Редкие кадры группы the doors
Четвертый альбом группы The Doors The Soft Parade был записан в период проблем, тревог и внутренних разногласий. Classic Rock разобрался, почему он получился совсем не таким, каким его ожидали услышать все, в том числе сами музыканты группы.
Джим Моррисон не считал себя шаманом, но эта тема давно и серьезно его интересовала || Getty Джим Моррисон не считал себя шаманом, но эта тема давно и серьезно его интересовала || GettyВ июле 1968 года The Doors начали работу над своим четвертым альбомом, который в итоге получит название The Soft Parade . Настроение музыкантов, как обычно, то поднималось, то опускалось. Они оказались первой группой, которая записывалась в новой студии рекорд-лейбла — Elektra Sound Recorders на бульваре Ла Синега, одном из самых любимых мест The Doors в Лос-Анджелесе. Они ожидали, что время в студии им предоставят бесплатно, но глава Elektra Джак Хольцман ошеломил их, согласившись всего лишь на 10-процентную скидку.
Клавишник Рэй Манзарек подытожил общее недовольство: «Мы были первой группой, которая записывалась там, и очень боялись сломать чего-нибудь из новенького, современного оборудования. Мы рассчитывали, что все это будет бесплатно. Черт, Джек Хольцман построил это треклятое место с прибылей от наших рекордных продаж. Все называли новое здание «домом, который построили The Doors», так почему же было не дать нам записаться бесплатно?»
Рэй Манзарек вместе с The Doors в Дании, сентябрь 1968 года || Getty Рэй Манзарек вместе с The Doors в Дании, сентябрь 1968 года || GettyС другой стороны, певцу группы Джиму Моррисону, похоже, не терпелось опробовать незнакомую обстановку. Он принес песню Wild Child , а также вместе с гитаристом Робби Кригером сочинил Who Scared You — нежную историю о своих трудных отношениях с подругой Памелой Курсон. К группе присоединился соратник барабанщика Джона Денсмора басист Харви Брукс (известный также как Дуг Лубан). В таком составе была создана очень джазовая композиция Queen Of The Highway , которую сразу же положили на полку и выпустили только через год, на следующем альбоме Morrison Hotel . Оригинал песни вышел самой странной вещью, которую они когда-либо записывали. В композиции было много фарсовых частей, которые нравились Джиму: подражание латиноамериканскому стилю группы Sam The Sham в Push, Push , моррисоновская Whisky, Mystics And Men и Woman Is A Devil (эти треки позже появились на бокс-сете Perception 2006 года ).
The Doors прилетели в лондонский аэропорт Хитроу, чтобы начать европейское турне концертом в клубе Roundhouse, 6 сентября 1968 года || Getty The Doors прилетели в лондонский аэропорт Хитроу, чтобы начать европейское турне концертом в клубе Roundhouse, 6 сентября 1968 года || GettyКогда 17-дневный тур по Европе закончился, The Doors возобновили репетиции, но уже без Моррисона. Джим и Пэм в этот момент затаились в арендованном люксе на лондонской Итон-Сквер и попытались стать обычными туристами. Некоторое время они оставались абсолютно трезвыми, пока новый приятель Моррисона, американский поэт Майкл МакКлюр, не присоединился к ним на целую неделю. Он вспоминает: «Мы часто выходили на прогулки по городу. Начинали в клубах Сохо, где нас несколько раз арестовывали за пьянство и дебош. Однажды ночью мы решили поехать на такси в Лейк-Кантри [sic], и местные копы снова нас схватили. Похоже, что в Лондоне нельзя тормознуть такси и не вызвать подозрений».
После возвращения в студию Elektra Sound Моррисон буквально с порога узнал, что продюсер Пол Ротшильд принял неожиданное решение: «Мы не можем выпускать еще один альбом, похожий на все остальные. Давайте станем другими. Как насчет того, чтобы добавить струнный филармонический оркестр Лос-Анджелеса и сладострастных духовых?» Джазовый бэкграунд Манзарека и Денсмора сделал свое дело, и они не стали спорить, но Кригер был не очень доволен этим решением.
Сегодня он говорит Classic Rock: «Меня не особо впечатлила идея записывать альбом с оркестром, но я согласился. В итоге мне тогда результат понравился, и нравится до сих пор. Люди считают, что это не похоже на The Doors, и это отчасти понятно, но мы говорим об эксперименте. «Битлы» и «стоунзы» использовали струнные, также, как и группа Love, песню которых Forever Changes мы тогда изучили вдоль и поперек. Я, помню, восклицал: «Разве мы не копируем их? На самом деле мы не так уж сильно от них отличаемся».
В октябре 1968 года к ним в студию пришел Джордж Харрисон. Он сказал музыкантам The Doors: «То, что вы сейчас делаете, напоминает мне о тех временах, когда мы делали «альбом сержанта Пеппера».
Робби Кригер вместе с The Doors в Дании, сентябрь 1968 года || Getty Робби Кригер вместе с The Doors в Дании, сентябрь 1968 года || GettyКригер рассказывает, что интеграция в запись внешних элементов означала «бесконечное повторное микширование. Это был долгий и нудный процесс. Мы потратили на него больше времени и денег [$80 000], чем на любой другой альбом. И Джима было постоянно не найти. Хотя его проблемы с алкоголем на тот момент были не настолько серьезны, как во время записи Waiting For The Sun , потому что в 1968 году он приступил к съемкам фильма «Праздник друзей» (Feast Of Friends), которые занимали большую часть его времени».
Так как Моррисон испытывал нехватку материала, на авансцену вышел непринужденный, трансцендентальный и любящий медитацию Робби Кригер, который предложил Touch Me , Tell All The People и Wishful Sinful , похожую на творчество группы Love (например, песню Alone Again Or ). Все эти три трека еще до выхода альбома были выпущены в качестве синглов.
«Я писал свои новые песни с прицелом на чарты классической музыки и получал удовольствие от трудности этой задачи, но Джиму не нравились все мои тексты», — вспоминает гитарист. « Touch Me изначально называлась Hit Me . Джим и Пол возразили против этого, хотя это была безобидная отсылка на одну из наших игр в «блэкджек» [также известную как «21» или «понтон»], где вы кричите дилеру: «Ударь меня картой». Смена названия превратила Touch Me в более лирическую песню. Мне это понравилось».
Моррисон также протестовал против строчки в песне Tell All The People : « Неужели ты не видишь, что я подрастаю, доставай оружие » // ‘ Can’t you see me growing, get your guns ’. «На фоне его собственного месседжа в Five To One она выглядела довольно мягкой», — говорит Кригер со смехом. — «Предполагаю, Джим подумал, что люди могут воспринять ее буквально».
Как бы то ни было, именно Моррисон решал, чье авторство песен будет указано на пластинке. Например, они не стали упоминать проект «The Four Seasons представляют «звук» Фрэнки Валли», несмотря на то, что скопировали со вступительного проигрыша их сингла C’mon Marianne 1967 года интро и бридж в Touch Me .
«Иногда мы действительно «одалживали» музыку», — признается Кригер. — « Tell All The People «одолжен» из блюза Fannin’ Street в исполнении темнокожего певца Леда Белли, хотя я первоначально предложил вариант Дэйва «Змеи» Рэя из белого блюзового трио Кернер, Рэй и Гловер. Я сделал ее в стиле хиппи, это было как психоделическая версия их альбома Blues, Rag and Holler . Джим записал для трека потрясающий вокал. Учитывая, что он нигде не учился музыке и никогда не брал уроков пения, его исполнение было великолепно, просто безумно талантливо. В самом начале он был так себе, но как только мы вышли на уровень клубных выступлений, он сильно изменился. Джим всегда попадал в нужную ноту, никаких диезов или бемолей, и если в студии он начинал плыть, я давал ему знать. В этом отношении он был как Элвис, хотя тот пел в церковном хоре. Я не думаю, что Джима вообще интересовало пение, до тех пор пока он не написал свои первые песни».
Кригер был бы очень удивлен, если бы прочитал интервью Моррисона 1968 года, в котором тот изложил свое видение собственной роли в группе:
«Вначале я писал большую часть песен, слов и музыки (!). На каждом последующем альбоме количество песен, написанных Робби, росло. На этом альбоме мы почти поделили творческие обязанности между собой. У нас совсем разное видение реальности. Поэтому я почувствовал, что пришло время. Мы партнеры, понимаете? Художественно и финансово».
«Вначале многое делалось в интересах единства, чтобы сохранить группу вместе. Теперь, когда над нашим единством не висит угроза, я подумал, что пришло время людям знать, кто что делает. Так что это будет первый альбом, когда мы будем указывать авторство песен, и я думаю, что мы продолжим это делать в дальнейшем. Я не осознавал, что люди воспринимают песни настолько серьезно, и это заставило меня задуматься: а не стоит ли мне беспокоиться о последствиях».
«В музыкальном плане, как гитарист, он [Кригер] более сложен, чем я. Например, его последовательности аккордов, красивые мелодии и тому подобное, а мои вещи больше в блюзовом стиле: длинные, бессвязные, простые и примитивные».
4 декабря, когда до окончания работы над новым альбомом было еще очень далеко, The Doors появились в американском телешоу The Smothers Brothers Comedy Hour с камерным оркестром, чтобы исполнить Wild Child , а тенор-саксофонист Кертис Эми, который участвовал в записи альбома, разразился штормовым соло в Touch Me .
Elektra Records решила отпраздновать это событие, а также релиз сингла Touch Me , который в итоге достиг третьего места в хит-параде Billboard Hot 100 и стал №1 в рейтинге журнала Cashbox. Компания разместила рекламу для ритейлеров в стиле теста Роршаха с молодой женщиной, прикасающейся к отражению собственной руки. Рекламный текст гласил: «Вчера вечером, когда те, кому за 30, смотрели сериал «Бонанца», 27,1 млн обладателей телевизоров включили шоу Smothers Brothers и увидели, как The Doors врывается со своим следующим синглом, который будет продаваться миллионами… Закажите его сейчас. Вы разбогатеете вместе с нами».
14 декабря группа отыграла концерт в лос-анджелесском «Форуме» со струнным секстетом и духовым оркестром, поддержанными сразу 32 усилителями. «Хорошее шоу», — вспоминает Кригер. — «Но было слишком много проблем, чтобы возникло желание его повторить. Мы сделали это снова, только в уменьшенном масштабе, в «Мэдисон Сквер Гарден» в январе 1969 года».
Перед началом концерта в «Форуме» будущее выглядело для Моррисона удручающим. Он находился в The Doors в режиме 24 на 7, и не видел для себя возможности сбежать от этого. В то время как остальные отключались после концертов и репетиций и вели относительно будничный образ жизнь. «Я не знаю, что ждет нас впереди», — рассуждал певец. — «Я думаю, что мы некоторое время продолжим в том же духе. Потом, возможно, чтобы вернуть себе жизненные силы, нам придется уйти из всего этого бизнеса. Может быть, мы съездим отдохнуть на необитаемый остров, а потом начнем творить заново».
Ротшильд пребывал в плену кокаиновой зависимости и своего неуправляемого эго, и, казалось, был в восторге от того, что спустил группу с небес на землю. Но когда Моррисон вернулся, аккурат в тот момент, когда новый сингл Wishful Sinful барахтался в подвалах чартов, продюсер был рад услышать две легкие, без оркестровок, но с чувством юмора, крепкие поп-песни: революционный призыв к оружию Do It и Easy Ride , лирическую немецкую польку, которая рассказывала про опиумные эксперименты Пэм. Обе композиции были быстро написаны в доме №8021 на Ротделл Трейл, где Джим и Пэм сидели на балконе и смотрели, как хиппи праздно шатаются по улице, которую они называли Лав-стрит.
Во время одной из последующих рекорд-сессий, Моррисон, пребывая в хорошем настроении, подошел к висевшей в студии меловой доске, где музыканты обычно писали всякую ерунду, и начертал: «Я думаю, что понимаю смысл, но не могу произнести это вслух». Чуть позже, 25 февраля, Моррисон выдал на обсуждение остальным музыкантам более мрачную тираду: «Рок мертв».
Группа тогда хорошо посидела в мексиканской закусочной вместе со звукоинженером Брюсом Ботником, при этом Ротшильда с ними не было. Вернувшись в студию Джим стал зачитывать коллегам наметки будущей песни. Слушатели дружно подняли брови и переглянулись на строчках, которые звучали примерно так: « Пока я дышу, смерть рока — это смерть меня. А рок мертв. Значит, мы мертвы… Рок мертв » // ‘ As long as I got breath, the death of rock is the death of me. And rock is dead. Well we’re dead… Rock is dead ’. Возможно, неудивительно, что запись этого парафраза многие годы оставалась на полке, пока пленку не обнаружили бутлегеры, и она в итоге появилась в новом бокс-сете группы.
The Doors появились на американском телешоу The Smothers Brothers Comedy Hour, 6 января 1969 года || Getty The Doors появились на американском телешоу The Smothers Brothers Comedy Hour, 6 января 1969 года || GettyПосле этого всплеска активности Джим опять начал злоупотреблять алкоголем в эпических масштабах. Его эмоции разгорелись после просмотра всех пяти выступлений труппы «Живого театра» в Bovard Auditorium университета Южной Калифорнии. Их принципы — нагота, хаос, теория бунта — привлекли мятущегося певца, который в то же время заявил: «Когда я говорил, что интересуюсь деятельностью, которая не имеет смысла, я иронизировал. Видимо, они просто подумали, что я сумасшедший».
Давайте отметим для себя слово «сумасшедший», потому что 1 марта в зале Dinner Key Auditorium Джим воплотил опыт, полученный на выступлениях «Живого театра», в акт самоубийства рок-н-ролла. Музыкант якобы умышленно подставился (хотя он это не так) под самый серьезный арест — одновременно за непристойное поведение, склонение к прелюбодеянию, непристойное обнажение, использование ненормативной лексики и появление в пьяном виде в общественном месте. И добавьте сюда публичную мастурбацию. С учетом его предыдущего послужного списка, у Моррисона были все шансы оказаться в одной из самых страшных тюрем Флориды с максимальными мерами безопасности на срок не менее двух лет. Моррисон был напуган. А кто бы не был?
Джим Моррисон с адвокатом прибывают в суд Лос-Анджелеса для экстрадиции во Флориду || Getty Джим Моррисон с адвокатом прибывают в суд Лос-Анджелеса для экстрадиции во Флориду || GettyТрек The Soft Parade — это более восьми минут чистого католицизма глазами неверующего полубога и безостановочных антропологических размышлений. В нем есть довольно точные штрихи. Сама по себе The Soft Parade была описанием Моррисоном детей Чикано (латиноамериканское население США, преимущественно мексиканцы), которые жаркими летними ночами рассекали на своих автомобилях-лоурайдерах по бульварам Лос-Анджелеса, демонстрируя свои природное умение восхищаться гуляющими девочками. Кобра и леопард, о которых упоминается в песне, это умело нарисованные существа на капотах их машин с низким клиренсом.
Часть музыки для трека была взята из учебного фильма компании Ford Motors, для которого The Doors написали инструментальный саундтрек в июне 1966 года, а именно переходный стих « Катакомбы, детские кости… » // ‘ Catacombs, nursery bones… ’ Несмотря на причудливую сумасшедшую природу фильма, который назывался «Возлюби своего клиента», он сослужил The Doors хорошую службу. Они использовали другие части из этого проекта, созданного еще до подписания контракта с Elektra, в песнях Light My Fire , Spanish Caravan , Celebration Of The Lizard и Love Street .
Спустя годы Ботник и Ротшильд по-разному оценивали получившийся по меньшей мере странным альбом. Продюсер Ротшильд: «Мы подумали: «Давайте доведем музыку The Doors до логического предела — до звучания полного оркестра, чтобы у нас было пространство для движения вперед». Мы отвели нить маятника на максимально большое расстояние, чтобы поклонники могли по полной программе радоваться нашему возвращению в исходное состояние. Звучит так, будто мы просчитали этот ход, а так оно и было, но это был способ сохранить интерес к группе».
«Мы говорили: «Так, в этой песне нужны духовые». Затем мы звонили аранжировщику [Полу Харрису] со словами, что в этой части песня должна звучать как-то вроде этого, а здесь как-то в этом роде, то есть просто делали наброски. Аранжировщик уходил и писал партитуры. Когда мы возвращались к работе и начинали репетиции, все это оказывалось никуда не годным, поэтому мы переделывали партии прямо на коленке. В основном этим занимались Робби и Рэй с моей небольшой помощью».
Заглавный трек создавался и записывался частями. Ботник: «Они писались независимо друг от друга, а потом мы по ходу дела их собирали. Весь альбом мы записали через стереомикрофоны. Я думаю, что The Soft Parade был первым рок-н-ролльным и вообще поп-музыкальным альбомом, на котором использовались стереомикрофоны».
Для финальной части The Soft Parade звукоинженеры делали панорамирование из пяти дорожек вокала Моррисона. «Что удивительно, он ни разу не слушал другие вокальные партии во время записи. Он был невероятным синхронистом», — спустя много лет удивлялся Ротшильд.
The Doors на параде (слева направо): Джим Моррисон, Джон Денсмор,Рэй Манзарек, Робби Кригер || Getty The Doors на параде (слева направо): Джим Моррисон, Джон Денсмор,Рэй Манзарек, Робби Кригер || GettyКогда дело дошло до выбора обложки, боссы Elektra решили обойтись малой кровью. Они не рискнули использовать современную фотографию группы, на которой Моррисон уже был с бородой и имел заметный лишний вес — образ, который закрепился за ним после инцидента в Майами. Вместо этого они где-то эксгумировали фотографию The Doors двухлетней давности, снятую Джоэлем Бродским — кадр с группой на дальнем плане, стоящей вокруг штатива. На внутреннюю сторону конверта пластинки попало сюрреалистическое изображение группы, нарисованное Петром Шоманом. На задней обложке, помимо традиционных списка песен и участников записи, сияла серебристо-металлическая версия логотипа группы.
Альбом был выпущен 18 июля 1969 года и получил очень противоречивые отзывы — некоторые были плохими, а некоторые по-настоящему разгромными. «Я очень старался позабыть о них. Когда у вас появляется собственный звук, а потом вы меняете его, люди начинают вас ненавидеть. Но мы никогда не позволяли этому обстоятельству остановить нас, и ни разу не исполняли дважды песню одинаково», — оправдывается 50 лет спустя Кригер.
Вышедшее недавно юбилейное подарочное издание The Soft Parade включает версии песен с оркестром и без, так что у слушателей появилась возможность сравнить. «Мне нравятся оба варианта», — говорит Робби. — «Я думаю, что альбом хорош, также как и все другие, которые мы когда-либо записывали».
На следующей остановке музыкантов The Doors ждал Morrison Hotel . Бронируйте номера и делайте ставки. Это будет еще одна ухабистая поездка.
Капитан Кирк из «Звездного пути» слетал в космос на корабле компании Джеффа Безоса
Охамевшая стая мигрантов в Самаре швыряла в старика овощами, но вступились прохожие
20 удивительных макрофотографий, которые позволят увидеть мельчайшие детали крошечных вещей
17 человек, которые имеют своё представление о безопасности
Любитель Хэллоуина украсил свой дом гигантским скелетом, выползающим из земли
На блогера-провокатора, устроившего прыжки на "Шкоде" в центре Петербурга, завели уголовное дело
МВД убирает из главного документа россиянина графу, нервировавшую многих
Лучшие классические маслкары из Европы: они ничем не хуже американских
В Тбилиси завершился митинг сторонников Саакашвили
Ритуальное убийство под Рязанью: отчим с сожительницей расправились с 15-летним мальчиком
Пьянству-бой: 25 шедевров антиалкогольной пропаганды наших бабушек
Русский гаджет для знакомств без интернета, самая неудачная консоль и другая необычная техника.
Актер, сыгравший Супермена: «Сделать его бисексуалом - не ново»
Одноногого пермского убийцу Бекмансурова прямо из больницы отправили в СИЗО
Мужчина обнаружил застрявшую клювом в дереве птицу и спас её
Фильм про Майку с планеты Гурун, названия которого почти никто не помнит
Лучшие работы конкурса фотографий дикой природы Wildlife Photographer of the Year 2021
Необычный вопрос женщины про кормление белки поставил ведущую в тупик
Тонны ржавого металла: как выглядит "амбарная находка", десятки лет простоявшая в сырости
Редкий Lamborghini Espada нашли в британской сельской местности после 30 лет забвения
Порто-Флавиа: столетняя шахта, аналогов которой нет нигде в мире
В Саратовской области учебный автомобиль сбил девушку на пешеходном переходе
Как живет пес Боджи из Стамбула, который просто обожает общественный транспорт
Успешные «переселенцы»: наш стартапер в США и выходцы из ЕС, обосновавшиеся в России
Ученые НАСА накормили пауков наркотиками. Что было дальше?
Мы оплатили уже: конфликт пассажирок с таксистом в Санкт-Петербурге
Космодром «Восточный» теперь будет патрулировать робот-охранник
Экс-охранник чеченского олигарха устроил перестрелку у метро "Люблино"
Горячие любительницы косплея, от образов которых кидает в жар
Бронеавтомобили «Патруль» скоро придут в российские подразделения на территории Средней Азии
The Doors оставили значительный след в культуре (и контркультуре) 60-х и 70-х годов, особенно отпечатавшись в хиппи-движении. Их студийные альбомы — неоспоримая классика рок-музыки. А их концерты всегда задевали слушателей: некоторые своей технической безупречностью, другие — хаотичностью и странными выходками вокалиста группы Джима Моррисона. Активная карьера The Doors была скоротечной и от того особенно яркой: она начали в 1965 году, спустя шесть лет остались без Моррисона, а в 1973 распались.
Absolutely Live — первый живой альбом группы и вышел он ровно полвека назад. Он был выпущен на финальном отрезке жизненного цикла банды и интересен сразу по нескольким причинам.
Absolutely Live — это компиляция лучших выступлений группы на разных площадках.
Это не один единственный концерт, попавший на пленку. Это двадцать один трек с девяти американских концертов, прошедших в 1969 и 1970-х годах — на пике творческой формы группы. От Нью-Йорка до Детройта. К тому времени The Doors уже стали феноменом и выпустили достаточно хитов. Ну а Моррисон уже летел в пропасть на неуправляемом поезде наркотиков и алкоголя. Но именно такой Моррисон и стал бессмертным символом рок-музыки — легендарный вокалист, своенравный поэт и бунтарь в самом широком смысле.
Как отмечали и участники The Doors, и музыкальные критики, качество выступлений группы в то время напрямую зависело от настроения и степени опьянения Моррисона. Шоу могло пойти не так из-за его невменяемости, лени или наоборот — чересчур сильного творческого порыва. Отсюда и скандалы с выставленными напоказ гениталиями и грязной бранью прямо со сцены. 1 марта 1969 года в Майами состоялся особенно буйный в этом плане концерт, после которого Джим чуть не загремел в тюрьму за непристойное поведение. А было ли оно тогда на самом деле, или все это «массовая галлюцинация», как заявили остальные музыканты The Doors — точно уже никто и не скажет.
Так что Absolutely Live — идеальный вариант, чтобы приобщиться к творчеству легендарной группы. Провальные и слишком странные выступления на пленку не попали, только лучшие. Как потом говорил сам Моррисон: «Это правдивое отображение того, что мы делаем, когда все идет нормально». При этом записано и сведено все максимально качественно и сбалансировано — редкий лайв-альбом, звучащий почти как студийная пластинка, но в то же время сохранивший свою «живость».
На Absolutely Live отличный трек-лист, который со всех сторон показывает The Doors и позволяет глубже оценить дискографию группы.
Тут есть абсолютные хиты вроде Break on Through, Five to One и When the Music’s Over (ее запись хорошо демонстрирует, как Моррисон общался с публикой), но совсем нет откровенной «попсы» в духе Light My Fire. Подборка отличных песен группы, которые поверхностный слушатель может и не знать. В то же время, в музыкальном плане, этот альбом — слепок всего творчества The Doors того времени. Песни, которые музыканты любили играть. Тут и блюз-рок с перекосом именно в блюз, и узнаваемая психоделика и самые тяжелые хэви-песни банды. С чего начать погружение в творчество The Doors? Альбом Absolutely Live — отличный вариант.
На Absolutely Live дебютировал концептуальный сборник поэм Джима Моррисона — Celebration of the Lizard.
Джим Моррисон был выдающимся поэтом и сегодня многие считают его стихи настоящей классикой американской поэзии. Даже в Париже Моррисона похоронили рядом с другими поэтами. Его запутанные, метафоричные и атмосферные стихи — душа музыки The Doors. Именно они делали ее особенно загадочной, а иногда и пугающей, хотя сам Джим считал, что слова в музыке не так уж и важны. Тем не менее он писал и выпускал много стихов — не только в виде песен, но и в формате поэтических сборников.
Celebration of the Lizard — это компиляция поэм, объединенных общим сюжетом. Это философская, метафоричная баллада о «Царе всех Ящериц и Змей», который оставил гниющее тело своей матери и отправился в путешествие через бесконечную, безлюдную пустыню. Джим то спокойно читает ее строчки, то начинает петь, то срывается на дикие крики. Аранжировка при этом — джазово-психоделическая, словно саундтрек к дурному сну, который ты забудешь, едва проснувшись, но в ушах будет стучать, а пот будет струиться со лба.
Этот выдающийся опус позже будет оформлен в виде единой композиции. Она выйдет на сборнике лучших песен группы Legacy: The Absolute Best в 2003 году. Моррисон называл эти поэмы «воззванием к темным силам» и хотел посвятить им весь третий альбом The Doors. Группа пыталась записывать их еще с 1968 года, но вечно все шло не так — вот и пришлось до первого лайв-альбома. Сокращенная версия Celebration of the Lizard на диске разбита на несколько треков — от Lions on the Street до The Palace of Exile.
Теперь и ты испробуй этот путь // Закрой глаза и имя позабудь // Забудь людей и мир // Как день вчерашний // У нас есть сила // К построенью новой башни.
Джим Моррисон умер в Париже в 1971 году, вскоре после выхода альбома L.A. Woman. Официальная причина — сердечный приступ. Есть и другие мнения, но ничем, кроме догадок они не подкреплены. После этого The Doors выпустили три успешных альбома. Other Voices и Full Circle в вышли конце 1971-го и в 1972 году — на них вокальные партии исполнили Рэй Манзарек и Робби Кригер, клавишник и гитарист группы. А финальный диск — платиновый An American Prayer — вышел в 1978 году, на нем были записаны невыпущенные ранее записи с Моррисоном, читающим свои стихи. Остальные участники группы написали к ним музыку.
И тут бы расстроиться, посетовать на то, сколько еще мог бы сделать Джим Моррисон и The Doors. Но разве они сделали недостаточно?
Наверное, любой мало-мальски знакомый с историей зарубежной музыки человек слышал о группе «Дорс». Она является классикой мировой музыкальной арены, а ее песни поют тысячи людей по всему свету, несмотря на то что сама группа давно канула в Лету. По своей популярности в 60-е годы с этими рокерами могли сравниться разве что «Битлз». Однако не было бы ни песен, ни славы, если бы не один человек - Джим Моррисон, фронтмен коллектива.
Рождение легенды
Джеймс Моррисон (таково настоящее имя музыканта) родился в 1943 году во Флориде. Отец его был военным. В семье имелось еще двое детей – брат и сестра Джеймса.
Джим начал заниматься творчеством с детства. Первые стихи он написал, будучи в 5-6-м классе. В первые школьные годы он учился хорошо, затем стали проявляться бунтарские наклонности. В подростковом возрасте Джеймс многое делал назло отцу и матери. В частности и принимать алкоголь, и курить он стал специально, чтобы досадить им. Позднее у него сложились очень прохладные отношения с семьей, поскольку родители не одобрили его выбор – занятие музыкой. С 1964 года он ни разу не виделся с ними, а на все вопросы отвечал, что они умерли (хотя оба пережили его на много лет). Да и сами они даже после гибели Джима никак не комментировали его творчество.
В 1962 году он поступил в университет Флориды, где отметился вызывающим поведением. Он питался за чужой счет, мог взять одежду другого человека. Неоднократно его видели на улице голым. В результате Джима попросту выставили из общежития. Тогда, переехав в Лос-Анджелес, он стал учиться там на факультете кинематографии в университете UCLA (том самом, что подарил миру Стэнли Кубрика).
The Doors: начало
Желание создать группу появилось у Джима Моррисона еще в 1964 году, однако воплотить мечту в жизнь удалось лишь годом позднее, когда на одном из лос-анджелесских пляжей он столкнулся с Рэем Манзареком. Рэй учился в одном институте с Джимом, парни были шапочно знакомы и ранее. К тому моменту Джим вовсю писал стихи, а Рэй уже достаточно долго занимался музыкой. Однако его последний проект развалился, Рэй остался без работы.
Моррисон и Манзарек сразу нашли общий язык, ведь их многое связывало. Узнав, что Рэй занимается музыкой, Джеймс прочитал ему несколько своих стихотворений, а затем поделился мечтой о создании группы. Манзарек не был против. Мало того, он пригласил к участию и Джона Денсмора, своего давнего знакомца. Последнего члена коллектива, Робби Кригера, привел Джон. Именно эта четверка считается классическим, золотым составом.
Первые демо-записи новоиспеченного квартета появились уже через месяц, а самой первой записанной песней стала Moonlight Drive («Лунный свет»), на те самые стихи, которые Джим читал Рэю при знакомстве.
Сначала ребята выступали в местных барах и клубах. Первые попытки были откровенно неудачными: Джим робел, поворачивался спиной к залу. Бороться со стеснением пробовал с помощью алкоголя, потому на концерты частенько приходил нетрезвым. Тем не менее харизматичные парни быстро обрели свой круг поклонников (вернее, поклонниц) и спустя полгода «доросли» до одного из лучших клубов – Whiskey. Именно там их заметил президент лейбла Electra Records Джек Хольцман. В 1966 году группа «Зе Дорс» подписала договор на выпуск трех пластинок.
Через тернии к звездам
Через год был выпущен первый альбом коллектива с одноименным названием. Его записали всего за шесть суток. Он содержал 11 треков, в том числе скандальный The End (в ней были строки, отсылающие к истории Эдипа: «Отец, я хочу убить тебя, мама, я хочу переспать с тобой», - в те годы они звучали шокирующе). Этот диск считается одним из лучших в истории рока.
Благодаря нетривиальному подходу к звучанию (в группе отсутствовал басист) и скандальным выходкам Джеймса Моррисона (артист постоянно находился либо «навеселе», либо под ЛСД), группа быстро обратила на себя внимание, получив славу культурного феномена. Песни группы «Дорс» стали синонимом свободы.
В том же 1967-м свет увидел и второй альбом коллектива – так много они записали композиций. Он носил название Strange Days («Странные дни») и был лучше воспринят массовой аудиторией. Кроме того, именно на данном альбоме есть запись стихотворения Моррисона, наложенного на белый шум. После выхода пластинки с таким треком о рок-группе «Дорс» заговорили как о психоделическом коллективе.
Третий диск, Waiting for the Sun («В ожидании солнца») появился год спустя. Джеймс уже сильно зависел от алкоголя, поэтому запись альбома далась артистам с трудом. Тем не менее выстраданные песни с пластинки попали в американские чарты и не раз занимали там высшие места. В этом же году группа «Дорс» поехала на первые зарубежные гастроли в Европу. Все шло хорошо до Амстердама, где музыкантам пришлось выйти на сцену без своего вокалиста – настолько тот был «под кайфом». Таких моментов становилось все больше. Все чаще песни для команды писал Робби Кригер, хотя порой Джеймсу удавалось собраться – и тогда он, как прежде, работал на износ. Музыка была его смыслом жизни – это отмечали и коллеги по группе, и остальные знакомые.
В 1969 году вышел четвертый альбом, The Soft Parade («Мягкий парад»), как и прочие, тепло принятый публикой. Он получился чуть более попсовым, что вызвало неудовольствие Джима: он тяготел исключительно к року, был против поп-звучания и даже порывался по этой причине покинуть коллектив.
Еще два альбома, записанные при жизни фронтмена группы, вышли в 1970 (Morrison Hotel – «Отель Моррисон») и 1971 (L.A.Woman – «Женщина Лос-Анджелеса») годах соответственно. В декабре 1970 года произошло последнее совместное выступление квартета.
Смерть Джима Моррисона: конец парада
Официальный вариант гласит о произошедшем сердечном приступе. Тем не менее вскрытия никто не проводил, а посему поклонники подвергают эту версию всяческим сомнениям. Альтернативными версиями называют гибель от наркотиков, убийство, самоубийство. Есть даже мнение, что Джеймс попросту инсценировал свою смерть, ибо устал от славы и алкоголя, и жив до сих пор. Помочь разгадать тайну могла Памела – она единственная видела Джима мертвым (на похоронах присутствовали единицы, помимо того, гроб был заколочен). Но она скончалась от передозировки наркотиков спустя три года после Моррисона, так никому ничего и не рассказав.
В одиночестве
Друзья Джима по группе были шокированы его смертью. Тем не менее поначалу они попытались продолжать выступать. Вместо Моррисона на концертах пел Рэй.
В 1978 году, как дань памяти Джеймсу, родился диск An American Prayer («Американская молитва»). Он состоял из его стихов, которые он записал на диктофон. Коллеги просто положили их на музыку. Пластинка была переиздана через семнадцать лет.
После гибели Джеймса «Дорс» смогли записать две пластинки, но без признанного лидера было уже не то. Каждый в итоге занялся своим творчеством.
Запечатленные на экране
В 1991 году режиссер Оливер Стоун снял фильм о группе «Дорс» с таким же названием. К нему приложили руку и трое живых тогда участников коллектива. Роль Джима Моррисона исполнил актер Вэл Килмор, он же и пел в фильме. Работа над проектом шла более десяти лет.
Также в 2010 году свет увидел документальный фильм о коллективе When you are strange («Когда ты чужой») с Джонни Деппом в роли рассказчика. Режиссером выступил Том ДиЧилло.
Неизвестное об известном: The Doors
- Имя коллектива появилось благодаря книге «Двери восприятия» О. Хаксли (с английского The Doors – «двери»).
- В 1991 году о группе «Зе Дорс» и ее фронтмене вышла книга давних поклонников коллектива Д. Шугермана и Д. Хопкинса под названием «Никто из нас не выйдет отсюда живым». Именно она легла в основу фильма Оливера Стоуна.
- Группа не имела постоянного басиста. Иногда к ним приходили сторонние музыканты, но обычно обходились своими силами. Как правило, эту роль выполнял Рэй Манзарек – одной рукой.
- Только в Соединенных Штатах продано более 32 миллионов копий пластинок группы.
- На первое выступление группы «Дорс» пришло более 80 человек, а на следующее – «три калеки». Это объясняется просто: на свой дебют ребята позвали всех друзей и знакомых.
- Песни коллектива были использованы в кино – «Апокалипсис сегодня» (1979) и «Форрест Гамп» (1994).
Неизвестное об известном: Джим Моррисон
Можно восхищаться смелостью и необузданностью Джеймса Моррисона, а можно осуждать его за фривольное поведение, но нельзя отрицать, что тот вклад, который внес в развитие мировой музыки он сам и его коллектив, поистине бесценен. В России широко популярна фраза «Цой жив!», относящаяся к лидеру группы «Кино»: он погиб более двадцати лет назад, но его песни все так же любимы и почитаемы слушателями. Сейчас же хочется немного переиначить эти слова: «Моррисон жив!» А с ним жива и музыка группы «Дорс».
Читайте также: