Pathfinder странные эпохи
Pathfinder: Wrath of the Righteous — компьютерная игра в жанре CRPG, продолжательница Pathfinder: Kingmaker, проходящая в том же сеттинге, но не имеющая сюжетной связи с прошлой игрой. Проект был более чем успешно профинансирован на Kickstarter в 2020 году.
Содержание
Сюжет игры основан на одноименном модуле для настолки Pathfinder, но со значительными изменениями. Сюжетными, не геймплейными: игромеханически она копирует настолку настолько, насколько это вообще возможно в компьютерной игре, вплоть до постоянных бросков на попадание и проверки навыков. Любители настолок почувствуют себя как дома, остальным придется привыкать. Действие происходит в стандартном фэнтези-сеттинге Голарион, по уровню развития соответствущем примерно XV — началу XVI века (уже изобретены огнестрел и книгопечатание, но холодное оружие все еще рулит). Сюжет разворачивается на Украденных Землях — ничейной территории в регионе, называемом Речными королевствами. Украденные Земли — фронтир, кишащий монстрами и разбойниками. Вас вместе с другими авантюристами посылают, чтобы навести там порядок, награда — возможность стать бароном и управлять Украденными Землями самолично. Но все оказывается не так уж просто, и с захватом Украденных Земель история только начинается…
Геймплейно игра представляет собой классическую изометрическую RPG, вдохновленную классикой (Baldur’s Gate, Neverwinter Nights) и новыми играми в том же жанре (Pillars of Eternity, Tyranny). Вы играете группой из нескольких героев (максимум — шесть), плюс опционально — петы и призванные существа. В их числе — ваш протагонист, различные напарники со своими характером и историей, а также кастомные наемники. Всеми напарниками вы управляете лично. Бои можно вести как в реал-тайме с тактической паузой, так и в пошаговом режиме (последний официально добавлен в августе 2020, почти через два года после релиза) — при этом переключать режим можно в любой момент, даже прямо в процессе боя. Мир условно-открытый. Глобальная карта реализована в виде «метро» (локации, соединенные «линиями»-дорогами). Перемещаться по ней можно как щелчками по нужным территориям, так и вслепую, открывая новые локации. Словом, все более-менее привычно для любителей подобных игр.
То, что выделяет игру среди прочих — стратегическая часть. Это не просто менеджмент цитадели, как в других аналогичных играх. Это полноценная «игра в игре», которую можно было бы выпустить как отдельный проект. Вы отстраиваете города, заключаете договоры, назначаете и смещаете советников, раздаете им задания, прокачиваете параметры государства, следите за настроениями среди населения. У баронства\королевства есть элайнмент, который постоянно синхронизируется с элайнментом протагониста, некоторые здания требуют определенного элайнмента для постройки. Украденные Земли разделены на 13 провинций, каждую из которых, кроме Стоголосого Леса, можно присоединить при выполнении определенных условий. Если ваше королевство падет — вы проиграли. У этой части, справедливости ради, есть и минусы. Успешность заданий советников сильно зависит от рандома, многие проекты требуют времени ГГ. Королевство слабо влияет на то, что происходит в «ролевой» части игры, не считая постоянных баффов на родной территории от некоторых завершенных проектов и того, что некоторые квесты требуют выполнять те же самые особые проекты. Отстройка городов полезна для королевства, но практически ничего не приносит героям: можно при (не)желании вообще ограничиться лавками именных ремесленников, изготовливающих полезные шмотки, и кругами телепортации, которые сильно экономят время при путешествиях по Украденным землям. При этом, если затягивать с сюжетными и некоторыми опциональными квестами, то королевство начнет очень даже страдать и в итоге может пасть.
- Люди
- Эльфы
- Дварфы
- Гномы — не родня дворфов, это местный подвид фей, из другого мира, отличаются небольшим ростом и часто волосами необычных цветов. Когда-то были одними из низших духов Первого мира и отличались неуемным любопытством. Настолько неуемным, что от скуки решили создать внутри Первого мира свой цикл смерти и перерождения, заручившись поддержкой одного из королей фей - Извечных. Местная богиня смерти Фаразма подобный оригинальный подход к удовлетворению собственных желаниях оценила и устроила Извечному вечное рабство у себя, а неугомонным гномам смерть на самом деле.
- Полурослики
- Полуэльфы
- Полуорки
- Аазимары — это люди, в венах которых течет кровь ангелов или иных добрых потусторонних существ. Хотя и не всегда добродетельные, аазимары все же более склонны к благородным деяниям, нежели чем ко злу.
- Тифлинги — это изгои, в чьих жилах течёт кровь дьяволов, демонов и иных злых потусторонних существ. Были добавлены в дополнении «Wildcards».
- Линдзи — Первый персонаж, который попросится к герою в группу. Молодая жизнерадостная и неугомонная халфингша. Линдзи — не просто компаньон, она — по факту, рассказчик, который описывает все происходящие в игре события. Дневник, вставки в виде «книжных» эпизодов — это все ее рук дело. В конце игры её убивает Нирисса и её душа переселяется в книгу. Предотвратить это нельзя. Элайнмент: хаотично добрая. Стартовый класс: бард. Божество: Шелин.
- Амири — Суровая варварша из северных земель, бросившая свое племя из-за разногласий — те считали, что женщинам быть бойцами нельзя. Амири же с этим была несогласна, и поэтому покинула племя, хотя прошлое и продолжает ее преследовать. Короче каноническая бой-баба с огромным мечом. Поначалу доверяет герою, но довольно прохладно к нему/ей относится, но затем признает его/её своим вождем и начинает полностью доверять. Элайнмент: хаотично нейтральная. Стартовый класс: варвар. Божество: Горум. Iconic character в оригинальной настолке.
- Джейтал — Эльфийка, изгнанная из родных земель за братоубийство. Вдобавок к этому она единственный в игре компаньон-нежить, который пытается разобраться в собственной гибели, для чего и присоединяется к отряду героя. Убита Эннео, инквизитором Фаразмы, за свои злодеяния в Кьонине. Эннео, правда, сам тот ещё. герой. Довольно нелюдима и одинаково холодно относится ко всем товарищам по команде, хотя иногда у нее и бывают эмоциональные вспышки. Элайнмент: нейтральная злая. Стартовый класс: инквизитор. Божество: Ургатоа. В зависимости от решений игрока - Фаразма.
- Харрим — Дворф, разочаровавшийся в дворфийском боге Торуге и ставший жрецом Гротуса — бога конца времён. Постоянно ноет и говорит, что скоро мы все умрём. В Украденных землях надеется понять, что от него хочет Гротус, а также разобраться со своим прошлым. Обладает редким даром, который позволяет ему разрушать старые или дефективные вещи, чтобы освободить место для новых, прекрасных и искусно сделанных. Может как избавиться от застарелой депрессии и стать мудрым духовным наставником и советчиком для жителей Украденных земель, так и окончательно сойти с ума и превратиться в безумного проповедника. Элайнмент: хаотичный нейтральный. Стартовый класс: клирик.
- Валери — Леди-воительница. В прошлом она училась быть паладином богини Шелин, однако она решила покинуть орден из-за того, что множество ее поклонников постоянно донимали ее признаниями и превозносили ее красоту. В ходе своего личного квеста получает шрам на всё лицо. И когда после этого люди перестают её донимать, её это начинает нервировать. Может как и помириться с богиней Шелин, так и окончательно с ней рассориться. Элайнмент: законопослушная нейтральная. Стартовый класс: воин (мастер башенного щита). Атеистка, единственная среди компаньонов, из-за чего ей недоступны классы паладина, клирика и инквизитора. Единственный настоящий танк среди сопартийцев. Возможный романтический интерес для ГГ-мужчины.
- Тристиан — Жрец Саренрэй, богини добра и света. В Украденные земли Тристиан прибыл издалека, надеясь разобраться с многочисленными проклятиями, которые бушуют на территории Речных королевств. Встречается с группой протагониста случайно, во время сражения с особо мощным монстром в разрушенном и осквернённом храме. Утверждает, что отправился туда из-за видения, которое ему послала богиня. На самом деле лишённый своих сил даэва(ангел), которого Нирисса обманом заставила работать на себя. Повинен в Цветении и Проклятии Лысого Холма. Ему очень стыдно за всё то зло, что он совершил у неё на службе. Элайнмент: нейтральный добрый. Стартовый класс: клирик-экклеситеург (не может надевать броню, но знает больше заклинаний). Лучший хилер\баффер в игре, и единственный приемлемый канцлер для доброго персонажа. Самый популярный романтический интерес для ГГ женского пола.
- Октавия — освобождённая нами от Технолиги рабыня-полуэльфийка, путешествующая в компании своего верного товарища и любовника, Регонгара. Несмотря на пережитые тяготы, сохраняет добрый и оптимистичный характер. Происходит из делла Фиорни, знатной, но обедневшей и почти вымершей питаксийской семьи. Ее мать была единственной наследницей рода, "нагулявшей" Октавию от залетного эльфа из Кьонина. Хотела просто спрятать дочь в Нумерии, но посланник Технолиги, забравший Октавию, обманул ее и перепродал в рабство. Элайнмент: хаотично добрая. Стартовый класс: первый уровень мага, первый уровень вора. Божество: Калистрия. Романтический интерес для ГГ любого пола, можно романсить как одну Октавию, так и вместе с Регонгаром.
- Регонгар — полуорк, такой же беглец от Технолиги, как и Октавия. Единственный ее друг, который долгое время поддерживал девушку. При всем при этом Регонгар сильно отличается от нее характером — он совсем не чурается насилия, и всегда достаточно прямолинеен. Сам себя считает альфачом и постоянно пристаёт к остальным сопартийцам. Происходит из племени Острых клыков, которое часто смешивает свою кровь с орками ради того, чтобы получить могущественных воинов. Отец Регонгара был вождем Острых клыков, подыскавшим себе наиболее мощную и крутую орчанку с драконьим наследием. Все пошло слишком так: она родила не одного ребенка, а близнецов. Чтобы избежать проблем с делением наследства в дальнейшем, отец Регонгара оставил при себе только его брата, а Рега продал в рабство Технолиге. Элайнмент: хаотично злой, в дальнейшем при определенных условиях может смениться на хаотично нейтральный. Стартовый класс: магус — чародейский наследник. Божество: Калистрия. Как и Октавия, возможный романтический интерес для ГГ любого пола, и аналогично можно романсить одного Регонгара или вместе с Октавией.
- Джубилост — Талантливый и известный журналист, посвятивший свою жизнь написанию книг и статей, с помощью чего борется с болезнью гномов под названием «Выцветание». По этой причине колесит по миру, стараясь исследовать различные его уголки. Присоединяется к герою в надежде узнать, почему гномы когда-то покинули Первый мир и предпочли стать смертными. Способен вывести из себя любого, стоит ему только поговорить пять минут. Элайнмент: хаотично нейтральный. Стартовый класс: алхимик. Божество: Дезна.
- Экандейо — Молчаливый рейнджер. Всю его семью сожрали тролли и он ничего не смог с этим сделать. Присоединяется к герою с целью отомстить троллям за это, а затем остаётся в группе. Может как окончательно помешаться на мести, так и смириться с потерей и стать плотником, заведя новую семью с хозяйкой столичной таверны Элиной. Элайнмент: законопослушный добрый. Стартовый класс: рейнджер. Божество: Тораг.
- Его ручной волк, извёстный как Пёс. Привязался к Экану и привел ГГ к нему, когда он лежал при смерти. Поначалу Экан относится к нему холодно и пытается прогнать, но по мере прохождения своего квеста оттаивает и дает ему имя — Окбо. Неплохой дамагер, способный сбивать врагов с ног, одна из главных причин, по которым Экана берут практически в любую партию, если только ГГ сам не петовод (рейнджер, друид, клерик/инквизитор с животным домейном, инквизитор-сакральный егерь).
Стоит заметить, что во время отдыха сопартийцы часто общаются между собой, что заметно раскрывает, как их самих, так и их отношения друг с другом.
В новом трейлере Pathfinder: Kingmaker показывают управление королевством
Игра выйдет в августе этого лета.
Скоро и на русском
На Crowdrepublic стартовал сбор средств на русскоязычное издание кампании «Pathfinder. Возвращение Рунных властителей». Это переработанная и улучшенная версия классического приключения, которая была выпущена спустя пять лет после выхода оригинала. Авторы книги обновили некоторые сюжетные линии, характеристики персонажей, боевые сцены и карты локаций.
Поддержать проект можно здесь. Авторы обещают, что книги будут отправлены спонсорам в начале 2019 года. К заказу можно добавить игральные кости, набор фишек и книги правил.
Гоблины Голариона отличаются диким нравом, ускоренным метаболизмом и овальной головой
Релиз: февраль — июль 2010
Регион: БревойЗагадочный и хитроумный фэйри плетёт заговор в Украденных землях, чтобы получить власть над этими дикими территориями. Однако за контроль над ними борется не он один — племена варваров и бандитские группировки тоже намерены ухватить свой кусок земли. Главные герои втянуты в глобальный конфликт интересов, и, чтобы во всём разобраться, им предстоит не только махать клинками, но и управлять целым городом.
Многих персонажи из кампании можно будет встретить и в видеоигре
Релиз: февраль — июль 2012
Регион: КандалыПиратский архипелаг Кандалы — самое свободолюбивое место во всём Голарионе. Но не для главных героев, которые оказываются в плену у команды безжалостных бандитов и буканьеров. Впрочем, вскоре авантюристам выпадает шанс не только спастись, но и присвоить себе судно. Так начинается история новой пиратской команды, которая может стать самой знаменитой и уважаемой на всём архипелаге. К несчастью, слава идёт рука об руку с завистью, и вскоре на горизонте начинают маячить паруса вражеских кораблей.
Ещё одна «песочница» — или скорее «бассейн», где персонажи вольны заниматься своими делами. Базой операций для партии сперва будет служить собственный корабль, а затем и личный остров с сокровищами. Для морских путешествий и сражений авторы кампании написали отдельный свод правил, не забыв, разумеется, про абордаж и таран. Эти опции сыграют особенно важную роль в заключительных частях приключения, когда герои встанут во главе небольшой флотилии. «Череп и Кандалы» также выходила в виде одноимённой карточной игры-приключения.
Для такой кампании хорошо подойдут непривычные архетипы вроде пирата, буканьера, певца моря, элементалиста воды и друида штормов
Релиз: февраль — июль 2013
Регион: ИррисенСамая специфическая и одна из самых колоритных кампаний Pathfinder. Противопоказана тем игрокам, которые принимают близко к сердцу избыток «клюквы», — здесь её хватает. Мало того, что Иррисен в Голарионе воплощает фольклорную Mother Russia с матрёшками, ведьмами, избушками на курьих ножках и Бабой Ягой, — в приключении героям предстоит встретиться с самим Распутиным в Сибири 1918 года! Смех смехом, но авторы кампании смогли удачно совместить необычный антураж, привычный данжен-краул и путешествия по очень разным локациям.
В главах про Сибирь героям дадут покататься на загадочной Tachanka!
Релиз: август 2014 — февраль 2015
Регион: НумерияТысячи лет назад на землю, которая сегодня зовётся Нумерией, рухнули обломки космического корабля. Ныне эту область облюбовали племена диких варваров и зловещие колдуны из Технической лиги, которые прибирают к рукам древние артефакты. Но и те, и другие меркнут перед настоящей опасностью — пробуждением Железных богов, готовых явить себя миру и подчинить его. И первое знамение, с которым сталкиваются герои, — угасание в городе Факел таинственного фиолетового луча, в огне которого кузнечные мастера могли работать с инопланетным металлом.
Нумерия всегда была обособленным и даже опциональным регионом, в котором авторы Pathfinder отходили от привычных фэнтези-канонов. «Железные боги» продолжают этот эксперимент и добавляют игре технологического разнообразия. В распоряжении игроков оказываются не только различные устройства и новые виды вооружения вроде лазеров, но даже отдельная игровая раса андроидов. Кампанию сравнивают с приключениями Конана-варвара, если бы он был обвешан футуристическими пушками. Существенный недостаток «Железных богов» в том, что для полноценной игры не обойтись без книги дополнения Pathfinder Campaign Setting: Technology Guide.
Роботы в Pathfinder получают в полтора раза больше урона от электричества
Релиз: февраль — август 2016
Регион: ЧелияИнфернальная страна Челия — тираническое государство, в котором власть принадлежит Трижды Проклятому Дому Трун. Дворянство верит, что демонические силы, включая самого Асмодея, помогают поддерживать порядок в стране. Персонажам предстоит выступить верными агентами Дома Трун. Их задача — остановить нарастающее влияние рыцарского ордена Славного Возрождения, чьи паладины намерены свергнуть тиранию в Челии. Для этого злым авантюристам нужно подавить восстание рыцарей в городе Лонгакр.
«Возмездие из Ада» — первый Путь приключений, разработанный специально для партии злого мировоззрения. Игроки вольны выбрать для своих персонажей те архетипы и классы, которые не подходили для героических историй, — например, антипаладинов, призывателей демонов, варваров-каннибалов, ассасинов и жрецов злых богов. Существенный недостаток кампании в том, что она мало чем отличается от привычных приключений «подай-принеси-убей». Разве что игроки выступают на стороне плохих ребят и режут хороших — в духе недавней ролевой игры Tyranny.
Зловещим героям — зловещие замки
Релиз: август 2016 — февраль 2017
Регион: УсталавГде-то в недрах загадочной страны Усталав копит силы неведомое создание, простирающее усики и щупальца сквозь сновидения к тем, кто готов открыть свой разум. Оно крепчает с каждым днём, и вскоре у него хватит мощи открыть врата в потустороннюю Каркозу, обитель Короля-в-жёлтом. Противостоять мифическим существам предстоит не храбрым героям, а безумцам, которые приходят в себя в Лечебнице Бриарстоун. Выбравшись из этого страшного места, герои понимают, что ключ ко всему — их воспоминания.
«Странные эпохи» — настоящий подарок для поклонников Мифов Ктулху. Кампания удачно сочетает фэнтези-антураж с типичными лавкрафтианскими мотивами: герои будут расследовать деятельность мрачных культов, изучать древние артефакты, путешествовать по Миру Снов и сражаться с циклопическими чудовищами. Но стоит помнить, что приключение рассчитано не на безрассудных героев, а на осторожных исследователей, которым лучше избегать глупостей и следить за пунктами здравомыслия.
Вот так выглядит Хастур в мифологии Голариона
В эту подборку вошло меньше половины всех опубликованных на сегодняшний день Путей приключений для Pathfinder. Но и по ним можно оценить, насколько авторы стараются разнообразить стиль кампаний. И даже если вы не планируете проводить по ним свои игры, подобные сборники можно разобрать на множество полезных материалов. Так что если вы скептически относились к готовым приключениям — дайте им шанс.
Содержание
Немногим более 100 лет назад в городе Из королевства Саркорис ведьма Арилу Ворлеш, при поддержке своего покровителя — демонического лорда Дескари, открыла огромный портал в Бездну, откуда хлынули нескончаемые орды демонов. Позже эту созданную демонами сеть порталов назовут Мировой Язвой. Саркорис был уничтожен, а первый удар по соседнему королевству Мендеву был очень силен, но оно сумело выстоять, не без помощи огромного количества неравнодушных волонтеров, решивших проявить себя в борьбе с демонической угрозой. За последующие 100 лет Мендев четыре раза организовывал крестовые походы на Мировую Язву, но только самый первый поход был относительно успешен — посреди пустошей была возведена крепость Дрезен, но уже через несколько лет демоны взяли крепость, и единственный успехом Второго похода было возведение Страж-Камней вокруг зараженных земель, излучающих губительную для демонов ауру. Все же последующие походы были, топтанием на месте — крестоносцы не смогли продвинуться вглубь Язвы и понесли большие людские и материальные потери.
Но, несмотря на орды демонов, королевство Мендев продолжало жить. За сто лет местные привыкли к постоянной опасности, периодическим вторжениям демонов, подпольной работе демонических культов и прочим вещам, не свойственным обычной гражданской жизни. Постоянное балансирование на грани оставило отпечаток на образе жизни мендевцев — смерть неизбежна и внезапна, поэтому стоит радоваться даже кратковременному затишью.
Во время празднования дня города в Кенабресе — оплоте крестоносцев, в котором стоит один из Страж-Камней, на рыночную площадь приносят тяжело раненного незнакомца, на которого напали демоны прямо у городских стен. Ему успели оказать лечебно-магическую помощь и поставить на ноги, но сразу же после этого на Кенабрес нападает сам повелитель демонов Дескари, ведущий за собой огромную армию. Страж-Камень по непонятным причинам не может сдержать демонов, и Дескари его просто отламывает и закидывает прямо в городскую крепость. Земля дрожит, трескается и расходится в разные стороны. В одну из таких трещин и падает раненый незнакомец, попавший из огня да в полымя. Да, это главный герой, и ему предстоит переломить ход войны с демонами.
- Главное новшество — конечно, мифические уровни и мифические пути, которые добавили еще больше разнообразия в и так достаточно разнообразную игру.
- Добавлены новые расы (два вида кицунэ), новые классы (оракул, ледяная ведьма, etc.)
- Добавлены верховая езда, возможность боя из седла и ряд навыков для нее и ездового зверя. Любой герой-петовод может оседлать своего пета, как только тот подрастет.
- Добавлены армии, возможность их менеджмента и сражения в стратегическом режиме (срисованные с Heroes of Might and Magic).
- Выполнена «работа над ошибками»: пересмотрена часть элементов геймплея предыдущей игры совокотов, которые многих раздражали.
- Управлять крестовым походом удобнее и проще, чем Украденными Землями. Убрали микроменеджмент советников (теперь мы просто формируем указами штабный и тыловой советы), проекты, требовавшие безвылазно сидеть в столице по 14 дней (и это в игре с кучей таймеров!), неудачи при выполнении проектов и указов, которые ощутимо наказывали игрока только за то, что он выбросил не то число на кубиках. Попытались лучше интегрировать стратегическую и ролевую части: если раньше мы, по сути, просто играли в две разные игры по отдельности, то сейчас для того, чтобы куда-то привести героя, желательно вначале расчистить путь армией. Кое-где дорогу партии могут преграждать форты демонов, которые штурмовать армией обязательно.
- Таймеров в игре стало намного меньше. Больше вас никто в шею не гонит, ограниченные по времени побочные задания просто автоматически фейлятся при завершении главы, о чем игра честно предупреждает, и игроку видно, какие квесты желательно выполнить сейчас, а какие можно и отложить на потом.
- Сложность постарались сделать более плавной. БОльшая часть гадких боссов, например, Коруссина в Дрезене или Игривая Тьма в демоническом храме — бонусные, необязательные для прохождения (с ними как таковыми не связано никаких квестов, даже побочных). Отдельные элементы настольных правил, которые были уместны в настолке, но в компьютерной игре только бесят, «перевешены» на более высокие уровни сложности. На нормале теперь откачанные уровни и высосанные характеристики восстанавливаются после отдыха, а стаи можно спокойно бить обычным оружием, не заморачиваясь факелами или зельями.
После окончания первой главы герой и его спутники смогут открыть в себе невероятную силу, позволяющую натурально творить чудеса. К концу второй главы герой сможет выбрать себе мифический путь — более конкретное проявление невероятной силы. Список доступных для выбора путей зависит от сделанных по ходу прохождения выборов и от мировоззрения самого героя. Выбранный мифически путь сильно меняет дальнейшее прохождение и определяет доступные виды войск в армии крестоносцев, а также открывает реплики в диалогах.
- Ангел — воплощение добра и справедливости. Он может примирять заклятых врагов, и воодушевлять поникших духом на новые подвиги.
- Демон — воплощение гнева и ненависти. Он вызывает первобытную ярость в сердцах страшащихся, и дает необходимую силу слабым.
- Эон — это дух, воплощение абсолютного вселенского порядка. Эон взирает на мир непредвзято, и способен видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. Он стремится, чтобы всё в мироздании находилось на своем месте.
- Трикстер — воплощение хаоса. Шутник и балагур, для которого весь мир — цирковой манеж. Он абсолютно непредсказуем и никогда не знаешь, чего от него можно ждать.
- Азата — дитя Элизиума, плана свободы, радости и творчества. Азата приносит беззаботность и веселье, дарит художественное вдохновение, и творит непредсказуемые, но приятные чудеса.
- Лич — высшая нежить, преодолевшая ограниченность жизни и ведущая в бой бессмертную и покорную армию.
Но не все пути доступны командору сразу. Некоторые можно будет принять только после более поздних выборов, при уже взятом мифическом пути.
Pathfinder: Wrath of the Righteous утопает в багах, бросает в новичка километровые таблицы прокачки, запутывает в лабиринтах с минотаврами, вращая капризную камеру, — делает всё, чтобы вы ругались, а я написал разгромную рецензию. Недостатков у неё много, но взамен… взамен эта игра предлагает столько, что хватило бы на четыре другие. Это настоящий подарок для любителей эпохи Infinity Engine. Увлекательная, разная, глубокая и чертовски огромная игра, к которой хочется возвращаться. Истинная наследница Baldur’s Gate 2 — Larian молодцы, но они делают что-то совсем другое.
Разговор о новом релизе Owlcat Games трудно вести, не упоминая предыдущий. Из 2021 года выход Pathfinder: Kingmaker видится событием не очень-то значительным. Интерес к изометрическим RPG тогда заметно снизился — Torment: Tides of Numenera ожиданий многих игроков не оправдала, а Tyranny и Pillars of Eternity 2, несмотря на приличные оценки, внушительной аудитории не собрали.
Кенабрес рассечён разломами, которые придётся обходить или долго перелезать. На карте они отмечены карандашом
Первую игру по системе Pathfinder ждали, но без энтузиазма: не очаровывайся, и не разочаруешься. Но релиз Kingmaker разочаровал почти всех. Невероятное количество багов и сложность отпугнули многих… но об игре не забыли и игроки, и разработчики. С упорством не меньшим, чем авторы No Man’s Sky, Kingmaker продолжили полировать и расширять — и за три года она продалась миллионом копий. Вокруг цифрового Pathfinder сложилось крепкое, дружное сообщество, которому мы благодарны за… лучшую RPG 2021 года. Не меньше.
Пятый крестовый поход
Сюжет игры бесстыдно вторичен. Есть волшебный портал, Мировая Язва, из него в фэнтезийный мир Голарион лезут демоны. Лезут долго и давно. Таинственному незнакомцу с таинственной незаживающей раной (это вы) предстоит возглавить очередной, уже пятый, крестовый поход и портал этот закрыть. Но не спешите кривиться, это не клон Dragon Age: Inquisition. Банальные ходы оборачиваются сложной, многоуровневой историей, в которой работают даже самые избитые штампы. На короткую завязку, где лорд демонов Дескари разоряет город Кенабрес, отводится пара минут, её роль — дать вам понятную задачу на первое время. Весь первый акт вы будете собирать силы на ответный удар, изучая руины разорённого города, а вместе с ним — историю крестовых походов и древней земли Саркорис, процветавшей до вторжения демонов.
Культисты, оказывается, ценят картины эпохи Возрождения
Мировая Язва — это не просто врата на другой план с пожухшей травой вокруг. Это заноза на теле всего континента, зудящая три поколения. Даже в горящем Кенабресе люди не бегают в панике на улицах: они привыкли к войне, демонам, потерям и лишениям. Война началась не вчера, и у людей вокруг накопилось много баек и легенд, на земле и под землёй выросли целые династии крестоносцев. Ретивый инквизитор гоняется за адептами Десны, божества сновидений и свободы. Клан тифлингов выясняет, кто стащил семейную реликвию. Дворянин-гедонист продолжает кутёж, не замечая пожаров и разрушений, — в Кенабресе и не к такому привыкли! Город живёт, и игрок постепенно становится его жителем.
Но вот история делает крутой поворот, и вы уже во главе армии на марше, прорубаете путь через полчища горгулий, нежити и хищных насекомых. Новый изгиб сюжета — и в ваших руках целая крепость, где вы будете издавать указы. Ещё один виток — большая война остаётся позади, и ваша группа отправляется в Бездну с дипломатической миссией. Только к финалу сюжет немного буксует, заставляя носиться по всей Мировой Язве по личным просьбам боевых товарищей.
В игре есть квестовая линия, целиком состоящая из достаточно сложных головоломок. Решать которые очень неудобно из-за камеры и неподходящего интерфейса
Pathfinder — партийная RPG, и спутникам уделили много внимания. Такой разношёрстной компании не знали даже Инквизитор, Герой Ферелдена и Безымянный. Мы можем взять в партию ребёнка-мессию, людоеда, маньяка-серийного убийцу, двух ребят с демонической кровью и ещё одного с целым демоном внутри, учёного с диссоциальным расстройством личности и доброго суккуба. Персонажи комментируют каждое ваше действие, у них есть полноценные сюжетные линии с кульминацией и развязкой. Есть в игре и любовные отношения, полные ярких сцен. Как вам, например, бурный секс на балконе под зельями невидимости? Моим фаворитом стал мрачный гном Регилл, глава Рыцарей Преисподней, жестокий командир, который не моргнув зарежет раненых в обозе, лишь бы основные силы успели занять лучшую позицию. Стратегический гений гнома не раз выручал моё войско.
Wrath of the Righteous заметно мрачнее Kingmaker. В основных и побочных квестах хватает жутких сцен. Враги и NPC подробно рассказывают, как будут глумиться над вашим трупом, да и сам герой с друзьям может наломать дров. Игра позволяет честно отыгрывать хаотично-злого персонажа, не жертвуя при этом здравым смыслом. Общий тон сюжета балансирует между тёмным фэнтези в духе Глена Кука и весёлым приключением в D&D. Главный поставщик юмора на грани кринжа — непутёвая энциклопедистка Неннио, буквально одержимая знаниями. Её сюжетная линия заканчивается драматичной развязкой, но из-за общей придурковатости персонажа она цепляет не так сильно, как могла.
Ничего необычного, просто древние саркорийцы спрятались от демонов… в убежище. В неделе пути от них находится база боргов из Star Trek. Всё это не просто отсылки, эти локации адекватно вписаны в сюжет кампании
Совет: если вы хорошо читает по-английски, последуйте моему примеру и выберите этот язык. Прекрасный литературный текст рука не поднимается проматывать. Озвучка выше всяких похвал. Русский будет послабее, особенно в технической части. Готовьтесь к перлам вроде «Ваш зверь овладёл лёгким бардом». Вообще, это странно: в игре от российского разработчика английский текст выглядит первичным.
Решения и последствия
Структура сюжета и его подача похожа на Kingmaker: есть большие квесты на всю игру и поручения в пределах одного акта, но сценарий интереснее и больше не выстроен по структуре «кризис — решение — вылазит новый монстр недели». В отличие от предшественника, игра почти не торопит вас, тайных и явных таймеров стало меньше (точнее, они лучше спрятаны). Портят динамику истории только долгие подземелья и, местами, неудачный дизайн локаций. Только представьте, вы вывесили знамя на взятой крепости под торжественную музыку, кульминация достигнута, силы на исходе, а потом ещё полторы локации зачищать. Или, того хуже, непослушная камера скрывает от вас нужный поворот.
Игра предлагает выбрать пёселю день рождения
Смазывает восторг от игры и нововведение — управление армиями на стратегической карте. Игрок нанимает войска, постепенно зачищает Мировую Язву от демонических армий (выбивая из них артефакты для героя и ресурсы для похода), а в захваченных фортах строит полезные постройки. Идея, интересная в теории, на практике работает плохо. На микроуровне битвы просто скучные. Способностей у войск почти нет, равные по силе армии долго и нудно закликивают друг друга без всякой тактики, ИИ невероятно туп.
На макроуровне режим тоже не работает. Армии демонов статичны, лишь раз в три недели из ниоткуда появляется слабый отряд и осаждает ваш форт. Ресурсов (при незначительном вливании золота игрока) уже в середине игры хватает на выкуп всей доступной армии, постройку любых зданий, и ещё на наёмников остаётся.
Без модов на инвентарь вы быстро утонете в хламе. С ними, впрочем, всё равно утонете — как ещё деньги зарабатывать?
Однако я не готов записать сражения в однозначные недостатки игры, даже и в таком виде они прекрасно работают на атмосферу, создают ощущение большой войны. Указы и заседания совета, в которых вы участвуете, справляются ещё лучше — здесь дизайнеры игры нашли идеальный баланс: сцен с диалогами в «тронном зале» меньше, чем в Kingmaker, но они интереснее, а всякая мелочь превратилась в карточки-указы в стратегическом режиме, где вы можете одним кликом выбрать решение и прочитать о последствиях. Время можно почти безнаказанно проматывать, собирая доход, рекрутов и дожидаясь, когда ваши указы вступят в силу.
Совет: когда игра позволит вам нанять первого генерала, выберите мага. Он даст меньше бонусов в начале, но и армии врагов тогда будут маленькие. А после, прокачавшись, он сможет заканчивать битву одним заклинанием. Второго генерала нанимать не нужно вообще.
Часть ваших приключений развернётся на страницах книги. Будьте готовы к проверкам навыков и сложным выборам
Ещё совет: успех вашей военной кампании зависит от войск, которые вы выберете. С развитием военного дела на заседании совета вам предложат решить, какие отряды составят основу войска. Выбор этот, к сожалению, не равноценный. Если хотите упростить жизнь, выберите Marksmen, когда зайдёт речь о лучниках. Отряд этих ребят легко собрать, промотав месяц времени, — он справится с любым врагом.
Последствия решений будут преследовать вас долго. По сюжету ваш герой должен выбрать один из десяти мифических путей, каждый из которых открывает целую линейку уникальных квестов, а иногда и сопартийцев. Выбор этот не банальный, вы можете стать, скажем Эоном, воплощением космической справедливости, и «чинить» судьбы людей, изменяя реальность во имя справедливости, а можете выбрать Трикстера и делать это с извращённым чувством юмора.
Лучшая локация в игре — рынок рабов в Алушинарре. Живой товар на любой вкус, от гладиаторов до одурманенных безвольных кукол для жертвоприношений. Сразу хочется всё здесь сравнять с землёй
Мифические пути — не отдельные квесты, они влияют на всё прохождение, открывая особые решения в диалогах, указах и эпизодах из книги (знакомых по Kingmaker). Геймплей путь меняет кардинально, кроме порции новых абилок вам становится открыта новая локация и «стиль» решения проблем. Герой-лич, например, исключает любую романтику, но может убить нескольких сюжетных персонажей и превратить их в нежить-компаньонов. Секретная концовка от Owlcat тоже в наличии и по традиции требует длинный список свершений.
Совет: мифические пути всегда открываются после диалога. Увидев интересную вам опцию — выберите её, иначе вы скорее всего пропустите возможность встать на этот путь. В первой фазе игры вы можете выбирать реплики нескольких путей, а потом, в судьбоносный момент, выберите один из открытых вам (вы это не пропустите).
Осада Дрезена берёт масштабом. В схватке за ворота погибло несколько десятков солдат с обеих сторон
Wrath of the Righteous очень линейная игра, но в глаза это не бросается, так много на вас сыпется контента. В ней потрясающее количество мелких развилок, необязательных диалогов и целых сюжетных линий — здесь игра даст фору Age of Decadence. В игре заготовлены маленькие бонусы для героев разных рас и вероисповеданий, есть триггеры и сложнее. Не снимали наручи с первого экрана до финала четвёртого акта? Антагонист похвалит вас в диалоге! Если в Planescape: Torment текста больше, чем в «Войне и мир», то Pathfinder: Wrath of the Righteous готов потягаться с собранием сочинений Ленина.
Минимакс во всей красе
Всё это великолепие радует при одном условии: вы готовы играть по системе Pathfinder. Создавать персонажа, выбирать фиты из длинного списка, минимаксить характеристики, собирать группу, способную убить любую комбинацию монстров. Это дело не из простых, потому что встроенная система обучения со своей задачей не справляется никак. К новичкам игра откровенно беспощадна. В настольной игре накал страстей и сложность сцен регулирует ведущий, Wrath of the Righteous слепо копирует систему «как есть», что с одной стороны бросает интересный вызов, и с другой — задаёт крутую кривую сложности.
Можно отдать развитие героя и напарников под управление ИИ, но он прокачает вас плохо и не подскажет, как правильно собирать группу и действовать в бою. Высокие уровни сложности не терпят от билдов ошибок. У каждого класса есть обязательный набор способностей, не взяв которые он теряет в эффективности или даже становится бесполезным. Первому ряду нужны Dodge и Crane Style, ради последнего не грех взять уровень монаха. Лучникам необходим Precise Shot, чтобы попадать по целям, которых держит ваш первый ряд. Маги-контроллеры должны всеми способами повышать свой Spell penetration. Мифические пути дают очень сильные способности, что частично компенсирует высокие характеристики врагов, но до них ещё нужно дойти по сюжету.
Совет: в списке заклинаний тоже есть обязательные. Grease — лучший контроль поля в начале игры. Haste позволит брать нахрапом сложные энкаунтеры. Icy Prison и Sirocco позволят выжить на высоких уровнях. Death Ward и True Seeing полезны против нежити и призраков. Mirror Image и Displacement незаменимы для танков.
Из всех лордов демонов Бафомет больше прочих любит запутанные подземелья. Дескари доставит меньше хлопот
Список доступных классов поражает воображение, но разнообразие это мнимое. На практике все классы одного архетипа умеют одно и то же, но с небольшими вариациями. Дисбаланс классов очень высок. Из всех вариаций Плута хорошо работает только Eldritch Scoundrel, а самым полезным классом в игре оказывается вообще Алхимик-Vivisectionist — жизней прилично, мощная скрытая атака, много полезных заклинаний, удобен для мультикласса. Чтобы дойти до этого, новичку придётся или изрядно помучиться, или долго копаться в гайдах. Впрочем, игра щедра и разрешает сбрасывать прокачку и брать с собой наёмников любого класса — экспериментируйте.
Но как бы вы ни старались, игра рано или поздно размажет вас по стенам очередного подземелья. Даже в удобном для сложных боёв пошаговом режиме. Прокачанные персонажи будут постоянно промахиваться, а враги одним критическим ударом выносить вашего плута или мага. У каждого демона есть иммунитеты и сопротивления, отчего очень больно в начале игры, когда воевать ещё нечем. Сложность меняется скачками без предупреждения и всякой логики. Расправились с боссом за три попытки? Увязнете в рядовой схватке за следующим углом. Характеристики отдельных монстров задраны так, что вы вообще не сможете по ним попасть кроме как критом или создав правильно прокачанного наёмника. Take it or leave it.
Даже по интерфейсу окна найма видно, что стратегический режим плохо проработан. Опций у игрока мало, и важная информация о войсках запрятана среди стен текста
Совет: обязательно возьмите в партию Барда, его песни сильно повышают атаку, навыки и спасброски. Среди компаньонов игры этого архетипа нет, но это не повод его игнорировать. Я сделал барда из паладинши Сиилы. Можно стать им самому или взять в группу наёмника. Хорошей альтернативой будет Скальд.
Вместе веселей
Редкий издатель так лоялен к сообществу игроков, как Owlcat Games. К пожеланиям игроков прислушиваются, баги — чинят прямо на глазах, по мелочам улучшают интерфейс. На бета-тесте и сразу после релиза ошибок в игре было много: персонажи проваливались в текстуры, квесты не работали, игра вылетала, но значительную часть проблем уже исправили. Я закончил игру с двумя неработающими квестами, ещё два я выполнил, но не мог убрать записи из журнала. Неприятно, стыдно, но в сравнении с запуском Kingmaker — большой прогресс. Ошибок ещё много, но игра так хороша, что я советую попробовать её уже сейчас.
Эпичные битвы уже к середине игры превращаются в кошмар эпилептика. На скриншоте выше ещё и низкие настройки графики — чтобы этот фейерверк не тормозил
Фанаты игры — её большое достоинство. Тесное общение аудитории с издателем помогло улучшить Kingmaker, а новый релиз — выпустить с лучшим функционалом. Пропуск кат-сцен, недоступный ранее, есть в Wrath of the Righteous с самого начала. Вращающуюся камеру тоже вымолили игроки (на свою беду, теперь в извилистых пещерах реально заблудиться). Пошаговый режим боя изначально был фанатской модификацией.
Верующие да увидят!
Ещё один фанатский проект, Toy Box, — это огромная надстройка над игрой, позволяющая оперировать внутренними файлами, этакий ArtMoney для игры. С её помощью в один клик можно отключать ненавистные механики (например, нагрузку отряда и усталость), выполнять битые квесты, изменять скрытые переменные, чтобы не переигрывать долгие часы после сюжетного выбора, где вы передумали. Это не просто набор чит-кодов, а инструмент для изучения возможностей игры.
Совет: интерфейс Pathfinder неплох сам по себе, но вы можете здорово упростить себе жизнь, поставив несколько хороших модификаций. Все они, как и Toy Box, ставятся через программу Nexus Mod Manager.
Enhanced Inventory — наводит порядок в инвентаре, выделяет важный лут, добавляет поиск по названию и тэгам. До кучи ещё и книгу заклинаний улучшает.
PathfinderAutoBuff — позволяет персонажам выполнять заданную последовательность действий. Мод значительно ускоряет процесс обкастовки партии полезными заклинаниями.
Cleaner — позволяет избавиться от несобранного лута на выходе из локации, чтобы облегчить файл сохранения и загрузки. Может стирать из игры NPC. Полезно для старых компьютеров и если у вас игра подтормаживает.
Pathfinder: Wrath of Righteous доказывает, что изометрические RPG — больше, чем нишевое развлечение. Пусть игра велика и сложна, пусть не все механики в ней нужные и интересные, в мир Голариона хочется вернуться. Owlcat Games стали первыми, кто смог повторить и улучшить «формулу Bioware» двадцатилетней давности. Увлекательный сюжет, на который значительно влияет игрок, яркие персонажи и вдумчивый боевой режим не позволяют оторваться от игры, несмотря на её техническое состояние и сумасшедшую продолжительность.
Одна из ключевых черт настольных ролевых игр — возможность положиться на собственную фантазию. Игроки и ведущий сами придумывают миры, персонажей, события и приключения. Сегодня главные герои отправились в древнее подземелье, которое стережёт злой чёрный дракон, а завтра им предстоит посетить королевский приём, где необходимо обличить мага-самозванца. Необъятный список жанров, стилей и игровых систем открывает бесконечный простор для творчества.
Детально проработанный мир — отправная точка для создания приключений. Крупные издательства НРИ давно знают, что опубликованные сценарии пользуются спросом — особенно у занятых игроков, которым трудно выделить много времени на своё хобби. Разумеется, к готовым приключениям все относятся по-разному: спор «свои или чужие сценарии» зародился вместе с основанием TSR, компании-издательства Гэри Гайгэкса и Дэйва Арнесона. Некоторые ведущие до сих пор чураются опубликованных приключений, обвиняя их в излишней «рельсовости». Якобы у игроков нет настоящей свободы выбора, а значит, вся игра обесценивается. Нельзя однозначно сказать, кто прав в этом древнем «холиваре», но невозможно спорить с тем, что опубликованные приключения и кампании — отличный способ развить и расширить игру.
По иллюстрации к Пути приключений Curse of the Crimson Throne видно, что в канализациях обитают твари похуже аллигаторов
Издательство выпустило уже 22 книги Путей приключений — чтобы все их пройти, игровой группе нужно было бы встречаться каждую неделю по 4-6 часов в течение свыше 30 лет. В этом многообразии легко запутаться, так что мы выбрали 7 ключевых кампаний, на которые стоит обратить внимание, если вы решите познакомиться с Pathfinder поближе.
Иллюстрация к Пути приключений Ruins of Azlanth, в ходе которого авантюристы сталкиваются с древними монстрами аболетами
Релиз: август 2007 — январь 2008
Регион: ВарисияМного тысячелетий назад в Голарионе царствовала жестокая империя Тассилон, которой правили могущественные рунные властители. Считалось, что они давно мертвы, но одному из них удалось сохранить часть своих сил при помощи магического сна и древних артефактов. Полвека назад на обломках цитадели, оставшихся от тех страшных времён, был воздвигнут городок Сэндопинт. Почти пятьдесят лет местные жители не знали зла, но потом на их дома одна за другой стали обрушиваться беды. Нападение жестоких гоблинов — это лишь первая в череде напастей, с которыми предстоит столкнуться искателям приключений.
«Возвращение рунных властителей» — первый Путь приключений, разработанный авторами Paizo. Он заложил основы формата и игрового мира. За много лет Сэндпоинт стал чем-то вроде «города по умолчанию», с которого разные игровые группы начинают свои приключения. Кампания удачно сочетает боевые сцены, исследование подземелий и социальные взаимодействия — хотя последнему аспекту внимания уделяется поменьше, чем первым двум. Эту же историю со всеми персонажами и событиями можно изучить по карточной игре-приключению «Pathfinder. Возвращение Рунных Властителей».
Летом выйдет плейтест новой редакции настольной ролевой игры Pathfinder
400-страничную книгу правил можно будет скачать совершенно бесплатно.
Starfinder vs Pathfinder: что изменилось?
Рассказываем, что изменилось в новой игре в жанре космического фэнтези от создателей Pathfinder. За кого можно играть, какие правила появились и кому понравится.
На 2021 год запланирована игра в том же сеттинге Pathfinder: Wrath of the Righteous, уже блестяще прошедшая Kickstarter. Действие происходит спустя год после событий Kingmaker. Прямым сиквелом WoR, тем не менее, не является.
Читайте также: