Channel panning fl studio что это
Как-то раз вернувшись домой, наслушавшись всевозможной электронной музыки, которая оказалась на плеере, ты решил, что пора бы тоже подарить этому миру пару хитов. Естественно перед тем, как покупать дорогостоящее оборудование и с головой окунаться в сферу профессионального музыкального продюссирования, хочется просто, забавы ради, попробовать и «пощупать», а что же это такое создание электронной музыки на компьютере…
В данном цикле статей я хочу осветить процесс создания музыки в программе FL Studio.
Всех кому интересно, как порадовать друзей и знакомых новым произведением Вашего искусства прошу под кат.
Введение
Для начала понадобится демо-версия программы FL Studio, скачать которую можно отсюда(97,6 МБ), компьютер средней производительности, немного свободного времени и наушники, для того чтобы не убить соседей, своими экспериментами со звуком.
Музыкальный трек в FL Studio, составляется из фрагментов именуемых pattern (паттернами). Каждый такой паттерн состоит из последовательностей нот, заданных одному или нескольким каналам (channels). Размер паттерна кратен четвертям, минимальный размер паттерна – одна четверть. Такты в FL Studio имеют по умолчанию размер 4/4(в настройках проекта размер можно изменить) и в редакторе паттернов такты разделены более светлыми линиями сетки и подписаны сверху цифрами по порядку. Паттерн состоит из нот, тон которых лежит в пределах 10 октав, минимальная длительность ноты – одна сто двадцать восьмая.
Интерфейс FL Studio
Общее правило, чтобы изменить положение какого-либо регулятора, надо нажать на него левой кнопкой мыши и не отпуская кнопку передвинуть мышь вниз чтобы убавить или вверх, чтобы прибавить. Также можно изменять положение роликом мыши, когда курсор находиться над регулятором.
Интерфейс выглядит так (прокомментировано только самое важное на первом этапе освоения).
Step Sequencer
Step Sequencer содержит в себе список каналов и используется для редактирования паттернов. Номер редактируемого паттерна отображается сверху (см. первый скриншот), а также он выделен оранжевым цветом в плейлисте.
Каждая строка – это один канал, этот канал может быть либо синтезатором (канал который генерирует звук на основе заданных нот), либо семплером (канал который использует уже готовые звуки (семплы)).
На скриншоте видно, чтобы заставить звучать ту или иную ноту, нужно нажать на соответствующий ей прямоугольник, для того чтобы определить тон ноты, следует открыть окно с клавишами и выбрать нужную, также можно изменить параметры ноты.
Для того чтобы добавить новый канал следует выполнить пункт меню Channels – Add one. , затем в выпадающем списке выбрать нужный канал.
Также можно клонировать или удалить выбранные каналы. Выбор осуществляться правым кликом мышки на сером прямоугольнике справа от названия канала. Левый клик выбирает/снимает выделение со всех каналов сразу.
Чтобы переместить канал выше/ниже следует удерживая клавишу ALT стрелку ВВЕРХ/ВНИЗ. Также можно двигать несколько выделенных каналов одновременно.
Выбранные каналы можно объединить в группу, для этого есть пункт меню Channels – Group selected.
Playlist
Плейлист используется для редактирования трека в целом. Он состоит из двух частей, в первой находится список паттернов данного проекта, во второй клипы автоматизации (Automation Clips) и аудио клипы (Audio Clips), также сюда можно и паттерны вставлять.
Чтобы нарисовать паттерн надо щёлкнуть левой кнопкой мыши на нужном месте (в режиме карандаш или кисть, естественно), чтобы удалить паттерн нужно щёлкнуть правой на нём.
Для выделения не обязательно переключать инструмент, достаточно удерживать клавишу CTRL, также чтобы что-то обрезать можно удерживать клавишу SHIFT.
Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.
Паттерны как и канал можно перемещать, клонировать и удалять. По одному или сразу несколько (команды для этого находятся в контекстном меню паттерна или меню плейлиста в пункте, Patterns).
Для объединения нескольких паттернов в один надо их выделить и в контекстном меню выбрать Merge selected.
Для объединения нескольких «прямоугольников» одного паттерна в один надо в контекстном меню выбрать Flatten selected.
Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.
- Main – привязка осуществляется в соответствие с глобальной привязкой выбранной сверху;
- Line – привязка к линиям сетки;
- Cell – привязка к ячейкам сетки;
- (none) – отключить привязку;
- 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 step – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части шага сетки соответственно;
- Step – привязка к целому шагу сетки
- 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 beat – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части бита (бит — одна четверть) соответственно;
- Beat – привязка к целому биту.
- Bar – привязка к такту.
Piano Roll
Непосредственно редактор мелодии. Окно состоит из панели инструментов, аналогичной той, что в плейлисте, нотного стана слева, окна ввода нот по центру и окна параметров снизу.
Логика проста, один прямоугольник – одна нота, длинна прямоугольника – длительность ноты.
Большинство операций производиться также как и в плейлисте, только чтобы скопировать и перенести выделение надо удерживать SHIFT.
Чтобы увеличить длительность достаточно потянуть за правый край ноты, но если включен CAPSLOCK на клавиатуре, то менять размер можно и за правый край.
Кроме того в режиме CAPSLOCK, при изменении размера выделенной области он будет меняться целиком, при выключенном же будут меняться только размеры нот по отдельности.
Привязка к сетке действует также как и в плейлисте.
Mixer
- Master – Общий канал, все send и insert треки проходят через него и уже потом на выход.
- Insert – Обычные каналы (таких на микшере 64 штуки), обычно связанный с каким-нибудь генератором или семплером.
- Send – редуцированные каналы (4 шт).
Чтобы привязать какой-нибудь канал к треку микшера следует в окошке FX окна Channel Settings выбрать цифру нужного трека, либо в микшере нажав правой кнопкой на нужном треке, выполнить Link Selected Channels — To this track (Либо CTRL+L на клавиатуре). В последнем случае к данному треку привяжутся все выбранные каналы. Если выполнить Link Selected Channels — Starting from this track (SHIFT+CTRL+L), то выбранные каналы привяжутся по-порядку к каждому треку начиная с выбранного.
Browser
- Channel presets – сохранённые настройки каналов. Здесь можно найти кучу настроенных генераторов.
- Current Project – секция текущего проекта. Здесь храниться история действий и то из чего состоит прокет, клипы, каналы эффекты.
- Mixer Presets – настройки треков микшера.
- Packs – банки семплов.
- Projects – проекты.
Channel Settings
Настройки канала. Для начала достаточно знать, в верхней части расположены регуляторы громкости, баланса и питч, рядом с которым регулируется величина отрезка регулирования питча в октавах. Правее окошко FX номер в котором соответствует треку микшера к которому привязан данный канал.
Ниже расположено несколько вкладок. Про назначение их постараюсь объяснить в части второй.
Итак. Вдоволь начитавшись и насмотревшись картинок хочется уже что-нибудь сочинить.
Создадим новый проект использовав готовый трансовый шаблон. Для этого выполняем File – New from template – Genere — Trance.
В первом паттерне сделаем ударную партию:
Устанавливаем режим воспроизведения в pat (жёлтый квадратик сверху) и жмём на Play или на пробел. Слушаем. Останавливаем воспроизведение, ещё раз нажав пробел или Stop сверху.
Во втором паттерне сделаем бас партию. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass (правый клик на названии канала Trance Bass – Piano roll). Рисуем там примерно вот так:
В третьем паттерне тоже будет бас партия. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass и рисуем:
Во третьем и четвёртом паттерне создадим небольшую мелодию:
Теперь откроем Playlist и расставим паттерны как-то так.
Устанавливаем режим воспроизведения в song (вся песня). Слушаем. Радуемся.
То что получилось у меня забираем здесь:
Проект Fl Studio
Рендер MP3 (128kbps)
Рендер MP3 (320kbps)
Конечно работа над треком не заканчивается, но курс молодого бойца музыкального фронта пройден.
To be continued…
UPD: приму в комментах пожелания и предложения по поводу того, что бы вы хотели увидеть в следующих статьях.
Все звуки FL Studio проходят через микшер. Если звуки специально не направлены на определённые каналы, к примеру только что добавленный инструмент, то они направляются на мастер канал микшера. Есть 125 каналов вставки для приёма звука от плагинов и внешних звуковых-входов, 1 "Текущий канал" для размещения инструментов, таких как Edison и Wave Candy и мастер-трек для обработки мастер-эффектами. Микшер имеет три дока для треков (левый, средний и правый). Они могут быть растянуты по горизонтали или по вертикали нажатием на края и перетаскиванием. В сочетании с опциями макета (из меню макета микшера), видимые элементы управления изменяются в соответствии с размером микшера. Чтобы увидеть треки за пределами текущего окна, используйте прокрутку треков ниже переключателей Посылов или покрутите колесо мыши над названиями треков. Изменяйте параметры треков левой кнопкой мыши: панораму или фейдеры. Выберите несколько треков, удерживая ( Ctrl+Shift ). Фейдеры выбранных треков выделены зёленым (ниже выбран трек 1). Для подробного описания записи звука от внутренних и внешних источников смотрите страницу записи звука.
Если ваш микшер выглядит по другому, выберите компактный вид (Compact) и также растяните высоту микшера (некоторые функции не будут видны, если высота слишком мала). Плейлист FL Studio не связан с каким-либо "инструментом" или каналом "микшера".
Содержание
- Чтобы загрузить эффект: Щёлкните левой кнопкой мыши по стрелке всплывающего меню в левом конце слота и выберите опцию Select или щёлкните по стрелке правой кнопкой мыши, чтобы открыть сборник плагинов.
- Чтобы открыть пользовательский интерфейс эффекта: Щёлкните левой кнопкой мыши по названию загруженного эффекта, загруженные эффекты показаны на рисунке выше в слотах 3 и 8.
- Чтобы изменить порядок эффектов в стеке: Наведите курсор на эффект который хотите переместить и покрутите колесо мыши вверх/вниз (для того чтобы это работало необходимо чтобы было выбрано окно микшера, щёлкните в любом месте микшера для его выбора).
- Светодиод заглушения/отключения - то же, что и для светодиодов отключения каналов микшера.
- Отключить/включить - щёлкните левой кнопкой мыши по значку.
- Солирование/разсолирование - щёлкните правой кнопкой по значку.
- Блокировка состояния - Shift+щёлкните левой кнопкой мыши по значку.
Большинство параметров микшера могут быть автоматизированы (для этого щёлкните по ним правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите Create automation clip или Edit events).
Инструменты и аудио-клипы направляются на каналы вставки микшера через два места как показано ниже, переключатель маршрутизации инструмента в стойке инструментов или в его настройках:
В отличие от «традиционных» DAW, треки плейлиста не связаны с каналами микшера. Последовательности аудио-клипов, клипов-автоматизаций и паттерн-клипов находящиеся в плейлисте маршрутизируются напрямую на каналы микшера из стойки инструментов.
Основы маршрутизации
- Щелкните левой кнопкой мыши и перетащите переключатель маршрутизации канала микшера перед кнопкой инструмента ( Alt+M ), чтобы показать/скрыть. Если элемент управления скрыт:
- Щёлкните левой кнопкой мыши по кнопке инструмента, чтобы открыть интерфейс инструмента.
- Нажмите по значку настроек инструмента, чтобы открыть их (если уже не открыто).
- Опции назначения:
- Авто-назначение - нажмите по тексту "TRACK" ниже переключателя маршрутизации канала. Инструменту будет присвоен первый свободный канал микшера и он будет соответственно назван.
- Ручное-назначение - нажмите дисплею маршрутизации (показывает трек 2 выше) и перетащите его вверх/вниз, чтобы установить целевой канал микшера.
Маршрутизация нескольких инструментов
- Выберите переключатели инструментов, с правой стороны от кнопки каждого инструмента, которые вы хотите маршрутизировать (щелчок правой кнопкой мыши позволяет выбрать несколько).
- Щёлкните правой кнопкой мыши по целевому каналу микшера и выберите "Channel routing > Link selected channels to this track" (привязать выбранные инструменты к этому каналу Ctrl+L) из всплывающего меню или используйте "Channel routing > Link selected channels starting from this track" (привязать выбранные инструменты начиная от этого канала Shift+Ctrl+L), чтобы назначить несколько инструментов на несколько каналов микшера.
Изучите сочетания клавиш для этих двух методов привязки и рекомендуйтесь.
Маршрутизация перетаскиванием
Перетащите инструменты из браузера базы данных плагинов ( Shift+F8 ) или сборника плагинов ( F8 ) на нужный канал микшера. Примечание: Этот метод автоматически называет целевой канал микшера в соответствии с инструментом.
- Внешняя маршрутизация - звук отправляется и получается на входы и выходы вашего аудио интерфейса, это устанавливается в переключателях входа/выхода (показанных выше). Когда в этих местах отображается (none) (нет), это не означает, что нет внешнего входа или выхода аудио интерфейса, это говорит о том что для данного канала просто ничего не выбрано. По умолчанию "выход" мастер-канала микшера направлен на главный выход аудио интерфейса (как правило это main/frontLeft/Right каналы). Тем не менее другие каналы микшера (кроме мастера) могут быть маршрутизированы на другие выходы аудио интерфейса (например, установка каналов сурраунд 5.1-звуковой карты), вы можете создать отдельный суб-микс для мониторинга группы через наушники или студийные мониторы.
- Параллельная внутренняя/внешняя маршрутизация - стоит отметить, что входы/выходы каналов микшера могут функционировать параллельно с функциями внутренней маршрутизации, так что любой канал может одновременно получать как внешние, так и внутренние источники звука или выход на мастер канал микшера и любые другие имеющиеся выхода аудио интерфейса. Маршрутизация микшера будет описана далее.
- Сурраунд звучание 5.1 или 7.1 - вы можете установить группу каналов микшера для выхода на отдельные каналы системы сурраунд звучания. 5.1 использует 3 выхода каналов микшера (1. Front L/R, 2. Rear L/R и 3. Center/Sub L/R). 7.1 использует 4 выхода каналов микшера (1. Front 2. L/R, 3. Side L/R, 4. Rear L/R & Center/Sub L/R). Есть сурраунд, иконки, чтобы помочь маркировать каналы.
Вы должны выбрать ASIO драйвер, чтобы в этих меню появились все звуковые входы и выходы.
Меню опции вызываемое нажатием правой кнопкой мыши по INPUT/OUTPUT:
- AutoMap (автоматическое назначение) - автоматическая маршрутизация доступных входов или выходов на каналы микшера.
- Reset mapping (сброс назначения) - удаляет все выбранные устройства входов или выходов (исключая мастер выход).
Межканальная маршрутизация управляется переключателями и ручками в нижней части микшера.
Каналы вставки микшера могут быть маршрутизированы (направлены), на многие другие каналы микшера, на которые требуется. Ручка уровня посыла появляется после включения посыла под целевым каналом микшера.
- Посыл с одного канала на другой - выберите канал источник, а затем нажмите по включателю посыла под целевым каналом. По желанию, настройте ручку уровня посыла, которая заменит включатель посыла для изменения уровня посылаемого звука к месту назначения. Это может быть полезно, если вам не хватает слотов эффектов на одном из каналов микшера или если вы захотите использовать "посыл" на эффекты, чтобы снизить нагрузку на процессор.
- Удаление посыла - нажмите по включателю посыла ещё раз, над ручкой уровня посыла, показано выше (Disable send). Вы также можете выкрутить уровень посыла в 0, если вы хотите сохранить ссылку, но выключить звук.
Включатель посыла в микшере FL Studio берёт звук после фейдера канала микшера, поэтому это известно, как постфейдерный посыл. Для создания префейдерного посыла вам нужно, чтобы извлечь звук из точки перед фейдером, это префейдерный посыл, в этом случае понадобится один из слотов эффектов.
- Префейдерный посыл - если вам нужно создать префейдерный посыл используйте плагин Fruity Send.
Сайдчейн это процесс отправки звука от одного канала на другой без слышимости звука на целевом канале микшера. Цель такого посыла это плагины на целевом канале, чтобы использовать этот звук для некоторых аспектов работы этого плагина. Типичным примером является сайдчейн канала бочки на один или более компрессоров которые находятся на каналах других звуков, чтобы компрессор вызывал "качание" уровня звука на целевых треках при каждом ударе бочки. Fruity Limiter может сделать этот вид сайдчейна. Vocodex может принять пару сайдчейн входов, один для модулятора и один для блока обработки носителя.
Сайдчейн посыл определяется любым проводом с низкой контрастностью цвета (см. выше слева). Сайдчейн создаётся, когда ручка передачи звука устанавливается в 0%. Если ручка установлена на любое значение, отличное от 0%, тогда есть ОБЕ цепи и звуковая и боковая. Вы не можете создать звуковой посыл, не создавая также сайдчейн посыл, вы можете создать посыл без привязки сайдчейна, и использовать только звук. Посыл «звука» - это случай, когда звуковой канал источник, слышим на целевом канале микшера. При сайдчейн посыле, звук отправляется на целевой канал, но доступен только для того, чтобы быть принятым эффектами на этом канале, которые имеют сайдчейн вход.
- Сайдчейн от одного канала к другому - щёлкните правой кнопкой мыши по включателю посыла и выберите Sidechain to this track only (только сайдчейн на этот канал). Сайдчейн от выхода канала для плагина который загружен на втором канале микшера, "посылаемый звук" нигде не слышен. Сайдчейн предназначен для плагинов, которые могут принимать более одного звукового входа чтобы обрабатывать нескольких независимых звуковых потоков, в дополнение к тем, проходя через канал микшера, где загружен эффект.
- Направление сайдчейна - поток направления сигналов будет зависеть от плагина, например Fruity Limiter получает сайдчейн сигнал от другого канала микшера, а Fruity Stereo Shaper посылает сайдчейн сигнал на другие каналы микшера. Когда в плагине по сайдчейн переключателю нажать правой кнопкой мыши доступные сайдчейн каналы будут помечены их названиями. Помните, что если для типа плагина направление сайдчейна неправильно, и если по сайдчейн переключателю плагина нажать правой кнопкой мыши, то опции боковой цепи не отобразятся.
- Посыл в сравнении с сайдчейном - отличие "сайдчейна" от нормальной "маршрутизации" в том, что уровень посыла устанавливается в ноль. Вы можете преобразовать любой канал "посыла" в "сайдчейн" канал, повернув уровень посыла в ноль.
Вы можете маршрутизировать несколько каналов одновременно. Обратите внимание на первый канал который вы выбрали, или члена выбранной группы по которому вы щёлкнули правой кнопкой мыши, он будет выделен немного светлее, чем остальные (например, канал 17, см. ниже). "Этот канал" теперь мишень для последующих опций Меню микшера > Track routing.
Как маршрутизировать несколько каналов микшера:
- Удерживайте клавиши ( Shift+Ctrl ) и щёлкните левой кнопкой мыши (или левой кнопкой мыши и перетащите) выделите все каналы, участвующие в множественной маршрутизации, в том числе и целевой канал. Не отпускайте ( Shift+Ctrl ). Примечание: Не используйте фейдеры для выбора каналов, используйте номера и область иконок (показано выше).
- По-прежнему удерживая ( Shift+Ctrl ), щёлкните правой кнопкой мыши по целевому каналу (Insert 17 в данном примере) и будет открыто контекстное меню. Заметьте 'канал' (по которому вы нажали правой кнопкой мыши) выделен светлее, чем другие, это указывает на цель, Этот трек подразумевается как this track (этот канал) в меню.
- Из Track Routing > опции выберите нужное действие для выполнения с this track.
Когда один канал направляется на другой есть два независимых пути звука. Путь посыла обычного звука, который отвечает на уровень посыла. Сайдчейн путь, который не слышим на целевом канале микшера, если этот путь не используется плагином с (сайдчейном), загруженным на целевой канал микшера. Для получения дополнительной информации о том, как использовать сайдчейн посыл звуков, см. раздел "Маршрутизация звукового входа/выхода".
Таким образом можно иметь одновременно сигналы посыла и сайдчейна от одного канала к другому. Опция Sidechain to this track (сайдчейн для этого трека) вызываемая щелчком правой кнопки мыши по включателю посыла (Send Switch) это просто макрос, который создаёт привязку посыла и автоматически устанавливает громкость посыла на 0. В качестве альтернативы вы можете изменить любой "посыл" на только "сайдчейн" привязку путём установки громкость на 0 вручную. Помните, что канал микшера который используется в качестве источника сайдчейна остаётся направленным на мастер канал микшера, поэтому отмените его посыл на мастер канал с помощью переключателя посыла на мастер, если вы не хотите, чтобы этот канал микшера был слышен.
В примере выше, выбранный канал микшера track 1 (посыл от), посылает звук в три других канала микшера: мастер (не показано), Track 3 (только сайдчейн) и Track 5 (звук и сайдчейн). Все звуковые посылы также имеют сайдчейн посылы. Помните, что вы не слышите сайдчейн посыл на целевом канале, если какой-либо плагин на этом целевом канале не получает его и не маршрутизирует его в путь обычного звука.
Есть левый, средний и правый разделы микшера. Это связанные с организацией и работой, каналы ведут себя одинаково независимо от того, в каком разделе они находятся. Левый и правый разделы остаются фиксированными, тогда как средний раздел будет прокручиваться (покрутите колесо мыши в области названий). Вы можете отсоединить любой канал микшера от любого раздела. Выберите один или несколько каналов, щёлкните правой кнопкой мыши по каналу и выберите Dock to (пристыковать в) во всплывающем меню (влево, середина или вправо).
Всё что мы с вами рассмотрели до этого относилось к созданию ударных инструментов. Это мы делали прямо в окне стойки инструментов. Тогда как для создания сложных мелодий разложенных по октавам и нотам необходимо использовать пианоролл. Чтобы вызвать окно пианоролла нажмите правой кнопкой мыши по кнопке инструмента для которого вы хотите создать мелодию, и в появившемся меню выберите Piano roll. В нашем случае надо нажать по инструменту FL Keys. Это окно где вы сейчас попробуете создать свою первую мелодию.
Для того чтобы рисовать ноты выберите инструмент карандаш или кисть (без +), и просто нажмите на нужном вам месте левой кнопкой мыши. Для того чтобы изменить длину ноты подведите к её краю курсор мыши, чтобы он стал такого вида , после чего нажмите и ведите в сторону. Для перемещения ноты . Чтобы удалить ноту нажмите по ней правой кнопкой мыши.
Содержание
Посмотрите на верхнюю часть инструментов окна пианоролла:
-
Главное меню - различные команды которые мы с вами не будем рассматривать. Меню инструментов - различные инструменты для работы с нотами их также пропустим. Привязка пианоролла - привязка определят, как будут перемещаться ноты по отношению к фоновой сетке. Этот инструмент требует дельного рассмотрения, и мы это сделаем ниже. Инструмент печати - добавляет предопределённые аккорды, выбранные из меню. Полезный инструмент чтобы одним нажатием нарисовать все ноты определенного аккорда. Карандаш - рисование нот по одиночке. Кисть - рисует несколько нот когда вы перетаскиваете. Кисть для ударных - подобно инструменту «Кисть» выше. Добавляет несколько нот в строку при перетаскивании. Отличается тем, что если вы нажмете левой кнопкой мыши по существующей ноте она выключится. Стирать - нажмите или нажмите-и-перетащите, чтобы удалить ноты. Заглушить - щёлкните левой кнопкой мыши по нотам, чтобы заглушить их. Щёлкните левой кнопкой мыши и перетащите, чтобы заглушить несколько нот. Разрезать - щёлкните левой кнопкой мыши и перетащите вертикально, чтобы нарезать ноты. Выделить - нажмите по ноте или нажмите-и-перетащите, чтобы сделать выделение группы нот. Масштабировать до выделенного - щёлкните левой кнопкой мыши и перетащите, чтобы увеличить до выделенного. Воспроизведение перемоткой- нажмите по нотам, которые вы хотите воспроизвести. Нажмите-и-перетащите через ноты чтобы воспроизвести их последовательно.
Запомните и опробуйте все инструменты.
Давайте рассмотри 1 из самых важных инструментов, это инструмент привязки . Выберите 4-й пункт (None) и попробуйте нарисовать несколько нот в пиноролле, заметьте как они рисуются не по сетке "криво". Теперь попробуйте выбрать Line и также нарисовать несколько нот, все ноты будут выставятся ровно по сетке. Когда вы выбрали Line попробуйте удлинить ноту и вы увидите как нота удлиняется также по сетке, рывками. Опять выберите (None) и попробуйте удлинить ноту, нота будет удлинятся плавно. Также попробуйте перемещать ноту в режиме (None) и Line.
Из всех режимов чаще всего используется Line останьтесь пока в нём и вы. Но для быстрого перехода в режим (None) используется клавиша Alt , попробуйте подвигать ноту в режиме Line нота будет перемещаться по сетке, после чего нажмите и удерживайте клавишу Alt и не отпуская клавишу попробуйте подвигать ноту, или удлинить.
- Main - выбирает значение глобальной привязки, которое устанавливается в другом месте, просто на данном этапе пропустим это.
- (None)
- Line
- Cell тоже самое, что и Line.
- 1/2 step - это половина 1/16 то есть 1/32.
- 1/3 step - это третья часть 1/16.
- 1/4 step - это четвертая 1/16.
- 1/6 step - это шестая 1/16.
В общем чем меньше число тем более точные настройки. Попробуйте все режимы (порисуйте по перемещайте, изменяйте размеры) и увидьте между ними разницу!
- Step - 1/16 доли.
- 1/2 beat - это половина 1/4 то есть 1/8.
- 1/3 beat - это третья часть 1/4.
- 1/4 beat - это четвертая 1/4.
- 1/6 beat - это шестая 1/4.
- Beat - это 1/4 такта.
- Bar - это 1 такт.
- Events - попробуйте выбрать этот режим после чего нарисуйте несколько нот рядом друг с другом, после того как нарисуете попробуйте выбрать какую нибудь ноту и подвигать её вокруг других рядом стоящих, в результате вы увидите как рядом стоящие ноты будут окрашиваться в другой цвет. Данный режим позволяет увидеть рядом стоящие ноты (это полезно когда нот очень много).
Для того чтобы масштабировать размеры содержимого окна пианоролла просто перетащите верхний скролл за его край (так как бы вы удлиняли ноту) см. картинку ниже, цифра 1. Для того чтобы масштабировать окно по вертикали воспользуйтесь иконкой под цифрой 2 (нажмите и перетащите вверх/вниз):
- Для обведения сразу нескольких нот нажмите клавишу Ctrl и удерживая клавишу нажатой начните обведение. Выделенные ноты окрасятся в красный цвет.
- Для копирования выделенных нот нажмите клавишу Shift и удерживая клавишу нажатой переместите эти ноты в нужное вам место. Все красные ноты будут скопированы в новое место.
- После обведения нот им всем можно одновременно поменять длительность.
- Если вы хотите выделить не все ноты, а только определённые нажмите Ctrl+Shift и начните обведение необходимых нот. Обведите одну ноту, отпустите кнопку мыши (всё делается не отпуская клавиш Ctrl+Shift ), нажмите и обведите другую ноту.
Также в пианоролле работают горячие клавиши:
- Ctrl+A - выделить всё.
- Ctrl+С - копировать выделенное.
- Ctrl+V - вставить копированное.
- Ctrl+B - клонировать выделенное.
- Ctrl+X - вырезать.
- Ctrl+D - отменить выделение.
- Ctrl+Z - отменить/вернуть последнее действие.
- Ctrl+Alt+Z - отменить множество действий.
Для зацикливания определённого участка пианоролла нажмите на клавиатуре клавишу Ctrl (удерживайте нажатой), и нажмите-и-перетащите по временной шкале в верхней части пианоролла. Вы увидите красную область, этот участок зациклится (станет лупом) см. картинку ниже. После этого нажмите кнопку воспроизведения.
Вы услышите и увидите, что у вас будет проигрываться только этот красный участок. Для отмены зацикливания просто щёлкните двойным щелчком по свободному месту (в этой же временной шкале).
Обратите внимание на нижнюю часть окна пианоролла (см. картинку ниже). Если у вас этого нет, то обратите внимание на . на картинке под цифрой 1, потяните за эти точки вверх и окно появится (также его можно спрятать).
Каждый столбик это 1 нота, а высота это громкость ноты (сила нажатия на клавишу). Попробуйте изменить их высоту (просто нажмите выбрав инструмент карандаша или кисти), воспроизведите, и вы услышите как меняется их громкость. Также громкость нот можно менять "Каскадом" для этого нажмите правую кнопку мыши и ведите в сторону.
Посмотрите на левую часть окна пианоролла и найдите там надпись Control цифра 2 на картинке выше, нажмите и вы увидите выпадающий список.
По умолчанию выбрано Note velocity (громкость или точнее сила нажатия клавиши) выберите Note pan (панорама) и вы увидите как у вас поменяется внешний вид нижнего окна. Попробуйте поменять настройки нот и вы услышите как звук звучит в правой и в левой колонке/наушнике. Также попробуйте выбрать Note fine pitch (тонкая подстройка высоты тона ноты), попробуйте поменять настройки нот и вы услышите, что теперь ноты "расстроены", то есть таким образом вы можете немного сдвинуть тон ноты вверх/вниз (расстроенный инструмент).
Немного отступим от темы и скажем, что вот это звучание звука то в правой, то в левой колонке правильнее будет сказать звучание в правом и левом канале. Запомните есть 2 канала правый и левый (правая и левая колонка/наушник), далее мы больше не будем писать сделайте так чтобы звук звучал в правой колонке, а будем писать отправьте звук в правый канал!
Note release, Unsupported parameter 1 и Unsupported parameter 2 пока пропустим (они так сейчас называются потому, что у плагина Keys который мы сейчас используем эти параметры не используются, на других плагинах они могут называться по разному).
Channel volume, Channel panning и Channel pitch также пока пропустим, они не имеют столь важного значения.
Создайте партию ударных и мелодию (в 4 такта) как на картинке ниже. Такты обозначаются во временной шкале (под цифрой 1 на картинке). Обратите внимание, что вы видите все удары, но не видите всей мелодии, а только первый такт. Для того, чтобы поменять вариант отображения нот в стойке инструментов нажмите по переключателю 2. Первый вид удобнее для написания ударных, а второй для просмотра мелодии.
Сегодня мы расскажем о нескольких скрытых возможностях и функциях FL Studio, которые облегчают рабочий процесс и делают работу с программой комфортнее. Эти функции нельзя назвать уникальными или крайне важными, но благодаря их наличию, жизнь музыканта становится немного проще.
Каналы-призраки
Представим ситуацию: вы написали некую сбивку для партии ударных, а теперь хотите запрограммировать бас таким образом, чтобы он следовал за ударными. Для облегчения написания второй партии как нельзя кстати подойдут каналы-призраки.
Находясь в Piano Roll, перейдите в меню Options (пиктограмма со стрелкой, указывающей вниз, в левом углу Piano Roll). Здесь найдите подпункт Helpers и выберите в нем вариант Ghost Helpers. Также активировать канал-призрак можно при помощи сочетания клавиш Alt-V.
В окне редактирования дорожки на фоне появятся ноты-призраки, взятые из другого трэка. Теперь не придется мучаться с длительностями нот в партии баса, ведь достаточно сопоставить их по длительности с дорожкой ударных.
Отображение звуковой волны
Ведение лога всего сыгранного
FL Studio ведет лог всей поступающей от контроллеров MIDI-информации. Другими словами, рабочая станция сохраняет в специальный файл все сыгранные пользователем ноты даже при неактивной кнопке записи.
Снэпшоты или закладки
Для ускорения доступа к снэпшотам во время работы, используйте клавиши 1-9 на клавиатуре, каждая из которых привязана к номеру закладки.
Смена цвета нот в Piano Roll
Разные цвета MIDI-нот в Piano Roll уже давно стали привычной вещью для музыкантов. Тем не менее, FL Studio позволяет изменить цвета отдельных нот в окне Piano Roll. К примеру, можно перекрасить удары по хай-хэту в партии ударных в нежный розовый цвет для упрощения их идентификации в редакторе.
Упрощенное транспонирование
Если вам надоело транспонировать ноты вручную или при помощи инструмента рисования в окне редактора, разработчики FL Studio предлагают воспользоваться шорткодом Shift-↑/↓.
Выберите ноты, которые нужно транспонированить и нажмите сочетание клавиш Shift-↑ для транспонирования на полутон выше или Shift-↓ для понижения на полутон.
Сочетания клавиш в Piano Roll
В общем, для тех, кто хочет повысить свою продуктивность, приведем сочетания клавиш FL Studio, применяемые в Piano Roll:
Перемещение дорожек в микшере
Для перемещения дорожек в окне микшера достаточно кликнуть по дорожке, зажать клавишу Alt и при помощи стрелок влево или вправо переместить дорожку левее или правее в микшере. Для окна Channel Rack метод практически идентичен: клик по дорожке, зажатие Alt и использование стрелок вверх или вниз.
Зум повсюду
Находясь в окне редактора плейлистов (Playlist Editor), самым простым методом увеличения или уменьшения области просмотра станет использование клавиш Page Up и Page Down, соответственно. В FL Studio существуют и другие шорткоды для зума, но использование Page Up/Page Down проще.
Реверс аудио
В рабочей станции от Image-Line предусмотрен крайне простой метод проигрывания аудио в обратную сторону. Итак, как развернуть аудиофайл в обратную сторону в FL Studio?
При помощи такого простого приема можно быстро создавать реверсивные звуки снэйра, бочки или тарелок.
Читайте также: