динамического диапазона за счет настройки яркости и контрастности изображения. Для оценки и коррекции яркости и контрастности изображения (его тоновой коррекции) в редакторе используются гистограммы.
Гистограмма - столбчатая диаграмма, отображающая количество пикселей изображения (по вертикали), имеющих заданный уровень яркости (по горизонтали). В другой формулировке гистограммой называется график, отображающий распределение пикселей изображения по яркости. При построении этого графика по оси X откладываются значения яркостей в диапазоне от 0 (черный) до 255 (белый), а по оси Y - количество пикселей, имеющих соответствующее значение яркости.
Специалисту в компьютерной графике анализ гистограмм позволяет понять, какие тоновые области изображения нуждаются в коррекции, и в какой именно ( рис. 1.16).
При рассматривании гистограмм на светлом фотоизображении основная горка пикселей смещена вправо, на темном - влево, а в нормальном изображении она находится посередине гистограммы.
В светлом изображении все объекты ярко высвечены. Примером таких изображений могут служить фотографии ярко освещенных светлых предметов. Области теней и средних тонов таких изображений обычно содержат мало информативного материала и не представляют интереса.
В темном изображении многие важные детали скрыты (теряются) в теневых областях. Средние тона и света выделены слабо. Такие изображения получаются при фотосъемке в условиях недостаточной освещенности.
Нормальные изображения характеризуются наивысшим качеством, то есть равномерным распределением тонов по всем трем областям: светам, средним тонам и теням.
Итак, гистограммой называется график , отображающий распределение пикселей изображения по яркости. Инструмент Гистограмма (Histogram) позволяет оценить динамический диапазон изображения, то есть разницу между его самым ярким и самым темным участком (разброс между минимальной и максимальной яркостью изображения). Другими словами, с помощью гистограммы вы также можете определить, какие тоновые области доминируют: тени (темные области), света (светлые области) или средние тона. В Adobe Photoshop проверка динамического диапазона изображения выполняется командой Изображение | Коррекция | Уровни.
В Adobe Photoshop инструментом коррекции гистограммы является инструмент Уровни (Levels). С помощью Уровней (за счет изменения яркости и контрастности изображения) можно изображение сделать более светлым или более темным, то есть улучшить его динамический диапазон . Иначе говоря, с помощью гистограмм вы можете оценить качество изображения, а с помощью уровней это качество улучшить. Для работы с гистограммой в уровнях имеется инструмент Установка точки черного, инструмент Установка точки серого и инструмент Установка точки белого. В соответствии с гистограммой тоновую характеристику изображения можно отнести к одному из трех типов: светлому, темному или нормальному.
Точка белого - это самая яркая светлая точка изображения. Соответственно, точка черного - точка изображения с минимальной яркостью (самая черная). Серая точка находится между белой и черной.
Итак, набор из трех пипеток предназначен для установки значений белой и черной точек и значения коэффициента гаммы путем указания их непосредственно на редактируемом изображении с помощью выбора соответствующей пипетки.
Помимо пипеток, управляющих точками, уровни имеют ползунки-треугольники между крайними треугольниками, характеризующими значение светов и теней изображения, расположен третий треугольник, который предназначен для управления яркостью в области средних тонов изображения. Этот элемент управления в растровой графике имеет специальное название - коэффициент гамма, а действия выполняемые путем перемещения среднего треугольника, называют настройкой гаммы. Установка значения этого параметра меньше 1 (это значение задается по умолчанию), приводит к затемнению изображения и, наоборот, больше 1 - к осветлению изображения в области средних тонов. В обоих случаях происходит изменение контрастности изображения.
Гамма - коэффициент контраста в средних тонах изображения.
Параметрами раздела Выходные уровни (Output Levels) можно управлять точно так же, как и входными параметрами. Однако в отличие от них, здесь перемещение левого треугольника приводит к осветлению более темных пикселов (теней), и, наоборот, перемещение правого треугольника затемняет более светлые пикселы (света).
Нажатие кнопки Авто (Auto) является альтернативой выполнения специальной команды Авто Уровни (Auto Levels). Оно приводит к запуску процедуры автоматической тоновой коррекции, сущность которой состоит в отбрасывании заранее установленного количества самых светлых и самых темных пикселов изображения.
Список Канал (Channel) предоставляет доступ к любому цветовому каналу с помощью раскрывающегося списка. С его помощью вы можете выполнять настройки входных и выходных значений яркости отдельно для каждого канала раздельно.
Смысл тоновой коррекции состоит в придании изображению максимального динамического диапазона, что в свою очередь это напрямую связано с настройкой яркости изображения. Однако не только гистограммы и уровни служат для оценки и коррекции яркости и контрастности изображения (его тоновой коррекции). Photoshop предоставляет широкий набор подобных средств, среди которых можно отметить инструменты Кривые (Curves), Яркость (Brightness) и Контраст (Contrast).
Кривые
Для вызова этого инструментального средства в Photoshop используется команда Изображение (Image) | Коррекция (Adjust) | Кривые (Curves) или соответствующая ей комбинация клавиш Ctrl+M. По принципу действия команда Кривые близка к команде Уровни, но только здесь для настройки яркости изображения вместо гистограммы используется инструментальное средство, известное под именем настроечная кривая в виде прямой линии с наклоном 45 градусов. Если кривая в исходном состоянии не изменена, то все входные (исходные) и выходные (отредактированные) пиксели имеют идентичные значения яркости - рис. 1.17.
Кривая (curve) - это график , с помощью которого осуществляется преобразование спектрального диапазона исходного изображения ( входные данные ) к спектральному диапазону скорректированного изображения ( выходные данные ).
Если в инструменте Уровни для настройки яркости используются только три области (света, тени и средние тона), то в инструменте Кривая вы меняете контраст одновременно во многих яркостных диапазонах изображения. В этом главное отличие этих инструментов, один из которых более тонкий, а другой - грубее.
Устанавливая наклон кривой более 45 градусов (выпуклая кривая вверх), вы расширяете диапазон тонов или цветов, входящих в соответствующие области изображения, делая его контрастнее и светлее. Наоборот, установка вогнутой вниз кривой приводит к сужению диапазона тонов и, как следствие, - к уменьшению контраста и затемнению изображения.
Используйте вогнутые настроечные кривые для исправления недостаточной экспозиции (недостаток деталей в тенях) и выпуклые - для избыточной экспозиции (недостаток деталей в светах).
Большая часть элементов управления (пипеток и ползунков) окна диалога Кривые (Curves) не отличается от уже рассмотренного ранее окна диалога Уровни (Levels). Поэтому имеет смысл остановиться только на новых элементах. Это кнопка свободного рисования кривых (Draw to Modify the curve) с изображением карандаша. Если в обычном режиме редактирование формы кривой производится путем установки на кривой до 16 точек и последующего перетаскивания их с помощью мыши, то с использованием инструмента Freehand (Свободная) вы можете нарисовать с помощью мыши любую форму настроечной кривой. После окончания рисования нажмите на кнопку Плавный (Smooth) для сглаживания острых углов кривой.
Яркость/Контрастность
Команда Яркость (Brightness)/Контрастность (Contrast) используется для одновременной коррекции яркости и контраста изображения, то есть не раздельной настройкой каждого из трех тональных диапазонов (теней, средних тонов и светов), а коррекции сразу всего изображения. И хотя это средство не обладает гибкостью и возможностями рассмотренных ранее инструментов Кривые (Curves) и Уровни (Levels), зато оно выигрывает в простоте и быстроте своей работы.
Для тоновой коррекции такого изображения выполните команду Изображение (Image) | Коррекция (Adjust) | Яркость/Контрастность (Brightness/Contrast). При этом открывается окно диалога Яркость/Контрастность (Brightness/Contrast) - рис. 1.19.
Рис. 1.19. Окно диалога Яркость/Контрастность (Brightness/Contrast)
Перемещая движок параметра Яркость (Brightness) вправо (повышая яркость), установите его значение до оптимальной величины яркости вашего изображения. Переместите движок параметра Контрастность (Contrast) влево до оптимального значения с целью снижения контраста изображения. Оцените полученный результат в окне активного изображения . Если он вас удовлетворяет, нажмите на кнопку OK ( рис. 1.20).
Цветовая коррекция и цветовой баланс
Цветокоррекция - изменение цветовых параметров пикселей (яркости, контрастности, цветового тона, насыщенности) с целью достижения оптимального цвета изображения. В Photoshop для цветокоррекции используются команды: Баланс цветов (Color balance) и Оттенок/Насыщение (Hue/Saturation).
Баланс цветов (Color balance) это соотношение цветов в изображении. Регулировка цветового баланса позволяет усилить или ослабить один цвет за счет другого дополнительного (комплиментарного ему). Например, красный цвет комплиментарен (противоположен на цветовом круге) голубому, зеленый - пурпурному, желтый - синему. В основе коррекции цвета с помощью команды Баланс цветов (Color balance) лежит уменьшение величины избыточной цветовой составляющей за счет усиления ее комплиментарного цвета. Увеличение красного цвета приводит к уменьшению голубого и, наоборот, снижение красного увеличивает содержание в изображении голубого цвета. Инструмент Цветовой баланс (Color balance) служит для цветовой коррекции всего изображения, хотя при необходимости вы можете использовать его и для коррекции выделенных областей изображения.
Цветовой тон/Насыщенность
Эти термины относятся к цветовой модели HSL и поэтому можно управлять цветовыми характеристиками изображения путем настройки цветовых компонентов этой модели: Цветовой тон (Hue), Насыщенность (Saturation) и Яркость (Lightness). Настроечное окно вызывается командой Изображение | Коррекция | Цветовой тон/Насыщенность или комбинацией клавиш Ctrl+U ( рис. 1.21).
- перемещение движка Цветовой тон (Hue) осуществляется по периметру цветового круга в диапазоне от -180 до 180 градусов. После установки конкретного значения данного параметра происходит автоматическое смещение всех цветов изображения на заданную величину путем прибавления ее к градусному эквиваленту каждого цвета;
- перемещение движка Насыщенность (Saturation) вправо позволяет изменять значение этого параметра от 0 (исходное) до 100 процентов (чистый цвет без примеси серого компонента); перемещение влево - от 0 до -100 градусов (цвет исчезает, превращаясь в оттенок серого);
- параметр Яркость (Lightness) используется для подстройки яркости изображения в диапазоне от -100 процентов (все цвета превращаются в черный цвет) до 100 процентов (цвета исчезают, превращаясь в белый цвет);
- верхняя и нижняя цветовые полоски выполняют функцию окна предварительного просмотра, отображая соответственно исходный и измененный спектр изображения;
- список Редактировать (Edit) включает в себя шесть комплиментарных цветовых каналов и составной канал (Все). Выбор одного из шести базовых цветов позволяет выполнить настройки перечисленных цветовых параметров отдельно для каждого диапазона цветов независимо от других, что дает в ваши руки инструмент для тонкой настройки всего изображения. Установка варианта Master (Все) предназначена для применения выполненных вами настроек одновременно ко всему цветовому диапазону изображения;
- флажок Тонирование (Colorize) предназначен для реализации одной из двух возможных технологий: раскрашивания черно-белого изображения одним из цветовых оттенков или для перекрашивания цветного изображения путем преобразования всей гаммы цветов в набор оттенков одного цвета.
Работа со слоями
Представьте себе, что у вас на столе несколько кусков стекла (или прозрачных полиэтиленовых пленок, или бумажных калек), наложенных друг на друга. На каждом стекле вы что-то нарисовали специальным фломастером и теперь смотрите на все это сверху. Считайте, что стекла - это и есть слои. Результирующее изображение при этом получается как сумма изображений на слоях.
В графических редакторах слой ( layer ) - дополнительный холст для рисования. Каждый слой изображения повторяет параметры основного изображения (размеры, разрешение, цветовую модель, число каналов). Соответственно, пропорционально количеству используемых слоев возрастает размер файла изображения.
Не увлекайтесь созданием большого числа слоев без необходимости. Два слоя в 2 раза увеличат размер файла исходного изображения, три слоя - в 3 раза.
Слой можно сделать невидимым или полупрозрачным. Слои в многослойном изображении можно поменять местами или часть слоев удалить. Применение слоев расширяет возможности в работе с цифровыми изображениями.
Сохранить рисунок со слоями можно только в некоторых специальных графических форматах, например, PSD или TIFF.
Для работы со слоями в Adobe Photoshop есть специальная палитра, которую вы можете вызвать с помощью команды Window (Окно) | Layers (Показать Слои) - рис. 1.22.
На палитре Layers отображается список всех слоев, с их названиями, миниатюрами изображений и специальными пиктограммами. Ниже приведено название и назначение некоторых атрибутов этой палитры.
В области Закрепить расположены атрибуты блокировки слоев, позволяющие блокировать прозрачность, цвет и положение слоя.
Пиктограмма с изображением глаза (Show/Hide) управляет доступностью слоя для редактирования. Щелкните на ней, чтобы скрыть или показать слой в окне изображения. Если на палитре рядом со слоем изображен глаз, это значит, что слой включен.
По поводу кнопки New layer style (Добавить стиль слоя) следует заметить, что стиль это набор параметров для слоя, который может быть быстро применен к лежащим на нем объектам.
Щелчок на пиктограмме New layer (Создать новый слой) приводит к созданию нового слоя.
Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».
Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.
Exposure определяет, какое значение яркости (то есть, какая циферка в raw-файле) будет соответствовать белому, а Brightness - какая циферка будет соотвтствовать серому. Кроме того, есть еще настройка Shadows, определяющая черную точку.
Exposure определяет, какое значение яркости (то есть, какая циферка в raw-файле) будет соответствовать белому, а Brightness - какая циферка будет соотвтствовать серому. Кроме того, есть еще настройка Shadows, определяющая черную точку.
Все это напоминает работу с кривыми - эти три регулировки задают три точки на кривой. Кроме того, настройка Contrast изменяет наклон этой кривой в центральной точке, то есть управляет четвертой точкой, находящейся по соседству с центральной.
По поводу Shadows я разобрался. Спасибо за подсказку.Следовательно алгоритм получается следующий. Выставляем Brightness по среднесерому объекту или по тому что должно быть среднесерым, далее выставляем света экспозицией и тени соответстенно вторым движком?
Любопытно, сегодня проверю.
Только у меня вопрос, нет ли тут очепятки в плане того что выставляет Brightness. Судя по переводу "яркость" может быть им выставляются света?
Хотите совет?
Если Вам нужна не пакетная, а индивидуальная обработка рекомендую сделать так:
Выбираете конвертацию в 16 бит.
Нажимаете CTRL-U чтоб снять все галки (убрать автокоррекцию).
В закладке Detail убираете нафиг в 0 шарпенинг и шумодав.
В закладке Curve выбираете линеар.
Щелкаете в треугольник рядом с дропдауном Image Settings, и сохраняете сеттинги под неким разумным именем.
Лучше сначала света и тени (Exposur'ом и Shadows'ом), а потом уже среднюю точку brightness'ом.
StarWind писал(а):
Только у меня вопрос, нет ли тут очепятки в плане того что выставляет Brightness. Судя по переводу "яркость" может быть им выставляются света? Скажите (дилетанский вопрос), а цветовую температуру как в нем изменить? В конвертере можно просто поставить цифру и все. Хотите совет?Любые ковыряния в конвертере = потери.
А нафига Вам это надо?
Ибо абстлютно все, что можно сделать в конвертере, можно сдалать и в самом фотошопе. Только более точно, более контролируемо, с анду, с. да что там говорить, в самом фотошопе возможности несоизмеримо выше. Если верить статьям специалистов, то ББ, экспозицию и ресайз конвертер делает лучше фотошопа. Остальное можно и в ФШ. Я предпочитаю почти все делать в конвертере, т.к. он сохраняет сделанные настройки и к ним всегда можно вернуться, проанализировать, изменить, сравнивая с первоначально сделанными. А в ФШ где такая возможность?
Ковыряние в конвертере=потери? А ковыряния в ФШ разве не потери? Тоже потери и, возможно, даже большие, чем в конвертере.
Skavr писал(а):
Кажется вы, батенька, глупости говорите.Кривая есть и в конвертере.
Ресайз однозначно лучше в конверторе (для фотошопа нужен плагин).
Баланс белого выставляется пипеткой, что гораздо быстрее использования кривых в фотошопе.
Имхо, это верно для простых случаев.
А если в светах и тенях разный расколбас?
Хм.
По мне Lens Correction мощнее, чем соответствующая функция в конрвертере.
Брррррр.
Какая то у Вас каша.
Потери начинаются тогда, когда Вы двигаете рулилки.
И абсолютно не важно где - в конвертере или в фотошопе.
Разница между конвертером и фотошопом ТОЛЬКО в удобстве пользования инструментами.
Что ж, мы по опыту знаем, что некоторые места в окружающем нас мире могут быть очень и очень темными: пещеры, угольные отвалы, пространство под кроватью в темное время суток. Некоторые части окружающей действительности уже не столь темные: вечернее время, песок, лица людей. Некоторые вещи могут быть очень яркими: белая рубашка, снег, паруса. Ну, а некоторые — ослепительно яркими: солнце, небо, лампы, лазерные источники.
Яркость "внутри" компьютера
Яркость внутри компьютера имеет (обычно) 256 градаций, начиная с 0 (почти черный) и заканчивая 255 (почти белый).
Понимая это, мы можем задать себе вопрос: а как же в таком случае отобразить реалистично выглядящий рисунок на экране монитора. Реальный мир имеет очень широкий яркостной диапазон, а компьютер -- только узкую полосу из него. Мы можем просто привести значения яркости к нашему диапазону. Скажем, темная пещера будет соответствовать яркости 0 , а солнце -- яркости 255. Если мы сделаем так, то у нас будут проблемы с отображением, скажем, лиц людей. Они будут слишком темными.
Вот вам пример: справа — яркость солнца приведена к величине 255. Мы можем прекрасно видеть солнце, но такое впечатление, что на земле ночь.
Другой напрашивающийся вариант — подрезать значения. Допустим, все, что ярче снега, будет иметь яркость 255. Справа вы видите такое изображение. Земля выглядит прекрасно, но вот небо… Большая часть его просто белая, о солнце мы можем только догадаться. Тучи просто выглядят светлыми пятнами на белом фоне.
Что же, нам следует рассмотреть следующий вопрос.
Яркость фотографий
Как и монитор компьютера, фотографии имеют узкий диапазон передаваемых значений яркости. Самое черное место на фотографии не является в действительности черным, а самое яркое не может быть ярче самой бумаги.
Но фотографии не страдают от вышеперечисленных проблем. Хотя, конечно, страдают, но, скажем, имеют гораздо более совершенный механизм разрешения проблем с яркостью. Этот механизм — экспозиция, или выдержка. Чтобы разобраться, что здесь к чему, мы заглянем внутрь процесса фотографирования.
Щелчок фотоаппарата
В момент нажатия на кнопку фотоаппарата затвор в камере открывается на доли секунды, что дает возможность свету проникнуть внутрь фотоаппарата. Через систему линз свет фокусируется на светочувствительной пленке. Пленка покрыта специальным химическим составом, который темнеет под воздействием на него светового потока. Изображение на пленке формируется из участков засвеченного или не засвеченного химсостава. Чем темнее стал участок химсостава на пленке, тем ярче будет этот участок на окончательной фотографии.
Количество света, которое проходит через линзы и попадает на пленку, контролируется временем пребывания затвора в открытом состоянии (выдержка или экспозиция, от английского exposure).
И как это связать с компьютерной графикой?
Мы можем утверждать, что фотоаппараты прекрасно приспособлены для получения снимков со сцен с широким яркостным диапазоном. Для дальнейших примеров давайте определимся с начальным значением выдержки (экспозиции) пленки на на свету. Допустим, что на некоторой площади поверхности пленки находится 100 молекул светочувствительного химического состава. Свет попадает на этот участок, и половина молекул темнеет (конечно же, молекулы темнеть не могут, но здесь для упрощения понимания процесса будем говорить так). Таким образом, результирующая фотография будет иметь половинную от максимально возможной яркости. Если на тот же участок пленки снова попадет такое же количество света, то потемнеет половина из оставшегося количества молекул, таким образом, результирующий снимок будет иметь 75% яркости от максимума. Чем больше свет воздействует на пленку, тем больше молекул темнеет. Однако чем меньше молекул остаются не тронутыми, тем дольше должно быть воздействие света, чтобы затемнить одинаковое количество молекул.
Вот теперь вы достаточно вооружены для того, чтобы отобразить на экране монитора практически любое изображение, даже с самыми большими вариациями яркости, и при этом не потерять в качестве отображения. Не верите -- смотрите сами. Узнаете картинку? Эта та же самая картинка, что и в начале главы, только теперь она была преобразована по экспоненциальному преобразованию. Солнце ярче неба, которое, в свою очередь, ярче земли, все детали отчетливо видимы, и мы ничего не потеряли. Именно так оно и должно быть.
Управление экспозицией
Конечно, фотоаппарат был бы бесполезным, если бы он не имел органов управления выдержкой пленки. Количество света, который достигает поверхности пленки, зависит от силы света, размеров объектива и диафрагмы, а также времени открытия затвора. Для упрощения мы проигнорируем разницу между размером диафрагмы и скоростью движения затвора и представим их влияние под видом коэффициента К. Меньшие значения К будут означать более темное изображение,+ и наоборот.
(Кол-во света на пленке) = (кол-во света)* К
brightness= 1 — e- (кол-во света на пленке)
где: brightness — значение яркости
Ну, а теперь, исходя из вышесказанного, мы можем написать окончательный псевдокод фрагмента программы, использующего функцию экспозиции к изображению.
calculate amount of light entering the camera for this pixel, by Ray Tracing or whatever call this value L
//просчитать кол-во света, попавшего в фотоаппарат, для этого пикселя, присвоить полученное значение переменной L
PixelValue = Expose (L, K)
Plot this pixel with a brightness of PixelValue
//определяем яркость пикселя значением PixelValue
end of loop
В предыдущей части урока мы выяснили, что камера оснащена очень точным инструментом для измерения яркости сюжета. Чтобы всегда получать качественные фотографии, нужно научиться с ним работать.
Камера может измерять экспозицию в разных режимах, применяемых в различных съёмочных ситуациях.
Матричный замер экспозиции
Таким значком обозначается матричный замер на фотокамере.
При матричном замере яркость сюжета измеряется по всей площади кадра.
Самый подходящий для начинающих фотографов режим замера экспозиции — матричный. Его же называют оценочным или мультисегментным. Измерение яркости сюжета происходит по всей площади кадра, используется максимальное количество датчиков. Результаты с каждого датчика (напомним, что в зависимости от модели аппарата их число может доходить до десятков тысяч) анализируются, и фотокамера определяет оптимальное значение экспозиции. Методы анализа этих данных постоянно совершенствуются, становятся более интеллектуальными. Также растёт количество датчиков экспозамера. Всё это делает матричный замер более точным с каждым следующим поколением фотокамер.
Сегодня при матричном замере почти всегда удаётся получить корректную экспозицию. Небольшие сложности могут возникнуть в нестандартных для автоматики ситуациях. К примеру, съёмка человека в помещении на фоне окна. В этом случае автоматика не может точно определить, что мы снимаем: освещённый полуденным солнцем пейзаж за окном или слабо освещённого комнатным светом человека. Решить данную задачу она может по-разному в зависимости от ситуации и конкретной компоновки кадра. Также может вызвать сложности съёмка на белом или чёрном фоне: автоматика будет стремиться превалирующие в кадре оттенки приравнять к серому. Поэтому кадры на белом фоне получатся слишком тёмными, а на чёрном фоне — слишком яркими. Решить эту проблему поможет съёмка пробных кадров с последующим внесением экспокоррекции или применение других режимов замера (например, точечного).
В кадре много светлых оттенков: снег и рассветное небо. При использовании матричного замера пришлось вносить положительную экспокоррекцию, чтобы кадр не получился слишком тёмным.
NIKON D600 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/50 сКогда использовать матричный замер? Этот режим подходит для большинства съёмочных ситуаций. Он будет оптимален при активной репортажной съёмке, на фотопрогулках, при любительских семейных фотосессиях и в путешествии.
Точечный замер экспозиции
Условное обозначение точечного замера.
Область анализа при точечном замере экспозиции — маленькая точка. В старших моделях Nikon площадь точки составляет всего 1,5% от площади всего кадра. Точка замера экспозиции будет находиться там, где находится текущая точка автофокуса. Это очень выгодная особенность фотокамер Nikon, отличающая их от многих конкурентов.
Таким образом, вы можете измерять экспозицию не только по центру кадра, но и в любой его части. Это делает работу с точечным замером более удобной и гибкой.
Довольно сложный в использовании, но при этом самый точный режим замера экспозиции — точечный. Измерение яркости снимаемого сюжета происходит по небольшой области, точке. В фотокамерах Nikon эта точка будет располагаться там же, где и активная зона автофокуса. Поскольку измерение происходит лишь в очень небольшом фрагменте снимка, нужно грамотно подойти к выбору области для замера. Если бездумно ткнуть этой точкой в любое попавшееся место, результат, скорее всего, будет не самым удачным. Мы получим неверно проэкспонированный кадр. Точечный замер следует производить относительно средних по яркости областей на снимке. Ведь камера считает, что мы «показываем» ей средний по яркости объект и исходя из этого измеряет экспозицию.
Например, фотографируя этот дом, измерять экспозицию стоит не по его белой стене (иначе снимок получится слишком тёмным) и не по тёмному лесу (мы получим пересвеченный кадр). Лучше использовать средние по яркости фрагменты сюжета. Идеальным вариантом станет шиферная крыша домика.
Точечный замер по крыше дома.
Точечный замер по белой стене. Результат: снимок получился слишком тёмным.
Точечный замер по лесной чаще. Результат: снимок получился слишком светлым.
Точечный замер некоторые используют в портретной фотографии. Это удобно, если вы снимаете на фотоаппарат Nikon и точка замера находится там же, где и точка фокусировки. Поскольку лица у людей обычно средние по яркости, точечный замер по лицу, как правило, будет работать корректно. Но если мы снимаем смуглого или чернокожего человека, стоит задуматься над внесением небольшой отрицательной экспокоррекции.
Точечный замер произведён по лицу девушки. Поскольку фон на фото довольно тёмный, другие виды замера, скорее всего, дали бы иную экспозицию и потребовали бы внесения экспокоррекции.
Блокировка экспозиции. Часто после измерения экспозиции с помощью точечного замера кадр необходимо перекомпоновать. Чтобы после перекомпоновки экспозиция не сбилась (ведь аппарат измеряет экспозицию постоянно, пока мы не сделаем снимок), существует специальная кнопка блокировки экспозиции — AE-L (Automatic Exposure Lock). При нажатии на неё камера фиксирует текущее значение параметров экспозиции. Эта функция полезна не только при работе с точечным замером, но и тогда, когда нужно сделать несколько кадров с одинаковой экспозицией, не переходя при этом в ручной режим. Часто это необходимо при панорамной съёмке.
На современных аппаратах кнопка блокировки экспозиции совмещена с блокировкой фокусировки (AF-L). Нажимая на неё, мы блокируем и автофокус, и экспозицию. Впрочем, эти параметры мы можем настроить в меню фотоаппарата, указав что именно будет эта кнопка блокировать.
При съёмке этого кадра я использовал точечный замер экспозиции, измерив экспозицию по камню на переднем плане. После этого я зажал кнопку AE-L и перекомпоновал кадр так, как мне нравится.
Кстати, когда вы держите кнопку спуска в положении полунажатия, замер экспозиции также блокируется. После того как вы дожмёте кнопку до конца и кадр будет сделан, замер экспозиции продолжится, что не всегда удобно (например, при панорамной съёмке).
Когда использовать точечный замер экспозиции? Прежде всего тогда, когда вы уверены, что справитесь с ним. Ведь для точных измерений придётся внимательно следить за тем, по какому объекту в кадре происходит замер экспозиции. Фотографы часто используют этот вид замера при съёмке пейзажей со сложным (закатным, рассветным) контрастным освещением. Также этот вид замера можно использовать в портретной съёмке, замеряя экспозицию точно по лицу модели.
Центровзвешенный экспозамер
Так центровзвешенный замер обозначается на фотоаппарате
Область измерений при центровзвешенном замере экспозиции.
Центровзвешенный тип замера — классический вид замера экспозиции, доставшийся современным аппаратам от самых первых плёночных зеркальных камер, имеющих встроенный экспонометр. Замер экспозиции в этом режиме осуществляется по большой области в центре кадра, в круге большого диаметра. При этом участок, расположенный непосредственно в самом центре кадра, имеет больший приоритет (больший «вес») при анализе полученных данных. Сегодня данный вид замера немножко устарел на фоне, во-первых, интеллектуального и простого в использовании матричного замера и, во-вторых, точного и гибкого в настройке точечного замера.
Этот замер, как и матричный, прост в использовании. Однако нужно учитывать, что экспозиция будет измеряться не по всей площади кадра, а только по его центральной части.
Замер по ярким участкам
Условное обозначение для замера по ярким участкам.
Замер по ярким участкам, как следует из его названия, ориентируется прежде всего на самые яркие фрагменты кадра. Его задача — сохранить на них все детали.
Это самый новый режим замера экспозиции. Он появился в самых современных аппаратах Nikon: D750, D810. Опытные фотографы знают, как неприятны пересветы на снимках. В местах с пересветом происходит полная потеря деталей, на снимке пересвеченная область выглядит просто как белое пятно. Пересвеченные участки никак не получится спасти даже при обработке фотографии в RAW. У формата RAW есть особенность: сделать посветлее, «вытянуть» детали в тенях очень просто, а вот спасти объекты из пересвеченных участков часто не представляется возможным. Чтобы свести количество пересветов к минимуму, был придуман режим замера по ярким участкам. Он убережёт ваши снимки от потери деталей в светлых областях кадра. Не удивляйтесь, если снимки будут получаться темноватыми: это нужно для сохранения деталей в светлых участках. А яркость кадра, как известно, легко можно откорректировать при обработке. Обрабатывать снимки без пересветов гораздо проще, а результат будет качественнее.
Когда использовать замер по ярким участкам? Тогда, когда вы снимаете в формате RAW и планируете после съёмки «проявлять» фотографии в RAW-конвертере, доводя их до идеала. Поскольку я снимаю только в RAW, я почти полностью перешёл на этот режим замера экспозиции. Работать с ним легко и приятно во всех съёмочных ситуациях.
Читайте также: