В каких странах запрещен серп и молот
Собрались мы недавно с друзьями – тоже выходцами из России – на посиделки. Разговорились о том, каково нашим за границей, и они рассказали жуткую историю!
Новый год в тюрьме. Прикольно?!
Наш с вами соотечественник Игорь Рябчук вырвался в отпуск, чтобы провести его в Батане. Это город на одноименном острове на севере Индонезии.
Вышел Игорь на оживленную улицу и встретился в ребятами из организации «Дети Команды Красного Берета». Настроены они были недружелюбно, однако недовольство свое донести до Игоря не смогли: он не понимал ни по-индонезийски, ни по-английски.
АКВМ отвели его в ближайший полицейский участок, т.к. устали обьяснять в чем Игорь неправ. А там стражи порядка задержали туриста. Решили, что так будет безопаснее для него. Потом мужчину доставили в отель и забрали яблоко раздора.
За это сажают?!
Знаете, в чем была причина задержания ? В футболке с изображением серпа и молота, которую Игорь купил во Вьетнаме.
Счастье, что полицейские поняли о незнании туриста, что в Индонезии запрещена коммунистическая символика. А значит, он не имел никаких политических мотивов: не оскорблял действующую власть и не агитировал никого стать коммунистами. Иначе можно получить реальный тюремный срок в 15 лет.
Игорь – не единственный несчастный, пострадавший из-за картинки. В той же Батаме нарвался на неприятности турист из Сингапура Azri Zulfarhan bin Kamsin. История повторилась: футболку отобрали, мужчину отпустили.
В Джамби был случай, когда арестовали не туриста, а местного жителя. Водитель такси купил футболку в секонд-хенде и в Новый год вышел в ней прогуляться. Ночь в полиции – тоже праздник.
Какого черта?!
Именно это мы сказали, когда услышали об арестах.
Мы родились в СССР, наши родители строили коммунизм, а теперь его символы запрещают, словно что-то опасное?
Бесновалась я так пару дней, пока не пообщалась с другом из местных. Он рассказал, как мирное сосуществование правительства и коммунистов прекратилось кровавой резней.
Камнем преткновения стал политический кризис, вызванный правлением Президента Сукарно, который был ориентирован на усиление собственной власти и сближение с Китаем. Правые партии, совместно с военными выражали протесты.
В ночь с 30 сентября на 1 октября коммунисты предприняли попытку военного переворота с целью "обезглавить" верхушку армии, было убито 6 генералов. Но армия оказала сопротивление и в ответ начались массовые убийства партийных активистов. Лишились жизней больше 500 тысяч человек, из которых часть даже не была коммунистами, а подверглась клевете.
После этого в 1966 году было запрещено существование Коммунистической партии Индонезии. Следующий президент начал проводить жесткую антикоммунистическую политику с репрессиями. Да и сами коммунисты не стремились жить в атмосфере ненависти. Основная часть их отправилась за рубеж.
Символ коммунистической партии Индонезии, которая действовала до 1965 года. Фото из Википедии Символ коммунистической партии Индонезии, которая действовала до 1965 года. Фото из ВикипедииС такой историей взаимоотношений понятно почему в Индонезии не любят коммунистов. Наверняка, если бы в нашей стране подавили революцию, отношение было бы подобное. Как думаете?
А к вам у меня только один совет: направляясь в чужую страну, изучите ее хотя бы поверхностно не историю и запреты, чтоб не попасть впросак.
Если «с пристрастием» проанализировать развитие человечества, можно с удивлением заметить круговорот символов в истории:
- атеисты утверждают, что многие языческие традиции перешли в христианство, лишь слегка модицифировавшись;
- как говорил герой Михаила Булгакова, христиане не придумали ничего нового, поскольку «нет ни одной восточной религии… в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога»;
- многие символы, которые советская власть пропагандировала как свои, использовались… масонами.
Сами масоны в большинстве случаев эти символы переняли из еще более древних традиций и ритуалов, главным образом с Востока.
Но что же это за большевистская символика, почерпнутая атеистической властью от масонства – своего дважды врага: как религии (1) и как идеологии, претендующей на захват внимания публики (2)?
Об этом уже в советское время говорили разные исследователи и свидетели.
Среди них был Борис Викторович Кириченко. Он при советской власти состоял адвокатом, втайне же был гипнотизером при масонской ложе, а позже даже генеральным секретарем ордена.
Гипнозу он учился у другого криминалиста/масона – Чезаре Ломброзо – в Италии, где и был посвящен в братство.
Так вот, уже позже, находясь в ссылке, наш адвокат писал Иосифу Сталину о том, что Советский Союз заимствовал у вольных каменщиков многие их знаки.
Можно назвать, по крайней мере, следующие символы, возможно, перенятые Советами у масонов.
Сведения в этой статье приведены по книгам об истории масонства.
1. Серп и молот на Государственном гербе СССР
На советском гербе серп подразумевал крестьян, молот – рабочих, а их пересечение – союз этих 2 классов.
Но не все так просто.
С древности это были не просто символы, но атрибуты вольных каменщиков. У них серп означал кpoвь и cмepть, молот – власть, а их пересечение – контроль миcтичecкой влacти масонства.
Именно серп, а не косу рисовали у «бeзнocoй» ее средневековые «портретисты».
2. Красный цвет советского флага
Красный цвет флага, как учили идеологи советского времени, означал мужественную борьбу советского народа за воцарение коммунизма.
Но мы уже упомянули, что была более древняя трактовка кpoви: грядущая пoбeдa мacoнов, жатва «cтapyxи с кocoй», т. е. с серпом.
3. Красный цвет пионерского галстука
Пионеры в СССР всегда понимались как продолжатели дел их отцов – коммунистов. Поэтому галстуки были своего рода маленькими знаменами.
То есть здесь была та же символика – и та же возможная связь с вольными каменщиками.
Припечатаем сверху: изначально галстук не завязывали, а скрепляли зажимом, на котором были нарисованы костер и всё те же серп и молот.
4. 5-конечная звезда
С детства советских людей учили, что 5-конечная звезда – знак победы коммунизма на 5 континентах (кроме Антарктиды).
Но в древности этот символ был вариантом 6-конечной звезды Давида – символа духовного просвещения, – но урезанным вариантом, сменившим 1-е значение на противоположное: неспособность видеть глубоко, закабаление и запрограммированность сознания.
1-ым использовать 5-конечную звезду для Красной Армии предложил Лев Троцкий.
Любопытно, что в 1922 г. на IV Всемирном конгрессе Коминтерна сам Лев Давидович выступил с отчаянной критикой франк-масонства.
Критикуя там некоторых французов, Троцкий пошутил: мол, отдельные фракционисты уверяют, будто «Ленин и я тоже масоны», но почему-то в этом обвиняют только их двоих, но не, допустим, Григория Зиновьева и особенно Николая Бухарина, который как раз «вполне подходит для масонства».
Таким образом, тема вольных каменщиков не была чем-то архаичным. Пока большевики боролись с декадансом начала века, они перенимали – пусть порой (?) и бессознательно – некоторые циркулировавшие в то время символы.
- Адольф Гитлер также сначала хотел взять символом новой Германии красную 5-конечную звезду, но, когда узнал о ее использовании Советами, решил остановиться на шамбалистском знаке;
- предлагая убрать звезду с Московского Кремля, Владимир Жириновский критиковал именно масонские корни этого символа.
5. Обращение «товарищи»
В СССР долгое время все обращались друг ко другу как к бесполым «товарищам».
Но именно этим словом вольные каменщики обозначали подмастерьев, которые с уровня учеников доросли до полноправных участников ложи.
6. Некоторые аббревиатуры
Об этом любопытно почитать наполовину иронично-фантастические, наполовину исторические публикации Виктора Пелевина.
Также интересно, что Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» по аналогии с модными тогда тенденциями назвал клуб писателей Массолитом. Некоторые литературоведы расшифровывают это слово как «масонская литература».
7. Водяные знаки на советских банкнотах
Сегодня нумизматы утверждают: на банкнотах в 250 и 1000 руб. была изображена самая настоящая свастика. Но не пугайтесь: это символ не гитлеризма, а гораздо более древних восточных традиций.
Это были знаки света, Солнца, процветания и энергии жизни, использовавшиеся масонами.
Можно, конечно, махнуть рукой: мол, всего лишь совпадение. Но, заметьте, символ находился на купюрах. Так что все логично. Ведь там изобразили не абы что, а именно знаки, имеющие «денежную трактовку».
Вот так и в целом можно сказать для скептиков: будь совпадение с масонской символикой единичным – можно было бы считать его случайным; но когда вырисовывается система – это уже говорит об определенной преемственности.
Другое дело, что еще не выяснено точно, какого рода эта преемственность.
Может, не зря в XIX в. масонов обвиняли в том, что они организовали все революции, от Великой французской до латиноамериканских.
Десятилетиями миллионы людей почитали, боялись и даже ненавидели этот главный советский символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Несмотря на то, что с момента распада СССР прошло около 30 лет, серп и молот все еще вызывает бурные дискуссии по всему миру.
Где-то его использование запрещено на государственном уровне, а где-то он спокойно украшают фасады домов и даже в несколько измененном виде присутствует на флагах стран.
Коммунистические партии
Десятки коммунистических партий по всему миру используют сегодня серп и молот в своей символике. В России они украшают флаги и эмблемы прямой наследницы Коммунистической партии Советского Союза - Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ),
Zamir Usmanov/Global Look Press
а также конкурирующей с ней Коммунистической партии Коммунисты России (КПКР).
В бывших республиках Советского Союза серп и молот тоже не забыли. Среди прочих, их можно увидеть в символике Коммунистической народной партии Казахстана
или Партии коммунистов Киргизии.
На флагах самой большой партии в мире - Коммунистической партии Китая - серп и молот желтого цвета. Он символизирует ясность и безупречность идеологии социализма.
Индия известна своим обширным и разносторонним коммунистическим движением, и серп и молот неизменно присутствуют на эмблемах многих левых партий страны: от Коммунистической партии Индии (КПИ) до Центра социалистического единства Индии.
Довольно стильно серп и молот выглядит в символике молодой (основана в 2006 году) Коммунистической Партии Дании.
Оригинально главный советский символ смотрится на эмблеме финской Коммунистической рабочей партии — За мир и социализм:
Коммунистическая Партия Британии провела редизайн знаменитого символа - серп у нее превратился в голубя.
Национальные флаги
Флаг Советского Союза с серпом и молотом уже стал достоянием истории, но они все еще встречается в государственной символике некоторых государств. В России их можно до сих пор увидеть на флаге и гербе Брянской области,
флаге Владимирской области,
флаге Орла и некоторых других городов.
Непризнанная Приднестровская Молдавская республика использует немного измененный флаг Молдавской ССР с серпом и молотом.
Присутствуют серп и молот и на современном гербе Австрии - черный орел держит их в своих лапах. Они появились там после распада австро-венгерской империи как символ того, что государство теперь не угнетатель, но верный друг и покровитель рабочих и крестьян. В СССР же такое сочетание «имперского орла» с социалистическими символами вызывало только иронию и насмешки.
На флаге Анголы главный советский символ присутствует в очень необычном виде. Вместо серпа здесь часть зубчатого колеса, а вместо молота - мачете.
Аэрофлот
Главным «пиарщиком» знаменитого советского символа сегодня является крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот». Ключевые элементы его эмблемы - серп и молот - ежедневно видят тысячи пассажиров по всему миру.
В начале 2000-х авиакомпания обдумывала обновление своей символики, однако в итоге от идеи отказались. «Это старая российская марка, которую все ассоциируют с "Аэрофлотом". Этот логотип настолько гармоничен, что заменить его нелегко», - сказал в 2003 году в интервью агентству Франс пресс заместитель генерального директора авиакомпании Лев Кошляков.
В 2017 году, в Литве разразился скандал, связанный с логотипом «Аэрофлота». В стране запрещено использование советской символики, и местных журналистов и политиков возмутили появившиеся в Вильнюсе рекламные стенды российской авиакомпании с изображенными на них серпом и молотом. Депутат парламента Мантас Адоменас даже задавался вопросом, имеют ли право самолеты «Аэрофлота» вообще пересекать границы литовского государства. В итоге, стенды сняли, но как заявила разместившая их рекламная компания Clear channel, сделано это было не из-за возникшего скандала, а по причине окончания рекламной кампании.
Венецианская комиссия Совета Европы признала противоречащим Европейской конвенции о правах человека указ о запрете советской символики, принятый в 2012 году в Молдове. Это решение выходит за рамки одной только Молдовы, так как в Польше и странах Балтии запрет серпа, молота и красного флага был реализован уже давно. Венецианская комиссия это консультативный орган, ее решения необязательны к исполнению, тем не менее, решение по Молдове заставляет задуматься над тем, насколько запрет символов советской эпохи соответствует европейским стандартам соблюдения прав человека, и насколько избирательно трактуются эти стандарты отдельными странами.
Тема приравнивания советской символики к нацистской с последующим ее запретом обсуждалась с момента коллапса социалистического строя и формирования новых независимых государств. Коммунистические символы, символы Советского союза сторонниками правых взглядов воспринимаются как символы советской «оккупации» и старого тоталитарного режима, символы «потерянных лет», когда народы Восточной Европы оказались отделены в своем развитии от западного «открытого общества».
К общепризнанным «символам оккупации» относятся серп, молот, красная звезда и «Интернационал».
Этот список регулярно пытаются расширить представители крайне правого спектра политических сил региона – инициаторы общественных споров по данной теме. Запрет официальных символов коммунистической идеологии они пытаются дополнить запретом подчас абсолютно неполитического культурного наследия советского периода, которое до сих пор востребовано современниками. Например, старых фильмов.
Так в Латвии вслед за наступлением нового, 2013 года, местные деятели, выступающие за поддержание национальной идентичности и европейского вектора развития, потребовали запретить «Иронию судьбы», заменив ее показ в новогоднюю ночь показом европейских фильмов.
Лирическая новогодняя сказка для взрослых, по их мнению, «инфицирована советским мышлением и ностальгией», отдаляющими население Латвии от Евросоюза. В Польше запретили ставить в эфир старый и любимый многими телефильм «Четыре танкиста и собака», в котором, по мнению польских консерваторов, показываются искажающие историческую реальность факты об участии Польши во Второй мировой войне с неправдоподобной дружбой русских и польских солдат и игнорированием зловещей правды о пакте Молотова-Риббентропа.
Впрочем, подобные примеры приведены скорее в качестве курьезов – иллюстрации того, сколь далеко в своих попытках отречься от собственного прошлого доходят отдельные постсоветские страны.
Однако дискуссия о собственно символике социализма вряд ли может быть предметом для шуток. Ведь за ней стоит фундаментальный (одна из идеологических опор новых режимов, сложившихся в Молдове и в тех же странах Балтии, например) вопрос о признании преступным самого социализма.
Отсюда – приравнивание серпа и молота к свастике, использование приема перекрестной ассоциации. Как свастика вызывает мгновенную ассоциацию с преступной нацистской идеологией, с концлагерями, сожженными деревнями и теорией расовой неполноценности с геноцидом евреев и цыган, так и серп с молотом призваны, по замыслу архитекторов постсоветских режимов, вызывать мгновенную ассоциацию с ГУЛАГом, «черными воронками» и теорией классовой борьбы с истреблением целых социальных групп.
Вопрос признания преступным той или иной идеологии очень сложный, объемный, он должен быть предметом тщательно продуманной дискуссии экспертов, а не одних только политиков, зачастую использующих эту тему в собственных внутриполитических интересах.
Здесь обнаруживается характерная закономерность: тема запрета советской символики возникает у правых политиков в период падения их популярности.
Из шести стран, в которых действует запрет на символику (Польша, Венгрия, Литва, Латвия, Эстония, Молдова) только в двух (в Венгрии и в Латвии) он был принят сразу после свержения социалистического режима (в 1989 и 1991 году соответственно). В остальных четырех странах этот запрет - относительно новое явление при том, что тема борьбы с «наследием оккупации» за прошедшее время вроде бы должна была несколько утратить популярность.
В Польше указ о запрете серпа, молота, красного флага и красного знамени с уголовным наказанием в виде двух лет лишения свободы за их хранение, приобретение и распространение был подписан лишь в 2009 году президент Лехом Качиньским, при котором отношения Варшавы и Москвы осложнились крайне сильно. То есть это решение было в предпоследний год его президентства, когда рейтинг значительно снизился, и эксперты предрекали ему поражение при попытке переизбрания.
В Молдове запрет на советскую символику был введен в 2012 году - на четвертый год хронического кризиса власти в стране, последовавшего после падения правительства коммунистов. За это время правые партии так и не смогли сформировать устойчивую коалицию и работоспособное правительство, что, естественно, сказывается на социально-экономическом положении и их популярности у населения. В этих условиях парламентское большинство не находит более важных дел, чем запрещать серп и молот.
Сюда же можно отнести и опыт Украины, где наиболее ожесточенные дискуссии о необходимости запрета символов советского строя велись в последние два года президентства Виктора Ющенко и именно с его подачи. Тема «Голодомора – геноцида» и «красных палачей», расстреливавших патриотов УПА по карпатским лесам, стала доминирующей в выступлениях украинского экс-лидера в период, когда реального политического влияния у него уже не осталось и большинство соратников переметнулись к тогдашнему премьеру Юлии Тимошенко.
Обращаясь к теме советского прошлого, правые политики хватаются за соломинку, пытаясь удержать и мобилизовать свой «ядерный» электорат и остановить падение собственной популярности.
Апелляция к исторической памяти – это признак того, что националистам нечем хвастаться в настоящем, и позитивной программы развития они избирателю предложить не могут. Их единственным занятием оказывается бой с собственной тенью, борьба с прошлым, из которого, как им кажется, так легко выходить победителем.
Читайте также: