Самый сильный бог смерти
Качества божественных существ, распоряжающихся и обслуживающих потоки времени и нити судеб человеческих в астрологии связаны с планетой Сатурн и со знаком Козерог. Именно эта планета прописывает сроки, следит за соблюдением законов мироздания, в том числе создавая для этого временные циклы.
Влияния этих богов мы воспринимаем как ограничения, с ними связаны такие понятия как рок, карма, долг.
Навигация по статье
Существа, прядущие нити времени и судьбы
Образ времени, которое создается и распределяется по человечеству, как нити судьбы, распространен в легендах разных стран и народов. Идея в том, что существует некий закон жизни, поддерживающий порядок в мире, представленный в виде веретена, оси, стержня.
Нити этого веретена прядут для каждого человека особые существа, которые чаще всего «работают» группами, как например три мойры в Греции:
- Лахезис – «участь, жребий», предопределяющая судьбу человека до его рождения;
- Клото – «пряха», ткущая событийную нить человеческой жизни;
- Атропа – «необратимость», та кто обрывает жизненную нить, следит за этим сроком.
Их мифологические аналоги в других культурах:
- Парки в римской мифологии;
- Норны скандинавского этноса;
- Вирды англосаксов;
- Славянские рожаницы, спутницы бога Рода;
- Лаймы в латвийских легендах.
Наличие этих существ в легендах означает, что общественное сознание человечества принимает тот факт, что у каждого человека своя судьба, свой срок времени, который отведен его нитью жизни.
Нить эта обрывается в момент смерти человека или правильней сформулировать наоборот: когда нить времени кончается, то человек умирает.
Египет
Татенен – «поднимающаяся земля», значим в древнеегипетской мифологии, демиург. Сотворивший богов, мир земли и людей из первобытного хаоса. Связывает циклы времени с земледелием. Позднее стал ассоциироваться с богом Птахом.
Нехебкау – египетский бог времени, покровитель умерших, ожидает человека у входа в царство мертвых чтобы соединить его жизненную силу, выходящую из физического тела с его вечной Душой.
Изображался в образе змеи или человека с головой в виде змеи, двух змей.
Считался богом-защитником Ра, в других источниках, наоборот, врагом бога Солнца. Его культ был связан с празднованием Нового года и обрядом коронации фараонов.
Индия и Иран
Зерван – вечное время, иранский Сатурн, породивший добро и зло. Именно из него вышли два брата – добрый Ормазд (Ахурамазда) и злодей Ариман (Ангро-майнью).
Добрый ребенок зародился в момент любви и творческого порыва папы Зервана. А злой братишка зарожден в момент сомнений папаши в своей способности породить сына, которому можно будет передать этот мир и власть над ним.
Так вышло потому что Зерван, в отличии от своего отца, Бога Неба, который безудержно создавал из своей энергии детей и не заботился о результатах своего творения, уже понимает ограниченность собственных возможностей и сил, поэтому не уверен в результате. Так отличается Уран-бог неба и Сатурн-бог времени.
Кала – индийский бог времени и судьбы. Символом этого бога времени является колесо, цикл дней и ночей, превращающийся в месяцы, и во времена года, которые поглощают существование человека. Он является воплощением универсального закона, от которого все зависят, он создает, хранит и уничтожает мировое пространство.
В индийском пантеоне, Кале подчиняется бог смерти Мритью, причина действий которого определяется именно Калой.
Дити – «ограниченность», является богиней земли и её циклов плодоношения, земледелия. Произвела на свет асуров-демонов и 49 сияющих Марут (дэвов).
В индуизме со временем связано такое понятии как Рита – естественный порядок вещей, вечное колесо закона. Символизирует постоянное перевоплощение всего сущего, его ритм, заданный универсальным космическим законом.
Семиты и Библия
Илу – «существовать, жить», «могучий, сильный» семитский бог земледелия и времени, «отец лет», «вечный отец», ограничивающий мир и определяющий его законы. Его изображение – мудрый старец с длинной бородой. Он может являться людям во снах или в видениях.
Когда боги земли требовали жертвы для того чтобы поддерживать плодородие, Илу принес в жертву своего перворожденного сына Молоха.
Что вполне ассоциируется с Хроносом, пожирающем своих детей, а его символ – серп, срезающий урожай в этом образе преобразуется в косу смерти.
Символический смысл этих жертвоприношений: так время приносится в жертву пространству, попросту говоря входит в пространство, преобразуя, оживляя его.
Грустно то, что этот принцип стал использоваться некоторыми народами в качестве мотива для жертвоприношения младенцев (например культ Молоха) богам времени и земледелия.
Двуречье и Малая Азия
Иншушинак – один из древних божеств Элама (древнее государство, юго-запад современного Ирана), который правит царством мертвых, защитник клятв и покровитель правосудия. В ассирийских текстах его ассоциировали с Нинуртой (сатурнианское божество).
Иншушинака изображали в виде полумужчины-полуженщины. Его именем подкрепляли клятвы, нарушение которых строго каралось.
Таблицы МЕ – главный объект вожделения всех богов, таблицы сущностей и судеб. Они символизировали самую глубинную суть материального бытия, исполняющего высший закон реальности – осуществить свою судьбу.
Господином всех МЕ считался шумерский владыка судеб Энмешарра, повелевавший подземным миром. Хранил их мудрый создатель Энки, по другим версиям Нинурта (Сатурн), считающийся владыкой земли и выступающий судьей.
Славяне
Карачун – божество зимы и смерти славянского пантеона, повелевает холодом и морозами. Также воспринимался как злой дух, способный сокращать жизнь человеческую и вызывать ранние смерти.
Карачун художника Всеволода Иванова
Есть мнение, с которым многие не согласны, что Карачун образно ассоциируется с Кащеем в русских сказках.
Греция
Крон (Кронос, Хронос) – древнегреческий бог земледелия и времени, оскопил своего отца, бога Неба – творца Урана, чем завершил процесс его творчества – беспрерывного рождения детей-богов.
Сам Хронос считается пожирателем своих детей, что помогало ему обрести устойчивость в царствовании над миром. Позднее побежден выжившим ребенком – Зевсом, Юпитером.
Кронос – бог и царь Золотого Века человечества.
Эон – божество, символизирующее всю длительность времени, то есть вечность. С ним связано одно из возникших в Греции философских понятий, когда эон – это жизненный путь человека, течение времени индивидуальной жизни каждого.
Рим и Этруски
Сатурн – древнеримский бог времени и земледелия, зачастую его имя обозначает «сеятель». Символ Сатурна – серп, символ земледелия. Он насыщался годами и временем.
С именем этого бога, как и его аналога – греческого Кроноса, связано придание о Золотом Веке, когда люди жили в мире и изобилии, не было неравенства, всё было общим.
Анна Перенна – древнеримское божество, связанное с наступлением нового года. Этот праздник приходился на 15 марта, так называемые мартовские Иды римлян.
Сатре – этрусское божество изобилия золотого века, аналог Сатурна и Кроноса. Правил подземным миром, поэтому устрашающ и почитаем. Покровитель посевов, сохранения семян в земле и их пробуждения.
Кельты и Германия
Данное пророчество приписывают Вельве, пророчице, которую бог Один вызвал из могилы. В пророчестве описаны признаки и все действующие лица Рагнарёка, а также последующее возрождение богов и человечества.
Япония и Китай
Тай-суй – глава ведомства времени китайской мифологии, он отвечает за все неприятности, происходящие с человеком, независимо от его воли или согласно ей. Мог выступать полководцем китайских армий.
Изображается с колокольчиком – специальным инструментом для улавливания людских душ и с секирой, останавливающей человеческую жизнь. То есть Тай-суй по совместительству, ещё и бог Смерти.
О-Тоси – японский бог урожая, «великой жатвы», отвечающий за связь годового цикла времени с порядком земледельческих процессов. Отец шестнадцати божественных детей.
Индейцы
Существуют боги времен года, начала какого-то события. То есть, все боги и богини времени связаны с вхождением времени в пространство, что формирует человеческие судьбы и срок жизни, а также природные циклы, определяющие земледельческие периоды.
Именно поэтому, богам времени в мифологии присваиваются дополнительные функции – божеств судьбы, смерти и земледелия.
Аид, уверен, многие знают это имя, даже если не знакомы с древнегреческой мифологией. Аид является родным братом Зевса, которому при разделении мира досталось подземное царство. Подземный мир Аида описывался как мрачные бледные поля, где вместо звука шелеста листьев - тихие стоны душ. В царстве живут души, которые всегда в отчаянии и унынии.
Так же у Греков был и еще один бог смерти - Танатос, который является братом бога сна - Гипноса. Танатоса изображали в виде юноши, который в одной руке держит потухший факел - символ конца жизни.
Анубис и Осирис
Анубис для древних египтян как Аид для древних греков. Анубис считался проводником в загробный мир. Как правило, Анубис изображается в виде человека с головой шакала. Почему же именно шакал? Этот зверь питается мертвечиной, а его вой похож на стон и вопли отчаявшихся. Анубис всегда в руках держал весы Истины.
На одну часть весов клалось сердце умершего, а на вторую - перо богини Маат, которое является символом справедливости. Если сердце оказывалось таким же легким, то умерший отправлялся в рай, в ином случае его сжирало чудовище Амат.
Со временем появляется культ Осириса - отца Анубиса. Осирис является царем мира мертвых, где вместе с сыном судил умерших.
Анубис, древнеегипетский бог смерти, мумификации и многих других вещей, очень хорошо известен, но вот несколько забавных фактов, которые вы могли не знать. У него была голова собаки, он был сыном Нефтис, племянником Исиды и двоюродным братом (или братом) Гора.
Хотя его часто описывают как шакала, его священным животным на самом деле был африканский золотой волк - животное, которое до 2015 года называли шакалом! Даже сейчас, благодаря новым фактам и открытиям, мы узнаем все больше и больше об этом древнем боге подземного мира.
1. Анубис был также известен как Инпу или Анпу.
Имя, которое мы все знаем, произошло от греческого перевода, в то время как два других ближе к египетскому и коптскому произношению. Его первоначальное имя произошло от фразы, означающей "царский ребенок", а также от слова, означающего "разлагаться".
2. У Анубиса было много различных титулов в зависимости от его роли.
Некоторые из его титулов включали в себя: Владыка Священной земли, Владыка Священной горы, Пес, пожирающий миллионы, Владыка тайн, Бальзамировщик и Первый из западных людей.
3. Он был полупосредственным сторожевым псом.
Помимо того, что Анубис отвечал за бальзамирование тел для подготовки их к следующей жизни, он был хранителем гробниц. Он охранял мумии и сокровища, с которыми она была похоронена.
4. Анубис ассоциировался с двумя разными греко-римскими богами.
Благодаря греческой и римской оккупации Египта, египетские боги часто смешивались с их пантеонами. Как бога мертвых, Анубиса сравнивали с Аидом (Плутоном). Однако в роли психопомпа и слуги Осириса его чаще сравнивали с Гермесом (Меркурием).
5. Он был одним из богов, присутствовавших на церемонии взвешивания сердца.
Анубис стоял у весов справедливости. Если душа выдерживала испытание, он готовил ее к следующей жизни, пока Тот записывал решение.
6. Черный цвет и отсутствие света ассоциировались с Анубисом и другими морскими богами.
Осирис обычно ассоциировался с зеленым цветом воскрешения, а белый цвет олицетворял общую чистоту. Однако черный цвет не считался злым, просто он был темным, как и сам Анубис.
7. Вепвавет был еще одним богом, возглавляемым шакалом, который участвовал в процессе смерти и воскрешения.
После того как Анубис завершал свою работу по бальзамированию, подготовке и сопровождению умерших, их передавали другому богу, который защищал их во время путешествия по подземному миру. Третий бог, возглавляемый шакалом, Дуамутеф, присутствовал при мумификации и был одним из четырех сыновей Гора.
8. Дочь Анубиса принимала облик змеи или страуса.
Ее звали Кебехт, Кабехт, Кебехет или Кебхут, и она была богиней пресной воды и очищения. Одной из ее основных обязанностей была помощь отцу в подготовке тел к мумификации. Ее матерью была Анпут, богиня пустыни и защиты.
9. Отец (или отчим) Анубиса хотел убить его в младенчестве.
Мать Анубиса, Нефтис, была сестрой Осириса и Исиды и замужем за их злым братом Сетом. Когда Нефтис родила Анубиса, она опасалась за его жизнь и спрятала его в болотах - скорее всего, он был плодом любовной связи. Нефтис спрятала его в болотах, где его спасла и защитила Исида. Он был воспитан обеими сестрами.
10. Жрецы часто во время погребальных обрядов надевали маску Анубиса.
Маска имела форму черного клыка, оставляя при этом человеческое тело жреца, так же как Анубис часто изображался с клыкастой головой.
11. Именно Анубис забальзамировал Осириса после того, как он был убит своим братом Сетом.
Исида собрала тело своего мужа и принесла его Анубису, который помог ей подготовить его к загробной жизни. Это и стало причиной того, что он стал богом бальзамирования, особенно после воскрешения Осириса.
12. Анубиса почитали в городе Синополис.
Этот город был назван от латинского cyno, производного от греческого слова, означавшего "собака" или "собакоподобный". Город стоял и поклонялся в основном Анубису до войны первосвященников во время правления Рамзеса XI, во время которой он был разрушен. На его руинах был построен город Аль-Кис.
13. Мертвые собаки были символом Анубиса!
Помимо мумификации своих любимых питомцев вместе с их телами, некоторые древние египтяне, возможно, даже покупали тела мертвых собак и щенков, чтобы использовать их в качестве подношений Анубису. Около восьми миллионов мертвых клыков были найдены законсервированными и захороненными в катакомбах близ Каира.
14. Когда Анубис соединился с греческим Гермесом, он получил другое имя.
Хотя эти два бога иногда рассматривались просто как аспекты друг друга, во время греческой оккупации Египта их иногда объединяли в одного бога. Это был Германубис, психопомп, вестник и защитник мертвых. Он содержал в себе аспекты как греческого Гермеса, так и египетского Анубиса.
15. Чучело животного без головы было важным фетишем для Ануба.
"Фетиш" в данном случае означает тотем или талисман, и этот фетиш, называемый имуит, был священным для Анубиса, а также для некоторых других богов. Голову животного удаляли, а тело подвешивали на шесте, и все это помещали в гробницы в качестве защитного символа. Фараон Тутанхамон имел несколько золотых копий имуитов в своем последнем пристанище.
16. Анубис был богом-покровителем анестезиологии.
Его глубокие знания о работе человеческого тела означали, что он был естественным выбором для покровителя "ложной смерти". Как бог бальзамирования, он знал, как работать с телом, находящимся без сознания, не причиняя ему вреда.
17. Анубис фигурировал в меньшем количестве мифов, чем большинство других главных богов, но был популярнее многих.
В действительности, роль Анубиса как покровителя мертвых означала, что его символы и образы изображались повсюду в Древнем Египте, где смерть и возрождение были центральными понятиями их религии. Несмотря на то, что Анубис фигурирует в относительно небольшом количестве историй, сегодня он так же хорошо известен западным людям, как Ра, Осирис, Исида и Сет.
18. В ранних мифах Анубис был сыном Ра.
Хотя его отцом почти всегда был Осирис или, иногда, Сет, в некоторых ранних историях он считался сыном бога солнца. Его мать, Нефтис, иногда заменялась богиней-кошкой Бастет или другой богиней. Когда Осирис приобрел популярность как новый бог мертвых, мифы изменились так, что Анубис стал его сыном, и они работали бок о бок.
19. В нескольких важных заклинаниях использовалось имя Анубиса.
Магические заклинания были очень важны для древних египтян, особенно во время погребальных процедур. Во время бальзамирования и мумификации работники пели дифирамбы Анубису, умоляя его о защите и помощи от имени умершего человека.
20. Анубиса иногда насмешливо называли "Лающим".
Греки и римляне считали звероголовых богов традиционной египетской религии довольно нелепыми. Хотя они по большей части игнорировали это, когда включали эту религию в свою собственную, частое изображение Анубиса в виде клыков означало, что он стал источником насмешек.
21. Самая популярная версия зачатия Анубиса произошла, когда его мать Нефтис одолжила на ночь мужа своей тети Исиды.
Истории расходятся в том, было ли это с согласия Исиды или без, но однажды Нефтис легла со своим братом Осирисом. От этого союза родился Анубис, шакалоголовый пес подземного мира. Независимо от того, было ли у нее предвидение, Исида не обиделась на сестру и даже помогла ей найти ребенка и заботиться о нем, когда Нефтис опасалась мести Сета. Однако иногда говорят, что Сет был настоящим отцом Анубиса.
22. У него была целая армия демонов-посланников.
Хотя Анубис не был злым, его посланники быстро наказывали любого, кто переступал черту в подземном мире. Эти демоны могли мучить и терзать тех, кто вел себя неправедно на пути к следующей жизни.
23. Анубис не терпел хаоса.
Он был очень упорядоченным богом и жестоко наказывал тех, кто нарушал этот порядок. В одной истории Сет в облике леопарда пытался подойти к телу Осириса. Анубис расправился с ним раскаленной кочергой - именно так леопард получил свои пятна, - затем снял с него шкуру и надел его мех в качестве плаща.
24. Все жрецы Анубиса были мужчинами.
Они носили капюшоны шакалов и часто работали в тесном контакте с мертвыми и похоронными процессиями. Иногда они также носили клыкастые маски, сделанные из дерева. Эти маски использовались в процессиях и для помощи при совершении религиозных ритуалов. Подражание считалось формой лести богам.
25. Жена Анубиса, Анпут, иногда имела голову шакала и человеческое тело.
Она была женским эквивалентом своего мужа, и ее имя было феминизированным вариантом его имени (Анпу/Инпу). Обычно она появлялась в виде женщины в шакальем капюшоне или в виде большой черной собаки.
Этих существ объединяет то, что они осуществляют профилактически-санитарную функцию по отношению к Душам людей.
Прослеживается связь данных богов с архетипом знака Скорпион и планетой Плутон.
Навигация по статье
Имена самых страшных богов в мировой мифологии
Египет
Инпут – жена Анубиса или его женская форма. Изображалась соответственно – как женщина с головой шакала. Богиня такого места, куда прибывали души умерших, в Древнем Египте оно называлось Дуат.
Серкет – одна из дочерей Ра, повелевает мертвыми, защищает истину. Её символ – не только скорпион, но и Анх – ключ вечной жизни, что в совокупности означает трансформацию человека.
Индия и Иран
Мритью – «смерть», служит владыке недр и судье загробного мира – Яме.
Насу – иранский демон смерти, его образ – мерзкая трупная муха, которая прилетает дабы завладеть человеческой душой, покидающей тело, которое к тому же осквернялось этим демоном. Родственники умершего способны бороться с Насу – распевая священные тексты и произнося божественные имена.
Шива – индийский бог разрушения, его атрибуты – это змеи и черепа. В его свите – злые духи, которые живут на кладбищах и питаются человечиной. Его разрушительные образы: Бхайрава – чудище с огромными клыками, пожиратель, порожденный Хоосом и Вирабхадра – имеющий тысячи голов и рук.
Как Шива изначально «благой, приносящий счастье», хранитель Вселенной, докатился до жизни такой? А случилось то, что Шива выпил яд калакуту, который образовался когда боги пахтали океан, сотворяя мир. Этот яд превратился в зло внутри Шивы. Этим поступком он по сути спас Вселенную, но это же сделало его олицетворением зла.
Ниррити – «отсутствие риты», то есть естественного порядка вещей. Символизирует, смерть и разложение, разрушение и распад. В гимнах «Ригведы» воспеваются гимны защищающие от её влияния.
Древняя Греция
Керы – «смерть, порча», обитательницы подземного Аида, царства мертвых. По природе свой это демоны, питающиеся кровью раненых в боях людей, приносят болезни и беды.
М.А.Врубель. Демон, рисунок
Потеряв покой и лишенная сна, она может видеть лишь в темноте (днем теряет зрение). Ночью прокрадывается к юношам чтобы соблазнить их и высосать кровь. Этот образ сходен с шумерской Лилит.
Ламию могли изображать в виде змеи, имеющей голову и грудь красивой женщины.
Эриннии – «гневные», божественные сущности древнего, еще матриархального мира, предшественницы подземного владыки Аида. Человеческое воображение представляло их в виде старух страшного вида, что усугублялось змеями в волосах. В руках у каждой эриннии были предметы, помогающие выполнять свое назначение – факела, бичи и пр.
Им приписывалась карательная функция, например, они наказывали как людей, плюющих на свой долг по отношению к родителям – при жизни, так и их души в Аиде.
Орест и эриннии
Эриннии также охраняли права умерших.
Самая знаменитая эринния, символизирующая жестокие напасти, которые переносит человек, называется Мегера. У нас это имя хотя и стало нарицательным, но мало кто знает его исходные смысл и носительницу.
Еще одна эринния – Тесифона, своим бичом производила отмщение и наказание уже в мире умерших – за совершенные при жизни преступления.
Геката – спутница бога Аида. Её образ рисовали подобным эринниям – пытающий факел, змеи в волосах. Она бродит по кладбищам, вызывает призраки умерших и насылает их на живых в виде ночных видений и кошмаров.
Славяне
Мара/Морена – в узком значении, славянское божество смерти и болезней, владеющее ночными кошмарами. Её иногда считают демоном ночи, видений и кошмаров, когда на человека наводится морок. Мару могут связывать с процессами духовной деградации.
В более глубоком значении, Мара – русская богиня смерти и трансформации, времени, зимы и холода. Именно её человек встречает на границе между миром живых и миром мертвых. Якобы, с достойными людьми она может быть добра и помогает пройти через границу между мирами.
Ими становились дети, которые:
- родились уже мертвыми,
- умерли, не успев пройти крещение
- прокляты родителями,
- похищенные злой силой.
Те младенцы, которые умерли на русальной неделе (неделя перед Троицей) уже точно превращались в мавок-русалок.
Карна – славянская вестница смерти, божество, помогающее оплакивать умерших. Также ее имя связывают со словом «карать», то есть ей приписывают карательную функцию, когда человеку за его злые деяния приходится проходить беды и переносить страдания. Часто её упоминают в паре с Желей. Также Карну и Желю некоторые авторы называют славянскими эринниями.
Ламя – славянский дух, чудовище, имеет тело змеи и собачью голову, пожирает в полях всходы растений.
Семиты и Библия
Муту – бог смерти, правитель подземного мира в западносемитской мифологии. Пожирает всё живое, способен насылать на природу засуху, людей карать болезнями и бесплодием. Претендуя на власть над всем миром, является основным врагом верховного бога Балу, который его все время побеждает в бою.
Рабасйрэ – аналог бога Муту, владыка мира мертвых, почитался в Пальмире.
Михаил Врубель. Азраил
Ангел Азраил (Азраэль) – ангел смерти, божественное существо, отделяющее душу человека от его тела, помогает перейти в потусторонний мир. Может представать человеку в виде нищего, бродяги.
М.А.Врубель. Сидящий Демон
Двуречье и Малая Азия
Нергал – шумерский бог подземного мира и всего того, что приносит разрушения миру живых. Также его «смертные» функции касаются войны, болезней, приносящих массовые эпидемии и смерти (например, чума).
Эрра (Ирра) – в аккадской мифологии мстительное божество мора и войны, разрушающих жизнь. С ним связывали такие вавилонские напасти, как чуму, хаос и разруху, которые способны распространяться дальше, пока Эрра не напитается производимыми им страданиями.
Лилит – шумерский демон, по легендам – первая жена Адама, равная ему во всем и покинувшая его, чтобы перейти на «темную сторону». Связывается с колдовством, вредоносным влиянием на младенцев. Выступает в роли суккуба по отношениям к мужской энергии, обольщая их в виде сексуальной соблазнительницы, которой мужчина не в силах сопротивляться.
Ламашту – аккадская демоница мира мертвых, насылала на людей болезни и похищала детей.
Юго-восточная Азия
Гуй (могуй, могвай) – в древнем Китае неуспокоенные духи умерших, демоны и обитатели ада, которые вредят живым. Гуй может принимать различные образы, способные завлекать человека и убивать его.
Обычно в своем поведении эти существа были связаны с теми ситуациями, которые их самих привели к гибели. Например, утонувший «помогает» утонуть другим, съеденный тигром, сопровождает этого тигра и натравливает его на другого человека, сгоревший тянет к огню кого-то еще и т.п.
Демона можно было узнать по таким признакам как: он не отбрасывает тени и не имеет подбородка. Они также сами пугаются многих вещей или ритуалов, например плевка, мочи или меча, унесшего жизни многих людей.
Китайские новеллы средневековья часто описывали сюжет встречи живого человека с Гуй.
Эрлик, Ирлик-хан – высший правитель, тюркский и монгольский владыка царства мертвых. Злое смертоносное божество, обросшее у народов, его почитающих, богатой мифологической основой с подробными жизнеописаниями. Шаманы обращаются к Эрлику, как к отцу, и получают от него способность путешествовать по другим мирам, проникать в потустороннее.
Индейцы
Тескатлипока – «дымящееся зеркало», наиболее известное божество индейцев Центральной Америки, разрушитель. С ним связаны силы подземного мира, уводящие человеческие души вниз, в пучину и создающие различные природные катаклизмы (землетресения, извержения вулканов и пр.).
Тескатлипока враждует с добрым Кецалькоатлем, сам выступает в основном как злой бог, приносящий разрушение и холод. Считалось, что он может принимая страшные образы, приходить к воинам по ночам и испытывать их мужество. Если это испытания человек проходит, то Тескатлипока становится его покровителем, помогающим побеждать в боях и отнимать чужие жизни. Еще он помогает разбойникам и колдунам в их разрушительных деяниях.
Рим и Этрусски
Фурии – «неистовствующие», по образу и функциям близки греческим эринниям, являются существами возмездия и насылают угрызения совести. Как только происходит преступление, они чувствуют пролившуюся кровь, так сразу же вмешиваются в ситуацию, начиная преследовать убийцу.
Лемуры – в римской мифологии злые духи, призраки умерших, оставшихся неупокоенными, не похороненными как положено. Изображались похожими на чертей. Считалось, что чаще всего в лемуров превращались души людей, умерших насильственной смертью, преступников или имеющих нечистую совесть, мешающую их окончательному переходу в мир мертвых.
Время их силы – ночь, в это время они поджидали путников на ночных дорогах, ввергали их в безумие и пили человеческую кровь.
Ванф – женский образ, близкий по значению к фуриям, этрусская демоница из мира мертвых. Её руки обвиты змеями, в одной руке – у неё свиток с записями всех прегрешений, которые человек совершил в течении жизни, в другой руке карающий инструмент – меч.
Либитина – римская богиня смерти, мертвых и похорон. Её время наступало, когда переставал дуть южный ветер Сирокко. В её честь строились храмы, где хранились все принадлежности для обрядов похорон, а также где позднее велся учет всех умерших.
Как вы могли заметить, боги смерти и разрушения – имеют схожие черты независимо от этноса, который их описывает. Они или одновременно с карательной и разрушительной функцией, являются владыкой подземного мира, либо «работают» под его крышей и руководством.
В человеческом понимании божества и духи смерти ассоциируются со злом, с тем, что грозит испытаниями и страданиями, расплатой за грехи, смертью и загробным судом.
Как это делается – пример в истории «Дары Смерти: смысл и значение».
Читайте также: