Заяц попрыгаец падал прошлогодний снег
Говоря о пластилиновых мультфильмах, вам вспомнится не так уж и много работ. И уверен, что на ум придет только два мультфильма - «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег». Первый иногда путают со вторым и не удивительно, ведь автор один и тот же - Александр Татарский. Но это две разные и не связные истории.
Разбор мультфильма на детали. И есть ли смысл в юмористичном абсурде? В конце статьи коротенький тест.
Я не раз слышал мнения, что «Падал прошлогодний снег» это их самый любимый мультфильм из детства. А вот мне этот мультфильм в детстве совсем не нравился. Возможно он мне казался не очень красочным (всё таки пластилиновый) и не понимал, что происходит. А вообще считаю, что это больше мультфильм для взрослых, нежели для детей.
На просторах интернета информации по разбору мультфильма немного. Лишь одни и те же шаблонные статьи о трудностях выхода мультфильма и как тяжело пришлось пробиваться режиссёру через цензоры.
Набрёл на один детальный разбор мультфильма прямо до мелочей. От чего у меня волосы встали дыбом. Серьёзно! Там суждения на тему глобального проекта, матричного управления, смены социального строя и переход язычества на христианство. Я каждый раз удивляюсь, как у подобных теоретиков получается складно обосновать всё что угодно под их теории. Они любое слово, цифру и предмет притянут за уши и всё будет выглядеть правдоподобно. Ведь это их придуманная логика.
Более-менее адекватные аналогии мне даже понравились:
Только вот смущает тот факт, что мультфильм пришлось заново смонтировать и переозвучить. И чтобы добиться нужного хронометража, использовали материал не вошедший в первый монтаж. Да и никаких реплик мужичка изначально не планировали. Также не найдено не одного интервью режиссёра, где он хоть как-то подтверждает такие теории.
Пластилиновые персонажи одинаково любимы как создателями мультфильмов, так и зрителями самых разных возрастов. Тем более если речь идет о героях смешной и остроумной ленты режиссера Александра Татарского «Падал прошлогодний снег». Кто эти герои? Самый обычный мужичок-подкаблучник, мнящий себя орлом-мужчиной, а на деле ─ шепелявый недотепа и разиня, да его жена, суровая гренадер-баба, едва ли не вдвое превосходящая объемами щуплого супруга. Вот такого «орла» посылает эта внушительная дама в лес за елкой к Новому году. Но даже к столь простому делу герой непригоден: попав в лес, он немедленно забывает, за чем пришел, мысли в его голове постоянно перескакивают с одного на другое, что особенно гармонично сочетается с пластилиновыми перевоплощениями ворон в зайцев, зайцев в слонов, и так без конца… Жадность мужичка, мечтающего, как продаст он на базаре зайца, да разбогатеет, да сменит избу на царские хоромы, да приведет в них новую жену, забавна и трогательна…Ведь, как говорит сам герой ─ жадничает он «от чистого сердца». Чем закончатся его похождения ─ догадаться несложно, но лучше доставьте себе удовольствие просмотром этого подлинного шедевра отечественной мультипликации.
Приглашаем посмотреть мультфильм «Падал прошлогодний снег» в нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!
Содержание
Действу предшествует доставляющий пролог, в котором автор размышляет о том, какую бы сказку ему рассказать. Главный герой — комичный стереотип русского мужика. Он туповат, ленив, но запросы у него царские. Жена-тиран посылает мужика в лес за ёлкой к Новому году. Здесь и далее мужиком движет один мотив: «Маловато будет!» [1] . Не удовлетворившись маленькой ёлкой, он идет глубже в лес, где встречает внушительных размеров зайца со счётами в руках и начинает мечтать о том, как он сможет распорядиться находкой. Сначала мужик мечтает об увеличении жены до габаритов тяжёлой авиабомбы, потом о царских хоромах, потом о собственном короновании; венцом всему является разуплотнение самого мужика, пришедшего к выводу, что всё предыдущее — мелочи. Тем временем заяц, устав наблюдать за колотящим по ёлке мудаком, сваливает, прихватив и присмотренную главгероем ёлку, а мужик возвращается домой ни с чем. Но жена отправляет его во второй поход за ёлкой, где мужик попадает в местный филиал Абсурдопедии. В его загребущих руках оказывается волшебная палочка, бездумно применяя которую, мужик испытывает цепочку метаморфоз, но ёлку, конечно, так и не добывает. «Он и в третий раз ходил за ёлкой, и добыл её… Но это было уже весной, и он отнес ёлку обратно». Завершается мультфильм титрами, дополненными саундтреком, от которого натурально бьють слёзы по щекам [2] .
Я хотел снимать «Прошлогодний снег», а мне говорили, что надо снимать что-то про пионеров, собирающих металлолом. Я сопротивлялся и орал. Скандал длился четыре дня. А на пятый я пришел и сказал: «Хорошо. Я хочу снимать мультфильм про Ленина». Тут они напряглись: «Это что еще за мультфильм?» «Ну как, — говорю, — Ленин был очень веселый человек. Сделаю смешное кино про Ленина — все обхохочутся». Они поняли, что положат на стол партбилеты за такое кино. Спросили: «А можно не про Ленина?» — «Я известный режиссер, хочу про Ленина.» Две недели ходил и требовал — хочу про Ленина! Еще потом придумал, что фильм будет по рассказу Зощенко про Ленина. И добился того, чего хотел, — делай что хочешь — только не про Ленина! И я сделал «Прошлогодний снег».
Кровавая гебня, привыкшая либо к образцово-показательным и воспитательным, либо к кавайным сюжетам в мультипликации, естественно, не могла просто так пропустить подобный опус, рвущий шаблон у узколобых цензоров — «один герой, и тот идиот». Среди претензий к мультфильму были и такие, которые могли соперничать и с абсурдностью сабжа, например, кто-то усмотрел в позже ставших популярными фразах тайный посыл спецслужбам загнивающего запада.
Естественно, цитаты, которыми мультфильм набит под завязку:
- Маловато будет!
- А хотя бы я и жадничаю — зато от чистого сердца!
- Уж послала так послала…
- Мы, бояре — народ работящий, такая уж наша боярская доля.
- Тута дураков много, а зайцев, поди, мало…
- А вот зайца кому, зайца?! Выбегайца!
- Кому заяц! Свежепойманный!
- Когда жёлудь спелый (откусывает) — его каждая свинья слопает.
- Знатная зверюга: мех, мясо… шкварок нажарю!
- При таких свиньях как-то сам становишься…
- А что это за жизнь — без пианины…
- Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого?! Так я первый буду!
- Вот это мой размерчик!
- Красиво! Душевно!
- Ничего не понимаю. [1]
- Ох, уж эти сказочки! Ох, уж эти сказочники! [3]
- Щученька, отпустите меня! Я волшебное слово знаю: «пожалуйста»!
- Один человек очень любил арбузы…
- А спички ты еще весной посеял.
- Брейся — не брейся, а на ёлку не похоже.
- А я теперь и без палочки во что хошь превратиться могу. В теле такая приятная гибкость образовалась…
- Тонкая, однако, работа!
- Что за Новый год, да без ёлочки!
- Ой, какой хороший половичок. Был…
- Надежно. Добротно. Хорошо!
Плюс характерная интонация мужика, «не выговаривающего некоторые буквы (и цифры)». Озвучен С. Садальским. В полной версии, в конце титров — благодарность ему «за предоставленный для съёмки голос». Дело в том, что незадолго до сдачи он попался на связи с иностранкой, вызвав тем самым сотни негодуэ руководства Гостелерадио.
Также мультфильм породил всё ещё популярный мем «Отдашь одежду и мотоцикл и зайца, и сапоги», после того как ворона в мультфильме при попытке купить зайца-выбегайца отдала всё, что у неё было, и самого зайца в придачу. Обычно означает «отдашь всё, что есть и чего нет, и всё равно должен будешь».
В ходе мульта ГГ то и дело, что называется, «ломает четвёртую стену» (на дцать лет раньше Дедпула!) и постоянно обращается к рассказчику. ЧСХ, тот ему иногда отвечает:
— Ну? Чего молчишь-то? — Надоел!
Похожая концепция есть в не менее культовом советском х/ф «Обыкновенное чудо», где народ при наступлении критического пиздеца всегда бежит плакаться волшебнику, который, типа, сценарист внутренней вселенной фильма и властитель судеб её героев. Изображая Б-га, тот по большей части их всех посылает.
Не менее доставляет момент где в ходе своих непредсказуемых манипуляций с волшебной палочкой герой случайно превращает свою руку в тигриную голову:
— Помираю! Как жить охота…
При это засовывая голову в пасть руки-тигра. При этом всё как бы намекает, что на самом деле это просто кукла на руке и мужичок подсознательно пытается покончить с собой. Опять же, схожий приём использован авторами «Бэтмена» — там есть злодей-чревовещатель, шизофреник, наручная кукла которого воплощает его альтер-эго.
Сюжет
Начинается эта история не сразу: сначала автор хочет рассказать о щуке, потом о мельнике, потом о гражданине, который любил арбузы. Но оказывается, что все это была только присказка. А сказка о том, как давным-давно в одной пластилиновой местности жил да был один Мужик. Был он ладно скроен, ловко слеплен – орел, а не мужчина. Правда, он не выговаривал некоторые буквы и цифры, а еще очень любил побездельничать. С женой Мужику повезло – попалась ему дама строгая и авторитетная. Как-то раз под Новый год послала она мужа в лес за елкой. Увидел в лесу Мужик елочку, но она показалась ему маловата – надо бы повыше да попышней. Нашел Мужик другую ель, ель-царевну. Но тут ему подвернулся заяц, которого Мужик решил поймать. Он замечтался о том, как понесет его на ярмарку, продаст и получит большие деньги. Мужику начала грезиться ярмарка и ворона, которая не только озолотила его, но еще и зайца вернула, а все потому, что Мужику «маловато будет». А если он весь из себя такой купец, то и жена ему нужна соответствующая. На глазах у Мужика его худая жена превращается в красотку с пышными формами. А раз такое дело, то и дом Мужику нужен под стать – не избушка на курьих ножках, а многоэтажный дворец. И чем вычурней, тем лучше, ведь Мужику, как всегда, «маловато будет». А вместо чахлой лошадки ему нужен… слон. Да и сам Мужик вдруг обнаруживает, что он как-то маловат – нужно ему подрасти и, желательно, до небес. Но все же приходится вернуться на землю: Мужик понимает, что все это только мечты, а сам он до сих пор так и не срубил ель, за которой пришел.
Этот потрясающий мультфильм, создающий атмосферу веселой дурашливости, был снят в 1983 году режиссером Александром Татарским, внесшим огромный вклад в отечественную мультипликацию. Александру было всего 33 года, а за два года перед этим он сделал мультфильм "Пластилиновая ворона", который перевернул все представления о том, какой должна быть мультипликация. "Пластилиновая ворона" стала первым советским мультфильмом, созданным в технике пластилиновой мультипликации, "Падал прошлогодний снег" - вторым. Впоследствии оба мультфильма пользовались бешеной популярностью.
Сюжет фильма прост: пластилиновый Дворник, которого ранее зрители видели в "Пластилиновой вороне", отправился в лес за елочкой. Елку он не нашел, зато набрел в лесу на избушку на курьих ножках, полную волшебных вещей. А поскольку Дворник умом не блещет, но зато любопытен не в меру и малость жадноват, то начал он хватать волшебные предметы и случайно запустил цепь абсурдных, но смешных до колик в животе событий.
Мультфильм вышел на экраны 31 декабря 1983 года в 15:50 по 2-й программе и сразу полюбился миллионам зрителей. По его мотивам были созданы две компьютерные игры, а в 1997 году компания SONY выпустила рекламный ролик по мотивам этого мультфильма. Кроме того, лента стала победителем двух фестивалей. А фразы из мультфильма мгновенно ушли в народ и стали крылатыми:
Если одно яйцо фазана закопано в раскаленном песке пустыни, а другое так и болтается по ветру близ заснеженной горы Ху, то в голову тебе приходят странные мысли
«Падал прошлогодний снег» — культовый психоделический пластилиновый советский мультфильм 1983 г. за авторством Александра Татарского, чуть менее, чем полностью состоящий из абсурда и глубокого смысла. Абсолютный, беспощадный винрар, показываемый каждый новый год вместе с «Иронией судьбы».
Читайте также: