Основные строительные материалы и конструкции готики
- — Готика в архитектуре: концептуальные особенности
- — История стиля
- — Готика в современном строительстве
- — Материалы
- — Крыша
- — Фасад
- — Цвета
- — Декоративные элементы
- — Фото и видео
- — Архитектурные сооружения в готическом стиле
Основные черты готики в архитектуре
Готическую архитектуру легко узнать по следующим признакам:
- стрельчатые каменные арки и полуарки (аркбутаны);
- устремлённые ввысь узкие башенки;
- кованые шпили на крыше;
- удлинённые витражные окна с заострённым верхом;
- «роза» в центре фасада;
- большое количество декоративных элементов (архивольты, вимперги, тимпаны);
- все части сооружения стремятся вверх, подчёркивая вертикаль.
История стиля
Развитие и процветание готического архитектурного направления историки относят к эпохе Средневековья (XII—XVI в). Родиной стиля считается север Франции, откуда пошло постепенное распространение его по всей Европе.
Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.
Сначала, новое направление демонстрирует себя в архитектуре зданий (монастырей, храмов и церквей), имеющих культовую, религиозную принадлежность. Со временем готический стиль распространяется и на гражданские постройки (дворцы, дома, административные здания).
Готика в современном строительстве
В настоящее время, на фоне тенденции создания комфортных условий загородного проживания, требования к архитектурному исполнению построек постоянно усложняются.
Одним из востребованных направлений в этой области стал готический стиль, дающий много интересных идей. Но стоит заметить, что подходит он далеко не каждому.
Коттедж в готическом стиле — это эксклюзив, выполняющийся под заказ отдельного владельца. Причём необходимо быть готовым к тому, что такая постройка всегда будет в центре внимания.
Материалы для строительства в готическом стиле
Для возведения современного дома в готическом стиле совсем необязательно строить средневековый замок в натуральную величину. Достаточно лишь придерживаться канонов, придающих нужную стилистическую направленность.
Основной материал для строительства домов в готическом стиле — природный камень. Однако, в случае необходимости, его вполне можно заменить на более доступные материалы (кирпич, блоки). А придать фасаду соответствующий вид помогут декоративная штукатурка и панели, имитирующие камень.
Крыша в готическом стиле
Первое, что привлекает внимание в сооружениях готического типа — сложная, высокая, многоскатная крыша, устремлённая к небу. Её гармонично дополняют мансардные и слуховые окна, а также шпилеобразные и купольные конструкции, напоминающие башенки (пинакли).
Учитывая значительный угол наклона, в качестве кровельного материала чаще всего применяется черепица (металлическая или битумная).
Для визуального увеличения высоты и усиления вертикальной направленности важной частью внешнего декора являются заострённые кованые элементы.
Фасад
Основными характеристиками фасада в готическом стиле являются:
Цвета готики
Ключевым цветом готического стиля традиционно считается фиолетовый, олицетворяющий единство земного (кроваво-красный) и небесного (синий). Сейчас он, в неярких, сдержанных тонах, используется в основном для оформления кровли.
Для фасадов подходят солидные, неброские оттенки светло-серого, глинисто-коричневого, камуфляжно-зелёного.
Основные цвета витражей в готическом стиле: красный, синий и желтый.
Выразительные контрасты создаются путём использования белого или чёрного цветов.
Декоративные элементы
Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения.
Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.
Важнейшей причиной формирования готического стиля явились кардинальные изменения в структуре средневекового общества второй половины XII: началось формирования централизованных государств, росли и укреплялись города. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
Готическая архитектура возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход её на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в основном в одних и тех же социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приёмы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер.
Строительные приёмы и конструкции
В эпоху готики задача строительства гигантских храмов для сильно выросших городов потребовала радикального усовершенствования конструкции.
Следовало разработать оптимальный вариант такой конструктивной системы, которая давала бы возможность осуществлять с наименьшей затратой строительных материалов и рабочей силы строительство обширных и величественных храмов. Система эта должна была быть прочна и устойчива. Многого уже добились, совершенствуя каменную конструкцию, романские строители.
Готические строители отказываются от массивных конструкций романской эпохи и переходят к принципу каркасности. Задачу эту начинают решать с наиболее сложного, трудно исполнимого, ключевого элемента - свода, и, прежде всего свода центрального нефа, имевшего наибольший пролёт. Новый толчок в развитии строительных конструкций дали крестовые походы (XI - XII вв.), которые позволили европейцам познакомиться с достижениями и приёмами восточной архитектуры. Готические строители смело вводят стрельчатую арку (она уже начала применяться до этого клюнийскими строителями, воспринявшими её с Востока).
Стрельчатая форма давала также возможность сохранить характер кривой по всей высоте арки, что облегчало вытёсывание камней. Арочные грани-рёбра свода вырабатывались как элементы каркаса. Эти нервюры по существу образовывали конструктивную статически-напряженную каркасную сетку. Именно они принимали на себя нагрузку от тонких плит, на них накладывавшихся и образовывавших поверхность свода, и они же (нервюры) передавали эту нагрузку на опорные точки - столбы (пилоны). Стены в готических соборах между пилонами ликвидируются и заменяются огромными оконными проёмами. При такой каркасной системе места приложения сил и опорные точки надлежало всемерно укрепить. В связи с этим приобретают особую роль контрфорсы, для большей устойчивости которых им придавали уступчатую форму и нагружали декоративными башнями - пинаклями.
В готической архитектуре появляются так называемые аркбутаны, являвшиеся важнейшим элементом в общей системе равновесия здания.
Таким образом, готические мастера создали качественно новую каркасную систему, которая позволила предельно облегчить здание, добиться минимальной толщины конструктивных элементов. Основными элементами готической конструкции являются: внутренние колонны чрезвычайно ограниченного сечения - пилоны, нервюры сводов, аркбутаны, контрфорсы и оконные простенки минимального сечения. Конструкция здания приобрела скелетный каркасный характер.
Единственной массивной частью храмового готического здания (собора) являлся главный фасад. В большинстве случаев, прежде всего во французской архитектуре, явившей поистине классические образцы готического стиля, на главном фасаде располагались две огромные массивные башни, ограничивавшие по сторонам центральное поле этого фасада. В романских храмах часто можно было наблюдать четыре башни, расположенные попарно и, кроме того, пятую, самую большую, массивную башню, заменяющую купол. В готических церквах сохраняются только две башни - на главном фасаде, причем они сильно увеличиваются в размерах. Башня на средокрестье превращается в тонкий шпиль.
В романской архитектуре активную роль играло скульптурное убранство. Круглая и рельефная скульптура, архитектурная орнаментация применялись во многих сооружениях. Внутри сооружений использовались и настенные росписи. В готических сооружениях монументальная скульптура приобретает особенное развитие, хотя в большинстве крупных соборов возможности её применения были ограничены из-за каркасной структуры сооружений. Преимущественным местом её расположения были массивы стены западной, входной части здания (главный фасад, порталы, башни). Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.
Фресковые росписи из-за той же каркасности конструкций используются всё реже, и ведущая роль переходит к витражам, порой огромных размеров и необычайно выразительных по рисунку и колориту.
В эпоху готики строили много соборов. Вслед за расходами на войну строительство соборов было самым дорогостоящим занятием того времени.
Архитекторы соборов были выходцами из мирского населения, выбор архитектора, по крайней мере, в XIV и XV вв., осуществлялся путём конкурса.
На протяжении средневековья единственным (не считая знаний, почерпнутых в практической работе) источником строительного искусства была та наука, которую зрелые мастера постепенно передавали своим наследникам.
В готической архитектуре возведению здания обычно предшествовал проект, который представлял собой чертежи, выполненные на больших листах пергамента. На чертежах сравнительно точно были определены основные конструктивные и архитектурные элементы здания.
Строительству в готический период весьма препятствовали трудности, связанные с транспортировкой материалов.
Изыскивались пути строительства с возможно меньшей затратой материалов, комбинация масс заменялась искусной конструкцией.
Готическим мастерам удалось создать совершенные технические методы возведения зданий.
Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие соборы романской эпохи. Они поражают своим величием даже человека, знакомого с успехами современной строительной техники.
Здания и архитектурные комплексы
Ведущая роль в развитии готической архитектуры Европы принадлежала Франции. Крупнейшим памятником ранней французской готики является собор Нотр-Дам в Париже (собор Парижской Богоматери; вторая половина XII - первая половина XIII в). Подробнее…
XIII век - время расцвета и наиболее ярких проявлений готического зодчества. К нему относятся прославленные соборы Реймса, Амьена и других городов. Реймский собор (1212 - 1311 гг.) строился 100 лет.
Особую роль в общей системе готического интерьера играют витражи. Отсутствие больших поверхностей стен делало невозможным применение фресок или мозаик. Огромные оконные проёмы, простирающиеся от опоры до опоры, покрывались яркими многоцветными композициями.
Чрезвычайно интересна капелла Сен-Шапель на острове Ситэ в Париже, входившая в свое время в состав королевского дворца Людовика IX (1243 - 1248 гг.).
Поздняя готика относится к XIV - XV векам, её называют иногда "пламенеющей", так как приобретающие усложненный характер декоративные формы, переплеты окон и другие включают тяги, стержни, нередко изгибающиеся причудливо, наподобие языков пламени. Очень часто в этом стиле выполнялись пристройки к зданиям или отдельные элементы, ранее остававшиеся невыполненными (башня Руанского собора и проч.).
Примером крупного феодального замка времени готики может служить замок Куси (1220 - 1230), основным ядром которого, как и в более ранних замках, являлся донжон.
Строительство замков с конца XIII века сократилось. В результате усиления в стране королевской власти новые замки могли строиться лишь по разрешению короля. В XIV веке замки возводят, как правило, лишь король и его приближенные. Кроме того, меняется и сам тип сооружения. Начинают строиться парадно-увеселительные, охотничьи замки. Внутренние помещения в них отделываются с учетом как художественно-эстетических требований, так и удобства.
В противоположность замкам, городское строительство приобретает с течением времени всё большие масштабы и значение.
Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы.
В центре города строились главный собор и здание городского самоуправления - ратуша, являвшиеся в системе застройки основными акцентами планировки.
Городской собор был не только самой крупной церковью города, но и его общественным центром.
Башнеобразные постройки, высокие крыши, стрельчатые арки въездных ворот и большого окна в центральной части фасада, скульптура, орнаментация - все это является характерными элементами готического зодчества.
Готическая архитектура Германии создала также значительные соборы. Но вследствие политической раздробленности страны процесс складывания готического стиля здесь запаздывает и в целом готика в Германии не дает столь четкой картины, как во Франции. Основные готические соборы Германии начинают строиться в XIII столетии.
Значительный вклад в готическую культовую архитектуру внесла Австрия. Центральный средневековый памятник Вены - собор св. Стефана принадлежит к числу крупнейших готических храмов Западной Европы XIII - XV веков. Собор построен по "зальной системе", все его нефы равны по высоте, главный фасад включает одну башню огромных размеров.
К XIV веку относится подъем строительной деятельности в Чехии. Именно в это время в Праге был сооружен огромный собор св. Вита - центральный храм всей Чехии, (начало строительства - 1344 г.).
Готическая архитектура в Англии охватывает период XII - XV вв. Целиком построенных в готических формах соборов здесь относительно немного, так как до этого в стране были сооружены очень крупные романские храмы, которые были достаточны для сравнительно немногочисленного населения городов.
Особый характер стиля носит итальянская готика. В этой стране, как уже отмечалось, всегда были сильны традиции кирпичной архитектуры и, наоборот, сравнительно слабо применялись каменные конструкции.
Одним из значительных гражданских сооружений периода готики является знаменитое палаццо Дукале (дворец Дожей) в Венеции (начат в 1309 г.).
Архитектура здания строится на сильном контрасте "прозрачных" двух нижних этажей и верхнего массивного яруса. Декоративные средства очень ограничены. Обращает на себя внимание, тонко разработанное сплетение арочных увенчаний галереи второго этажа. Сходно решены завершения окон третьего этажа. Тонко нарисован зубчатый парапет, увенчивающий здание.
Готика распространилась на все европейские страны. Памятники готики сохранились и в пределах прибалтийских республик - культовые, общественные и жилые здания. В Прибалтике, как и в северных странах Западной Европы - Голландии, Дании, Северной Германии, распространена была кирпичная архитектура. Значительные памятники кирпичной готики находятся в Латвии и Эстонии.
Особенности и достижения Готической архитектуры
1. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка.
2. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий.
3. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
4. Смелая и сложная каркасная конструкция соборов эпохи готики позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, намного увеличить внутреннее пространство. Применение стрельчатых сводов на рёбрах с облегченной оболочкой самого свода значительно снизило его массу; внутренние столбы готических соборов несут главным образом вертикальную нагрузку, а большая часть распора сводов передается на контрфорсы. Все это предопределило экономичность готических сооружений, если сравнивать их (в принципе) с сооружениями предшествующей романской эпохи.
5. Готическая архитектура была архитектурой общества, которое стремилось к созданию грандиозных сооружений, обладая ограниченными средствами. Для того чтобы согласовать между собой желания и возможности, приходилось быть изобретательными. Мастерам готического периода удалось изобрести остроумные методы строительства. Развивая достижения романского периода, строители готических сооружений искали более совершенные методы возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно расходовать материал.
Романское искусство, зародившееся при первых сношениях христианского Запада с Азией, знаменует первые шаги архитектуры, прокладывающей себе путь при свете, исходившем с Востока. Отдельные попытки не согласованы, но повсюду одно и то же стремление: перекрыть церковь сводами. И, несомненно, правильным решением считают то, которое применяли римляне в своих трехнефных залах: крестовый свод, дающий возможность освещать перекрытые им нефы.
Примечание: Согласно терминологии Г. Зедльмайра — «балдахинный свод». См. «История архитектуры в избранных отрывках», М. 1935 г., изд-во ВАА, статья «Первая архитектурная система средневековья» (стр. 157 и др.). Основные новейшие работы, посвященные рассмотрению ведущих проблем готической архитектуры: Lasteyrie R., L'Architecture religieuse en France a l'epoque gothique. I—II, 1926—1927; Karlinger H., Die Kunst der Gotik, 1927; Gall E., Die Gotische Baukunst, I, 1925; Сlasen в серии «Handb. d. Kunstwissenschaft», 1930.
Но, не имея возможности осуществлять крестовые своды по римскому образцу, т. е. монолитными бетонными, решаются строить их из камней, притесанных без особой тщательности. Однако этот несовершенный свод рискуют возводить только над малыми пролетами боковых нефов, когда же дело касается главного нефа, начинаются колебания, выполнение становится затруднительным, устойчивость — сомнительной. Прибегают к различным ухищрениям.
Прогресс, отмечающий эпоху готики, выразится главным образом в окончательном и последовательном решении двойственной задачи: выкладки крестовых сводов и достижения их устойчивости. Готическая архитектура одолеет трудности выкладки применением нервюрных сводов, а проблему устойчивости решит введением аркбутанов. И именно этими двумя новшествами готическая церковь будет отличаться от романской церкви того типа, который был создан последними архитекторами клюнийской школы. Вспомним конструкцию Везлэ; представим себе нервюры под крестовыми сводами и подпружные арки в местах, где приложен их распор, — тотчас же кладка упростится, обеспечено будет равновесие, т. е. осуществится идеал, к которому стремилось романское искусство.
История готической архитектуры — это история нервюры и аркбутана. Но, прежде чем перейти к анализу функций этих двух основных элементов новой архитектуры, необходимо рассмотреть общие приемы, которыми она пользуется.
МАТЕРИАЛЫ И СПОСОБ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ
Неудовлетворительные качества материала должны возмещаться правильным распределением нагрузок, конструкция должна обладать известной гибкостью, — таковы две главные идеи, которые, по-видимому, непрестанно владели мыслями готических архитекторов.
ФУНДАМЕНТЫ
Почти всем готическим церквам предание приписывает фундаменты на сваях. В действительности же ни один фундамент, обследованный до сих пор, не подтвердил этой легенды: в тех церквах, где средства это позволяли, как, например, в соборе Парижской Богоматери * и в Амьенском соборе *, фундамент представлял собой каменный массив, с забуткой из щебня, с раствором и облицовкой из крупных блоков; расширяясь книзу, он распределяет давление на большую поверхность. Такой широкий фундамент уменьшал осадку здания.
Примечание: Собор Парижской Богоматери построен на месте двух старых базилик. Год начала работ — 1163 — засвидетельствован хроникой XIV в. В 1185 г. в хоре храма уже совершалась служба. В 1223 г. был окончен портал до галереи, в 1235 г. — башни. Работы, однако, продолжались и дальше; среди строителей собора упоминаются имена, относящиеся и к XIV в. В XVIII в. Суффло перестроил вход; в XIX в. собор был реставрирован. Собор имеет 127 м в длину, 37 м в высоту (внутри); башни — высотой в 68 м. См. Aubert M., N. Dame de Paris, Paris 1920.
Амьенский собор — самый крупный из готических соборов Франции (143 м в длину, 61 м в ширину, высота сводов 43 м). В 1218 г. пожаром была уничтожена прежняя базилика Амьена; в 1220 г. архитектор Люзарш представил планы нового собора, а в 1288 г. здание было в основном закончено. См. Durand G, Notre Dame dAmiens, Am. 1901- 1903.
Чтобы предотвратить возможность выпирания из ряда в сторону, под каждый ряд устоев подводился сплошной фундамент (рис. 162, церковь Богоматери в Дижоне). Часто даже фундаменты устоев связывались при помощи подземных стенок из утрамбованного щебня с фундаментамистен, образуя под всем зданием своего рода фундаментную сетку.
Рис. 162
Но этот дорогостоящий способ не всегда мог быть осуществлен. Жертвователи не соглашались, чтобы их средства шли на скрытые под землей работы, и архитекторы должны были подчиняться необходимости возводить здания на недостаточно прочном фундаменте: соборы в Мо и в Труа сейчас же по возведении подверглись деформациям, но благодаря гибкости своих конструкций они смогли простоять шесть веков.
СПОСОБЫ ГОТИЧЕСКОЙ КЛАДКИ
Отеска камня. — Обычай класть начисто отесанные камни, система возведения без отесывания камней после укладки их на место, принятая в романскую эпоху, строго соблюдалась французскими архитекторами и в эпоху готики.
Особенно характерна для готической кладки та тщательность, с какой выравниваются постели: только таким образом можно было обеспечить правильную передачу больших нагрузок, которыми отличались конструкции; повсюду постели, а часто даже и боковые торцы камней, отесываются с такой же аккуратностью, как и лицевые стороны. У готики имеются не только свои приемы, но и собственные инструменты: в ранний романский период инструменты обычно имели гладкое лезвие, а начиная с XII в. инструментом каменщиков является топорик с зазубренным лезвием. Что касается способа отесывания камня при помощи зубила, раскалывающего камень, то этот способ считался опасным и применялся только для гранита.
Слои раствора. — Равномерное распределение давления может быть достигнуто лишь при посредстве толстых слоев раствора. В готических зданиях толщина слоя раствора увеличивается по мере увеличения нагрузки; под башнями у подножия быков нередко встречаются слои раствора, толщина которых превышает 15 мм (полдюйма).
Романские архитекторы слишком часто уменьшали толщину раствора между рядами облицовочной кладки; готические зодчие никогда не допускают этой ошибки. В готических постройках применяются металлические скрепы, не бывшие в употреблении в романскую эпоху; но во избежание разрывов, которые могут быть вызваны ими при усадке кладки, их укрепляют заливкой из мягкого свинца. В соборе Парижской Богоматери встречаются на различных уровнях выравнивающие кладку ряды, все камни которых связаны между собой железными скобами, укрепленными свинцом.
Подъем камней. — Относительно способов подъема камней мы располагаем только весьма краткими указаниями в виде набросков Виллара де Гоннекур*и нескольких миниатюр или витражей, изображающих процесс сооружения здания; там можно узнать почти современные приспособления — подъемный кран, лебедку, все наши механические приспособления, которые по сути своей идут от античных времен.
Примечание: Виллар де Гоннекур, архитектор и скульптор, — одно из немногих известных нам имен художников готики. Сохранились (в Парижской национальной библиотеке) изданные впервые в 1858 г. Lassiis и Darcel его путевые наброски, где зарисованы архитектурные детали, орнаменты, люди; эта книга набросков связана с поездкой Гоннекура в Венгрию и относится приблизительно к 1244— 1247 гг.
По памятникам мы можем судить лишь о том, как готические архитекторы старались упростить оборудование своих строительных площадок. Благодаря малому весу камней, шедших на постройку, они могли не применять дорогостоящих приспособлений и обходиться легкими лесами.
Из соображений экономии они старались по возможности пользоваться самой постройкой для укрепления на ней лесов: на лицевой стене собора Парижской Богоматери до сих пор заметны гнезда, куда вставлялись пальцы, позволявшие укрепить на стене строительные леса. Эти гнезда, необходимые в момент постройки, могли оказаться пригодными и для позднейших реставрационных работ, — поэтому они остались незаделанными.
ДЕТАЛИ КЛАДКИ
Мы уже видели, что, начиная с романской эпохи, отказываются от такой кладки, при которой в выкладке углов применяются специально отесанные камни особой формы, а клинья арок отесываются зубилами по кривой. Эта дорогостоящая и вместе с тем непрочная кладка противоречила самому духу архитектуры, так считавшейся с возможностью деформаций; поэтому такая кладка была строго запрещена.
Однородная кладка. — Романские архитекторы часто облицовывали бутовую кладку тонкими плитами. В эпоху готики этот неудачный прием встречается очень редко: кладка извне и изнутри имеет одинаковую высоту рядов.
Угловые блоки из больших камней, не составляющие единства с облицовкой и не участвующие в ее осадке, постепенно исчезают: зодчие стремятся к однородности, а если нарушают ее, то делают это, как доказал Виолле ле Дюк *, сознательно и прибегают к комбинациям, свидетельствующим о глубоком понимании того, как распределяется давление.
Примечание: Виолле ле Дюк Эжен-Эмануэль (1814— 1879) — архитектор, создатель первой научной концепции готической архитектуры. Свое исключительное знание готики он черпал прежде всего из реставрационных работ; соборы в Париже, Амьене и Реймсе восстановлены были им в их более или менее первоначальном виде после переделок XVIII в. Его основной труд — «Dictionnaire raisonne de l'architecture francaise du XI au XVI siecle», I—X, 1853—1858.
Кладка с массивными включениями. — Прием А (рис. 163) достаточно выясняет идею, лежащую в основе этой кажущейся аномалии. Здесь требуется распределить тяжесть сооружения на всю поверхность широкого основания. Массив фундамента, через который должно производиться это распределение, имеет снаружи откос.
Предположим, что этот массив выполнен однородной кладкой, как показано на разрезе А'; тогда при малейшей неравномерной осадке основания образуется трещина /, которая отделит ядро массива от его скошенной части и сделает всю эту часть бесполезной, быть может, даже вредной.
Чтобы избежать этой опасности, фундамент в Амьене (разрез А) укреплен крупными каменными блоками М Эти блоки, менее сжимаемые, чем остальная кладка, будут передавать давление в R.
Такой способ применен в сильно скошенных контрфорсах, воспринимающих громадную тяжесть башен собора Парижской Богоматери. Виолле ле Дюк, имевший возможность во время реставрационных работ детально изучить конструкцию этих башен, указывает, что в толщу кладки контрфорсов введены укрепляющие «включения», состоящие из группы рядов, расположенных перпендикулярно к горизонтальным рядам (рис. 163, Р). Эти ряды, менее сжимаемые, чем горизонтальная кладка, передают давление на основание. По тем же причинам такие опорные укрепляющие «включения» с вертикальным направлением слоев нередко применялись в массивах готических зданий.
Рис. 163 |
Рис. 164 |
Представим себе столб, укрепленный колонками, на который давит тяжесть в вертикальном направлении (рис. 164). Колонки, менее сжимаемые вследствие своей монолитности, примут на себя большую часть нагрузки, чем в том случае, если бы они были выложены из слоев камня; колонки, в которых слои расположены вертикально, разгружают массивную колонну, к которой они примыкают. Когда мы дойдем до равновесия сводов, мы увидим, с каким искусством зодчие готики умели использовать этот прием всякий раз, когда им нужна была сильная и занимающая мало места опора.
Но применение подобных колонок требует большой осторожности. Ставить их на место в тот момент, когда возводится здание, значило бы подвергнуть опасности излома консольные камни В, связывающие их с основным массивом: если бы кладка ствола стала оседать, консольные камни отломились бы, как показано на рис. 164, R.
Чтобы избежать этого, колонки приставлялись лишь после выкладки ствола, когда основной массив уже осел; консольные камни В также устанавливались заранее, а колонки на них — позднее.
Такая предусмотрительность подтверждается любопытным рисунком Виллара де Гоннекур, относящимся к Реймскому собору *. Колонки, расположенные под аркбутанами Реймского собора, были возведены горизонтальной кладкой, но по первоначальному замыслу архитектора они должны были быть сложены вертикальными рядами. Набросок Виллара, воспроизводящий проект, изображает на местах колонок только одни капители: стволы их должны были быть поставлены позже.
Примечание: Реймский собор был центральным местом культовых церемоний феодальной Франции. Здесь короновались почти все французские короли. В 1210 г. пожар уничтожил старую базилику; план нового собора составлен (архитектором Жаном д'Орбэ?) в 1211 г. Первая месса в новом здании совершена в 1232 г. Здание строилось вплоть до XIV в. Длина здания 140 м, ширина 60 м, высота сводов 38 м; свыше тысячи статуй украшали знаменитое здание, жестоко пострадавшее во время империалистической войны. Лучшее издание памятников Реймса выполнено Р. Vitrу (1921).
Несмотря на эту предосторожность, колонки с вертикальными рядами часто обламывали свои опорные консольные камни в местах соединения последних с кладкой стен.
Этот способ был остроумен, но выполнение его требовало иногда большой смелости, можно даже сказать, изощренности; готическая архитектура не всегда умела освобождаться от духа современной ей схоластики, но такого рода излишества лучше всего характеризуют направление.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Готика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.
Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила т. н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
Хотя стиль готика возник в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, - это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Во Франции этот стиль получил более точное название «style ogivat» (стиль стрельчатый).
Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний.
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка.
Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
В стиле готика использовались различные строительные материалы. Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Из этого же материала строились и многие значительные здания светского и церковного характера.
В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, Северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Но основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень - отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке его сложным и богатым декором.
Готические строители работали с камнем иначе, чем античные мастера, которые для возведения часто колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки. Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, превращаясь по существу в каркасные сооружения. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть – ребристый свод составляют существо готического строительного искусства.
Ребристые своды, возведенные здешними мастерами из мелкозернистого известняка, были легкими и прочными. Ребра делались из клинообразных камней. На пересечении ребер в верхней точке размещался четырехсторонний «замок». При использовании легких материалов, например, мела и известняка, в кладке свода толщина свода и при больших пролетах была относительно невелика – 30 - 40 см.
Готический свод намного совершеннее, чем массивный и тяжелый романский. В системе свода происходит четкое разделение усилий на ребра и полотно - распалубку. В развитии крестового свода наиболее старым элементом является распалубка. Ребро на пересечении поверхностей сводов появилось позднее, что в результате полностью изменило сущность сводчатого перекрытия.
Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки.
Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.
С развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области.
До начала XIV века преобладала форма базилики. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля.
Развитие городов привело к возникновению новых типов сооружений. На рыночной площади появились здания ратуши, цехов и гильдий, требовались здания для торговли мясом и мануфактурой, склады и торговые дома. Возводились арсеналы, строительные дворы, школы и больницы. Но прежде всего горожане защищали себя и свое имущество от конкурирующих соседей и нападений феодалов, строя вокруг города стены и башни.
Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIII века. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это трeх-пятинефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора («деамбулаторием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей.
Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике — пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками.
Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы — контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. Двух-башенные западные фасады французских соборов с тремя «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах – стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали.
Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики — статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств. Декор ритмически организован и строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов.
Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-1144). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243 – 1248) с многочисленными витражами. С середины XIII века величественные соборы строились в древних европейских странах — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221 - 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.
В конце XIII — начале XIV в. строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности. С XIV века большое значение приобрели городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Для поздней («пламенеющей») готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). В светском городском зодчестве использовались главным образом композиции и декоративные приёмы готики. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.
В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру, и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичной (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, XIV-XV вв.). В миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.
В Германии расцвет готики относится к середине XIII века (западный хор собора в Наумбурге). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235- 1283); на юго-западе сложился тип однобашенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы).
Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная пластичная экспрессия. Поздняя немецкая готика (конец XIV - начало XVI вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499-1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).
Славу нидерландской готике принесли башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно богато декорированные гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200-1304, Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене).
В Великобритании предпосылки готики возникли раньше, чем на Европейском континенте, но её развитие, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным. Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий, вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Строгая геометрическая простота объёмов как бы компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и сводах.
По формам декора различают стили: ранний («ланцетовидный»; собор в Солсбери), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» готике (собор в Эксетере, между 1275-1375)) и «перпендикулярный», отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446-1515). С готикой связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву, вышивки. Влияния английской, французской и немецкой кирпичной готики сказались на готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готические части — 1180-1320), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе), Швеции (церковь в Вадстене, 1369-1430).
В Испании обширные городские соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декором на ярусы плоскости стен и небольшие окна. Интерьер разделялся надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. На готическую архитектуру Каталонии и Южной Испании оказало влияние мавританское искусство (1-нефный позднеготический собор в Жероне, 1325-1607). Крупные сводчатые залы создавались в светских зданиях (биржа в Пальме на о-ве Мальорка, 1426-1451). В XVI веке готические конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке.
В Италии в XIII в. - XIV в. элементы готики включались в романскую по духу архитектуру храмов. Стрельчатые готические своды и декор сочетались со статичностью архитектурных масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров, мраморной полихромной облицовкой фасадов и интерьеров (собор в Сиене, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции). Наиболее ярко готика в Италии проявилась в гражданском строительстве — ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции). Их суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный (в Венеции) декор контрастировал с монолитной кладкой стен. Воздействие венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия), Греции, Крита, Кипра.
Готическим постройкам Восточной Европы нередко присущи крепостные черты, лаконизм и внешняя суровость форм, контрастирующие с нарядным декором окон, башен, порталов. В Венгрии готика распространилась в конце XIII-XV вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к XIV-XV вв. (собор св. Вита и Карлов мост в Праге, зальный храм св. Барбары в Кут-на-Горе, зальные церкви Юж. Чехии). Готика распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании. В Польше готика развивалась в XIII-XV вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали крепостное строительство, а развитие городов способствовало расцвету светской архитектуры (ратуша в Торуни, городские укрепления с барбаканами в Кракове и Варшаве ( Ягеллонский университет в Кракове).
На юге Польши костёлы строились из камня и кирпича (костёл Девы Марии в Кракове), на севере — из кирпича (костёл Девы Марии в Гданьске). В Латвии переход к готике произошёл в XIII-XIV вв. (Домская церковь в Риге; замок в Цесисе, XIII-XVI вв.). В южной Эстонии в XIV в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту). Готический облик Таллина определился в XIV-XV вв. (Вышгород и бюргерская часть города с ратушей, церковь Олевисте). К XIV-XV вв. относятся раннеготические памятники Литвы (замок в Тракае), в XV-XVI вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе и дом Перкуно в Каунасе.
Читайте также: