За калиновым мостом концовки
За Калиновым Мостом. Дорога на Китеж-град
Утро Кости Фатеева
Понедельник – это всегда день тяжёлый. По той простой причине, что именно с этого дня начинается трудовая неделя. Заканчивается воскресенье, и начинается понедельник. А это значит, что опять нужно рано вставать, отказывая себе в удовольствии полежать в кровати дольше, чем обычно. Хуже этого дня – только пятница, которая выпадает на тринадцатое число. В общем, наступило утро понедельника, и Константин Фатеев заставил себя открыть глаза и выбраться из тёплой и, к сожалению, пустой постели. Все неприятности воскресенья всплыли в памяти, словно кто-то резко щёлкнул тумблером – ссора с девушкой, которая закончилась тем, чем собственно и заканчиваются подобного рода конфликты – Елена ушла, как в мелодраме – громко хлопнув дверью, заявив напоследок, что её вещи он может выбросить и вообще, ей ничего от него не нужно, любовь прошла, помидоры завяли, а зайчики – сдохли. Прощай, любимый, не поминай лихом, и вообще – наша встреча была ошибкой! Вот так вот, и добавить тут больше нечего. С одной стороны – милые бранятся, только тешатся, но с другой – уходить за несколько дней до свадьбы, когда уже всё обговорено, гости приглашены, а сотрудники ЗАГСа пребывают в полной готовности скрепить их союз узами брака, согласитесь, это перебор! Именно поэтому данный понедельник был паршивым вдвойне! В квартире было пусто и непривычно тихо. Костя оперативно привёл себя в порядок и не стал утруждаться готовкой завтрака – есть не хотелось. В зеркале отразилась ничем ни примечательная физиономия среднестатистического налогоплательщика, коих на Руси – миллионы. Как уже говорилось, этот понедельник был особенно паршивым, поэтому надежды на то, что сводка новостей сделает его хоть немного лучше абсолютно не было. Костю интересовал лишь прогноз погоды, потому он щёлкнул кнопкой висевшего на стене радиоприёмника. И после первой фразы ведущего Костя захотел этот проклятый приёмник не просто выключить, а сорвать со стены и вдребезги разбить. Воплотить задуманное помешало то, что бедный парень просто застыл безмолвным изваянием.
– С добрым утром, Тридевятинск! – выдал ведущий. – Как вы можете видеть, погода нас сегодня не очень балует!
– Сегодня в Тридевятинске ожидается дождь! – сообщил ведущий. – Пешеходы – берите с собой зонтики, а к водителям просьба быть сегодня особенно внимательными за рулём! Осень, дорогие друзья, вступает в свои права медленно, но неуклонно!
Ну вот, опять Тридевятинск! Костя готов был поклясться, что вчера засыпал в гордом одиночестве, но в своём родном городе! А сегодня – проснулся в каком-то Тридевятинске! Да что случилось-то?! Лена! Точно! Костя метнулся к телефону и дрожащими пальцами набрал её короткий и легкозапоминающийся домашний номер. Вопреки всем ожиданиям вместо гудков в трубке раздался бездушный и холодный голос:
– Извините, невозможно осуществить звонок по набранному Вами номеру.
Костя сначала подумал, что ошибся номером. Потом снова ошибся. И ещё раз ошибся. И ещё. И опять ошибся. Потом бедолага начал подозревать, что он потихоньку сходит с ума. Только этого вдобавок ко всем остальным проблемам ещё не хватало! Ему с его работой просто категорически нельзя становиться сумасшедшим! Видя, что звонок по домашнему телефону не внёс в ситуацию абсолютно никакой разницы, Костя схватился за мобильник. Он сжал телефон в руке с такой силой, что даже пальцы побелели. Костя схватился за девайс, словно это была его соломинка, а сам он тонул в бурном водовороте.
– Леночка, милая, ну ответь же наконец! – прошептал Костя, тыкая в сенсорный экран дрожащим от сильного волнения пальцем.
– Вызываемый абонент занят! – бесстрастно сообщил голос на том конце провода.
Казалось, что ещё чуть-чуть и несчастный девайс полетит в стену, но огромным усилием воли Константин заставил себя сдержаться. Любимая девушка не выходит на связь, что, учитывая вчерашнюю бурную ссору, совершенно неудивительно. Мало ли, поместила его в черный список, вот он и не может до неё дозвониться! Но Тридевятинск? А приёмник тем временем продолжал вещание.
Далее зазвучала песня группы Неонавт – Икарусы. По полосе, в "икарусе", конечная – рассвет, на этот раз не выручит твой психотерапевт. Это было уже слишком! Костя выключил приёмник и огляделся вокруг – та же самая квартира, в которой он жил, ничего не изменилось. Только вот теперь эта квартира находилось в каком-то неведомом Тридевятинске! Константин выглянул в окно – всё тот же окружающий пейзаж. Серое хмурое небо только усугубляло настроение. Не зря по радио водителей призывали быть осторожнее за рулём – с небес того и гляди польёт, а Костя прекрасно знал всё коварство мокрой дороги! Да, Костик был водителем, и водил он междугородние автобусы, а это регулярный риск – ведь это ответственность за людей и случись что – это будет только на его совести. В общем – утро капитально не задалось. Костя вышел на улицу и направился в сторону автовокзала, искренне надеясь на то, что всё это – чья-то дурацкая шутка. На улице царил промозглый холод – типичная осенняя погода. Костик поднял воротник куртки.
– Простите, скажите пожалуйста, а какой это город? – Костя решил обратиться к первому встречному прохожему, в надежде, что всё встанет, наконец, на свои места.
– Тридевятинск! – ответил мужчина.
Костя почувствовал, что грешная земля может вот-вот уйти у него из-под ног.
– Но как…,– бедняга совсем растерялся.
– Обыкновенно! – пожал плечами мужчина, которого звали Сергеем Соловьёвым. – С утра был Тридевятинск!
– А вчера? – спросил Костик, чувствуя себя героем пьесы абсурда и полным дураком.
– И вчера был Тридевятинск! – усмехнулся Сергей Соловьёв, поправляя бейдж со своим именем. – И завтра тоже будет Тридевятинск. Пить надо меньше!
– Да я вообще не пью,– растерянно сказал Константин, однако Сергей Соловьёв его уже не слушал – он весело насвистывая какой-то весёлый мотивчик сел за руль своего "Патриота" и скрылся в одному его известном направлении. Костя решительно ничего не понимал – по всему выходит, что за одну ночь каким-то невероятным образом город ни с того, ни с сего вдруг изменил своё название! Вокруг всё было прежним, но одновременно всё казалось каким-то чужим и незнакомым. Константин ущипнул себя за руку и поморщился от боли – не сон! Рассуждать об этом можно было целую вечность! Но, к сожалению, времени на эти рассуждения у него не было – как известно, работа водителя рейсового автобуса не терпит промедлений. До автовокзала Константин добрался без приключений, если не считать чувства абсолютной нереальности всего происходящего. Константин чувствовал себя так, словно он попал в какую-то сказку. Да, Костик верил в сказки. Давно, в далеком детстве, в сказки, рассказанные бабушкой перед сном. Сказки о победах добра над злом, о невероятной силы богатырях, о Змее Горыныче, Соловье-Разбойнике, Бабе Яге. И конечно же, о невероятном волшебном городе Китеже, о городе сокрытом на дне озера от посторонних глаз. И с этой детской верой в чудо он спокойно засыпал. Засыпал и видел сны, в которых он бок о бок с Ильей Муромцем бился со Змеем Горынычем, свистел с Одихмантьевым сыном, Соловьем-Разбойником, заглядывал в самые глубокие тайны с помощью Бабы Яги, совсем-совсем не страшной, даже наоборот – доброй, милой и обаятельной. Но детство шло, Костик стал Константином, устроился работать на рейсовый автобус, и за свою жизнь намотал уже по городам и весям необъятной России не одну тысячу верст. Сказки бабушки он по-прежнему вспоминал с теплотой в сердце, но теперь он понимал, что ни одна дорога в мире не способна привести в сказку. На то ведь она и сказка. А уж дорог он успел увидеть множество. А теперь? Он стоял и до сих пор не мог поверить в происходящее – мало того, что весь день с утра пошел настолько нелепо, что это просто не укладывалось в голове, так еще и в путевом листе пунктом назначения значился город Китеж! Костя смотрел на бумажку и не верил. Может, он просто до сих пор не проснулся? Может его тело мирно спит крепким сном в родной квартире, а все окружающее – просто плод воображения и детских воспоминаний? Костя попытался проснуться, для чего снова ущипнул себя за руку – опять стало больно. Так сон это, или нет, в конце концов?! Он еще больше убедился в том, что сегодня все идет не так, когда увидел, на какой машине ему предстоит ехать в рейс. Нет, он и раньше видел "икарусы", но, чтобы такие? Представьте себе «икарус» с гармошкой. Легко, да? Так вот, у этого экземпляра защитных кожуха, который в народе назывался "гармошкой", и был предназначен для защиты узла сочленения, было два! И неудивительно, ведь автобус был очень длинным, он был просто невероятной длинны! Две "гармошки", пять дверей, уму непостижимо! Костя еще раз оглядел это чудо техники, предварительно протерев глаза – нет, не галлюцинация! Только вот смущала табличка с названием рейса на лобовом стекле – "Тридевятинск – Китеж". А так "икарус", как "икарус", только вот гармошки у него две. В кабину попасть труда не составило, салон, этот просторный, невероятно длинный салон с двумя поворотными кругами вместо одного, встретил его тишиной. Но это ненадолго – скоро он заполнится пассажирами. Костик поудобнее устроился за рулем необычного автобуса. Ну и как прикажете добираться до конечного пункта назначения, города Китежа? Карты в салоне не было, не говоря уже о навигаторе. Он закрыл глаза и вновь представил себя тем маленьким мальчиком, который верил в бабушкины сказки. Ведь согласитесь, в каждом из нас живет ребенок, и будет жить до самой нашей старости. И хоть немного, но будет верить в то, что совсем где-то рядом с ним существует она, самая настоящая сказка, надо лишь поверить в нее. А бабушка всегда, сколько Костя её помнил, учила верить в чудо, и повинуясь этой вере, повинуясь искреннему зову сердца идти туда, куда оно тебе укажет, и этот путь в конечном итоге всегда рано или поздно приведет в сказку. Водитель рейсового автобуса Константин Фатеев открыл глаза. Ничего вокруг не изменилось. Вот только изменился он сам. Изменился неуловимо и внешне незаметно. Но теперь он верил. Он верил в чудо, верил в сказку, верил в то, что дорога на этот раз будет особенной, и именно эта дорога приведет его в неведомый Китеж-град.
Информация
Мы в соц.сетях:
18+ Внимание! Сайт может содержать материалы, не предназначенные для просмотра лицами, не достигшими 18 лет!
Клуб Романтики для взрослых 😎 Отличная игра Stories: Your Choice, которая поможет скоротать скучный вечер
Приветствую! После Клуба Романтики я прониклась поиском визуальных новелл и чисто случайно наткнулась в App Store на Stories: Your Choice. Сначала подумала, что это будет опять какая-то любовная тягомотина, типа Episodes или Choices, но нет. К счастью, это оказался почти бриллиант среди кучи однотипных игрушек.
Разработчики игры Revolution Fist и Tesla Games. Честно говоря, раньше с ними не сталкивалась, но хочу сказать, что их детище действительно заслуживает внимания. Саппорт, кстати, очень отзывчивый. Не то что у Клуба Романтики, где я не могу получить свои алмазы, выигранные в конкурсе уже почти месяц. У игры есть группа ВКонтакте, где часто проводятся конкурсы за активность и другие, связанные с новеллами.
Интерфейс
Простой и интуитивно понятный. При входе в игру открывается календарь подарков, который обновляется каждые 24 часа. Если вы пропускаете дни, то теряете награду с конца, где даются самые дорогие призы. Можно на скриншоте заметить, сколько всего я упустила.
В главном меню видны все истории, которые на данный момент есть в игре. Обновляются они каждую неделю, что очень удобно. Для игроков, имеющих VIP доступ серии выходят раньше на день-два, чем для других простых смертных.
Внутриигровая валюта
Честно говоря, приобретать доступ не имею смысла. Не гордая, выход серий подожду. Правда нервирует назойливая реклама, которая появляется в каждой серии в начале с фразой "Сначала слово нашему спонсору". Фе.
Бриллианты можно получать бесплатно каждый день за просмотр рекламы. Всего доступно 3 видео ролика. Это не совсем правильно, с учётом того, что выборы часто бывают дорогостоящими. Особенно те, что важные, вообще стартуют от 20 и выше. Также за прохождение каждой серии даётся по одному, даже если вы уже читали её раньше. ВИПы получают больше бриллиантов в конце каждой серии, чем обычные игроки.
Билеты необходимы для того, чтобы проходить серии историй. Одна новелла = один билет. Их получить бесплатно можно раз в 2 часа, для VIP раз в час или в календаре подарков. Всё остальное только за донат. Я не приобретала ни разу ни бриллианты, ни билеты. Прекрасно обхожусь и без этого, хотя часто маячат выгодные предложения, действующие несколько часов вплоть до суток.
Описание историй
Все новеллы отсортированы по направлениям: приключения, боевик, фэнтези, мистика. В разделе "Недавние" отображаются истории, которые вы последними открывали. У каждой новеллы есть свои статы и характеристики, от которых будет зависеть репутация вашего персонажа среди других героев.
В своём отзыве я хочу рассказать только про те, которые я проходила, так как они показались мне наиболее интересными. Пожалуй, начну с самой первой - "Попавшие в рай".
Главный герой здесь - парень. Кстати, в каждой истории можно самостоятельно выбирать имя персонажа. Дефолтный ник для М здесь Роберт, для Ж - Кара. Началось всё с того, что парень попал на странный остров, где люди постепенно сходят с ума, а самому герою какой-то голос в голове постоянно нашёптывает, чтобы тот убил кого-нибудь или спровоцировал на убийство кого-нибудь другого. "Выживет только один и ты должен сделать это, чтобы убраться с острова".
У "Попавших в рай" есть вторая часть, раскрывающая нам все секреты спин-оффа и того, кем же на самом деле является главный герой и почему он попал на проклятый остров.
Проклятие Салленвуда
Группа школьных друзей, которые не виделись два года после окончания учёбы, отправляется провести уикенд в старом странном доме, находящемся непонятно где. Главная героиня оказывается втянутв в странные семейные интриги и ей предстоит разгадать множество загадок дома, чтобы спасти себя и своих друзей.
В истории можно выбирать пол и внешность персонажа. Я очень люблю подобные мистические произведения, поэтому с интересом играла до последней серии и даже перепроходила несколько раз. Хочу сказать, что это самая затратная по бриллиантам новелла и если вы начнёте играть, то поймёте, почему.
Под проклятыми парусами
История капитана и его команды, который оставил старые дела в прошлом пытается вести семейный образ жизни. Но внезапно подлый демон вырезает всю его деревню и убивает его жену. Теперь главному герою предстоит отомстить негодяю и вернуть к жизни свою любимую.
История разделена на две части. Во второй повествование ведётся не только от ГГ, но и ото всех его друзей.
Кондотьеры пустыни
Это жанр боевик. Рассказ повествует о наёмнике, который прибыл в Сирию, чтобы заработать денег, выполняя различные поручения американских военных и не только. Жизнь пушечного мяса, которая может прерваться в любую минуту, но если же он уцелеет, то сможет продолжать безбедное существование до самой старости. Тяжёлая история, которая имеет свою мораль.
Удивительные образы Мидлтауна
Фэнтези. Главная героиня здесь девочка-школьница, имеющая невероятный талант к рисованию. Впоследствии оказывается, что рисунки, созданные ею, способны оживать. К чему же это приведёт? Ситуация развернётся так, как вы точно не могли ожидать. Проходила дважды.
Банды Нью-Этера
Современный мир, где уживаются мифические создания и обычные люди. Отношения между ними сильно натянуты. Эльфы и маги подвергаются сильным гонениям со стороны простых смертных. Главный герой - колдун-полукровка, которому предстоит выпутываться из различных передряг со своим другом-эльфом. Эту историю я только начала, но пока что она мне не сильно нравится.
За Калиновым мостом
Киевская Русь. В главной роли здесь богатырь (или богатырша), сразивший ужасного змея, терзавшего его родную деревню. Желая забыть произошедшее, герой берёт родную сёстренку сироту и прибывает с ней в Киев, чтобы оттуда отбыть в Царьград и начать новую жизнь. Однако всё идёт не по плану и князь Владимир шантажом заставляет проделать богатыря огромный путь, чтобы добыть легендарный меч-кладенец.
В данный момент "За Калиновым мостом" в процессе написания, серии добавляются ежедневно. Увлекательная и интересная новелла, особенно нравится читать речь героев, она точно сделана в стиле тех времён.
Резюме
Игра действительно интересная! Она увлекает буквально с первой же главы и потом невозможно оторваться: хочется читать ещё и ещё, тормозит лишь отсутствие билетов.
- Во-первых, здесь большинство взрослой аудитории, а не неадекватных школьников, хотя если вы не сидите в группе Stories Your Choice, они вам никак не помешают. Можно пообщаться с единомышленниками, обсудить прохождения.
- Серии обновляются каждую неделю, не нужно муторно ждать целый месяц, чтобы прочесть продолжение любимой истории.
- Донат дороговат. Мне это не мешает, я не доначу в игры. Только если какие-то совсем мизерные суммы типа 100-300 рублей, да и то крайне редко.
- Разнообразие сюжетов. Здесь нет определённого направления, типа любовные истории только для девочек. Жанров действительно много и есть из чего выбирать.
- Отзывчивая техподдержка, которая отвечает не по две недели, а почти сразу же.
Если соединить воедино все преимущества игры, то я смело могу её рекомендовать! Недостатков нет, только если дорогие выборы, но разработчики тоже люди и им хочется кушать, так что их ещё можно понять.
Спасибо за внимание!
(Продолжаю выкладывать свои архивы. На этот раз - "Калинов Мост")
По правде сказать, всё, что написано ниже, уже давно просилось на бумагу, но как-то было некогда, да и не казалась эта тема мне тогда настолько важной. И только когда в мои руки попал очередной выпуск из moroz’овской серии “Легенды русского рока”, я понял, что молчать больше нельзя – так можно и вовсе никогда не начать. Помню, я стоял и тупо смотрел на ставшую уже привычной синюю обложку с надписью на ней – “Калинов Мост” и думал: господи, неужели ж и “Калинов Мост” – уже легенда?
Как это ни печально, но приходится признать – эпоха русского рока, того настоящего, самобытного явления, буквально всколыхнувшего страну в середине восьмидесятых, прошла безвозвратно, и каждый из участников того великого похода теперь уже легенда. А кто не легенда, тот – живая легенда. И теперь, когда восьмидесятые остались далеко в прошедшем, когда уже кончились девяностые, когда отшумели споры и драки, когда все уже забыли, кто есть кто, не хочется снова махать кулаками. Бесполезно это и не нужно. Хочется просто оглядеться и посмотреть, что было и что есть, потому что кто-то всё ещё не может забыть, как “шатаясь, бойцы об траву вытирали мечи”.
Вот только почему-то от этого становится ещё грустнее.
Думаю, уже никто не станет со мной спорить, если я скажу, что Димка Ревякин был и остаётся самым недооценённым музыкантом и поэтом той эпохи. Общеизвестно, что БГ и Цой своими песнями испортили половину рок-н-ролльной молодёжи. А Бутусов с Кормильцевым испортили вторую половину. Но в угаре споров все как-то пропустили тот факт, что была и третья половина. “Так не бывает” – скажут мне. Но в том-то и дело, что бывает – её обычно составляют перебежчики из первых двух.
2. Держаться корней?
Для большинства из нас “Калинов Мост” начался с альбома “Выворотень” (как сейчас помню этот конверт дикой чёрно-вишнёвой раскраски с упавшим старым деревом на обложке и витиеватым вензелем “КМ” на “пятаке”, странные названия песен и вообще. ). На самом же деле история “Моста” длинна и запутанна. Не будем углубляться в дебри рок-н-ролла – заросшие тропинки могут завести нас очень далеко, а информацию при нынешнем количестве энциклопедий и так найти нетрудно. Скажем лишь, что “Калинов Мост” был одним из первых, когда в 86-м году зашевелилась периферия, когда возникли на столичных подмостках свердловские “Нау” и “Чайф”, “Облачный край” из Архангельска и киевские “Вопли Видоплясова”; когда переехали в Питер Шевчук и Башлачёв. О большинстве из них вскоре узнала вся страна, но то ли Новосибирск был уж очень далеко, то ли плёнки осыпáлись, не доезжая до Москвы. Так или иначе, только магнитофонные записи “Калинова Моста” не выходили за пределы Сибири, и “Выворотень” оказался для всех полнейшей неожиданностью. Поясняю: дело в том, что ранний “Калинов Мост” играл совсем другие вещи – тяжёлые блюзы, замешанные на эстетике Джима Моррисона и столь милого Н-скому сердцу панкушного драйва: “Сибирский марш”, “С боевыми глазами”, “Расскажи мне” и другие. Была куча концертников, какие-то подвальные записи, сейшены – всякие, там, “Громовень”, “Оябрызгань” и “Прочижень за Байкал”… (впрочем, вру – последние два были позже). Ничем особенным среди прочих Ревякин не выделялся, разве что странноватым, изломанным слогом и каким-то нездешним, образным видением мира. Отзывы коллег о его творчестве были самые противоречивые – от “Обыкновенный гений” (Кинчев) до простецкого – “Гадёныш” (если мне не изменяет память, кто-то из “Комсомолки”). Но “пластиночный” дебют “Моста” ошеломил всех – как тех, кто слышал его в первый раз, так и тех, кто знал раньше.
Никто не знает, что стряслось, но, после провала на фестивале в Черноголовке, с Ревякиным произошла удивительная перемена. В основу “Выворотня” был положен мифический сольный Ревякинский “Больной альбом” – на 100 процентов новый материал, записанный, когда он возвратился в родной Новосибирск и загремел в больницу с нервным срывом. Все помнят эти вещи – “Колесо”, “Набекрень голова”, “Гон в полдень”, знаменитый “Венч”, “Последняя охота” и прочие. Ушли в прошлое “Сансара”, “Марш”, “Вольница” и “Честное слово”, на смену им пришло что-то совершенно невообразимое. “Искал без устали, распарывал швы / Бурые веки изрезал зрачками / Рубахи Суздаля напомнил живым / Огненным криком слёзы чеканил!”; “Даром вышло / как дышлом в воротá, выпил горлом рассветы / Вышил каплями грудь в самородок ребристый / Обернулся в ключ на губах колюч / жёг рубец через ветошь / для твоих сухих глаз последняя пристань”. Отголоски древнеславянской лексики, какие-то куски шаманских заклинаний, неологизмы, игры слов, слова игры, игра словами. Записан и сведён альбом был ужасно, но даже это пошло ему на пользу! В нём было что-то первобытное, недаром даже сам Ревякин пел в одной из песен: “. и увидел себя в шкурах и босиком”.
Правды ради, надо сказать, что в то время эти же корни чисто интуитивно нащупал Саша Башлачёв, и эти два, в общем-то, разных автора, во многом определили стилистику нашей рок-музыки конца 80-х. Критики взахлёб принялись кричать о “былинных корнях”, “сказовой эстетике” и “фольклорной традиции”, поминая добрым словом то Змея Горыныча, то Добрыню Никитича, и вскоре окончательно похоронили группу под лавиной восторженных эпитетов.
Не было там ничего подобного! Не было никаких “Не лепо ли ныне бяшетъ, братие, начати старыми словесы древних повестей о пълкы Игореви. ”. Не в старине и не на стороне искал Ревякин вдохновения, а в нынешнем, нашем, сегодняшнем! Но кто из них его слушал? Итог сего процесса известен – “Иных уж нет, а те далече”. Саши уже нет. А Ревякин.
“Выворотень” Ревякина стал не просто альбомом, он стал символом эпохи. БГ всё ещё опирался о платан, не замечая, что дерево давно рухнуло, и уже невозможно держаться прежних корней.
Ревякин бросил этот выворотень и пошёл искать новые.
Один мой друг сказал мне как-то раз примерно так: “Вообще-то, мне нравится Ревякин, но понимаешь. Раньше у него были более простые и понятные вещи, он был каким-то. своим, что ли. Даже тот же “Выворотень”, хоть и был непонятным, но был своим. А когда впоследствии процентное содержание всех этих глючных слов в его песнях стало таким огромным, я понял – это не для меня”.
Я и согласен с ним, и нет.
В то время у “Калинова Моста” вышли сразу два альбома – “Дарза” и “Узарень”, причём, ситуация слегка напоминала историю с выходом альбомов “Abbey Road” и “Let It Be” у “Битлз”. Альбом “Узарень” был записан раньше, но первым вышел “Дарза”, и восприятие эволюции “Калинова Моста” было нарушено. Для многих эта ситуация сохраняется и до сих пор. Если “Узарень” был попыткой подвести итоги, то “Дарза” – сделать что-то новое.
Помню, как я приобрёл этот альбом (в смысле – "Дарзу"). О, таких теперь уже не делают! Лицо из лепестков огня в разбросе радужных бровей, слепой боян с гуслями. Дизайн обложки потом безжалостно запороли на компакте, а тогда это был роскошный, в целлофане, “сдвоенный” конверт со вкладышем-постером и всеми текстами песен на развороте — последний крик умирающей виниловой технологии. Вскоре от таких пластинок останутся лишь ностальгические воспоминания, да пыльные коллекции “блинов” на полках у старых меломанов, а новому поколению при слове “винил” придёт на ум не диск пластинки на вертушке, а чёрный отблеск юбки у девчонки на рейверской party. Впрочем, я отвлёкся.
Первым всё же был “Узарень” с его мягким акустическим звучанием. Энергия постепенно уходила, погружалась, растекалась поровну. Уже не было таких безумных выплесков, как на “Выворотне”, – "к ночи успокоился упрямый". Весь этот альбом - как настой каких-то странных трав, как заколдованный лес, где заплутал в средневековой тоске герой, инкарнированный в наше время даже не из прошлого, а из какого-то параллельного мира. “Кричите нам вслед: Луноликие! С рогами буйволиц по плечам! С полоской молнии в переносице!”.
Никто не кричал.
Все слушали.
На “Дарзе”, незаметно для окружающих, “Калинов Мост” продолжил своё движение на Восток, туда, где русская душа когда-то покоряла Азию походами сибирских казаков. Покоряла, покоряла. и сама была покорена. В монгольском прищуре буддистских монахов, в чащобах уссурийской тайги, среди гольдов, эвенков и ульчей затерялся и сгинул загадочный странник. “Веки готовы сечь Вырей / лукавым взглядом / Новую Мекку взглядом. ”. Тянется и тянется галерея удивительных и непонятных образов. Все песни – как одно большое путешествие, как дорога с Соловков на Тибет. “Раскосые ведут глаза, / Прощают негромкий след, / Мелеют в запахе прищуром. / Венчает путь утёс кресал – / Велением его прозреть / И высечь имена посулом. ”. В каждом слове два, а то и три значения, как в эльфийских стихах. “Помню, отплясал крошками кресал / Круг желанный. / Помню, остудил кольцами удил / Губы-раны. / Помню, в ночь ушёл. ”
"Мне бы только помнить имя твоё…"
Если б вы только видели, в какое негодование приводил иных этот альбом! Что это, мол, за “Хождение за три моря – II”? Какие ещё тропы в Китай? Какой такой Даждо? Где она, эта новая Мекка? Ты куда завел своей кривой по бездорожью.
И ведь не говорит гадёныш!
А Димка знай себе, посмеивался.
И досмеялся.
Плакать пришлось всерьёз.
3. Два шага назад.
Помнится, был во Франции один художник-импрессионист - Дега, довольно знаменитый, между прочим, но была у него одна черта, – он вечно был недоволен своими творениями и никогда не мог их дописать. Даже завершённые картины он иногда со слезами на глазах выпрашивал у друзей обратно, чтобы переделать, в результате чего прекрасные творения исчезали навсегда под слоем поздних исправлений. Ну, он ещё “Гладильщиц” написал, помните? Так вот, Димка Ревякин к концу восьмидесятых стал напоминать этого художника. Все его словесные эксперименты закончились тем, что народ окончательно перестал его воспринимать, за исключением близких, друзей и той самой “третьей половины”, о которой говорилось выше. Все новые замыслы тонули в лавине переделок, вдобавок, он по-прежнему лелеял идею выпустить свои старые песни. Для начала был выпущен концертник “Никак 4.06.93” с ужасающим качеством записи и старыми песнями. Люди покупали его, в основном, из-за “Сансары” – без сомнения, одной из лучших песен Ревякина, да и русского рока вообще (скомпрометированная в своё время Алёшей Вишней, она надолго исчезла из репертуара “Моста” и нигде не издавалась). Потом был unplugged “Ливень” (наверное, это единственное нормальное слово среди Димкиных неологизмов с окончанием на “ень”). Особой вехой стала “Охта”, но в силу известных причин её мы касаться не будем. Потом – опять концертник “Надо было”. Роднит все эти альбомы одно – на них записаны одни и те же старые песни или перепевы “Выворотня”, “Дарзы” и “Узареня”. Другое дело, что Ревякин всё никак не мог решить, как лучше их сыграть, а в остальном всё шло в точности по Ильичу: “Шаг вперёд, два шага назад”. Не хочется вспоминать об этом, тем паче, что и во всём обществе тогда царили в точности такие настроения.
К тому времени и в группе назревал разлад. Смоленцев приходил и уходил, с остальными тоже было не всё ладно, концерты давались редко и нерегулярно. Упорно муссировались слухи о распаде “Калинова Моста”. Ревякин то приезжал в Питер, то уезжал обратно в Н-ск, что-то писал и один и с группой. Не знаю, чем бы всё это кончилось, не выпусти “Калинов Мост” в 94-м “Пояс Ульчи”.
Об этом альбоме разговор пойдёт особый, и потому отведём ему побольше места.
4. Ревякин, которого мы потеряли.
Все те искания, которыми на протяжении почти десятка лет болел Ревякин, весь тот синтез Запада и Востока (а отчасти и Севера) – наиболее полно всё это раскрылось на альбоме “Пояс Ульчи”. По моему глубокому убеждению, он стал вершиной творчества “Моста”, но – увы! – метания тянулись слишком долго, и момент был упущен. “Калинов Мост” к тому времени уже мало кого интересовал.
“Думал птицей лететь над водой, / В зов проститься, молиться о той, / Что сберегла крыла. ”
Как на слух, так и по восприятию “Пояс Ульчи” разительно отличается от всего, что группа записывала и прежде, и потом. Закончились долгие странствия, все вернулись домой и сидят у огня, “бойцы вспоминают минувшие дни”. Исчезли описания, пошли рассказы. Весь альбом как некий катехизис: каждая строчка – как ответ на вопрос “Что делать?” Эта странная интонация поначалу здорово режет слух. Надо сказать, что в этот альбом я “въезжал” дольше, чем в любой другой у “Калинова Моста”. Здесь, что называется, “мало услышать”, надо вдуматься, но кто в наши времена любит думать? Строчки сплетаются, мечутся бисером – (не будьте свиньями!) – образ? усмешка? – лицо в отражении зрачков. Треск бересты в печурке вместо аккомпанемента.
“…Ресниц ароматы брызгами ранят. / Твердыня лица твоего / румянит шелками, / И слезы седых воевод / хрусталятся в камень”.
“Смеялись дети нам в ответ / И было так светло, что вязью Вед / темнели губы, / Хлопьями хмелел закат. ”
Здесь у Ревякина, пожалуй, в первый и последний раз вдруг возникает тема женского предательства. Кто знает, что тому виной? Герой вернулся, а его не ждут – вот и всё. Но как это сказано! Вслушайтесь:
“А ты без затей обрекла другому / Трепет бровей. / Крылом задень, смахни рукою / Пух тополей. ”
“А кто в траве остался у реки, – / Плетут венками, птахи помнят. / В руках грубеет Дарза, сумерки / Ждут женихами, Смотрят овно: / Лови мозоли рун!”
“Я зря тебе берёг / Ночлег усталый. Согреет другой / Уловом вешних тонь, / Румянец дорогой получит даром.”
“Волосы по плечам, набело отбренчал / Сон, что был с тобой. / Утром иду искать омут, где пьёт тоска / Пыл моих обойм. / И в завитке коры в чёрную гроздь сгорит имя. / Примет ватага лбов, кто забывал любовь дымом. ”
Распяты в снах.
Теперь никто не спросит,
Как умел встречать
дождями осень,
Греть травой обрывы рек.
Брить тугой колчан ветрами,
Долей брать ладонь ульчан,
Прощать молвой, роднить тропой.
Ребром телег.
Невероятной, фантастической красоты аллегории! Так и представляешь себе, как тает в дикой скачке щетина стрел в колчане, устремляясь прочь с разрывом тетивы, и – посвист ветра в оперении.
Эх, ну почему, почему я не умею так писать?!
О музыке нужен бы разговор отдельный, но тут я ничего не могу сказать. Достаточно того, что здесь такой же синтез, как и в словах – в каждой песне по четыре-пять мелодий, синкопы, ритмические сбивки, аранжировки, чёрт те что. В общем, тут я тоже лучше промолчу.
Но потерянное время не вернуть. На смену прежним пришли другие герои и другие песни. Новый, не то концертный альбом, не то сборник “Травень”, выпущенный годом позже, уже никто не заметил, хотя "живые" версии некоторых песен там были экстремально великолепны.
Ревякин сделал своё дело, Ревякин может уходить.
Чья беда в том, что мы навсегда уходили из дома?
5. Ревякин, которого мы обрели.
Расставанье неизбежно, это знает любой, и однажды настал день, когда “Калинов Мост” прекратил своё существование. Постепенно и мы добрались до причины написания сих строк. Давно известно, что всякий конец – это чьё-то начало. С распадом группы жизнь не кончилась.
Новый альбом Ревякина носит странноватое название: “Далёким и близким, Дмитрий Ревякин и “Белый Огонь” – Всё поле в цветах”. Ставим на магнитофон и что же мы слышим? Правильно, угадали – всё те же старые песни в новой аранжировке: “Девка Красная”, “Сансара”, “Ухожу в никуда”, “Девочка летом”, “Не скучай” и т.д. Уже нет рядом никого из группы и даже никого из тех, кто в группе иногда “поигрывал”. Исчезла столь узнаваемая с первых тактов смоленцевская гитара, исчез специфический “Калиновский” звук, все аранжировки теперь делает Игорь Мялик сотоварищи. И сразу становится ясно, что “Мост” и Ревякин – далеко не “близнецы-братья”, и с запоздалым разочарованием начинаешь понимать, что “Калинов Мост” был не просто группой “Ревякин сотоварищи”, но чем-то большим.
Гораздо большим.
Спору нет, хороши и “Сансара” и “Не скучай”, спору нет, подкачали и “Девочка. ” и “Девка. ”, спору нет, интересные штуки получились из “Уходили из дома” и “Покоряясь весне”. Спору нет, но. Дальше-то что? Это только перчатки бывают хороши, если долго ношены. Сколько же можно перепевать старьё, тем более, что лучше-то оно от этого не становится, как ни крути – и нюх не тот, и глаз не тот. Былая сложность восприятия ушла, нет больше восхитительных ревякинских загадок, в которых открывались бездны бытия. Остались просто перепевы старого: “Улицы пусты / Не спешат такси / Туман […] Если ты один бьёшься среди льдин / Если все друзья бросили тебя / Вот тебе моя рука!” – поёт Ревякин, и тут же, в следующей (!) песне, словно бы глумясь над собственным сегодняшним безличием, вдруг намекает: “Если звонкий смех вокруг не радует тебя / и тоска унылая руку подала”.
Вот тебе моя рука…
Если это проделано не нарочно, то это – Знак. Пиршество перкуссии и шелест океана оказались неспособны заполнить образовавшийся вакуум. Альбом записан прекрасно, чудесно, но. Короче: слушать его совершенно не хочется. Так, разве что “Сансару”. И то – из уважения к Ревякинским сединам.
“Нарожаем рокеров-детей / Чтобы дружно пели. ей-ей!”
Помнится, Ревякина как-то спросили: “Будет ли в будущем место для Бога?” и он ответил: “Для этого бога – нет!”
На обложке “Белого огня” написано: “Благодарень Майку Спутнову за прозрение”.
Дай бог, чтобы это прозрение оказалось не тем, о чём я думаю.
Как грустно-то.
На сайте Литнет используются файлы cookie. Cookie обеспечивают правильную работу сайта и предоставляют вам больше возможностей при его использовании. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.
Читайте также: