Самая сложная настольная игра в мире китайская
Узнав, что кто-то играет в го, люди реагируют одинаково: «Что это за камешки? То ли дело шахматы или шашки!». Немногие понимают суть узоров, которые игроки выкладывают из камней — со стороны система игры выглядит чудовищно запутанной. При этом го — одна из самых распространенных настольных игр в мире. Завоевывает она свое место и в России — на последний московский турнир съехалось более 150 участников. Го намного старше шахмат и тоже возникло в Азии, но где именно, неясно: за четыре тысячи лет сменились десятки цивилизаций, расцвели и рухнули могучие империи, произошли грандиозные переселения народов, и след теряется на границе Китая, Индии и Тибета. Тем не менее шахматы значительно популярнее, и в связи с этим возникает вопрос — почему? Чем привлекает го и чем отталкивает?
Другие названия игры, дзаин («сидящий отшельник») и ран-ка («сгнившее топорище»), восходят к старинной легенде. Однажды дровосек Ван Чжи повстречал в горах старцев, которые предавались непонятной игре, подошел и стал наблюдать. Когда игра закончилась, игроки растаяли в воздухе, Ван Чжи обнаружил, что поседел, одежда его истлела, а топорище сгнило. В родной деревне его встретили незнакомые люди, никто его не узнал, и только дряхлая старуха вспомнила, как в детстве ей рассказывали, что сто лет назад некий дровосек ушел в лес и пропал.Тактика и стратегия
Го — игра захвата. Игроки делят доску с помощью камней, а главная ценность — территория, пустые пункты (перекрестья линий на доске), которые игрок себе огородил. За ход игрок или выставляет один камень в любой незанятый пункт, или пасует. Первый ход делают черные, это дает преимущество, и, чтобы выравнять баланс, в XIX веке ввели правило «коми»: перед началом игры белые получают компенсацию в 6,5 очка. Поэтому в го не бывает ничьих — за все действия в игре дается только целое количество очков, и 0,5 очка всегда будут служить средством перевеса.
Приемы игры относительно просты: окружай, строй крепости, дели пространство. Камни ставятся на перекрестья, каждое в свою очередь граничит с четырьмя свободными перекрестками (на краю доски — с тремя, в углу — с двумя), которые называются «дамэ» (дыхание). Пока у камня или группы есть контакт хотя бы с одним дамэ, они «живут», но если все перекрыто камнями противника, они снимаются с доски. Ставить камень в пункт, у которого нет дамэ, запрещено, такой ход разрешается, только если выставленный камень забирает последнее дамэ у группы противника и захватывает ее. Окружение — основа го, но не цель, хотя бывает, что гибель большой группы приносит победу. Помните, в школе многие играли в «точки»? Так вот, эта игра в принципе развилась из упрощенного го.
Поставленный камень остается неподвижным и может «выжить», только объединяясь в группу с камнями по соседству: чтобы «убить» такую группу, надо окружить ее снаружи и изнутри. Каждый новый камень увеличивает группу, она захватывает пространство и формирует внутри себя замкнутые пустоты («глаза»). Группа, у которой больше одного «глаза», называется крепостью. Гибель ей не грозит, поскольку закрыть оба «глаза» одним ходом нельзя. Когда крепостей столько, что их стены соприкасаются, а новые строить негде, игроки делят оставшееся пространство. Там, где шахматная партия заканчивается разгромом армии противника, в го наступает перемирие: игроки пасуют, обмениваются пленными (снятыми с доски камнями) и подсчитывают очки. Каждый окруженный пункт или захваченный камень приносит одно очко, и тот, кто набрал больше, выигрывает.
Го считают мирной игрой, но при разборе партии звучат слова «разрезание», «удушение», «плен», «гибель». Кто же на другой стороне доски? Начинающий игрок ответит «враг», ведь надо победить, а значит — воевать! Опытный скажет «друг», ибо его цель — правильное взаимодействие, а как взаимодействовать с врагом? Для мастера игры там нет никого: на другой стороне доски — ты сам.
Если играющий белыми поставит свой камень на перекрестье А, группа черных потеряет последнюю степень свободы (дамэ), перейдет в статус «захваченной» и будет снята с доски.Осенью в Москве разыгрывался Кубок посла Японии по игре го, крупнейший российский турнир, на который приезжают в том числе мастера мирового класса. В минувшем году турнир посетили мэйдзин Тэцуя Митани и вице-президент Европейской федерации го госпожа Ли Тинг — они проводили мастер-классы, разборы партий и сеансы одновременной игры. Фестиваль «Японская осень», в рамках которого проходил турнир, устраивается с целью познакомить россиян с культурными традициями Страны восходящего солнца. В России го — официальный вид спорта, летом 2016 года в Санкт-Петербурге состоится Европейский го-конгресс, но, несмотря на это, популярность игры растет довольно медленно. Отчасти это связано с тем, что нет учителей, готовых работать с начинающими, к тому же не хватает коммерческих условий, в которых преподавание го станет достойным делом (хотя бы самоокупаемым). Но энтузиастов белых и черных камней становится все больше и больше, а энтузиасты, как известно, страшная сила.
Ядерное го и другие истории
В качестве изобретателя го упоминают императора Яо династии Хань (2356−2234 годы до н.э.). Якобы его сын имел вздорный нрав, и для его наставления придумали игру, обучающую рациональному мышлению. Игра в го была для аристократа обязательной и входила в число «четырех добродетелей» (го, музыка, каллиграфия и живопись).
Но принципы игры далеки от развлечения. Скорее всего, ее колыбель — монастырь или пещера отшельника. Буддисты видели на доске единство формы и пустоты, астрологи — звездное небо и битву земли и воды. Само же стратегическое планирование с гармоничным распределением ресурсов восходит к древнейшему даосскому принципу: «достигай большого малыми усилиями». Видимо, изначально го было не игрой, а чем-то другим — гаданием, ритуалом, психологической практикой или средством общения (одно из названий го — сюдан, «разговор камнями»).
В VIII веке го проникло в Японию, где стало придворным развлечением. В XII веке наступил период междоусобных войн, власть взял сегун, и го приравняли к боевым искусствам. Показательна история, произошедшая 500 лет назад. Два мастера меча, Миямото Мусаси и Ягю Дзюбэй Мицуеси, славились своим искусством, и аристократы спорили, кто одержит верх. Однажды их пути пересеклись. Они никогда не встречались, но по манере держаться, описанию мечей и внешности узнали друг друга. Ситуация была тупиковая: разойтись без поединка означало потерять лицо, а дуэль могла закончиться гибелью обоих бойцов. Легенда гласит, что они зашли в чайный дом обдумать случившееся и решили сыграть в го. Увидев, что ни один не уступает другому, мастера прервали партию и разошлись, преисполненные уважения друг к другу.
Го было основой военной доктрины Японии и в XX веке: анализ тихоокеанского театра военных действий показал, что принципы у японских генералов схожи. Отметив на карте базы и направление основных ударов, можно увидеть, что стратегическое превосходство было на стороне Японии, но нехватка ресурсов не позволила «камням» укрепиться.
Пример ситуации «секи» (тупиковой). Ни черные, ни белые не могут поставить камень на выделенные точки без постановки собственного же камня в ситуацию «атари» (то есть позицию, в которой у камня остается одно, последнее дамэ).Играли и во время войны. Небывало трагичным выдался матч за титул хонимбо в 1945 году: 6 августа игра была прервана ослепительной вспышкой и ужасной силы взрывом, ударная волна выбила стекла, расшвыряла камни, побросала людей на пол. Все были растеряны, оглушены, не могли понять, что произошло, но восстановили позицию и доиграли партию — это было в Ицукаити, пригороде Хиросимы. «Ядерное го» вошло в историю как пример истинно японской стойкости духа.
С XVI века во многих японских учреждениях сохранилась традиция учитывать при отборе на должность умение играть в го. Го в Японии считается уважаемой профессией, спонсоры охотно вкладываются в его рекламу. В стране около 500 профессиональных игроков, они сражаются за титулы, пишут книги, комментируют партии, судят турниры, участвуют в фестивалях и дают уроки. Четыре школы оформились в две академии го: Нихон Ки-ин в восточной части страны и Кансай Ки-ин — в западной. К слову, в Японии игра зовется «и-го», в Китае — «вэйци», в Корее — «бадук».
Го не стоит на месте: новые дебюты и правила появлялись уже в XX веке сначала в Японии, затем в Корее, а в наше время вперед вырвался Китай: раньше го в Поднебесной преследовалось, но призыв Партии стать первыми во всем коснулся и древней игры. Так игра и становится достоянием человечества: Китай выковал клинок, Япония закалила его, Корея отточила до блеска, и теперь каждый вправе искать свой путь.
Черные не могут «сбежать» до тех пор, пока край доски не оборвет очередность ходов.Математика плюс философия
Удивительно, что алгоритм го до сих пор не раскрыт и даже самая мощная программа играет слабее человека (одну победу можно счесть случайностью, и рано пока говорить о победе искусственного разума над человеческим). Доска большая, изначально выигрышных дебютов нет, и достичь гармоничного развития простым перебором вариантов невозможно — их больше, чем атомов во Вселенной. Камни одинаковы, значение имеет только место, где они стоят, и форма, которую они образуют. Оценить потенциал построений, выбрать приоритеты — сложные задачи, связанные с такими разделами математики, как теория графов и распознавание образов. Здесь важна оптимальность действий, а это компьютеру пока не под силу. Быть может, го — ключ к искусственному разуму, и когда машина научится регулярно побеждать человека, она потянется и скажет: «Слушай, может, хватит? Я разумное существо, давай обговорим мои права».
Помимо того, в го много психологических, нематематических тонкостей, которые компьютер предсказать не может. Например, существует ситуация «секи», когда группы замирают на линии атаки, ибо начинающий гарантированно гибнет. Случается взаимный захват камня — «ко»: игрок может взять его только через ход, который обязан сделать в любой другой пункт доски, иначе взятиям не будет конца.
Наконец, у игры в го есть и философский подтекст — он тоже влияет на стиль игры и принятие решений. Го учит пониманию, что добиться всего невозможно — надо брать, сколько можешь удержать, а остальным делиться. Рано или поздно игрок осознаёт, что теряет силы в драке за огрызки (отдельные камни). Мастерство приходит с пониманием принципов гармонии, навыков развития, оптимизации усилий, планирования и обустройства. И если шахматы воспитывают бойца, то го — правителя, организатора.
Искусство игры
Сейчас в мире наблюдается подъем интереса к го, однако лучшие игроки по-прежнему рождаются в Азии. С одной стороны, го — игра счетная, с жестким прессингом, филигранными сменами темпа, требующая точного анализа оперативной обстановки, в этом европейцы сильны: культура Запада развивает левое, аналитическое полушарие мозга, ответственное за логику, речь, счет. Но в игре мы должны сперва понять все части целого, а уже потом сложить их воедино, и здесь азиаты, для которых частное — лишь часть общего, сильнее. Иероглифика, тональные языки, каллиграфия, медитация — все это развивает правое, «немое» полушарие, в ведении которого интуиция, художественные, музыкальные и прочие нелогические способности. В итоге там, где европеец начинает метаться и принимать спутанные решения, азиат видит фрагменты недоработанной картины и спокойно исправляет недостатки.
Мы старательно выстраиваем вокруг себя островки стабильности, будто намереваемся жить вечно. Изучающему же го необходимо постоянно меняться, ведь только с изменениями происходит рост и развитие. Преодоление страха и обиды на первом этапе, жадности и гнева на втором, косности и скепсиса на третьем, скуки и усталости на четвертом — вот этапы познания го. Со временем игроку начинают мешать не технические проблемы игры, а изъяны характера — рассеянность, горячность, неуверенность, жадность, авантюризм. В этот «потолок» (их несколько) рано или поздно упирается каждый ученик. Го не похоже на другие игры, где можно обойтись заучиванием стандартных позиций и приемов, именно поэтому оно — инструмент, а не цель.
Один из сильнейших игроков прошлого, Никкай (1559−1623) стал первым мэйдзином (мастером) и возглавил дом Хонимбо, первую японскую школу го. Два игрока этой школы, Хонимбо Досаку и Хонимбо Сюсаку, остались в истории под прозвищем «кисэй» («святой»). Сегодня мэйдзин, хонимбо и кисэй — переходящие титулы, за которые сражаются профессиональные игроки.
Невозможно сказать, что такое го — игра, спорт, философия, медитация или боевой симулятор. Порой кажется, что это игра отбирает людей, а не они ее выбирают. И возможно, в будущем го объединит Запад и Восток, правое полушарие мозга с левым, помирит физиков и лириков и сведет воедино все религиозные и философские течения. Так стоит ли удивляться тому, что для Японии эта игра настолько значима? Давайте остановимся и прислушаемся. Ибо мир наш суетен, а жизнь стремительна.
Дмитрий Скирюк — специалист по истории настольных игр, автор ряда реконструкций утерянных правил, начертаний игровых досок и фигур различных дисциплин
Немного интересных фактов об игре Го:
И еще немного про игру:
1. Го предположительно появилась в Китае, ещё до нашей эры и относилась там к 4 добродетелям, наряду с каллиграфией, живописью и игрой на лютне.
2. Спустя многие годы Го попало в Японию и не прогадало. Японцы со временем стали самыми большими мастерами игры. Поэтому их ошибочно считают создателями Го.
3. Японцы так полюбили Го, что даже во время второй мировой войны проводили крупные турниры. Во время падения атомной бомбы на Хиросиму в городе игралась вторая партия матча за звание чемпиона. Эту партию в учебниках по Го называют «Партия атомной бомбы»
4. Удивительно, но в Корее в конце 80-х началось массовое безумие по Го. Население страны было в два раза меньше Японии и при этом в Корее числилось больше игроков. В последних 54 крупных международных турнирах в 41 победу праздновали корейцы.
5. В Го существует очень интересная система уравнивания шансов белых и черных на победу – коми. Черные имеют преимущество за счет первого хода и поэтому белые изначально играют с небольшой форой — сейчас эта величина колеблется от 5,5 до 7,5 очков. В основном применяют дробное количество очков в коми, чтобы исключить вероятность ничьи. По-моему замечательное правило, исключающее договорные игры.
6. У Го существуют свои традиции этикета. Согласно этикету Го — сильнейший по рейтингу игрок должен играть белыми и при необходимости слабому дают фору — коми. Сдаться при поражении можно двумя путями, либо просто сказать «сдаюсь», либо выложить одновременно на доску более одного камня. Вы всегда можете попросить выигрывшего вас игрока разобрать партию и указать ошибочные по его мнению ходы — соперник не должен отказывать.
7. Существует очень интересный вариант игры Го — игра камнями одного цвета. Оба соперника должны в уме помнить какого цвета где камни, при этом все камни на доске выкладываются одним цветом.
8. Для компьютера Го считается одной из самых сложнейших игр. До сих пор сильнейшие программы не могут играть хотя бы на уровне первого дана (в предыдущей статье я вкратце описал систему Кю-Дан).
9.MoGoTitan — это сильнейшая программа по игре в Го. Она работает на компьютере который в 1000 раз мощнее Deep Blue, победившего Гарри Каспарова в шахматном матче. При всём при этом сильнейшие игроки в Го её спокойно обыгрывают и при этом времени на обдумывание ходов тратят намного меньше.
Вот кстати многим понравилась в свое время игра Распутываем нитки, а вот Петли Дзэн. Вот тут Стреляем из лука и Говорят, можно продержаться 18 секунд ?. Как то была популярной игра 2048 и легенда игр - Contra. Ну вот еще Не дайте Лисице скушать Уточку ! и Вспоминаем старое: Pacman
Британский писатель Киплинг как-то заметил: «Запад есть Запад, Восток есть Восток — им не сойтись никогда. До самых последних дней Земли, до Страшного Суда». Перефразируя Киплинга, для европейцев восток — дело тонкое и загадочное, они с трудом могут понять, как коммуницировать с людьми востока. Между тем, мир постепенно меняется, культуры сближаются — и коммуницировать необходимо.
Россия, объявив о сближении с Китаем в сфере экономики и бизнеса, начинает постигать эту страну с более близких к ней регионов, где ментальность русских и китайцев может быть относительно схожа благодаря территориальной близости. Но по складу характера и нормам общения русские — все-таки европейцы. Наш культурный код одинаково близок американцам, европейцам и австралийцам. Именно поэтому восток нам кажется непонятным в своей сущности. В итоге культуру Японии, политику Китая и деловые обычаи Кореи мы принимаем как есть, совершенно не подвергая анализу традиции, существующие дольше, чем все наши государства и страны. Хотя известно, что тот, кто хочет «познать душу» своего собеседника (бизнесмена, политика или художника — неважно) обязан взглянуть на мир глазами сидящего напротив. Примечательно, что то, что европейцы называют точкой зрения (point of view), жители востока связывают с определенным иероглифом, подразумевающим чужой взгляд на предмет, но не опасный, а несущий в себе скрытую от тебя информацию.
В сокровищнице китайской стратегический философии есть особая жемчужина — игра Го (или «вэйци»). Название игры означает «окружать камнями». Генри Киссинджер в свой книге «О Китае» рассматривает Го как один из ключевых факторов, определяющих мировоззрение человека Востока.
Если шахматы — игра за решительную победу, то Го — игра затяжной кампании. Здесь невозможна тотальная победа, когда одному игроку достается все. Го учит искусству стратегического окружения и превосходства. Раньше в нее учились играть императоры, а сегодня это игра президентов и важный элемент делового общения азиатских элит. В Го играют председатель КНР Си Цзиньпин, президент Южной Кореи Мун Чже Ин, политики и руководители крупнейших компаний, таких как Alibaba, CITIC, Huawei, Toyota, Samsung, Xiaomi. Основатель Alibaba Джек Ма говорил: «Принципы, которые я постиг в Го, заложили успех моего бизнеса».
На Западе о загадочной «игре в камни» многие впервые узнали из новостей о победе искусственного интеллекта AlphaGo над чемпионом мира Ли Седолем в 2016 году. Победа разработанной в Google машины над азиатским мастером стала символической точкой отсчета новой эпохи в развитии искусственного интеллекта. Авторитет Го в странах Азии настолько велик, что в Китае, Корее и Японии правительства немедленно выделили десятки миллиардов долларов на исследования в области искусственного интеллекта. Ведь поражение человека в Го считалось невозможным.
Как играть в Го
Правила игры просты. Доска расчерчена на 361 перекресток (или 361 пересечение) и в начале игры остается пустой. У каждого игрока есть по 180 камней, различающихся только цветом (черные или белые). Фигур как в шахматах нет. Игрок сам создает «фигуры» из камней, строя крепости и войска для атаки.
Игроки ходят по очереди, ставя камни на любой перекресток на доске, выстраивая позиции силы, одновременно стремясь окружить и захватить камни противника. Задача — огородить максимальную территорию и защитить ее от вторжений соперника. Игра заканчивается, когда не осталось возможности расширить границы своих владений, и вся территория поделена между игроками. Победа определяется по числу перекрестков территории, которыми удалось овладеть.
Большое игровое поле и минимум правил открывают практически несчетное число возможностей для игры, превращая ее в зеркало проблем, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Только это стратегическое зеркало. Изюминка Го — в особой нелинейной стратегии, которая «течет как вода», говоря словами Сунь-цзы. Только такая сверхгибкая стратегия становится жизнеспособной в волатильной реальности, когда каждый день просыпаешься в новом мире.
Восприятие Го как философии, а не простого соревнования в умную игру, принципиально для понимания этого культурного феномена. Концепции Го определяют стратегические решения в политике и бизнесе на Востоке, где Го воспринимают как универсальный язык, на котором разговаривают те, кто принимает большие и сложные решения.
Поэтому по поручению Си Цзиньпина в Китае сейчас создают большие центры изучения стратегии Го. Подобно большим университетам, они раскинутся на десятках гектаров. Первый центр уже строится в Жичжао. Согласно проекту, в нем будет пять деревень, олицетворяющих страны-хозяйки игры. В представлении китайцев Россия входит в их число, наряду с Китаем, Японией, Кореей и Монголией. На протяжении почти 20 лет шла борьба за возможность провести первый чемпионат мира не в Азии. И лишь России удалось получить право принимать чемпионат мира у себя. Это сигнал политическому руководству России, сделанный традиционным для Азии жестом непрямой стратегии — передачей права проведения чемпионата мира.
Стратегии из Го для бизнеса и реальной жизни
Сегодня Го входит в пятерку лучших бизнес-игр мира. Ставя белые и черные камни на расчерченную сеткой доску, мы учимся стратегии создания и расширения бизнеса, управления коллективами людей, находя новые пути по выходу из кризиса и вдохновение для побед в конкурентной борьбе.
Самой сложной, а по совместительству еще и самой популярной настольной игрой на планете считается «Го» — стратегическая настольная игра, которая возникла в Древнем Китае. Если верить старым легендам, то ее придумал полумифический император Яо в 26 веке до нашей эры для того, что бы наследники престола развивали внимательность и ум. Долгое время была популярной лишь в странах Азии, однако затем распространилась по всему миру.
На первый взгляд все довольно-таки просто — перед вами находится прямоугольная доска, которая имеет разлиновку 19×19 линий. Доска обычно делается из дерева и имеет не совсем стандартную форму — фактически, это квадрат, стороны которого имеют соотношение 15:14. Также для «Го» используются специальные фишки двух различных цветов или попросту камни. Она могут иметь различную форму, однако чаще всего имеют линзообразную выпуклую форму. Полный комплект содержит 361 камень, однако большинство наборов, которые можно встретить в продаже, обладают 360 фишками. Этого, впрочем, предостаточно. Также у каждого игрока имеются чаши — сосуды с крышками, необходимые для хранения камней.
Смысл игры таков — необходимо заработать как можно больше очков, а для того, что бы это сделать, нужно захватывать территорию противника, а именно — либо уничтожать его камни, либо окружать пустые пункты своими фишками. Вражеский камень можно захватить только после того, как обложишь его своими фишками со всех сторон. Просто? На первый взгляд, да. Но это — обманчивое впечатление, поскольку большое игровое поле (361 клетка) имеет просто огромное количество всевозможных комбинаций. Например, если при игре в шахматы после нескольких ходов доступно более 100 тысяч возможных комбинаций, то в «Го» их число превышает 16 миллиардов (. ). И если в тех же шахматах вычислительные машины порой с легкостью обыгрывают даже известных шахматистов, то в «Го» у них сделать это просто так не получится. Этому также способствуют проблемы с оценкой позиции. В настоящее время существует очень мощная программа для игры в «Го», которая называется MoGoTitan, однако она играет лишь на уровне любителя, а даже не профессионала. И это несмотря на то, что она обрабатывает до десятка триллионов операций в секунду!
В игре имеются запрещенные действия. Во-первых, если игрок дотронулся до фишки, но затем отпустил ее, то ход считается засчитанным. Во-вторых, если он сделал не один, а сразу два хода, не дождавшись ответа противника, то он проиграл. Обычно же завершение партии происходит тогда, когда ходы, которые могли бы принести очки игрокам, полностью исчерпаны. Тогда же начинается подсчет очков — у кого их больше, то и является победителем.
В холодные осенние вечера, когда за окном бушует ветер или бьёт по стеклу дождь, самое время достать с верхних полок громоздкого шкафа настольные игры, чтобы душевно и весело провести несколько часов в тёплой компании друзей. Но как выбрать среди огромного количества ярких коробок самую лучшую и увлекательную игру? Для меня, пожалуй, это один из самых сложных вопросов. Кому-то нравятся простые и динамичные карточные игры, а кому-то – долгие и сложные стратегии. Тут, как говорится, дело вкуса. Но исходя из личного игрового опыта, я решила выделить 15 лучших, на мой взгляд, настольных игр для больших и маленьких компаний, которые с лёгкостью скрасят унылый вечер и помогут хорошо провести время с друзьями.
Кстати, игра была создана по мотивам одноименного фильма ужасов Джона Говарда Карпентера с Куртом Расселом в главной роли, который я от души рекомендую посмотреть. Грамотная режиссура, атмосферность и продуманный саундтрек сделали кинокартину действительной интересной и захватывающей.
Читайте также: