Анализ компьютерной программы для дошкольников
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике - одна из самых новых и актуальных проблем. Группой программистов, психологов, педагогов и других специалистов Ассоциации «Компьютер и детство» был разработан программно-методический комплекс «КИД/Малыш».
В настоящее время на современном рынке программные средства для дошкольного образования представлены в широком многообразии. Из их числа необходимо выбрать компьютерные программы для дошкольников, которые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.
Из числа данного вида программ можно отметить разработки комплекса «КИД/Малыш». Но ввиду удаленности от областных сервисных центров и недоступности данного комплекса, чаще всего приходится применять более доступные программные средства, отвечающие требованиям к компьютерным играм, применяемым в дошкольном образовании.
Существует множество современных программ, специально предназначенных для обучения отдельным предметам: математике, развитию речи, родному и иностранному языку и т.д. Есть также развлекательные программы, не содержащие педагогических знаний, но которые также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методическим приемам.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Широкое внедрение компьютера повысит общий уровень воспитательно-образовательной работы в детских учреждениях. Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка. Становясь средством познания, компьютер способствует психологическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, познанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, развитию фантазии, самостоятельности. Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность - игра, поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
«Диалог» с персональным компьютером никогда не должен становиться диалогом с машиной как «персоной», поэтому процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности оборачивается не прямой связью «ребенок - компьютер», а опосредованной - «компьютер - ребенок - цель».
Занятия по ознакомлению с природой направлены на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей взаимосвязи растений и животных с внешней средой. В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса к природе, а также эстетических чувств, связанных с ее красотой.
В ходе занятий по ознакомлению с природой детям может быть предложена игра «Приключения животных». «Приключения животных» — обучающая программа в виде забавной и веселой игры позволит детям лучше познакомиться с миром живой природы. Эта игра представит на экране монитора, животных с разных уголков земного шара, которых дети не видели даже в зоопарке. Слоны, мартышки, змеи, жирафы, бобры, осьминоги, летучие мыши - и множество других самых разных и экзотических зверей. Дети узнают много нового не только о том, как выглядят эти животные, но и как они живут, узнают про их жизнь в дикой природе, их повадки и привычки. Они смогут сами помочь бобру выстроить платину на реке, и обустроить его «хатку»; совершат «ночное путешествие» с летучей мышью в поиске питания; узнают «подземный мир» муравьев.
Занятия по обучению грамоте нацелены закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов - это становится основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению. Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3 - 4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку. Всему этому может помочь игра «Веселая Азбука». «Веселая Азбука» - это первое знакомство со звуками и буквами, она объяснит и поможет закрепить, что такое слоги, и как из них составлять слова. Игра содержит упражнения, с помощью которых дети без труда смогут научиться читать.
Например, одно из заданий в игре «Веселая Азбука»: компьютерные картинки знакомят детей с буквами русского алфавита, при этом каждой букве соответствует определенная картинка. На экране появляются четыре картинки и буква, на которую начинается предмет, изображенный на одной из картинок. В ходе игры ребенок должен найти правильную картинку.
Занятия по развитию элементарных математических представлений направлены, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке. Применение компьютерных игр особенно важно на данных занятиях. Они помогают в простой, наглядной форме, на основе конкретной модели осознать и усвоить тот материал, который был дан детям на занятиях.
Первое знакомство с миром математики станет приятным и интересным с помощью игры «Планета чисел». Эта игра научит детей 3-7 лет распознавать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, выполнять простые логические задачи, поможет формированию навыков счета в пределах десяти, знакомству с порядковыми числительными, знакомству с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».
Игры: «Сравни и заполни», «Игра с одним обручем», «Заполни пустые клетки» познакомят детей с классификацией фигур по 2 и 3 свойствам (цвету, форме, величине), помогут закрепить отношения «больше», «меньше», «равно», находить отличительные признаки.
Программа обучения детей в компьютерно-игровом комплексе ДОУ.
Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:
I. Ознакомительно-адаптационный цикл.
Задачи:
- Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
- познакомить с историей, назначением и устройством ЭВМ.
- Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
- Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.
- Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
- познакомить с клавиатурой и манипулятором "Мышь".
II. Образовательно-воспитательный цикл.
Задачи:
- Формировать навыки учебной деятельности:
- учить осознавать цели;
- выбирать системы действий для достижения цели;
- учить оценивать результаты деятельности.
- Формировать элементарные математические представления:
- совершенствовать навыки счета;
- изучать и закреплять цифры;
- проводить работу с геометрическими фигурами;
- решать простейшие арифметические задачи;
- развивать умение ориентироваться на плоскости;
- закреплять представления о величине предметов.
- Развивать речь:
- расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
- формировать звуковую культуру речи и грамматический строй речи.
- Развивать сенсорные возможности ребенка.
- Формировать эстетический вкус.
- Развивать знаковую функцию сознания.
- Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:
- воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
- приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
III. Творческий цикл.
Задачи:
- Развивать конструктивные способности.
- Тренировать память, внимание.
- Развивать воображение.
- Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.
- Развивать потребности к познанию.
Структура занятий.
II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап - 10-15 минут,
2 этап - 10-15 минут,
3 этап - 4-5 минут.
После каждого занятия проветривание помещения.
Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия. Работа на компьютере сопряжена с вынужденной сидячей позой. Это весьма неблагоприятно влияет на организм ребенка и способствует его быстрому утомлению. Утомление развивается потому, что костно-мышечная система детей 5-6 лет еще далека от функционального совершенства и плохо переносит физические нагрузки. Вот почему важно, чтобы ребенок сидел за компьютером правильно, в удобной для него позе. Правильная рациональная поза важна еще и в связи с профилактикой зрительного утомления ребенка, так как при работе на ПК приходится рассматривать предметы на близком расстоянии и на фоне светящегося экрана монитора. К особенностям зрительной работы детей за компьютером относится также и то, что им приходится довольно часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру ПК и обратно. Следовательно, аккомодационный аппарат глаза ребенка находится в состоянии постоянного напряжения. Для снятия напряжения аккомодационного аппарата глаза разработан комплекс упражнений гимнастики для глаз, доступные детям. Однако, для повышения интереса к упражнениям и качественного выполнения, их желательно проводить в игровой форме.
Практика показала: большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разработаны конспекты занятий - игр, занятий - сказок, позволяющих повысить интерес детей.
Занятие «Собери картинку»
1 ЭТАП. Игра "Собери картинку"
- Дети к нам пришли гномики в гости и принесли картинку, но пока они к нам шли они поссорились, и в результате картинка оказалась разорванной. Давайте помирим гномиков и поможем им собрать картинку. (Дидактическая игра «Собери картинку»).
Спрятался ловко в моем кулачке
Маленький гномик в большом колпачке.
Если мы тихо (громко, весело, ласково) его позовем,
Маленький гномик покинет свой дом (дети зовут так, как сказано).
За маленьким гномиком, давай-ка,
Все движения повторяй-ка,
Раз и два и три ну-ка, повтори! (дети повторяют движения).
- А гномики нам прислали картинку не просто так. Они хотят познакомить нас с интересным прибором, с помощью которого можно легко собирать такие же картинки на компьютере. Знакомство с "мышью".
1. Осматривание "мыши". Почему она так называется.
2. Положение руки при работе с "мышью" и способ управления.
2 ЭТАП.
Педагог объясняет детям, как собирать картинки из частей с помощью "мыши".
Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя каждому ребенку в работе с "мышью".
3 ЭТАП.
Итог занятия: повторение названия манипулятора "мышь", его назначение, способ управления.
Гимнастика для глаз:
Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два,
Раз, два, три, четыре,
раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули
629860, ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, ПУРОВСКИЙ РАЙОН, П.Г.Т.УРЕНГОЙ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.г.т.Уренгой, 5 мкр. ДОМ 17,
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ 5-6 ЛЕТ.
«КОМПЬЮШКА» (ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ.)
пРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 1 ГОД.
Общие положения. 3
Пояснительная записка. 3
Цели и задачи. 4
Содержание образования 6
Методы и приёмы. 6
Формы и технологии работы. 7
Средства для работы. 8
Система образовательной работы с детьми. 9
Тематическое планирование. 9
(Перспективное планирование учебного материала
по информатике для подготовительной группе.) 10
Структура занятий. 13
Оздоровительная работа. 14
Управление реализацией программы. 16
Список литературы. 20
Общие положения.
1.1 Пояснительная записка.
В последние несколько лет происходит практически глобальное внедрение информационно-компьютерные технологии (в дальнейшем ИКТ). Наряду с учебными заведениями ИКТ довольно быстро внедрили и в школу, а между школой и детскими садами наблюдается прямая преемственность, следовательно, необходимо внедрять ИКТ в ДОУ. Также внедрение ИКТ необходимо вследствие преобразования дошкольного образования внедрение сначала ФГТ, а потом ФГОС.
В связи с этим появилась проблема педагоги не владеют достаточными знаниями в области ИКТ и в следствии не умеют использовать этот вид технологий в образовательной деятельности. Хотя это условие явиться обязательным требованием к кадровому обеспечению в ДОУ.
Так как современные дети воспринимают компьютер как обыденность им уже не очень интересные обычные уроки. Приходиться внедрять различные новшества. Тот воспитатель, который владеет ИКТ, делает образовательную деятельность более интересной занимательной и доступной для воспитанника.
В сегодняшнем мире дети практически с рождения видят вокруг себя различные технические устройства, они очень притягивают детей к себе. Современные люди живут в мире увеличения потоков информации, постоянной модернизации устройств, а также для обработки всей информации. Решать задачи разной сложности помогает компьютер. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество. И ребёнок должен быть готов к жизни в таком мире. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам в первую очередь ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность данных перемен связана с внедрением в дошкольном учреждении информационных технологий.
Также для успешной подготовки к школе необходимо дать ребёнку основные знания компьютера. Так как в школе ребёнок столкнётся с вычислительной техникой. Поэтому я считаю, что необходимо заранее подготовить ребёнка к взаимодействию с ИКТ.
Школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Но если навыки работы на компьютере с конкретными прикладными программами можно приобрести и в старшей
школе, то опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому и возникла необходимость в создании программы подготовки дошкольников к школьному курсу информатики.
Эта разработка составлена по основным критериям (разделами) ИКТ. Срок реализации 1 год. Основа взята из программы по информатике и включает в себя авторскую наработку «Путешествие в компьютерную страну» и А.В. Горячева, Н.В. Ключ «Программа подготовки дошкольников к информатике», конспекты к данной программе возможно брать с книги «Дошколенок + компьютер» Л.А. Котч.
В данной программе также предоставлена работа с родителями и мониторинг детей вначале и конце обучения.
В данной программе я постараюсь решить проблему непрерывности дошкольного и начального школьного образования в рамках ИКТ. Развитие компьютерных технологий дала возможность освоить компьютер не только взрослому поколению, но и дошкольникам
1.2 Цель и задачи
1. Обучить дошкольников основам компьютерной грамотности.
2. Расширить кругозор знаний об ИКТ.
3. Научить пользоваться компьютером.
4. Формирование мотивационной, операционной и интеллектуальной готовности ребёнка к использованию ИКТ.
Формирование знаний, умений и понятия о компьютерной грамотности.
Воспитание бережного и аккуратного отношения к технике.
Закрепить навыки ЗОЖ.
Развитие внимания, усидчивости, творчества, логического мышления, понятия, что компьютер не только для игр.
Формировать познавательный интерес к ИКТ, основные представления о построении логических моделей.
Учить оценивать результаты деятельности.
Развивать познавательные и психические процессы, интеллектуально-творческие способности.
В конце обучения ребёнок должен:
Правила техники безопасности.
Главные части компьютера.
Иметь представление об основных носителях информации и о защите компьютера.
Знать рабочие программы.
Что такое алгоритм.
Основы работы в программах:
Работать с мышкой и клавиатурой, свободно ориентироваться на мониторе.
Пользоваться графическим редактором и Word.
Научиться составлять алгоритмы.
Расширить знания о пользовании некоторыми программ.
Решать логические и математические задачи.
Сравнивать предметы, перемещать, группировать, делить их.
Понимать язык стрелок и как ими пользоваться.
Определять последовательность событий.
Приводить примеры отрицаний.
Самостоятельно запускать компьютер и программы.
Свободно без психологических проблем работать за компьютером.
Содержание образования
2.1 Методы и приёмы работы.
Методологической основой программы является деятельностный подход к применению новых ИКТ в детском саду, он состоит в том, что в результате обучения по данной программе дети приобретают знания нужные для овладения практическими умениями и знаниями.
Основные методические подходы:
Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.
На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.
Создаются определённые ситуации общения, которые приводят ребёнка к тому что нужно проявить собственную инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Образовательный процесс должен строится на основе применения современных педагогических технологий.
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галушко Ирина Геннадьевна, Галушко Анна Вячеславовна, Малашенко Валерия Юрьевна
В статье затрагивается тема важности использования компьютерных игр и обучающих программ в дошкольных образовательных учреждениях, подробно описываются правила и требования к организации образовательного пространства, обосновывается эффективность использования компьютерной техники при проведении непосредственной образовательной деятельности с целью всестороннего развития личности дошкольника .
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галушко Ирина Геннадьевна, Галушко Анна Вячеславовна, Малашенко Валерия Юрьевна
Ознакомление родителей с особенностями деятельности детей в ДОУ на основе информационных компьютерных технологий Проблемы развития навыков общения дошкольников с нарушениями зрения в игре Направления коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Использование информационных технологий в образовательном процессе системы среднего профессионального и высшего образований i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.Текст научной работы на тему «Развивающие возможности компьютерных игр и обучающих программ для дошкольников»
научно-методический электронный журнал
ART 186080 УДК 373.2
Галушко Ирина Геннадьевна,
Галушко Анна Вячеславовна,
аспирант ФГБОУ ВО «(Кубанский государственный университет», г. Краснодар Малашенко Валерия Юрьевна,
Развивающие возможности компьютерных игр и обучающих программ для дошкольников
Аннотация. В статье затрагивается тема важности использования компьютерных игр и обучающих программ в дошкольных образовательных учреждениях, подробно описываются правила и требования к организации образовательного пространства, обосновывается эффективность использования компьютерной техники при проведении непосредственной образовательной деятельности с целью всестороннего развития личности дошкольника.
Ключевые слова: дошкольник, обучающие программы, компьютерные игры, развитие личности, непосредственная образовательная деятельность. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
В современном обществе процесс компьютеризации затронул все сферы жизнедеятельности человека, в том числе дошкольное образование. В ходе образовательного процесса в дошкольных учреждениях у воспитанников формируется культура общения с компьютером и навыки, необходимые для работы с ним.
Компьютер привлекателен для дошкольников, так как в нем они видят игрушку. Психологами установлено, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника и именно через нее, по словам Л. С. Выготского, можно осуществлять всестороннее развитие личности [1 ]. Стоит отметить, что общение дошкольников с компьютером должно проходить под руководством взрослого. Компьютерные программы или игры должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников и носить дидактический характер. Важным является и качество техники, с которой будут работать дошкольники. Успех занятий будет напрямую зависеть от методики работы и организации образовательной деятельности.
Особое внимание следует уделить правилам организации компьютерно-игрового пространства при проведении непосредственной образовательной деятельности. Нами были разработаны правила, которым должны следовать как педагоги, так и родители воспитанников, занимающихся с компьютером:
1. Регламентированное время. Наиболее оптимальное времяпровождение за монитором не более 15 минут.
2. Хорошее освещение. Помещение, в котором занимается ребенок за компьютером, должно быть светлым, освещенным.
3. Рабочее место (стол, стул) должно соответствовать росту дошкольника.
4. Расстояние от монитора до глаз воспитанника детского сада не должно превышать 60 сантиметров.
научно-методический электронный >курнал
5. Контроль осанки. Воспитатель или родитель должен следить за посадкой ребенка.
6. После работы за компьютером необходимо привести дошкольника в состояние двигательной активности.
7. Во время занятия нужно проводить зрительную гимнастику.
8. Занятия с использованием компьютера стоит проводить не чаще чем три раза в неделю.
9. Источники освещения не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор не следует располагать напротив окна или другого светового источника.
10. Помещения, где будут проходить занятия с применением компьютера, должны проветриваться.
Требования к подбору компьютерных обучающих программ и игр для дошкольников строго регламентированы. Так, покупку электронных носителей программ и игр следует осуществлять только в лицензионных магазинах; перед приобретением обязательно следует прочитать описание, чтобы убедиться в том, что игра носит дидактический характер. Если вышеперечисленные правила и требования по организации рабочего пространства будут соблюдены, то тогда занятия будут полезными для дошкольника.
Перед включением электронных средств обучения в непосредственную образовательную деятельность дошкольника нужно убедиться в том, что игры или программы корректно работают, в них нет сбоев или ошибок. Следует оценить степень сложности предлагаемых воспитанникам заданий. Они должны быть интеллектуально доступны и понятны, соответствовать возрастным возможностям. В играх и программах должна отсутствовать агрессивность и жестокость в звуковом сопровождении и в рисунках, в оформлении фона, в поведении персонажа, которым будет играть дошкольник. Электронные программы и игры не должны негативно влиять на нервную систему ребенка и на его морально-эстетическое развитие. Это будет гарантировать психологическую безопасность воспитанникам.
Обратить внимание также нужно на структуру компьютерной программы или игры, на длительность предлагаемых заданий (или сюжетов). Они должны обеспечить возможность прекратить игру на компьютере через 15 минут (это временной максимум).
Более длительное нахождение за монитором может навредить физическому и психическому здоровью, довести до нервных срывов, оказать отрицательное влияние на здоровье зрительной и костно-мышечной систем. Чтобы завершение работы с программой или игрой при таких временных ограничениях не привело к раздражению дошкольника, не ввело его в состояние агрессии и стресса, важно, чтобы он завершил свою работу, то есть прошел какой-то этап игры, успел выполнить задание, решить поставленную задачу. Именно поэтому специалисты рекомендуют для дошкольников, особенно младших, использовать компьютерные диски, построенные по принципу развивающих мини-игр, мини-заданий. Ребенок должен почувствовать завершенность своей работы и насладиться результатом, которого он достиг.
В процессе работы дошкольника с компьютером развивается интеллект, так как игры устанавливают требования и правила, которым должен подчиняться игрок. Для того чтобы достичь определенного результата, например дойти до финиша игры, дошкольник должен выстраивать логические цепочки и активировать такие процессы, как память и внимание.
С. Л. Новоселова считает, что игра позволяет уже в раннем дошкольном возрасте развивать мышление, говорит о том, что игра представляет форму практического размышления об окружающем мире. Например, дошкольник использует предметы-заместители, то есть палка может стать термометром для дошкольника, играющего в «больницу». Эта способность становится основополагающим фактором для
научно-методический электронный журнал
использования компьютера в качестве игрового средства. Так, при условии, что дошкольник будет самостоятельно придумывать игровой сюжет, нейтральные до определенного времени предметы в компьютерной игре приобретут иное назначение [2].
В психолого-педагогической литературе можно встретить различные классификации компьютерных игр, единой классификации на сегодняшний день не существует. Наиболее оптимальной представляется классификация, предложенная Р. Е. Радеевой [3] и Е. О. Смирновой [4], основывающаяся на делении игр по содержанию и роли игрока.
В данной статье представлена сокращенная нами классификация компьютерных игр (см. таблицу), так как авторская классификация обширна по своему объему.
Классификация компьютерных игр
Компьютерные головоломки и традиционные игры Бывают стратегические и динамические. Развивают логическое мышление, сообразительность, реакцию, умение быстро оценивать ситуацию
Аркады Задача игрока - управлять движениями виртуального героя, проходить лабиринты, препятствия, справляться с возникающими трудностями
Стратегии Моделирование процесса управления с целью развития своего виртуального персонажа. Для дошкольников характерно применять только игры с элементами стратегии
Симуляторы Игрок находится в определенных условиях, ситуациях. Он должен своими действиями моделировать реальность. Такие игры не только развивают моторику, внимание и память, но и расширяют представления дошкольника об окружающем мире
Игры-повествования Игры с развивающимся сюжетом, которые требуют постоянного вмешательства игрока
Обучающие программы были классифицированы нами на подгруппы исходя из образовательной цели педагога, сюжетной тематики и задач, которые надо выполнить с целью развития личности. Ниже представлена классификация:
а) развивающие программы;
б) обучающие программы;
д) компьютерные диагностические программы;.
Далее представлено подробное описание всех подгрупп обучающих программ.
Это компьютерные программы «открытого» типа. Они используются с целью формирования и развития у дошкольников умственных способностей, умений прогнозирования, способности в уме соотносить свои действия по управлению компьютером. Развивающие программы способствуют расширению фантазии, улучшению творческого потенциала воспитанника детского сада. В развивающих программах нет конкретной цели - они выступают лишь инструментами для самореализации и для самовыражения ребенка. К программам этого типа относят:
- графические редакторы, «раскраски», конструкторы, позволяющие рисовать на экране прямыми, извилистыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами, крупными мазками;
- популярные текстовые редакторы для создания, изменения, хранения и печати текстов;
- «конструкторы сред» - программы, создающие полную виртуальную реальность, игрок - режиссер действий своего подопечного персонажа;
научно-методический электронный журнал
- «музыкальные редакторы», используемые для создания, хранения и воспроизведения звуков (мелодий) в нотной форме изложения;
- «конструктор сказок», программы, соединяющие возможности текстового и графического редакторов одновременно для создания и воспроизведения иллюстрированных сказок или рассказов.
Для успешной работы с развивающими программами предполагается грамотное использование педагогических методик.
Обучающие программы предполагают решение в игровой форме одной дидактической задачи. Они направлены на формирование определенного навыка у дошкольника. Такие программы обучают счету, алфавиту, письму, слоговому чтению, составлению словосочетаний и предложений, иностранным языкам, ориентации в пространстве. В обучающих программах могут быть заложены элементы патриотического, экологического, нравственного воспитания.
В данных программах цель и правила явно не определены, но скрыты в сюжете. Для решения игровой проблемы дошкольник должен самостоятельно путем подбора и эксперимента дойти до оптимального способа действия, который приведет к достижению цели.
Программы-забавы не несут в себе задачи научить дошкольников чему-то или выработать какие-либо навыки, а служат для эмоциональной разгрузки, дают возможность развлечься. Часто такие программы представляют просмотр мини-мультфильма.
Компьютерные диагностические программы
Вышеперечисленные программы в пунктах а), б) могут являться диагностическими, поскольку грамотный педагог поймет уровень подготовки дошкольника, посмотрев на процесс и результат его игры.
Однако более точно определить уровень знаний, умений и навыков дошкольников помогут компьютерные диагностические программы. Они представляют собой адаптивные психологические и педагогические тесты в виде игры. При этом существует возможность фиксировать данные каждого воспитанника и отслеживать динамику его результатов. По данным будет возможно строить корректирующую работу.
С. Л. Новоселова в своих трудах доказала, что компьютер содержит колоссальный потенциал для развития личности дошкольника: обогащает его интеллект, формирует эстетическую культуру, коммуникативные навыки, социализирует и даже развивает физические качества [5].
Эстетическая культура дошкольника формируется благодаря элементам искусства в компьютерных играх или программах. Многие игры построены по мотивам народных сказок, а это приобщает ребенка к народной культуре (фольклору). Яркие картины великих художников, сопровождение занятия классической музыкой, элементы поэзии - все это включает в себя непосредственная образовательная деятельность с использованием компьютерной техники, притом вышеперечисленное не навязывается воспитаннику, а лишь сопровождает процесс игры.
Развитию коммуникативных навыков способствует работа за компьютером. Формируется умение слышать правила, вычленять важную информацию, задавать вопросы и отвечать на вопросы. В паре отрабатывается умение договариваться, прислушиваться к мнению другого, отстаивать свою точку зрения, идти на компромисс, вырабатывать совместную стратегию для достижения цели. В процессе игры обогащается словарный запас.
научно-методический электронный журнал
Стоит отметить, что занятия за компьютером развивают мелкую моторику. В компьютерных играх и обучающих программах необходимо учиться нажимать на нужные клавиши или даже комбинации клавиш. Это способствует укреплению мускулатуры кистей рук. Также развивается моторная координация движений, то есть связь между зрительно воспринятой информацией (зрительный анализатор) и ответом на нее с помощью нажатия на компьютерную мышь или клавиатуру (моторный анализатор).
Самыми важными занятиями с компьютером станут занятия в старшем дошкольном возрасте. Они будут носить пропедевтический характер, то есть будут активно осуществлять подготовку к школе. Игры и обучающие программы для старших дошкольников будут влиять на формирование когнитивных навыков, развивать абстрактное и стратегическое мышление, некоторые будут знакомить с иностранной речью. Так, программы включают знакомство с алфавитом, цифрами, элементарными задачами, сравнениями, построениями сериационных рядов, ориентацией в пространстве, со знаковой математической системой, решением примеров. За счет интересной подачи материала у дошкольников повысится мотивация к учению.
Таким образом, развивающие возможности компьютерных игр и обучающих программ для дошкольников велики. Для наилучшего результата при использовании данных электронных ресурсов важно грамотно организовывать образовательное пространство, верно выбирать игры и программы, использовать педагогические методики в работе с дошкольниками.
Ссылки на источники
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.
2. Новоселова С. Л. Генетически ранние формы мышления: дис. . д-ра психол. наук. - М., 2002.
4. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Право на игру // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - № 1.
5. Новоселова С. Л. Указ. соч.
Lecturer, Preschool Pedagogy and Psychology Chair, Kuban State University, Krasnodar
Postgraduate Student, Kuban State University, Krasnodar Valeria Malashenko,
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.Key words: preschooler, educational programs, computer games, personal development, direct educational work. References
2. Novoselova, S. L. (2002). Geneticheski rannie formy myshlenija: dis. . d-ra psihol. nauk, Moscow (in Russian).
5. Novoselova, S. L. (2002). Op. cit.
научно-методический электронный журнал
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 21.05.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.06.18
Принята к публикации Accepted for publication 10.06.18 Опубликована Published 30.09.18
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Галушко И. Г., Галушко А. В., Малашенко В. Ю., 2018
Пояснительная записка
Компьютер — специфическое «интеллектуальное орудие» человека, позволяющее выйти на новый информационный уровень. В базисной программе «Истоки» он представлен в качестве современного средства деятельности дошкольника. Программа «Игровая информатика» дополняет «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования МАДОУ «ЦРР-ДС «Радуга». Общая продолжительность занятия в старшей группе составляет 25 минут, из них использование компьютерных развивающих игровых программ для детей 5–6 лет не превышает 7–10 минут, в подготовительной группе для детей 6–7 лет, время работы за компьютером не превышает 10–15 минут (что соответствует нормам СанПиН). Занятия проводятся в соответствии с учебным планом ДОУ. Дети старших и подготовительных групп посещают занятия один раз в неделю по подгруппам, 36 часов в год.
Срок реализации программы по компьютерному обучению «Игровая информатика» — 2 года, для детей старшего дошкольного возраста.
Программа составлена в соответствии:
- ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049–13;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 г». от 01.06.2012 г. № 761;
- Уставом МАДОУ «ЦРР-ДС «Радуга»;
- «Истоки: примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования» под редакцией Парамоновой Л. А. 2011;
- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ «ЦРР-ДС «Радуга».
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ в период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р) как один из основополагающих документов по реализации государственной политики в области образования определяет приоритеты и меры реализации в системе дополнительного образования. Технология проектирования личностно-ориентированного образования в системе дополнительного образования детей, предполагает развитие творческих способностей дошкольников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей. Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Но общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека не находит своего полного претворения в дошкольной практике. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования на современном этапе. Компьютер развивает особые личностные свойства ребенка и позволяет ему работать в индивидуальном темпе. Работая на компьютере, ребенок действует с наглядными экранными образами, которые он наделяет символическим, в том числе игровым, значением, переходит от привычных практических действий с предметами к действию с ними в образном (модельном, символическом) плане. Освоение компьютерных средств формирует у дошкольников предпосылки теоретического мышления, для которого характерен осознанный выбор способа действия, направленного на решение задачи. Дошкольник, овладевший «компьютерной технологией», более готов «думать в уме», что является одним из основных требований к мышлению детей, поступающих в школу. У дошкольников формируются предпосылки мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к жизни в информационном обществе.
При разработке программы по обучению детей работы за компьютером учитывались задачи программы «Истоки».
Задачи по освоению компьютерной грамотности старшего дошкольника:
1. Формировать умение строить информационные логические модели.
2. Освоение базиса аппарата формальной логики, а также формирование навыков для описания модели рассуждений.
3. Формировать у детей интерес к компьютерам, к играм с использованием компьютерных программ.
4. Способствовать развитию у детей теоретического уровня мышления, рефлексии (осознания) способов действия, способов решения поставленных задач своей деятельности с помощью компьютера.
5. Знакомить детей с постановкой и решением игровых задач, познавательных и изобразительных в ходе деятельности за компьютером.
6. Знакомить детей с особенностями компьютера, способами управления событиями на экране, с помощью операторов (мышка, клавиатура) и с учетом возможностей (меню) той или иной программы.
7. Развитие фантазии и воображения.
Содержание программы выстраивается с учетом следующих принципов:
Принцип целостности восприятия мира предполагает наполнение жизни детей яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира.
Принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности старших дошкольников.
Принцип сотрудничества основывается на взаимосвязи ребенка и педагога, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути творческого развития.
Принцип спиральности основывается на наращивании сложности одного и того же понятия на каждом новом этапе обучения.
Принцип продуктивности и эффективности в области информационно-коммуникативных технологий.
- Информационные компьютерные технологии;
- Технология проведения интегрированного занятия;
- Социо-игровые технологии, приемы и методы;
- Личностно-ориентированная (деятельностная) технология.
Тематическое планирование занятий составлено по направлениям:
- свойства, признаки и составные части предметов;
- развитие воображения, памяти, внимания.
Структура компьютерного занятия:
1. Работа без компьютера (в игровой зоне):
- объявление темы занятия;
- знакомство с новым материалом;
- использование игр и выполнение заданий в соответствии с содержанием занятия;
- техника безопасности при работе за компьютером;
- объяснение педагогом компьютерного задания.
2. Работа за компьютером (компьютерная зона):
- выполнение задания (7–10 минут для детей 5–6 лет, 10–15 минут для детей 6–7 лет);
- снятие психического и физического напряжения.
3. Подведение итогов работы (рефлексия).
Программа основана на личностно-ориентированном и деятельностном подходе к ребенку дошкольного возраста в обучении, позволяя целенаправленно и поэтапно развивать его способности в процессе интеграции с разными видами деятельности. Содержание занятия строится на подборе игровых упражнений, дидактических настольных игр, компьютерных обучающих и развивающих программах, взаимно обогащающих друг друга. При подборе заданий игрового характера прослеживается межпредметная интеграция с другими видами развития дошкольника.
Проведение игр и занятий с детьми предполагает учет специфики компьютерной развивающей технологии работы с детьми. Эта технология начинается с организации в дошкольном учреждении компьютерно-игрового комплекса, включающего компьютерный зал (зоны — компьютерная, игровая, релаксации). В ДОУ имеется компьютерная игровая комната, которая оснащена: компьютерным столом, компьютером, принтером для педагога; детскими компьютерными столами, стульями, компьютерами в количестве 8 штук. Согласно СанПину компьютеры установлены на расстоянии 1 метр друг от друга. Компьютеры располагаются на специальных столах, обеспечивающих удобное для ребенка расположение экрана, клавиатуры, мышки. Экран дисплея на расстоянии 50–70 см от глаз ребенка. Дети сидят на стульях со спинкой, обеспечивающих горизонтальное положение. Рабочее место ребенка соответствует его росту. Компьютерная игровая комната обеспечена равномерным освещением с использованием люминесцентных ламп. Естественный свет располагается сбоку, а общий — сверху. На окнах имеются светлые жалюзи. Компьютерная комната не загромождена посторонней мебелью. В ней имеются шкафы, в которых расположены дидактические, настольные развивающие игры, используемые на занятиях для развития памяти, внимания, логического мышления. Подборка компьютерных игровых и обучающих программ, интерактивные DVD — мультфильмы.
Для расслабления глаз и снятия психического и физического утомления проводятся: динамические паузы; физкультминутки; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз — офтальмотренажер, сенсорный крест (здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного). Детям с ослабленным зрением и иными заболеваниями целесообразно уменьшать время работы за компьютером.
В первый год обучения формируются понятия «множество», «часть-целое», «последовательность», «закономерность», «алгоритм», «модель», развивается память, внимание, мышление, формируются навыки работы с обучающими и развивающими программами. Во второй год обучения по тем же направлениям задания усложняются. Дети выполняют задания самостоятельно. Весь процесс обучения строится на игровых формах и приемах работы. При решении задач по развитию воображения активно применяются приемы, разработанные в системе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Для того чтобы ребенок мог свободно использовать компьютер как средство игровой, изобразительной, познавательной деятельности, ему нужно освоить «компьютерную грамотность», т. е. усвоить правила действий с рабочими устройствами компьютера и научиться их применять в своей деятельности. Необходимо заинтересовать ребенка и раскрыть ему возможности той или иной программы. Для работы с детьми следует отбирать и использовать компьютерные программы, содержание которых соответствует возрастным психофизиологическим возможностям детей и одновременно обеспечивает дальнейшие перспективы их развития.
Во время занятия педагог оказывает индивидуальную помощь при выполнении заданий, следит за состоянием детей при работе за компьютером, за правильной посадкой. В подготовительной группе, на занятии Игротека — дети могут самостоятельно выбрать программу для своей игры, а также в любой момент покинуть компьютерную зону и перейти в игровую, чтобы позаниматься с настольными дидактическими развивающими и обучающими играми. Процесс обучения построен на предоставлении детям свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых.
Диагностическое обследование проводится два раза в год.
В программе допустима замена компьютерных обучающих и развивающих программ программами нового поколения с учетом тематического содержания занятия. Данная программа может быть рекомендована воспитателям, педагогам дополнительного образования с учетом специфики своего дошкольного учреждения и индивидуальных особенностей детей.
Читайте также: