Wolfenstein какая часть лучше
Перезапуски некогда популярных серий – всегда дело очень неоднозначное. Да, непросто переосмыслить старый сеттинг и заставить вновь влюбиться в него людей. Но, если это удалось, то еще сложнее удержать этот успех. Потому что первое «ух ты!» неизбежно пройдет, и вторая часть может оказаться действительно «вторичной» . Нечто подобное, увы, случилось и с серией Wolfenstein.
О том, почему это так, и что из себя представляет игра New Order – в нашем обзоре.
Return To Castle Wolfenstein
Никита Казимиров, редактор новостей
За создание Return to Castle Wolfenstein (вернее, за ее одиночную кампанию) отвечала студия Gray Matter Interactive, а id Software всего лишь присматривала за производственным процессом. Этот факт может у кого-то вызвать сомнения по поводу качества шутера, но успокойтесь — с ним все в порядке. Немного уйдя от драйва и «мяса» оригинала, игра заметно приобрела в глубине.
Во многом за это стоит благодарить потрясающий дизайн локаций. Агенту Бласковицу предстоит оказаться в самых разных ситуациях. На первый взгляд уровни стандартные — замок, лаборатория, типичный европейский городок, аэродром. Но каждая комната в них сделана не просто так, все переходы, расположение оружия и аптечек несут в себе конкретную цель — развлечь тебя, но при этом бросить вызов. Так рядовой отстрел нацистов превращается в захватывающее приключение.
Учитывая, что Бласковиц теперь умирает достаточно быстро, на максимальном уровне сложности приходится заучивать локации наизусть, аккуратно выглядывать из-за углов и уничтожать чуть ли не всех врагов по стелсу (он тут простой, но часто выручает). Вообще, Return to Castle Wolfenstein желательно проходить как раз с повышенной сложностью, ведь только тогда можно оценить, насколько продуман в ней каждый метр уровня.
Сюжетно шутер стал более осмысленным и ударился в оккультизм. Идея немцев, желающих воскресить короля Генриха I, все еще отдает откровенным бредом, но благодаря ей в путешествии Бласковица чувствуется живой дух приключения и противостояния масштабному заговору.
А еще Return to Castle Wolfenstein — это просто хороший олдскульный шутер. Не такой «олдскульный», как первые части Doom или Quake, но зато без элементов прокачки, иммерсивности и прочих социальных посылов. Просто хорошая игра — иногда большего и не надо.
Wolfenstein: The New Order
Алексей Егоров, постоянный автор
Wolfenstein: The New Order — доказательство того, что совершенно дурацкую на первый взгляд историю можно сделать хорошей. Ведь серия эта никогда не славилась запоминающимися сюжетами — в основном все вспоминают перестрелки, зомби-нацистов и прочие плоды оккультной деятельности Третьего рейха. А вот The New Order получилась хорошей и сточки зрения сценария, и с точки зрения стрельбы.
Безусловно, придраться к геймплею можно. И сомнительной ценности эпизоды со стелсом, и не лучший местами левел-дизайн, и прокачка эта вездесущая — но все это искупает возможность взять в обе руки по дробовику и с безумным кличем ворваться в ряды нацистов, сея хаос и разрушение.
Как шутер от первого лица The New Order без шуток работает чуть ли не идеально. Игра очень ненавязчиво предлагает «жонглировать» оружием, меняя его, исходя из ситуации на поле боя, из-за чего зачистка каждой отдельной комнаты получается уникальной. В одну влетаешь с гранатами наперевес, добиваешь врагов из автоматов, а затем метательным ножом снимаешь командира, который готовится позвать подкрепления. В другую входишь тихо, аккуратно разбираешься с врагами на высоте, и лишь затем выпускаешь свинцовый шквал, чтобы у тех не было ни единого шанса. Можно, впрочем, всю игру пройти с автоматами — никто, в общем-то, не запрещает.
Wolfenstein (что «Новый порядок», что дополнение к нему, что продолжение) — отличные игры, которые легко могут доказать любому скептику, что разработчики еще не разучились делать по-настоящему мощные шутеры.
Wolfenstein: Youngblood — кооперативный шутер про дочерей Уильяма Бласковица, Джесс и Софи. За кого из близняшек играть, без разницы: уникальных «классовых» способностей у них нет, поэтому и роли занимать не придется — они обе одинаково хорошо стреляют из всех видов оружия и разрывают нацистов на куски чуть ли не голыми руками. Как батя!
Обошлось и без революционных кооперативных механик, но разговор вообще не про то. Предыдущие три части Wolfenstein — это запредельно драйвовые и «мясные» шутеры, где Би Джей в одиночку убивает толпы наци, а Youngblood — то же самое, только в два раза драйвовее и «мяснее». Отсюда и вдвое больше веселья: правило «с другом любая игра лучше» здесь работает безотказно — и при этом совсем не смущает. Это реально та самая игра про жестокого убийцу нацистов, в которую теперь можно сыграть со своим бро. И это лучшее.
Иногда, конечно, надо и двойные рычаги одновременно дергать, и кнопки по команде нажимать, но это все мелочи, на которые вообще не обращаешь внимания. 99% Wolfenstein: Youngblood — это когда один игрок хватает огромную лазерную пушку и обходит врагов сбоку, пока другой непрекращающимся пулеметным огнем откуда-нибудь сверху, с одного из балконов, отвлекает их на себя. И все это происходит на парижской площади, где через каждые два дома вывески булочных лавок с изображением багета. Или брецеля — потому что Париж 1980 года находится под властью нацистов.
Впрочем, Youngblood спокойно можно проходить в одиночку. В такие моменты она просто превращается в BioShock Infinite, а сестра становится местной Элизабет, которая помогает всем, чем может. Не ресурсы таскает, а вполне успешно мочит нацистов.
И за те часы, что я наиграл в новую Wolfenstein в сингле, не было случая, когда ИИ-напарник затупил бы. Ощущения, что я упускаю часть механик, так как играю один, тоже не было. Если надо, Youngblood станет для вас отличным одиночным шутером, где к вашей игре в любой момент сможет подцепиться друг.
Ради крутого дизайна уровней, за который отвечали создатели Dishonored и Prey
Вместе с авторами серии, MachineGames, над Youngblood работала студия Arkane: она отвечала в том числе за дизайн уровней — и это, поверьте, заметно. Во время разработки создатели вообще говорили, что локации чуть ли не Dishonored в памяти вызывают: они лукавили — новая Wolfenstein «иммесив симом» не стала, — но если в нее добавить ключевые жанровые механики, то до Dishonored там и впрямь останется недалеко.
Главное же в том, что Youngblood лишена самой серьезной проблемы The New Colossus — в ней нет узких и невероятно раздражающих, серых уровней, в которых можно потеряться. Просторных арен стало больше: они все с массой подходов и дворов, куда можно убежать от перестрелки или, наоборот, откуда можно ворваться в бойню. Вертикальный геймплей теперь действительно важен — близняшки одеты в особые бронекостюмы и без проблем делают двойной прыжок, так что могут занять выгодную позицию на балконе или крыше невысокого здания.
Про сами перестрелки — отдельный разговор: ситуаций, когда одна сестра заходит слева и агрит на себя робособаку, а вторая обходит справа и забрасывает врага гранатами, полно. Нечто похожее было в Call of Duty: Black Ops 3 и, пожалуй, в серии Halo.
Иногда в новой Wolfenstein есть что-то от Half-Life 2
Еще момент: это не сразу замечаешь, но почти все уровни в Youngblood зеркально отражают сами себя. Не буквально, до каждой мелкой детали, а в том смысле, что подходов к цели всегда два (или больше): сестры могут четко разделить локацию и разбираться с нацистами на своей половине, время от времени помогая друг другу. Не бывает так, что героинь зажимают в одном углу и прессуют до смерти (разве что в битвах с боссами на закрытых пространствах, но редко). Всегда есть пространство для маневра, из-за чего возможность согласовывать действия с напарником — чуть ли не главное, что есть в игре.
Ради выдающейся шутерной механики
MachineGames сотворила один из самых зрелищных шутеров за всю историю жанра. Враги здесь — туши, разваливающиеся на отдельные куски мяса после нескольких выстрелов из дробовика; Бласковиц буквально крошит нацистов, превращая их в красную пыль. В The New Colossus чувствуется каждый выпущенный патрон, каждое попадание по противнику вызывает космический восторг. Самые напряженные моменты вызывают дикую ярость: герой врывается в толпу врагов, расстреливает их из всего, что есть, рубит топором, а потом проводит эффектное фаталити на последнем оставшемся фрице. Полнейшая эмоциональная разрядка.
Каждое это слово можно применить и Wolfenstein: Youngblood, если Бласковица заменить на Софи и Джесс. Добавить тут нечего — это все еще один из лучших шутеров в индустрии, стрельба в котором гораздо важнее всего остального.
Ради присущего серии черного юмора и совершенно безумного сюжета
В этом смысле Youngblood тоже ничем не хуже The New Colossus — кровищи, жестких шуток, фирменного безумия в новой игре хватает.
Уильям Бласковиц, Аня, Джесс и Софи живут в освобожденной от нацистов Америке, но однажды Би Джей куда-то пропадает. Его дочери находят зацепку, угоняют вертолет ФБР и прилетают в занятый немцами Париж, знакомятся с местным сопротивлением и начинают искать отца. В одной из первых сцен, на первой же миссии, у случайного нациста от выстрела лопается голова, его мозги залетают в рот Джесс, а Софи, вместо того чтобы дать сестре воды, орет и смеется.
Рассказывать о каждой такой сцене в подробностях — преступление, но если вы играли в The New Colossus, то знаете, что ожидать от Youngblood в плане юмора. Это такой же по-хорошему трешевый сюжет, что и в предыдущей игре, нарушающий все правила современного толерантного мира — это и делает его особенным.
Wolfenstein
Алексей Корсаков, автор «Канобу»
Wolfenstein 2009-го, от студии Raven, лишилась подзаголовка, хоть и служила вольным продолжением Return to Castle Wolfenstein. Все элементы серии были на месте: нацисты вновь надели фантастическую броню, а мы кошмарили их в роли Уильяма Бласковица, используя невероятные пушки. В основе сюжета были магические опыты, а у самому герою даже достался магический амулет, который даровал ему особые способности.
С помощью могучего артефакта Бласковиц шустро скакал между мирами, заглядывая в «измерение тени». Там герой мог проходить через запертые двери людского мира, видеть скрытое от обычного взора и выгонять из «сумрака» фашистов. Также амулет позволял ставить волшебный щит и замедлять время. Оно ничем особым не выделялось, но выглядело эффектно.
Как и перестрелки. Причем веселье начиналось буквально с первых минут, безо всякой раскачки и скучного обучения. Экшен в духе старой школы кроме хорошей реакции не требовал от игрока ничего лишнего. До красочного безумия, как в Serious Sam, дело не доходило, но мозг разгружался прекрасно.
Мясо и тестостерон
Бласковиц приходит в себя в чем-то вроде больницы для «психических». Ну как приходит – проблески сознания были и до этого, однако наш герой не чувствовал времени и не осознавал, что же вокруг него происходит. Кроме одной симпатичной медсестры, которая явно к нему привязалась. Но вот приходит день, и фашистская зараза добирается и сюда – фрицы решают уничтожить всех больных заодно с персоналом, который вступается за пациентов. Тут внезапно наш герой чувствует, что у него вполне достаточно сил для того, чтобы «положить» десяток-другой фашистов.
В этой завязке – все. Глубина психологического драматизма (не излишняя, а вполне подходящая к жанру), характеристика главного героя – этакого мессии на стероидах, головореза, делающего святое дело – уничтожающего фашизм. Страдальца, который теперь имеет полное моральное право гнобить все, что носит свастику на мундире. И игрок чувствует, что всю игру он будет помогать людям, а не просто опорожнять рожок автомата.
И вот это ощущение – наверное, самое крутое, что есть в New Order. Наряду с самим процессом расправы над врагами, конечно же. А он тоже выполнен на высоте – игра максимально брутальна и убедительна в этой своей брутальности. Ты действительно чувствуешь – если не ты, то точно тебя, можно не сомневаться!
Черепа ненавидишь с первых минут знакомства с ним. И желание отомстить сопровождает на всем протяжении прохождения Черепа ненавидишь с первых минут знакомства с ним. И желание отомстить сопровождает на всем протяжении прохожденияИ мы уже молчим про офигенные постановочные ролики! Профессор Череп , измывающийся над твоими соратниками, с которыми ты еще пару минут назад смеялся над удачной шуткой. О нет, профессор, мы еще с вами встретимся! И вы поймете, с кем связались… Это максимально тестостероновая игра, по уровню своей «мужицкости» сопоставимая с боевиками 80-90-х.
Уже не Блас(ж)ковиц(ч)
Поскольку New Order – игра уже старая, мы можем ее сравнить с сиквелом – New Colossus . Да что там – даже с известной Castle Wolfenstein . И, если сопоставлять с "замком", то на мой вкус это две примерно одинаковые по качеству игры. Просто очень разные. Castle Wolfenstein – это трешовый, но очень выдержанный геймплейно боевик, в свое время задавший ряд трендов в стелс-экшенах и шутерах. Он и до сих отлично играется, хотя никакой глубины там ждать не стоит – все эти сектанты-фашисты и тогда-то всерьез не воспринимались, а теперь и тем паче. Правда, в дополнении Old Blood все же сделали жирный реверанс в сторону трешевого прошлого ( и какой крутой! ), но это скорее в виде исключения.
New Colossus, конечно же, идейно ближе к New Order – все-таки это прямое продолжение. И вроде бы видно, что разработчики попытались развить идеи первой игры перезапуска. Много тех же самых персонажей. Еще больше злых фрицев, более навороченный экшен. Однако на протяжении всей игры не покидает ощущение, что вокруг, собственно, ничего важного не происходит. Не будем акцентировать внимание на повесточке, но сильные женщины в New Colossus явно отодвинули фигуру Бласковица на второй план – он стал просто тупым дуболомом, который делает то, что ему скажут.
И что-то потерялось… ведь сопереживали мы именно Бласковичу, а не кому-то другому. Да и вообще сюжетно New Colossus на голову слабее, чем New Order. Впрочем, и геймплейно тоже – но это уже тема для обзора самого «колосса». Поймите правильно, New Colossus – хорошая игра. Но все же хуже, чем ее предшественница.
Что же до Young Blood , то его мы здесь обсуждать не будем тем более. Во многом потому что все, увы, и так очевидно.
А какая часть Wolfenstein самая любимая у вас? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!
В тексте о Doom 2 в нашем топе 20 лучших шутеров от первого лица я рассказывал о бессмертии величайшего 2,5D FPS. Верх и низ условны, есть только право-лево, вперед-назад, но эта условность не ограничивает геймплей, а скорее подчеркивает достижения id Software.
В Wolfenstein 3D все еще проще: нарисованы только стены, призы, оружие и враги, с ролью пола и потолка справляется серый фон. Количество пародий и переделок (в том числе порнографических) доказывает, что нацистов и Шмайсер в «Вольфенштейне» можно заменить на что угодно, игра при этом не потеряет в геймплее. Все дело в аркадной простоте и скорости уровней, выверенности движения персонажа и противников, яркости видеоряда и звонкости звуковых эффектов, создающих ощущение физической осязаемости происходящего, силы оружия, боли от ран, заряжающих яростью боя, паранойей лабиринта, триумфом кратковременной победы и страхом многочисленных, унизительных поражений.
В техническом плане все на уровне какой-нибудь The Legend of Zelda или Super Mario Bros. — только за всем стоит не японская корпорация с собственной платформой и практически неограниченными ресурсами, а четверка техасских безумцев, в максимально сжатые сроки набивающих shareware-дискеты контентом. Очень раздражает, что Wolfenstein 3D не назовешь ни первым шутером, ни даже первым Wolfenstein — были и более ранние, заслуженно забытые аналоги и однофамильцы.
Параллели с The Beatles в прорывной игре id сильны, как никогда. Начинается все с мелодии — гениального движка Джона Кармака, в очередной раз совершающего на PC технически невозможное (до этого он сумел создать точный клон Super Mario Bros. 2, открыв целую эру PC-платформеров). Слова не важны, сама по себе мелодия может вытащить что угодно. Но гений Джона Ромеро, дизайнера уровней, делает из абстракции конкретику, из игры, в которой кто-то где-то ходит и в кого-то пуляет, — незабываемую схватку с нацистами в средневековом замке.
Почему именно с ними? Почему именно здесь? Потому что иначе было нельзя! Это те самые, единственно верные слова, которые выводят мелодию на принципиально новый уровень. Арт Эдриана Кармака врезает в память каждую деталь аранжировки, от нарочито-брутального дизайна металлических дверей до сверкающих из-под касок голубых глаз нацистов, а дизайнерский талант Тома Холла превращает замок в набитую секретами и сокровищами шкатулку, все тайны которой можно постигать годами и даже десятилетиями.
И только все вместе они могут оставить в произведении фирменный хулиганский росчерк вроде уровня в виде серии гигантских свастик (Episode 6, Floor 3), за который кому-то из участников, быть может, стыдно в зрелом возрасте, но без которого в наше время оригинальную вещь уже невозможно себе представить. В итоге получается Eleanor Rigby — или Wolfenstein 3D. Это, конечно, не Hey Jude или Doom II: Hell on Earth, но создатели не виноваты, что они продолжили расти после шедевра, который у любой другой команды был бы достижением всей жизни.
Почему Wolfenstein: Youngblood можно пропустить?
Потому что в ней очень мало нового
Wolfenstein: Youngblood — спин-офф, самостоятельное дополнение — называйте, как хотите. Это точно не еще одна крупная и знаковая игра в серии. В ней по большей части те же самые враги: солдаты в броне, механические псы и дроны. В ней по большей части то же самое оружие. Даже стелс сохранился, и он все еще не нужен — зато его забавно обыграли. Если играешь с ИИ-напарником, то всегда есть шанс, что он запалит вас обеих, и потому у него всегда включается невидимость (способность костюма), когда ты приседаешь на корточки.
Иначе говоря, если вам хватило прошлых игр, то с Youngblood нужно аккуратнее: ничего принципиально нового — кроме кооператива, конечно — она не предложит.
Потому что у нее довольно странная структура
Первую более или менее достоверную информацию о том, где находится Уильям Бласковиц, сестры узнают уже после второй миссии, спустя два часа игры. Казалось бы, иди да найди — но нет. По плану, сперва предстоит зачистить от нацистов три высоченные башни, расположенные в разных районах Парижа, но там слишком много охраны, поэтому Джесс и Софи надо сперва набраться опыта — буквально.
В Youngblood есть прокачка: опыт дают за коллекционные предметы и убийство врагов. У них, кстати, тоже теперь есть уровни, это влияет на прочность их брони и вооружение. Вы все еще можете убить суперсолдата 30 уровня из пистолета, но пробивать броню придется долго.
Еще один верный способ получить опыт — выполнять побочные квесты, которые раздают NPC, живущие в лагере сопротивления в катакомбах. В The New Colossus тоже были сайд-миссии, но здесь все серьезно: говорите с персонажем, соглашаетесь на квест и топаете в один из районов Парижа, чтобы этот квест выполнить. Ну, не топаете, а едете на метро — так работает перемещение между лагерем и районами города.
В лагере сопротивления, конечно, есть автоматы с правильными играми
И вот пока вы не набьете нужный уровень, не прокачаете количество здоровья и брони, не улучшите абилки и не накопите денег для покупки оружейных апгрейдов, в башни лучше не соваться. Хотя вы можете, но лучше не надо.
Игра с такой структурой обречена на сравнения с играми-сервисами и обвинения в гринде, хотя правильнее было бы сравнить ее, скажем, с Warhammer: Vermintide 2, такой же кооперативной игрой, где есть хаб и задания в разных районах города. Сюжета и сюжетного контента в Youngblood, разумеется, в сотни раз больше, но тем не менее.
Серия игр Wolfenstein - это очень известная франшиза, которая стала прародительницей жанра трехмерных шутеров от первого лица в 1981 году. Она рассказывает альтернативную историю Второй мировой войны, в которой Германия пользовалась помощью оккультных сил и невероятных для того времени технологий.
Главный герой серии - Уильям Джозеф Би-Джей Бласковиц (иногда также Блажкович или Бласкович), который является могучим американским солдатом, постоянно мешающим планам нацисткой Германии и убивающий сотни вражеских солдат в одиночку с помощью различного оружия того времени.
Dragon Age - небольшая серия фэнтезийных ролевых игр от компании BioWare, сюжет которой разворачивается на вымышленном материке Тедас
Цельнометаллический герой
Теперь о геймплее. Если кратко – он весьма хорош. Да, некоторые механики тут выдающимися не назовешь. Например, стелс, который обычно сводится к тому, чтобы просто красиво и сочно убить сзади какого-нибудь противника. Однако он здесь нужен лишь для того, чтобы разнообразить игровой процесс, который, как ни крути, в основном сводится к безудержному шутингу. И «пушки» здесь – мое почтение. Ощущается их вес, отдача, они здорово выглядят и здорово звучат. «Примерять» их предстоит на довольно разнообразном пуле противников – от обычных солдат ( правда, с не очень выдающимся ИИ ) до настоящих монстров в железной броне, на которых придется потратить с десяток гранат и сотни пуль.
При этом игра постоянно заботится о том, чтобы вы крошили врагов в классных локациях – замках, окопах, лабораториях. Окружение все время меняется, и ты летишь навстречу новым противникам в темпе, сравнимом с какими-нибудь Quake . А главное – постоянно ощущаешь, с каким неодолимым врагом имеешь дело. Все-таки фашисты за годы отсутствия Бласковица освоили космос и технологически шагнули далеко вперед. Так что после каждой победы ты будешь чувствовать удовлетворение от того, что смог завалить очередную изощренную машину смерти.
Потому что ЧТО? Правильно, главная машина смерти в игре – это сам Бласковиц. Так напомним врагам об этом!
Есть и небольшая прокачка, но она, скорее, привносит приятное разнообразие, но не играет действительно большой роли. В основном мы просто будем «по классике» подбирать армор и патроны и получать все новые способы расправы над фашистами.
Сражения в New Order - это еще и качественные постановочные сцены, органично перетекающие одна в другую Сражения в New Order - это еще и качественные постановочные сцены, органично перетекающие одна в другуюВсе-таки создать харизматичное и богопротивное зло – это очень непростая задача. Но разработчики New Order справились с ней отлично.
Если же искать минусы, то, наверное, можно упомянуть некоторую линейность игры, которая на фоне моды на «открытые миры" и «разные концовки» выглядит немного олдскульно. Но это как раз тот случай, когда «коридорность» идет на пользу. Иначе просел бы темп игры ( как, например, в Metro Exodus ) и пропало бы то звериное напряжение, которым славится серия про Бласковица. Также стоит отметить довольно небольшое количество игровых механик. Но, опять же – для New Order это проблемой не является. А вот для сиквела – уже да. И об этом поподробнее.
Читайте также: