Акустический кабель для колонок как выбрать сечение в автокаде
как правильно подобрать аккустический кабель по сечению?чем больше тем лучше?или же сечение не столь важно,а важен материал проводника?
Ответы
"Как правильно подобрать акустический кабель, по сечению?"
Сечение кабеля - одна из его характеристик, мало говорящая о его влиянии на звук. Есть множество примеров, когда тонкие кабели переигрывали по качеству звучания своих толстых собратьев. Но всё же стоит избегать подключения акустики совсем уж тонкими проводками.
"Важен материал проводника?"
Важен. Хотя так же не является гарантией правильного выбора. Существует мнение, что серебро холодит звук, а медь делает его теплее. Однако, есть много посеребренных кабелей, играющих намного мягче чисто медных.
Цена кабеля частично указывает на его качество, но абсолютно не гарантирует того, что он вам подойдёт по звуку. Но я бы не советовал вам подключать акустику всякими ПУГВ, ВВНГ и т.п.
Коннекторы, даже очень дорогие и качественные, не способны улучшить звучание. Их предназначение - облегчение подключения к терминалам. Но дешевые и не качественные коннекторы могут отрицательно повлиять на звук.
"Провода на левый и правый каналы должны быть одинаковой длины"
Вовсе не обязательно. Некоторые аудиофилы на bi-wiring специально делают кабели, подключенные на НЧ секцию АС короче, а на ВЧ длинней.
"Как правильно подобрать акустический кабель?"
На самом деле на звучание кабеля влияет всё: материал проводников, их толщина и количество жилок, их навивка и изоляция, её толщина, экранирование или его отсутствие. Так же непредсказуемо его поведение с конкретной аппаратурой. Поэтому, любые кабели необходимо выбирать только после личного прослушивания в собственной системе. Рекомендации на форуме - лишь направление поиска.
Некоторые аудиофилы на bi-wiring специально делают кабели, подключенные на НЧ секцию АС короче, а на ВЧ длинней.
Госпадиисусе, и это во время того, что производители кабелей бьются за то, чтобы достичь скорости света передачи сигнала в кабелях. Верха же будут отставать!
Разная длина кабелей реально практиковалось во второй половине девяностых у многих аудиофилов и это даже описывалось в журнале АудиоМагазин. Но я не писал, что это улучшает или как то изменяет звучание.
А чё Вы хотели? Мы же квантовые процессы в проводах слышим, что нам световой джиттер не фиксировать? :))))))))
Ой, похоже, я правду сказал. Эгспэрды обиделись. :)))))))) Тролли выползли из нор. :))))))
Сечение кабеля - одна из его характеристик, мало говорящая о его влиянии на звук. Есть множество примеров, когда тонкие кабели переигрывали по качеству звучания своих толстых собратьев. Но всё же стоит избегать подключения акустики совсем уж тонкими проводками.
Сечение кабеля ещё как влияет на звук. Начнем образовательный процесс.
Выходное сопротивление каменных усилителей десятки милиОм и если Вы подключите к нему тонкий кабель то убъёте депинг фактор связки динамик - усилитель. Вуфер станет подгуживать из за автоколебаний связанных с высоким сопротивлением тонких проводов, но эгспэрдам звук диффузора, болтающегося в автоколебании, может и нравится, по этому, тонкие (но намоленные) провода - играли играли и переиграли толстые провода с низким сопротивлением.
материал . Важен. Хотя так же не является гарантией правильного выбора. Существует мнение, что серебро холодит звук, а медь делает его теплее. Однако, есть много посеребренных кабелей, играющих намного мягче чисто медных.
Кому то холодит, кому то теплит, но в рекламных статьях к дорогим кабелям четко написано, что они нейтральные и передают сигнал с невероятной точностью не внося в него никаких искажений тем самым обеспечивая непревзойденную глубину сцены и тончайшую проработку звуковых деталей. Я уважаю мнение любителей проводов красящих звук, но даже маркетологи поняли, что "звучание кабелей" является паразитным эффектом и сами стараются на этом не заострять внимание, оставляя обсуждение недостатков кабелей досужему трепу на профильных форумах.
Цена кабеля частично указывает на его качество, но абсолютно не гарантирует того, что он вам подойдёт по звуку.
То есть, совет ни о чем.
Коннекторы, даже очень дорогие и качественные, не способны улучшить звучание. Их предназначение - облегчение подключения к терминалам.
Коннекторы имеют такой параметр как переходное сопротивление, которое так же участвует в формировании демпинг фактора, следовательно, так же как и провода влияют на звук. ВЛИЯЮТ. А облегчать подключение призваны профессиональные коннекторы, когда перед концертом всё надо подключить, а потом подвыключить. и так сотни раз. В домашней аппаратуре подключение происходит пару раз в году. Тут удобство - вопрос десятый, а качественный контакт - первый и главный.
Поэтому, любые кабели необходимо выбирать только после личного прослушивания в собственной системе. Рекомендации на форуме - лишь направление поиска.
А вот с этим полностью согласен. Не имея знаний в электротехнике и посоветовать то нечего.
Вот интересно, теперь меня до 20 дБ в рейтинге затроллят. :)))))))))))))))
У импотента всегда баба виновата, а у Поручика - Стереовокс. Написал то всё верно, но уж слишком пафосно. Чуть больше уважения и люди это оценят.
Да, не обижайтесь, просто повысьте свой образовательный уровень и не давайте пустых советов. Как я понимаю, смысл форума делиться знаниями, а пустотой делиться сложно.
К стати, я не понял про импотентов. :)))))))
По Фрейду что ли. :))))))
Тролли - минусователи как всегда, тут как тут! :)))))))
Фу, ну что за форум такой? Аргументов нет, так давай минусы втыкивать. Тролли - фасс. :))))))
За "оговорку по Фрейду" - бан недельный дала бы.
ЗЫ: все минусы не мои, мои мощнее )))
Нет проблемм! Минусы мне в плюс. Люди читают что я пишу и видят мой рейтинг, а заодно понимают кто и за что минусует. :))))))
К стати, тема импотента и его жены нормальна на этом форуме. Она в рамках местной эстетики.
Нет бы, тихо согласился с моими аргументами и просто заминусовал, но троллям не терпися высторить параллель между опонентом и импотентом. Так что, админы пусть решают кто провоцирует и кого банить. :))))))
Предлагаю подтереть опусы про импотентов и Фрейда. вместе с минусами. :)))))))))))))))
Фу. как стыдно минусовать по прошествию времени. В первый день минуса быстро кончились, так мы минусуем по позже. Примитивные тролли легко вычисляемы.
Из опыта использования могу засвидетельствовать: пробовал в разных сочетаниях на бюджетной и не очень аппаратуре - разницы никакой. Последний апгрейд закончился тем, что отдал в месте с аппаратом недешевый Esotheric Audio 4x4, поскольку не услышал его преимуществ перед простым нонеймом за 100 р. Одно могу сказать уверенно: не берите омедненный алюминий - это ужас (а везут сейчас именно этот шлак по причине его дешевизны). Попробовал, выбросил, поставил ПВС 2х3 и услышал разницу. В ПВСах честная медь, но желательно брать ГОСТовский и будет всем щастье))).
Я долго не верил в провода, но после замены ПВC на QED Ruby разницу услышал, хотя по прежнему не верю в провода по 4000р за метр в бюджетных системах. Провода стоит слушать в хайенд секторе, когда уже апгрейдить нечего. Качественные провода не обязательно бешеных денег стоят, главное не брать провода дороже самой АС :)
В общем случае основные ориентиры это материал и сечение (толстая чистая медь хорошо, тонкая грязная медь плохо). Дальше работают обстоятельства и вкусовщина. Ну и конечно реализация бывает очень разной (моножила, многожильный, литцендрат).
поподробнее про реализацию можно?
Закон Ома для начала поможет расчитать толщину проводника. )
Толщину проводника, необходимую для того, чтобы он не расплавился. Разговоры об электробезопасности от темы хорошего звука очень далеки. Поездка по глухой проселочной дороге и автобану мегаполиса одинакова безопасна - в остальном между ними пропасть.
Продолжим. поможет расчитать минимальное сечение, но в этой формуле есть сопротивление проводника, а оно меняется в зависимости от частоты , т к звук это переменный ток и так же меняется от состава проводника. Если усилок выдает в импульсе 100 ампер то 0.5 квадрат будет глупо ставить тк энергия импульса передет в тепло недойдя до динамиков. Передет в тепло , но не расплавится тк это будет коротковременый импульс, а на басу мы услышим бубнеж. 100 квадрат серебряного или золотого проводника то-же глупо ставить ,но если хочется то можно. Минимальное сечение мы увидим заглянув под крышку усилка. Провод идущий от схемы до клем предназначеных для акустики , это необходимое сечение провода по мнению производителя этого усилка. Производитель я Вас уверяю незабыл про физику процесса. ) Также есть производители акустических проводов и им нужно продать Вам кусок провода подороже, желательно 100 квадрат.
Минимальное сечение мы увидим заглянув под крышку усилка.
Производитель я Вас уверяю незабыл про физику процесса.
В ваших рассуждениях напрочь отсутствует такое понятие, как длина (в отрыве от которой обсуждение этого вопроса лишено смысла). Да, производитель не_забыл физику процесса, только ему от платы до клемм нужно пройти проводом 2-3 см (некоторые сажают перемычку на клеммы прямо с платы, без проводов). Вам же, чтобы подключить АС к усилителю требуется 2-3 м провода, что больше ранее обозначенной длины в 100 раз (все соответствующие издержки окажутся в вашем распоряжении, часть из них можно компенсировать увеличив сечение). Про 100 мм2 утрируете абсолютно зря, хотите тянуть от усилителя до АС кабель с сечением, заложенным производителем для внутренней разводки - пожалуйста.
Ожидал такого ответа). Вывод Вы сделали на основании какого Закона и Вы мерили сопротивление хорошего акустического провода длинной 5 см и 3 метра в 2,5 квадрата? Попробуйте . Можно ещё индуктивность и ёмкость померить ).
Вывод я сделал основании собственных ушей, измеряя "сопротивление" одного и того же акустического провода длиной 2 м и 20 м, а также сечением 2.5 мм2 и 10.0 мм2 - попробуйте и вы провести такой эксперимент, а потом мы вместе будем махать учебниками по физике. Что касается измерений в цифрах, то при выходном сопротивлении на клеммах усилителя в 0.01 Ом разница в длине 5 см и 3 м запросто убьет демпинг-фактор с 800 до 89 (для 0.79 мм2 используемых при внутренней разводке) или с 800 до 245 (0.03265 Ом для этой длины при сечении 2.5 мм2). Изначально мощный токовый усилитель выдержит на грани "фола" такое издевательство, большинство же среднестатистических моделей с значениями демпинг-фактора 80-130 продемонстрируют во всей красе на что они "способны" в части контроля АС.
Что касается измерений в цифрах, то при выходном сопротивлении на клеммах усилителя в 0.01 Ом разница в длине 5 см и 3 м запросто убьет демпинг-фактор с 800 до 89 (для 0.79 мм2 используемых при внутренней разводке) или с 800 до 245 (0.03265 Ом для этой длины при сечении 2.5 мм2).
Ну да, но учитывая наличие кроссовера ДФ свыше 30 просто бесполезен.
"более расширено на звук влияет множество факторов : сечение , материал проводника , его форма , количество жил , взаиморасположение , как они переплетены или свиты и тд. Когда мы стали в лаборатории экспериментировать над акустическими кабелями , то пошли такие разные результаты, что описывая процессы в разных по изготовлению проводников можно было защитить еще одну учёную степень). Друг залез в такие дебри расчётов что я через некоторое время переста его понимать. Не забывайте , звук это переменный ток и на разной частоте результаты разнились"
А если найти друга еще более "наукоемкого", он включит в расчеты еще несколько факторов .. и так до посинения .. поэтому вот не разумнее ли оставить эти расчеты, как я в шутку говорю, лауреатам Шнобелевки по квантовой физике, а на практике принять за постулат, что звук у кабелей разный и простым перебором разных конструкций, сечений, а проще говоря конкретных марок найти "свои" кабели и успокоиться
Иногда хочется понимать хоть какие-то закономерности.
Вопрос стоял о минимальном сечении акустического кабеля по отношению к мощности усилителя. Для тех кто не хочет считать . Я ответил -2.5 квадрата для 100 ват . Далее тип, форма, содержание и тд по вкусу)
имею колонки 8 ом,усилитель на выходе 100вт при 8 ом длина 2.5 м комната 18 кв
2.5 квадрата хватит. Состав кабеля : медь , серебро и тд . влияет на характер звучания.
аккустика dali concept8,усилитель advance acoustik map 305
поправка колонки 6 ом
Кабельная тема настолько "избита", что у многих отпало желание кому то что то доказывать. 10 - 15 % от общей стоимости аппаратуры цена кабелей, брать лучше после прослушки на своей системе, в своих условиях, если разницы не заметно, то не стоит и тратится на фирменные кабели.
Чиста маркетинг. Звук, эзотерика, физика, алхимия вообще побоку. Причём в секторе, где себестоимость много меньше 10% и клиент платит по большей части за сладкий миф.
как правильно подобрать аккустический кабель по сечению?
На вой взгляд - максимально возможный в конкретном случае. То есть, выбор сечения зависит от бюджета, терминалов на акустике и усилителе, будут ли использованы "бананы" или лопатки. Из этих составляющих и выбирается сечение, ну и все остальное.
Из всего перечитанного сделал выводы:
1) Чем дороже или сложнее акустика (например, 3 полосы), тем толще желательно кабель, от 4мм.
2) есть два вида - медь и посеребренная медь
2.1) посеребренный ставят, чтобы звук стал более ярким и чистым. Хотя читал отзыв, что таким и ямаху обуздали.
3) акк. провод до 200р./метр лучше не покупать. Вместо этого есть варианты лучше в обычных строительных магазинах - ПВС или пугнп)
3.1) около 250-300р./метр рекомендуют klotz микрофонный (обычно его так продают)
4) многие пишут что влияют коннекторы.. т.е. с ними лучше, чем просто провод скручивать. Но "бананы" под винт меньше 600-800р/штука не советуют брать. "Бананы" под пайку или зажим будут дешевле.
5) провода на левый и правый канал должны быть одинаковой длины
6) провода на тыл и центр толще 2,5мм не советуют брать
Как-то так:) но это всё из вычитаных отзывов и статей.
Сам пока жду In-Akustik Premium LS Silver 2x4mm2 и In-Akustik Premium Banana Hollow Tip Silver. Сейчас стоят ПВС на 2,5мм :)
И чё все молчат то?
Думаю, если вычесть фактор плохого качества металла\коннекторов\контакта в проводах, то тема с проводами делит людей на этом сайте на 3 группы.
10% считают\верят, что провода меняют звук.
89% считают бредом, что провода меняют звук, но молчат.
1% считают бредом влияние проводов и говорят об этом.
Пока что эти 89% и молчат. Когда тот 1% заглянет в тему, отпишется.
У меня нет устойчивого мнения, например, для аппаратуры бюджетного сегмента. Но даже если к ресиверу в комплекте ДК подрубаешь фронт би-ампом и цепляешь одну из полос дешевым кабелем неизвестного происхождения, деградация по этой полосе настолько хорошо слышна, что предпочтение идёт не в пользу би-ампинга вообще.
Чем серьезнее аппаратура, тем большее на нее внимание оказывают самые казалось-бы незначительные элементы, начиная от торшера в комнате и заканчивая кабелями. Почти год мучил хороших друзей из одного питерского Hi-Fi салона по поводу акустического кабла для подключения Эверестов, а вот с межблочниками и сетевыми особо разницы не было. В общем удовлетворился только какими-то гибридными VDH (пара "концов" по 3м как серьезный интегральник стоят).
микрофонный идет на межблочник.
Дешевые акустические типа Mystery зачастую идут из алюминия. Недавно наткнулся на алюминиевые провода в комплекте с компонентной автоас Урал.
Sony TA-F333ESJ
Мощность усилителя 120 ват при 6 Омах.
Акустических системы возьмем Coral X III
Максимальная мощность 200 ват при 6 Омах.
Попробуем определить напряжение и силу тока, которое будет воздействовать на кабель.
Так как мы знаем мощность усилителя (120 ват) и сопротивление акустических систем (6 Ом), то для расчета подходит формула:
U= корень из (мощность*сопротивление)
U=корень из (120*6)=26,8 вольт
Напряжение в проводе при максимальной мощность равно 26,8 вольт.
Посчитаем силу тока (амперы).
Для этого достаточно мощность усилителя разделить на напряжение в проводе:
120/26,8=4,47 А.
Итого на акустический кабель будут воздействовать такие факторы, как напряжение в 26,8 вольт силой 4,47 Ампер.
Следовательно у кабеля должно быть сечение, которое как минимум выдержит 5 Ампер. Если значение будет больше, чем кабель с выбранным сечением может выдержать, кабель сильно нагреется, может перегореть или стать причиной пожара.
Но почему этого не может быть с акустическими кабелями мы легко поймем по таблице ниже:
Пример: если у нас многожильный кабель с общим диаметром 3мм, то его сечение составит
3 в квадрате *0,91*0,785=3*3*0,91*0,785=6,42
Т.е. сечение кабеля с диаметром 3 квадратных мелиметра равно 6,42 милиметра.
Аналогично (другой пример), если диаметр жилы (пусть одножильный кабель) равно 2 квадратных миллиметра, то его сечение будет равно
2 в квадрате*0,785=2*2*0,785=3,14 мм
R=0.0175 * 3/2.5=0,021 Ом
Еще раз формула по расчету сопротивления кабеля:
сопротивление меди * длина кабеля / сечение =
или для серебра:
сопротивление серебра * длина кабеля / сечение =
Ответ по медному кабелю с сечением 2,5 квадратных мм и длиной 3 метра = 0,021 Ом.
Но!
На колонку идут 2 провода (+ и -), поэтому этот результат нужно умножить на 2.
Реальный ответ по сопротивлению акустического кабеля 0,021*2=0,042 Ом
медный кабель сечением 2,5 и длиной 3 метра имеет сопротивление 0,042 Ома.
Теперь можно высчитать падение напряжения.
Оно рассчитывается по формуле:
4.47*0,042=0,18 вольт
Еще раз:
dU = i (4,47a) * сопротивление провода R (0.042)= 0.18 v
Теперь осталось разделить полученное нами значение падения напряжения на кабеле (0,18v) на 0,268 (1%) и узнать на сколько процентов падает напряжение из за кабеля:
0,18/0,268= 0,67%
И вот мы знаем, что используя медный кабель сечением 2,5 и длиной 3 метра мы будем иметь падение напряжения на 0,67% и сопротивление 0,042 Ом.
А если кабель был бы тоньше, сечением 1,5мм?
Считаем.
Сопротивление провода:
R=0.0175 (медь) * 3 (длина)/1.5=0,035 Ом
Медь * длина / сечение = 0,035
Два провода на колонку = 0,035*2=0,07
Падения напряжения на кабеле %:
dU=I*R
dU = i (4,47a) * сопротивление провода R (0.07)= 0.3 v
0,3/0,268= 1,11%
Т.е. если выбрать кабель сечением не 2,5,а 1,5, то получим возросшее почти 2 раза сопротивление кабеля и почти двухкратное падение напряжения по сравнению с предыдущим результатом. Хотя цифры потерь на самом деле в районе 1%.
Хорошо, давайте посчитаем значение сопротивления для медного кабеля сечением 4 квадратных миллиметра:
R=(0.0175 (медь) * 3 (длина)/4)*2=0,026 Ом
Падение напряжения для сечения 4мм и длинны 3м:
dU = i (4,47a) * сопротивление провода R (0.026)= 0.11v
0,11/0,268= 0,4%
Как видим при сечении кабеля 4 квадратных миллиметра результат вообще блестящий.
Но что будет если мы посчитаем для сечения 6?
R=(0.0175 (медь) * 3 (длина)/6)*2=0,017 Ом
dU = i (4,47a) * сопротивление провода R (0.017)= 0.075v
0,075/0,268= 0,28%
Тогда давайте уже посмотрим сечение 10:
R=(0.0175 (медь) * 3 (длина)/10)*2=0,01 Ом
U = i (4,47a) * сопротивление провода R (0.01)= 0.04v
0,04/0,268= 0,1%
100 ватного на канал гипотетического среднего усилителя является сечение 4 квадратных миллиметра. Но уже 4 миллиметра трудновато закрепить во многие разъемы разных усилителей. Поэтому оптимальным и наверное минимально достаточным является сечение 2,5. Поэтому для усилителей 80-150 ват можно подбирать кабель из диапазона сечений 2,5-4 квадратных миллиметра.
А точно, под свою систему, вы легко можете рассчитать самостоятельно воспользовавшись этим материалом.
Отдельно уведомляю, что я не являюсь специалистом по электротехнике, и многие нюансы наверняка объяснил как то не так, но я использовал общеизвестные формулы, чтобы показать, что при выборе акустического кабеля, а конкретно его сечения, никакой магии нет, все можно рассчитать самостоятельно не прикладывая особых усилий и не веря наслово.
41 Kомментарий
Магии конечно нет.но для достижения хорошего звука надо соблюсти намного больше различных критериев и параметров в изготовлении кабелей.Порой разные методы изоляции дают наибольший эффект в звучании кабеля чем даже материал проводника
Мне кажется вы с ВЧ диапазоном путаете. В звуковой полосе частот изоляция ни коим образом не влияет на сигнал. Ее может вообще не быть если вы обеспечите отсутствие КЗ между проводами. Автору спасибо, что просто на пальцах немного спустили аудиофилов с небес на землю.
Есть энтузиасты глубоко роющие тему кабелей, их интересно послушать, я так глубоко не копаю, а то можно совсем загнаться .
Кабель-это полноценный компонент системы и чем лучше система тем слышней кабель.Многие слушая свои усилители с акустикой и не подозревают как на самом деле может зазвучать их система с хорошими и правильно подобранными кабелями.Бюджетные кабеля могут исказить как тональный баланс,обрезать самый низ или внести грязь вверху и т д.Аппаратам уровня PIONEER-616 и выше,а также хорошей акустики кабели желательно подбирать соответствующего уровня
Как минимум он должен быть из настоящей меди. Имеет значение и как он спаян. Я паял кабель в варианте, что с одного края и с другого края просто напрямую соединено, и паял, когда обмотка с одной стороны соединена с одним из проводом, а с другой стороны разомкнута. Такой вариант кабеля давал лучший звук. Поэтому при не балансном подключении, кабель должен быть так сконструирован, чтобы иметь меньше потерь и наводок.
Про сетевые кабели ничего хорошего сказать не могу, на слух не уловил разницы в звучании со штатными шнурками. А вот недавно попробовал включить аппаратуру через стабилизатор напряжения ШТИЛЬ ИнСтаб 1000 (инверторный). Скачков напряжения в сети раньше никогда не было, стабильно держится напряжение в районе 220В, поэтому про стабилизатор и не думал. Купил стабилизатор тестю на газовый котел и просто ради эксперимента подключил к нему свою аудио аппаратуру. Звук чудесным образом изменился в лучшую сторону, стал чище, увеличилась детальность. Теперь себе для аудио аппаратуры прикуплю стабилизатор точно. Жалко модель ИнСтаб 1000 с вентилятором, шум от которого слышно. Модель без вентилятора ШТИЛЬ ИнСтаб 500 (инверторный) только на 500 ВА. Хотя на громкости, на которой я обычно слушаю музыку, по индикатору на стабилизаторе нагрузка была в пределах 250 ВА, мощи ИнСтаб 500 должно хватить.
На других форумах выслушивают стойки под аппаратуру,виброразвязки вилки и розетки,даже отдельные детали-конденсаторы и сопротивления.Идет борьба за качество звука во всех направлениях.Так что в применении хороших кабелей мало кто сомневается.Сетевой кабель обеспечивает чистоту и энергетику сети ,межблочные -тональный и тембральный баланс,микродинамику,а акустические также формируют окончательный звук.Еще одно направление это борьба с вибрациями-поэтому используются различные виброгасящие примочки-подставки,опоры,стойки,и даже в конструкциях усилителей и сд присутсвует антирезонансные шасси .и немалый вес для гашения резонансов.Конечно основа это усилитель и акустика но прогресс не стоит на месте и приходиться учитывать все факторы влияюшие на звук.
500 ват за глаза почти для всей аппаратуры. Если только не слушаете киловатные утюги.
дедушка van den hul в своих рекомендациях все подробно изложил трудно с ним не согласится, а вот косаемо различных фильтров и стабилизаторов в аудио системе это КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ПРИЕМЛЮ. не раз проверенно на практике.
Если Вольт Амперы перевести в Ватты, то нужно умножить на коэфициэнт 0,75.Лично для себя я уяснил, что чистоту и энергетику электричества сетевые кабели не исправят, так как напряжение уже в розетке не качественное.А вот стабилизатор ШТИЛЬ ИнСтаб как раз это делает путем двойного преобразования. Сначала переменку в постоянку, а потом опять в переменку. Лично у меня со стабилизатором стало звучать лучше.
Регулярно посещая несколько аудиофильских интернет-форумов, где идет активное обсуждение различных компонентов, я заметил одну явную закономерность: все, кто активно заявляет о том, что соединительные провода не могут звучать по-разному, если изготовлены из одинакового материала, никогда не опираются на результаты собственных экспериментов. Потому, что их не проводили. Их аргумент — «этого не может быть, потому что не может быть никогда». А уж тема направленности проводов для них, как красная тряпка для быка. Просто так пройти не могут, обязательно поддержат своим «+1» глумящихся над «замороченными аудиофилами». Зато все защитники другого лагеря неизменно приводят результаты своих сравнительных прослушиваний. Я себя причисляю ко второму лагерю и готов поделиться своим опытом, основанным на сотнях сравнительных прослушиваний и самостоятельном конструировании соединительных проводов. Именно конструировании, потому как при своей кажущейся простоте провода являются сложной конструкцией, а нижеперечисленные элементы конструктива справедливы как для акустических кабелей, так и для межблочных. Это верно даже для питающих кабелей, разве что с небольшой поправкой на специфику применения.
Однажды, еще в то время, когда я занимался установкой аудиосистем в автомобили, зашёл в мой инсталляционный центр наш местный электрик, в советские годы работавший связистом. Увидев силовой провод 2Ga, который мы протянули в багажник автомобиля для подключения усилителя, был реально ошеломлён. Его слова: «Мы таким кабелем подключали радиостанции, вещающие на полмира». С тех самых пор у меня появилась поговорка: нельзя к такой тонкой теме, как звуковоспроизведение, подходить с законом Ома. Вернее, правда, будет сказать так: нельзя только с законом Ома.
Должен отметить, что в последнее время необходимость в качественном питании усилителей понимают даже начинающие свой путь в автозвуке. Это произошло благодаря тому, что на всех автозвуковых форумах даются рекомендации по сечению питающих проводов, а в магазинах есть в наличии комплекты для подключения усилителей с хоть и не очень толстыми проводами, но все же достаточными. А вот использовать толстые акустические провода не желает никто. При этом если новички покупают то, что им предлагают в магазинах, то звуколюбы «в теме» просто считают, что провода сечением 2,5 кв. мм вполне достаточны для любой фронтальной акустики, ведь мощность динамиков намного меньше утюга, который также подключен проводом 2,5 кв. мм. И действительно, если оперировать единственно доступной и понятной простому потребителю величиной — мощностью, то с этим и не поспоришь. Однако я берусь поспорить и даже рассчитываю этот спор выиграть (а иначе бы не брался). И буду в своей доказательной базе использовать электрические параметры, понятные и знакомые гипотетическому электрику, подходящему к звуковоспроизведению с законом Ома. Никакой эзотерики, никаких наездов, типа «раз ты не слышишь этого, значит, ты глухой. »
Итак. Электродинамическая головка по своей сути является электродвигателем переменного тока, который преобразует электрический сигнал в механические движения диффузора с возбуждением звуковых волн. Чем точнее диффузор повторяет электрический сигнал звуковой частоты, тем точнее звук, который мы слышим, будет соответствовать своему эталону, то есть живому звуку, который записали. Это всё теоретически и если не учитывать искажения электронного тракта. Для нашей нынешней темы отправной точкой будет точность механических колебаний. Фактически подвижная часть динамической головки имеет какую-то массу, а значит, имеет инерционность при колебаниях. И для того чтобы точно контролировать движения, усилитель должен иметь достаточный для этого коэффициент демпфирования (КД). Ещё часто применяют термин «демпфинг-фактор». Значение, которое далеко не все производители приводят в технических данных своих изделий. Вычислить значение коэффициента несложно, нужно сопротивление нагрузки разделить на выходное сопротивление усилителя и получить искомую цифру. Нам как раз надо это сейчас проделать. Выходное сопротивление я ни разу не встречал в декларируемых характеристиках усилителей, да и не константа это вовсе, сопротивление меняется от частоты, то есть это импеданс. Но для наших целей это непринципиально, ибо, даже если допустить погрешность в 100%, выводы, к которым мы придём ниже, не изменятся. Давайте возьмём среднестатистическое значение выходного сопротивления транзисторного усилителя — 0,02 Ом, а сопротивление нагрузки 4 Ом. Получаем коэффициент демпфирования, равный 200. Очень хорошее значение, хотя бывает и больше.
Теперь-то можно перейти непосредственно к доказательству необходимости применять толстые акустические провода. Искомый коэффициент мы получили, не учитывая сопротивления соединительных проводов, а оно таково, что его учёт в этой простейшей формуле даёт совершенно другие результаты. Пробежав по сайтам производителей кабельной продукции, я нашел значение сопротивления медного акустического кабеля сечением 2,5 кв. мм — 0,0075 Ом/м. Но это сопротивление одного проводника, а в цепи используются два, значит, умножим на 2. Обычно усилители располагают в багажнике автомобиля, и средняя длина кабеля до фронтальной акустики равна 4 м. Считаем сопротивление акустического кабеля такой длины: 0,0075 х 2 х 4 = 0,06 Ом, то есть в 3 раза больше выходного сопротивления усилителя! С учетом этого фактический коэффициент демпфирования становится равным не 200, а… считаем: 0,02 + 0,06 = 0,08, 4/0,08 = 50. Это уже малый коэффициент, а с учётом того, что современные автомобильные динамики имеют тяжёлую подвижку, становится ясно, что ни о каком разборчивом воспроизведении речь идти не может. Диффузор динамика будет «пролетать» по инерции точку остановки, так как усилитель не сможет контролировать колебания из-за большого сопротивления между ним и динамиком. А попробуем увеличить сечение акустического провода до 10 кв. мм и тем самым снизить сопротивление в 4 раза. Получаем уже совсем другие цифры: 0,06/4 = 0,015, а новое значение КД равно 114, а это в 2,3 раза лучше, чем в первом случае. Теперь понятно, что чем толще акустический кабель и чем он короче, тем лучше звучание. Это касается не только низкочастотного диапазона, на котором происходит большая амплитуда колебаний, но и средних частот, значительно выигрывающих в разборчивости. Толстые провода довольно проблематично протягивать в двери автомобиля, но такая сложность вознаграждается качественным звучанием. Опираясь на проделанные расчеты, сабвуфер просто необходимо подключать толстыми проводами, да и сделать это гораздо проще, чем протянуть провод в двери.
По собственному опыту скажу: разница в звучании между акустическим проводом 4 кв. мм и таким же сдвоенным — 8 кв. мм прекрасно слышна, нужно только каждому, кто желает в этом удостовериться, взять и провести этот простой эксперимент. В своей домашней системе я подключил колонки самодельным акустическим кабелем сечением 40 кв. мм и ни разу об этом не пожалел.
Самый распространенный материал для звуковых проводов — медь, это известно. Но вот качество меди может быть совершенно разным, и не в наших силах его определить, для этого необходимы дорогостоящие приборы и оборудование. Я только призываю не верить в заявленные характеристики производителями, они часто не соответствуют действительности, именно по причине невозможности проверки. Надо брать и слушать самому. Очень хорошо себя показал проводник из чистого серебра — звучание благородное, богатое обертонами и послезвучиями. Однако цена такого кабеля начинается с сотни долларов за метр, и этот факт сильно ограничивает его использование даже в дорогих системах. Нередко встречается проводник из посеребренной меди, практика показала, что такой проводник сильно искажает тембр, звук окрашен, даже резок. Это объясняется тем, что ток, выдавливаемый действием скин-эффекта на высоких частотах, попадает на слой проводника с другими характеристиками, и происходят некоторые искажения. На звуке это слышно как «увеличение яркости» на средневысоких частотах (например, медные духовые, тарелки) и уменьшение «воздуха» и размеров звуковой сцены, съедается «акустика помещения». Попадается также проводник из лужёной оловом меди, звучание такого провода характеризуется ярко выраженным эффектом шепелявости, звук откровенно грязен. При этом нередки случаи, когда лужёная медь выдается за посеребрённый проводник.
Диэлектриков, которые используют в качестве изоляционного материала для аудиокабелей, огромное множество, это вообще отдельная тема, которая по объёму может потянуть на десятки страниц. Постараюсь кратко охарактеризовать часто применяемые. Самый распространённый диэлектрический материал для изоляции проводников — поливинилхлорид (ПВХ) и его вариации. Это тот самый прозрачный, полупрозрачный или и вовсе непрозрачный материал, что имеется на продаваемых нынче акустических и силовых проводах для автозвуковой индустрии. Этот диэлектрик обладает эффектом накопления заряда, поэтому на звуковой сигнал влияет сильно и негативно. Представьте себе, что по проводнику прошёл основной звуковой сигнал, а вдогонку к нему, отставая по времени (фазовые искажения) и с намного меньшей, но все же значимой амплитудой, бежит накопленный и отдаваемый изоляцией сигнал. Звучание становится мутным и невыразительным. Причём этот эффект зависит от длины кабеля и с увеличением длины усиливается. На нескольких метрах звук будет намного хуже, чем на небольшом отрезке кабеля. Кроме того, ПВХ окисляет медь, особенно на краях провода, там, где есть доступ воздуха. Изолятор из полипропилена применяют не так часто, как ПВХ, он намного лучше для звука, особенно вспененный. Это наименее дорогой из «акустически правильных» изоляторов. Изоляцию из тефлона применяют уже на дорогих аудиокабелях, особенно хорошо себя показала изоляция из тефлона низкой плотности и вспененного тефлона. Некоторые производители даже запатентовали несколько технологий изготовления изолятора из этого материала.
Экспериментальным путем было установлено, что самые нейтральные к звуку изоляторы — это натуральные материалы: хлопок, лён, шерсть, целлюлоза, их практически нельзя встретить в серийных изделиях, и лишь иногда их применяют в дорогих и штучно изготовленных аудиосоединителях самого высокого класса. Вообще, любой изолятор влияет на звуковой сигнал, даже второй слой, который никак не соприкасается с проводником. Прокладывать в автомобиле акустические провода следует как можно дальше от металла кузова, гофрированные трубы как раз позволяют «отодвинуть» кабель и от кузова, и от ковровых покрытий.
Казалось бы, какая разница, как расположены проводники в кабеле, ведь они в изоляции и никак не соприкасаются друг с другом. На самом деле из двух совершенно одинаковых проводников можно сделать совершенно разные по звучанию кабели. Проводники свивают под разным углом, прокладывают параллельно, разносят на разные расстояния, параллелят несколько проводников, используют проводники плоского сечения, набирают проводник из жил разного диаметра и много еще чего. Я не буду конкретно описывать каждый вариант — их огромное множество, а это означает, что единственно правильной конструкции нет. Разнесенные подальше проводники позволяют получать значения погонной емкости и индуктивности практически равными нулю — заметно возрастает детальность звучания, но теряется слитность, музыкальность. Основная задача конструкторов проводов, помимо, конечно, нейтральности и широкополосности — получить оптимальное сочетание детальность/музыкальность. Вот по этим трём критериям и стоит оценивать аудиосоединители.
Две принципиальные конструкции кабелей с очень разнящимися характеристиками
И так начнем.
Чем меньше искажений вносит акустический кабель в звучание, тем лучше. Решающее значение для акустического кабеля — это его сопротивление, чем меньше сопротивление кабеля, тем лучше качество передаваемого сигнала. А влияет на сопротивление акустического кабеля: материал, из которого он сделан, его диаметр и его длина.
Самыми популярными считаются акустический кабель из меди, так как обладает очень малым сопротивлением, сечение не большое и в сумме их общее сопротивление все равно меньше, чем, если бы был один провод большого диаметра. Диаметр медных проводов от 2 до 4 мм2 позволяет достичь в них распространения сигнала близкого к скорости света (98% — очень хороший показатель). Так если длина кабеля 3 метра, а сечение акустического кабеля 2, 5 мм2, то его сопротивление можно считать ничтожным, равным нулю.Если же провода тонкие, сечение акустического кабеля 0.5 мм2 или они слишком длинные, то акустический кабель может иметь сопротивление сравнимое с сопротивлением колонок и усилителя. В этом случае мощность усилителя тратится и на провода, на их нагрев и часть мощности усилителя не доходит до колонок это приводит к уменьшению громкости, то есть к уменьшению звукового давления.
И так чем меньше длина кабеля, тем меньше его индуктивность и емкость, тем легче работать усилителю (меньше у него потерь) и меньше влияний на звук. Если использовать расчёт сечения акустического кабеля можно рекомендовать акустический кабель для сабвуфера не тоньше 2.5 мм — 4 мм и чем короче, тем лучше. Кабель акустический 2х15 или 2х25 можно использовать в качестве кабеля для акустических систем, при этом его длинна, должна быть не более 3 м.
Межблочный кабель акустический как выбрать?
В случае межблочного лучше зарекомендовал себя кабель медный моно жила (обозначение ПРППМ).
При выборе акустического кабеля в первую очередь нужно обратить внимание на маркировку кабеля, она должна быть в обязательном порядке, на каждом метре кабеля должны быть указаны название фирмы производителя, что это кабель акустический, обозначено сечение акустического кабеля.
Примеры маркировки акустического кабеля:
1. Sound stream silver Hi END SPC speaker 2x 2,5 mm2 cable — кабель посеребренный;
2. Avtofun High performance speaker cable 16 GA – кабель заявлен как высококачественный, но не указан состав проводника, толщина кабеля указана в американском обозначении AWG, 16GA соответствует диаметру 1,29 мм и сечению 1,31 мм;
3. EMTOFCsuperiorspeakercable 2 x 1, 2 mmJapanstandard — кабель из бескислородной меди.
Акустический кабель медный самый популярный, но качество меди может быть разным.
Разновидности акустических кабелей и их обозначения:
OFC- бескислородная медь высокой очистки (достигает чистоты металла 99,999. %);
OCC- монокристаллическая медь;
Композитные кабеля (композиционные) – состоят из нескольких металлов (к примеру, провода медные покрытые серебром или луженные, или медь покрыта оловом и другое);
Комбинированные кабеля — металл с не металлом, добавка не металла придает определенные свойства (добавка углерода).
Тест акустических кабелей.
Так вот тест акустических кабелей показал лучшие показатели, дают провода, сделанные из чистого серебра, звучание с обертонами и передача звука в оригинальной записи без искажений, но на такой акустический кабель цена очень высока от сотни долларов за метр.
Если тестировать акустический кабель для колонок из чистой меди, то звучание проводов из монокристаллической меди (обозначение OCC) дает точную передачу звуковых нюансов, отлично передают низкие частоты, средние и верха.
Акустический кабель для колонок медный, бескислородная медь, с чистотой материала 99,99.% у разных производителей дает разный звук. Кабель дешевый, китайского производства, не выдерживают ни какой критики. В этом случае лучше акустический кабель купить хоть и не очень дорогой, но известного производителя.
Звучание у композитного акустического кабеля довольно ровное, приемлемое, но не всегда, медь луженая оловом может создать эффект шепелявости.
Если рассматривать медный посеребренный кабель, то такой акустический кабель привносит излишнюю яркость в звучание, тем самым меняя музыкальное произведение на свой лад, иногда это воспринимается как положительный эффект.
Влияние изоляции на акустический кабель.
Материал, из которого сделана изоляция акустического кабеля, играет большую роль. Самой лучшей считается изоляция из тефлона, особенно ценная изоляция из вспененного тефлона или тефлона с низкой плотностью. Полипропилен хуже, чем тефлон но на много лучше чем изолятор из поливинилхлорида, который сегодня самый распространенный, самый дешевый изоляционный материал, применяемый для изоляции кабелей акустических, силовых проводов. Этот материал поливинилхлорид обладает эффектом накопления заряда и на звук влияет сильно негативно, делая звук не выразительным и чем длиннее кабель тем этот эффект сильнее. Важно отметить, что даже второй слой изолятора, который вообще не соприкасается с проводником, влияет на звук. Поэтому можно посоветовать, когда прокладываете кабель в автомобиле нужно помещать его в гофрированную трубку и располагать подальше от металлического кузова.
Не забываем что главное это БЕЗОПАСНОСТЬ, все контакты надо хорошо пропаять и не каких соплей на проводах и разъемах !
Расчёт сопротивления провода
Любое вещество (при температуре выше 0К (и других обычных условиях )) обладает способностью проводить электрический ток. Величиной характеризующей способность вещества проводить электрический ток является электрическая проводимость. Величиной обратной проводимости является сопротивление. Электрическое сопротивление бывает активным и реактивным. Если через провод протекает постоянный ток то прохождению этого тока препятствует только активное сопротивление. При переменном токе активное сопротивление провода остаётся. Если провод проводящий ток имеет постоянную площадь сечения по всей его длине, состоит из однородного материала, воздействием разных полей можно пренебречь то активное сопротивление этого провода может быть рассчитано по формуле 2.
Сопротивление провода зависит от его длинны, его площади поперечного сечения, удельного сопротивления ρ материала из которого состоит этот провод. Удельное сопротивление ρ любого материала (в разной степени) зависит от температуры и других факторов.
Для примера рассчитаем активное электрическое сопротивление стального провода круглого сечения длинной 869мм, диаметром 0.4 мм и предположим что удельное сопротивление стали из которой сделан этот провод неизменно.
Дано:
Рассчитаем площадь поперечного сечения провода:
Рассчитаем сопротивление провода:
Сопротивление провода можно определить омметром (или мультиметром). Значение сопротивления данного провода равно 0,09 Ом.
denis-radio Омск:
Следует отметить, что очень много акустических кабелей, которые сейчас продают, сделаны из омеднёного алюминия. Об этом можно судить по цвету среза кабеля, он будет светло-серебристым, как у алюминия. Это плохие кабели.
Читайте также: