Проблема смысла жизни в рассказе после бала
С высоты своего возраста и жизненного
с разными точками зрения на мир, с другими истинами.Совершенно другие чувства охватывают героя, увидевшего отца Вареньки в других обстоятельствах. Молодой человек становится свидетелем страшной экзекуции, возглавлял которую все тот же милый, очаровательный человек с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, отец возлюбленной.
Никто из бывших товарищей не смел проявить милосердие, так как тут же подвергся бы подобному наказанию. Но не вид измученного человека более всего изумил героя, а бессердечие полковника. Он-то уж точно не мучился сочувствием к несчастному.
Герой подчеркивает, что, несмотря на испытанный ужас и почти физически ощущаемую боль сердца, он до конца пытается понять все произошедшее. Та же неуловимая связь объединяет в его сознании образы возлюбленной и ее отца. Герой страдает, мучится, пытается оправдать подобное наказание необходимостью.
Его мучения доказывают, что отнюдь не внешние обстоятельства и условия оказывают решающее влияние на формирование личности.
Даже любовь, сильная, всепоглощающая и всемогущая, не может его заставить отрешиться От веры в добро и справедливость.
Глоссарий:
Одной из основных проблем рассказа Л. Н. Толстого «После бала» является проблема моральной ответственности. Интерес писателя сосредоточен на жизненной позиции человека; в центре произведения — этический поиск, попытка главного героя ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости. Причем сюжет построен таким образом, что вначале произведения читатель знакомится с уже сформировавшейся личностью, для которой идейно-нравственный поиск уже остался в прошлом. С высоты своего возраста и жизненного опыта герой, «всеми уважаемый Иван Васильевич», описывает один из судьбоносных случаев, произошедших с ним в молодости. При этом главный герой пытается оспорить общепринятую истину, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Удивительно, но жизнь человеческую может изменить всего одна ночь. От счастья — к разочарованию, от любви — к безразличию; такие переходы составляют жизнь каждого человека, они вырабатывают стойкость и твердые жизненные принципы. Идейно-нравственная позиция личности формируется в активном взаимодействии с разными точками зрения на мир, с другими истинами. Вбирая в себя или оспаривая ту или иную систему жизненных ценностей, личность все более точно и четко определяет собственную ценностную ориентацию в действительности. Сопоставление разных истин — это, прежде всего, внутренняя работа души и мысли, часто спор с самим собой — внутренний диалог. В результате и та истина, к которой приходит герой, — это не абстрактная безличная философия, но живое, эмоционально насыщенное, очень личностное и конкретное понимание мира героем. Рассмотрим, какой путь проходит главный герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Началом всему была любовная история. Молодой, в полной мере наслаждающийся жизнью человек встретил ту, о которой грезил: «высокая, стройная, грациозная и величественная». Необычайная худоба не портила ее царственный вид, а очаровательное с ямочками и веселой улыбкой лицо и ласковые, милые, блестящие глаза могли заворожить любого. Всю гамму эмоций герой подчеркивает в начале своего повествования: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви». «Какое-то восторженно-нежное чувство» молодой человек начинает испытывать и к отцу возлюбленной. Ведь у него такая же ласковая улыбка, он так заботится о своей дочери: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не Покупает модных сапог, а носит домодельные». Необъяснимый душевный порыв героя объединяет в единое целое отца и дочь: «Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей». Совершенно другие чувства охватывают героя, увидевшего отца Вареньки в других обстоятельствах. Молодой человек становится свидетелем страшной экзекуции, возглавлял которую все тот же милый, очаровательный человек с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, отец возлюбленной. Солдата-татарина за побег из полка подвергли телесному наказанию. Оголенного беспомощного человека нещадно били гибкими прутьями. Вили до такой степени, что тело его превратилось в нечто «пестрое, мокрое, красное, неестественное». Никто из бывших товарищей не смел проявить милосердие, так как тут же подвергся бы подобному наказанию. Но не вид измученного человека более всего изумил героя, а бессердечие полковника. Он-то уж точно не мучился сочувствием к несчастному. До этого эпизода пребывавший в восторженном состоянии герой видит, как «он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата», недостаточно сильно ударившего наказываемог. Полковнику кажется,
Рассказ “После бала” —одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии — наказании солдата шпицрутенами. Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца — Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек. Иван Васильевич вспоминает случай из собственной жизни, когда он искренне и всей душой полюбил девушку, но не смог простить ее отцу жестокости и ханжества. — Любовь? Любовь с того дня пошла на убыль. Перед нами раскрывается благородный и искренний характер. Иван Васильевич молод, счастлив, он стремится жить в ладу со всем миром и прежде всего с самим собой. Все люди представляются ему только с хорошей стороны. И когда он видит двуличие полковника, то потрясен, раздавлен. Иван Васильевич впервые сталкивается с таким вероломством. Только что полковник с приятной улыбкой танцевал на балу, был обходителен и галантен, а среди солдат, на плацу, Иван Васильевич видит истинное лицо этого человека: “. он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина. ” Ивана Васильевича обуревает стыд, как будто он сам сделал что-то неприличное. Он не берется судить полковника, а лишь задает себе вопрос: “Очевидно, он что-то знает, чего я не знаю? ” Нравственная чистота героя, его совестливость и органическое неприятие зла делают Ивана Васильевича в глазах читателей исключительно порядочным, честным человеком. Ему доверяешь полностью. Начинаешь смотреть на мир и окружающих людей его глазами. И то, что он не стал карьеристом, мздоимцем, а остался порядочным человеком, — самое важное для Толстого и читателей. Небольшой по объему рассказ Л. Н. Толстого поднимает важную нравственную проблему. Это работа великого мастера, сумевшего показать прекрасного человека, даже не подозревающего, какие сокровища таит его душа.
Зачем так много писать? Вы думаете кто-то станет все переписывать? Или вы копируете от куда-нибудь потом получаете баллы и типо умные очень ?!
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «После бала» .
Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. В первой части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки. После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого.
На первый взгляд, подобный контраст выявляет двуличие полковника, его неестественность на балу и истинное лицо после бала. Но значение рассказа глубже. В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он действительно такой, он внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Однако, «воинский начальник типа старого служаки» , полковник убежден, что «все надо по закону» : и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, и, если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.
Толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» . Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «После бала» .
Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. В первой части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки. После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого.
И для того чтобы наглядно проиллюстрировать нам свои убеждения, писатель избрал форму рассказа героя о случае, определившем его судьбу.
Именно собственная совесть стала источником конфликта героя с фальшивой, безнравственной средой.
Он наслаждался жизнью и мечтал о военной карьере.
Но после одного случая жизнь его круто переменилась.
Такие люди часто беззащитны перед ударами судьбы, они много видят, но еще больше чувствуют, и именно эти чувства, которые мало подчиняются трезвому рассудку, руководят их поступками и делами. Таким людям всегда непросто жить и находить себя в жестоком мире обыкновенных людей. Герой Толстого руководствовался своей совестью и потому так и не смог примириться с миром людей, нарушающих законы добра и справедливости.
В образе рассказчика, пожилого Ивана Васильевича, в его словах, чувствах и мыслях автор воплотил собственные взгляды и переживания. Отчуждение, которое наблюдал Толстой в современном ему обществе, сделало необычайно важной для него проблему личной нравственной ответственности. Неизбежными спутниками такой ответственности являлись постоянные муки совести, а пути к обновлению человека и человечества в целом Л. Н. Толстой видел только в индивидуальной духовной работе, в нравственном совершенствовании личности.
Читайте также: