Сталкер скрытый смысл
Примерно более двух лет назад, я первый на просторах Ютуба разобрал смысл фильма "Сталкер", это стало отправной точкой вдохновения для других авторов. Посмотрев мой разбор, более десятка авторов, решили вслед за мной, разобрать именно этот давно уже забытый фильм. После того, как вышли эти последующие разборы "Сталкера" другими авторами. В результате этой цепочки событий, было реанимировано из забвения вообще все произведения братьев Стругацких. Позднее появились и разборы фильма "Солярис". Как работала это цепочка реанимации популярности братьев Стругацких? А всё дело в алгоритмах. Делая качественную публикацию на свой вкус. Ютуб аналитика показывает популярность нового запроса. А так как блоггеры это мониторят, то в отличие от меня(тему разбора выбирали не сами) на основании специальных программ по продвижению видеороликов стали делать разборы произведения братьев Стругатских.
Кроме алгоритмов Ютуба, мой ролик про скрытый смысл "Сталкер" посмотрели более 30 тыс. человек. Потому вполне закономерно, они стали других блоггеров разобрать этот фильм. Для чего я описываю эту цепочку событий? А для того, как можно из забвения, воскресить, давно забытых выдающихся авторов. Как например сейчас, пытаюсь запустить волну популярности Владимира Высоцкого. Что касается фильма "Сталкер", то там описаны механизмы человеческой психики. На примере, того персонажа, которого так наказали, что он повесился. А почему тот повесился? Да потому что внезапно разбогател. На фоне того, что сегодня в эпоху капитализма, дежурная меча человека - это разбогатеть. Мало кто знает, что резкое незаслуженное богатство, выходит боком. И дело не мистике, а в том, как устроен человек. Очень трудно объяснить человеку, что если тебе, прямо сейчас дать миллион, то он скорее всего или убьётся на новеньком спортивном БМВ, или сдохнет от передоза наркотиков, или будет обворован проститутками. Потому и снимаются такие фильма, что бы в стиле образов фантастического сюжет, донести простую информацию до зрителя. Что труд человека - это часть элемента самосохранения.
Подробнее с моём видеоролике:
Знаменитая сцена «Сон сталкера» представляет собой изображение сотворения мира и последующее его разрушение человеком.
Мы видим ряд предметов, которые перечислены в монтажном плане фильма, но не расшифрованы.
- «некая черная плоскость гипотенузой в воде» — это отделение света от тьмы, упомянутое в Книге Бытия: «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы».
- черное пятно из «пепла» — «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды».
- шприц – о шприцах мы скажем позднее.
- метал. тарелка разбитая — отделение земли от вод. «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так».
- тарелка как зеркало с пейзажем деревьев, — «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так». Рисунок представляет собой гравюру Рембрандта «Три дерева».
- Зеркало — «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной».
- аквариум в воде с рыбками — «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода».
- шприц —
- метал. коробка со шприцем
- картина сидящего с книгой святого — Это изображение Иоанна Крестителя из Гентского алтаря. По-видимому, означает начало христианской эры.
Все следующие предметы помещены на кафеле, что означает, вероятно эру науки. - железка
- автомат
- на кафеле механизм с шестерней, как бы часовой
- пружина толстая
- листок календаря
- железка
- проволка
- нечто походящее на ствол пушки. Все предметы на кафеле имеют отношение к технологическому прогрессу. Ствол пушки – это последний предмет, завершающий историю человечества, намекающий на уничтожение человечеством самого себя.
Шприцы и деньги – это вероятно, постоянно сопровождающие сталкера мысли о болезни дочки и тайное желание разбогатеть.
Параллельно с созерцанием предметов в воде мы слышим, как голос жены сталкера произносит Стоки из Апокалипсиса Иоанна Богослова.
Выбранный режиссером фрагмент описывает бедственные события, которые происходят на земле после того, как Агнец, т.е. Христос, снимает с Книги судеб шестую из семи печатей.
Смех во время чтения Апокалипсиса звучит совершенно неуместно и неестественно и вызывает недоумение. Кто и почему может смеяться над картинами конца мира? Вероятно, только сама зона, для которой уничтожение людей и цивилизации – дело привычное.
В монтажном плане фильма не указано, что читает жена сталкера, обозначено просто: «Стихи женским голосом». Это значит, что главные женские персонажи в фильме – жена, дочка и зона – как бы отражаются и просвечивают один в другом.
После пробуждения Сталкер произносит монолог о музыке, которая, будучи лишенной всякой образности, способна вызывать в душе человека изумление и потрясение. Сталкер не согласен, что такое искусство бескорыстно, но говорит, что всё имеет свой смысл и причину. Тарковский в беседе с Ольгой Сурковой сказал, что в этом монологе речь идет о Боге.
Мясорубка
Далее наши путники оказываются в мясорубке. Образ пути по тоннелю перекликается со спуском Тангейзера в грот Венеры.
Если посмотреть глазами психоаналитика, то можно увидеть, что образы помещений непосредственно перед Комнатой напоминают женский половой аппарат. Труба – это родовой канал, а помещение за ней – матка. Таким образом, путь героев обусловлен их стремлением оказаться в материнском лоне. Этот путь является реализацией их самого сильного бессознательного инстинктивного желания: разочаровавшись в жизни, они стремятся вновь слиться с той женственной стихией, которая их породила. И надеются таким образом достичь счастья.
Интересно, что у Стругацких подход к золотому шару тоже имел образ определенной части тела. Не буду говорить здесь, какой; об этом прямым текстом написано в последней части повести.
Мясорубка – это последняя ловушка на пути к комнате. Согласно идее Стругацких, она требует принесения в жертву человеческой жизни. В повести описывались черные кляксы, которые остались от сожранных мясорубкой людей. Как видим, в фильме они тоже присутствуют.
После мясорубки идет затопленное помещение, которое некоторые трактуют ни больше, ни меньше, как крещенскую купель. Но если христианская купель символизирует рождение человека к вечной жизни, то в перевернутом мире зоны она может означать только обратный процесс, вступление в царство вечной смерти.
Помещение, в которое попадают герои, трактуется режиссером как некий «храм».
В дневниках Ольги Сурковой Тарковский говорит: «Хотелось бы, чтобы пол павильона походил на волны, но при этом размеры волн соответствовали масштабам павильона в целом. … Здесь должен быть храм, то есть речь идет о том, чтобы колонны, их ширина и толщина напоминали храм».
А в монтажном плане мы читаем: «Странный интерьер. Холмы в помещении как пшеница, песок, пустыня в миниатюре».
То есть, перед нами пустыня, с возведенными вокруг нее колоннами. Эдакий Храм природы, храм Великой Богини.
Всё, показанное зрителю в этом помещении имеет максимально сюрреалистичный характер и не поддаётся однозначному толкованию. Полет гайки вдруг замедляется, картинка вдруг светлеет и Писатель, кажется, готов потерять сознание. А может быть он переживает видение, в котором появляется птица, летящая в сторону колодца. По словам участников съемки, эта птица – орел.
Из всех образов в фильме орел наверное единственный, который относится к символам духовной, солярной, мужской природы.
После его появления Писатель вдруг оказывается у колодца, который мы уже видели в эпизоде молитвы сталкера. Но если раньше он был заполнен черной водой, то теперь писатель обнаруживает в нем лишь пустоту.
Сидя на краю колодца, писатель произносит монолог, свидетельствующий о произошедших в его душе переменах, связанных с самопознанием. Но к сожалению, это самопознание все больше приближает его не к обретению внутреннего мира, а к отчаянию.
Писатель вновь отпускает циничную шутку:
«А почему не вечно? Как вечный жид.»
Согласно преданию, иудей-ремесленник Агасфер оскорбил Христа, которого вели на распятие и за это был обречен скитаться по земле до второго пришествия. То есть, чтобы жить вечно, как вечный жид, нужно оскорбить самого Христа. И писатель как будто сожалеет о том, что не может получить такую возможность.
Легенду об Агасфере и легенду о Тангейзере объединяет общий мотив — мотив Страшного Суда, которого вынуждены ждать оба героя. Как Агасфер был вынужден скитаться до Второго Пришествия, так и Тангейзер был обречен оставаться в гроте Венеры до Страшного суда. Таким образом, здесь в очередной раз проводится сквозная для фильма тема Апокалипсиса.
Перед комнатой
Непосредственно перед Комнатой нам показывают трупы умершей пары, из которых вырастает молодое дерево. Это еще один образ, свидетельствующий о том, что зона является областью, где торжествуют и процветают только низшие формы жизни. Человеческая любовь здесь не даёт своего плода, а становится лишь удобрением для растений.
Не буду пересказывать то, что происходит дальше; это не нуждается в специальных объяснениях. Но хочу обратить ваше внимание на саму идею «исполнения сокровенных желаний», которая кажется зрителям столь значительной. Если разобраться в предложенной Стругацкими и Тарковским концепции, то мы увидим, что ничего возвышенного в ней нет, зато присутствует характерная подмена понятий, которую никто не замечает.
Структура человеческой личности, предложенная нам авторами фильма, резюмирована в следующих словах Писателя.
ПИСАТЕЛЬ (говорит очень уверенно). Да здесь он понял, что не просто желания, а сокровенные желания исполняются! А что ты там в голос кричишь.
Да здесь то сбудется, что натуре своей соответствует, сути! О которой ты понятия не имеешь, а она в тебе сидит и всю жизнь тобой управляет! … Дикобраза не алчность одолела. Да он по этой луже на коленях ползал, брата вымаливал. А получил кучу денег, и ничего иного получить не мог. Потому что Дикобразу – дикобразово! А совесть, душевные муки – это все придумано, от головы. Понял он все это и повесился.
Из этого следует, что в человеческой личности есть две главные «части» - сознательная и бессознательная. Бессознательная часть продуцирует инстинктивные желания типа жажды денег, женщин, мести. По мнению авторов фильма, именно эта часть и составляет человеческую «натуру и суть».
Другая часть, сознательная, формирует у человека видение самого себя, других людей и жизненных обстоятельств. Исходя из этого видения человек формулирует сознательные желания – помочь больной дочке, получить вдохновение или спасти человечество.
Подмена понятий, о которой я говорил, заключается в том, что совесть полагается как сознательная функция, как то, что «придумано и от головы».
Получившаяся концепция – это чисто материалистическое понимание личности, напоминающее вульгарный фрейдизм с недоразвитым «супер-эго». Совесть здесь представлена чем-то надуманным и несущественным, бессильным как-то повлиять на могущество Комнаты. Дикобраз вроде мучается и хочет вернуть брата, но получает кучу денег. Из этой концепции логически вытекает, что человек не может раскаяться и измениться. Не может преобразить свою низшую природу, «которая сидит внутри человека и им управляет».
А ведь всегда считалось, что совесть – это нечто, не зависящее от убеждений и мыслей. Считалось, что именно совесть – это проявление человеческой сути.
Но не будем забывать, что в фильме речь идет о последних временах. И мы лишний раз убеждаемся, что если Комната удовлетворяет только желания низшего порядка - бессознательные, инстинктивные, стихийные, то это вовсе не метафора традиционного Бога, который, как известно, желает, чтобы человек изменился и направил свою волю к благу.
Комната олицетворяет не что иное, как человеческое бессознательное. Причем, даже не коллективное, а по большей части индивидуальное. Да еще к тому же не высшее, а низшее бессознательное.
Если вы проанализируете свою жизнь, то увидите, что всегда получали то, что бессознательно желали, даже если полученное вам не нравилось. И не получали то, что сознательно желали, потому что бессознательно противились этому. Об этих внутренних противоречиях сейчас толкует вся популярная психология. Поэтому сталкер и говорит: «зона в каждый момент такова, какой мы ее сделали. Своим состоянием».
Так что Комната — это даже не юнговская самость, а скорее некая инстинктивная телесность, фрейдовское «оно». Поэтому не случайно Тарковский заменил золотой шар Стругацких на вместилище комнаты.
Убедившись, что Комната – это просто комната, а не святая святых, профессор сначала бросает в нее камешки, а потом и часовой механизм от бомбы. И Сталкер, который поначалу требовал уважительного отношения к Зоне, теперь не возражает.
В баре
Мы снова видим героев в баре, и обыденный мир снова показан однотонным. Приходит жена сталкера и мы обращаем внимание на то, что она одета в дубленку. Дубленка – дорогая одежда, она явно контрастирует с одеждой других персонажей. По-видимому, это остаток того богатства, которым зона когда-то одарила дикобраза-сталкера.
Камера задерживается на дочке сталкера, и мы видим, что ноги у нее на месте. Значит, когда профессор рассказывал, что у нее нет ног, он просто воспроизводил какой-то слух.
Когда камера фиксируется на девочке, изображение снова становится цветным. Так показана связь мартышки с зоной. Зона уже присутствует в нашем мире под видом дочки сталкера.
Девочка-зона, хотя и не может ходить, перемещается по земле при помощи своего служителя, сталкера.
Заключительная сцена
Заключительная сцена фильма – это апофеоз неоднозначности. Тем более, что по воспоминаниям актрисы, по первоначальному замыслу она должна была просто сидеть и расчесывать волосы.
Мартышка мысленно произносит стихи Тютчева. В первой части стихотворения говорится о невинном взгляде, который сравнивается с небесной молнией. На ум снова приходит упоминание Христом своего второго пришествия: «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27)
Во второй части стихотворения речь идет о любовной страсти, которая сравнивается с угрюмым и тусклым огнём. В этом противопоставлении снова слышатся апокалиптические мотивы; небо противопоставляется адскому пламени.
Неспроста режиссер выбрал стихотворение, в котором говорится о желании. Ведь именно исполнения желаний искали наши путники и выяснили, что зона исполняет желания низшего порядка, инстинктивные, которые человек скрывает сам от себя. Но поезд цивилизации уже несет человечеству освобождение его низшего начала и удовлетворение всех сокровенных желаний.
Способность девочки двигать стаканы – это вовсе не метафора веры, переставляющей горы. Это способности, связанные с оккультными силами, которые она получила от зоны. Это силы того инфернального мира, в котором горит «угрюмый, тусклый огнь желанья».
Мы снова слышим звук поезда и «Оду к радости» Бетховена. Интересно, что текст был написан в 1785 году Фридрихом Шиллером для дрезденской масонской ложи по просьбе его друга-масона Христиана Готфрида Кёрнера. В 1972 году она была принята в качестве официального гимна Совета Европы, а с 1985 года стала гимном Евросоюза.
Заключение
Итак, пришло время ответить на вопрос, поставленный в начале нашего разбора: действительно ли Андрей Тарковский в своем фильме прикоснулся к трансцендентному, или это было нечто другое?
Из проведенного анализа становится видно, что трансцендентное, образ которого Тарковский показал в зоне и комнате, либо вовсе не является абсолютом, а является лишь одной из внутриприродных сил, либо является абсолютом, объединяющим в себе добро и зло, жизнь и смерть, то есть, таким абсолютом, как он представлен в парадигме имманентизма.
Имманентизм мыслит Абсолют, или Бога, как субстанцию мира. Хотя для познания он и трансцендентен, но в то же время, составляет с миром единое целое.
Этой парадигме принадлежат все формы пантеизма, подавляющее большинство философских систем, любые учения, в которых мир и человек являются частью развивающегося во времени Бога (в том числе учение Карла Юнга и его последователей). И все учения, в которых в Боге постулируется «темная» сторона, т.е. все формы оккультизма.
Ничего общего с Богом монотеистических традиционных религий, которые полагают Бога и мир как две разных субстанции, сталкеровское трансцендентное не имеет.
Образы, которые режиссер использует в фильме, позволяют нам прикоснуться вовсе не к трансцендентному, а к имманентному, но только бессознательному и иррациональному. Зритель здесь погружается в ту же сферу, которая описывается в древних мифах и сказках. И которую сегодня изучает аналитическая психология. Это сфера коллективного психического, но, увы, не сакрального, как бы этого ни хотелось тем, кто в эту сферу погружается.
Возможно, сам Андрей Тарковский в процессе работы над Сталкером и прикоснулся к трансцендентному, но вряд ли этот опыт можно выразить в совокупности кинообразов. Этот опыт выражается иначе.
С другой стороны, за время работы над фильмом намерение режиссера могло измениться. Позднее Тарковский говорил, что «Сталкер» - это фильм о победе материализма. И по факту мы видим в фильме изображение предапокалиптической реальности: это мир, полностью погрузившийся в материю и распадающийся до состояния грязи. В этой реальности уже неразличимы добро и зло, подлинные чудеса и ложные. Здесь невозможно отличить учителя от авантюриста, любовь от ненависти, сакральное от профанного, Христа от антихриста.
В такие времена недостаточно просто «верить», но нужно также и знать. Знать - значит уметь различать. Различать сущности, или, как говорили когда-то, «различать духов» (1Ин.4:1). Ибо тот, кто знает, или хотя бы стремится знать, не соблазнится чудесными артефактами и будет искать не счастья, а Истину.
7 января 1975 года Андрей Тарковский записал в дневнике: «Чем-то моё желание делать „Пикник“ похоже на состояние перед „Солярисом“. Теперь я уже могу понять причину. Это чувство связано с возможностью легально коснуться трансцендентного…».
Но действительно ли Андрей Тарковский коснулся в фильме «Сталкер» трансцендентного или это было нечто иное?
Многие люди увидели в фильме «Сталкер» ни больше, ни меньше, как символически показанный путь к Богу. Так думают даже те, кто работал с Тарковским.
Художник Рашид Сафиуллин: «Зона — это место, где можно правильно жить. … Да, приходится лгать. Да, приходится, крутиться…» (подробнее в видео)
Интереснейшая оговорка! Она выявляет как минимум то, что у зрителей содержание Сталкера вызывает когнитивный диссонанс и им приходится игнорировать некоторые явно показанные на экране вещи, чтобы не разрушить свои идеализированные представления.
Фильм «Сталкер» поднимает вопросы о счастье, чуде, вере. Казалось бы, разве не это самое главное в человеческой жизни? Уже только услышав эти возвышенные слова, люди готовы думать, что общепризнанно гениальный режиссер в своем фильме покажет им путь к достижению счастья при помощи веры в чудо.
Но тот, кому важна истина, должен иметь мужество смотреть в лицо фактам. И нужно признать, что в фильме есть множество сцен, вызывающих недоумение и даже отторжение. Наверное, самая яркая из них – это завершающая сцена, где несовершеннолетняя девочка мысленно произносит стихи о сексуальной страсти. Столь же странно смотрится истеричный припадок жены сталкера. Обилие шприцов, ампул и таблеток в кадре. И многое другое. Все эти вещи, если их специально не игнорировать, очень мешают позитивной трактовке фильма. Но если наша цель – понять то, что нам показано режиссером, эти вещи нужно как-то объяснить.
Для этого давайте обратимся к фактам.
Всем известно, что в основе сценария фильма лежит повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине».
В ней авторы изображают человечество, столкнувшееся с необъяснимыми физическими явлениями в замкнутых пространствах, зонах, происхождение которых приписывается инопланетной цивилизации. В повести подчеркивается то, что люди жертвуют своими и чужими жизнями, чтобы добыть чудесные артефакты и заработать денег. В конце концов, всё человечество постепенно «подсаживается» на «подарки» зоны, используя их в своих корыстных интересах. Предполагается, что чудесные артефакты – это всего лишь мусор, оставленный пришельцами на обочине их дороги. Проще говоря, помойка. Но важно то, что люди начинают верить, что один из отбросов в этой помойке (золотой шар), может исполнять их желания. Причем, что тоже очень важно, одним из условий общения с золотым шаром является принесение человеческой жертвы.
Очевидно, что Тарковского что-то зацепило в повести Стругацких, раз он решил делать по ней фильм. При этом, Тарковский, будучи вроде бы религиозным человеком, всю работу над сценарием поручил братьям Стругацким, которые, как известно, были стопроцентными атеистами. Как это понять? Одна из моих гипотез заключается в том, что для Тарковского было важно, чтобы темы чуда, веры и счастья были разработаны именно в атеистическом ключе. Тогда, эти темы будут по определению исключать сверхъестественное, или божественное вмешательство, но при этом, не будут исключать вмешательство другого рода.
В повести Стругацких зона вполне определенно обозначается как нечто дьявольское. И несколько раз персонажами произносится фраза «дьяволу дьяволово», отголосок которой мы слышим в фильме («дикобразу дикобразово»). Также, Стругацкие вполне определенно показывают, что Зона порождает чудовищ. Из нее к живым людям приходят их умершие родственники. А дети тех, кто общается с зоной постепенно перестают быть людьми.
Можно ли представить, что, прочитав у Стругацких про зону как дьявольское место, Тарковский решил сделать из нее место божественного присутствия? Да и вообще, возможно ли это?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в символике фильма.
Эпиграф
«…Что это было? Падение метеорита? Посещение обитателей космической бездны? Так или иначе, в нашей маленькой стране возникло чудо из чудес – ЗОНА.»
Зона в фильме связана с понятием чуда. Источник происхождения зоны неизвестен, и тем не менее, она почитается как чудо.
Но дело в том, что понятие чуда проблематично: чудеса бывают истинные и ложные, и Тарковский, заставляя актеров перед съемками читать Евангелие, не мог об этом не знать. Так, в Евангелии от Матфея Христос предсказывает наступление последних времён, когда чудеса станут обычным делом:
«Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.» (Мф. 24:24)
А в Откровении Иоанна Богослова говорится, что чудеса творит антихрист:
«и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле ….» (Откр. 13:13)
В фильме Тарковского показано как раз-таки апокалиптическое состояние мира, последние времена. А значит и понятие чуда должно трактоваться именно в апокалиптическом смысле. Это ложное чудо, чудо как обольщение. Чудо, которое не открывает нам таинственную сущность вещей, а лишь отвлекает от чего-то более важного. Это подмечено даже у Стругацких.
Стакан
В чем смысл сцены с двигающимся стаканом? Это имитация чуда. Кажется, что стакан движется сам, причина его движения невидима, однако мы ее слышим. Причина его движения – тепловоз, техническое устройство. То есть, в этой сцене своеобразно показано чудо, производимое техникой, техническим прогрессом. Именно технический прогресс является главным поставщиком чудес, и вместе с тем приближает апокалипсис.
Поезд
Шум поезда с наложенной музыкой мы слышим четыре раза.
В первый раз – когда камера, проходя над кроватью, задерживается над головой сталкера.
Во второй раз во время истерики жены.
В третий раз камера находится в Комнате исполняющей желания.
В четвертый раз камера смотрит на дочку сталкера.
Таким образом, музыкальные фрагменты как бы маркируют главных действующих лиц фильма: сталкер, его жена, его дочь и зона.
В первый раз на фоне шума поезда звучит Марсельеза. «Отречемся от старого мира…».
В сцене истерики жены мы слышим фрагмент увертюры к опере Вагнера «Тангейзер».
Сюжет оперы имеет много общего с сюжетом фильма. Поэт-певец Тангейзер, однажды в лесу встречает богиню Венеру, которая завлекает его к себе в грот. Несложно в образе зоны увидеть вполне отчетливую аналогию с гротом Венеры. По ходу фильма мы увидим дополнительные подтверждения этому.
Уход сталкера
Из слов жены мы узнаём, что сталкер в последний раз отсидел в тюрьме пять лет. Спрашивается, за что такой срок? У Стругацких сталкера сажали всего на шесть месяцев, вполне разумный приговор для тех, кто лишь выносит и продаёт опасные артефакты. Правда, второй раз его посадили на 2 или 3 года. Но почему Тарковский этот срок увеличил?
Сталкер Тарковского занимается не тем, что таскает из зоны чудесные артефакты. Он целенаправленно водит в зону людей, из которых некоторые погибают. Вроде бы сталкер и не виноват, ведь людей убивает зона. Но известно то, что Тарковский допускал, что Сталкер и Дикобраз могут быть одним лицом. В беседе с Ольгой Сурковой он говорил:
Тут нужно только подчеркнуть как-то в диалоге, когда они будут о Дикобразе говорить, сомнение по поводу существования уже самого Дикобраза. А был ли вообще-то он? Например, кто-нибудь скажет Сталкеру: «А может быть, Дикобраз — это твой псевдоним? При чем тут Дикобраз-то? Может, это ты сам еще собираешься повеситься?»
Если это так, значит это сталкер убил своего брата в «мясорубке» на пути в Комнату, и именно за это его и могли посадить на пять лет.
Но самый главный аргумент в пользу того, что сталкер и есть Дикобраз – это бинт на его шее. Назначение этого бинта – скрывать след от сдавления шеи петлёй. Сталкер пытался повеситься, но по какой-то причине это ему не удалось. Его посадили, он отсидел 5 лет за убийство, а своим спутникам теперь рассказывает, что Дикобраз повесился.
Важным моментом в понимании существа зоны является то, что дети сталкеров рождаются мутантами. Кроме того, Жена сталкера рассматривает их больного ребенка как проклятие Бога за походы сталкера в зону.
«Сам Бог тебя проклял таким ребенком»
Уже из этого можно сделать вывод, зона – это не Бог, как это хотелось бы видеть некоторым. От общения с Богом не рождаются больные дети.
Разговор писателя с дамой
То же самое подтверждает и разговор Писателя с Дамой, в которой он называет зону порождением сверхцивилизации, в которой нет места Богу.
ДАМА. Но вы же сами говорили, что Зона – порождение сверхцивилизации, которая…
ПИСАТЕЛЬ. Тоже, наверное, скука. Тоже какие-нибудь законы, треугольники, и никаких тебе домовых, и уж, конечно, никакого Бога. Потому что если Бог – это тот самый треугольник… хм, то и уж просто и не знаю…
Беседа в баре
Одним из замыслов Тарковского было заставить зрителя усомниться в том, действительно ли в зоне происходят чудеса, действительно ли там исполняются желания. Вот его собственные слова из личных бесед:
«Хорошо бы, в конце зритель вообще усомнился, что он видел какой-то сюжет… … В общем-то никакого сюжета, да и места такого заветного нет, да и быть не может. вот ведь как. И Писатель довольно отчетливо сказал, что вообще-то не очень во все это верит.»
Из этого общего замысла становится понятным монолог Писателя об античном горшке, которым все восхищаются до тех пор, пока не узнают, что он ненастоящий. Отношение людей к фейковому античному горшку — это параллель к отношению главных героев к зоне.
Сначала они верят, что там исполняются желания, но потом приходят к выводу, что сталкер – это и есть тот самый шутник, подсунувший людям фальшивку.
Жанр фильма «Сталкер» Андрея Тарковского трудно определить – это и драма, и философская притча, и пост-апокалипсическая фантастика. Минимум действия, мрачные пейзажи и бесконечные символы, рассыпанные, словно «хлебные крошки», на пути у зрителей и героев, создают единую Вселенную фильма, которая затягивает, словно воронка, заставляя мозг яростно искать выхода.
Идея фильма взята у фантастической повести «Пикник на Обочине», которую написали братья Стругацкие. Они же значатся в сценаристах фильма. Но от первоначального сюжета осталась только мрачная тень Зоны, которая легла на всё человечество, да незаконная профессия и прозвище главного героя – Сталкер.
Что такое Зона и Комната?
В фильме нет практически никаких спецэффектов. Не из красивых и впечатляющих кадров, а из разговоров героев мы узнаём, что за двадцать лет до того, как они встретились, в окрестностях города упал метеорит.
Позже место катастрофы стало аномальной зоной, в которой происходили загадочные явления, исчезали люди, а главное – появилось место («Комната»), где исполняются тайные, сокровенные, заветные желания. После этого военные обнесли зону кордонами, но желающих проникнуть туда стало ещё больше. Тогда и появилась профессия проводника – сталкера, которой промышляет главный герой картины.
Кто такой Сталкер?
Герой картины только вышел из тюрьмы. Его жена, хоть и мучается от бедности, совсем не хочет, чтобы Сталкер рисковал жизнью, организуя экскурсии в Зону для богатых и любопытных бездельников. Их дочь больна и обладает паранормальными способностями. Хоть об этом и не говорится прямо, но мы понимаем, что состояние ребёнка – результат действия Зоны.
Но Сталкер не может жить без Зоны, только там он чувствует себя дома. Она действует на героя, словно наркотик. Недаром чёрно-белое изображение в начале фильма после попадания героев в Зону меняется на цветное – мы видим её глазами Сталкера, который за пределами Зоны кажется рыбой, лишённой воды, задыхается и не различает цветов.
Кто такой Писатель?
Писатель хочет найти в Зоне вдохновение, потому что исчерпал все идеи и находится в творческом кризисе. Он очень несерьёзно относится к путешествию; к месту встречи героев приезжает явно после пьяной вечеринки и с женщиной. Писатель постоянно перечит Сталкеру, не желает слушаться его указаний. Он раздражён и одержим духом отрицания. Похоже, что ему не нужно никакое вдохновение, и ничего писать он тоже не хочет. Попав в заветное место Зоны, он отказывается загадывать желание, утверждая, что никто не сможет понять свои сокровенные мечты, и Комната будет исполнять только мечты подсознательные. Раз использовать Комнату в своих целях никому не удастся, то и ходить в Зону бессмысленно.
Кто такой Профессор?
В отличие от Писателя, цель этого человека чётко ясна. Он направляется в Зону с заранее определённой задачей. Его заботит будущее планеты, он считает, что Зона вообще и Комната в частности таит серьёзную опасность. Поэтому он отправился в это путешествие, чтобы привести в действие спрятанную в своей лаборатории бомбу, оставшуюся за колючей проволокой после катастрофы.
Страх перед сокровенными желаниями
Оказавшись на пороге Комнаты, герои сталкиваются с неразрешимым противоречием. Они могли бы сейчас попросить всё, что угодно, но Комната исполнит только желание, спрятанное на самом дне души. Как и говорил Писатель, управлять своими сокровенными желаниями невозможно. Но и уничтожение Комнаты, о котором мечтал Профессор, теряет всякий смысл.
Сталкер приходит в отчаянье. Он далёк от философии. Он понимает только одно: уничтожить Комнату – значит уничтожить надежду. Хотя Профессор и обезвреживает бомбу, отказавшись от своего намерения, Сталкер чувствует, что его миссия провалена: он благополучно довёл своих спутников до Комнаты, но загадывать желание они отказались.
Символы и образы в фильме Сталкер
В «Сталкере» не так много непонятных и замысловатых образов, как в других фильмах Тарковского. Сюжет прозрачный, действие – прямолинейное и неторопливое. Поэтому основные символы не нуждаются в дополнительной расшифровке. Речь идёт о поиске себя, о разрыве между идеальным и реальным, о тайнах человеческой души. Зона предстаёт перед нами в неожиданной ипостаси: это не только участок земли, огороженный колючей проволокой, а изуродованное человеческое сознание. Путешествуя внутрь себя, люди приходят к познанию собственных сокровенных тайн, которое и символизирует Комната.
Недаром в дороге Писатель втягивает спутников в бесконечные философские диспуты – это те вопросы, которые мучают нас, когда мы пытаемся погрузиться в пучину своего сознания, найти причину своих поступков, желаний, симпатий и антипатий. Наша вера в чудо и наш материализм находятся в непрерывной борьбе и спорят друг с другом, как Писатель, Профессор и Сталкер.
Так же в фильме отчётливо прослеживаются духовно-христианские мотивы: цитирование библейских текстов, попавший в кадр фрагмент Гентского алтаря. В спорах героев отражается столкновение и противопоставление рационального и иррационального, научных убеждений и надежд на волшебное преображение, исполнения желаний одним махом.
Смысл финала фильма Сталкер
Сталкер из последних сил пытался верить сам и хотел заставить других разделить с ним эту веру. Ему казалось, что в этот раз он выбрал многообещающих спутников – исполнение их желаний могло бы принести человечеству неоценимую пользу. Но они отказались от чуда. В итоге получается, что Зона людям не нужна. Жуткое очарование Зоны иссякло, как и ожидание чуда.
Вернувшись домой, Сталкер горько жалуется жене на то, что в людях иссякла вера. А если нет больше ни надежды, ни веры, Сталкеру остаётся только любовь жены и больной дочери, которые мучаются от его привязанности к Зоне.
Дочь Сталкера, читая стихотворение Тютчева «Люблю глаза твои», двигает взглядом стоящий на столе мутный стакан. Чудо всё время находилось рядом, и людям, чтобы поверить, не надо было идти за ним далеко.
Читайте также: