Владимир орловский летний день описание картины
Орловский Владимир Донатович - русско-украинский художник-пейзажист,академик Императорской Академии художеств,представитель академизма.Родился 1 февраля 1842 года в Киеве,в дворянской семье.Начальное художественное образование получил во Второй киевской гимназии у И.М.Сошенко.Позже брал уроки в Петербурге у Т.Г.Шевченко.Писал масляными красками еще до поступления в Академию художеств.В 1861 году Орловский поступил в Академию художеств,где стал делать быстрые успехи под руководством А.П.Боголюбова.За период учебы получил все существовавшие академические награды.В 1866 году изучал памятники московской архитектуры.В 1867 году совершил поездку в Киевскую и Таврическую губернии.В 1868 побывал в Финляндии.В 1868 году окончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени,а за крымские виды получил золотую медаль и право поездки за казенный счет за границу.Три года (1869-72 г.г.) «пенсионером от Академии» он работал в Париже,Швейцарии,Германии,Италии.В 1872 году возвратился в Петербург,получив от Совета Академии разрешение на продление срока пенсионерского содержания в России еще на три года.В 1874 году был удостоен звания академика.Картины художника очень разнообразны как по природе (от Финляндии до Крыма),так и по содержанию.Много писал для аристократии Москвы и Петербурга,для царской фамилии,был популярен наравне с И.К.Айвазовским,в его творчестве видно влияние А.И.Куинджи.Его творения представлены в наши дни во многих музеях,являя любителям живописи высокие образцы русского пейзажа второй половины XIX века.
Орловский умер 19 февраля 1914 года в городе Нерви (Италия),похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище.
Говорят, что каждое время года по-своему прекрасно, а лето - особенно, так как мы ждем его целый год и так хотим от него солнца, тепла, радостных событий. Однако в разгар летней жары, когда земля горит под ногами, так и идут на ум строки Александра Пушкина: «Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи. ». Да, уж не любил великий поэт эту пору года, поэтому и стихов, напрямую посвященных ей, у него нет. Давайте-ка заглянем в творчество других русских классиков художников и поэтов, и узнаем, что они думали о летней поре.
Поэты на Руси всегда отличались красноречивостью и глубиной слов, а художники умением живописно запечатлевать удивительную русскую природу в любую пору года. Поэтому те и другие, как никто другой, смогли передать все оттенки цветовой гаммы и настроения лета.
«Летний день». Иван Бунин
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк. Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
«Смотри, как роща зеленеет». Федор Тютчев
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины.
«Зеленый холм». Александр Блок
Есть в дикой роще, у оврага,
Зеленый холм.
Там вечно тень.
Вокруг - ручья живая влага
Журчаньем нагоняет лень.
Цветы и травы покрывают
Зеленый холм, и никогда
Сюда лучи не проникают,
Лишь тихо катится вода.
Любовники, таясь, не станут
Заглядывать в прохладный мрак.
Сказать, зачем цветы не вянут,
Зачем источник не иссяк?-
Там, там, глубоко, под корнями
Лежат страдания мои,
Питая вечными слезами,
Офелия, цветы твои!
«Летний вечер». Александр Блок
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
«Летняя гроза». Валерий Брюсов
Синие, чистые дали
Между зеленых ветвей
Бело-молочными стали…
Ветер играет смелей.
Говор негромкого грома
Глухо рокочет вдали…
Всё еще веет истома
От неостывшей земли.
Птицы кричали и смолкли;
С каждым мгновеньем темней.
В небо выходит не полк ли
Сумрачных, страшных теней.
Вновь громовые угрозы,
Молнии резкий зигзаг.
Неба тяжелые слезы
Клонят испуганный мак.
Ливень, и буря, и где-то
Солнца мелькнувшего луч…
Русское, буйное лето,
Месяцы зноя и туч!
«Летний вечер». Василий Жуковский
Знать, солнышко утомлено:
За горы прячется оно;
Луч погашает за лучом
И, алым тонким облачком
Задёрнув лик усталый свой,
Уйти готово на покой.
Пора ему и отдохнуть;
Мы знаем, летний долог путь.
Везде ж работа: на горах,
В долинах, в рощах и лугах;
Того согрей; тем свету дай,
И всех притом благословляй.
Буди заснувшие цветы
И им расписывай листы;
Потом медвяною росой
Пчелу-работницу напой
И чистых капель меж листов
Оставь про резвых мотыльков.
Зерну скорлупку расколи
И молодую из земли
Былинку выведи на свет;
Пичужкам приготовь обед;
Тех приюти между ветвей,
А тех на гнёздышке согрей.
И вишням дай румяный цвет,
Не позабудь горячий свет
Рассыпать на зелёный сад,
И золотистый виноград
От зноя листьями прикрыть,
И колос зрелостью налить.
А если жар для стад жесток,
Смани их к роще в холодок:
И травку влагой окропи,
И яркой радугой с небес
Сойди на тёмный луг и лес.
А где под острою косой
Трава ложится полосой,
Туда безоблачно сияй
И сено в копны собирай,
Чтоб к ночи луг от них пестрел
И с ними ряд возов скрипел.
Итак, совсем не мудрено,
Что разгорелося оно,
Что отдыхает на горах
В полупотухнувших лучах
И нам, сходя за небосклон,
В прохладе шепчет: "Добрый сон".
Есть и про солнышко беда:
Нет ладу с сыном никогда.
Оно лишь только в глубину,
А он как раз на вышину;
Того и жди, что заблестит;
Давно за горкой он сидит.
Но что ж так медлит он вставать?
Всё хочет солнце переждать.
Вставай, вставай, уже давно
Заснуло в сумерках оно.
И вот он всходит; в дол глядит
И бледно зелень серебрит.
И ночь уж на небо взошла
И тихо на небе зажгла
Гостеприимные огни;
И всё замолкнуло в тени;
И по долинам, по горам
Всё спит.
Пора ко сну и нам.
А все таки здорово летом! Полотна великих классиков 19 века с головой окунули нас в чудесную летнюю пору, а лирические строки добавили чарующей атмосферы.
Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Донатович Орловский — замечательный российский и украинский художник-пейзажист, автор многочисленных работ, выполненных в Москве и Санкт-Петербурге для императорской четы Александра III.
Владимир Орловский родился в Киеве в богатой семье киевского помещика. Начальное художественное образование получил у И. М. Сошенко. Обучался в Императорской Академии художеств в классе А. П. Боголюбова. После окончания академии получил большую золотую медаль и право поездки на казенный счет за границу. Работал в Париже, Швейцарии, Германии и Италии.
Принимал участие в деятельности Киевской рисовальной школы Н. И. Мурашко, в организации Киевского художественного училища; преподавал в Академии художеств. Владимир Орловский много писал для аристократии Москвы и Петербурга, для царской фамилии, был популярен наравне с И. К. Айвазовским, в его творчестве видно влияние А. И. Куинджи. Он писал болота, заросшие пруды, луга и нивы, придавая им романтизированный облик, играя со светом. Замечательны и его морские виды.
Рассказ об этом замечательном художнике, оставившим заметный след в истории отечественного искусства, продолжает серию наших публикаций.
Итак, мы начинаем…
«Я убедился, что по настоящее время художники-пейзажисты постоянно делились на две категории: одни увлекались всегда идеей, мотивом, а другие пробовали и пробуют фотографически передать натуру. Думаю, что всякая из этих категорий — крайность… Задача художника изображением предметов и эффектов, существующих в природе, — передать свою мысль, свое настроение. Иначе же он становится чем-то вроде фотографического объектива — не более» (В. Д. Орловский).
«В Италии», 1876 год, холст, масло, 38.5 x 63.5 см., Государственная Третьяковская галерея.
Пик популярности Орловского приходится на 1880-е годы, когда им создаются почти все его классические произведения: «Жатва» (1880, ГРМ), «Стадо в лесу» (1881, Костромской музей изобразительных искусств), «Туманное утро в лесу» (1882, Кишинев, Национальный музей изобразительного искусства Республики Молдовы), «Летний день» (1884, Ярославский художественный музей).
«Летний день», 1884 год, холст, масло, 73.3 x 111.3 см., Ярославский художественный музей.
Он писал болота, заросшие пруды, а также луга и нивы, березовые и грабовые леса, придавая им романтизированный облик, играя со светом; но его специальность — преимущественно открытые виды, а не внутренность леса. Орловский очень часто выступает хорошим наблюдателем природы, не лишенным определенных поэтических настроений, а его морские виды замечательны детальным рисунком больше, чем колоритом.
«Летний пейзаж», 1877 год, холст, масло, частное собрание.
«Унесенный баркас» — одно из лучших, популярных в свое время произведений этого крупного пейзажиста второй половины XIX века. В 1887 году картина экспонировалась на выставке в Академии художеств, неоднократно воспроизводилась в дореволюционной печати, в том числе в издании Ф. И. Булгакова «Альбом русской живописи».
«Унесенный баркас», 1887 год, холст, масло, 116 × 101,5 см., Костромской музей изобразительных искусств.
В академическом пейзаже у Владимира Орловского было много подражателей. Прямым последователем художника с уверенностью можно назвать русского и украинского живописца-пейзажиста Сергея Ивановича Васильковского (1854–1917), а популярный маринист Руфин Гаврилович Судковский (1850–1885) успешно соперничал с Орловским, также сочетая однообразную композиционную схему с иллюзионистической передачей воды и камней.
«Вечер. Берег моря», 1874 год, холст, масло, 60 x 85 см., Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого.
Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Орловский Владимир Донатович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907.
2. С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т. 2. С. 144–145.
3. Celebrating Suprematism. Russian History and Culture. Ed. by Christina Lodder. Leiden: Brill, 2019. P. 246.
4. Стили в искусстве. Энциклопедический словарь / под ред. В. Г. Власова. Т. III. СПб., 1997. С. 124.
5. Русская живопись XVIII — начала XX в. СПб., 2001. С. 188.
6. Коновалов Э. Г. Новый полный биографический словарь русских художников. М., 2008. С. 372.
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.
18+ © 2013—2021. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.
Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.
«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.
Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.
Русская пейзажная живопись второй половины 19 века дала целое созвездие имен. А.К.Саврасов, Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, М.К.Клодт, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, И.И.Левитан — эти и многие менее известные художники способствовали созданию в России школы национального пейзажа. Эта художественная тенденция выражала общий для всей Европы интерес к реализму в искусстве. Но одновременно существовала и академическая школа, воспитанная на традиции классицизма с его обязательными правилами построения изображения. Сегодня имена некогда прославленных официальных художников — академиков и профессоров Академии художеств — мало что говорят зрителю. А между тем в свое время они соперничали в популярности даже с передвижниками.
К числу таких, почти забытых ныне, художников принадлежал и Владимир Донатович Орловский — "корифей русского пейзажа", "один из крупнейших и первостепенных деятелей в этой области живописи", как именовал его критик конца 1880-х годов. Творчество Орловского демонстрирует яркий пример живучести академизма, его способности видоизменяться в зависимости от потребностей художественной эпохи. Произведения Орловского заслуживают рассмотрения хотя бы как свидетельство безусловного авторитета реалистического направления в пейзаже той поры. Действительно, в 1870-80-е годы преимущества реалистического изображения природы перед условной академической схемой сделались настолько очевидны, что академические живописцы стали заимствовать внешние приемы реалистического метода.
Вид деревни Кокоз в Крыму. 1868
">
Крым. Пейзаж с речкой. 1868
Селение в Крыму. 1869
Солнечный день. Берег моря в Крыму. 1869
Крымский летний пейзаж. 1870
Рыболовные сети у берега Крыма. 1870
Пейзаж в окрестностях Алушты. 1870
Вид в Версуа на берегу Женевского озера. 1870
Пастушок и его стадо в лесу. 1871
Итальянский дворик 1872
Порто д’Анцио. Перед грозой. 1873
Вид в окрестностях Вильно. 1873
Вечер. Берег моря. 1874
Летний пейзаж. 1874
Город на берегу моря. 1870-е
На околице села. 1870-е
Летний пейзаж с дорогой. 1870-е
Хаты в летний день. 1870-е
Формирование искусства Орловского происходило по типичной схеме художественного образования в России. Сын украинского помещика, выпускник киевской гимназии, он еще юношей увлекся рисованием и копированием картин на выставках. Его интерес был замечен, и в 1861 году будущий пейзажист приехал в Петербург с рекомендательными письмами к Тарасу Григорьевичу Шевченко. Срок поступления в Академию художеств уже прошел, но способный молодой человек понравился Шевченко, и тот стал давать ему уроки. Однако Орловский очень недолго пользовался советами своего великого соотечественника, так как в том же году Шевченко умер. Буквально за несколько дней до смерти Шевченко успел все же рекомендовать своего ученика М.Ф.Львову — конференц-секретарю Академии художеств. Познакомившись с рисунками Орловского, Львов без экзаменов зачислил его в Академию.
Дальнейшее обучение Орловского предполагало быструю и благополучную академическую карьеру. Художник оправдал ожидания своих учителей, получив все положенные по курсу награды и право поездки на три года за границу. С 1869 по 1872 год Орловский совершенствовал свое мастерство в Германии, Франции, Швейцарии и Италии, проявив неожиданную для выпускника Российской академии широту взглядов в своих художественных симпатиях. В частности, во Франции Орловского привлекли произведения молодых художников — будущих импрессионистов, которые поразили его "решительной свободой в красках и в письме".
Город Поццуоли близ Неаполя. 1876
Летний пейзаж. 1877
Мотив из Петербургского побережья. Вечер. 1877
Рыбаки (Мотив Петербургского побережья). 1877
Сенокос у озера. 1878
Пейзаж с прудом. Конец 1870-х
Хата. Начало 1880-х
Жатва. Хиок. 1880
В буковом лесу. 1881
Озеро в Гатчинском парке. 1881
Туманное утро в лесу. 1882
Вернувшись в Петербург, Орловский продолжал, однако, собственную художественную деятельность в академической традиции, ориентируясь на вкусы именитых заказчиков. Художник писал картины для аристократических салонов Петербурга и Киева, для образцового музея Академии художеств, для загородных дворцов императорской фамилии. Картины его часто не доходили даже до выставок, ему сопутствовал постоянный успех и материальный достаток. Орловский был объявлен "звездой первой величины наравне с Айвазовским", "художником, стоящим во главе нового реального направления русской пейзажной живописи".
Художественный метод Орловского наметился уже в его выпускной программе "Вид деревни Кокоз в Крыму" (1868, ГРМ) — одной из восьми картин, за которые художник был удостоен большой золотой медали Академии. Орловский избрал эффектный панорамный вид с горными далями, стройными кипарисами и минаретами мечетей на дальнем плане. На фоне этой продуманной живописной декорации разворачиваются забавные жанровые сценки первого плана: татары в красочных нарядах, переходящая разлившуюся речку лошадь с жеребенком, хижина с водяной мельницей. Таким образом художник вносит элемент непосредственных жизненных наблюдений в традиционный академический жанр героизированного пейзажа.
Украинский пейзаж с ветряной мельницей. 1882
Вид на Украине. 1883
Летний день. 1884
Грозовые тучи. 1884
На берегу моря. 1884
Отдых в степи. 1884
Окрестности Киева. Над Днепром. 1884
Солнечный день в лесу. 1880-е
Березовая роща. 1880-е
Высохшая речка. 1880-е
Городок в Малороссии. 1880-е
Заливные луга. 1880-е
Пейзаж с прудиком. 1880-е
Пейзаж с рекой. 1880-е
Украинский пейзаж. Село на берегу реки. 1880-е
Морской пейзаж. 1880-е
Украинский пейзаж. 1880-е
Итальянский мотив. Вид на острове Капри. 1885
Итальянский пейзаж. 1886
Пик популярности Орловского пришелся на 1880-е годы, когда были созданы почти все его "классические" произведения: "Жатва" (1880, ГРМ), "Стадо в лесу" (1881, Костромской музей изобразительных искусств), " Туманное утро в лесу" (1882, Кишинев, Художественный музей Молд.ССР), "Летний день" (1884, Ярославский художественный музей). Вся суть "нового реалистического искусства" Орловского сводилась к замене персонажей и декораций. Вместо итальянских скал и заливов, пиний и кипарисов, античных руин и загорелых пастухов художник изображал в сходной манере мотивы южнорусской природы — зеленые холмы и прозрачные реки, стройные березы, буки и грабы, живописные хутора, оживленные опрятными поселянами. Новые действующие лица выступали в старых ролях, разыгрывая некий заданный пейзажный сюжет. Каждая картина воплощала определенный тип — образ величественной, спокойно-задумчивой или, наоборот, грозной и таинственной природы. Априорная и поверхностная характеристика натуры приводила к созданию изобразительных штампов: Орловский легко и охотно повторял полюбившиеся заказчикам сюжеты. Особенно нравились его морские пейзажи с их тревожным, нарочито взволнованным колоритом и загадочным сюжетом ("Грозовые тучи над морем", 1883; "Унесенный баркас", 1887; "Перед грозой", 1888).
Популярность Орловского не была бы столь велика, если бы он не использовал таких мощных средств воздействия на зрителя, как яркий светоносный колорит и резкие световые эффекты. Метод работы художника с цветом и светом наиболее очевидно проявился в самой знаменитой его картине "Березовая роща" (1886, Баку, Азербайджанский государственный музей искусств). Написанная спустя семь лет после одноименной картины А.И.Куинджи, "Березовая роща" Орловского еще более обострила декоративный цветовой прием, найденный Куинджи, наложив его на традиционную схему кулисного пейзажа. Вообще все творчество Орловского, лишенное внутренней художественной эволюции, было последовательным осуществлением компилятивного метода академизма второй половины 19 века. Внешние изменения, которые появлялись в живописной системе художника, были только отражением чужих открытий, реакцией на эстетическую конъюнктуру.
Окраины Киева. 1886
Унесенный баркас. 1887
Берег моря у Судака (Крым). 1889
Пейзаж. Камыши на реке. 1880-1890-е
Крымский берег. 1890
В луговых зарослях (Подольская губерния). 1890
Закат над рекой. 1890
Хаты в лесу. Тишина. 1890
Летний день на Украине. 1892
Зима. Проселочная дорога близ мельницы. 1890-е
Вид на Гурзуф и Аю-Даг. 1890-е
Дали за рекой. Летний день. 1890-е
Летний день. Верши в тихой заводи. 1890-е
Повозка, запряженная волами. 1890-е
После жатвы. 1890-е
Пруд. Летний вечер. 1890-е
Киевский пейзаж. конец ХІХ в.
У запруды. Конец 1890-х–начало 1900-х
Так, например, любимые Орловским световые эффекты ("Жатва", 1882; "В знойный день", 1883; "Ночь в лесу") следовали моде на контрастную декоративную светотень, распространившуюся в русском пейзаже под влиянием Куинджи. Переходные состояния атмосферы, изображение облаков, дождя, тумана ("За грибами", 1881; "Утро в лесу", "Отдых в степи", 1884; "Охота на уток") были вызваны желанием соответствовать уровню реалистического пейзажа с его разработкой проблем световоздушной среды. Однако академизированный реализм Орловского был не в состоянии передать воздушную глубину. Художник трактовал колорит как набор предметных цветов и для изображения дали использовал простой прием разбеливания тона. Для имитации изменения цвета под воздействием света и воздуха Орловский применял цветовые заливки. Этот набор приемов механически использовался художником при изображении самых разных видов.
В академическом пейзаже у Орловского было много подражателей. Прямым последователем художника можно назвать пейзажиста С.И.Васильковского, а популярный маринист Р.Г.Судковский успешно соперничал с Орловским, также сочетая однообразную композиционную схему с иллюзионистической передачей воды и камней. Слава В.Д.Орловского была очень недолговечной. Покупаемые современниками за большие деньги, его картины находятся теперь в запасниках музеев. Лишь историк искусства вспомнит сегодня, что при жизни Орловский пользовался репутацией универсального пейзажиста, "превосходящего других художников удивительным знанием природы, мощным и гармоничным колоритом, свободным движением кисти".
Читайте также: