Темные начала золотой компас
«Тёмные начала» (англ. His Dark Materials) — роман-трилогия британского писателя Филипа Пулмана.
Содержание
Серия книг [ ]
Трилогия состоит из книг, изданных с 1995 по 2000 год.
Издания трилогии [ ]
2000, 10 октября
Издания в России [ ]
- Трилогия впервые издана на русском языке издательством «Росмэн» в 2003-2004 годах.
- Переиздание трилогии: «Росмэн-Пресс», 2007 г.
- Детские издания по первому фильму: «АСТ Астрель», 2007 г.
- Переиздание трилогии: «АСТ», 2016-2017 гг.
- Переиздание трилогии: «АСТ», 2019 г.
Общий сюжет [ ]
Девочка Лира живёт в своём мире, где у людей существуют деймоны-животные (внешнее проявление души). Она спасает своего друга Роджера из Больвангара, где, под руководством матери Лиры, леди Колтер, экспериментировали над детьми и отрезали от них связь с деймонами. Лира привозит Роджера к своему отцу — Лорду Азриэлу, который исследовал Пыль и искал выход в другие миры. Азриэл использует Роджера для взрыва преграды между мирами, в результате чего Роджер погибает. Азриэл уходит в другой мир, а Лира спешит вслед за ним.
В другом мире Лира встречает мальчика — Уилла Парри. Тот становится носителем ножа, которым можно прорезать окна между мирами. Леди Колтер похищает Лиру, но Уилл спасает её. Дети посещают Мир Мёртвых, где Лира просит прощения у Роджера, а Уилл прорезает оттуда окно, из которого духи могут выйти и стать частицами природы. Лира и Уилл разыскивают своих деймонов, находят их в мире Лорда Азриэла, который ведёт бой с Властителем. Азриэл побеждает предводителя и погибает вместе с ним и леди Колтер.
Лира и Уилл признаются друг другу в любви и тем самым притягивают к себе Пыль, которая неизбежно вытекала через окна между мирами. Все окна теперь необходимо закрыть, и Лира и Уилл возвращаются каждый в свой мир.
Игра основана на фильме с одноименным названием, хотя последовательность событий немного отличается.
Перед вами откроется удивительный мир, где ведьмы летают в холодных облаках, закованные в броню медведи защищают свои королевства, а злодеи похищают детей и отправляют их в ледяные пустоши. В таком невероятном окружении маленькой девочке Лире предстоит выполнить свою чрезвычайно важную миссию. Ее дядя лорд Азриэл был похищен, лучший друг Роджер тоже исчез, и сейчас она должна покинуть безопасный колледж, чтобы спасти их обоих. Во время скитаний к девочке и ее «ручному» деймону Пану присоединяется гигантский полярный медведь Йорек. Вместе они находят загадочный золотой компас — странное устройство, указывающее дальнейший путь. Эпические приключения, полные удивительных открытий, опасных врагов и трудных испытаний, приведут вас к непредсказуемому финалу, который запомнится надолго.
Уровни игры [ ]
1. Вступление (англ. Prelude)
- Тундра (англ. Tundra)
- Лагерь самоедов (англ. Samoyed Camp)
- Комната Лиры (англ. Lira's Room)
- Двор (англ. Courtyard)
3. англ. London англ. Coulter's Flat англ. Noorderlicht Day)
5. Инспекторы (англ. The Inspectors)
Лира прячется от Инспекторов
7. Решающий поединок (англ. The Showdown)
8. Север (англ. The North)
Лира и Йорек находят ребёнка в сарае
- Цыганский лагерь (англ. Gyptian Camp)
- Ледяное ущелье (англ. Arctic Ravine)
- Ледяной мост (англ. Ice Bridge)
- Королева Вала (англ. Queen Vala)
- Погоня самоедов (англ. Samoyed Chase)
9. Нападение на лагерь (англ. Camp Ambush)
Лира и Роджер на учениях в Больвангаре
- Столовая (англ. The Canteen)
- Возвращение Колтер (англ. Coulter Returns)
11. Спасение (англ. The Rescue)
12. Двор англ. Svalbard Courtyard
Обман короля Рагнара
- Тюрьма (англ. The Prison Cell)
- Судьба Свальбарда (англ. Svalbard's Fate)
13. Цеппелин (англ. Zeppelin Assault)
Дневник Лиры [ ]
В Дневнике Лиры записываются текущие задания, найденные значения символов, вопросы к алетиометру и ответы на них.
The Golden Compass (2007, США, Великобритания) , IMDb: 6.1
Фэнтези по мотивам книги английского писателя Филипа Пулмана
Лира Белаква (Блю Ричардс) — решительная сиротка лет 12 — живет при колледже, где работает ее дядя лорд Азриэл (Крейг), местный Индиана Джонс. Азриэл только что обнаружил свидетельства того, что на Северном полюсе водится некая золотая пыль, способная перекинуть мостик между составляющими Вселенную параллельными мирами (в одном из которых действие и происходит). Эту новость пытается скрыть Магистериум — что-то среднее между Ватиканом и Министерством правды, — который рассылает по стране вредных жрецов и ставит опыты на детях. Главный агент Магистериума, местная Миледи, — это Мариса Колтер (Кидман), злодейка и светская львица, передвигающаяся на дирижабле. Один за другим все герои, включая Лиру, заполучившую полезную вещицу алетиометр, он же золотой компас, отправляются на Северный полюс, где царствуют «ледяные медведи» — аналог белых, но покрупнее и с даром речи. Пышный блокбастер со звездами, фильм, почти безупречный в заданных рамках, но недостаточно грандиозно выступивший в американском прокате и прохладно встреченный критикой, в результате чего так и остался без обещанных сиквелов.
Актеры
Рецензия «Афиши» на фильм «Темные начала: Золотой компас»
Лучшие отзывы о фильме «Темные начала: Золотой компас»
Никогда раньше не писал рецензий, но тут не смог удержаться. Ну нелепый фильм, даже не фильм - зрелище. Бесконечная череда красивых, но лишенных даже намека на жизнь компьютерных панорам; отвратительная игра исполнительницы главной роли (интересно, почему это всех бесталанных голливудских старлеток зовут Дакота?), отгружающей по поводу и без "правду жизни" медведЯм с дурацкими именами и цыганам-мореходам(!) с молотками; сценарий, видимо, дописывавшийся по ходу съемок второй половины картины человеком, который одновременно с этим был занят работой над еще тремя десятками проектов, недоделанных бастующими ныне вменяемыми сценаристами; полные "трагизма" диалоги типа "ай эм йо фадер, ноу ноууу нооооууу"- вряд ли все это стоит называть гордым словом "кино". "Г.Поттер", "Гэндальф&ко", "Стардаст", "Нарния", "Миомоимио" в конце концов - ведь есть же отличные сказки, они точно есть, я знаю, но тут случай не тот. Кстати, вообще не понятно, на какой возраст расчитан фильм - с одной стороны крови нет совсем, но буквальное (с отлетом на несколько метров) вышибание челюсти хуком справа одним гигантским медведем другому - такого не увидишь даже на ДискавериХХХ.
В момент, когда я уж начал сомневаться, доживу ли до титров, главные герои-тире-дети, чуть ли ни глядя в зал, резюмировали, чем же именно было хорошо то, что мы только что посмотрели, и "таинственно" намекнули на грядущую Великую Вторую Серию. Выглядело все так, как если бы подойдя к границам Мордора в конце первого "Властелина", Фродо и Сэм взобрались бы на трибуну с надписью "Нью лайн синема" и нагло призвали бы детей тащить своих пап и мам в кинотеатр, потому как "во второй части будет еще больше драконов, огня, и вообще - будем играть еще лучше, бабло побеждает зло". При всем моем уважении к г-ну Зельвенскому, с этих пор буду осторожнее относиться к его рецензиям. Я сам неравнодушен к Гилиаму, а Нолан так и вовсе мой любимый режиссер, но тут явно попахивает Петерсоном, если вообще не, прости Господи, Уве Боллом.
Абсолютно счастлив сообщить: фильм получился. Уж сколько копий сломали фанаты и просто любители поскандалить над фигурой режиссёра, над заретушированными Голливудом антирелигиозными темами книги, над блондинкой Коултер, над тем, что книгу упихнули в 1 ч. 50 мин. по времени. А всё зря, ибо сказка - умная, мрачная, и безоговорочно увлекающая за собой - получилась замечательной.
Историю пересказывать нет нужды: Лира Белаква - маленькая сиротка, оказывающаяся в центре заговора не то злобного Магистериума и Мадам Коултер, не то их противников в лице Лорда Азриэла и учёных Оксфорда. Магистериум (читай - Церковь) властвует над миром Лиры и жаждет прибрать к руками иные миры (и наш бренный тоже, где-то среди прочих обретающийся во Вселенной), как только Лорд Азриэл узнаёт, что такие миры есть и в них возможно проникнуть. Мадам Коултер ведёт явно свою игру, находясь не то на стороне Азриэла, не то играя в игру Магистериума. В руках у Лиры - золотой артефакт-компас, указывающий ей путь. На стороне Лиры - король северных медведей, властительница ведьма, авантюрист-ковбой на воздушном шаре и маленький хорек по имени Пантелеймон - её храбрая душа в облике животного. Задача Лиры - спасти своего единственного друга, мелкого мальчишку Роджера, похищенного таинственными Жрецами и увезённого далеко на Север. Ну а зрителю лучше пристегнуть ремни.
Всё, что происходит в этом фильме, с первого взгляда может не уложиться в голове. Поклонники книги могут легко объяснить, кто эта зловещая Коултер, что такое Пыль, зачем на Северном полюсе проводятся жесточайшие опыты над похищенными детишками и почему собственно вокруг каждого человека все время вьётся какой-нибудь зверёныш? Возможно, не всё первый фильм объяснить идеально, но а мой взгляд, сказка она ведь на то и сказка, что никогда не знаешь - что там за запертой дверью? Таких дверей в "Компасе" миллион, и открывать их герои будут до самого (грандиозного) финала этой трилогии.
В отличие от "Нарнии", где такая дверь всего одна, и в отличие от "Властелина Колец", где если ты увяз в мире Средиземья, то ходу оттуда нет до конца твоей жизни, Мир Тёмных Начал - это своя, особая Вселенная, и поэтому фильм получается непохож ни на "Нарнию" (к счастью!), ни на шедевр Джексона, только потому, что это очень современная, технологичная, смелая на аллегории история - пожалуй даже слишком смелая, раз католические группы по всей Америке призывают бойкотировать фильм. Они, может, и окажутся правы в своем страхе - к фильму этак третьему, когда "оскаровская" лауреатка Кидман и "лучший в мире Бонд" Крэйг низвергнут в бездонную пропасть тирана-Бога. Но пока что им рано беспокоиться: "Золотой Компас" настолько же антирелигиозен, как и была расистской "Нарния" (все хорошие парни там - белокожи, все приспешники Тильды Свинтон были подозрительного тёмного цвета, скандал!). Я тут понимаю студию, которая сгладила углы (надо сказать, и в книге № 1 не сильно-то заметные) - я надеюсь, в расчете отдать дань книге в последующих экранизациях.
Они (продолжения), я искренне теперь надеюсь, последуют. Студия New Line, как правильно пишет Владимир Лященко, дейтвительно поставила на кон очень многое. Официально озвученный бюджет фильма - 205 млн. долларов (почти 250 млн. вместе с актуальными P/A): это столько же, сколько стоил недавний "Кинг Конг". Но в отличие от Джексона, режиссёру Уайцу пришлось снимать не одну, а пожалуй тысячи анимированных животных-"дэймонов" - и тут придраться почти не к чему. Периодически зверьки были немного stuffed, но в целом, когда смотришь на ватагу ребятишек, бегущих вперемешку со своими зайцами, котятами и песиками, глаз прямо упивается этим визуальным счастьем. Без упрёка сделаны панцербьерны (в грандиозной схватке с королем Рагнаром Йорек, как и в книге, действительно отрывает ему челюсть!) , абсолютно очарователен дэймон Лиры Пан (то смешной хорёк, то сладкий котик), нереально прекрасные пейзажи и сгенерированный на компьютере Лондон - этот фильм просто заглядение, мастерски воплощённый и визуально бесподобный.
То же самое - об актёрском составе. Ок, я пойму возмущение тех, кто скажет что Дэниел Крэйг присутствует в фильме в общей сложности 12 минут, а у великого Кристофера Ли всего одна реплика на 6 секунд. Простите, того требует литературный первоисточник! Николь Кидман, которую ведущий британский критик Питер Брэдшоу уже назвал "Дартом Вейдером в светлом парике" (абсолютно прав - у Вейдера в Мадам Коултер одинаковая связь с протагонистами в своих трилогиях и одинаковый по сути финал). Она словно змея-искусительница золотом струится в кадр, пронзая голубыми как лёд глазами насквзь любого. В книге её персонаж совершенно трафаретен, но Кидман на то и великая актриса, что придаёт Марисе Коултер неслыханный для жанрового кино драматизм, обещая нам неожиданно полноценный и завораживающий характер злодейки-благодетельницы в продолжениях. Ева Грин в роли Серафины, прекрасной королевы ведьм озера Инара, в фиалковой тунике расстреливает врагов Лиры без особой пощады во взоре. У Грин, к сожалению, всего пара появлений, пусть и очень эффектных - буду надеяться, второй фильм всё таки запустят, ведь там её роль куда крупнее.
Есть и минусы, разумеется. Не понравилось то, как безрассудно быстро двигается повествование в фильме. Книга, конечно, тоже не блещет ни литературным красноречием, ни особо глубокими описаниями, ни паузами в действиях героев - но у фильма получился уж совсем истощающий темп, почти не оставляющий времени и сил на (очень иной раз необходимые) размышления. Не нравились порой и излишне декламационные реплики героев, но тут опять же и книга хромает - другое дело что сценаристы могли бы вложить в их уста чуть больше интеллекта, не простой констатации фактов. Немного отвлекали иной раз хромающие в детальности спецэффекты. Пожалуй, это всё.
The Golden Compass (2007, США, Великобритания) , IMDb: 6.1
Рецензия «Афиши» на фильм
Лучшие отзывы о фильме «Темные начала: Золотой компас»
Ничего не попишешь - хочется "красивенького". Хочется ,чтоб технологии - и кареееты, платья с треном, и чтоб пахло Средневековьем. И еще хочется небывалых пейзажей, персонажей - и много-много зверюшек.
Вот тут-то все и еееесть!
Когда фильм шел в кинотеатрах, я не смогла досмотреть, осталась под впечатлением от красоты картинки, и в ужасе от того, что делали с детьми - я вообще-то человек увлекающийся и проникающийся - мне тот мальчик со шкуркой своей души потом в кошмарах снииился.
Долго не могла досмотреть - и копию хотелось непременно хорошую, и мальчика жалко было, и про пулмана начиталась всяких гадостей, что он-де антихристианин, и хочет вырастить детей на своих книжках в отрицании церкви.
Книг не читала.
Но я рада, что досмотрела. Не сказала бы, что мне мешали антицерковные настроения - ни в бОльшей мере, чем Харадримы = мусульмане у Толкиена.
И я не вижу необходимости прятать этот фильм от детей. Я лично буду пересматривать - зверюююююшки.
Эффективный и безупречный с т.з. здоровья способ выпадения из реальности! В сложившейся экосистеме людей и деймонов-дуалов назревает кризис, в эпицентре которого очередная непослушная Алиса с механическим раритетом а ля "миелафон". Следом за ней - порхающие с арбалетами ведьмы-долгожительницы, водоплавающие цыгане, злобные биофункционеры-полярники - и восстание медведей против "Единой России"! Шоу-программа покруче в нынешние времена может быть только на новогоднем корпоративе!:)
Самое забавное в фильме, безусловно, деймоны – суетливые и немного бестолковые зверюшки, сопровождающие героев, да еще и меняющие облик, пока вы не получите паспорт :-) Тоже не самые логичные существа, но компьютерщики постарались!
Зрителям без детей -протипоказано. Можно уснуть. Из неплохой книги сделали примитивный детский фильм. Жаль!
Трилогия "Тёмные начала" не менее захватывающая, чем "Властелин колец".
Только если "Властелина колец" экранизировал фанат, то "Тёмные начала" доверили экранизировать какому-то конъюктурщику, который больше всего боялся снять заставить зрителей о чем-то задуматься.
В фильме всё равно есть на что посмотреть в плане зрелища, но вот мыслей не осталось. Никаких.
Абсолютно счастлив сообщить: фильм получился. Уж сколько копий сломали фанаты и просто любители поскандалить над фигурой режиссёра, над заретушированными Голливудом антирелигиозными темами книги, над блондинкой Коултер, над тем, что книгу упихнули в 1 ч. 50 мин. по времени. А всё зря, ибо сказка - умная, мрачная, и безоговорочно увлекающая за собой - получилась замечательной.
Историю пересказывать нет нужды: Лира Белаква - маленькая сиротка, оказывающаяся в центре заговора не то злобного Магистериума и Мадам Коултер, не то их противников в лице Лорда Азриэла и учёных Оксфорда. Магистериум (читай - Церковь) властвует над миром Лиры и жаждет прибрать к руками иные миры (и наш бренный тоже, где-то среди прочих обретающийся во Вселенной), как только Лорд Азриэл узнаёт, что такие миры есть и в них возможно проникнуть. Мадам Коултер ведёт явно свою игру, находясь не то на стороне Азриэла, не то играя в игру Магистериума. В руках у Лиры - золотой артефакт-компас, указывающий ей путь. На стороне Лиры - король северных медведей, властительница ведьма, авантюрист-ковбой на воздушном шаре и маленький хорек по имени Пантелеймон - её храбрая душа в облике животного. Задача Лиры - спасти своего единственного друга, мелкого мальчишку Роджера, похищенного таинственными Жрецами и увезённого далеко на Север. Ну а зрителю лучше пристегнуть ремни.
Всё, что происходит в этом фильме, с первого взгляда может не уложиться в голове. Поклонники книги могут легко объяснить, кто эта зловещая Коултер, что такое Пыль, зачем на Северном полюсе проводятся жесточайшие опыты над похищенными детишками и почему собственно вокруг каждого человека все время вьётся какой-нибудь зверёныш? Возможно, не всё первый фильм объяснить идеально, но а мой взгляд, сказка она ведь на то и сказка, что никогда не знаешь - что там за запертой дверью? Таких дверей в "Компасе" миллион, и открывать их герои будут до самого (грандиозного) финала этой трилогии.
В отличие от "Нарнии", где такая дверь всего одна, и в отличие от "Властелина Колец", где если ты увяз в мире Средиземья, то ходу оттуда нет до конца твоей жизни, Мир Тёмных Начал - это своя, особая Вселенная, и поэтому фильм получается непохож ни на "Нарнию" (к счастью!), ни на шедевр Джексона, только потому, что это очень современная, технологичная, смелая на аллегории история - пожалуй даже слишком смелая, раз католические группы по всей Америке призывают бойкотировать фильм. Они, может, и окажутся правы в своем страхе - к фильму этак третьему, когда "оскаровская" лауреатка Кидман и "лучший в мире Бонд" Крэйг низвергнут в бездонную пропасть тирана-Бога. Но пока что им рано беспокоиться: "Золотой Компас" настолько же антирелигиозен, как и была расистской "Нарния" (все хорошие парни там - белокожи, все приспешники Тильды Свинтон были подозрительного тёмного цвета, скандал!). Я тут понимаю студию, которая сгладила углы (надо сказать, и в книге № 1 не сильно-то заметные) - я надеюсь, в расчете отдать дань книге в последующих экранизациях.
Они (продолжения), я искренне теперь надеюсь, последуют. Студия New Line, как правильно пишет Владимир Лященко, дейтвительно поставила на кон очень многое. Официально озвученный бюджет фильма - 205 млн. долларов (почти 250 млн. вместе с актуальными P/A): это столько же, сколько стоил недавний "Кинг Конг". Но в отличие от Джексона, режиссёру Уайцу пришлось снимать не одну, а пожалуй тысячи анимированных животных-"дэймонов" - и тут придраться почти не к чему. Периодически зверьки были немного stuffed, но в целом, когда смотришь на ватагу ребятишек, бегущих вперемешку со своими зайцами, котятами и песиками, глаз прямо упивается этим визуальным счастьем. Без упрёка сделаны панцербьерны (в грандиозной схватке с королем Рагнаром Йорек, как и в книге, действительно отрывает ему челюсть!) , абсолютно очарователен дэймон Лиры Пан (то смешной хорёк, то сладкий котик), нереально прекрасные пейзажи и сгенерированный на компьютере Лондон - этот фильм просто заглядение, мастерски воплощённый и визуально бесподобный.
То же самое - об актёрском составе. Ок, я пойму возмущение тех, кто скажет что Дэниел Крэйг присутствует в фильме в общей сложности 12 минут, а у великого Кристофера Ли всего одна реплика на 6 секунд. Простите, того требует литературный первоисточник! Николь Кидман, которую ведущий британский критик Питер Брэдшоу уже назвал "Дартом Вейдером в светлом парике" (абсолютно прав - у Вейдера в Мадам Коултер одинаковая связь с протагонистами в своих трилогиях и одинаковый по сути финал). Она словно змея-искусительница золотом струится в кадр, пронзая голубыми как лёд глазами насквзь любого. В книге её персонаж совершенно трафаретен, но Кидман на то и великая актриса, что придаёт Марисе Коултер неслыханный для жанрового кино драматизм, обещая нам неожиданно полноценный и завораживающий характер злодейки-благодетельницы в продолжениях. Ева Грин в роли Серафины, прекрасной королевы ведьм озера Инара, в фиалковой тунике расстреливает врагов Лиры без особой пощады во взоре. У Грин, к сожалению, всего пара появлений, пусть и очень эффектных - буду надеяться, второй фильм всё таки запустят, ведь там её роль куда крупнее.
Есть и минусы, разумеется. Не понравилось то, как безрассудно быстро двигается повествование в фильме. Книга, конечно, тоже не блещет ни литературным красноречием, ни особо глубокими описаниями, ни паузами в действиях героев - но у фильма получился уж совсем истощающий темп, почти не оставляющий времени и сил на (очень иной раз необходимые) размышления. Не нравились порой и излишне декламационные реплики героев, но тут опять же и книга хромает - другое дело что сценаристы могли бы вложить в их уста чуть больше интеллекта, не простой констатации фактов. Немного отвлекали иной раз хромающие в детальности спецэффекты. Пожалуй, это всё.
Читайте также: