Жизнь человека служит другим смерть человека служит ему самому
Вы когда-нибудь замечали, что если вы помогли какому-то человеку, будь то незнакомец на улице или ваш давний друг, то у вас идет прилив энергии? Замечали? Вам сразу становится так радостно и приятно от того, что вы кому-то помогли, что вы оказались нужным кому-то, что вы не зря живете и так далее. Почему происходит такой прилив энергии? Потому что человек рожден с миссией служения. И когда он служит людям, он выполняет свой человеческий долг. Отсюда и благодарность жизни в виде прилива энергии. В служении людям и заключается смысл жизни каждого человека.
Не важно, скольким людям служит человек, но он должен служить людям. Например, одна женщина может служить всего лишь двум людям, своему мужу и сыну. И она может служить им всю жизнь, не выходя за границы семьи. Другая женщина может служить тысячам людей, открыв какой-то приют для бездомных и бедных людей. Третья женщина может служить целой стране, выводя ее из черты бедности, вытаскивая свой народ на более высокий уровень проживания. Один мужчина может служить десятку людей, дав рабочие места бездомным и бедным. Второй мужчина может служить тысячам, открыв бизнес по строительству домов, например.
Да, бизнес и служение людям – это вещи очень близкие. Но не каждый бизнесмен служит людям. Многие бизнесы открыты только для того, чтобы извлекать прибыль. Если человек хочет открыть бизнес, и он думает только о том, как побольше «срубить бабла», то, скорее всего, у него потом будут проблемы с этим бизнесом. Да, он может на начальном этапе подняться и приносить неплохой доход, но потом могут возникнуть какие-то проблемы, потому что в природе все закономерно. Сколько отдашь, столько и получишь. А если ты людям ничего не отдаешь, что же ты получишь? Ты захотел обмануть природу, жизнь? Не получится, сколько ни пытайся. Жизнь умнее и мудрее. И все встанет на свои места. Так что, бизнес с главной идеей «как можно больше срубить бабла» не принесет радости. Он может жить, но радости приносить вряд ли будет. Либо хозяин бизнеса будет несчастлив в личной жизни, либо дети его будут болеть, либо просто ему будет сопутствовать хроническое невезение.
А вот те люди, которые не думают о прибыли, а думают о том, как бы людям помочь, что бы такого новенького привнести в их жизнь, как бы улучшить их качество жизни, как бы облегчить им жизнь, вот эти люди начинают что-то делать или продавать, или производить, думая не только о прибыли, но и о том, чтобы их дело принесло людям пользу. Отдают они много, соответственно, и получают немало в ответ. И вот со временем такой бизнес станет приносить довольно крупную прибыль. Почему? Потому что человек очень много отдает людям, и у него цель – помочь людям. Жизнь отблагодарит такого человека обязательно. Этот бизнес станет процветать и приносить много денег. Такие люди обычно незаметно становятся богатыми. Хотя о богатстве они и не думали. Разбогатели случайно. (Случайностей не бывает).
Что несет служение в себе? Служение несет в себе любовь, желание помочь людям, желание облегчить им жизнь, желание принести им радость и так далее.
Чем отличается обычный врач рядовой и врач от Бога! Конечно, намерением служить. Рядовой врач приходит на работу для того, чтобы получить зарплату, чтобы прокормить семью. Мы его не будем осуждать за это. А врач от Бога приходит на работу, потому что не может без этого жить! Он не может прожить и дня без того, чтобы не помочь какому-то больному. И он не требует ничего взамен, не выпрашивает побольше ставку у начальства, не требует премию и не жалуется на низкую зарплату. Он просто служит людям. И что мы обычно наблюдаем в отношении таких людей? Таким врачам люди несут и квартиры, и машины, и дорогие подарки, и деньги в знак благодарности за вылеченного ребенка, родителя, друга, собаку и так далее. Возьмет врач эту благодарность или нет, это уже другой вопрос. Но жизнь ему возвращает то, что он отдает.
Можно ли называть служением, если человек что-то сделал для другого и ждет в ответ благодарности? Нет! Это уже не служение, это желание угодить, желание показать, какой я хороший, что я помог человеку и так далее. Это все что угодно, но только не служение! Когда человек служит, он даже не думает о возврате благодарности. Благодарность со временем к нему сама приходит. Сделай добро и не жди в ответ ничего!
Как вы думаете, стоит ли иметь цель - служить людям? Конечно, да! Ведь с этой миссией человек и приходит в этот мир!
Служение остается для многих людей словом подобострастным, обозначающим бесправие, или напротив это слово рисует картину абсолютного альтруизма и самопожертвования под звуки аплодисментов и похвалы. Смысл служения теряется, когда человек совершает его не обладая полнотой понимая того, что означает служить по-настоящему. Служение – это высшая форма возможности построения отношений, как между людьми, так и по отношению к чему-то большему: обществу, стране, миру, Богу. В чем проявляется смысл служения, как оно придаёт смысл жизни и даёт бесконечный источник сил?
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васик Елена Алексеевна
Причинение вреда в состоянии крайней необходимости: алгоритм квалификации Вопросы юридической оценки действий, совершенных в состоянии крайней необходимости Актуальные проблемы разграничения институтов крайней необходимости и причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление Некоторые вопросы квалификации крайней необходимости Крайняя необходимость или дорожно-транспортное преступление? i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.В чём служение отца? Понимание правильного смысла служения
Служение – это не попытка возвести объект служения в абсолют, а сознательное положение полной доброжелательности и осознания того, что благо для объекта служения важнее всего. Мало людей действительно понимают смысл служения, речь идёт не об униженном положении или стоянии на коленях, а о готовности занимать необходимую позицию в правильном умонастроении. Служение начинается с внутреннего осознания и понимания того, что и как необходимо делать.
Отец служащий детям – это не служка, а властный, авторитетный и справедливый глава семьи. И это происходит не из желания повелевать, а из желания правильно воспитать детей. Польза не всегда означает конфеты, подарки и приятные слова. Куда актуальнее это, если мы говорим не об одном поступке, а о полноценном воспитании человека. Воспитание подразумевает обязанность дать знания, культуру, правильный взгляд на мир, навыки. Если отец будет вести себя как мать, умасливая ребенка, то такая медвежья услуга приведет к негативным результатам. Отцу полагается быть строгим – таково служение отца, если он нарушит этот образ – он может принести вред, не дав понятие о том, что «нужно» и «нельзя» может быть важнее «хочется». Но и тут важно знать правильный баланс. Тирания, даже из добрых побуждения, становится причиной неправильного воспитания. Служение отца – в том, чтобы быть отцом, думая лишь о благе своих детей, а не о самом себе или своих чувствах.
Что человек получает от служения?
Кто любит людей, тот владеет Вселенной.
Рамаяна
Жестокий — силён, но сильнее — смиренный.
Пребудь в милосердии и обуздывай страсти,
Тогда обретёшь ты бессмертное счастье
Единственное, что получает человек от служения – это беспричинное счастье. К этому прилагается совершенствование характера и развитие добродетели внутри. Иногда можно получить благодарность, почёт и хорошие пожелания. Но, по-хорошему, следует приготовиться к тому, что ничего от служения получить нельзя, напротив нужно многое отдать. Люди с ожиданиями идут служить на разные профессии и вскоре бросают или начинают просто работать. Чтобы сохранить дух служения, необходимо отречься от всяческого эгоизма и принять на себя всю полноту ответственности. Порой служение не совместимо с понятием блага: палач убивает человека, но говорится, что служение палача – хорошо наточенный топор и точный удар, который сделает смерть быстрой и легкой. Мир устроен так, что не везде мы можем принести абсолютное благо, но смысл в том, что своим служением мы должны принести благо туда, куда можем. Мы ни спасители, ни боги, ни великие люди, может нам не дано изменить систему и заставить тьму исчезнуть. Но быть героем не означает сразить главного злодей, порой быть героем означает просто помочь и сделать то, что должно в духе служения.
Совершать служение означает стремиться приносить наибольшую пользу, а высшее служение означает служить тому, кто в этом нуждается больше всего. Мы привыкли думать, что в помощи нуждаются какие-то далёкие люди, но иногда наше служение больше всего необходимо нашим близким.
Иногда люди отказываются служить, это распространено и винить их не в чем. Но надо понимать, что когда уходит человек способный служить, на его место приходит человек способный работать. Достойные люди часто оставляют такие дела, но на их место приходят люди не слишком заботящиеся о других и так система рушиться и дальше. Высшее самопожертвование означает совершать самые трудные выборы. Порой ради того, чтобы изменить мир, следует отказаться от сантиментов и честно исполнять свой долг, сохраняя в сердце надежду на лучшее. Сильный человек сохранит своё сердце, даже в темнейший момент и пронесёт свет внутри сквозь самую тёмную ночь.
Смысл служения в том, чтобы отдавать себя целиком, не ожидая ничего взамен: почёта, уважения, признания, одобрения. Такое служение следует держать в тайне не только от других, но и самого себя, не размышляя в сердце о ценности собственного служения. Говориться, что каждый добрый поступок вознаграждается. Для тех, кто наслаждается почётом, уважением или самодовольством – всё это уже и является наградой. Если же человек способен в настолько глубокой степени проникнуть в смысл служения, что откажется от любого вознаграждения – его ждёт высшая награда. Но описывать что это за награда бессмысленно, ведь это невозможно понять, если не испытать самому:
Описать жар огня человек не сумеет, –
Язык птиц
Не ожегшись пыланьем, вовек не сумеет!
Лишь тогда суть вещей познает он, когда
Весь сгорает до тла не оставив следа.
Смысл служения – это абсолютное самозабвение внутри сердца ради других. Служение – это величайшая сила, тот кто владеет ей способен менять сердца людей, ровно, как и своё собственное.
Всё бывающее с нами попускается от Бога к лучшему устроению нашего душевного состояния для вечного спасения.
Преподобный Георгий,
Затворник Задонский
Человек так устроен, что в детстве он не часто встречается со смертью, как бы не обращает на нее особого внимания. Обычно на ребенка смерть не производит соответствующего ее статусу впечатления. Ведь дитя есть воплощение самой жизни, оно постоянно в движении и поглощено узнаванием окружающего мира. Содержанием своей жизни ребенок отторгает от себя саму идею смерти. С возрастом же смерть всё чаще попадается человеку на его жизненном пути, и он постепенно приходит к осознанию ее некоей значимости и неизбежности, свыкается с этим.
То ли это особенность нашего времени, но смерти что-то за последние годы в мире стало очень много. Притом что большая часть человечества живет уже достаточно давно мирной стабильной жизнью, есть континенты, которые просто наслаждаются благоденствием. Особенно много стало смерти насильственной, внезапной и нежданной. Если уход из жизни по старости и болезни человеком воспринимается как нечто закономерное, с чем можно смириться, то смерть внезапная, особенно насильственная, даже людей незнакомых, выглядит противоестественной и непостижимой.
Погибают от пуль и снарядов дети, женщины, старики, нередко сразу целыми семьями.
То в одной части света, то в другой люди – как правило, молодые – не перестают убивать друг друга: в военных конфликтах (коих немало на планете) или в криминальных разборках за сферы влияния. Падают самолеты, тонут корабли, терпят крушение поезда. В некоторых же странах происходит и вовсе неприемлемое: погибают от пуль и снарядов «безвременно» во множестве и каждый день мирные люди – дети, женщины, старики, нередко сразу целыми семьями. Никто из них не может гарантировать себе рассвет следующего дня. Смерть беспристрастно, не считаясь с планами людей на жизнь, не жалея юности и красоты, совершает жатву свою.
Хоть и смертен человек, но смерть чужда и противоестественна его сознанию, сознанию, часто не постигающему того уникального дара жизни, каким он наделен от Творца Своего. Мы, как правило, отгоняем мысли о собственной смерти, так как наличие в нас бессмертной души дает еще в земной жизни ощущение, что мы будем жить всегда. Это ощущение перевешивает рассудочное знание о том, что настанет когда-нибудь момент и нашего расставанья с земной жизнью. И поэтому, когда на нашу землю, в наш дом приходит нежданная и внезапная смерть (как говорят украинцы – «наглая смерть»), нам трудно после этого порой адекватно воспринимать окружающую нас действительность и последующий ход событий.
Вообще-то взрослому человеку свойственны любопытство и интерес к уходу в иной мир других людей; у всякого здорового человека явление смерти закономерно вызывает в душе волнение и возбуждение своей таинственностью, непостижимой загадочностью. Но когда смерть становится явлением обыденным, особенно смерть людей молодых, погибающих «на излете», она начинает больше вызывать в душе человека страх и беспокойство. Зная о множестве людей, не доживших даже до твоего возраста, задаешься закономерным вопросом: «А чем я лучше их, что продолжаю жить?» Поэтому у здравомыслящего человека появляется устойчивое ощущение, что ничем он не может гарантировать себе даже завтрашнего дня.
Чтобы как-то свыкнуться с происходящей в мире вакханалией смерти, у человека два выхода – или черстветь душой: включать так называемые защитные механизмы, как говорят психологи, то есть уберечь свою немощную душу от потрясения и болезни, «не принимать близко к сердцу», не впускать действительность в свою жизнь, или другой выход – опереться на помощь Божию и прибегнуть к молитве, этого требует совестливая душа. Ведь молитва – это время Божиего благоволения к нам. О чем угодно мы можем жалеть, что впустую на это потратили время, но только не о молитве. В молитве гарантом нашей уверенности в будущем выступает Сам Владыка нашей жизни – Бог. В молитве Господь подает человеку силы и терпение вынести любые испытания, наставляет его правильно воспринимать окружающую его действительность, в том числе и смерть людей.
Ведь что есть смерть как не орудие Божиего Промысла? Она есть вестник, возвещающий волю Божию людям. «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Эф. 5: 17), – призывает нас великий апостол Павел. А в чем же эта воля Божия? Прежде всего, в том, что Бог, совершенно независимый, готов принимать в вечность внезапно умирающих людей, готов их поставить перед частным Своим Судом. И рассуждать нам в этой ситуации о том, был ли готов нравственно тот или иной умерший человек к вечности, уже не приходится. У Бога Свои суды.
А кто сейчас готов к вечности? Нам достаточно внимательно присмотреться к окружающим нас людям – соседям, коллегам по работе, «покупающим и продающим» (см.: Лк. 17: 28), просто прохожим. И мы увидим, что для большинства из них Иисус Христос и Его Церковь просто не входят в сферу их интересов, даже элементарного любопытства. Над учением Церкви о Царствии Божием, Страшном Суде и вечных муках они иронизируют, относя таковые истины к бабушкиным преданиям. Увидев священника где-нибудь на улице, эти люди реагируют на него как на инопланетянина, как дети на необычную зверушку. Действительно – ведь они никак в своей жизни не пересекаются с православным духовенством, считая его чем-то лишним и ненужным для современного человека, пережитком прошлого.
Видя страдания и гибель множества людей в разных частях мира, хаос и междоусобицы, разрушившие их мирную жизнь, мы можем оценить то, что имеем, но можем потерять, если не сделаем надлежащих выводов.
Действительно, наше общество давно и долго уже живет мирной размеренной жизнью. Но впрок она нам не пошла, раз многие «отолстели» сердцами и перестали чувствовать боль и страдания других людей, не захотели понять, что мирная жизнь – это дар Божий, которым большинство людей злоупотребляют по своему усмотрению. Этот дар Божий мы часто не ценим, воспринимаем как нечто должное. Для того ли Господь дает нам мир и благоденствие, чтобы мы тратили это драгоценное время на суетные заботы и греховные удовольствия? Испытываем Божие долготерпение, строя такую жизнь, в которой не находится места для правды Божией.
Ведь дар Божий должен и употребляться по воле Божией. Волю же Божию «благую, угодную и совершенную» (Рим. 12: 2) объявил нам, осуетившимся, Господь Иисус Христос: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё (блага земные. – о. О.Б.) приложится вам» (Мф. 6: 33). Вот об этой-то воле Божией и напоминает всем нам через различные трагические события в мире посланник Божий – Ангел смерти.
Царство Божие большинством не востребовано, мало кто ищет Его.
Ведь образ жизни подавляющего большинства людей противоречит этой заповеди Христовой. Царство Божие оказалось этим большинством не востребовано, мало кто ищет Его. Многие люди в принципе и не против того, что им предлагают Царство Божие, им приятна мысль, что после земной жизни будет еще одна жизнь, даже вечная. Но им претят духовно-нравственные требования на пути к этому Царству. Напрягаться ради чего-то невидимого и непонятного у них энтузиазма нет, поэтому человек быстро теряет интерес и охладевает к этой идее.
Ищут же люди благополучия земного, часто в ущерб требованиям совести, любыми средствами. Каждый хочет построить собственный «раек» на земле, устраиваются в этой жизни всерьез и надолго. Пожелания плоти для современного человека – это святое; научно-технический прогресс постоянно совершенствуется, чтобы доставить ей еще больший комфорт. Но «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8: 8 ).
Не стоит заблуждаться по поводу постоянства той мирной жизни, которую мы имеем. Ведь мы ее не заслуживаем. Взирая на людей, лишившихся своих близких, потерявших кров и не имеющих самого необходимого, не дай Бог нам превозноситься своим благоденствием. Всех их несчастий мы в полной мере также заслуживаем. Об этом же говорил однажды Господь Иисус Христос иудеям, недоумевающим об убитых Пилатом соплеменниках: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13: 1–3). По мысли блаженного Феофилакта Болгарского, примером погибающих вразумляются остальные, что и они потерпят большое зло, если не устоят в благочестии; «мы должны более вразумляться, потому они наказываются, чтобы мы улучшились; если же мы не исправимся, то горе наше будет больше».
Переживая за совершающиеся жестокости с людьми, мы можем найти утешение в словах Господа: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28). Бог, в отличие от нас, не так ценит нашу земную жизнь и благополучие нашей плоти. Даже можно сказать больше: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16: 15), когда кроме земной жизни люди не желают знать никакой другой реальности. Доказательств этому мы находим множество на протяжении всей мировой истории человечества, вывод из которой очевиден: жизнь человека на земле преизобилует больше скорбями и невзгодами, болезнями и лишениями, чем радостями и счастьем, которые имеют характер кратковременный и несовершенный. Бог словно хочет показать человеку всю несерьезность, суетность и неразумность его пристрастия к этой земной «юдоли плача и скорбей», словно хочет сказать: «Безумный человек, о горнем помышляй, а не о земном, взгляни на небо, у Бога твое родное Отечество, у Него твое вечное счастье!»
Бог, прежде всего, заботится о духовно-нравственном благополучии души человека. Она для Него ценнее всего мира.
Поэтому Бог, прежде всего, заботится о духовно-нравственном благополучии души человека. Она для Него ценнее всего мира: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8: 36). Страданиями тела Господь хочет спасти душу человека от вечной смерти.
Войны, болезни, катастрофы, стихийные бедствия – то горькое лекарство нам, не осознающим своего духовного заблуждения.
Люди не используют мирное и благополучное время, чтобы прийти в храм за духовным врачевством для своей изъязвленной грехами души. Поэтому войны и болезни, потери от различных катастроф и стихийных бедствий – это горькое лекарство по необходимости не осознающим еще своего духовно-нравственного заблуждения. Ведь и малые неразумные дети вынуждены принимать горькие пилюли для пользы здоровья, хотя при этом проявляют недовольство, не осознавая нужды в лекарстве и получаемой от него пользы. Хотя, как показывает история, многим людям и такое Божие врачевство не идет впрок.
Для обычного человека жестокость страданий всегда непонятна и неприемлема. Но таковые страдания относятся к условиям жизни падшего человечества, от них не закрыться. Неслыханная жестокость происходящего с людьми всегда отражает степень забвения и пренебрежения нами Божиего присутствия в мире. Бог готов разрушить наше земное благополучие и комфорт плоти, чтобы временное и бренное не лишило нас вечного. Обыденность жестоких смертей людей, по большей части молодых, обесценивает призрачное земное счастье человека, показывает его суетность. Смерть вступает в конкуренцию с жизнью – теперь она более частый гость у человека, чем сама жизнь. Она теперь может прийти к человеку, не дожидаясь его болезни или старости. Только она, разрушающая всякий уютный мирок, построенный без Бога, срывающая пелену с глаз, не желающих видеть истинной картины мира, может заставить человека вспомнить о Владыке его жизни.
«Помни о смерти – и вовек не согрешишь», – учат святые отцы. «Память и размышление: о смерти, о Суде, о Царствии Небесном, в несомненной вере – есть истинная мудрость» (преподобный Георгий Затворник). Память смертная – это верный посох для прохождения поприща земной жизни. Если бы люди брали его с собой в дорогу жизни, то многих несчастий они могли бы избежать.
Цель: Исследование вопросов применения норм УК РФ о крайней необходимости . Методология: Использовался формально-юридический метод. Результаты: Автор, рассматривая проблему коллизии жизней, делает вывод о том, что причинение смерти человеку в состоянии крайней необходимости с целью устранения опасности собственной жизни будет признаваться непреступным только при условии, когда спасаемая жизнь и жизнь того человека, у которого она отнимается в момент причинения вреда, находились в состоянии опасности, реализация которой неминуемо привела бы к наступлению смерти обоих лиц. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной и практической ценностью, поскольку является современной попыткой рассмотрения актуальной юридической проблемы.
Emergency: salvation of the life at the expense of life other person
Purpose: Research of questions of application of regulations of the criminal code of Russian Federation of emergency. Methodology: The formal-legal method was used. Results: In article conditions of legitimacy of actions in the conditions of emergency are considered. The author considering a problem of a collision of lives draws a conclusion that causing death to the person for the purpose of elimination of danger of own life will be recognized not criminal an emergency condition only under a condition when the saved life and life of that person from whom it is taken away at the time of damnification were in a condition of danger which implementation inevitably would lead to occurrence of death of both persons. Novelty/originality/value: Article has the high scientific and practical value as is modern attempt of consideration of an actual legal problem.
Текст научной работы на тему «Крайняя необходимость: спасение своей жизни за счёт жизни другого человека»
КРАйНяя НЕОБХОДИМОСТь: СПАСЕНИЕ СВОЕй ЖИЗНИ ЗА СЧЁТ ЖИЗНИ ДРуГОГО ЧЕЛОВЕКА
Цель: Исследование вопросов применения норм УК РФ о крайней необходимости. Методология: Использовался формально-юридический метод.
Результаты: Автор, рассматривая проблему коллизии жизней, делает вывод о том, что причинение смерти человеку в состоянии крайней необходимости с целью устранения опасности собственной жизни будет признаваться непреступным только при условии, когда спасаемая жизнь и жизнь того человека, у которого она отнимается в момент причинения вреда, находились в состоянии опасности, реализация которой неминуемо привела бы к наступлению смерти обоих лиц.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной и практической ценностью, поскольку является современной попыткой рассмотрения актуальной юридической проблемы. Ключевые слова: крайняя необходимость, преступление, уголовная ответственность.
EMERGENCY: SALVATION OF THE LIFE AT THE ExPENSE OF LIFE OTHER PERSON
Purpose: Research of questions of application of regulations of the criminal code of Russian Federation of emergency.
Methodology: The formal-legal method was used.
Results: In article conditions of legitimacy of actions in the conditions of emergency are considered. The author considering a problem of a collision of lives draws a conclusion that causing death to the person for the purpose of elimination of danger of own life will be recognized not criminal an emergency condition only under a condition when the saved life and life of that person from whom it is taken away at the time of damnification were in a condition of danger which implementation inevitably would lead to occurrence of death of both persons.
Novelty/originality/value: Article has the high scientific and practical value as is modern attempt of consideration of an actual legal problem.
Keywords: emergency, crime, criminal liability.
Крайняя необходимость - это возникшее по воле человека либо в результате действия сил природы состояние угрозы причинения вреда охраняемым законом интересам, при котором возможно устранение (предотвращение) причинения вреда этому охраняемому законом интересу только путем причинения вреда охраняемым законом интересам, менее важным с точки зрения уголовного закона.
В ст. 39 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплено, что крайняя необходимость -это обстоятельство, исключающее уголовную ответственность, если причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам имело место для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, при условии, что эта опасность не могла быть устранена иными средствами, и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
Основанием для причинения вреда при крайней необходимости является опасность, угрожающая охраняемым уголовным законом интересам,
источником которой может быть, в отличие от состояния необходимой обороны, не только общественно опасное посягательство, но и природная или техногенная катастрофа, действие погодных факторов или поведение животных. Вред при этом может быть причинен не только лицу, от которого исходит опасность, но и третьим лицам. Опасность, которая вызывает состояние крайней необходимости, должна угрожать законным ценностям и интересам, быть реальной, а не кажущейся; быть наличной, а не ожидающейся в неопределенном будущем. Еще одно условие правомерности причинения вреда при крайней необходимости: причинение вреда является единственным средством избежать грозящей опасности. Превышением пределов крайней необходимости принято считать причинение вреда, не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ч. 2 ст. 39 УК РФ).
1 Статья публикуется по результатам конкурса докладов, проведенного в рамках VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения» (г. Уфа, 31 мая 2016 г.).
Причиненный вред должен быть всегда меньше предотвращенного по количественным и (или) качественным показателям.
Допустимость вреда по качественным показателям означает, что лицо причиняет вред менее ценному объекту уголовно-правовой охраны, а опасность угрожает более значимому объекту.
Уголовный закон Российской Федерации не регламентирует случаи, когда субъект состояния крайней необходимости все же не смог предотвратить больший вред, а в литературе по этому вопросу высказываются различные мнения. Следует согласиться с такими авторами, как С.А. До-махин [1], В.И. Морозов [3], Н.В. Лысак [2], Г.Ф. Ха-метдинова [5], которые считают, что в подобных ситуациях реальное недостижение цели предотвращения опасности не исключает правомерности действий лица, направленных на спасение более важного блага. Поэтому лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, не должно нести ответственность за результаты, противоречащие его объективным и субъективным усилиям, если сами эти усилия с точки зрения закона и общества общественно полезны.
В уголовном законодательстве других стран есть примеры закрепления такого правила. Так, в Уголовном кодексе Республики Беларусь норма ч. 2 ст. 36 сформулирована следующим образом: «Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели, и вред наступил, несмотря на усилия лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить».
Допустимость вреда по количественным показателям означает, что в состоянии необходимости причинен реально меньший вред тому же объекту уголовно-правовой охраны, что и предотвращенный.
Вопрос о количественной допустимости причиняемого в состоянии крайней необходимости вреда гораздо более сложен, нежели вопрос о качественной его допустимости. Вопрос «можно ли спасать жизнь одного человека за счет другого?» до сих пор вызывает споры в науке.
С одной стороны, количественно равное причинение вреда одному и тому же объекту уголовно-правовой охраны в состоянии необходимости не исключает преступности деяния (в ч. 2 ст. 39 УК РФ одним из критериев превышения пределов крайней необходимости названо как раз причинение «равного» вреда). Условно ситуации столкновения жизней при крайней необходимости можно разделить на два вида. Первый возникает
тогда, когда имеется возможность спасения жизней многих людей за счет одной или значительно меньшего количества. Второй - когда на разных чашах весов оказываются две равные жизни. Здесь следует уточнить, что ситуации причинения смерти человеку в состоянии крайней необходимости с целью устранения опасности собственной жизни бывают различны. Это оказывает влияние на правовую оценку действий, совершенных в таких ситуациях.
Ситуация, когда опасность непосредственно угрожает нескольким жизням, разногласий не вызывает. Например, порядок и способы борьбы с террористами, захватившими воздушные суда, допускают возможность сбивать самолеты с пассажирами, захваченные террористами и летящие на жилые районы города. Но как пример квалификации по указанным правилам не рассматривается случай убийства лица с целью использования органов или тканей потерпевшего (п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ), несмотря на то, что эти органы будут использованы для спасения жизни нескольких людей, которым срочно нужно провести операцию по пересадке изъятых органов для спасения от неминуемой смерти. Такие действия нельзя оценить как совершенные в состоянии крайней необходимости, даже если в данном случае вред в виде смерти человека причиняется с целью спасения жизней других людей.
По вопросу о спасении одной жизни за счет жизни другого человека мнения ученых резко расходятся. Известен пример, приведенный еще М.Д. Шаргородским [6]: в силу технического дефекта не выдерживают крепления в альпинистской связке. Двое людей зависают над пропастью, но оставшиеся крепления двоих не выдержат, и они это прекрасно понимают. Может ли находящийся выше в связке перерезать веревку, даже по требованию другого человека?
Уголовный закон Российской Федерации исходит из того, что причинение смерти одному человеку с целью спасения жизни другого - преступление, и ситуация правомерной крайней необходимости в этом случае недопустима.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.Как отмечает Н.А. Овезов [4], в приведенном примере речь идет не о спасении собственной жизни за счет гибели другого, а об объективной реальной невозможности спасти жизнь другого даже ценой собственной жизни и, соответственно, об уклонении от дальнейшего соприкосновения с источником опасности за счет уже пострадавшего интереса.
В данном примере действия должны оцениваться в рамках института крайней необходимо-
EURASIAN > 5 (24) 2016 <_ ADvocAcY
сти, так как в наличии имеются все признаки, характеризующие его состояние: опасность и невозможность ее устранить способом без причинения вреда, и признаки, характеризующие деяние, причиняющее вред: вред причиненный менее значителен, чем вред предотвращенный (гибель одного человека вместо гибели двоих людей), и этот вред причиняется с целью устранения опасности жизни человека. Устранение опасности собственной жизни в состоянии крайней необходимости посредством умышленного причинения смерти другому человеку, не находящемуся в состоянии опасности, должно расцениваться как убийство при превышении пределов крайней необходимости и квалифицироваться по статьям Особенной части УК РФ, предусматривающим ответственность за убийство. Состояние крайней необходимости, когда сталкиваются две жизни, всегда вызывало и еще будет вызывать вопросы у ученых и практиков. Причинение смерти человеку в состоянии крайней необходимости с целью устранения опасности собственной жизни и условиям безопасного существования человека и гражданина будет признаваться непреступным, только когда спасаемая жизнь и жизнь того человека, у которого она отнимается в момент причинения вреда, находились в состоянии опасности, реализация которой неминуемо привела бы к наступлению смерти обоих лиц.
Пристатейный библиографический список
1. Домахин С.А. Крайняя необходимость по советскому уголовному праву. М., 1955.
2. Лысак Н.В. Крайняя необходимость // Следователь. 1998. № 6.
3. Морозов В., Шарапов Р. О понятии превышения пределов крайней необходимости // Человек: преступление и наказание: Вестник Рязанского института права и экономики МВД России. 1995. № 4. С. 27-30.
4. Овезов Н.А. К вопросу об обстоятельствах, устраняющих общественную опасность и противоправность деяния в советском уголовном праве. Ашхабад, 1972.
5. Хаметдинова Г.Ф. К вопросу о законодательной регламентации крайней необходимости по УК РФ // Уголовное право на рубеже тысячелетий: материалы региональной научно-практической конференции (21 ноября 2007 г.). Тюмень, 2008.
6. Шаргородский М.Д. Преступления против жизни и здоровья. М., 1947. С. 511.
3. Morozov V., Sharapov R. O ponjatii prevyshenija predelov krajnej neobhodimosti // Chelovek: prestuplenie i nakazanie: Vestnik Rjazanskogo instituta prava i jeko-nomiki MVD Rossii. 1995. № 4. S. 27-30.
Уфимский центр судебных экспертиз
Наш центр обладает уникальным оборудованием и современными методиками производства различных судебных экспертиз, что подтверждается сертификатом соответствия требованиям системы добровольной сертификации негосударственных судебно-экспертных лабораторий. все это позволяет в кратчайшие сроки проводить следующие виды экспертиз и исследований любой сложности: судебно-почерковедческая экспертиза, технико-криминалистическая экспертиза документов, экспертиза определения давности изготовления документов, судебно-трасологическая экспертиза, судебно-автотехническая экспертиза, исследование холодного оружия, экспертиза материалов, веществ, изделий, строительно-техническая экспертиза, исследование объектов с составлением отчета об оценке их стоимости, психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа, другие виды экспертиз и исследований.
кроме того, проводятся устные и письменные консультации, экспертное сопровождение юридических и физических лиц по гражданским, уголовным и арбитражным делам.
Почему понять смысл служения так сложно?
На самом деле, даже в стремлении обрести высшее счастье кроется некая едва заметная корысть. Подходить к служению следует как к настоящему моменту, в котором не существует прошлого и будущего, а лишь то, что мы можем сделать для других. Но сам смысл служения использовался многими силами как средство, инструмент направления людей к определенным целям. И потому смысл служения исказился. Мы могли слышать многие истории, где служащий человек овеян почётом, уважением и всеобщим признанием. Надо ли говорить, что такой образ служения отдаляет от понимания истинной сути служения? Политические силы, под различным причинам, придали такой облик служению, как части профессиональных обязанностей, лишив его подлинного смысла. А потому мы воспринимаем благодарность не как что-то приходящее само собой, а как условие наше служение. Нам вбивают в голову, что мы должны служить обществу, государству, ближнему, а потому рассказывают сказки о том, как служащий человек превозноситься в обществе и его все почитают.
Вот только забывают рассказать о том, что предстоит преодолеть ради достижение такого уровня. Потому у нас и возникает такой идеалистичный образ, а это прямая причина множества разочарований и всеобщего понимания мира как гнилого, лишенного принципов и всяческой морали. Возможно, если бы не было ожиданий, не было бы и такого отношения. Поэтому, чтобы не разочароваться, не следует идеализироваться служение и ожидать чего-либо хорошего. Скорее следует ожидать чего-то плохого, ведь мы служим, отдаём и терпим ради других. Служить означает не просто выполнять обязанности или приносить благо, но делать это в правильном умонастроении. То есть не только механически служить, но и внутри своего сердца, встречая даже негатив, следует сохранить дух служения и преодолевать внутри чувство неблагодарности. Ощущение неблагодарности возникает как следствие ожидания благодарности. Если мы ничего не ожидаем – мы не будем предавать большого значения отсутствию фанфар, и в этом наша эмоциональная неуязвимость не только от недостатка положительного, но и от избытка негативного.
Когда мы поймём, что любое служение мы совершаем исключительно по своему желанию и осознаем, что такое настоящее служение, из нашего сердца должна уйти всяческая корысть и наше служение станет подлинным. Зная, что служение – это наша прихоть, мы должны отказаться от всякого ожидания и твердо отречься от стремления к любым плодам. Само служение даёт великое счастье, но это счастье ещё нужно заслужить. Люди не способны даровать нам счастья от служения, оно приходит изнутри, когда мы забываем о себе.
Рекомендуем также эту статью: Бог один, а религий много – почему?В чём смысл служения?
Служение – это правильное исполнение своих обязанностей, построение правильных отношений с близкими и бескорыстная помощь каждому, кто в нём нуждается.
Отец может наказать ребенка. Ему самому это может быть неприятно, но это иногда требуется. Чтобы правильно служить и выполнять свою роль, человеку приходиться забыть о собственных желаниях и стремлениях удовлетворить какие-либо амбиции. Некоторые люди идут служить на разные профессии, но вскоре уходят оттуда, потому что разочаровываются. Следует понимать, что служение требует большого самопожертвования и оно заключается в том, чтобы забыть о своих чувствах и честно выполнять свой долг, даже если это делать больно или неприятно. Растворение всех сомнений в желании принести наибольшую пользу, уничтожение всяческого, даже самого тончайшего эгоизма – это есть смысл служения. Король может покинуть народ, потому что ему подумается что он недостоин, но погружаясь в такие рассуждения он нарушает исполнение своих обязанностей. И хотя его уход был бы обусловлен высокими мотивами, на самом деле это жалость к себе – эгоизм.
Мы привыкли тесно связывать служение с потребностью в благодарности, признании, вознаграждении. Но это не отражает истинного смысла служения, которое заключается в полном самопожертвовании внутри всеми корыстными интересами. Тот, кто сможет отринуть всяческое желание получить что-то взамен и будет способен претерпевать различные неудобства ради своего служение – понимает истинный смысл служения.
Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь, питаемая нами к самим себе, переносится на других, не связанных с нами узами дружбы или родства, и даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких обязательств и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем.
Бернард Мандевиль
Служение это не звук фанфар и аплодисменты, порой самые полезные люди для общества осуждаемы и самые серьезные поступки требуют непопулярных решений. Примером может стать тот же отец. Дети недовольны наказанием, а мать сочувствует детям. Такое сочувствие приводит к разногласиям и мешает одному человеку исполнить свой долг. Так отец приобретает в собственной семье нескольких врагов. И хотя по прошествию лет всегда оказывается, что правильное воспитание целиком окупается, здесь и сейчас это становится причиной неодобрения.
Рекомендуем также эту статью: Три вида деятельности человека в материальном мире.Служением другим может быть не какое-то великое свершение, а наведение порядка на улице или в подъезде, даже если этого никто не увидит. Люди склоны осуждать тех, кто выделяется, но служение должно совершаться даже если вас осуждают, ибо только в служении другим человек находит высшее самоотречение. Такое самоотречение противовес самолюбию, которое проявляется в зацикленности на своих чувствах, желаниях, страхах, амбициях. Причём такой зацикленности, которая мешает адекватно воспринимать мир. Служа другим человек обретает высшее достоинство. Когда он прекращает видеть ценность во внешних, временных и пустых наградах – служение даёт возможность испытать высшее счастье, ощущение полной удовлетворенности. В таком состоянии человек лишается страха будущего и прошлого, лишается сомнений и ему становятся чужды слабости, зависимости и болезненные ожидания. Смысл служения в тотальном бескорыстии, отсутствии даже самой тонкой и незначительной награды. И только в таком состоянии, счастье раскрывается от служения и человека прекращает заботить всё, кроме желания принести в этот мир благо.
Читайте также: