Прототип наташи ростовой в реальной жизни
До Толстого в мировой литературе психологического романа не было. Не то чтобы до него не учитывали психологию героя. Учитывали, конечно, но психология эта была статична. Классический пример – Атос, Партос, Арамис и Д.Артаньян. Всякий из этих персонажей имеет свои психологические характеристики, один благородный, другой могучий, тупой, но добрый флегматик, третий женственный, самовлюбленный, но хороший товарищ, четвертый хитрый карьерист, но опять же, хороший товарищ. И вот такие они на протяжении всех романов.
У Толстого же главные герои не просто многогранны, они подвижны, живые.
Главные женские образы «Войны и мира» - Наташа Ростова и Элен Безухова. Обе – самки. Собственно, у Толстого все женщины самки – ничего духовного он в них не видит. Но есть разница. Элен дочь мерзкого князя Василия, она просто самка, ей нужно, чтобы ею восхищались, она имела все блага и чтобы ее трахали красивые, выбранные ею самцы. Наташа выросла в доброй и благородной семье Ростовых, у нее другие реакции. Она чувствует добрых людей, тянется именно к ним. Т.е. вся разница между реакциями Элен и Наташи в том, что они сформированы в разной среде. Отсюда инстинкты Элен как хищницы, инстинкты Наташи - тяга к добру.
И Элен и Наташа у Толстого глупые. Женщины Толстого не имеют интеллекта, они имеют инстинкты и чувства.
Собственно, выбор Наташи в качестве жениха князя Болконского, это выбор красивого, богатого и сильного мужчины, которого боятся в семье Ростовых, а Наташа всем говорит, что вот она его не боится. Она его не боится, потому что самка, потому что он очарован ею как самкой, и подчинен ей.
Нет ничего более далекого друг от друга, чем Болконский и Наташа Ростова. Но она женственная, она подстраивается.
Но вот этот союз разрушается. Толстой прослеживает просто сантиметр за сантиметром, как Наташа Ростова идет к измене Болконскому.
Он уехал, оставил ее на год, такое было условие его отца, но Наташа самка, она переживает, что у нее проходит жизнь, что она стареет (ей уже 16). Но все это даром, потому что нет мужчины, который бы восхищался ею. Наташа борется с этими настроениями, она возвращается постоянно к тому, как она хороша! Она возвращается мыслью к тому, что для нее есть самое главное по Толстому, к любви самой к себе: «Ах, что за прелесть эта Наташа, как она красива, умна, а какой у нее голос…» - думает она с восторгом о себе.
Это с одной стороны, помогает, но с другой стороны, усугубляет ее проблемы, ибо она любит себя, она так прекрасна, но для кого все это? И вот князь Андрей должен уже прибыть, Наташа едет знакомиться с его отцом, с его сестрой, и там оскорбляют ее. Старый Болконский делает это намерено.
Вроде как это следует это из того, что у него старческая психопатия. Но все глубже. Старый Болконский, как никто знает свого сына. Он понимает, что Андрюша в него, что он не будет счастлив в браке. По поводу первой жены князя Андрея отец говорит ему – « Что, плохо дело?». «Что плохо?» - Прикидывается сын. «Они все такие, - отвечает отец, - не разженишься».
Брак Наташи и князя Андрея был обречен на неудачу, зная семью Ростовых, старый Болконский понимает, что все они глупы, что страсть пройдет, а глупая баба останется рядом с сыном и будет портить ему жизнь.
Итак, Наташа оскорблена родными ее жениха, она едет на балет и попадает в эротическую атмосферу театра, где полуголые женщин, красивые мужчины. В центре внимания в театре демонический Долохов, о котором так много говорят. И тут появляется друг Долохова Анатоль. Потрясающе красивый, он замечает Наташу, говорит, что она очень мила. И все существо Наташи трепещет от восторга. Вот они кумиры России, а говорят о ней!
Анатоль идет в ложу к сестре Элен. Элен знакомит их с Наташей. И что тут происходит? Толстой не пишет об этом прямо, не то время было, но все понятно. Опытный обольститель Анатоль расслабляет Наташу, что так важно для завоевания женщины! Всякий более или менее наблюдательный мужчина понимает инстинктивно или осознано, что самку нужно расслабить. Для этого не так много средств. Женщину можно рассмешить, она расслабится, подпоить, что еще лучше.
Но можно и по-другому, можно просто хорошо чувствовать женщину, что сейчас называют НЛП, подстроится к ней. Анатоль владеет этими вещами бессознательно, жажда обладания самками подсказала ему манеру поведения, которая стала у него стереотипной. И он пускает все это в ход с Наташей. Он с ней почтителен, прост (что ее поражает), и он искренне восхищается ею! Не хитрый набор, но все заборы между Анатолем и Наташей рушатся.
Она с ужасом понимает, что между ними нет преград: «Она сама не зная как, через пять минут чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной…»
С Наташей сыграло злую штуку то годовое эротическое томление невесты. Она вспомнила, что она невеста и тут же решила, что погибла для любви князя Андрея, она поняла, что уже отдалась Анатолю, что она принадлежит ему.
И ту снова психология. Наташа все бы рассказал матери, но та была далеко, в имении. Наташа осталась одна с ее чувствами. Физиологически Наташа рядом с Анатолем испытала подобие оргазма, это очевидно, ее разбуженная предстоящим замужеством чувственность приобрела некую осязаемость. И эта физиологическая составляющая уже определяла поведение Наташи.
Раз она это почувствовала, значит, она любит Анатоля? Девушка же не понимает, что чувственность может быть без всякой любви. Но вспомнила свою любовь к Болконскому, что же получается - она любит двоих?
Наташа уже в таком полубезумном состоянии, что думает, что любит их двоих, что они оба должны принадлежать ей, чтобы она была счастлива. Вот так эмоции самки переходят в практическое русло. По фигу все! Все те социальные установки, которые внушали ей с детства. Она должна быть счастлива!
Но этот сумбур, конечно, в других обстоятельствах должен был бы пройти.
Может быть, на этом томлении все бы и кончилось, приехал бы князь Андрей и стал бы защитой в этих томлениях. Но рядом оказалась другая самка - Элен, сестра Анатоля. Женщины возбуждаются от сводничества, и Элен, сытая сама от любовников и оргазмов, стал сводить девушку с братом.
Наташа была цельной натурой, прежде чем согласится на побег с Анатолем, она пишет письмо сестре князя Андрея, пишет, что разрывает все отношения с ним.
Но и потом, когда все прояснится, что Анатоль женат, что обманывал ее, для нее он все равно почти святой, потому что…. Потому что пробудил в ней женщину. Пробудил женскую чувственность, а это и есть для нее самое главное, о чем она и говорит Соне, что это и есть самое главное, правда, она думает, что это любовь.
Хотя удайся побег, думается, что Наташа безумно бы полюбила Анатоля, и думается, что все равно в ее женской судьбе было бы все удачно, через драмы, через позор, она вышла бы потом замуж за чувственного самца и стала бы добропорядочной матерью и женой. Такая у нее была программа, заложенная в нее природой.
В биографиях многих персонажей эпопеи можно заметить сходства с историями реальных людей, которые, вероятно, повлияли на Толстого.
При этом в романе есть два героя, которым Толстой «невольно» дал имена реальных людей — Денисов и М. Д. Ахросимова. Он сделал это, потому что они были «характерными лицами того времени». Тем не менее в биографиях и других персонажей «Войны и мира» можно заметить сходства с историями реальных людей, которые, вероятно, повлияли на Толстого, когда он работал над образами своих героев.
Князь Андрей Болконский
Фамилия героя созвучна с фамилией княжеского рода Волконских, из которого происходила мать писателя, однако Андрей — один из тех персонажей, чей образ больше вымышлен, чем заимствован у конкретных людей. Как недосягаемый нравственный идеал, князь Андрей, конечно, не мог иметь определенного прототипа. Тем не менее в фактах биографии персонажа можно найти много общего, например, с Николаем Тучковым. Он был генералом-лейтенантом и, как князь Андрей, получил смертельное ранение в Бородинской битве, от которого умер в Ярославле через три недели.
Сцена ранения князя Андрея в битве при Аустерлице, вероятно, заимствована из биографии штабс-капитана Федора (Фердинанда) Тизенгаузена, зятя Кутузова. Он со знаменем в руках повел малороссийский гренадерский полк в контратаку, получил ранение, попал в плен и погиб через три дня после битвы. Также поступок князя Андрея схож с поступком князя Петра Волконского, который со знаменем Фанагорийского полка вел бригаду гренадеров вперед.
Не исключено, что Толстой придал образу князя Андрея черты своего брата Сергея. По крайней мере, это касается истории с неудавшимся браком Болконского и Наташи Ростовой. Сергей Толстой был помолвлен с Татьяной Берс — старшей сестрой Софьи Толстой (жены писателя). Брак так и не состоялся, потому что Сергей уже несколько лет жил с цыганкой Марией Шишкиной, на которой в итоге и женился, а Татьяна вышла замуж за юриста А. Кузьминского.
Наташа Ростова
Можно предположить, что у Наташи сразу два прототипа — Татьяна и Софья Берс. В комментариях к «Войне и миру» Толстой говорит, что Наташа Ростова получилась, когда он «перетолок Таню с Соней».
Татьяна Берс большую часть детства провела в семье писателя и успела подружиться с автором «Войны и мира», несмотря на то, что была почти на 20 лет его моложе. Более того, под влиянием Толстого Кузминская сама занялась литературным творчеством. В своей книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» она писала: «Наташа — он прямо говорил, что я у него не даром живу, что он меня списывает». Этому можно найти подтверждения в романе. Эпизод с куклой Наташи, которую она предлагает поцеловать Борису, действительно списан с настоящего случая, когда Татьяна предлагала своему другу поцеловать куклу Мими. Позже она писала: «Моя кукла большая Мими попала в роман!» Внешность Наташи Толстой тоже писал с Татьяны.
За образом взрослой Ростовой — жены и матери — писатель, вероятно, обратился к Софье. Жена Толстого была предана мужу, родила 13 детей, сама занималась их воспитанием, хозяйством и действительно несколько раз переписывала «Войну и мир».
Ростовы
В черновиках романа фамилия семьи — сначала Толстые, потом Простые, потом Плоховы. Писатель использовал архивные документы, чтобы воссоздать быт своего рода и изобразить его в жизни семьи Ростовых. Есть совпадения в именах с родственниками Толстого по отцовской линии, как в случае со старым графом Ростовым. Под этим именем скрывается дед писателя Илья Андреевич Толстой. Этот человек, в самом деле, вел достаточно расточительный образ жизни и тратил колоссальные суммы на увеселительные мероприятия. Лев Толстой в воспоминаниях писал о нем как о щедром, но ограниченном человеке, который постоянно устраивал в имении балы и приемы.
Даже Толстой не скрывал, что Василий Денисов — это Денис ДавыдовИ все-таки это не тот добродушный Илья Андреевич Ростов из «Войны и мира». Граф Толстой был казанским губернатором и известным на всю Россию мздоимцем, хотя писатель вспоминает, что дед взяток не брал, а бабушка брала втайне от мужа. Илья Толстой был снят со своего поста после того, как ревизоры обнаружили хищение почти 15 тысяч рублей из губернской казны. Причиной недостачи назвали «недостаток знаний в должности правителя губернии».
Николай Ростов — это отец писателя Николай Ильич Толстой. Сходств у прототипа и героя «Войны и мира» хоть отбавляй. Николай Толстой в 17 лет добровольно вступил в казачий полк, служил в гусарах и прошел через все наполеоновские войны, включая и Отечественную войну 1812-го года. Считается, что описания военных сцен с участием Николая Ростова взяты писателем из воспоминаний отца. В наследство Николаю достались огромные долги, ему пришлось устроиться воспитателем в Московское военно-сиротское отделение. Для исправления ситуации он женился на некрасивой и замкнутой княжне Марии Волконской, которая была на четыре года его старше. Брак был устроен родственниками жениха и невесты. Судя по воспоминаниям современников, брак, заключенный по расчету, оказался очень счастливым. Мария и Николай вели уединенный образ жизни. Николай много читал и собрал в имении библиотеку, занимался хозяйством и охотой. Татьяна Берс писала Софье, что Вера Ростова очень похожа на Лизу Берс, другую сестру Софьи.
Княжна Марья
Существует версия, что прототип княжны Марьи — это мать Льва Толстого Мария Николаевна Волконская, к слову, тоже полная тезка книжной героини. Однако мать писателя умерла, когда Толстому было меньше двух лет. Портретов Волконской не сохранилось, и писатель изучал ее письма и дневники, чтобы создать для себя ее образ.
В отличие от героини, мать писателя не имела проблем с науками, в частности с математикой и геометрией. Она выучила четыре иностранных языка, и, судя по дневникам Волконской, у нее с отцом были достаточно теплые отношения, она была ему предана. Мария прожила 30 лет с отцом в Ясной Поляне (Лысые Горы из романа), но так и не вышла замуж, хотя была очень завидной невестой. Она была закрытой женщиной и отвергла нескольких женихов.
Прототип Долохова, вероятно, съел собственного орангутангаУ княжны Волконской даже была компаньонка — мисс Ханессен, чем-то похожая на мадемуазель Бурьен из романа. После смерти отца дочь принялась в буквальном смысле раздаривать имущество. Она подарила часть наследства сестре своей компаньонки, у которой не было приданого. После этого в дело вмешались ее родственники, устроившие брак Марии Николаевны с Николаем Толстым. Мария Волконская умерла через восемь лет после свадьбы, успев родить четырех детей.
Старый князь Болконский
Николай Сергеевич Волконский — генерал от инфантерии, отличившийся в нескольких сражения и получивший от сослуживцев прозвище «Прусский король». По характеру очень похож на старого князя: гордый, своевольный, но не жестокий. Оставил службу после воцарения Павла I, удалился в Ясную Поляну и занялся воспитанием дочери. Целыми днями совершенствовал свое хозяйство и обучал дочь языкам и наукам. Важное отличие от персонажа из книги: князь Николай прекрасно пережил войну 1812 года, а умер девять лет спустя, немного не дожив до семидесяти. В Москве у него был дом на Воздвиженке, 9. Сейчас его перестроили.
Прототип Ильи Ростова — дед Толстого, погубивший свою карьеруПрототипом Сони можно назвать Татьяну Ергольскую — троюродную сестру Николая Толстого (отца писателя), которая воспитывалась в доме его отца. В молодости у них был роман, который так и не завершился браком. Против свадьбы выступали не только родители Николая, но и сама Ергольская. В последний раз предложение о замужестве от кузена она отвергла в 1836 году. Овдовевший Толстой попросил руки Ергольской, чтобы она стала его женой и заменила мать пятерым детям. Ергольская отказала, но после смерти Николая Толстого действительно занялась воспитанием его сыновей и дочери, посвятив им остаток жизни.
Лев Толстой ценил тетю и поддерживал с ней переписку. Она первая начала собирать и хранить бумаги писателя. В своих воспоминаниях он писал, что Татьяну любили все и «вся жизнь ее была любовь», но сама она всегда любила одного человека — отца Льва Толстого.
Долохов
У Долохова несколько прототипов. Среди них, например, генерал-лейтенант и партизан Иван Дорохов, герой нескольких крупных кампаний, в том числе и войны 1812 года. Впрочем, если говорить о характере, тот тут у Долохова больше сходств с двоюродным дядей писателя Федором Ивановичем Толстым по прозвищу «Американец». Он был известным в свое время бретером, игроком и любителем женщин. Также Долохова сравнивают с офицером А. Фигнером, который командовал партизанским отрядом, участвовал в дуэлях и ненавидел французов.
Толстой — не единственный писатель, поместивший Американца в свое произведение. Федор Иванович считается также прототипом Зарецкого — секунданта Ленского из «Евгения Онегина». Свое прозвище Толстой получил после того, как совершил путешествие в Америку, во время которого его ссадили с корабля. Есть версия, что тогда он съел собственную обезьяну, хотя Сергей Толстой писал, что это неправда.
Курагины
В данном случае трудно говорить о семье, ибо образы князя Василия, Анатоля и Элен заимствованы у нескольких людей, не связанных родством. Курагин-старший — это, несомненно, Алексей Борисович Куракин, видный царедворец времен правления Павла I и Александра I, сделавший при дворе блестящую карьеру и наживший состояние.
У него было трое детей, точь-в-точь как у князя Василия, из которых больше всего неприятностей ему доставила дочь. Александра Алексеевна в самом деле имела скандальную репутацию, особенно много шума в свете наделал ее развод с мужем. Князь Куракин в одном из писем даже назвал дочь главным бременем своей старости. Похоже на персонажа «Войны и мира» не правда ли? Хотя Василий Курагин изъяснялся немного иначе.
Прототипом Анатоля Курагина стоит назвать Анатолия Львовича Шостака, троюродного брата Татьяны Берс, который ухаживал за ней, когда она приезжала в Петербург. После этого он приезжал в Ясную Поляну и раздражал Льва Толстого. В черновых записях «Войны и мира» фамилия Анатоля — Шимко.
Что же касается Элен, то ее образ взят сразу у нескольких женщин. Помимо некоторого сходства с Александрой Куракиной, имеет много общего с Екатериной Скваронской (супругой Багратиона), которая была известна беспечным поведением не только в России, но и в Европе, куда она уехала через пять лет после свадьбы. На родине ее называли «Блуждающей княгиней», а в Австрии она была известна как любовница Клеменса Меттерниха — министра иностранных дел империи. От него Екатерина Скавронская родила, — разумеется, вне брака, — дочь Клементину. Возможно, именно «Блуждающая княгиня» способствовала вступлению Австрии в антинаполеоновскую коалицию.
Другая женщина, у которой Толстой мог позаимствовать черты Элен, — Надежда Акинфова. Она родилась в 1840 году и была очень известна в Петербурге и Москве как женщина скандальной репутации и разгульного нрава. Широкую популярность приобрела благодаря роману с канцлером Александром Горчаковым, одноклассником Пушкина. Он, к слову, был на 40 лет старше Акинфовой, муж которой приходился канцлеру внучатым племянником. Акинфова тоже развелась с первым мужем, но вышла уже за герцога Лейхтенбергского в Европе, куда они вместе переехали. Напомним, что в самом романе Элен так и не развелась с Пьером.
Василий Денисов
Каждый школьник знает, что прототипом Василия Денисова был Денис Давыдов — поэт и писатель, генерал-лейтенант, партизан. Толстой использовал произведения Давыдова, когда изучал наполеоновские войны.
Жюли Карагина
Существует мнение, что Жюли Карагина — это Варвара Александровна Ланская, жена министра внутренних дел. Известна она исключительно тем, что вела длительную переписку со своей подругой Марией Волковой. По этим письмам Толстой изучал историю войны 1812 года. Более того, они почти полностью вошли в «Войну и мир» под видом переписки княжны Марьи и Жюли Карагиной.
Пьер Безухов
У Пьера нет очевидного прототипа, так как этот персонаж имеет сходства как с самим Толстым, так и со многими историческими лицам, жившими во времена писателя и в годы Отечественной войны.
Однако некоторые сходства можно заметить с Петром Вяземским. Он тоже носил очки, получил огромное наследство, участвовал в Бородинском сражении. Кроме этого, писал стихи, публиковался. Толстой использовал его записи в работе над романом.
Марья Дмитриевна Ахросимова
В романе Ахросимова — та гостья, которую ждут Ростовы на именины к Наташе. Толстой пишет, что Марью Дмитриевну знает весь Петербург и вся Москва, а за прямоту и грубость ее называют «le terrible dragon».
Сходство персонажа можно заметить с Настасьей Дмитриевной Офросимовой. Это барыня из Москвы, племянница князя Волконского. Князь Вяземский писал в воспоминаниях, что это была сильная, властная женщина, которую очень уважали в обществе. Усадьба Офросимовых находилась в Чистом переулке (район Хамовники) в Москве. Есть мнение, что Офросимова была еще и прототипом Хлёстовой в «Горе от ума» Грибоедова.
Лиза Болконская
Толстой писал внешность Лизы Болконской с Луизы Ивановны Трусон — жены его троюродного брата. Об этом говорит подпись Софьи на обратной стороне ее портрета в Ясной Поляне.
В биографиях многих персонажей эпопеи можно заметить сходства с историями реальных людей, которые, вероятно, повлияли на Толстого.
Лев Толстой в статье «несколько слов по поводу книги «Война и мир»» говорит, что фамилии персонажей эпопеи созвучны с фамилиями реальных людей, потому что он «чувствовал неловкость», используя имена исторических личностей рядом с выдуманными.
Князь Андрей Болконский
Фамилия героя созвучна с фамилией княжеского рода Волконских, из которого происходила мать писателя, однако Андрей — один из тех персонажей, чей образ больше вымышлен, чем заимствован у конкретных людей. Как недосягаемый нравственный идеал, князь Андрей, конечно, не мог иметь определенного прототипа. Тем не менее в фактах биографии персонажа можно найти много общего, например, с Николаем Тучковым. Он был генералом-лейтенантом и, как князь Андрей, получил смертельное ранение в Бородинской битве, от которого умер в Ярославле через три недели.
Не исключено, что Толстой придал образу князя Андрея черты своего брата Сергея. По крайней мере, это касается истории с неудавшимся браком Болконского и Наташи Ростовой. Сергей Толстой был помолвлен с Татьяной Берс — старшей сестрой Софьи Толстой (жены писателя). Брак так и не состоялся, потому что Сергей уже несколько лет жил с цыганкой Марией Шишкиной, на которой в итоге и женился, а Татьяна вышла замуж за юриста А. Кузьминского.
Наташа Ростова
Можно предположить, что у Наташи сразу два прототипа — Татьяна и Софья Берс. В комментариях к «Войне и миру» Толстой говорит, что Наташа Ростова получилась, когда он «перетолок Таню с Соней».
Татьяна Берс большую часть детства провела в семье писателя и успела подружиться с автором «Войны и мира», несмотря на то, что была почти на 20 лет его моложе. Более того, под влиянием Толстого Кузминская сама занялась литературным творчеством. В своей книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» она писала: «Наташа — он прямо говорил, что я у него не даром живу, что он меня списывает».
За образом взрослой Ростовой — жены и матери — писатель, вероятно, обратился к Софье. Жена Толстого была предана мужу, родила 13 детей, сама занималась их воспитанием, хозяйством и действительно несколько раз переписывала «Войну и мир».
Ростовы
В черновиках романа фамилия семьи — сначала Толстые, потом Простые, потом Плоховы. Писатель использовал архивные документы, чтобы воссоздать быт своего рода и изобразить его в жизни семьи Ростовых. Есть совпадения в именах с родственниками Толстого по отцовской линии, как в случае со старым графом Ростовым. Под этим именем скрывается дед писателя Илья Андреевич Толстой. Этот человек, в самом деле, вел достаточно расточительный образ жизни и тратил колоссальные суммы на увеселительные мероприятия. Лев Толстой в воспоминаниях писал о нем как о щедром, но ограниченном человеке, который постоянно устраивал в имении балы и приемы.
Николай Ростов — это отец писателя Николай Ильич Толстой. Сходств у прототипа и героя «Войны и мира» хоть отбавляй. Николай Толстой в 17 лет добровольно вступил в казачий полк, служил в гусарах и прошел через все наполеоновские войны, включая и Отечественную войну 1812-го года.
Прототипом Сони можно назвать Татьяну Ергольскую — троюродную сестру Николая Толстого (отца писателя), которая воспитывалась в доме его отца. В молодости у них был роман, который так и не завершился браком. Против свадьбы выступали не только родители Николая, но и сама Ергольская. В последний раз предложение о замужестве от кузена она отвергла в 1836 году.
Лев Толстой ценил тетю и поддерживал с ней переписку. Она первая начала собирать и хранить бумаги писателя. В своих воспоминаниях он писал, что Татьяну любили все и «вся жизнь ее была любовь», но сама она всегда любила одного человека — отца Льва Толстого.
Курагины
В данном случае трудно говорить о семье, ибо образы князя Василия, Анатоля и Элен заимствованы у нескольких людей, не связанных родством. Курагин-старший — это, несомненно, Алексей Борисович Куракин, видный царедворец времен правления Павла I и Александра I, сделавший при дворе блестящую карьеру и наживший состояние.
У него было трое детей, точь-в-точь как у князя Василия, из которых больше всего неприятностей ему доставила дочь. Александра Алексеевна в самом деле имела скандальную репутацию, особенно много шума в свете наделал ее развод с мужем. Князь Куракин в одном из писем даже назвал дочь главным бременем своей старости. Похоже на персонажа «Войны и мира» не правда ли?
Прототипом Анатоля Курагина стоит назвать Анатолия Львовича Шостака, троюродного брата Татьяны Берс, который ухаживал за ней, когда она приезжала в Петербург.
Что же касается Элен, то ее образ взят сразу у нескольких женщин. Помимо некоторого сходства с Александрой Куракиной, имеет много общего с Екатериной Скваронской (супругой Багратиона), которая была известна беспечным поведением не только в России, но и в Европе, куда она уехала через пять лет после свадьбы. На родине ее называли «Блуждающей княгиней», а в Австрии она была известна как любовница Клеменса Меттерниха — министра иностранных дел империи.
Другая женщина, у которой Толстой мог позаимствовать черты Элен, — Надежда Акинфова. Широкую популярность приобрела благодаря роману с канцлером Александром Горчаковым, одноклассником Пушкина. Он, к слову, был на 40 лет старше Акинфовой, муж которой приходился канцлеру внучатым племянником. Акинфова тоже развелась с первым мужем, но вышла уже за герцога Лейхтенбергского в Европе, куда они вместе переехали.
Пьер Безухов
У Пьера нет очевидного прототипа, так как этот персонаж имеет сходства как с самим Толстым, так и со многими историческими лицам, жившими во времена писателя и в годы Отечественной войны.
Однако некоторые сходства можно заметить с Петром Вяземским. Он тоже носил очки, получил огромное наследство, участвовал в Бородинском сражении. Кроме этого, писал стихи, публиковался. Толстой использовал его записи в работе над романом.
Роман Толстого «Война и мир» экранизировали как минимум 10 раз. Первые фильмы по роману стали снимать еще в эпоху немого кино.
Первой полнометражной картиной стала американская версия 1956 года с Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Создатели фильма делали большие ставки на фильм, в частности из-за Хепберн. Актриса уже снялась в «Римских каникулах» и «Сабрине» и стала настоящей звездой. Поэтому в успехе картины никто не сомневался.
Режиссер Кинг Видор признавался, что Одри Хепберн — его любимая актриса, а лучшую кандидатуру на роль Наташи Ростовой найти невозможно.
Спустя несколько лет в СССР начинают снимать свою версию «Войны и мир». На роль Наташи пробовалось несколько известных актрис. Но выбор режиссера был неожиданным. Роль Наташи Ростовой досталась 19-летней выпускнице хореографического училища Людмиле Савельевой.
Хотя сегодня этот выбор совсем не кажется неожиданным — слишком уж Савельева похожа на Хепберн. И даже по первой профессии они коллеги — обе пришли в кино из балета.
Одри Хепберн и Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой Одри Хепберн и Людмила Савельева в роли Наташи РостовойВпрочем, сходство главных героинь — это отнюдь не единственное сходство между двумя этими фильмами. Но об этом в другой раз.
У авторов современных экранизаций совсем другие представления о любимой героине Толстого . В 2007-м году Наташу сыграла француженка Клеманс Поззи. А в 2012-м — британская актриса Лили Джеймс.
Клеманс Поззи и Лили Джеймс в роли Наташи Ростовой Клеманс Поззи и Лили Джеймс в роли Наташи РостовойКонечно, как это часто бывает, ни одна из актрис не похожа на реальную героиню романа.
Прототипом Наташи Ростовой были сразу две женщины. Одна из них — жена Толстого, Софья Андреевна Берс. А вторая — младшая сестра Софьи Татьяна Андреевна Берс. (В замужестве Кузминская.)
Причем известно, что внешность Наташи Ростовой писатель скопировал именно со свояченицы Татьяны Андреевны. Толстой был в теплых дружеских отношениях с Татьяной и не скрывал, что постоянно её «записывал». Татьяна, в свою очередь помогала Толстому переписывать рукописи.
Читайте также: