Богослужебный журнал образец заполнения excel
В 2012 году Издательство Московской Патриархии, исполняя поручение Святейшего Патриарха и Священного Синода, выпустило в свет новые метрические книги и богослужебный журнал в соответствии с утвержденной Синодом единой формой (журнал № 88 от 27.07.2011).
Новый вид богослужебного журнала и метрических книг характеризуется сменой способа расположения и стиля оформления пространства для заполнения. Вместо таблицы на разворот новые книги содержат одну, две или три формы на лист.
Поля форм оптимизированы под соответствующие данные. Вместимость форм соответствует вместимости таблиц предшествующей версии книг. Каждая книга напечатана в два цвета (без чёрного), что придаёт особую рельефность вносимой записи, которая обычно делается чёрной или синей ручкой.
ЖУРНАЛ № 88
заседания Священного Синода
от 27 июля 2011 года
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении единой формы бланков свидетельств о совершении Таинства Крещения и Таинства Брака, а также единой формы богослужебного журнала и метрических книг.
1. Утвердить единую форму бланков свидетельств о совершении Таинства Крещения и Таинства Брака, а также единую форму богослужебного журнала и метрических книг для употребления в епархиях Русской Православной Церкви.
2. Издательству Московской Патриархии озаботиться распространением новых форм документов во всех епархиях.
В 2012 году Издательство Московской Патриархии, исполняя поручение Святейшего Патриарха и Священного Синода, выпустило в свет новые метрические книги и богослужебный журнал в соответствии с утвержденной Синодом единой формой (журнал № 88 от 27.07.2011).
Новый вид богослужебного журнала и метрических книг характеризуется сменой способа расположения и стиля оформления пространства для заполнения. Вместо таблицы на разворот новые книги содержат одну, две или три формы на лист.
Поля форм оптимизированы под соответствующие данные. Вместимость форм соответствует вместимости таблиц предшествующей версии книг. Каждая книга напечатана в два цвета (без чёрного), что придаёт особую рельефность вносимой записи, которая обычно делается чёрной или синей ручкой.
ЖУРНАЛ № 88
заседания Священного Синода
от 27 июля 2011 года
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении единой формы бланков свидетельств о совершении Таинства Крещения и Таинства Брака, а также единой формы богослужебного журнала и метрических книг.
1. Утвердить единую форму бланков свидетельств о совершении Таинства Крещения и Таинства Брака, а также единую форму богослужебного журнала и метрических книг для употребления в епархиях Русской Православной Церкви.
2. Издательству Московской Патриархии озаботиться распространением новых форм документов во всех епархиях.
Титул с данными прихода
Последняя страница с графой «число Патриарших богослужений»
Одна Литургия в день, тема проповеди
Две Литургии в день, события приходской жизни
Текущий «зеленый» журнал (2011 г.)
Законченная седмица
Текущая седмица
Ссылка | Оставить комментарий
CommentsМда. Новый журнал?
from: flare_blade
date: май. 13, 2011 02:58 pm (UTC)
Ссылка
У Вас новый журнал («зеленый»)? "Борода". А чьего издания?
А то у нас все коричневый - но это даже лучше пока т.к. служат только по половине недели, да и то не всегда. По этому - удобнее. Меня ко к раз сделали в свое время ответственным за правильность заполнения - так что интерес нпраздный. :)
Ответить | Ветвь дискуссии
from: ustavschik
date: май. 13, 2011 03:17 pm (UTC)
Ссылка
Да какой он новый :)
В 2005-2006 гг. вели журнал в "зеленом" варианте, потом тогдашний настоятель велел перейти на официальный, "коричневый", в 2010 г. вернулись к "зеленому" варианту.
Вот чье "зеленое" издание -- право, не знаю. Я думал, что централизованное, но уже в этом не уверен.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии
from: ustavschik
date: май. 13, 2011 03:39 pm (UTC)
Ссылка
Да, вот еще что. "Зеленый" жкрнал существует в двух вариантах: как на фото и без указания дней недели в первой графе. Именно по этому варианту мы пишем журнал на приписном приходе, где служба не ежедневно. Получается 8 совершенно пустых строчек, в которых не только дату, но и день недели надо писать вручную. Поскольку на основном приходе мы служим ежедневно, то используем вариант с пропечатанными днями.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии
from: flare_blade
date: май. 14, 2011 10:10 am (UTC)
Ссылка
О. Благодарю за подробный ответ. :)
Теперь по крайней мере все стало ясно. А то у меня все внутри аж ёкнуло - не уж-то опять что-то не так, всм новые формы документации и т.д. . А то нашего старосту прессовали в свое время за это дело долго - а он - меня :)
Увлекательным и поучительным чтением могут стать пожелтевшие страницы старых книг, даже если это «всего лишь» приходской богослужебный журнал начала прошлого века. Его заполненные от руки столбцы могут рассказать о повседневной жизни обычного прихода. Как часто служили священники? Были ли у них выходные? Из каких слоев населения состоял приход? К чему призывали проповеди? На что собирали деньги в церковную кассу? Много лет работающий в архивах священник Сергий Сергеев из города Златоуст Челябинской области собирает по крупицам ценные исторические сведения. Для проведения исторического анализа на наглядном примере автор он выбрал среднестатистический городской приход Трехсвятительской церкви Златоуста, второго по величине уездного города дореволюционной Уфимской губернии. Временной промежуток – один календарный год, 1912-й.
Общая характеристика прихода
Довольно простую и емкую характеристику дореволюционному пониманию «приход» дает протопресвитер Г. Шавельский. Он указывает на то, что каждый приход представлял собой территориальную единицу со своим храмом и причтом. Православный приход предреволюционного времени не имел прав юридического лица. Вопрос о предоставлении ему определенной самостоятельности в делах хозяйственных, имущественных, миссионерских окончательно был решен только на Поместном Соборе 1917-1918 гг. В ближайшее же дореволюционное время приход являл собой элемент государственного аппарата. Он находился на самой низкой ступени иерархической лестницы: император – Священный Синод – епархиальное начальство (архиерей и консистория) – благочиние – приход. Отсюда и некий «чиновнический дух» приходской жизни, характеризующийся заполнением массы журналов, протоколов и книг.
К слову следует отметить, что жалование духовенство и церковнослужители получали из разных фондов: государственного (при бедном приходе), братских доходов (при достаточном количестве прихожан) и фонда образования (за преподавание в церковно-приходских, земских школах).
Церковная статистика
Приход Трехсвятительской церкви Златоуста представлял собой типичный элемент крупного уездного промышленного города. Центром прихода являлся храм, носящий имена Трех Вселенских святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Он располагался в старой исторической части города, недалеко от городской площади и завода. Здание храма добротное, каменное. Имелась колокольня. Приписанными к храму были две деревянных часовни. На городском кладбище, находившемся недалеко от храма, действовала еще одна полноценная деревянная церковь. В приходе числилось шесть школ.
Общее число православных христиан, потенциальных прихожан, проживающих в пределах прихода, составляло 5 364 человек. Из них принадлежали к духовному сословию 40 человек, к дворянам – 145, к мещанам – 134, к крестьянскому сословию – 5 042 человека.
Вид на Златоустовский завод и Трехсвятительский храм. Фото Прокудина-Горского. 1909 год.
Для совершения необходимых богослужений при храме числились три священника, диакон, три псаломщика, одна просфорня. Средний возраст священнослужителей составлял 45 лет. Самому старшему – священнику первого штата – было 65 лет, младшему – 37. Средний возраст псаломщиков – 26 лет. Статус прихода по терминологии того времени – многоштатный.
Содержание духовенство получало из средств церковного фонда (братские доходы) и за преподавание в школах, относящихся к этому храму.
Богослужебная деятельность
Записи богослужебного журнала говорят о том, что среди духовенства Трехсвятительской церкви существовала строгая очередность служения. Приоритетным принципом в организации очередности был принцип справедливости и стремление к равномерному распределению нагрузки на священнослужителей. График был довольно мобильным и легко трансформируемым, что подтверждают сведения, относящиеся к июню, когда в храме остались всего два священника. Даже в этом случае нагрузка была перераспределена поровну.
Обратим внимание на суточный (недельный и годовой) богослужебный круг. К сожалению, на основании имеющихся данных сложно определить подробный перечень исполняемых богослужений за сутки. В подавляющем большинстве записи содержат такую формулировку: «Литургию с предшествующими службами совершил…», далее приводятся имя и фамилия священника. Особенностью является факт совершения утрени вместе с часами и Литургией в одно время, утром. Относительно недельного круга богослужений следует заметить, что в современном понимании «выходных» или «нерабочих дней» не было, духовенство служило каждый день.
Трехсвятительский храм в Златоусте. Фото Прокудина-Горского. 1909 г.
Замечателен с исследовательской точки зрения и богослужебный год. Кроме великих и двунадесятых праздников особо отмечались дни, посвященные тем или иным событиям царствующего императорского дома Романовых. К таким Царским дням относились даты: 6 мая – день рождения императора Николая II, 14 мая – день коронации императора, 30 июля – день рождения наследника цесаревича Алексия и т. д. В эти дни духовенство совершало в полном составе Божественную литургию и благодарственный молебен с возглашением многолетия императору и всему его дому.
Проповедническая деятельность духовенства
Беря в основу то положение, что проповедь является частью, продолжением богослужения, «дизайнеры» богослужебного журнала посчитали нужным сформировать определенную графу для фиксирования этого вида деятельности. Опираясь на ее данные, можно сделать следующие выводы. Во-первых, проповеди произносились духовенством только в воскресные дни и дни двунадесятых, престольных праздников, Царские дни. Во-вторых, время произнесения – после Божественной литургии. В-третьих, проповедник всегда использовал печатный источник. К таким источникам относились сборники: «Сборник кратких поучений» священника Андрея Смирнова, «Руководство для сельских пастырей», журнал «Странник», «Оренбургские епархиальные ведомости», «Душеполезное чтение» и др.
Различна была и тематика поучений. Среди прочих выделялись проповеди на апостольские и евангельские зачала, поучения о борьбе с греховными наклонностями, о почитании властей, происхождении тех или иных праздников.
Благотворительная деятельность
Православное нравственное богословие различает в добродетели благотворения благотворительность личную и общественную. Несомненными достоинствами последней являются планомерность ее организации и общая полезность для души как благотворящим, так и благотворимым. Когда человек совершает доброе дело, его посещает сознание того, что жертва, отданная им, есть живое христианское участие в чем-то действительно серьезном и ценном. Общественные благотворительные сборы – особая черта дореволюционной России. Активное участие в этом принимала Православная Церковь.
Приход Трехсвятительской церкви Златоуста за 1912 год провел 21 сбор и собрал для общественных нужд 65 рублей 73 копейки. В таблице приведён перечень тех целей, на которые собирались деньги, а также суммы пожертвований.
Как видно из таблицы, наиболее обильными были суммы пожертвований, связанные с делами милосердия и помощью обездоленным. Очень часто пожертвования собирали в один день, после или во время богослужения, что отмечалось в сопроводительных документах.
Из приведенных примеров богослужебной и благотворительной практики среднестатистического городского прихода видно, каким мощным потенциалом обладала церковная организация. Средний возраст духовенства говорит о том, что священниками становились люди молодые и энергичные, кадрового голода не было. Храм не бывал пустым, о чем свидетельствуют частые благотворительные сборы, участниками которых становились простые прихожане.
Именно благодаря такой простой форме служения, характеризующейся в первую очередь постоянством и организованностью, Церковь пользовалась авторитетом у народа, что во всей силе проявилось в революционные и постреволюционные годы. Но это уже другая история…
Священник Сергий СЕРГЕЕВ,
клирик Симеоновского храма Златоуста (Челябинская область)
Читайте также: